Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима
Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима
Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима

Древний и Изначальный Устав Мемфиса-Мицраима

Древний и Изначальный Устав Мемфиса-Мицраима
Масоны в России

Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима

Аржанухин С.В. — Философские взгляды русского масонства

2. Пути русского масонства

В России XVIII столетия получили распространение различные масонские системы, которые были в ходу в Западной Европе. Первое достоверное известие о распространении этого движения в стране относится к 1731 году, когда, согласно английскому источнику, гроссмейстер Великой лондонской ложи лорд Ловель назначил капитана Джона Филипса провинциальным великим мастером для всей России. Затем эту должность (с 1740 года) занимал генерал русской службы Яков Кейт. Как и во многих европейских государствах, начало масонства здесь было связано с Англией. В связи с усилением немецкого влияния при Анне Иоанновне происходило распространение немецкого масонства среди русских братьев. Уже в конце царствования императрицы Елизаветы масонские ложи укоренились в стране и можно говорить о масонстве как о новой складывающейся форме общественного сознания.
Название «масонство» представляет собой собирательный, обобщающий образ того общественного движения, которое укрепилось в России. В зависимости от времени, от тех событий, которые происходили в русском обществе во второй половине XVIII — первой четверти XIX века, на первый план выдвигалась то одна, то другая масонская система. Надо сказать, что развернутой и четкой истории развития масонских систем в России в настоящее время нет. Исследования по данной теме и публикации масонских источников в силу различных причин носят фрагментарный, мозаичный характер. Однако основные вехи развития движения, несмотря на целый ряд «белых пятен», восстановить с достаточно высокой степенью достоверности можно.
Первоначально главной формой масонства в России была английская система с тремя простейшими степенями посвящения: ученика, товарища и мастера. Покровителем этих степеней считался Иоанн Креститель, а 24 июня — Иоаннов день являлся общим орденским праздником. В честь Св.Иоанна Крестителя первые три степени получили название иоанновских. Отличительным цветом этой системы был цвет лазури, цвет неба как символа возвышенности стремлений и жажды духовного самосовершенствования. Поэтому иоанновское масонство называли также голубым масонством. Управление в ложах было выборное, и все дела решались большинством голосов. В символизме трех нравственных степеней состояло своеобразие иоанновского масонского вероучения.
Главная роль в распространении английской системы масонства в России принадлежала Ивану Перфильевичу Елагину (1725-1793), вступившему в масонское братство еще в 1750 году. Со временем он занял ведущее место среди петербургских братьев и был утвержден провинциальным великим мастером «всех и для всех русских» в феврале 1772 года Великой лондонской ложей. Им было учреждено в России до 20 лож, работавших по английской системе. Каждой из них выдавалась конституция — учредительная грамота, благодаря которой она считалась справедливой и совершенной, и цепь масонского братства не прерывалась. В ином случае, даже если вновь открывающаяся ложа и работала по подлинным масонским актам и обрядникам, она являлась незаконной в глазах масонского братства.
В исследовательской литературе по-разному оценивалась деятельность русских лож английской системы во главе с И.П.Елагиным. В одних случаях отмечалось, что «существовала особая масонская система имени Елагина, являвшаяся весьма близкой к старым традициям масонства» [1] и что «он отвергал высшие степени, полагая, что три иоанновские степени вполне исчерпывают смысл нравственного масонства» [2]. В других тот же автор утверждал, что с момента учреждения Великой провинциальной ложи в России, зависящей от Великой лондонской ложи, «обращает внимание разрешение Елагина работать во многих степенях, что являлось уклонением от первоначального строгого трехстепенного масонства» [3]. В дополнение к высказанной противоречивой позиции другой исследователь — А.В.Семека — доказывал, что «главная роль в этом периоде истории русского масонства принадлежит известному И.П.Елагину, которого нередко совершенно неправильно считают создателем особой масонской системы, близкой к традициям первоначальной и чистейшей формы английского масонства» [4]. Но как бы то ни было в исследовательской литературе закрепилось представление, что английская система — это прежде всего нравственное, символическое масонство, а три степени — ученика, товарища и мастера — являются коренными степенями масонства.
Параллельно с утверждением «елагинского союза» в начале 70-х годов XVIII века происходит распространение в России немецкой формы масонства, которая получила название шведско-берлинской, или циннендорфской.
Немецкие братья, как и русские, всегда находились в процессе духовных поисков. Они также считали, что подлинная форма масонства, или «истинное знание», должна прийти из заграничных пределов. В результате возникла примерно такая же ситуация, как и в случае распространения английской системы в России.
Иоганн-Вильгельм Элленбергер, известный в истории масонства под именем фон-Циннендорфа, установил связи со шведскими масонами и получил от них соответствующие бумаги для открытия лож по шведскому образцу. К концу 1770 года усилиями фон-Циннендорфа в Германии было создано около 12 лож шведского толка, которые объединились в «Великую Земскую ложу всех каменщиков Германии», поставившую себе целью подчинение всех остальных немецких масонских организаций. На какое-то время это действительно удалось осуществить. Однако патент и инструкция на открытие новой масонской организации поступили без ведома Великой ложи Швеции, а глава шведских масонов герцог Карл Зюдерманландский, занявший эту должность в 1774 году, отказался признать справедливость и законность возникшего масонского братства. Для фон-Циннендорфа это «позднее» известие стало серьезным ударом, оправиться от которого он не смог до конца жизни. Но механизм организационных действий был уже запушен и остановить его было невозможно.
Уже распространившаяся в Германии шведская система масонства превосходила немецкие системы по количеству высших степеней и внушала новым братьям надежду на получение подлинной масонской мудрости. По оценке В.Н.Перцева: «В основе орденского учения лежала своего рода христианская мистерия, которая являлась тайной не только для лиц, посторонних масонству, но и для низших степеней ордена и открывалась только тем, кто вступил уже в члены шотландских лож. Мистерия эта заключалась в том, что Христос, помимо известного всем учения, изложенного в евангелиях, сообщил избранным из своих апостолов некоторые тайные знания, которые затем, передаваясь преемственно, перешли к клирикам Тамплиерского ордена, а от них и к современным масонам шведской системы …Придавая …огромное значение самой личности Христа в выработке масонской мудрости, Циннендорф и его последователи считали возможным сообщать ее только христианам; только христиане, думали они, достойны воспринять тайные заветы великого Учителя, и только христианский дух способен развить их во всей их сокровенной силе» [5].
Как это уже не раз происходило в истории масонского движения, распространяющаяся система на новой национальной почве приобретает ряд специфических черт. Не составила исключения и циннендорфская. В России эта система первоначально утвердилась в трех первых степенях иоанновского масонства. Бывший гофмейстер при дворе герцога Брауншвейгского фон-Рейхель учредил в марте 1771 года в Петербурге первую ложу шведско-берлинского толка под названием «Аполлона», состоявшую из 14 братьев, из которых только один был русским. Дела новой ложи шли плохо, и Рейхель был вынужден ее закрыть, а взамен открыл в мае 1773 года ложу «Гарпократа» под управлением кн. Н.Трубецкого. Большинство в ней уже составляли русские братья. В их числе был и князь А.Трубецкой, занимавший должность второго надзирателя. Однако новая ложа не получила поддержки со стороны Берлинской национальной ложи в силу заключенного соглашения с Великой лондонской ложей, в соответствии с которым шведско-берлинская система могла действовать только в Германии и Пруссии под угрозой распространения английской системы на немецкой земле. Берлинская национальная ложа рекомендовала русским циннендорфцам обратиться к провинциальному великому мастеру И.П.Елагину или прямо к Великой ложе в Лондоне. В результате сложилась парадоксальная ситуация: русские братья шведско-берлинской системы зависели от английской великой ложи.
В масонских бумагах И.П.Елагина находились немецкие рукописи, относящиеся к ложе «Аполлона», которые он переводил на русский язык. Обращают на себя внимание ритуалы принятия в три первые степени: ученика, товарища и мастера. Как заключает П.Пекарский: «Эти ритуалы, официальность которых свидетельствуется приложенными к ним печатями, есть ничто иное как переписанный Елагиным его же перевод, который он сделал с некоторых актов ложи Аполлона …В бумагах Елагина не сохранилось других каких-либо ритуалов для принятия в первые три степени масонства; кроме того, ритуалы, о которых здесь идет речь, введены были позднее, с незначительными переменами в слоге и обрядах, в других ложах…» [6].
Иными словами, провинциальный великий мастер английской системы И.П.Елагин вводил в подчиненных ему ложах акты шведско-берлинской системы. Причину этой, опять-таки парадоксальной, ситуации в масонском движении исследователи усматривают в том, что акты английской системы или не были получены официальным путем (а в глазах братьев эти документы уже не могли содержать «истинной мудрости»), или же у И.П.Елагина вообще отсутствовали. Как впоследствии вспоминал И.П.Елагин: «Аглицкая великая ложа …раздает одни токмо на постановления лож грамоты, повелевания работать в первых трех Иоанновских степенях, да и на сии работы письменно ничего не сообщает» [7].
Произошло пересечение интересов лож Елагина и Рейхеля, которое закончилось недолговечным объединением в сентябре 1776 года. И.П.Елагин дал обещание отказаться от английской системы в надежде на получение «подлинных», официально полученных актов и утвердить в своих ложах шведско-берлинский обряд. Рейхель в свою очередь рассчитывал, используя авторитет И.П.Елагина в масонских кругах России и Запада, увеличить ряды братьев шведско-берлинской системы. Петербургская великая провинциальная ложа объединила под своим управлением 18 лож. Среди них:

I. Ложи, основанные по циннендорфской системе: 1.Гарпократа (Петербург); 2. Изида (Ревель); 3. Горус (Петербург); 4. Латона (Петербург); 5. Немезида (Петербург);

II. Елагинские ложи, соединившиеся с рейхелевскими: 1. Совершенного согласия (Петербург); 2. Девяти муз (Петербург); 3. Урания (Петербург); 4. Беллона (Петербург); 5. Клио (Москва);

III. Ложи других систем, присоединившиеся к союзу: 1. Скромности (или Молчаливости; Петербург); 2. Св.Екатерины трех подпор (Архангельск); 3. Постоянства (Москва); 4. Военная ложа Минервы (Сагодуры, Молдавия); 5. Талии (Полоцк); 6. Равенства (Петербург); 7. Candeur (Москва); 8.Благотворительности (Петербург) [8].

Среди мастеров объединившихся лож можно выделить: Н.И.Новикова — с 1777 года мастер стула ложи «Латона» (впоследствии перенес эту ложу в Москву); кн. Г.П.Гагарина — с того же года мастер ложи «Равенство»; секретаря Екатерины II Храповицкого, который с сентября 1776 года вел работы в ложе «Немезида». Ложу «Урания» посещал А.Н.Радищев.
Вновь образованный союз не оправдал надежд на объединение русских лож на основе одной системы. Часть из них, к числу которых относилась, например, «княжеская» ложа «Озирис» шведскоберлинской системы в Москве, состоящая из аристократических верхов под руководством кн. Н.Н.Трубецкого, отказалась от участия в новом объединении. Поездка мастера стула ложи «Равенство» кн. Г.П.Гагарина, занимавшего должность второго надзирателя в Великой провинциальной ложе, в Берлин по вопросу о дальнейших отношениях с Англией не определила будущего нового союза. Да и сам И.П.Елагин начал охладевать к шведско-берлинской системе. По всей видимости, сложилась такая же ситуация, что и по отношению к английской системе. Вера достичь цели ордена (как это было зафиксировано в ритуалах, хранившихся у И.П.Елагина с 1777 года: «…Сохранение и предание потомству некоторого важного таинства, от самых древнейших веков и даже от первого человека до нас дошедшего, от которого таинства, может быть, судьба целого человеческого рода зависит, доколе Бог благоволит ко благу человечества открыть оное всему миру» и «исправлять …весь человеческий род») [9], — оказалась утрачена для этих систем. По свидетельству Н.И.Новикова, у Рейхеля были лишь акты первых четырех или пяти степеней.
Дальнейшая история развития елагинских лож содержит лишь отрывочные, фрагментарные данные. Известно, что в 1784 году И.П.Елагин по неясной причине приостанавливает деятельность своих лож и возобновляет их работу лишь в 1786 году, используя уже семь степеней посвящения. Эта система масонства «второго Елагина союза» была названа в литературе «йоркской, или новоанглийской» [10].
И.П.Елагин с явным недовольством относился к распространившемуся в России розенкрейцерству, которое называл «Карлсбадской системой». Однако, как показывают материалы за период масонского «молчания», хранившиеся в его архиве, они мало чем отличаются от тех сочинений, которые пропагандировались розенкрейцерами. Компилятивные произведения И.П.Елагина — «Учение древнего любомудрия и богомудрия, или Наука свободных каменщиков из разных творцов светских, духовных и мистических, собранная и в пяти частях предложенная И.Е.», «Богомудрственные, каббалистические и магические объяснения», «Книга I, объясняющая таинственную науку» — служат явным подтверждением тому, что недовольство распространением розенкрейцерства не мешало великому провинциальному мастеру с любовью относиться к розенкрейцерским духовным авторитетам.
Наибольшим влиянием в России с конца 70-х годов XVIII века пользовалась шведская системы масонства, просуществовавшая до запрещения в 1822 году деятельности масонских лож. Ее официальному распространению положил начало кн. Александр Борисович Куракин (1752-1818). В детские годы он воспитывался вместе с великим князем Павлом Петровичем под руководством своего родственника убежденного масона гр. Никиты Ивановича Панина, которому приходился внучатым племянником. Долгие годы отношения князя с цесаревичем были самые доверительные. В 1773 году он вступил в Тамплиерский орден в Петербурге, а летом 1775 года, в возрасте 23 лет, ему была присвоена третья, мастерская, степень, что, безусловно, говорило о видном положении князя в масонском движении.
Главные деятели масонства в Петербурге были недовольны беспорядочным характером масонских исканий и теми системами, которые распространялись среди братьев до 1775 года. Они решили направить кн. А.Б.Куракина для переговоров с верховной орденской властью Швеции с просьбой открыть доступ к «подлинным таинствам». Формальный повод для такой поездки в Стокгольм представился, когда князю было поручено в составе посольства прибыть в Швецию и объявить шведскому королю Густаву III о вторичном браке цесаревича с виртембергской принцессой Софией-Доротеей, впоследствии великой княгиней Марией Федоровной. В декабре 1776 года кн. А.Б.Куракин, благодаря рекомендациям именитых русских масонов (в числе которых был и И.П.Елагин) и используя заинтересованность шведских братьев в расширении своего влияния в России, был лично посвящен в тайны шведского обряда герцогом Карлом Зюдерманландским, братом короля Густава III (позднее король Карл XIII).
Россия оказалась открытой для влияния шведских масонов, так как основным условием сообщения высших таинств шведского обряда было полное подчинение русских лож Великому стокгольмскому капитулу, выступавшему верховным орденским правлением Швеции. Князь принял условие и подписал акты о подчинении Швеции будущих русских лож и о введении в России шведской системы. После этого он получил конституцию на основание в Петербурге главноуправляющей ложи шведской системы — капитула Феникса, диплом кн. Гавриилу Петровичу Гагарину (1745-1808) на звание управляющего префекта капитула и другие официальные документы и обрядовые предметы.
Однако кн. А.Б.Куракину были переданы не все акты, необходимые для открытия капитула. Предполагалось, что их лично доставит шведский король во время поездки в Россию летом 1777 года. По неизвестным исследовательской литературе причинам открытие капитула состоялось лишь в феврале 1778 года, капитул Феникса стал в соответствии с инструкциями тайным верховным правлением и тайным верховным судилищем для русских каменщиков шведского обряда, но при этом указывалось, что окончательное утверждение решений сохранялось за шведским капитулом.
И.П.Елагин, принимавший деятельное участие в первоначальном распространении шведской системы, впоследствии охладел и к ней, ссылаясь на то, что, во-первых, не были получены все необходимые акты; во-вторых, строгая зависимость (или «система строгого подчинения») от шведских масонов была ему явно не по душе. Опытный царедворец всегда остро чувствовал, откуда может прийти гроза. Последующие правительственные гонения на масонов подтвердили обоснованную осторожность сенатора И.П.Елагина.
Т.О.Соколовская характеризует шведскую систему следующим образом: «Шведская система резко отличалась от английской: это не есть Великий всечеловеческий союз союзов, широко раскрывающий врата всем жаждущим света, всем стремящимся воздвигнуть храм человечества на опорах мудрости, силы, красоты. Пропуск строг, врата открываются лишь перед тем, кто может сказать: я — христианин по святому обряду крещения. Исключительно христиане могли искать посвящения в ложе шведской системы; следует добавить еще, что ложами различных государств представлялось право еще большего ограничения; при посвящениях ложи могли допускать лишь лиц, исповедующих господствующую в стране религию. Были и другие обязательные условия для приема, но они главным образом относились уже к высоким степеням; так, например, посвящаемый в VI […] степень должен был иметь в своей родословной не менее четырех поколений дворян, не принадлежать к Мальтийскому ордену, иметь достаточные средства и пр., словом, в высоких степенях шведская система по замыслу была союзом богатого дворянства.
Обрядники связывают шведскую систему со средневековым орденом Рыцарей Храма, обряды, таинства и заветы Храмовников якобы переданы масонам шведской системы через посредство целого ряда лиц, сохранивших непрерывность посвящения и преемства. Потому-то, тогда как в чистом английском масонстве тайна масонства разумела первоначально лишь тайну символов, тайну нравственных положений, сменивших тайны строительного искусства, тайны ремесленного цеха, в шведском масонстве особенно ярко выдвигается именно обладание тайной, познать которую можно лишь в высших степенях. Главари шведского масонства конца XVIII века утверждали, что им открыто тайное знание, Gnosis […].
Шведская система — сложное мозаи[чное] произведение, но главные составные ее части — английское масонство в нижних степенях, розенкрейцерство в высших и система строгого послушания, давшая яркую окраску всем степеням.
Отличаясь нетерпимостью, основанная на самовластии высшего правления, на несменяемости и неответственности должностных лиц, на беспрекословном повиновении младших старшим, шведская система к работам над собою присоединила занятия оккультными науками. Учение Якова Бема и Эмануила Сведенборга отразилось особенно приметно в высоких степенях» [11].
Шведская система быстро распространялась в России, и в 1779 году состоялось торжественное открытие в Петербурге Великой национальной ложи как явного правления для всех русских лож шведского толка. Но для тех братьев, которые были посвящены в высшие степени, верховным органом оставался капитул Феникса. В результате «должностные лица» шведской системы получили двойные названия; одни — для избранных братьев, другие — для масонской толпы. Возникший в масонском движении союз стали именовать «гагаринскими ложами», так как, в соответствии с указом Верховного шведского капитула, русские ложи шведской системы находились в полном подчинении кн. Г.П.Гагарину.
Шведская система утверждала свое древнее происхождение от ордена рыцарей храма и содержала десять степеней посвящения. Иоанновские степени (первый отдел): 1) ученик; 2) товарищ; 3) мастер. Андреевские, или шотландские, степени (второй отдел): 4) ученик-подмастерье; 5) мастер. Рыцарские степени (третий отдел): 6) братья стюарты, или рыцари Востока и Иерусалима; 7) братья избранники царя Соломона, или рыцари храма, или Запада, или Ключа; 8) Ближние Св. Иоанна, или братья белой ленты; 9) Ближние Св. Андрея, или братья фиолетовой ленты, называемые часто рыцарями пурпуровой ленты. Десятая степень — братья розового креста — подразделялась на три класса: 1-й состоял из членов капитула, которые не занимали в нем должностей; 2-й — из великих должностных лиц капитула; 3-й — великий правящий мастер.
Шведская система носила патриархально-иерархический характер, основывалась на принципах самовластия, несменяемости властей и строгом подчинении младших лож и братьев вышестоящим.
В том же 1779 году деятельность «гагаринских лож» привлекла внимание правительственных властей, и петербургский полицмейстер П.В.Лопухин дважды посетил масонские собрания с целью выяснения характера переписки с герцогом Карлом Зюдерманландским и донесения о результатах императрице Екатерине II.
В соответствии с присланной в Россию инструкцией 1780 года, действовавшей до запрещения всех вольнокаменщических работ, во главе вновь образованного союза стоял великий провинциальный мастер — для масонской толпы, а для избранных братьев указывалось, что звание великого провинциального мастера неразрывно со званием великого префекта капитула Феникса и должностью председателя Директории.
Директория управляла капитулом, в нее входили заслуживающие наивысшего доверия члены капитула. Для масонской толпы она носила название Совета великой национальной ложи. Каждый член Директории имел также двойное название. Она держала под строгим контролем все работы, которые производились в подвластных ложах, ведала вопросами прихода-расхода денежных средств, принятия новых членов, другими словами, требовала и устанавливала «строгое подчинение». В состав ее могли входить лишь масоны, начиная с 7-й степени посвящения. Она подразделялась на две палаты: нижнюю — исполнительную для масонов 7 — 8й степеней посвящения — и верхнюю — законодательную для масонов 9-й степени. В свою очередь Директория непосредственно подчинялась великому провинциальному мастеру IX провинции, т.е. герцогу Карлу Зюдерманландскому, и в конце каждого года должна была предоставлять ему общий отчет о проделанной работе и в любое время — о каких-либо знаменательных событиях. Однако после того, как великим секретарем Великой национальной ложи был избран Иван Васильевич Бебер (1746 -1820), который сразу же начал наводить порядок в масонском архиве, выяснилось, что, несмотря на обещания со стороны шведского Верховного капитула, русским братьям были присланы акты лишь до 7-й степени посвящения включительно.
Т.О.Соколовская отмечает: «И позднее, в XIX веке, русские масоны не имели в своих архивах ритуалов выше 7-й степени …» [12].
По шведским актам в России работали 14 лож: 1. Аполлона (Петербург); 2. Трех Мечей (Москва); 3. Трех Секир (Ревель); 4. Феникса (Петербург); 5. Трех Христианских Добродетелей (Москва); 6.Св.Александра (Петербург); 7.Аписа (Москва); 8.Блистающей Звезды (Петербург); 9. Военного Союза (Кинбурн); 10. Благотворительности (Петербург); 11.Горуса (Петербург); 12.Нептуна (Кронштадт); 13.Озириса (Москва); 14.Союз молодых воинов, на французском наречии говорящих [13].
Без указания на источник, но отмечая дату учреждения Директории — 9 мая 1780 года, А.В.Семека приводит следующий состав лож шведского толка: «К Национальной ложе князя Гагарина принадлежали: шесть лож в Петербурге (Аполлона, Феникса, Св.Александра, Пылающей Звезды, Благотворительности и Горуса), четыре в Москве (Озириса, Трех Мечей, Трех Добродетелей и Аписа); далее ложа Трех Секир в Ревеле, Нептуна в Кронштадте, военная ложа в Кинбурне и одна ложа в Пензе» [14].

Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима