Нравственное возрождение невозможно без четвертого правила «любви к ближнему». В трактовку его положен общечеловеческий смысл. Автор не ссылается на Библию, а считает эту норму общим правилом поведения, данным человеку от рождения.
Пятое правило, которое выступает следствием благонравия, — бодрость. В соответствии с ним масон совершает свои поступки без какой-либо корысти и с единственной целью стать разумным и отвергнуть повреждение человеческой натуры. Бодрость дает возможность безбоязненного рассуждения о смерти.
Шестое правило — щедрость. Исполнение его делает члена ордена примером для всех остальных людей. Щедрость показывает, что масон не имеет привязанности к преходящим земным вещам. «…Благодарность Творцу от человека не иначе воздана быть может, как чрез человека, т.е. чрез благодеяние и помощь человеку, яко своему ближнему» [11].
Седьмым правилом выступает любовь к смерти. Данное правило без какого-либо комментария вызывает естественное недоумение. Это отчетливо понимали вольные каменщики. Однако для них «смерть не есть небытие». Авторы речей для ученической степени проповедуют в основном то, что масон должен часто размышлять о смерти, посещать страждущих, ходить чаще на погребения и т.д.
Такой взгляд на смерть является также довольно распространенным явлением в любой мистической системе. Дело в том, что символ смерти разрушает структуры повседневности. В этом состоит его основная роль. С разрушением смысловых структур здешнего бытия человека создается возможность формировать сознание в соответствии с заданными целями и задачами.
В «Речи, какова есть смерть внезапная или нечаянная и кто оною наиболее угрожается» [12], произнесенной в траурной ложе по случаю кончины брата И.П.З., утверждается: «И так для человека, который не токмо не […] любит[…] смерть, а паче ненавидит ее, яко зло из всех злейшее, ничего нет ужаснее или печальнее смерти; я говорю, что для такого человека всякая смерть есть внезапная и нечаянная» [13]. Автор речи утверждал, что каменщику необходимо научиться беспрестанно умирать в этой чувственной земной жизни, преломлять развращенную волю, управляемую страстями. Смерть должна покориться законам просвещенного ума. Образ смерти — это привязанность к чувственным земным наслаждениям. Масону же предписывалось искать Света внутреннего. «Когда же начнем …упругую волю нашу преломлять, когда будем начинать сражение с пороками нашими, тогда отчасти познавать станем, что есть любить смерть, тогда всякая кончина наша не будет больше внезапная и нечаянная, но известная и ожидаемая. Ибо любить можно тогда только, когда позна[…]ешь цену любимого предмета, познавая же, начинаешь почитать или уважать, а из обоих сих ощущений, то есть из познания и уважения, рождается третье, то есть любовь» [14].
Через преломление своей воли каменщик учится приближаться к Богу, несет меру ответственности перед Богом за данный Им дар жизни. Осознание этой ответственности и не дает возможности случиться смерти внезапной.
Смерть для масона всегда ожидаема, так как она «…не может быть пределом тех трудов, кои употребляются здесь к созданию сердечного внутреннего Храма Добродетели и Премудрости» [15].
Более высокий смысл этого правила раскрывается в других степенях. «Мудрый ведает, что конец сея жизни не есть предел его существования, но что бытие его в сем мире есть время приуготовления к другой жизни, в которой он получит блаженство вечное и совершенное, ес[ли] воспользуется временем приуготовления» [16]; «Почто же вложил ОН в меня такие желания, которым сей мир ничем удовлетворить не может? Неужели для того, чтобы оные пребыли тщетными желаниями? Нет, брр.[атья] мои! Сие противно и Премудрости, и Благости ЕГО. ОН сотворил меня для блаженства, которое находится единственно в вечном с Ним соединении, в вечном соединении с источником жизни. Вот мое назначение! Вот моя цель!» [17].
В «Поучении для мастерской степени…» [18] также разбиралось правило любви к смерти. Смерть на этой степени посвящения уже выступает как подательница Света. Свет — это реальный аспект Божества. Через Свет Бог проникает в наш опыт, но опыт мистический.
Для масонов вера в бессмертие человеческой души абсолютна. С наступлением смерти жизнь не останавливается. «По преминовании телесной жизни настанет …жизнь духовная, которая и в силах и дарах …обильнее жизни телесной» [19]. «БОЖИЕ милосердие и Благодать есть то, что мы не исчезаем в смерти; милосердие ЕГО бесконечно …велика верность ЕГО; и мы на оную надеемся» [20]. Тело человека есть только своеобразный механизм, которым движет и управляет дух. Оно выступает обителью духа. Отсюда масоны делали вывод, что телесная жизнь есть темница, сковывающая силы духа, т.е. помрачнение духа: «Для духа вся земля есть пещера, исполненная гробов и скелетов» [21]; «…Видимое есть просто и преходяще, невидимое же Божественно и вечно» [22] ; «Томится ожиданием тварь и алчно желает освобождения от ига тления. Томится ожиданием наш бессмертный Дух и стремится к оным вечным жилищам, где обитают мир и правда. И как скоро совершится наше земное странствование, а с оным решится навеки и Судьба наша!» [23].
В «Речи новопринятому Брату Мастеру» [24] подчеркивалось, что путь мастера «есть путешествие от жизни к смерти и чрез смерть к жизни». Вся внешняя натура и все телесное проникнуто смертью. Мастер видит смерть повсюду. Болезнь бытия проявляется везде. Но ничто не может уничтожиться, так как ничто не может уничтожиться в Боге. Бог вечен в своих свойствах. Точно также и человек, однажды созданный, всегда находится в Уме Его. Для мастера видимая смерть есть лишь процесс изменения образа существования вещей. Мастер должен удалиться от мирских преходящих «профанских» ценностей. «Истинный Св.[ободный] Кам.[енщик], созерцая всюду смерть и в смерти жизнь и в жизни тихий ясный свет и блаженство, и, тингируясь созерцанием Духа жизни […] радуется небесно, и в духовной сей радости созецание смерти делается желательнейшим и главнейшим предметом мастерских занятий умственных очей его, а сама смерть — предметом желаний сердца его!» [25].
Не к презрению и пренебрежению к смерти призывали масоны, а к любви к ней. На первой степени посвящения — ученической, умирает своеумие, на второй — товарищической — своеволие, или своенравие; на третьей — мастерской — плотский человек. На мастерской степени должно произойти «обожение». «В умершем же своеумия и своеволия не живет уже грех, но живет (начинает жить) в нем ХРИСТОС» [26]; «…ес[ли] тьма ума нашего Крестится внутренним светом Иисусовым и умрет на Кресте сем, ес[ли] воля наша Крестится волею Божиею и умрет совершенно на Кресте сем, тогда можем истинно сказать: «Не живем к тому мы, но живет в нас Христос», Который Светом Своим царствует в умственной сфере Св.[ободного] К.[аменщика], а волею Своею в сердце его. Сие-то есть явление в человеке Царствия Божия…» [27].
Считалось, что на мастерской степени брат принимает образ возрожденного человека, становится блаженным, чувствуя гармонию внутри и вне себя. На этой степени брат должен «взойти из гроба тления» и ждать «преображения притчи в самое существо». Это соединение, доходящее до слияния с Богом, было способно породить еретическое умонастроение. Как только верующий мог произнести внутри себя слова: «Я есьм Сущий», выражающие слияние с Богом, то именно с этого начинался путь еретических исканий.
По существу, любая мистическая система содержит в себе возможность еретического начала. Своеобразие масонского движения состоит в том, что возможность «ереси» появлялась во внецерковной религиозной культуре. Таким образом, обвинения масонства со стороны официальной церкви и государственно-правовых структур были оправданы. В дополнение к этому скажем, что во многом столкновения внутри масонского движения между великими мастерами различных систем были связаны именно с тем, что каждый из них претендовал на роль выразителя истинного масонского учения.
В качестве непосредственного образца жизни для масонов выступала жизнь вочеловечившегося Бога — Иисуса Христа. Путь масона — это путь восхождения от тварной личности к Божественной природе. Тело выступает средством строительства новой жизни, через него происходит усовершенствование человеческих способностей и сил, но при условии, что человек помнит самого себя и Бога. В ином же случае он ведет жизнь мало чем отличающуюся от жизни скотов. Смерть открывает истинное существо вещей. Она показывает человеку, кем он был в этой жизни, кем он должен быть и что он есть на самом деле. Смерть снимает все тленные оболочки и раскрывает истинную сущность и предназначение. Нынешнее же состояние тела таково, как постоянно подчеркивали братья, что оно служит препятствием духу. Необходимо вооружить дух для покорения плоти. В соответствии с мистической практикой масонов выделяются орудия духа: «вера в оправдание Христа, слово Божие, молитва, терпение и долготерпение, нетворение плоти угодия в похоти, благость о Духе Святом и любовь нелицемерная, Слово Истины и Сила Божия» [28].
Отрешение от телесных страстей — первый шаг к преображению человека. Он входит во внутреннее состояние спокойствия, видит, что Царство Божье необходимо искать внутри себя. Телесные же страсти препятствуют открытию Бога как внутри себя, так и Его действию в натуре. Чувственность и плоть воздвигают стену между душой и Богом. Бог-дух не может быть познан чувствами плоти. Только уму и сердцу доступно это.
Масоны вводили специальные обряды по случаю смерти братьев. В журнале выделяется ряд речей, которые посвящены нравственному смыслу участия в похоронах. Среди них: «Речь, какова есть смерть внезапная и нечаянная и кто оною наиболее угрожается» [29], «Речь о погребении умершего и что погребать умершего есть почтенная в древности и награжденная Добродетель» [30], «Должность Вольного Каменщика при гробе брата» [31]. То есть, можно сделать вывод, что традиционные правила поведения христианина в данной ситуации сохраняли свое несомненное значение и для масонов.
Члены ордена уже в нынешней жизни строили себе будущую обитель. Они стремились воплотить Царство Божье на земле в его естественном, натуральном воплощении. Этому служила масонская нравственная философия. Считалось, что в некой части этого видимого мира есть братья, которые уже соединились с Иисусом Христом и владеют сокровищами такого знания, которое может сделать тело небесным. Эти знания откроются в нужное время и в нужный час. И когда на земле появится новое, как говорили масоны, «очищенное для Божественного любомудрия» поколение, то скрываемое таинство раскроется. Братья искренне верили, что уже «сие поколение растет и учится в Училище Святого Духа, в духовной вере, или в вере Духа, которая вера есть зерно, или семя, из коего может родиться то духовное тело, подобное Христову, описуемому в явлении Его после воскресения» [32].
Стремление к блаженству и постижение высших истин связаны с различными степенями масонства. Значение первой степени — «состоит в том, чтобы очищать сердце свое, открывать везде ученическое слово БОГ СОТВОРИЛ». Сердце выступает тем средоточием, из которого исходит и в который возвращается вся духовная жизнь. Но оно одновременно и сосуд, содержащий все пороки. Чистота сердца возвращает уму деятельную способность. Задача второй степени «состоит в том, чтобы, испросивши седьм даров Духа Святого, поучаться седьми небесным наукам и силою BOOZ творить двукратно седьмиричные дела милосердия …» [33].
Уже на уровне товарищической степени все силы человеческого духа должны быть объединены в одну силу. Товарищ находит, что разум его не расходится с сердцем и волей и поступки его не расходятся с законами целостности духа.
На третьей степени «блаженства, яко высочайшего, требующего очищения, но и самого изменения плоти нашей из тленной земной в нетленную небесную и вечную, дабы присоединиться к закланному за грехи наши Агнцу, принесшему себя в жертву ярости Правосудия Божия и для сего, приобщась Божественной ЕГО плоти и крови, восстановит через НЕГО падший наш образ и обресть потерянное М.[астерско]е Слово J…Силою и Премудростию которого водворит в нас и вне нас вечную Гармонию — вечное Блаженство» [34]. На третьей ступени блаженства масоны были призваны «вкусить источника бессмертия и живота» для того, чтобы смертное, тленное и земляное, человеческое естество стало небесным, бессмертным и Божественным. Через это превращение они рассчитывали приобщиться и сохранить такое таинство, от которого «судьба рода человеческого зависит». Мастер закрепляет в себе целостный характер своей личности. Более того, он соединяется с Богом, или, как говорили масоны, «Великим Мастером».
Действительно, без нравственности нельзя быть свободным каменщиком. Но моральный пафос философии не исчерпывает всего вольнокаменщического мировоззрения. Высокая нравственность составляет необходимое преддверие масонского ордена, это — начало возрождения человека. Мастера стремились показать каждому брату, что в ордене есть все необходимые объективные условия для «стяжания благодати», но требуется исполнение масонских должностей, субъективных условий для возрождения человека.
Высокопросвещенные братья призывали к «соработничеству» человека с Богом и устанавливали, что масонские должности являются не целью, но средством для подлинного блаженства. Человеческий дух направляет тело, оно приводит замысел в действие. Нужно только стремиться. Несовершенство идет от человека. И если «соработничество» Бога и человека не удается, то причина этого заключена в человеке.