Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима
Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима
Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима

Древний и Изначальный Устав Мемфиса-Мицраима

Древний и Изначальный Устав Мемфиса-Мицраима
Масоны в России

Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима

Ответы Брата Зелота на часто задаваемые вопросы о масонах и масонстве

Должны ли различаться перчатки у Мастеров и Учеников?

Ученикам положено носить просто белые перчатки, а начиная с Подмастерья — уже с любыми рисунками, которые не регламентируются и зависят только от выбора самого человека, который их покупает. Это масонская мода и, как таковая, совершенно современная устная традиция, никаких рисунков на перчатках не было ни у кого никогда вплоть до середины ХХ века. Предписание Ученикам носить чисто белые перчатки не является обязательным для исполнения.

Масонство – для избранных?

Да, конечно. Любая организация состоит из отобранных по особым критериям людей, а не из всех вообще, в противном случае просто не имело бы смысла ее организовывать. Поэтому единственное, что здесь важно — это критерии отбора и личность отбирающих. В масонстве отбор и посвящение новых членов проводится Ложей, в которую Кандидат подает прошение о приеме, и больше никем. Ложа — ее руководство и все остальные ее члены — являются единственными выборщиками в этом процессе. Никакому высшему руководству любой масонской организации нет никакого дела до политики членства отдельной Ложи: таков закон автономии Лож внутри масонской организации. Руководство Ложи проводит предварительные собеседования с Кандидатом, желающим вступить в Ложу, оглашает в Ложе свои наблюдения и рекомендации, затем Кандидат приходит в масонский храм и подвергается перекрестному опросу всеми членами Ложи, а потом все члены Ложи участвуют в тайном голосовании (черными и белыми шарами) по этой Кандидатуре. Процесс приема абсолютно демократичен. Гораздо важнее критерий отбора, который в масонстве один и уникальный. В XVII веке, при создании спекулятивного масонства, оно выставило единственным критерием отбора членов нравственность. Этот принцип сохранился до нашего времени. Формулировка «стать вольным каменщиком может только свободный человек добрых нравов» в наше время — когда уже не существует понятия «крепостной» — означает, что в масоны может быть принят только хороший, честный и порядочный человек, неравнодушный к своей духовной жизни. В годы раннего масонства все другие социальные группы формировались по другим признакам: религиозные группы, политические партии, ремесленные гильдии, сословные группы, — и только спекулятивное масонство заявило, что в Ложу может быть принят католик, кальвинист, иудей, тори, виг, каменщик, садовник, джентльмен, торговец, ученый, лакей, — и все они станут Братьями и Сестрами, помогающими друг другу. Только каждый из них должен быть человеком нравственным и широких взглядов. Естественно, и раньше, и теперь несовершенство человеческой природы выборщиков позволяло и позволяет людям бесчестным и лицемерным обманывать доверие масонов и проникать в их ряды, но процент их всегда был мал и на общее течение масонской жизни влиял лишь ограниченно. Обычно в обществе считают, что в масоны принимают лишь видных политиков и иных «правителей мира». Это не так. Формальных критериев мало: возраст от 21 года (в некоторых Ложах от 18 или от 25), достаточные финансовые средства для того, чтобы платить взносы (весьма скромные), и достаточное количество свободного времени, чтобы посещать собрания 1-2 раза в месяц. Социальное положение не важно — как и в старину. Некоторые масонские организации отказывают в приеме женщинам, другие — атеистам. Но есть и организации, в которые допускаются все желающие, отвечающие весьма расплывчатому, но неизменному с XVII века нравственному критерию.

Масонство – тайное или закрытое общество?

Масонство — закрытое общество. У масонских Лож есть собственные интернет-ресурсы, они часто зарегистрированы в мэриях и министерствах своих стран, у них есть свои храмы, на которых открыто размещена масонская символика, они ведут общение с внешним миром и другими социальными группами своих стран, публичную деятельность. Любой масон имеет полное право открыто заявлять о своем членстве в Ложе кому угодно (но не раскрывать имена других масонов без их согласия). Но масоны не открывают окружающему миру свой внутренний мир во всех подробностях (хотя открытая публикация ритуалов в наше время уже стала обычным явлением) и не допускают на свои собрания не-членов организации (хотя допускают их на специально собранные открытые мероприятия). Тайными можно назвать такие общества, о которых: 1) Известно, что они существуют, но не известно, кто там состоит, где они собираются, чем занимаются и зачем, или 2) Не известно вообще ничего, включая сам факт существования такого общества, иными словами, можно предположить, что мы ничего не знаем о тайном обществе «Иннауи-33», о нем нет ни единого документа и ни одной публикации, но оно тем не менее существует, а где, в каком составе, для чего, как называется по-настоящему, — мы этого никогда не знали и никогда не узнаем.

Наносят ли масоны вред России?

Нет, не наносят. Группа философствующих благотворителей, нацеленная на духовное совершенствование самих себя, может разве что раздражать окружающих, но не вредить им. Масонство не занимается и не интересуется политикой, хотя в число членов Лож входят и патриоты, и космополиты, и правые, и левые, и центристы, — но им запрещено обсуждать эти темы в Ложе, хотя их деятельность во внешнем мире Ложе неподконтрольна.

Франк-масоны. А какие есть еще масоны?

Никакие. Франкмасоны и масоны — это одно и то же, в переводе термин означает «вольный каменщик». Он использовался ранее и используется в наше время в европейских языках для того, чтобы отличать обычного каменщика-строителя (mason) от спекулятивного вольного каменщика (freemason, francmacon). В русском языке этой проблемы не возникло, потому что каменщик так и остался каменщиком, а для определения вольного каменщика отлично усвоилось иностранное слово «масон».

Кто такие жидомасоны?

Это конспирологический фантом, изобретенный русскими и австрийскими журналистами в 70-е годы XIX века. Хотя тенденция наблюдалась и раньше. В масонство с XVII века принимают и христиан и иудеев, в старину это шокировало общественность. В основе главных масонских степеней (1-3) лежит ветхозаветная легенда о строительстве Первого Храма Иерусалимского, поэтому в ритуалах имеется ветхозаветная (иудейская) символика. Этих двух пунктов вполне достаточно для того, чтобы масонство подозревали в особой симпатии или даже приверженности к иудаизму. Обычно не обращают внимания на то, что в своей основе ритуалы наполнены совершенно христианской нравственностью, что во многих Ложах все клятвы приносятся именем Иисуса Христа (а до 1720-1725 гг. так было во всех Ложах мира), что в наше время есть особые христианские масонские уставы и отдельные христианские степени в других уставах и т.п. Масонство — порождение протестантской этики Нового времени, и именно она заложила основу масонским нравственным канонам, одним из которых является веротерпимость. О том, как складывались конспирологические теории, можно узнать из лекций, размещенных на нашем сайте (ТУТ ССЫЛКИ НА МОИ ЛЕКЦИИ О ТЕОРИИ ЗАГОВОРА 1 И 2).

Еврейское масонство

Масонство еще в самом начале своей истории провозгласило, что членом Ложи может стать приверженец любой религии, и это было крайне важно для европейского общества 40-50-х гг. XVII в., потому что цивилизованный мир едва оправился тогда от кровавых религиозных войн, унесших около трети взрослого населения. Однако, означало это в те времена, скорее, «любой христианской религии», чем «любой религии» вообще, просто потому что мало кому из иудеев в Англии и Шотландии, по большей части, мелких торговцев и ремесленников, пришло бы в голову просить членства в клубе джентльменов, каковым было масонство уже в те времена. А серьезно говорить о присутствии в тех краях заинтересованных во вступлении в масонство мусульман или, например, буддистов, было бы просто смешно. Но век спустя ситуация поменялась, и в 1820 г. в Англии в масонство был принят первый иудей, и с тех пор иудеи свободно принимаются в масонство в большинстве Лож мира (хотя есть масонские уставы и отдельные степени, прием в которые доступен только христианам). В Государстве Израиль действует собственная Великая Ложа, основанная в Шотландии, в которую принимают иудеев, христиан и мусульман, в настоящее время ее Великим Мастером является палестинец, прихожанин греческой православной церкви. Вообще в масонстве отсутствует критерий национальности как таковой — определенное значение имеет только религиозная принадлежность, поэтому говорить о «еврейском масонстве» было бы вообще некорректно, поскольку в масонстве можно обсуждать только «иудейское масонство», «христианское масонство» и т.п.

Кто правит масонами

Никто, кроме самих масонов. В каждом масонском послушании есть руководящая организация — Великая Ложа (или Великий Восток), но каждая Ложа в основном самостоятельна и независима в принятии решений о своей собственной деятельности. Представители всех Лож послушания путем демократических выборов избирают руководителя великой Ложи — Великого Мастера, и его решение является последним и окончательным для данной великой Ложи в данной конкретной стране. Масонских послушаний в мире несколько, они существуют независимо одно от другого и иногда даже отказываются признавать друг друга масонскими организациями, они могут дружить или враждовать между собой, могут соблюдать нейтралитет или «не замечать» друг друга. Поэтому в каждой стране могут сосуществовать несколько Великих Лож и несколько Великих Мастеров. Внутри каждого из послушаний территориальная великая Ложа независима и сама определяет свою внутреннюю политику, но при этом регулярно проводятся конференции Великих Мастеров, где они обсуждают между собой общие проблемы и проекты. Исключения составляют несколько уставов, например, Устав Мемфиса-Мицраима, где административное общее руководство осуществляется одним Международным Великим Мастером, которому подотчетны национальные Великие Мастера; этот международный Великий Мастер избирается национальными Великими Мастерами из их числа на определенное время и затем сменяется.

Цели масонов

Цели масонов и масонства — сложный вопрос для обсуждения по той причине, что никто из задающих вопрос никогда не верит и не поверит в то, что говорят на эту тему сами масоны. Действительно, если в XVII веке стороннему наблюдателю могла показаться, по крайней мере, интересной и заслуживающей внимания цель — собрать вместе всех честных, образованных и порядочных людей, чтобы они имели общую площадку для духовного самосовершенствования и могли свободно просвещать непросвещенных и заниматься благотворительностью, не мучась при этом религиозной, политической или социальной враждой, — то в наше время общественные нормы радикально поменялись (далеко не в последнюю очередь за счет успехов масонства в преобразовании европейского общества в XVIII — XIX вв.), и эта цель не видится современному человеку отдельной и интересной. Современный сторонний наблюдатель чаще всего переспрашивает: «Ну это всё понятно, обычная трескотня за все хорошее против всего плохого, а по-настоящему-то какие цели?». И ответить ему, собственно, нечего. Потому что масонство не поменяло своей цели за 300 лет существования. Оно принимает в свои Ложи людей, обладающих высокой нравственностью и стремлением к духовному совершенствованию, и обеспечивает им наилучшие условия для духовной работы, приобщая к старинной мистериальной традиции, идущей из глубины веков и давшей миру многих выдающихся мыслителей и творцов. Практических (политических, финансовых, религиозных и т.п.) целей масонство не преследует, если не считать практической целью благотворительность и просвещение путем организации светских учебных программ и издания просветительной литературы.

Масоны и Мальтийский орден, масоны и тамплиеры

Все легенды о тайных обществах в современном мире происходят из двух главных источников — двух легенд об архетипических тайных обществах, которые или были или нет, — это так никому точно и не известно, — но послужили прототипами для всех иных реальных и вымышленных тайных обществ цивилизованного мира. Это архетипы Тамплиеров и Розенкрейцеров. Архетип Тамплиеров — властный и могущественный орден рыцарей — одновременно монахов, дворян, воинов и банкиров, — который внутри христианского мира занимал значительное положение, но исповедовал особое тайное учение, и когда он пал по злой воле французского короля и был уничтожен в XIV веке, рыцари сохранили свое учение и тайно продолжают его передавать под другим названием своим преемникам. Архетип Розенкрейцеров — тайное невидимое общество просвещенных алхимиков и магов, в светской жизни, в основном, медиков и учителей, которые совершенно сокрыты от внешнего мира, могут не знать друг друга в лицо, собираются вместе только изредка и только для приема новых членов, но при этом тайно направляют жизнь внешнего мира своими поучениями и магической силой. Естественно, масонство как старейшее из закрытых посвятительных обществ не могло не впитать эти легенды и не воспользоваться ими. В начале XVIII в. во Франции особенно ярко заявила о себе тенденция масонов-дворян к отрицанию «низкого», «ремесленного» происхождения масонского братства, действительно в то время состоявшего преимущественно из высших сословий. Это умонастроение было отражено в знаменитой речи кавалера Рамзая (1737 г.), в которой он впервые возвел происхождение масонства к рыцарям-иоаннитам (впоследствии Мальтийский орден), которые, по его словам, принесли идеи масонства в Европу из Крестовых походов. Практически сразу, уже в середине 40-х гг. XVIII в., немецкие масоны перенесли «исток масонства» в Орден Храма (тамплиеры), в частности, потому, что мальтийский орден в то время (как и сейчас) существовал, а тамплиеров больше не было, и про них можно было говорить как про покойников — что угодно. В начале XIX в. на волне возраставшего шотландского патриотизма и нараставшей пропаганды шотландских исконных ценностей в масонской Англии активно развивалась тема предположительного спасения большого числа тамплиеров в Шотландии и их сотрудничества с шотландскими королями. Это привело к широкому распространению «шотландского масонства» в Европе (островной и континентальной) и созданию отдельных «тамплиерских» масонских организаций. Важно отметить, что в ряде масонских уставов и тогда, и в наше время существуют степени, дающие Кандидатам «тамплиерское», «мальтийское» или «розенкрейцерское» посвящение с использованием символов и легенд соответствующих орденов, но масонство честно, открыто и прямо признает, что употребляет эти термины символически — осознавая, что это лишь легенды, и не претендуя на владение «настоящим тайным знанием тамплиеров, мальтийцев и розенкрейцеров» хотя бы потому, что никто не уверен в том, что такое знание существует в реальности. Носители масонского тамплиерского, мальтиийского и розенкрейцерского посвящения не претендуют на членство в каких-либо иных организациях, использующих в своем названии эти слова. Нет никакой связи между масонами и государством Мальтийский Орден, а также между масонством и отдельными не-масонскими орденами и обществами тамплиеров, мальтийцев и розенкрейцеров, хотя членство в них может быть доступно и членам масонских Лож, в том числе, поскольку это частное дело всякого масона, неподконтрольное его Ложе, как и прочие его частные дела.

Почему на Ваш взгляд масонство в России так малочисленно?

Потому что был разрыв традиции. В наше время люди идут за социализацией, продвижением по службе, друзьями по хобби и увлечениям, по интересам — в клубы, кружки, сетевые сообщества, спорт-яхт-гольф клубы и т.п. Там теперь и элиты и знакомства и интересы. Все больше времени людьми тратится на работу и активный отдых, все больше вышеперечисленных занятий переносится в интернет. Сейчас редеют ряды всех очных организаций в мире. Но в Европе и Америке масонство всегда спасал фактор традиционности, вечности, консервативной стабильности и поэтому привлекательности, даже наследственности. Было нормально принимать в свою ложу своих сыновей, когда подрастут, иметь династии, общие сборы масонов с семьями на пикники и т.д. В России традиция рвалась 3-4 раза, и в 1991-1992 гг. ее насаживали снова нежными корешками в асфальт. То есть козыря устоев нет, а все современные минусы есть. К тому же в российском масонстве нет действующих президентов, парламентариев и министров, крупного бизнеса, великих людей искусства, финансы мизерные, это не прибавляет авторитета. В-третьих, у нас каждый — пассионарий, высокоразвитая духовная личность со сложившимся характером и весомыми мнениями — поэтому часты ссоры и расколы. Дробятся великие ложи, и подавляющее большинство ушедших из масонства Братьев и Сестер — это разочарованные бесконечными ссорами и низким уровнем масонских лидеров, которых они сначала-то считали учителями масонской философии и этики. Также несовершенен отбор кандидатов — все равно проникают люди, которые стремятся к тому, что прочли в антимасонской литературе, славе, богатству, магическим навыкам, — они этого не находят и уходят. Масонов мало не потому, что к ним не идут (за 20 лет посвящение в России прошло около 1300 человек, ну примерно как в одном округе одного штата США за месяц), а потому что от них уходят (выход из ложи совершенно свободен, по заявлению на имя ее Мастера, которое даже часто лень писать этим людям, они просто перестают приходить на собрания и не берут трубку). Ну и нельзя забывать, что российское масонство с самого начала и до сего времени в части юрисдикций ежедневно мониторилось спецслужбами, как бы чего не вышло. И представители спецслужб, не скрывавшие этого, занимали в масонстве страны разные посты, и высокие тоже. Так что многие масоны не исключают, что темпы потенциального роста тормозились и намеренно. Но лично я полагаю, что сильно мешать российским масонам и нет необходимости, они стабильно раз в год перессорятся сами все со всеми.

Позволяется ли в ложах критиковать обладателей старших градусов?

Естественно. Все же братья. Иерархия носит, в основном, ритуальный характер. К тому же никто не отменял той истины, что градусы дают за заслуги перед организацией и выдающиеся личные свойства и личный вклад в общее дело. Поэтому управление орденом осуществляют чаще всего носители высших градусов, хотя прямой официальной связи в большинстве масонских орденов между градусами и должностями нет. Из прижившихся в России только Устав Мемфиса-Мицраима открыто иерархичен и низшие градусы подчиняются решениям высших. Но носители высших градусов получили их путем «поглощения» низших, поэтому ходят на собрания всех градусов вообще и участвуют в общей работе наравне со всеми остальными. Но в любом случае, любая критика должна быть фактической, а не эмоциональной.

Как у масонов полагается относиться к проявлениям сексуальности?

А никак. Это область частной жизни человека, в которую ложа не лезет, и даже кандидатов на предварительных собеседованиях на эту тему не допрашивает. Есть некоторые тонкости в смешанных послушаниях — официально принято распределять пары по разным ложам, чтобы на духовное развитие не влияли иные отношения. Но на деле это не часто соблюдается. Все люди, все человеки. Пары могут создаваться и распадаться и в ложе. Чаще в смешанных, конечно, но теоретически и в однополых тоже, просто сам не видал, не могу точно сказать. Распад пар обычно трагичен — кто-то обязательно покидает ложу, это данность.

Лозунг-цель «Свобода, Равенство, Братство» уже не так актуален, как триста лет назад: по первым двум пунктам прогресс произошел, а по третьему чуть ли не регресс. Есть ли более современные ценности?

Прогресс действительно «произошел», в первую очередь, силами масонов, создавших Век Просвещения, но он не завершен, свобода и равенство есть не у всех того достойных. Братство, к сожалению, действительно пока не царит и даже не планирует царить. Но масонство ценно, в частности, политикой точения камня каплей. Оно старается не менять целей, потому что они фундаментальные: брать порядочного человека, желающего окружающим блага, и снабжать его обществом единомышленников, площадкой для интеллектуальных и практических упражнений и приобщением к многовековой традиции, которая продемонстрировала, что реально может помогать в личном усовершенствовании и распространении этого совершенства в окружающем мире. Поскольку общество религиозно-философско-этическое, и цели у него могут казаться расплывчатыми. Но это ж не бригада строительная, в конце концов: «Вот вам кирпичи/блоки, а завтра чтоб из них был построен дом вот по такому плану». История свидетельствует, что методы работают и цели достигаются, ну и хорошо.

Нравственное (или духовное) совершенствование человека и общества, которым занимаются масоны, вроде бы бессмысленно без глубоких знаний психологии и социологии. Как относятся масоны к этим наукам и науке вообще?

Отлично относятся и нередко зачитывают и обсуждают свои доклады на эти темы на собраниях. По сути, то, что в ХХ веке стало психологией, политологией и социологией, во все иные времена входило в медицину, теологию и философию, и масонство испокон веку интересовалось поведением человека и групп людей, считая, что это его долг в силу культового призыва «Познай самого себя». Так что здесь масоны в выигрыше, потому что еще в XVIII в., например, имели инструменты исследования этих «современных» наук, сконструированные и отшлифованные их предшественниками — членами закрытых обществ более раннего времени.

Можно ли понимать это так, что у масонов в XVIII в. был «доступ к закрытым материалам»? И как сейчас с этим?

После появления интернета и цифровых технологий никаких тайных знаний больше нет. Как специалист говорю, что максимум сутки напряженного поиска приведут к нахождению любого «тайно-тайного» документа в интернете. Это в XVII в. некто мог прочесть загадочную рукопись провидца типа Сведенборга и создать особое общество, чтобы оно узнало это учение, ведь книга одна, другой такой нет, и ее можно только читать друг другу вслух и запоминать. В наше время создание общества вокруг одного манускрипта — нонсенс, а в XVIII в. — обычная практика. Разрабатывались особые ритуалы на материале той или и иной книги или устного предания, все дела. В наше же время проще разослать такую внезапно найденную книгу откровений в формате PDF по всему своему списку рассылки. Современные закрытые общества сохраняют форму старинных и хранят определенные практики, но практически всю их литературу может прочесть каждый, где найдет, если сможет отличить от тысяч подделок и пародий. Ведь современное информационное пространство — реально свалка, где есть и золото и грязь.

Досточтимый или Достопочтенный? точнее, кто Досточтимый, а кто Достопочтенный?

В русской традиции, заложенной преимущественно личной волей первого переводчика французских ритуалов на «современный русский язык» ныне покойного уважаемого К. Котлярова (из парижских русских второго поколения), существует разделение между прилагательными Venerable (Досточтимый) и (Tres) Respectable ((Весьма) Достопочтенный). В англ. языке оба эти слова передаются словом Worshipful, и поэтому многие русские масоны или просто читатели масонской литературы на англ. языке путаются. В современном российском масонском обиходе Досточтимый — Мастер ложи (Мастер Стула). Достопочтенные — ложа, великие офицеры великой ложи. Также Котлярову принадлежит традиция передавать прилагательное Illustre как «Достославный». Иногда современные российские масоны пытаются «исправлять» сложившуюся традицию — называть ложи «Достойными», мастеров — «Почтенными» и т.п., но опыт показывает, что это не приживается, по крайней мере, сейчас, пока живы работавшие в 1992-2001 гг. по чисто котляровским ритуалам. Сам Котляров утверждал, что пытался совместить словари современного французского масонского обихода и старинных русских ритуалов. Но как и с самими ритуалами, в итоге получилось нечто промежуточное, эклектическое и требующее редактуры даже после уже имевших место двух редактур.

Из всей отечественной антимасонской литературы — от Шмакова, Селянинова, Нилуса, Бостунича, Иванова, Маркова, Башилова до Платонова, Бегунова, Острецова и Воробьевского — на Ваш взгляд, всё — абсолютный шлак на 150%, или среди подобного неадеквата попадаются хотя бы минимально занятные работы?

Ну, я бы не сказал так огульно, что они все шлак. Они даже интересны порой. У меня вообще только один пунктик и он же — главная тема исследований и главный интерес. Мне во всей мировой истории интересна история человеческой мысли, как она развивалась и откуда-куда ходила какими путями. Так вот, с этой точки зрения, конспирология крайне интересна. Как стремительно разлагающееся сознание старика в деменции (маразме) пытается из обрывков расползающейся картины мира сшивать крупными стежками этот мир заново, строить связи между явлениями, формировать целостное мировосприятие. Именно так формируется структурированный бред с сюжетом, своей логикой и т.д. — точно так же мир конспиролога, питающийся обрывками данных, составлен из новых смысловых связей, не таких, как в мире тайных обществ. То есть, конспирология ничего не знает о тайных обществах в действительности, кроме обрывков данных, но логично и целостно реконструирует свое представление о них на основе этих обрывков. Так что тайные общества конспирологов не соотносятся с реальными тайными обществами никак, это вымышленные тайные общества, фэнтезийные. Но конспирология — не фэндом, а религия современного пострелигиозного мира, поэтому она реально влияет на современный социум и на историю мысли в целом. Как такая штука может не интересовать или называться шлаком? Интересные собственные миры выстроили и Вас. Иванов, и Платонов, и Острецов, и Воробьевский, и до них десятки людей во всех странах, взять хотя бы Айка, Бостунич, Марков, Башилов, Бутми и Бегунов из этого списка, напротив, бездари и скучнейшие люди, без фантазии и таланта, они просто компилируют вырезки из книг и прессы и площадно ругаются. Но российские авторы вообще все традиционно очень вторичны, прямолинейны, лишены художественного вкуса и чувства меры, да и зачастую просто тупо переводят иностранцев и подписывают своим именем (Емельянов-«десионизатор» познакомил русскоязычного читателя с Таксилем, Боголюбов — с Саттоном и Хёйзингой), добавив туда немного ругательств. Еще есть не собственно конспирологи, а конспирологи, мимикрирующие под ученых — Дугин, Курбатов, Немировский, это вообще невозможно читать, ибо абсурдно. Конспирология — как роман, как проповедь, — может бередить душу и поражать интересными поворотами сюжета. А когда та же вымышленная чушь подается без беллетристики, она становится чушью не прелестной, а нудной. Для меня необоримый кумир в этой сфере — Лео Таксиль. У него было всё, и фантазия, и стиль, и беспредельный цинизм, и внимание к деталям, и понимание и умелое пользование источниками, осведомленность в теме, погруженность в нее, верная оценка аудитории и т.п.

Когда в интернете видишь фото масонов в их облачении, сразу бросается в глаза огромное количество орденов и медалей! Откуда эти награды и зачем их одевать в таком количестве? В зависимости от послушания можно носить или знаки всех своих высших степеней или только определенных.

Не будем забывать, что масонство — это Орден. А Орден — это не только люди, но и знаки отличия. То, что мы привыкли называть «орден» и носить на груди, официально называется «Знак Ордена», в то время как «Орден» — это организация, знаком принадлежности к которой он является. Посвящение в тот или иной Орден всегда считалось отличием, наградой, и сам этот смысл перешел в языке на знак Ордена: «орден=награда». На масоне чаще всего навешаны знаки всех Орденов, в которых он состоит в масонском Братстве, но повторяю, ему могут их запретить носить в той или иной Ложе. То есть это не медали за заслуги, а знаки принадлежности к разным степеням. Но в степени тоже посвящают за заслуги, поэтому масонские медали и наградами являются отчасти тоже. У каждой степени есть полное облачение. Но носить полные облачения нескольких степеней вместе невозможно, поэтому надевают облачение какой-то одной степени плюс нагрудные знаки остальных степеней. Также Офицеры Ложи носят на медалях Символы своих должностей. Также медали вручают за 10, 50 и другое количество лет в Братстве, «за выслугу лет». Также в разных Ложах мира учреждаются местные наградные медали — за активную работу, за благотворительность, за лекторское мастерство, за общий вклад в развитие Ложи и т.п. Носятся они все вперемежку, поэтому их может быть много у заслуженного человека.

Что по-Вашему включает в себя такое понятие как «конспирология»? И как Вы относитесь к одноименной книге Дугина и его попытке систематизировать теории заговоров? Если читали, конечно.

Ну что такое конспирология, я для себя решил довольно четко и давно: это массовая религия нашего времени, когда религия Бога осталась в прошлом и для большинства людей убита Просвещением и технологиями. А из оставшегося меньшинства — большинство сделало ее религией сильного человека. И это мерзковатый парадокс. Большинство из большинства верит в сильного человека, который материален, и не верит в Бога. А большинство из меньшинства верит в того или иного нематериального бога, который во всём подобен сильному человеку, только еще сильнее. И те и другие формируют социальный базис для конспирологии, которая сама по себе есть всего лишь религиозная догматика, примененная к обществу людей. Бог для современного человека en masse — «это несерьезно», а 13 банкиров, правящие 6 миллиардами жителей земли и ее природными ресурсами — «заслуживающая внимания теория». У нас на сайте есть 2 лекции о формировании специфической «жидо-банкиро-масонской» конспирологии: http://memphis-misraim.ru/library/articles/teoriya-zagovora/. Там это отчасти объясняется. Но лично я не верю в исследования закрытых обществ профанами. Это другой важный вопрос: исследователь аутсайдер (потенциально несведущ) versus исследователь-инсайдер (потенциально может врать). Но я пока еще не видел инсайдеров — намеренных врунов (есть недостаточно осведомленные). Но зато видел кучу аутсайдеров-идиотов. И дугинская «Конспирология», и вассермановские «Азы…», и еще пара десятков книг (кроме Рогаллы фон Биберштайна и Ореро — они историки конспирологии, а не ее теоретики) — это сущий бред, пустая игра ума. Игра Шелдона Купера с Леонардом Хофстедером: «Что будет, если Супермен налетит в облаках на Бэтмена, кто кого оттолкнет и на сколько метров?». Ну, или сколько ангелов уместится на шпиле Кельнского собора. Это беспредметный разговор людей, которые не видели реальных членов тайных обществ и строят свои теории исходя из своих представлений о них и их мотивациях. Поэтому из их посылок правильна только одна — что есть вероятность существования гипотетического тайного общества, которое теоретически может хотеть править миром. Всё остальное — отсутствие реальности, миф, довольно примитивная религия. Религия нормальная хотя бы основана на природных феноменах и психологии человека, а конспирология — просто интеллектуальная игра, на которой, как обычно, кто-то умеет делать деньги, а другие ему их платят.

Если у профана не такие уж глубокие знания, то может ли это быть причиной отклонения просьбы вступление в Братство?

Формальных требований такого рода нет. Но профан должен быть в состоянии понять, что с ним происходит во время посвящения — это да. Для этого он должен обладать базовым образованием и прочесть в жизни хотя бы пару книг духовного содержания. В конце концов, он приходит в Ложу, чтобы обучаться. Но при этом Ложа — обычный коллектив обычных людей, это группа друзей и единомышленников, которые уже какое-то время вместе. И они присматриваются к Кандидату, чтобы понять, станет ли он им другом и Братом, и смогут ли они честно поклясться в этом, будут ли они его уважать, по-дружески любить, доверять ему и т.п. Чтобы это понять, назначаются собеседования, по результатам которых проходит голосование членов Ложи. И тут, конечно, все зависит от того, понравится ли образование, личность, черты характера Кандидата членам Ложи. Иначе, они просто проголосуют против — демократия же. Но Ложи очень разные, и люди в них тоже очень разные, поэтому любой Кандидат может теоретически найти себе в масонстве место, не в одной Ложе — так в другой.

Масоны старших Градусов имеют доступ в какие-то «Офицерские Ложи» или как они общаются на своем уровне?

Надо различать звания Офицеров и посвятительные степени. Это не одно и то же. Офицеры каждой Ложи любого Градуса могут собираться на заседания Комитета Офицеров без остальных Братьев того же Градуса. Но все Братья определенного Градуса участвуют в Ритуальных Собраниях Ложи своего Градуса вместе с Офицерами. Носители высших Градусов могут посещать Собрания всех низших Градусов, но не наоборот. Носитель 18-го Градуса может посещать все Собрания степеней с 1-го по 18-й, но не 19-го Градуса и т.д. И во всех Ложах с 1-го по 18-й Градус он может быть избран Офицером и приходить на Комитеты, куда не зовут остальных членов Ложи этого Градуса.

Секта, клуб и партячейка имеют между собой что-то общее и кое-что разное как форма существования социума единомышленников. Можно ли с ними сравнить масонскую Ложу — к чему она чем ближе?

Конечно, можно, именно потому, что это тоже социальная группа. Ближе всего Ложа — из этих трех вариантов — к клубу, потому что попросту является формой развития типично английской клубной культуры. Англия дала миру саму идею «третьего места», куда джентльмены приходят отдыхать от работы и от семьи. И «Ложи джентльменов» (в отличие от сторожек оперативных каменщиков) стали именно такими клубами. Ни сектами, ни партячейками они не были. Вплоть до конца 18 в. вообще нельзя говорить ни о какой масонской идеологии. Особенно в Англии и Шотландии. Там это были просто места отдыха, в который в то время входило совместное чтение богословской и этической литературы, хоровое пение духовных песен и сбор денег на благотворительность. Потом Ложи — особенно во 2-й половине 19 в. — чем только ни были в разных странах, и партиями, и сектами, и ковенами, и бандами. А в наше время в большинстве стран всё снова вернулось к стандарту «третьего места», клуба по интересам. В Ложе все очень сильно зависит от ее формальных и неформальных лидеров. Писаные законодательные документы ограждают Ложу от радикального перерождения во что-то иное, но оттенки атмосферы определяются, конечно, костяком каждой Ложи. Поэтому мудрый руководитель послушания обязательно думает, кому переслать прошение очередного Кандидата — в какой Ложе из имеющихся тот будет себя чувствовать «своим» в наибольшей степени.

Что скажете насчет тезиса о том, что масонство стало своеобразным венцом Реформации? Эдаким этапом «вывода» Ритуала (как принципа социального взаимодействия) из исключительной церковной юрисдикции?

А я сам говорил раз сто, что никакого масонства не было бы в том виде, который нам известен, если бы католическая, пресвитерианская и англиканская церкви давали мирянам более широкие возможности участвовать в литургии. Ритуал компаньонажа — Ритуалы современных европейских корпораций типа рыботорговцев и медников — являются лишь чуть-чуть измененными в соответствии с велением времени Ритуалами тех же 14-17 вв., когда формировались масонские каменщические Ритуалы. Но всё, чем является современный масонский Ритуал, было в первичные Ритуалы привнесено интеллигенцией, которой не давали самовыражаться в церкви, отсюда и первые обвинения в кощунстве — уже в конце 17 века. Кроме религиозного Ритуала во все времена бывали и другие Ритуальные системы — воинская, корпоративная, придворная и т.п., так что вообще ставить знак равенства между церковью и Ритуалом я бы не стал, но ваше утверждение, на мой взгляд, совершенно справедливо.

Расскажите о масонской этике. Например, обязан ли он избегать лжи перед Братьями и «обычными людьми»?

Масонская этика ничем не отличается от обычной христианской этики 18 века. Масонские клятвы и обязательства писались именно тогда и именно этой социальной группой. К обычным нормам христианской морали просто добавлена корпоративная этика, подчеркивающая — буквально — что член общества вольных каменщиков должен быть, скажем, «честен со всеми людьми, НО ОСОБЕННО с Братьями по цеху». Логически это абсурдно, потому что действительно НЕ подразумевает, что можно врать или изменять не-членам цеха. Но это добавление «но особенно» отлично работает в других случаях, когда благотворительная помощь, например, оказывается в первую очередь семьям членов цеха, делового партнера ищут, в первую очередь, среди членов цеха и т.п. Масонство не предлагает своим членам новой отдельной особой религии, этики и т.п. Оно, напротив, позиционирует себя как катализатор, который должен усиливать действие уже имеющейся у человека религии и этики.

Какие наказания существуют у «вольных каменщиков»? Может ли Ложа изобретать собственные?

Наказания прописаны в регламентах всех Лож. Но они очень ограниченны. Ложа может наказать своего члена только в отношении его прав в самой Ложе и только масонскими средствами, т.е. поражением в правах в Братстве. Если человек легко переносит поражение в правах в этом обществе (т.е. ему пофиг) и может легко выйти из Братства по своей воле, то это наказание для него фактически недейственно. Во внешнем мире Ложа не может никого и никак карать. Хотя проступки, влекущие за собой кару, могут быть совершены и вне Ложи. Это уже решает масонский суд, который назначается для каждого серьезного случая. Такое вот противоречие. Наказания могут быть только следующих типов: 1) Порицание Мастером Ложи лично наедине; 2) Порицание Мастером при всей Ложе; 3) Штраф в казну Ложи; 4) Лишение офицерских должностей и/или масонских наград на определяемый судом срок или навечно; 5) Временное приостановление членства на определяемый судом срок; 6) Исключение из Братства навечно (усыпление) с правом или без права восстановления.

Правда ли что масоны поклоняются женскому аспекту Абсолюта в своих Ритуалах?

Нет, масоны не поклоняются в своих Ритуалах никому, кроме традиционного для религиозных конфессий Бога-Отца — и то только в форме обычной молитвы. Бог именуется Великим Архитектором Вселенной, чтобы представители различных конфессий могли спокойно молиться вместе. Несмотря на существование смешанных и женских масонских организаций, Бог все равно остается везде формально мужского пола.

Как сохранить мир и гармонию в Ложе и не допустить ситуаций, из-за которых в масонстве все так, как есть?

Трудно сказать, потому что сказать-то легко, но это будет маниловщина. Нужно тщательно и долго отбирать Кандидатов, нужно каждому гореть душой за общее дело Ложи, нужно дружить не только во время Собраний, но и в жизни, семьями, домами. Досточтимый Мастер должен быть великим политиком, чтобы решать все конфликты и отрекаться от собственных амбиций, а при этом управлять Ложей и не выпускать руководство из рук… Это можно говорить бесконечно, потому что описывать идеал приятно и легко. Но для самого начала, по моему личному мнению, не только масонам, но и вообще многим людям следует научиться вставлять себе в душу индикатор «свой-чужой», потому что без него ничего не будет, а с ним сразу будет всё. Двадцать лет раздоров в российском масонстве показали, что у масонов нет этого индикатора. А ведь это так просто: если свой — то свой, и в любом случае ему нужно помогать, даже если с ним приходится спорить. И споря, и ругаясь, тоже нужно понимать, что он — свой, и все разногласия с ним носят частный характер и должны быть решены. Свой не может быть или потом стать врагом, свой изначально более прав, чем чужой, и заслуживает от тебя всего в первую очередь. Это также называют корпоративным духом, Братством и т.п. Вот как только этот индикатор сумеют себе установить российские масоны (да и другие тоже, французские хотя бы), все станет по-другому, лучше и проще. Можно ли сказать, что Ритуалы и философия Мемфис-Мицраим – это, по сути, герметическая традиция, герметика, алхимия? Ритуалы Мемфиса-Мицраима — в первую очередь, масонские. Это значит, что они суть Ритуалы не сакральные, а социальные. Масонство — не церковь, не магическое общество, в нем отсутствует духовная вертикаль, оно в ходе своих Ритуалов не создает мостика между человеком и высшими силами, Богом или посредниками. Этим занимаются другие эзотерические организации, претендующие на связь с сакральным пространством. Масонские Ритуалы призваны сплачивать людей по горизонтали — вокруг Эгрегора масонского общества и обучать теоретическим основам масонского нравственного закона на практике — путем осмысления участниками Ритуалов тех Символов, вокруг которых Ритуал вращается. С этой точки зрения можно говорить о своего рода духовной алхимии — ведь это внутреннее преобразование с помощью древних символических систем. Кроме того, в масонстве есть ряд ритуальных элементов, совпадающих с элементами религиозных и магических церемоний — воскурение благовоний, зажжение светильников и т.п. Но это все равно не делает масонский Ритуал теургической, герметической практикой. Этой практикой занимаются те из масонов, кто тяготеет к ней, за стенами масонской Ложи, в соответствующих других Орденах. Герметизм в самом широком смысле на чисто теоретическом уровне обсуждается в Ложах довольно часто, но герметическая практика — это другое.

Как я понял из Ваших ответов про функционирование масонских Лож, периодическое присутствие необходимо в очном виде. Странно, если это настолько жестко. Почему бы не встречаться/общаться/просвещаться в виртуальном пространстве?

Несомненно, когда-то настанут такие времена, когда Ложи будут проводить Собрания по скайпу. Уже сейчас неритуальные Собрания (Комитеты Ложи) для обсуждения хозяйственных, административных вопросов или даже зачтения зодческих работ проводятся именно так. Но масонство — это не просто клуб интеллигенции, это эзотерическое общество со своим Ритуалом. А ритуальное пространство требует очного присутствия участников Ритуала, потому что именно они и создают сам Ритуал. Тут нельзя говорить о магии, но можно говорить о присутствии некоего Эгрегора Ордена, «духа места», который по скайпу не передается. Посвящение осуществимо только при перемещении человека в пограничную реальность — между обычной реальностью и мифологической. И технологии пока еще не дошли до того, чтобы это осуществить дистанционно.

Пересекаются ли и одинаковы ли по смысловому наполнению степени различных масонских уставов? Если человек имеет 28 градус в ДПШУ, и вступает в ДИУММ (кстати, возможно ли такое?), он получает эту же степень или путь его начинается с нуля?

У нас так сложилось, что высшие степени французского происхождения возникали по отдельности и складывались в уставы только потом. Это фактически был конструктор, из которого сложились все современные уставы французского происхождения. Только в течение 19 века в отдельных уставах проходили редактуры их ритуалов, и теперь эти ритуалы различаются. Но по сути, 18 градус ДПШУ и ДИУММ и 7 градус Французского устава — это одно и то же. Восьмой градус Шведского устава приравнивается к 30 градусу ДПШУ, 9 градус — к 33 градусу ДПШУ. В ряде версий ДИУММ (особенно реформированного 33-градусного) ритуалы переписаны относительно первоначальных (18 века) довольно значительно, поэтому там носителей степеней других уставов обязательно должны принять во все степени ДИУММ ритуально, начиная с 4-й (степени 1-3 во всех уставах всего мира считаются одинаковыми и признаются всеми). В нашей юрисдикции считают, что можно автоматически присваивать степени до 18-й, а дальше уже только ритуальное посвящение. Носители английской степени Королевской Арки могут рассчитывать на аффиляцию в ДПШУ или ДИУММ сразу в 14-й степени, но это не обязательно. Вообще если уставы высших степеней устанавливают дружеские отношения между собой, они обычно обговаривают соответствие степеней с правом посещения собраний. Обычно это связано с одинаковыми происхождением и свойствами степеней. Тамплиерские степени и ордена обычно принимают друг друга в гостях, вне зависимости от принадлежности к разным уставам. Масонские розенкрейцеры — тоже, носители степени Арки — тоже. Это три основных этапных посвящения, которые включены в большинство уставов высших степеней под разными порядковыми номерами.

Какое место в масонстве и, в частности, в ДИУММ занимает персонаж люцифер?

Никакого. Просто не упоминается нигде. О нем рассуждает Пайк в «Морали и догме», но в связи с писаниями отцов церкви, а не с масонской литературой.

Где описаны масонские ритуалы? Есть ли «ритуальники» в открытом доступе?

Да, конечно, они выложены в сеть в десятках экземпляров и почти всех известных уставов, на всех языках за редкими исключениями. Любой желающий и интересующийся может их легко найти. И старинные, и современные, и употребляемые в наши дни и отмершие. Правда, современных ритуальников на русском тут практически нет (пару раз появлялись, но потом исчезали), зато на любых других европейских языках — сколько угодно. И старинных русских ритуальников тоже в сети немало. В принципе, это внутренние тексты, которые не должны быть в общем доступе, но я уже неоднократно упоминал в своих ответах, и вообще всегда говорю, что информационная революция и, в частности, интернет, не оставили камня на камня от понятия сакральности и недоступности знания. Любое знание теперь в 3-4 кликах от того, кому оно действительно нужно и кто не ленится его искать. С этим нужно как-то жить дальше. И да, они действительно так и называются, кавычки тут лишние.

На сайте ММ в интервью было сказано о том, что ДИУММ находится на грани практического оккультизма. Ранее Вами было сказано о том, что магия не практикуется в ложах. Насколько тонка эта грань и какие виды оккультной деятельности имеют всё же место быть? Что такое оккультизм в масонстве?

Мы в интервью сказали все как есть. Так исторически сложилось, что масонство Египетских уставов по своему контингенту и вследствие этого организационно очень тесно связано с тем, что называется оккультизмом. Об этом отлично написано в толстой книге С. Кайе «Египетское масонство Устава Мемфиса-Мицраима». Он там последовательно рассказывает, как так сложилось в истории. Просто в масонстве египетских уставов традиционно состоят люди, которые также состоят в организациях мартинистов, избранных коэнов, розенкрейцеров, Золотой Зари во всех ее современных изводах, в Гностической церкви, Теософском обществе, различных группах мантики, алхимических группах, в вудуистских европейских и американских сектах, в друидизме, в викке и т.п. Эти организации многочисленны, имеют разные практические интересы и иногда друг другу враждебны. Так вот в их отношении масонство играет ту же роль, что оно играет в жизни верующих разных конфессий. В масонстве оккультисты всех мастей так же точно, как представители разных религий, могут встречаться вместе и обсуждать общие вопросы в мире и дружбе. Это совершенно не значит, что все египетские масоны обязательно состоят в оккультных организациях. Просто здесь их больше, чем в других послушаниях. Как в структурах, родственных Великому Востоку Франции, больше действующих политиков, чем в других масонских организациях, так в египетских ложах больше оккультистов. При этом сами ритуалы египетского масонства после Калиостро лишены магических практик. Ритуалы Калиостро выложены на нашем сайте, и там присутствуют прорицание, алхимия и практики исихазма; он это очень любил и считал главным делом своей жизни. Но создатели ритуалов группы Мицраима и Мемфиса писали просто обычные масонские ритуалы, на этической основе и без магических практик.

А мадам Блаватская разве не имела какой-то заочный диплом от масонов Мемфис-Мицраим? Или это был красивый жест?

Не вполне так. У нее был диплом 33 градуса Шотландского устава, который ей выписал и выслал Джон Яркер, один из отцов-основателей Устава Мемфиса-Мицраима. Просто у него тогда были права на уставы Мемфиса и Шотландский, и он решил выдать ей только Шотландский патент. В то время — когда не было общедоступного знания, о чем см. ниже — эзотерики, считавшие какие-то идеи своими (или своей Традиции), а потом видящие их у кого-то другого в книгах или письмах, считали, что, значит, этот другой человек также причастен к их традиции, и как честные люди выписывали ему диплом. Яркер почитал Блаватскую и посчитал, что она как посвященная вполне заслуживает высшего посвящения Шотландского устава. А она посмеялась над ним, во 2-м томе «Тайной доктрины» специально посвятила страниц 50 осмеиванию и обгаживанию масонства, перепечатала масонские шифры с ключами, — в общем, как-то странно, отблагодарила. Кстати, точно так же Теодор Ройсс в свое время прочитал книгу молодого Кроули, удивился, как это тому удалось узнать то, чему Ройсс учил в своем Ордене Восточных Тамплиеров, примчался к Кроули и попросил его принять 9 степень своего Ордена, потому что Кроули ее уже и так явно заслужил. В наше время от этой традиции отошли, потому что тайные знания действительно лежат в открытом доступе вперемешку с мусором, и давать высшие степени всех орденов всякому, кто сумеет отделить одно от другого, было бы глупо. Сейчас настала эпоха пересмотра критериев присвоения высших степеней уже внутри эзотерических организаций.

Ритуалы к степеням пишутся строго на основании каких-то источников или по большей части придумываются (придумывались) непосредственно братьями в ходе их, скажем, духовного поиска? На каждую ли степень из 99 существует ритуал или некоторые даются в совокупности?

Всё вышеперечисленное верно. Ритуалы пишут и на основании откровений высшего мира конкретному человеку (масонский устав Избранных Коэнов Мартинеса Паскуаллиса), и на основе книг конкретного автора (Сведенборгианский устав, Герметический устав барона Чуди), и на основе старинных цеховых традиций (большинство современных английских ритуальных систем), и на основе библейских легенд (тоже много), и на основе личных представлений автора об эзотерических понятиях (целый ряд ритуалов Кеннета Маккензи конца 19 века). В Уставе Мемфиса-Мицраима в разных юрисдикциях разное количество степеней, от 33 до 100. В нашей системе 95 градусов. Полные ритуалы есть не для всех — с самого начала истории устава и до сих пор не дошли руки написать их все, потому что посвящения в них все никогда не проводились. Эти ритуалы складывались тоже по-разному, всеми перечисленными выше путями, и по известным эзотерическим текстам, и по библейским апокрифам и каноническим легендам, и по античной мифологии, и по личным переживаниям авторов. Посвящение происходит «скачками», группами степеней, которые родственны своими легендами и символикой. Ритуальное посвящение проходит в нашей юрисдикции в степени 1, 2, 3, 4, 9, 12, 13-14, 15, 17-18, 28, 30, 31, 32, 33, 66, 87-90, 91, 95.

Принадлежали ли когда-нибудь к масонству известные в мире женщины?

Ну, из женщин, известных за пределами масонства, фактически никто, очень мало. Элеонора Рузвельт принадлежала к ордену Восточной Звезды, это организация с парамасонским ритуалом для жен и других родственниц масонов США. Анни Безант была очень активна в теософии, масонстве и других направлениях оккультизма. Кавалер д’Эон состоял в ложах и как мужчина и как женщина. Но и всё на этом, насколько я понимаю. Остальные женщины-масоны известны только в узко масонской среде.

Непосредственно с чем связан запрет на посещения собраний братьев высоких градусов более низкими?

С иерархией. В высшие степени посвящают не всех из тех, кто посвящен в низшие. Новое посвящение — знак отличия. Да и любое посвящение в любой круг отделяет посвященных от непосвященных. Если бы носители низших степеней свободно ходили бы на собрания высших степеней, логически из этого следовало бы, что профаны должны тогда свободно ходить на собрания и низших и высших степеней масонов, потому что какая разница-то? И потеряло бы смысл вообще существование организации. В любой организации есть вопросы, которые обсуждаются только ее членами, поэтому она закрыта для не-членов.

Имеет ли место в степенях ДИУММ практическая церемониальная магия либо подобные ей вещи и практики, мистерии? Если да, то, как человек христианского вероисповедания может совмещать членство в ДИУММ и христианское мировоззрение как таковое? Ведь христианство прямо осуждает подобные действия?

Нет, практической церемониальной магии в масонстве любого вида нет вообще. Она есть (под названием теургии) в мартинизме. Но мартинизм есть орден чисто христианского духовного рыцарства. И в любом случае у человека христианского (да и любого авраамического) исповедания могут возникнуть вопросы о совместимости его религиозной жизни с масонством и/или мартинизмом, взять хотя бы неизбежную практику молитвы совместно с иноверцами. Так что этот вопрос решать лично каждому из кандидатов в масонскую или мартинистскую ложу. Насильно никто никого не тянет. А вопрос о запрете магии той или иной религией не так прост вообще-то. Писания содержат описание магических практик и иудейских праотцов и царей, и Христа, и христианских святых. Магия напрямую осуждается в одних местах Ветхого завета и открыто поощряется в других. В Новом завете о запрете магии вообще ничего не говорится. Определение магии при этом не дается, а ведь и молитва, и причастие, и каждение, и иконопочитание, и мезузы, и покрытие головы, — это тоже элементы симпатической магии, если пользоваться современным пониманием термина. Если какая-то церковная организация осуждает «магов» и при этом толерантна к исихастам или суфиям, цадикам или юродивым, то дело скорее в пристрастном толковании терминов этой конкретной организацией, а не в догматах учения.

Степени Arcanum Arcanorum (87-90, по-моему) и придаваемое им столь высокое значение действительно таково или же тут больше мистификации?

Вопрос нуждается в уточнении. Там есть особые тексты, как в любой степени, особые концепции для усвоения посвященными, и они отличаются от того, чему учат в других степенях. Считается, что наука этих степеней выше науки других степеней, но я релятивист и думаю, что вообще всё очень относительно, и почему именно эти степени выше других, я объясняю скорее историческим стечением обстоятельств. Короче, для прошедшего ряд посвящений до того, в них нет ничего особенного.

Есть мнение, что масонский фартук символизирует как бы занавес между внешним миром и «святая святых», наподобие места в Храме Соломона. Только в масонском случае, в роли «святая святых» выступает фаллос, а фартук прикрывает именно его, т.е. имеет место некий фаллический культ. Прокомментируйте.

В масонстве нет официальных догматов. Каждый масон имеет право любой символ трактовать самостоятельно. С ним будут спорить, но никто его за это не сожжет. В период «оккультного Ренессанса» 1870-1890 гг. очень многие деятели европейского оккультизма буквально с ума сходили по открытиям в области сексуальности. Действительно, в то время прошла первая сексуальная революция в цивилизованных странах, она сделала половую жизнь обсуждаемой темой, а целый ряд оккультистов так были поражены этими открытиями, что вводили тему сексуальности в свои учения (предшественники Кроули и сам Кроули построили вообще всё свое учение и движение на сексуальности, и ничего, популярность была и есть дикая). И А. Уэйт, и Папюс, и Э. Леви писали на эту тему, и я совершенно не исключаю, что кто-то из масонов может трактовать фартук именно так. Хотя скорее, я думаю, это все же кроулианская идея: в их ордене тоже используются масонские фартуки, а все учение вертится вокруг фаллоса, пардон за каламбур. В общем, теоретически кто-то из масонов мог так считать и как-то это аргументировать. Сам символ фартука от этого не попортился и не стал значить только это и для всех масонов. Личное мнение любого масона может быть принято к сведению, но лично я такую трактовку не приемлю, и обязательной она для меня или какого-либо другого масона не является.

Планируется ли открытие ложи либо иной структуры ДИУММ в Беларуси? В частности в Минске?

Масонское руководство ничего в этой сфере само не планирует. Организация растет снизу, а не сверху. Мы сами подавали прошение во Францию, устраивали приезды французов, ездили туда сами, вот у нас всё и получилось. Теперь к нам на сайт поступают прошения из других городов и стран, мы принимаем в Москве кандидатов, потом ездим к ним учреждать треугольники и затем ложи. Уже учредили в Риге, скоро учредим в Иркутске, Краснодаре и Киеве. Так что это вопрос к гражданам Белоруссии. Но для этого, конечно, должна набраться группа человек в 3-5, один человек это не потянет, а в московскую ложу его не примут, потому что не имеет смысла вступать, если не участвовать в собраниях хотя бы раз в месяц, просто ценности такое «посвящение» не имеет без дальнейшей работы. Я по своей инициативе собираю не-московских кандидатов в таблицу (нам пишут много людей со всей страны), и когда набираются человек 5 из одного города, я шлю им общее письмо, где прошу об одном — созвониться, встретиться всем вместе (пусть хотя бы троим) и познакомиться, а потом написать мне снова и договориться о приезде в Москву. В Киеве не сработало 2 таких письма, т.е. 5 и 5 человек не смогли собраться. В Минске не сработало 1 такое письмо. В Петербурге тоже 2. Такая вот статистика. Люди под влиянием порыва могут написать прошение, но поднять попу со стула и ударить пальцем о палец они уже не хотят.

Почему там много антимасонских настроений?

По разным причинам. Их можно объединить в три группы. В самом начале масонской истории, в 17-18 веках в Англии, просто людям не нравилось, что они собираются отдельно от других и молятся вместе — не еретики ли? И еще заботятся о членах своего цеха и их родных, в то время как о других не заботятся, а им тоже плохо. А еще они ходят, разодевшись, процессиями на свои праздники по всему городу. И кичатся тем, что к ним пускают не всякого. Все эти претензии сохраняются и по сей день. Вторая группа претензий: после Французской революции 1789 г. беглым французским роялистам, жившим в Англии, пришло в голову, что масоны устраивают революции и поклоняются сатане. Это не естественный, народный, а авторский продукт, эти причины придумали Робисон и Баррюэль. Но они всем показались логичными, и все в них поверили. Третья группа причин: к середине 19 века корпорации и цехи (средневекового образца) вымерли во всех профессиях, и на их место пришли профсоюзы. В это же время отмерли все тайные общества, которые в 17-18 вв. еще были или могли быть (розенкрейцеры, алхимики, маги), а вот масоны остались. И продолжали кичиться своей избранностью и принимать к себе всяких знатных особ и талантливых творцов. И к ним всегда приходило много людей неортодоксальной религиозности, потому что в масонстве принимали всех. И эти причины остаются действующими и по сей день. Более подробно это изложено в двух лекциях «Теория заговора» Е. Щукина у нас на сайте: http://memphis-misraim.ru/library/articles/teoriya-zagovora-lekciya-1/ и http://memphis-misraim.ru/library/articles/teoriya-zagovora-lekciya/

Как масонство относится к бафомету?

Да никак. Сам образ Бафомета раздут антимасонской литературой, начиная с Лео Таксиля. Оккультисты «пути левой руки» 20-го века напридумывали целые тома про магическое значение, символику и «историю» этого образа. Реальный «бафомет» тамплиеров исследован, насколько возможно, в материалах процесса над ними с академическими комментариями. И при этом имеется в виду скульптурная голова человека, плащаница с портретом или вообще текст. А вы, наверное, имеете в виду голого по пояс человека с головой козла. Так вот, его придумали антимасоны в конце 19-го века с целью очернения масонства, а потом окружили кучей литературного шлака кухонные маглы Европы и Америки в 20-м веке. Вот, собственно, и всё.

Правда ли что при посвящении в 12-е звание масонам объясняют, что все религии несовершенны, и лишь масонство исповедует истинную религию, признавая двубожие, т.е. олицетворение в одном лице принципов добра и зла?

Нет, неправда. Если речь идет о 12-м градусе Шотландского устава и Устава Мемфиса-Мицраима, то это степень Мастера-Архитектора, она выдержана в стилистике античности и призвана обучить посвященного оперативному, настоящему ремеслу архитектора, в отличие от умозрительной философии предыдущих степеней. В Шведском уставе 12-й градус принадлежит только правящему шведскому монарху, состоит в одной короткой церемонии вручения высшей власти в ордене, но за отсутствием желания у королей руководить масонством своей страны он не используется уже почти век. Еще 12-й градус есть в уставе Священников Царской Арки и Ордена Храма, он так и не был прописан как отдельный ритуал и вручается посвященному вместе с другими степенями с 4-й по 30-ю, за один удар мечом по плечу. Так бывало с уставами 19 века: названия степеней придумали, а ритуалы к каждой писать так и не собрались. Зато степеней в их уставе теперь стало не меньше, чем у других. Иных уставов с количеством степеней 12 или более, о которых могли бы прочесть авторы этого забавного утверждения, я не знаю. Никакой отдельной или особой религии в масонстве не преподается, потому что масонство не религиозная секта и не замена религии. Каждый масон сохраняет свою веру во всей ее полноте и после вступления и продвижения по степеням.

Как можно сформулировать идеологию масонства?

На основе имеющихся определений Т. Джексона и Т. Уэбба можно сформулировать так: «Брать хорошего человека и делать его еще лучше посредством медитации на символы, оставленные посвятительными традициями древности, в кругу себе подобных для того, чтобы во внешнем мире практиковать усовершенствованные внутри добродетели».

Почему масоном можно стать только в 21 год?

Потому что человек должен быть совершеннолетним (иначе он не полностью свободен юридически) и закончить первичное образование. К тому же это некое мерило времени зрелости, пусть и устаревшее в наши дни. Сейчас «молодежь» считается до 35-40 лет где-то. Теоретически человек моложе 20 лет не вполне еще отвечает за свои слова и желания, а в масонство он может вступить только по осознанному личному желанию, без агитации. И нести ответственность за свой выбор.

Как Вы считаете, что из внешних и внутренних факторов мешает сегодня человеку совершенствоваться в том самом духовно-нравственном плане, о котором Вы писали ниже?

Разобщенность — а она происходит от самодостаточности каждого человека. Сейчас не нужен коллектив, чтобы быть сытым, в тепле, веселым, в безопасности и продолжать свой род. Это можно получить и живя одному и пересекаясь с разными людьми только по необходимости на необходимые час-два. В этом есть много плюсов, но нравственность есть понятие человеческого социума, а с разрушением социума разрушается и само понятие нравственности. Ведь она есть, по сути, закон выживания общества, а если общество как целое умерло, то и законы его становятся непонятны отдельным людям и умирают. Поэтому важна роль масонства в современном мире: оно скоро останется единственным заповедником, где нельзя встречаться, общаться, любить, дружить, враждовать и воевать по скайпу.

Что для Вас нравственность? каковы в Вашем понимании нормы морали, нравственности, того, что хорошо или плохо.

Для меня это свод своего рода ландмарок: не то чтобы правила «что хорошо» и «что плохо» (потому что я в этом плане релятивист), а «что по-человечески» и «что по-звериному», то есть для меня нравственность — как и ландмарки для масонства — это просто граница между поведением человека с душой и духом и поведением человека-зверя. Я отдаю себе отчет, что моральные нормы полудиких кочевых палестинских скотоводческих племен (библейская мораль) и мораль современного европейца с университетским образованием — это разные морали. Но различия эти все же во второстепенных постулатах, а главные специально и были насаждаемы Богом и пророками, чтобы человек наконец понял, что он не животное, и держался, сколько можно, потому что скатиться обратно в зверство нереально легко.

Вы знаете что-нибудь про магнетизм личности и как его развить?

Конечно, читал на эту тему немало. Но все упражнения в области оккультного магнетизма видятся мне такой старинной формой тренингов личностного роста и вебинаров пикап-мастеров. Та же самая идея: как подчинять людей своей невероятно сильной власти и делать с ними что хошь. Это безнравствено, и со стороны выглядит точно так же смешно, как прыщавый подросток, пристающий к фотомодели с заученно решительным (но срывающимся на фальцет) «Ты теперь в моей власти!». Мне рассказывали очевидцы про чудеса магнетизма тех, кто сейчас проводит на эту тему семинары. Они там «поднимают незримые силы» и ждут, что девушки лягут сами. Естественно, всё написанное не относится к врачебным практикам Месмера и его последователей в 18 веке. Но эта ветвь магнетизма плотно ушла в научную теорию электричества и стала развиваться обычным научным путем. Другая ветвь в 19 веке стала обычным медицинским гипнозом. А всё, что осталось от магнетизма как учения в оккультизме, выродилось в то, что я описал выше. Или я просто недопонял вопрос, и речь идет о «личном магнетизме», который в романах и биографических статьях описывает просто обаятельных людей? Я думаю, развивать коммуникативные навыки можно только живым общением, а не упражнениями. И при этом иметь ну минимум 3 извилины в голове и умение чувствовать чувства другого человека (эмпатию). Просто общаясь с людьми, видя их реакции на то или иное слово и жест, обязательно со временем устанавливаешь закономерности и начинаешь ориентироваться в эмоциях людей, даже если ты обделен природными чувствами (хоть полный аутист). Даже Шелдон Купер выучил, что нужно говорить и что делать с плачущей девушкой, страдающим от неразделенной любви другом и т.п. А обычный человек чем больше общается, тем лучше это делает. И тем больше общение с ним нравится окружающим. Вообще я глубоко убежден, что оккультные упражнения надо начинать применять там, где кончается область быта и науки, где, образно говоря, «медицина бессильна». Потому что не нужно дергать незримый мир по пустякам.

Как масонство помогает человеку измениться в лучшую сторону?

Ключевое слово тут — атмосфера. Масонство создает для людей, отвечающих базовым требованиям братства, идеальную площадку для развития всех хороших качеств. Они получают круг единомышленников, общие интересы и регулярные общие занятия, общение с более опытными братьями/сестрами с разными интересами, могущими поделиться многими знаниями и опытом, реализацию собственных интеллектуальных интересов, а также желания помогать людям в братстве и вне его, к тому же в наше время очень ценна дружба и искренняя поддержка тех, кому можно железно доверять, просто это дикая редкость в наши дни. Короче говоря, это такой интеллектуальный и социальный инкубатор, где можно растить свои хорошие качества и постепенно гноить плохие, чтоб они вовсе исчезли.

Какие, по вашему мнению, вопросы, человек обязательно должен задать себе?

За нас эти вопросы сформулировали очень давно. Принцип «познай самого себя», который для целого ряда эзотерических учений является главным, и состоит в ответе на несколько вопросов: кто мы? откуда мы? куда мы идем? зачем мы живем? Но все эти частные вопросы легко сводятся к одному архетипическому вопросу, который человек задает Вселенной с рождения до смерти каждую секунду: Кто Я? И действительно, любой вопрос, который может придумать человек, сводится в 1-2 шага именно к «кто я». Интересуясь, есть ли Бог, например, человек пытается определить свое положение во Вселенной и понять, как он появился, — а значит, «кто я». Спрашивая, в чем смысл жизни, человек неизменно приходит к непониманию, зачем он был сотворен и кем, — а значит, «кто я». Ну и так далее. Не факт, что на эти вопросы мы получим ответы до смерти, но размышление над ними и делает нас людьми, а масонам это так и просто обязательно.

Зачем нужны религии?

В разное время — для разного. Потому что религия есть 1) вера, 2) учение, 3) организация, 4) община. И каждый из этих компонентов в разные эпохи у разных народов нужен для разного и с разной интенсивностью. Вера, впрочем, нужна всегда, а остальное очень относительно. Например, для кочевых арабских племен VII века религия ислама была важна как вера+организация+община, чтобы завоевать мир (хотя их и остановили очень быстро). Для христиан Иудеи 1-го века — как вера+община (для выживания во враждебном окружении). Для христиан Средиземноморья 2-3 века — как вера+учение (чтобы выстроить наконец доктрину из веры и разрозненных обрядов) и т.д. В моих личных представлениях о религии важна вообще только одна вера (за неимением надежды на точное знание до смерти), так что лично мне такой религии вполне хватает. Но если речь идет о более конкретных формах религии, это нужно будет уточнить и обсудить отдельно.

В чем смысл жизни масона?

В конечном итоге — в уподоблению образу Христа-человека, в доведении своих добродетелей до высшего совершенства и в их ежечасной практике в обычной жизни, а следовательно, в приведении на путь такого же совершенствования других людей.

Слышали ли вы про «Откровения Инсайдера»? В своих «откровениях» он упоминал о масонах. Что вы об этом думаете?

И слышал, и читал. Обычная истерическая агитка современной религии — конспирологии. Я писал об этом подробнее ниже, в другом ответе. Как иудеи 1-го века н.э., как европейцы 1600 г., так и современные люди — особенно эмоциональные и сильно верующие в догматы своей религии — активно пишут «апокалипсисы», т.е. изложения своих страхов по поводу суда над грешниками и конца современного им мира. Если это рассматривать как такого рода литературу, ничего особенного в «Откровениях Инсайдера», по сравнению с «Откровением Иоанна», нет. Те же образы, те же идеи, только поданы современным языком: «Всевластные боги нас всех убьют, мы песчинки и не в силах ничего сделать с их властью, надо бы их как-то ублажить, чтобы они нас пощадили, но мы не знаем, как, так что ааааааа, мы все всё равно умрем». Первые известные образцы этого творчества встречаются еще в Халдее. Только обидно, что человечество деградировало и примитивизировалось настолько, что место богов в современной религии-конспиролгии заняли даже не античные боги, воображенные как бесконечно совершенные люди, а совершенно обычные люди с обычными людскими недостатками, только имеющие много денег и светской власти. Тьфу и тьфу, позор.

Почему такую большую роль масонство отводит Хираму Абифу?

Потому что любая организация нуждается в легенде основания (при знании и о ее фактической истории тоже), и он ее главный персонаж. Он является более мифическим, чем реальным историческим персонажем, но он является образом идеала, для данной организации представляющего конечную цель развития. Потому и важен.

Не противоречат ли друг другу масонство и мартинизм, если состоять и там, и там? Во что в мартинизме Вы верите, если не верите в молитвенные практики? И чем он для Вас важен, в чём состоит, можете ли дать ему определение?

Как и масонство, мартинизм — это духовное учение. И если масонство носит более «групповой» характер, то мартинизм — более «индивидуальный». Если масонство в конечном итоге ведет человека так или иначе к уподоблению Христу-человеку, то мартинизм — к Христу-Логосу и его первородному Адаму Кадмону. Эти течения очень во многом пересекаются в мировой истории: в ритуалах, личностях, идеях и т.п. И тем самым друг друга дополняют. Мартинизм действительно больше подходит для людей, признающих направленные вовне практики. Однако в нем есть рыцарская традиция Виллермоза вкупе с «русской филиацией», возвращенной Европе Робером Амбеленом, а также там есть «внутренний путь» самого Л.-К. де Сен-Мартена. Рыцарская традиция основана на практике нравственных добродетелей в мире людей, а внутренний путь — на самокопаниях и самосовершенствовании посредством попыток понять умом и сердцем волю Бога. И упражнения в том и другом часто весьма полезны. Ни то ни другое не требует от меня притворства и поэтому вполне мне подходит и зачастую помогает в жизни. Вообще мартинизм славится тем, что он невероятно многопланов, и каждый может найти в нем именно свой путь, который соответствует всем уровням бытия — телу, уму, душе и духу.

Для чего масону необходимо признавать ту или иную книгу священной? И какие книги могут быть в этом качестве?

Масону, по большому счету, не нужно признавать какую-то книгу священной. И есть целый ряд конфессий, где их просто нет. Но в некоторых юрисдикциях этого требуют от кандидатов. Книга Священного Закона для масона — это символ Священного Закона, явленного человеку Божественного Откровения, т.е. самой возможности для человека обрести познание Божественного Закона, Божественной Воли. Теоретически там может лежать любая книга. В некоторых юрисдикциях используют книгу с белыми страницами. Но в других масонских юрисдикциях до таких высот абстрагирования от материальных символов еще не дошли и поэтому пользуются священными писаниями разных религий. Соответственно, в христианских ложах — Библией, в мусульманских — Кораном, в иудейских — Торой, в ложах со смешанным составом — или несколькими книгами, которые кладут на алтарь или рядом или одна на другую в раскрытом виде, — или одной книгой для всех. Например, так принято у нас в Уставе Мемфиса-Мицраима (одна книга для всех — Библия). Кандидатам объясняют, что Священная Книга есть символ и т.п., см. выше, но масонство порождено европейской иудео-христианской цивилизацией, и в старину ни о каких иноверцах в ложах не слыхали, а мы стараемся хранить все древние традиции неизменными, поэтому будьте добры, присягайте на Евангелии от Иоанна, как все. Те, кто пользуется несколькими книгами, отстаивает тот принцип, что клятва должна быть для кандидата священна, поэтому он должен клясться только на священной книге своей религии (и в этом случае ее кладут в ряде лож поверх Библии, о чем см. выше). Но мы в нашем послушании полагаем, что материальные символы в деле приношения клятв не так важны, как связи в мире незримом, которые клятва налагает на человека. К тому же мы клятву подписываем кровью, в отличие от других юрисдикций, что, по-моему, и так достаточно и даже избыточно материально. Поэтому конкретное писание конкретной конфессии тут уже не так важно. А других — кроме принесения клятв — оснований для наличия конкретной священной книги в ложе на алтаре фактически нет. Это символ, и масонство — единственная философская система, обучающая в наше время путем медитации над символами. Так что это нормально. Вот, например, в юрисдикциях, куда принимают вместе и атеистов и верующих, все присягают на конституции своей великой ложи, — и ничего, живы и здоровы все.

Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима