Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима
Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима
Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима

Древний и Изначальный Устав Мемфиса-Мицраима

Древний и Изначальный Устав Мемфиса-Мицраима
Масоны в России

Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима

Ю.Е. Кондаков

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Привлечение исследований В.Бефманна-Холлвига, Г.Далтона, А.Хермана, Х.Лукаса, К.Робера позволило существенно дополнить российские труды, посвященные религиозной ситуации в России первой четверти XIX века.
В конце XVIII – начале XIX веков усилился процесс проникновения «передовых» религиозных идей из Европы в Россию. Через столетие после того, как в Москве сожгли на костре «беммиста» К.Кульмана, произведения Я.Беме стали настольными книгами русских масонов. Европейский мистицизм понемногу проникал во все слои русского общества. Дворянство и городские обыватели были вовлечены в масонские ложи, в сельской местности действовали секты. Миссионеры – менониты, квакеры, гернгутеры активно проповедовали среди крестьян. Желая изменить ситуацию и взять под контроль новое религиозное движение, Александр I учредил в России Библейское общество.
Идеи европейского религиозного возрождения оказывали влияние на императора и его ближайшее окружение. Александр I мечтал о сближении или даже объединении христианских церквей, верил в скорое Второе Пришествие, пророчества и предсказания. Он встречался с известными мистиками И.Г.Юнгом-Штиллингом и В.Ю.Крюденер, посещал общины гернгутеров и скопцов. Среди конкретных мероприятий новой религиозной политики было учреждение Министерства духовных дел и народного просвещения. Дела всех исповеданий империи велись теперь в одном департаменте, во главе министерства встали члены Российского библейского общества. Новостью русской религиозной жизни этого периода стала активная проповедническая деятельность. В российских православной и католической церквях в начале XIX века проповеди читались на латинском языке и часто заимствовались из специального сборника проповедей. В ходе реформы Духовных училищ в С.-Петербург стали вызываться наиболее талантливые молодые проповедники. Таким образом, в окружении императора появился и Филарет (Дроздов), будущий митрополит московский. Заботились власти и о проповедниках для католического духовенства.
В своих религиозных реформах А.Н.Голицын вскоре натолкнулся на сопротивление духовенства официальных церквей. Тогда его внимание привлекли деятели немецкого движения «пробужденных» И.Линдль и И.Госснер. Этих католических пасторов рекомендовали Александру I И.Г.Юнг-Штиллинг и В.Ю.Крюденер. За вызовом в Россию И.Линдля и И.Госснера стоял целый ряд разнообразных причин:
1) Талантливые проповедники;
2) Их религиозное направление отвечало взглядам императора и его окружения;
3) Их учения предполагало уничтожение границ между различными направлениями христианства, это был мощный рычаг давления на духовенство официальных церквей;
4) Оба проповедника подвергались в Германии преследованию властей;
5) И.Линдль занимался организацией переселения своих сторонников на Юг России, И.Госснер был известным переводчиком и комментатором Библии;
6) Это делалось «в пику» Римскому Престолу, отношения с которым в то время особенно обострились.

Несмотря на то, что И.Линдль и И.Госснер служили в католических церквах, на их проповеди собирались представители всех конфессий. Покровительство руководителей Соединенного министерства привлекало чиновников этого ведомства к службам пасторов. Проповеди И.Линдля и И.Госснера были яркими, они строили свою аргументацию на Священном Писании, проводили параллели с современной жизнью и бичевали пороки клира официальных церквей.
И.Линдль и И.Госснер были далеко не самыми заметными деятелями европейского религиозного возрождения. Главой баварского движения «пробужденных» был М.Боос, его наставником известный мистик И.Зайлер. Ни они, ни известный мистический писатель И.Юнг-Штиллинг в Россию не приглашались. Крупный немецкий философ К.Баадер был вызван в Россию в 1820 году, но права на въезд не получил и был остановлен на границе. Все это свидетельствует о том, что реформировать русскую жизнь на основании новых европейских течений Александр I не собирался. Деятели европейского религиозного возрождения нужны были императору для локальных политических целей – давления на внутренних и внешних консерваторов, просвещения общества. Для этого было достаточно и второстепенных фигур. Императору были нужны не теоретики, а хорошие исполнители его воли.
Немецкие проповедники призывали паству бороться с грехами, очиститься перед Вторым Пришествием, соединиться с Богом. Их проповеди были очень популярны у жителей столицы. Подобные идеи вполне отвечали желаниям властей, они гарантировали лояльность подданных. И.Линдль и И.Госснер отбирали слушателей не только у своих коллег, но и у масонских лож и сект. Важным моментом было то, что из-за критики клириков И.Линдль и И.Госснер постоянно нуждались в поддержке правительства и были управляемы. Контролировал проповедников лично А.Н.Голицын, посещавший их церковные и домашние службы. Александр I использовал «пробужденных» до тех пор, пока это отвечало политическим интересам.
Нельзя согласиться с утверждением немецких исследователей о том, что причиной высылки из России И.Линдля и И.Госснера стало влияние канцлера Меттерниха на Александра I. Высказывания Меттерниха почти дословно совпадали с позицией российских консерваторов-оппозиционеров. Пойти навстречу пожеланиям консерваторов Александра I заставила изменение политической ситуации в Европе. В данный момент поддержка европейских религиозных диссидентов стала невыгодной. Новая ставка делалась на европейских католиков и консерваторов.
И.Линдль не скрывал, что находится в браке, но это было использовано властями, как повод к высылке лишь в конце 1823 года. Аргументом для удаления И.Госснера послужила книга «Дух жизни и учения Иисуса Христа в Новом Завете», на которую подали жалобу представители православного клира. Александр I поспешил удалить пасторов от негодовавших на них противников за пределы России, снабдив деньгами не только на проезд, но и на обустройство на родине. В течение нескольких лет немногочисленные последователи И.Линдля и И.Госснера в России подвергались гонениям, но затем им разрешили собрания.
Контакты российского общества с европейским движением религиозного возрождения осуществлялись в основном через масонов, иностранных миссионеров и при помощи правительственных органов. Таким образом, невозможно было вовлечь в процесс значительные массы населения. Пропагандой были охвачены в основном высшие слои столичного общества. Окружение А.Н.Голицына полностью восприняло и копировало в своей практике новое религиозное направление. Оставаясь в лоне Православной церкви, эти люди, подобно европейским мистикам, пытались внедрять новые идеи. Совершенно иначе обстояло дело в немногочисленных сектах, образовавшихся под воздействием европейских миссионеров в народной среде. Духоборы, молокане, секта есаула Котельникова восприняли и адаптировали европейский мистицизм, но в отличие от обществ высшего света, сектанты быстро разрывали отношения с официальной церковью. Их объединения быстро выявлялись, локализовывались и, по возможности, ликвидировались (если не получали правительственную поддержку). Крайне низкий уровень образования сельского населения России затруднял внедрение новых идей.
Несмотря на все старания Библейского общества и Министерства духовных дел и народного просвещения, европейское религиозное возрождение практически не затронуло православный клир. То, что православное духовенство не восприняло идей европейского религиозного возрождения, вовсе не значило, что они противоречили православной догматике. Многие положения концепции «пробужденых» были в постоянной практике и у православных. За столетие до квиетистов и пиетистов мистические упражнения были описаны в «Домострое». Каждому православному следовало шестьсот раз в день повторять «Молитву Иисусову», «после первого года войдет в него Сын божий – Христос, после второго – войдет в него Дух Святой, а после третьего – приникнет к нему Отец, и, войдя в него, обитать в нем станет Святая Троица, поглоти молитва сердце и сердце поглотит молитву…».1 Главным отличием православной практики было утверждение о том, что Спасение души возможно лишь в рамках Православной церкви. «Пробужденные» вверяли себя «озаренному» пастырю. На православном Востоке и в России так же существовал институт духовного послушания (старчества), согласно которому пасомый передавал свою судьбу полностью на усмотрение своего духовного отца. При этом «старцами» были монахи с большим духовным опытом, сами прошедшие долгий путь послушания и подтвердившие делами свою прозорливость. Утверждение «пробужденных» о том, что правильно воспринимать Библию может лишь человек получивший «озарение от Бога», соответствовало учению Православной церкви. Православные считали, что с Божьей помощью воспринимать славянский текст Священного Писания должен даже не знакомый с церковно-славянским языком. Только для того, чтобы получить подобное озарение, надо было потратить много сил, сопровождая чтение Библии постом и молитвой. У «пробужденных» под «озарением» понималось случайное событие: вид солнца, отраженного в серебряном кувшине (Беме), гибель знакомого (Гийон), присутствие при смерти благочестивой женщины (Боос). С позиций Православной церкви «озарение», подобное практике «пробужденных» считалось порочным и идущим из источника, противоположного Богу. Подобные «озаренные» не могли кем либо руководить и брались на подозрение. При этом озарения Православная церковь не отрицала. Ярким примером подобного явления может быть Св. Ксения Петербуржская, до сих пор широко почитаемая в России. Озарение, носившее характер юродства, было неприемлемо для европейцев.
Идеи европейского религиозного возрождения смогли распространиться в России в первой четверти XIX века только благодаря поддержке властей. По воле Александра I существенные преимущества перед православными получили духоборы, были созданы идеальные условия для работы в России Библейского общества, действовали в С.-Петербурге секта скопцов Кондратия Селиванова и общество Татариновой, в Прибалтике и на Юге России общество Крюденер, широко издавалась европейская мистическая литература. Долгое время защитой правительства пользовались И.Линдль и И.Госснер, вызванные в Россию по распоряжению императора. Существенным моментом в деятельности И.Линдля и И.Госснера являлось то, что они были католиками, и их деятельность была направлена в основном на немцев – католиков и лютеран (к этим же церквам принадлежали и последователи пасторов). Случаев смены своей веры православными в результате действий И.Линдля и И.Госснера зафиксировано не было. Совершенно по-иному обстояло дело с сектами, пользовавшимися поддержкой правительства.
И.Линдль и И.Госснер были яркими представителями европейского религиозного возрождения. Их религиозные взгляды последовательно изменялись от католицизма к протестантизму (а в случае с И.Линдлем и дальше). Они были благочестивы, истово религиозны, занимались благотворительностью и миссионерством. Всю свою жизнь они посвятили служению избранным идеалам. Пасторы были яркими проповедниками и комментаторами Евангелия. Их стараниями в движение «пробуждения» было вовлечено множество людей. Их последователи в России в течение полувека сохраняли верность своим учителям. Отправиться в Россию И.Линдля и И.Госснера заставило преследование властей в Германских княжествах и желание нести Слово Божье.
Прозелетизм И.Линдля и И.Госснера был принят в штыки клиром официальных церквей. Обвинения, возводимые на пасторов, были совершенно не соразмерны их делам. Их обвиняли в создании сект, совращении католиков, подготовке революции в России. Думается, что митрополит Серафим и архимандрит Фотий были достаточно квалифицированы, чтобы понять, чем является по отношению к официальным церквам движение «пробужденных». Угрозы православию оно не представляло, недаром митрополит Михаил переводил проповеди И.Линдля и издавал их. Церкви угрожала религиозная политика Александра I. Если бы ему удалось внедрить в России идеи европейского религиозного возрождения, то в народной массе неизбежно произошел бы раскол. Последствием могла быть гражданская война. Оппозиционеры предупреждали о том, что с верой в Церковь у народа исчезнет и верность престолу. Спустя полвека схожую обработку народных масс (только на другой основе) начали народники, а затем социалисты-революционеры. Спустя еще полвека им удалось подготовить деревню к революции. Существенным моментом революционных ситуаций в России начала XX века было то, что часть духовенства встала в оппозицию к власти. Среди них были будущие обновленцы, сторонники реформ и, напротив, те, кто считал, что Церковь ущемлена властью обер-прокурора, и необходимо добиться у самодержавия созыва Собора и избрания патриарха. Архимандрит Фотий очень верно замечал, что мистикам не удалось найти проводников своих идей в среде православного клира, и они вынуждены были прибегнуть к услугам И.Линдля и И.Госснера. Можно согласиться с тем, что деятельность пасторов среди католиков и лютеран была лишь экспериментом, опыт которого планировали внедрить и в отношении православных.
Православные оппозиционеры использовали И.Госснера, как повод ударить по религиозной политике правительства. Они критиковали не пастора, а самого Александра I и его друга А.Н.Голицына. Естественно, обвинять императора и князя в ереси оппозиционеры не могли. Отсюда и политические обвинения, предъявляемые И.Госснеру – причастность к баварскому ордену иллюминатов, подготовка всемирной революции. И.Линдль и И.Госснер хотели совершенно иного – очищения церкви и объединения христиан перед Вторым Пришествием. Хочется несколько перефразировать слова А.В.Суворова: «что для немца хорошо, то для русского смерть».

  1. Домострой. СПб. 2005. С. 149.
Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима