Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима
Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима
Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима

Древний и Изначальный Устав Мемфиса-Мицраима

Древний и Изначальный Устав Мемфиса-Мицраима
Масоны в России

Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима

Amber — Молоток и каменотесное долото: ментальные инструменты совершенствования сознания и поведения

Любезные братья и сестры. Представляю на ваш суд свою зодческую работу, которую я решила посвятить роли символов в жизни человека, избравшего масонский путь послушания. Символов масонства — великое множество, и все они занимают значительное место в духовной жизни каждого масона, но мне хотелось бы остановиться на тех символах, которые имеют самое прямое отношение к деланию, а именно — к духовной работе масона над своей личностью. Обратиться к тем инструментам, применяя которые масон неустанно обрабатывает свою душу, стремясь привести ее в то идеальное состояние, которое максимально близко Божьему замыслу. Из грубого, неотесанного камня создать камень совершенный, достойный того, чтобы стать частью храма — сначала — того, что внизу, и, в конечном итоге, того, что наверху. Вот та непростая задача, которая стоит перед каждым из нас, ведь каждый масон «изведан и предан на дело», точнее — Единое делание. И от того, как каждый справится с задачей обработки своего камня, будет зависеть, какой Храм будет в конце концов выстроен.
Для того, чтобы выполнить какую-либо задачу (допустим — обработать камень до такого состояния, при котором его можно будет использовать в строительстве здания) нам необходимо иметь четкий план ее выполнения, а также — инструменты, предназначенные для выполнения именно этой задачи. Ведь никому же не придет в голову пилить дерево пилочкой для ногтей, а рубанком — нарезать хлеб? Так и в данном случае: традиция спекулятивного масонства милостиво предоставляет нам именно те инструменты, которые наилучшим образом пригодны для решения нашей задачи — обработке камня своей души, который хоть и был создан Творцом, но задача по его должному оформлению есть ответственность обладателя и смысл пребывания на земле. А для этого необходимы понимание и способность к работе.
Достаточно легко утонуть и раствориться в красоте и глубине символизма инструментов вольных каменщиков, уходя все дальше и дальше в умозрительные построения, что само по себе прекрасно и сродни чистому искусству. А между тем, инструменты эти “пришли” из оперативного каменщичества, и хотелось бы не только не потерять эту связь, а развить и укрепить ее в себе, поскольку практической стороны вопроса никто не отменял. Но тут начинается все самое сложное и интересное.
С обычным, вполне материальных свойств камнем, вроде бы все более-менее ясно. Вот он — лежит себе, неотесанный, и вот инструменты — молоток каменщика, молоток для обтесывания камня с двумя сторонами: тупая сторона — камень расколоть, острая — на слои расщепить, “визирка” — шнур для выявления неровностей на поверхности камня, да зубило-долото.



Рис. 1, 2: при обтесывании каменных глыб египтяне пользовались растянутым шнурком, которым выявлялись неровности на обрабатываемой поверхности. Инструментами каменотесов были металлические зубила и деревянные молотки с конической головкой. Во всех крупных египетских постройках, включая пирамиды, огромные и тяжелые глыбы тесаного камня для лучшей плотности прилегания и устойчивости клали гладкой стороной внутрь.

А как, скажите, быть с камнем живым души человеческой? Как вольному каменщику воспользоваться материальными инструментами для совершения мистического делания, ради которого он ступил на путь сей?
В этой связи нам следует снова обратиться к природе символа. В мистическом делании мы работаем не реальными, а символическими инструментами: реальные инструменты являются лишь копией тех, которые даны нам в идеальном плане. Другое дело, что памятуя о том, что то, что вверху, то и внизу, а также сакральный характер масонских инструментов, находящихся в пространстве храма и преобразованных силой ритуала, мы можем говорить о них как о ментальных инструментах, с помощью которой каменщик может добиваться вполне определенного прогресса по обработке камня своей души.
Так как данную работу я пишу, находясь в градусе подмастерья, хочу вспомнить также о том, что камень Подмастерья в ДИУММ таккже называют Кубическим камнем. Он еще далек от идеального куба, поэтому верх его не плоский и ровный, а заканчивается четырехгранной пирамидой, которая символизирует неисжитую гордыню. Собственно, стесывание гордыни и выравнивание верхней стороны камня и является основной работой подмастерья. Стоит ли говорить, сколь сложна эта задача. Поэтому всякий раз, придирчиво наблюдая за состоянием своего камня, приходится подтесывать и подшлифовывать настырно выпирающую гордыню.
Работа эта происходит постоянно, и благодаря имеющимся ментальным инструментам в режиме активной медитации может проводиться практически постоянно. Достаточно представить себе процесс обтесывания камня, взять в одну руку зубило, в другую — молоток, и аккуратно, бережно и точно стесывать неровности, стараясь добиваться идеального соответствия всех сторон и граней, добиваясь кубического идеала. Под вдохновляющим светом пламенеющей звезды и незримым руководством литеры G. Свет звезды выявляет даже мельчайшие недостатки и неровности камня, а созерцание литеры G помогает осознать исключительную разумность и целесообразность божественного плана и дает возможность руководствоваться им в своих работах. Кстати, привычка руководствоваться Божественным Планом более, чем своим фантазиями и выдумками (что совсем не избавляет от них, скорее — наоборот, но их необходимо постоянно, в “фоновом режиме” проверять на соответствие), абсолютное доверие Его целесообразности, избегание соблазна вносить свои коррективы — отличное “лекарство” от гордыни. Равно как и осознание того, что не все знания и умения мы можем добыть самостоятельно. Порой их необходимо смиренно просить, и дарованы они могут быть нам лишь тогда, когда это действительно возможно и необходимо.
Так справляться с задачей обработки камня гораздо проще, чем голыми руками, без этого эта задача была бы почти невыполнимой. А постоянное присутствие поддержки братства помогает исправить и проработать самые, казалось бы, отчаянные ситуации, когда камень вдруг перестает поддаваться шлифовке. Обычно это происходит на той стадии, когда до идеальной поверхности остается совсем немного. А иногда злополучная вершина отрастает заново — как голова у той гидры. Что поделать — такова природа мистического камня нашей души: значит, где-то была допущена ошибка. И тогда мы терпеливо и упорно начинаем всю работу сначала. Привычно засучить рукава, поблагодарить Бога за то, что дал нам свет, прекрасные инструменты, возможность позревать Божественный замысел и следовать ему в трудах своих. До тех пор, пока в поте лица своего не получим идеальный куб. И я верю, что когда-нибудь это произойдет с каждым из нас.

Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима