Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима
Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима
Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима

Древний и Изначальный Устав Мемфиса-Мицраима

Древний и Изначальный Устав Мемфиса-Мицраима
Масоны в России

Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима

26. КНЯЗЬ МИЛОСТИВЫЙ ИЛИ ШОТЛАНДСКИЙ РЫЦАРЬ ТРОИЦЫ

Пребывая во тьме, ты слышал глас Великого Прошлого, повторявший тебе основы древнейших учений Истины. Никто не обладает правом оспаривать мысли того масона-христианина, который видит за образами Кришны и Сосиоша, Митры и Осириса Божественное Слово, ставшее, как он верует, Сыном Человеческим и принявшее крестную смерть ради Спасения падшего людского рода. Не обладает и он сам правом оспаривать веру других в то, что это Слово, Слово Любимого Ученика, Которое было в начале у Бога и через Которое все начало быть, воплощено в Логосе Платона или в Слове Воплощенной Мысли, или в Первой Эманации Света, или в Совершенном Разуме Великого, Безмолвного, Верховного, Несотворенного Божества, в Которое верят и которому поклоняются все народы без исключения.
Мы не отметаем никакую истину. Мы не допускаем никаких высказываний, которые могли бы счесть богохульными какие-либо народы или представители каких-либо конфессий. Мы не пытаемся внушить магометанину, что важнее всего для него – вера в Бога Единого, а был ли Магомет Его пророком – не суть важно. Мы не пытаемся внушить иудею, что Мессия, прихода Которого он с трепетом ожидает, родился в Вифлееме1 почти две тысячи лет назад и что он – еретик, ибо в это не верит. И точно так же мы не пытаемся внушить истинно верующему христианину, что Иисус Назарянин был таким же человеком, как мы с вами или что история Его страстей есть не что иное, как один из вариантов изложения древнейшей в мире легенды. Поступать описанным выше образом – значит, нарушить границы наших прав и полномочий. Масонство не принадлежит какому-либо отдельному временному отрезку, оно превыше времени; оно не принадлежит какой-либо отдельной религии: оно находит великие Истины во всех религиях мира.
Для каждого масона существует Бог, Единый, Верховный, Бесконечный в Своих Милости, Мудрости, Провидении, Справедливости и Снисхождении; это Творец, Управитель и Хранитель всего сущего. Каким образом и при посредстве каких именно сил Он творит и действует, каким именно образом Он воплощается и являет Себя, масонство не учит, оставляя это право религиям и конфессиональным учениям.
Для каждого масона человеческая душа бессмертна. Проистекает ли она от Бога, впоследствии возвращаясь к Нему, в какой форме она существует после смерти физического человеческого тела, каждому судить самому. Масонство было создано не для того, чтобы рассуждать об этих материях.
Для каждого масона Мудрость, или Разум, Сила, или Власть, и Гармония, или Красота и Соразмерность, суть Троица Божественных свойств. Масонство не занимается философскими тонкостями описания этих свойств, равно как оно и не пытается делать выводов относительно реальности предполагаемого существования мифических существ, являющихся материальными воплощениями этих свойств, будь это христианская Троица или какая-либо иная реальность огромного значения и огромной же важности.
Для каждого масона беспредельные Милость и Справедливость Бога определенно гарантируют полное уничтожение Зла в конце времен, свержение его с престола и торжественное воцарение Добра, Истины и Красоты навечно. Масонство учит тому, во что само нерушимо верует и что доподлинно знает, а именно – что Зло, Боль и Горе существуют в мире лишь в качестве составной части мудрого и милостивого Плана, все части которого сводятся воедино и действуют совместно во имя достижения величайшей цели Божественного Провидения – Совершенства. Достаточно ли аргументированно и подробно разъяснено существование в мире зла в той или иной религии, воплощается ли оно в образе Тифона – Великого Змея, Аримана с его воинствами злых духов, гигантов или титанов, пошедших войной на небесных богов, двух сосуществующих Первопринципов – Добра и Зла, искушений Сатаной и грехопадения человека, Локи и змея Фенриса2, судить не масонству, да оно и не утруждает себя суждениями по данному вопросу. Не его дело и судить о том, как и каким образом осуществится величайшая победа Света, Добра и Истины над Тьмой, Злом и Заблуждениями; не его дело судить о том, явился ли Спаситель, с нетерпением ожидаемый всеми народами Земли, в Иудее, или Ему лишь суждено еще прийти.
Масонство почитает всех без исключения великих преобразователей религиозной веры. В Моисее – Великом Законодателе иудеев, в Конфуции и Зороастре, в Иисусе Назарянине и в Великом Арабском Иконоборце оно видит Великих Учителей Нравственности и Достославных Преобразователей, если не больше: оно позволяет каждому из своих братьев приписывать любому из них любые высшие, даже Божественные атрибуты, в соответствии с его верой и понятиями об Истине.
Посему масонство не отметает никакую истину и не наставляет в отрицании какой-либо веры, если только эта вера не унижает высоких масонских представлений о Божестве, не опускает Его до уровня человека со всеми страстями его, не отрицает высокого предназначения человека в этом и ином мирах, не старается опорочить Верховного Бога в Его милосердии и благе, не пытается разрушить великие колонны, служащие опорой Масонского Ордена – Веру, Надежду и Милосердие, и не проповедует безнравственность и ниспровержение долга брата по отношению к нашему Ордену.
Масонство – это действительно система религиозного поклонения, система, объединяющая в себе всех цивилизованных людей, ибо оно не стремится объяснить или догматически определить великие таинства, которые превыше наших несовершенных способностей к пониманию, превыше нашего человеческого разума. Масонство верит в Бога и надеется; вера его – детская, и оно отрицает всяческую гордыню. Оно не обнажает меч, дабы заставить прочих принять свою веру или наслаждаться теми же упованиями, что и оно. Масонство терпеливо ждет нисхождения на его адептов понимания таинств Природы и Бога этой Природы.
Величайшие во Вселенной таинства непрерывно свершаются вокруг нас; они настолько привычны и обычны для нас, что мы никогда не замечаем их, мы привыкли не думать о них, не размышлять над ними. Мудрецы рассказывают нам о законах, управляющих движением сфер по гигантским дугам вокруг незримых титанических осей, проносящихся с немыслимой скоростью по беспредельному Космосу, в то время как мы сами – мельчайшие, почти невидимые атомы, крошечные частицы этой неизмеримой Вселенной, сидим здесь в пустой горделивой убежденности в том, что все-все сотворено только и исключительно для нас. Мудрецы повествуют нам о центробежных и центростремительных силах, о силах притяжения и отталкивания, в этих и иных звучных терминах, изобретенных для того чтобы скрыть незнание их значения. Во Вселенной существуют и иные силы, не подвергающиеся описанию терминами механики.
Возьмите два маленьких семечка, совершенно одинаковых по виду, и два таких же, но больших. Передайте их многомудрому бонзе научного мира – Химику. Он расскажет вам о сжатии воздуха в полостях семян, об их дыхании, о том, как они питаются фосфором и углеродом, щелочами и силексом. Он разрежет их, рассмотрит под микроскопом, будет терзать и мучить их всеми известными ему способами. В конечном счете, он представит вам немножко сахара, немножко волокна, немножко воды, углерода, калия, натрия и тому подобного, какая разница, чего именно…
А потом мы зароем такие же семена в землю, и Солнце будет греть их своими лучами, и теплый дождь будет омывать их, и они прорастут тонкими нежно-зелеными побегами. Какое же это чудо – их рост! Какое же чудо – сила, мощь, способность маленького и тонкого этого побега, который может срезать одним движением жвал самая крошечная, практически невидимая невооруженному глазу гусеница, забирать из земли, воздуха и воды элементы, которые человек так тщательно исследовал, переписал и систематизировал, для того, чтобы расти, набираться сил и неуклонно подниматься навстречу небу!
Одно из семян вырастает в тонкий хрупкий стебелек, мягкий на ощупь, как, например, обычная трава; другое превращается в куст с жесткой древесиной, ощетинившийся шипами и способный противостоять порывам жестокого ветра; третье – в тонкое стройное дерево, способное замерзнуть насмерть при первом дуновении зимней стужи и угнетенное более сильными деревьями в густом лесу, не видящее из-под их нависших крон солнечных лучей; а четвертое спустя несколько лет распростирает свои узловатые руки-сучья далеко во все стороны и не боится ни стужи, ни льда, ни снега, месяцами возлежащего на его ветвях.
Но что это? Мы сами видим, как из грязной бурой почвы, из прозрачного невидимого воздуха и все еще прозрачной, но уже мутноватой дождевой воды семена извлекли цвет – четыре разных оттенка зеленого, в который окрашиваются по весне всем нам отлично знакомые деревья, кусты и сама земля. Чуть позже появляются цветы: яркие розовые бутоны, огненные сияющие гвоздики, скромно розовеющие лепестки яблоневого цвета, ослепительная белизна ветвей апельсинового дерева… Откуда же у цветов и листвы цвет? Каким образом, путем каких химических реакций растения извлекают его из углерода, фосфора и извести? Разве есть чудо чудеснее получения чего-либо из ничего?
Цветы распускаются. Вдохните чарующие ароматы, каждый из них совершенен, все вместе они удивительны. Откуда они? Какое сочетание кислот и щелочей способен составить Химик в своей лаборатории, дабы воспроизвести их?
И наконец появляются плоды – румяное яблоко и золотой апельсин. Разрежьте их и раскройте! Как различны между собой их строение и сама текстура! Вкус каждого из них отличен от всех других плодов, равно как и аромат, который также отличается и от аромата его же собственных цветков и цветков других плодовых растений. Откуда этот вкус и этот новый аромат? Ведь все эти растения с различным ароматом и различным вкусом вскормлены одной и той же почвой, одними и теми же воздухом и водой.
Разве проблема происхождения мысли, воли и восприятия всех природных явлений человеком более значительна, чем вопрос, откуда приходят цвет, запах и вкус цветов и плодов?
И вот что еще важно: в каждом плоде мы видим новые семена, и каждое из них наделено теми же удивительными способностями к воспроизводству, каждое содержит те же поразительные силы, которые заставят его развиваться в новое растение. Это силы, живущие в зернышке пшеницы, обнаруженном в полосах материи, в которую была завернута недавно обнаруженная древнеегипетская мумия; это силы, о происхождении и действии которых современная наука, современная человеческая мысль имеет не больше представления, чем о природе, помыслах и деяниях Господа. Что мы можем знать о Природе и как мы можем понимать силы и способы действия человеческой души, если вне нашего понимания остаются зеленеющая листва, перламутровые лепестки цветов и золото апельсинового плода?
Мы просто пытаемся скрыть собственное невежество за непроницаемой словесной пеленой, а слова зачастую являются не чем иным, как лишенным всякого смысла сочетанием звуков. Что такое центробежная сила? Это склонность к движению в определенном направлении! А какая же, в таком случае, внешняя сила приводит к этой склонности?
Какая сила заставляет стрелку компаса неизменно указывать на Север? Какая сила заставляет мышцы поднять руку, когда воля приказывает ей подняться? Откуда происходит сама воля? Появляется ли она из ничего, то есть является ли она первопричиной, или все же следствием? Подумайте, ведь это тоже необъяснимо, как необъяснимо для нас Творение или бытие и самопорождение Бога.
Кто сможет объяснить нам страсти, капризы, гнев, память, привязанности крошечного крапивника, самосознание и мечты дворового пса, способности слона к логическому рассуждению, поражающие воображение страсти, инстинкты, общественное устройство и самоуправление, «государственную политику», взаимный обмен мыслями и чувствами у пчел и муравьев?
Кто когда-либо сумел объяснить нам при помощи всех своих красочных сравнений и длинных-длинных наукообразных фраз, каким именно образом тепло поступает к нам от Солнца, а свет – от далеких звезд, освещая нам путь сейчас, в то время как отправился он от своего источника к Земле в те времена, когда халдеи только начинали возводить Вавилонскую башню? Как образ некоего постороннего объекта поступает на сетчатку глаза и отражается на ней, и, будучи там, как этот нематериальный, призрачный образ в конечном итоге, взаимодействуя с мозгом, превращается в то, что мы называем чудесным словом зрение? Каким образом тончайшие, незримые атмосферные волны играют на бубнах наших ушных перепонок, претворяя в жизнь не менее поразительное явление слуха; как они заставляют нас ощущать и различать рев торнадо, громовые раскаты, могучий глас океана, стрекот кузнечика, сладчайшие мелодичные переливы неповторимых трелей малиновки или пересмешника, волшебные звуки скрипки Паганини?
Для нас тайной являются наши собственные чувства; мы – тайна для самих себя. Философия неспособна научить нас ничему связанному с природой наших собственных ощущений и восприятий, нашего сознания, происхождения наших мыслей, только словам, и ничему, кроме слов. Никакие усилия, сколь долго они бы ни длились, не способны даровать человеку осознание своей собственной личности, отдельной от его тела и его же разума. Мы истощаем себя бесплодными стараниями познать самих себя и, в конце концов, перестаем к этому стремиться, осознавая безрезультатность всех усилий. Назовите мне того, кто сумел за всю историю человечества достаточно внятно разъяснить, как именно отражение света от постороннего объекта попадает в глаз, звуки, им издаваемые – в ухо, неразличимые глазом частицы запаха – в ноздри, а вкус – на нёбо, и как все это потом проникает в нервы, а через них – в мозг человека.
Что мы знаем о материи? До сих пор есть люди, сомневающиеся вообще в ее существовании. Философы учат нас, что обычные чувства позволяют нам познать только свойства материи – цвет, протяженность, плотность и пр. – но не ее самое, не материю, которая только может быть плотной, длинной, черной или белой, а может и не быть такой. Точно так же мы знаем только свойства души – мысли и восприятие, а не саму душу, которая способна мыслить и чувствовать.
Какие же чудесные тайны скрыты от нас в тепле и свете, существующих неведомым нам образом в пределах, неизмеримо узких по сравнению с Беспредельностью, за которыми во все стороны простирается бескрайнее пространство, невообразимая и непроницаемая тьма, непостижимый вселенский холод! Помыслите только о великой Силе, существование Которой просто необходимо для поддержания постоянного тепла и света в центральной точке этой Беспредельности, для которой полуночная земная тьма и холод арктических льдов – ничто. Господь вездесущ.
А как волшебно воздействие тепла и холода на текучую субстанцию, которую мы называем водой! Какие величественные тайны хранит каждая снежинка, каждый кристаллик льда! Как поразительно их превращение в облака прозрачного невидимого пара, поднимающегося от поверхности мирового океана и достигающего скрытых за облачной дымкой горных вершин!
Какое огромное количество природных чудес и загадок открыла для нас химия! Подумайте только, что будь отменен – хотя бы на минуту – хотя бы один-единственный природный закон: притяжения и отталкивания, сохранения вещества, например, весь материальный мир на этой, как нам кажется, несокрушимой и вечной Земле, в единстве гранитных глыб и природных алмазов, золотых жил и серебряных залежей, траппа и порфира, угольных шахт, нас самих со всеми нашими костями и мышцами, немедленно разрушится и превратится – вместе со всеми солнцами и звездами, со всей Вселенной Господней, в незримый тончайший пар, состоящий из крошечных частиц-атомов, рассеянных в необозримом Космосе; исчезнут, перестанут существовать тепло и свет, если только Сам Господь не является, как считали древние персы, Вечным Светом и Неугасимым Огнем.
Как величественны все тайны Господней Вселенной! Как можем мы – с нашими ограниченными способностями к восприятию и постижению Истины – рассчитывать познать их во всей полноте? Беспредельное пространство, простирающееся от нас во все стороны; беспредельное время без начала и конца, и мы сами, здесь и сейчас, в центре всего этого. Существуют бесчисленные солнца, лишь одно из которых становится тем меньше для нас, чем в более мощный телескоп мы его рассматриваем; каждое окруженное освещаемыми им мирами; настолько удаленные от нас, что их свету никогда не суждено до нас долететь; бесконечно перемещающиеся в вечности, в то время как свет того солнца, которое, как нам кажется, мы видим, летел к нам на протяжении более чем пятнадцати веков. Наш мир постоянно вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца; а само Солнце вместе с нашим миром, в свою очередь, вращается вокруг некоей центральной оси, вместе со всеми прочими солнцами и звездами, со всеми мирами, с непостижимой скоростью проносящимися по бескрайнему Космосу; и вот, в каждой капле воды, которую мы пьем, в каждой крошке пищи, которую мы едим, в воздухе, в земле, в океане обитают мириады крошечных существ, невидимых для нашего невооруженного глаза, вообще непостижимой для нас миниатюрности, которые обладают, тем не менее, строгой организацией, которые живут, едят, возможно, чувствуют и обладают самосознанием, памятью и инстинктами.
Таковы лишь некоторые из тайн Господней Вселенной. И тем не менее, мы, чья жизнь и жизнь чьего мира является лишь едва заметной точкой в Бесконечности, мы, питающие микроорганизмы внутри своего тела и питающиеся сами растительностью своего мира, желаем познать, как Бог сотворил весь этот мир, стремимся познать Его свойства, Его силы, Его воплощения, образ Его бытия и действий; желаем познать суть Плана, лежащего в основании всех явлений и процессов, Плана столь же разумного и мудрого, сколь Сам Господь; стремимся познать законы, посредством которых Он правит Своей Вселенной; желаем узреть Его и говорить с Ним с глазу на глаз как с равным себе, мы пытаемся не верить, объясняя это для себя тем, что не хотим верить в то, чего не понимаем…
Он повелел нам возлюбить друг друга, возлюбить ближнего, как самого себя; а мы начинаем спорить с Ним, возражать Ему, ненавидеть и убивать друг друга, все это потому лишь, что оказались не в состоянии прийти к общему мнению относительно Его Сущности, Его свойств: был ли Он рожден человеком, мужчиной Он был или женщиной, был ли Он распят на кресте, един ли Дух Святой природой с Богом Отцом, или же природа их только схожа, может ли быть дряхлый полоумный старик Наместником Господа на Земле, является ли та или иная группа людей избранной Господом для вечного спасения, в то время как все остальные люди обречены на проклятие и вечный Ад, вечно ли длится наказание грешников после физической смерти, и все эти разногласия заставляют нас заливать мир кровью, опустошать целые области, превращать плодородные земли в пустыню. В конечном счете на протяжении уже многих веков вся Земля – из-за непрекращающихся религиозных войн, бессмысленного кровопролития – является вращающимся вокруг Солнца паровым котлом, кипящим людскими страданиями, кровью, пролитой в братоубийственных войнах во имя победы одного религиозного мнения над другим таким же; и эта бойня непрерывно вносит заразу во все вены Земли, превращает ее в пугало и посмешище для всех ее сестер во Вселенной.
Будь все люди Земли масонами, повинуйся они всем своим сердцем гуманному учению нашего Ордена, наш мир был бы Раем; но сейчас нетерпимость и злоба делают его сущим Адом. Ибо вот в чем вера истинного масона: веруй в беспредельное Милосердие Господне, в Его Мудрость и Справедливость; надейся на окончательную победу Добра над Злом, на торжество Совершенной Гармонии в конечном результате всех согласий и разногласий во Вселенной; будь милосерден, как милосерден Господь, ко всем заблуждениям, неверию, ошибкам и проступкам людей, ибо все люди – братья.

НАСТАВЛЕНИЕ

Первый Страж: Брат Второй Страж, принадлежишь ли ты к числу Князей Милостивых?
Второй Страж: Я видел Сияющую Дельту и Священные Имена на ней; я, подобно тебе, принадлежу к числу Рыцарей Эмет и состою в Тройственном Союзе, знак коего мы все на себе несем.
Вопрос: Каково первое слово, начертанное на Священной Дельте?
Ответ: Неизрекаемое Имя Господне, истинный смысл коиего известен лишь Рыцарям Эмет.
В.: Что означают для нас три стороны Священной Дельты?
О.: Для нас и для всех Братьев Вольных Каменщиков они означают три великих свойства, или действия, Божественной Сущности: Мудрость, или мыслительную и промыслительную Силу, коией в те времена, когда ничего не было, кроме Самого Господа, были порождены и оформлены Замысел и План сотворения сей Вселенной; Силу, или действенную и творческую Силу, коией Вселенная была сотворена в соответствии с Планом и Замыслом, созданными Мудростью, чрез коию Вселенная, звезды и солнца, и миры, и свет, и жизнь, и люди, и ангелы, и все живые существа стали быть; и Гармонию, или сохраняющую и поддерживающую Силу, порядок и красоту, поддерживающие Вселенную в неизменном состоянии и составляющие собой великий ее Закон Гармонии, Движения, Соответствия и Развития; иначе говоря, Мудрость, замыслившую План, Силу, претворившую его, и Гармонию, поддерживающую его, то есть масонскую Троицу, три Силы единой Сущности; три колонны, поддерживающие Вселенную – физическую, интеллектуальную и духовную, служащую прообразом и символом каждой масонской ложи; в то же время для масона-христианина они воплощают Троицу Небесную – Отца, Слово и Святого Духа, Которые суть Трое в Одном.
В.: Что означают три греческие буквы – Йота, Эта и Сигма (Ι.: Η.: Σ.:) начертанные на Священной Дельте?
О.: Они означают три из Имен Верховного Бога, почитавшегося сирийцами, финикиянами и иудеями: Яхве (הויה) – Бытие в Себе, Эл (לא) – Бог Природы, или Душа Вселенной, и Шаддай (דיש) – Верховная Сила. Также три из шести главных Божественных свойств, известных каббалистам: Мудрость (Эхье), у египтян – Разум (Νοϋς), у платоников – Слово (Λογος), у гностиков – Мудрость (Σοφια); Величие (Эл), символизируемое головой Льва; и Победу, или Славу (Саваоф), которые суть колонны Яхин и Боаз, поддерживающие портик масонского Храма. Для масона-христианина это первые три буквы Имени Сына Божьего, умершего на кресте во имя Избавления человечества.
В.: Каков первый Союз, в котором мы состоим?
О.: Это союз Завета Господа с Ноем, когда Он сказал: «…не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого – зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал. Впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся… Вот, Я поставляю завет Мой с вами и с потомством вашим после вас, и со всякой душею живою, которая с вами, с птицами и со скотами, и со всеми зверями земными, которые у вас, со всеми вышедшими из ковчега, со всеми животными земными; поставляю завет Мой с вами, что не будет более истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет уже потопа на опустошение земли… вот знамение завета, который Я поставляю между Мною и между вами, и между всякой душею живою, которая с вами, в роды навсегда; Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением завета между Мною и между землею… вот знамение завета, который Я поставил между Мною и между всякою плотию, которая на земле»3.
В.: Каков второй Союз, в котором мы состоим?
О.: Это союз Завета Господа с Авраамом, когда Он сказал: «Я Бог всемогущий… поставлю завет мой между Мною и тобою, и весьма, весьма размножу тебя… Я – вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов… и произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя, и поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя. И дам тебе и потомкам твоим после тебя землю, по которой ты странствуешь, всю землю Ханаанскую, во владение вечное»4.
В.: Каков третий Союз?
О.: Это союз Завета Господа со всем человечеством через пророков Его, когда Он сказал: «И придут народы к свету твоему, и цари – к восходящему над тобой сиянию… и сотворю новое небо и землю новую… Не будет уже солнце служить тебе светом дневным, и сияние луны – светить тебе; но Господь будет тебе вечным светом, и Бог твой – славою твоею… И придет Искупитель Сиона и сынов Иакова, обратившихся от нечестия… И вот, завет Мой с ними… Дух Мой, Который на тебе, и слова Мои, которые вложил Я в уста твои, не отступят от уст твоих и от уст потомства твоего… отныне и до века»5.
В.: Каков знак сего Тройственного Союза?
О.: Тройной Треугольник.
В.: Что еще воплощает сей знак?
О.: Тройственность Божественных свойств, а также тройственную природу человека: Жизненный принцип, Силу разума и Душу – бессмертную эманацию Господа.
В.: Какова первая великая истина священных Мистерий?
О.: Никто и никогда не зрел Господа. Он – Единый, Предвечный, Всемогущий, Всеведущий, беспредельно справедливый, милостивый и милосердный, исполненный сострадания Творец и Предержитель всех вещей, Источник Света и Жизни, сосуществующий со Временем и Пространством, мыслящий и мыслию Своею сотворивший Вселенную и все живое в ней, и души людей; Он единственный постоянен, в то время как все остальное постоянно изменяется.
В.: Какова вторая великая истина священных Мистерий?
О.: Душа человека бессмертна; она не есть следствие развития, действия или организации образов материальных действий, или последствие череды явлений или восприятий, но бытие, единое и осознающее себя, дух живой, искра Предвечного Высшего Единого Света, вошедшая в материальное тело и пребывающая в нем, покидающая это тело в миг физической смерти тела и возвращающаяся к Господу, даровавшему ее, не исчезающая, как дым, и не умирающая в миг физической смерти материального тела, не могущая быть уничтоженной, но пребывающая вечно и обладающая собственным разумом и собственной действенной силой, даже во время пребывания во Господе, до вселения в материальное тело человека.
В.: Какова третья великая истина масонства?
О.: Сила, направляющая человека по пути праведности и удерживающая его от преступления, не только старше людских городов и возведших их народов, но она существовала и существует одновременно с Верховным Единым Богом, надзирающим и правящим небом и землей. Посему и Тарквиний преступил сей Вечный Закон, хотя в годы его правления в Риме могло и не быть писаных законов, предусматривавших наказания за творимые им злодейства. Ибо Первопринцип, указывающий нам пути праведности и предостерегающий от совершения порочных деяний, проистекает из самой природы вещей. Он не стал законом, когда был впервые записан; он ниоткуда не произошел, но существовал всегда и одновременно с Верховным Единым Божественным Разумом. Посему исполнение веления добродетели не становится конечным итогом; и также достославные деяния добродетели должны вызываться глубоко коренившимися принципами, побуждениями и причинами, чтобы воистину стать достославными и добродетельными.
В.: Какова четвертая великая истина масонства?
О.: Нравственные истины так же абсолютны, как истины метафизические. Даже Бог не способен заставить следствия проявляться в отсутствие причин, а явления – в отсутствие материи. Точно так же не может Он обратить в грех и порок нашу верность однажды данному слову, любовь к Истине, смирение страстей. Принципы нравственности являются аксиомами, как законы геометрии. Нравственные законы отражают взаимоотношения, проистекающие из самой природы вещей; они не были сотворены Богом, а сосуществуют в веках с Ним и в Нем. Их вечное существование не зависит от Его Воли. Истина и Справедливость – это части Его Сущности. Мы обязаны следовать этим Его законам не потому, что они бренны, а Господь – всемогущ. Нас можно заставить повиноваться сильнейшему, но мы не обязаны это делать, с нравственной точки зрения. Господь есть Первопринцип Нравственности, но отнюдь не по одному лишь велению Своей Воли, которая, взятая отдельно от всех прочих Его свойств, не является ни справедливой, ни несправедливой. Добро есть выражение Его Воли постольку, поскольку сама Его Воля является выражением вечной, абсолютной, никем не сотворенной Справедливости, существующей во Господе, но не сотворенной Его Волей, которую она, однако, воплощает и провозглашает, воплощаясь в наших душах в понятие Добра. Он даровал нам Закон Истины и Справедливости; но не единой Его Волей сей закон был сотворен и утвержден. Справедливость внутренне и изначально сосуществует с Его Волей, потому что является неотъемлемой составляющей Его Мудрости и Его Разума, в силу самой Его Природы и Его Сущности.
В.: Какова пятая великая истина масонства? 
О.: Существует вечное и изначальное разграничение между Добром и Злом, между тем, что справедливо и что несправедливо; и с этим разграничением каждое обладающее разумом и личной свободой выбора существо соотносит абсолютное обязательство следовать добру и справедливости. Человек – существо разумное и свободное; свободное – потому, что он осознает, что его долгом является, что стало его долгом неизменное следование истине и справедливости, а посему у него непременно должна быть власть так поступать, что подразумевает также наличие у него и власти так не поступать; человек способен осознать различие между добром и злом, справедливостью и несправедливостью, а также сопровождающее это осознание обязательство и способность естественным образом исполнять это обязательство вне зависимости от каких бы то ни было общественных договоров или, возможно, писаных или устных законов общества; он способен также сопротивляться искушению побуждением следовать путем зла и несправедливости; он способен неукоснительно следовать священному Закону Предвечной Справедливости. Человеком управляет не неумолимый рок, не неизменная судьба; он свободен выбирать между путями Добра и Зла; справедливость и право, благо и красота суть природные Свойства Бога, как и Его беспредельность; а посему они являются и законами поведения человека; мы осознаем свою свободу выбора, продолжительность и взаимосвязанность всех аспектов своего существования в этом мире, а также обладаем самосознанием как личности, обо всем этом нам свидетельствуют явления одной и той же природы; и если мы ставим под сомнение одно, не может для нас остаться неоспоримой истиной и все остальное, и всё вообще, в таком случае, теряет для нас вещественность и реальность; свободу своей воли и своих поступков мы в состоянии отрицать, только при условии отрицания реальности вообще всего окружающего, а тем самым мы отрицали бы также и Всемогущего Господа.
В.: Какова шестая великая истина масонства?

  1. Несмотря на ее славу как места рождения Христа, история этой иудейской деревушки остается малоизученной. Переводы ее названия (Бет-Лехем) также рознятся: «дом хлеба», «дом битвы», «дом бога Лахаму». Она играет важную роль в Книге Руфи, и рядом с ней расположена могила Рахили (Бытие, 35:19), хотя последнее опровергается в I Книге Царств (10:2). – Р. Х.
  2. Судя по всему, имеется в виду Фенрир, отнюдь не змей, а волк в скандинавской мифологии. Сын Локи и великанши. Боги с рождения заковали Фенрира в цепи, состоящие из многих звеньев, самым примечательным из которых был звук кошачьих шагов. При этом он откусил руку одному из заковывавших его богов. После этого ему заткнули пасть при помощи меча и приковали к скале вплоть до Судного дня, когда он порвет цепь и вступит в новое сражение с богами, в ходе которого, по некоторым легендам, пожрет Одина и даже само Солнце. Отвратительный персонаж, что и говорить, но не змей. Пайк, вероятно, спутал двоих сыновей Локи, второй из которых действительно был Змеем Мидгарда, о чем он справедливо пишет ранее в книге. С другой стороны, Пайк вполне мог иметь в виду Фафнира, другого персонажа скандинавской мифологии, из алчности превратившего себя в змея, чтобы напугать своего брата. – Р. Х.
  3. Бытие, 8:21-22, 9:9-13, 17. – прим. перев.
  4. Бытие, 17:1-2, 6-7. – прим. перев.
  5. Исайя, 59:20-21, 60:3, 14, 19-20. – прим. перев.
Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима