Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима
Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима
Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима

Древний и Изначальный Устав Мемфиса-Мицраима

Древний и Изначальный Устав Мемфиса-Мицраима
Масоны в России

Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима

Аржанухин С.В. — Философские взгляды русского масонства

Несмотря на успешное распространение шведской системы среди высших кругов русского общества, капитулу Феникса не удалось объединить под своим руководством все масонские ложи России. Более того, в самом ордене начались раздоры. Среди отечественных каменщиков возникло определенное недовольство первоначально принятой строгой зависимостью от герцога Карла Зюдерманландского. Уже в патенте кн. Г.П.Гагарину, в котором последний утверждался обермейстером «под главенством нашим (т.е. под руководством верховного начальника и мудрейшего викария Соломона Карла Зюдерманландского. — А.С.) над всеми ложами земли Русской» говорилось следующее: «Мы, Карл, Божиею милостию, наследный принц Шведский, Готский и Вандальский […] просветленный Магистр и Мудрейший Викарий Соломона северной провинции, образованной из Шведского и Готского государства, Великого герцогства Финляндского и государства Российского, Префект и верховный начальник всех, в областях сих законно установленных и правильно работающих лож Св. Андрея и Св. Иоанна» [15].
В конце 1779 года герцог издал декларацию, в который объявил масонскому миру о том, что Швеция является IX провинцией строгого послушания, приписав к этой провинции всю Россию. Подобное заявление, естественно, не вызвало особой радости у многих русских братьев. В письме кн. Н.Н.Трубецкого к А.А.Ржевскому от сентября 1782 года заявление оценивается следующим образом: «Самовластный поступок г. Зюдерманландского в сооружении 9-ой пров.[инции] и приписании к ней России и большей части Европы вооружил весь орден против него», и русские масоны стыдились «покорения российского братства братству шведскому» [16].
Екатерина II настороженно и подозрительно относилась к масонской деятельности. Она не желала распространения власти Швеции на родовое дворянство России, а также и усиления влияния масонов на цесаревича Павла. Императрице стало известно, что шведские масоны прислали русским братьям достаточно крупную сумму денег, что вызвало ее негодование.
В 1780 году в печати появилась сатира на масонов под названием «Тайна противонелепого общества». В начале 1781 года влиятельный масон гр. Н.И.Панин отправлен в свою деревню. Осенью того же года кн. Г.П.Гагарин по желанию императрицы вынужден был переехать в Москву и стать обер-прокурором 6-го Департамента Сената в Москве, приостановив масонскую деятельность в Петербурге. В свою очередь великого князя Павла Петровича вместе с Марией Федоровной без их желания Екатерина II отправила в заграничное путешествие. Состав свиты, в которую, по просьбе Павла, вошел и кн. А.Б.Куракин, продолжительность путешествия, страны, которые предполагалось посетить, были утверждены императрицей. В их числе не было ни Швеции, ни Пруссии, т.е. именно тех стран, где деятельность масонов осуществлялась наиболее активно. Когда же великокняжеская чета обратилась к императрице с просьбой посетить Берлин, то получила решительный отказ.
После возвращения из путешествия кн. А.Б.Куракин был выслан из столицы и поселился в Саратовской губернии в своем Надеждине, где прожил до конца царствования императрицы. Поводом для его устранения послужила, будто бы, записка флигельадъютанта П.А.Бибикова, бывшего также масоном, в которой последний сообщает адресату о российских новостях и выражает свое недовольство существующим положением дел, в том числе и сожаление об утрате былого значения при дворе гр. Н.И.Панина. Содержние записки стало известно Екатерине II. В результате П.А.Бибиков был заточен в крепость, затем осужден и выслан в Астрахань.
В Москве к моменту переезда кн. Г.П.Гагарина не было определенного порядка в деятельности масонского братства. В конце 1780 года здесь организована «тайная и сиентифическая» масонская ложа «Гармония», в состав которой вошли кн. Н.Н.Трубецкой, Н.И.Новиков, М.М.Херасков, И.П.Тургенев, А.М.Кутузов, И.Г.Шварц, кн. А.А.Черкасский, кн. П.Н.Энгалычев. «Тайный» характер ложи состоял в том, что о ее образовании не было известно не только непосвященным, т.е. профанам, но и многим масонам; термин «сиентифический» указывал на поиски данной ложей истинной «формы масонства». Ложа «Гармония» объединяла в своих рядах представителей различных масонских систем, стремившихся приобрести самостоятельность в решении вольнокаменщических вопросов. В частности, кн. Н.Н.Трубецкой — мастер ложи Озириса, отказавшийся от союза Елагина — Рейхеля, в 1778 году присоединился к «гагаринским ложам» и работал по шведскому обряду; Н.И.Новиков — мастер стула ложи Латоны принадлежал к шведско-берлинской системе. По этой причине ее называют в исследовательской литературе также «эклектической».
Ритуально-обрядовая сторона масонства не являлась обязательной для ее членов. Традиционно установившихся собраний для членов ложи здесь также не было. Практически все члены Гармонии принимали активное участие в деятельности «Дружеского общества» кн. Г.П.Гагарин — глава шведской системы в России посетил ложу Гармонии, стал ее почетным членом и, ко всеобщему удовлетворению, одобрил устремления братьев. Организация этой ложи явилась своеобразным прологом последующих просветительских преобразований в среде московских масонов, в определенной мере примирив представителей различных «масонских конфессий». Но не только. Значение деятельности ложи Гармонии состояло в том, что было положено начало теоретической разработке мировоззрения отечественных масонов.
В 1781 году Иван Григорьевич Шварц (или Иван Егорьевич, настоящее имя — Иоганн Георг Шварц), профессор Московского университета, ставший уже известным в масонских кругах, отправился по решению ложи Гармонии н а поиски «истинной формы» масонства за границу. Формальным поводом к путешествию послужила необходимость сопровождать сына одного из московских богачей, мастера ложи Трех Знамен П.А.Татищева. Диплом П.А.Татищеву на звание мастера этой ложи был подписан герцогом Брауншвейгским в 1779 году, и ложа действовала еще в 1785 году. Н.И.Новиков вспоминал о поездке И.Г.Шварца: «…Наставление дали ему такое, чтобы он искал и старался получить акты истинного масонства, которого начала получили мы от барона Рейхеля, но стрикт-обсервантских, французских и вообще имеющих какие-нибудь политические виды не принимал бы; но ежели тут не найдется того, то старался бы узнать, где найти оное можно» [17].
Летом 1781 года И.Г.Шварц прибыл в Митаву и, используя свои старые связи, получил два рекомендательных письма к видным немецким розенкрейцерам. В результате встреч в Берлине с главными деятелями ложи Трех глобусов И.Х.Вельнером и его другом, тоже мистиком, И.Х.А.Таденом И.Г.Шварцу был дан акт о том, что он является единственным верховным представителем «Теоретической степени Соломоновых наук» в России, посвящен в таинство розенкрейцеров и только ему разрешено организовывать русское розенкрейцерство. Тот же акт назначал Н.И.Новикова рангом ниже — главным надзирателем теоретической степени. Здесь же И.Г.Шварц познакомился с бароном Шредером, который впоследствии приехал в Россию и стал на короткий срок одним из главных лидеров ордена Злато-Розового Креста.
«Теоретическая степень Соломоновых наук» — официальное произведение, полученное И.Г.Шварцем от берлинских розенкрейцеров, — должно было храниться в глубокой тайне. Но, как говорится, нет ничего тайного, что не становилось бы явным. Текст «Теоретической степени…» сохранился в многочисленных списках вплоть до различного рода «экстрактов» — сокращенных (конспективных) вариантов.
Розенкрейцеры представляли собой избранный круг масонов и допускали в свои ряды лишь шотландских мастеров. Вот как об этом утверждалось в разделе «Принятие»: «К сей высокой степени не допущаются иные братья, кроме Екосских старых мастеров, оказавших довольные опыты своей богобоязни, добронравия, человеколюбия» [18]. Для практического осуществления розенкрейцерских работ необходимо было пройти «теоретическую степень». Первый параграф «Законов для высокого собрания так называемых Теоретических философов» особо выделял: «Поелику истинное счастие человеческое состоит в стремлении к добродетели, то восхотели мы советывать Теоретическим братиям, дабы они, отправив существенные дела своего состояния […] обращалися и к познанию Натуры, которое познание есть неложное средство, по благодати Божией к достижению истинной премудрости» [19]. Здесь же, во втором параграфе, решался вопрос о религии. Отметить данный пункт следует особо, так как нападки на розенкрейцерство за отступление от христианской веры стали очень распространенным явлением в целом ряде публикаций. «Каждый теоретический брат долженствует придержаться одной известной христианской религии, — подчеркивается в «Теоретической степени Соломоновых наук», — и по оной тщательно и ревностно жити, как то с должностию честного человека сходствует». Данное положение согласуется со статьями Устава вольных каменщиков, принятого на Общемасонском конвенте 1782 года, и не может иметь каких-либо разночтений.
В «Теоретической степени Соломоновых наук» есть и ответ на то, почему Н.И.Новиков принял данную степень, хотя первоначально предполагал, что новая система может носить политический характер. Параграф третий — «О должном начальству покорении» фиксирует следующее положение: «Каждый сочлен сего сообщества должен быть верным подданным своему Государю, охотно покоряющимся своему начальству, миролюбивым гражданином или обывателем, в месте пребывания своего, миротворцем в страхе и учредителем (основателем) спокойствия и единогласия. Он должен крайне блюстися, дабы никакия Государству вредные возмущения вмешать не был и сего ради так. Как и вообще за соблюдаемое беспорочное поведение сие сообщество во всякое время от царей, князей и государства защиту получаем» [20].
Полученные документы предоставили И.Г.Шварцу возможность быть благосклонно принятым герцогом Фердинандом Брауншвейгским, состоявшим великим мастером той же ложи Трех глобусов. Герцог обещал походатайствовать об освобождении русских масонов от порабощающего влияния Швеции.
Весной 1782 года И.Г.Шварц вернулся в Москву, а летом того же года состоялся Вильгельмсбадский конвент, на котором Россия была признана VIII совершенно свободной и самостоятельной провинцией масонского мира. Общемасонский конвент принял постановление, по которому отмежевывался от ордена Тамплиеров. Место IX провинции осталось вакантным: конвент надеялся, что шведские масоны раскаются и присоединятся к единому масонскому братству.
Московские братья приобрели независимость от шведского масонства в решении вольнокаменщических вопросов, и с этого момента отечественное масонство приобретает самостоятельность. Результатами конвента воспользовались и братья шведской системы масонства в России — они присоединились к вновь образованному союзу.
В конце 1782 года московскими братьями было получено постановление конгресса и сразу же началась работа по организации провинциального капитула и Директории.
В капитуле приором был назначен П.А.Татищев, канцлером — И.Г.Шварц, казначеем — Н.И.Новиков. В Директории президентом стал Н.И. Новиков. Должность великого провинциального мастера в капитуле осталась свободной. Как полагают, эту должность берегли для наследника престола Павла Петровича. Четыре ложи — «Трех Знамен» П.А.Татищева, «Озирис» кн. Н.Н.Трубецкого, «Латона» Н.И. Новикова и организованная кн. Г.П.Гагариным в 1783 году ложа «Сфинкс» — получили право на самостоятельное образование новых лож.
«Советы, — пишет Н.И.Новиков к влиятельному петербургскому масону А.А.Ржевскому 14 февраля 1783 года, — объяснения, наставления, откровенность и чистосердечие, ревность и пламенное желание доставить благо нашему отечеству, чуждая всякого корыстолюбия братская любовь нашего любезнейшего бр.[ата] о.[рдена] Ивана Григорьевича Шварца, и также подлинные орденские документы, в руках его находившиеся, дали им (московским масонам. — А.С.) узреть орден в истинном его красотою своею все превосходящем виде; а наконец, по незаслуженному их счастью, удостоились они превышающего и самые великие награждения орденского объятия и благословения, они обоняют уже небесный и чистый и натуру человеческую оживляющий запах ордена, позволили уже им утолять жажду их к познанию из источника Эдемского, изобильно и непрестанно протекающего от начала веков во все четыре конца вселенной» [21]. Поставленная цель — приобретение независимости — была достигнута, и московские братья постепенно отходят от герцога Брауншвейгского, сохраняя связи с берлинскими розенкрейцерами.
И.Г.Шварц организовал тайный круг розенкрейцеров, в который вошли кн. Н.и Ю.Трубецкие, кн. А.Черкасский, кн. Энгалычев, Н. и А.Новиковы, И.Тургенев, М.Херасков, С.Гамалея, И.Лопухин и др. Не прекращались работы и в масонских ложах.
В основание розенкрейцерской деятельности было положено общемасонское вероучение трех иоанновских степеней. В письме кн. Н.Н.Трубецкого к А.А.Ржевскому от 10 сентября 1783 года говорится следующее: «Истинный Р.[озен] К.[рейцер] должен быть не тот человек, который был до вступления в орден. Он должен суетные забавы, как-то: карточную игру, сладострастие в столе и сему подобное совсем от себя отторгнуть, а наипаче в доме своем он николи не тратить драгоценного времени в забаве карточной и в негах столовых, но, яко истинный воин Христов, дом его есть храм, в котором он, упражняясь в познании себя и в чтении божественных книг, познает свою немощь, злодеяния свои, свое падение и грех, и непрестанно сам с собою борется, и, так упражняясь и познав ничтожность свою, и что он есть падший грешник, он упражняется кротостию, диявольскую духовную гордость от себя отторгает и так украшает смирением, он примером своим светит пред человеками и неизвестным братьям, не говоря, дает о себе знать, что он в числе их» [22].
В 1783 году на основании указа о вольных типографиях члены Дружеского общества открыли две типографии — одну на имя Н.И.Новикова, другую — на И.В.Лопухина, третья типография, состоявшая из двух печатных станков, размещенных в доме И.Г.Шварца, предназначалась исключительно для «внутреннего пользования», и ее издания в продажу не поступали.
Первой книгой, которая вышла в типографии И.В.Лопухина в 1783 году, было произведение «Хризомандер, аллегорическая и сатирическая повесть, различного весьма важного содержания», затем последовала серия работ, которые издавалась в разное время и высоко ценились среди розенкрейцеров: «Крата Репоа, или Посвящения в древнее таинственное общество египетских жрецов» К.Ф.Кеппена, «Должности братьев З.[лато] Р.[озового] К.[реста] Древния Системы, говоренныя Хризофироном, в собраниях юниоратских; с присовокуплением некоторых речей других братьев» Й.Ф.Герунга, «Духовный Путеуказатель, служащий к отвлечению Души от Чувственных Вещей и к приведению ее внутренним путем к совершенному созерцанию и ко внутреннему миру» М. Молиноса, «Философа Авр. Феофаста Парацельса Химическая Псалтырь, или Философические правила о камне мудрых» Б.Ж.Пено, «Братские увещания к некоторым братьям СВБДНМ КМНЩКМ» С.Эли и, конечно, «О заблуждениях и истине, или Воззвание человеческого рода ко всеобщему началу знаний. Сочинение, в котором открывается Примечателями сомнительность изысканий их и непрестанные их погрешности и вместе указывается путь, по которому должно бы им шествовать к приобретению Физической очевидности, о происхождении Добра и Зла, о Человеке, о Натуре вещественной, о Натуре невещественной, и о Натуре священной, об основании политических Правлений, о власти Государей, о правосудии Гражданском и Уголовном, о Науках, Языках и Художествах» Л.К.Сен-Мартена и др.
И.В.Лопухин вспоминает о том времени: «Цель сего общества (мартинистов. — А.С.) была издавать книги духовные и наставляющие в нравственности истинно Евангельской, переводя глубочайших о сем писателей на иностранных языках, и содействовать хорошему воспитанию, помогая особливо готовящимся на проповедь Слова Божия; через удобнейшие средства приобретать знания и качества, нужные к оному званию; для чего и воспитывалось у нас больше пятидесяти семинаристов, которые отданы были от самих Епархиальных Архиереев, с великою признательностью.
Члены общества сего упражнялись в познании самого себя, творения и Творца по правилам той науки, о которой говорит Соломон в Книге Премудрости, Глава VII, Ст.17-22*, содержащимся в Библии и в писаниях мужей, непосредственным откровением просвещенных от Бога: науки открывающей начала всех вещей, без познания коих никогда натура вещей истинно известна быть не может. Возможность же откровения оного во все времена не сомнительна для всякого разумного и верующего христианина…» [23].
В феврале 1784 года умер И.Г.Шварц. В соответствии с инструкцией, полученной из Берлина, было решено учредить Директорию из трех мастеров: П.А.Татищева, Н.И.Новикова и кн. Н.Н.Трубецкого. Главными надзирателями Директории были избраны: барон Шредер — для немецких братьев, И.В.Лопухин — для русских. Барон Шредер, в соответствии с предписанием Вельнера, занял место И.Г.Шварца в ордене розенкрейцеров. Но новый представитель «Теоретической степени Соломоновых наук» не пользовался авторитетом и уважением как рядовых масонов, так и посвященных в более высокие степени, что впоследствии привело к обострению отношений московских масонов с бароном, и он был вынужден покинуть Россию.
В сентябре того же года была учреждена «Типографическая компания», из 14 членов которой 12 были розенкрейцерами. Делами вновь образованной компании управляли кн. Н. и Ю.Трубецкие, С.И.Гамалея, Н.И.Новиков, И.В.Лопухин, А.М.Кутузов, барон Шредер.
В это время московскими розенкрейцерами была сделана попытка организации повременных изданий «Магазина свободнокаменщического» и «Избранной библиотеки для христианского чтения». Оба издания начали выходить в типографии И.В.Лопухина. «Избранная библиотека» была опубликована в 3 частях, а в 1786 году перепечатана в 2 частях для бедных. В этом же году издается очень редкое «герметическое» издание «Избранной библиотеки», содержание которой не совпадает с содержанием названной «Библиотеки», по предположению Г.В.Вернадского, она также выходила в типографии И.В.Лопухина [24].
Интерес к подобным изданиям среди русских розенкрейцеров был устойчив. Много лет спустя в одном из писем Н.И.Новикова к Д.П.Руничу (от 13 февраля 1815 года) известный просветитель и масон спрашивает своего друга: «Также прошу меня уведомить, можно ли к нему (А.Ф.Лабзину. — А.С.) безопасно послать некоторые манускрипты по почте. А.Ф. хочет печатать вновь Избранную Библиотеку, так они могли бы сослужить ко умножению числа томов сей Библиотеки» [25].
Издательская деятельность Н.И.Новикова обратила на себя внимание Екатерины II. В августе 1784 года в особом указе на имя московского главнокомандующего графа З.Г.Чернышева говорилось, что Н.И.Новиков — содержатель типографии Московского университета самовольно напечатал несколько книг, нарушивших монополию народных училищ. Спустя месяц последовал новый указ, запрещавший печатать «ругательную историю» ордена иезуитов [26]. В том же году в Петербурге издана книга «Масон без маски», в которой масонство подвергалось осмеянию.
С началом 1785 года внимание правительственных кругов к деятельности московских братьев становится более пристальным. Граф Я.А.Брюс, назначенный после смерти графа З.Г.Чернышева главнокомандующим Москвы, вынудил И.В.Лопухина выйти в отставку. Затем последовала серия указов Екатерины II об осмотре в Москве частных школ и училищ, многие из которых находились под попечительством масонов, об испытании архиепископом Платоном Н.И.Новикова в законе Божьем и рассмотрении напечатанных им книг.
В 1784 году деятельность русских розенкрейцеров была приостановлена в связи с объявлением высшими орденскими начальниками «силаниума», т.е. молчания (на масонском языке). Затем в конце 1786 года через барона Шредера пришло первоначально устное предупреждение, а затем официальное сообщение о приостановке с начала 1787 года деятельности орденских собраний в связи с распространением «пронырств иллюминатов». Однако это не исключало активного изучения масонами тех материалов, которые были уже получены от берлинских розенкрейцеров и прежде всего «Теоретической степени Соломоновых наук». Об этом свидетельствуют, в частности, отчеты-рассуждения за 1789 и 1791 годы в орловских теоретических собраниях [27] и протоколы работ братьев теоретического градуса «на Востоке Вологды» за 1791-1792 годы, упомянутых С.В.Ешевским в его работе «Московские масоны восьмидесятых годов прошлого столетия».
Очевидно, розенкрейцерское «Предостерегательное извещение высшего орденского начальства братьям Вел.[иким] М.[астерам] всех справедливых лож истинного свободного каменщичества» (из бумаг С.И.Гамалеи), направленное против иллюминатов, относится к 1787 году. «Иллюминаты, во многих странах Европы рассеявшиеся, — пишется в нем, — суть весьма вредоносная секта, враждующая на царство Иисусово и на истинный Орден, долженствующий особенно [с]пособствовать к распространению болезненного Царства сего — для чего и стараются они всем[…] возможным[…] им образом улавливать души и отвлекать от истиной чистой Христианской религии, стремясь к разрушению всех связей, нужных к содержанию того угодного порядка в обществах, требующего любви и повиновения к Государям и властям, от них учрежденным, стараются они внушить злое стремление к необузданной независимости от светской и духовной власти. К исполнению всех оных пагубных своих намерений тщатся они достигать размножением заразительного их сообщества проповеданием и книгами, наполненными нечестивым светом сих ложных просветителей.
Подтверждается вящее старание о установлении в О.[рденской] морали, которой теория состоит в истинном познании как совлекаться ветхого Адама для обличения в нового, практика же в деятельности сего; учение и страх Спасителя и Мастера нашего Иисуса Христа, который есть путь и истина и живот, содержит в себе все правила и исполнение оной великой науки …Из сего учения должны братья знать, что основание его есть мораль оная и существенный успех в теории и практике сея должен предшествовать ясному и беспокровному откровению в О.[рденских] великих Тайн Натуры, кои суть стязание очищенных и верховных орудий в божественной экономии Орденской» [28].
Отечественные каменщики обоснованно опасались, что может возникнуть ситуация, когда со стороны правительства будет наложен запрет на «ложное масонство», а это повлечет за собой гонения на «истинное масонство». Тогда «…ложное возьмет такой верх, что разлитием своего лжеучения будет угрожать потоплением целому Государству» [29].
Таким образом, на момент выхода в свет «Магазина свободнокаменщического» в отечественном масонстве сложилась следующая ситуация: во-первых, главные масонские системы, получившие распространение в России, в своем основании имели три степени — ученика, товарища и мастера. Иоанновское масонство было «массовой формой» масонства, и именно оно оказывало определяющее влияние на мировоззрение вольных каменщиков. Во-вторых, существовала тесная взаимосвязь между обрядами и ритуалами в первых степенях масонства «первого Елагина союза», лож барона Рейхеля, «гагаринских лож» и братьев Новиковского кружка. При всем разнообразии масонских систем выделяется исходное внутреннее единство масонства в России. В-третьих, содержание журнала «Магазин свободнокаменщический» дает тот конкретно-исторический материал, позволяющий выделить основные ценностные ориентации русских масонов в обозначенное время, и является одним из наиболее важных источников, в котором имеется достоверная, точная и полная информация о пропаганде масонских взглядов, предпринятой в русском обществе.
Однако «Магазин свободнокаменщический» не прекратил своего существования после 1784 года. В Отделе рукописей Публичной библиотеки хранятся пять рукописных томов под тем же названием, относящихся уже к XIX веку. К характеристике этого времени развития масонства мы и перейдем.
С Александровской эпохи начался новый этап развития вольного каменщичества в России. События, о которых мы уже говорили, и разгром новиковского дела сказались практически на всех отечественных каменщиках. С восшествием на престол Павла I масоны, находившиеся в опале, были прощены. Однако в 1799 году последовало запрещение деятельности масонских лож. Позднее, в первые годы правления Александра I, новый царь подтвердил данный указ. Но вольное каменщичество вопреки всему набирает силу, и либеральная политика того времени «сквозь пальцы» смотрит на вновь образованные ложи, а в дальнейшем стремится поставить масонские работы под свой контроль.
Акты розенкрейцерского обряда сохранили А.Ф.Лабзин и И.А.Поздеев. Ученик Новиковского кружка А.Ф.Лабзин открыл в январе 1800 года ложу «Умирающий Сфинкс» в Петербурге. В течении пяти первых лет существования она работала в глубокой тайне, затем, в 1803 году, в Москве, стараниями розенкрейцеров, учреждается тайная ложа «Нептун» под председательством сенатора П.И.Голенищева-Кутузова. Она названа так в память об одноименной ложе XVIII века в Кронштадте, которая работала по шведской системе. Новая ложа имела уж е другую направленность, хотя и сохранила прежнюю печать и название. Для ее «прикрытия» члены ложи «Нептун» организовали легальную ложу под названием «Гарпократа».
Капитул Феникса, известный масонской толпе в XVIII веке под наименованием Великой национальной ложи, в 1810 году стал назваться Великой директориальной ложей Владимира к Порядку. Под ее властью находились три ложи, которые вели начало от учрежденной в 1773 году ложи «Пеликан», не прекращавшей своих работ, несмотря на различные запрещающие правительственные постановления. В 1805 году она была переименована в ложу «Александра Благотворительности к Коронованному Пеликану», и во главе ее встал И.В.Бебер. Затем в 1809 году от нее была образована ложа в честь императрицы «Елизавета к Добродетели» под председательством масона екатерининского времени А.С.Сергеева. Третья ложа — «Петра к Истине» открыта в 1810 году, председательствующий мастер — Е.Е.Эллизен.
Следует отметить, что если в XVIII веке основу шведской системы составляло прежде всего родовитое дворянство, то уже с начала XIX она объединяет более широкие социальные слои российского общества.

Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима