Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима
Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима
Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима

Древний и Изначальный Устав Мемфиса-Мицраима

Древний и Изначальный Устав Мемфиса-Мицраима
Масоны в России

Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима

Аржанухин С.В. — Философские взгляды русского масонства

1 августа 1822 года последовал высочайший рескрипт на имя гр. В.П.Кочубея о закрытии всех лож России. Приведем текст этого рескрипта, объясняющий причины и главные мотивы такого поступка Александра I, после которого последовала гражданская смерть русского масонства:

«Виктору Павловичу Кочубею.
Граф Виктор Павлович!
Беспорядки и соблазны, возникшие в других Государствах от существования разных тайных обществ, из коих оные под наименованием лож Масонских, первоначально цель благотворения имевших, другие занимаясь сокровенно предметами политическими, впоследствии обратились ко вреду спокойствия Государств и принудили в некоторых сии тайные сообщества запретить [.]
1-е. Все тайные общества, под какими бы наименованиями они не существовали, как то: Масонских лож или другими, закрыть и учреждения их впредь не учинять.
2-е. Объявляя о том всем членам сообществ, обязать их подписками, что они впредь ни под каким видом, ни масонских, ни других тайных обществ, ни под каким бы благовидным названием они ни были предлагаемы, ни внутри Империи, ни вне ее, составлять не будут.
3-е. Как несвойственно Чиновникам, в Службе находящимся, обязывать себя какою-либо присягою, кроме той, которая законами определена, то постановить в обязанность всем Министерствам и другим Начальствам, в обеих Столицах находящимся, потребовать от чиновников, в ведомстве их служащих, чтоб они откровенно объявили: не принадлежали ли они к каким-либо масонским ложам, или другим тайным обществам в Империи или вне оной и каким именно?
4-е. От принадлежащих к оным взять особую подписку, что они впредь принадлежать уже к ним не будут, есть ли же кто так оного обязательства дать не пожелает, тот не должен оставаться на службе.
5-е. Постановить в обязанность Главноуправляющих в Губерниях и Гражданских губернаторов строго соблюдать: во-первых, чтоб нигде, ни под каким предлогом не учреждалось никаких лож или тайных обществ; во-вторых, чтоб все чиновники, кои к должностям будут определяемы, обязываемы были, на основании статей 3-й и 4-й подписками, что они ни к каким ложам или тайным обществам не принадлежат и впредь принадлежать не будут; без таковых подписок они на места или в Службу определяемы не могут […]
Вы не оставите сделать все нужное к исполнению сего распоряжения, сообща об оном и другим Министерствам, для единообразного по сему предмету руководства.
На подлиннике написано: Александр.
Каменный остров. Августа 1-го 1822 года.
На копии: Верно. В.Кочубей» [34].

21 апреля 1826 года одним из первых рескриптов на имя министра внутренних дел Николай I подтвердил запрещение деятельности масонских лож. Однако масонские братья собирались тайно, о чем свидетельствуют масонские речи Ланского и Поздеева за 1828 — 1829 гг. [35] и «Записки из бесед Р.С.Степанова, скончавшегося 1828 января 11» [36] и ряд других материалов.
В бумагах Архива департамента полиции хранится интересный документ, свидетельствующий о том, что вопрос о масонстве в России поднимался и в более поздние годы. В письме принца Петра Ольденбургского князю Василию Андреевичу Долгорукову от 17 февраля 1858 года с приложением рукописи Фишера о масонских ложах в Германии говорится: «Распространилась молва, что Император Всероссийский изволил разрешить снова основание Масонства в пределах России». А если это так, то принц предлагает помощь со стороны масонов в составлении устава и т.д. Но эта записка осталась без внимания со стороны императора, о чем и свидетельствует собственноручная подпись кн. В.А. Долгорукова.
Совершенно очевидно, что масонское мировоззрение оказалось довольно устойчивой формой сознания в русском обществе, если с момента его гражданского рождения насчитывается 90 лет. Но и после запрещения масонских лож в 1822 году их идеи не угасли, найдя свое продолжение в последующих десятилетиях XIX — XX веков.

1. Соколовская Т.О. Русское масонство и его значение в истории общественного движения. СПб. Б.г. С.9.
2. Там же. С.56.
3. Соколовская Т.О. Масонские системы // Масонство в прошлом и настоящем / Под ред. С.П.Мельгунова, Н.П.Сидорова: В 2 т. М., 1914-1915. Т. 2. C. 64.
4. Семека А.В. Русское масонство в XVIII в. // Масонство в прошлом и настоящем. Т.1. С.139.
5. Перцев В.Н. Немецкое масонство в XVIII в. // Масонство в прошлом и настоящем. М., 1914. Т.1. С.88.
6. Пекарский П. Дополнения к истории масонства в России XVIII столетия. СПб., 1869. С.38.
7. Зап. Елагина // Русский архив. М., 1864. С. 598.
8. См.: Семека А.В. Русское масонство в XVIII в. С.145.
9. Пекарский П. Дополнения к истории масонства в России XVIII столетия. С.50.
10. См.: Русская старина. 1882. Сент. С.539, 543.
11. Соколовская Т.О. Масонские системы. Т.2. С.75-76.
12. Соколовская Т.О. Капитул Феникса: Высшее тайное масонское правление в России, 1778-1822. Пг., 1916. С.16.
13. Акт узаконения 14 русских лож герцогом Карлом Зюндерманландским. Прил. №3 // Соколовская Т.О. Капитул Феникса. С.95-96.
14. Семека А.В. Русское масонство в XVIII веке. Т.1. С.151.
15. Патент князю Г.П.Гагарину. Прил. №2 // Соколовская Т.О. Капитул Феникса. С.94.
16. Цит. по: Ешевский С.В. Сочинения. М., 1870. Ч.3. С.464.
17. Лонгинов М.Н. Новиков и московские мартинисты. М., 1869. Прил. С.079-080.
18. ПБ. ОСРК. Q.III.139. Л.1.
19. Там же. Л.4 об.
20. Там же. Л.5-5 об.
21. Цит. по: Ешевский С.В. Московские масоны восьмидесятых годов прошлого столетия, 1780-1789 // Сочинения. Ч.3. С.470.
22. Цит. по: Семека А.В.Русское масонство в XVIII веке. С.163.
23. Записки сенатора И.В.Лопухина. М., 1990. С.20-21.
24. См.: Вернадский Г.В. Русское масонство в царствование Екатерины II. Пг., 1917. С.264. Примеч. 18.
25. Русский архив. М., 1871. С.1072.
26. См.: Лонгинов М.Н. Новиков и московские мартинисты. Прил. С.018-021.
27. См.: ПБ. ОСРК. F.III.47; F.III.48.
28. Масонские бумаги ложи свободных каменщиков: Из бумаг С.И.Гамалеи // ИРЛИ. РО. Р.I Оп.44. №56. Л.1-1 об. Приведенный текст, хранящийся в Рукописном Отделе Пушкинского дома, совпадает с опубликованным А.Н.Пыпиным под названием «Выписки из писания (отпуска) В…П…к Д…ОО» материалом из коллекции масонских рукописей С.С.Ланского (Пыпин А.Н. Русское масонство XVIII и первая четверть XIX вв.: Исследования и материалы по эпохе Екатерины II и Александра I. Пг., 1916. С.355-356).
29. Масонские бумаги ложи свободных каменщиков: Из бумаг С.И.Гамалеи Р.! Оп.44. №56. Л.1об — 2.
30. Русский архив. М., 1875. Т. 12. С.75.
31. Масонские бумаги ложи свободных каменщиков: Из бумаг С.И.Гамалеи Р.! Оп.44. N56. Л.2-2 об.
32. Соколовская Т. О. Русское масонство и его значение в истории общественного движения. СПб. Б.г. С.58 61. Цитата приводится Т.О.Соколовской без ссылок на опубликованный в открытой печати текст «Условия основания Великой Масонской ложи Астреи и под ее управлением состоящих соединенных лож. На Востоке Санкт-петербурга». 5815.
33. См.: Русский архив. М., 1875. Т.12.
34. Арх. бр.Бестужевых. Братья Бестужевы. Сборник рукописей из собрания М.И.Семевского // ИРЛИ. РО. Ф.604. N2. Л.85-86. В архиве сохранился и литографический оттиск этого рескрипта; также см.: Русская старина. 1877. Т.18. С.650-651.
35. Коллекция масонских рукописей Московского Публичного и Румянцевского Музея // Отчет Московского Публичного и Румяневского музеев за 1899 год. М., 1900. Отд. III.
36. ПБ.ОСРК. Q.III.180.

3. Материалы к источниковедческому анализу (для дополнений и правок)

В 1784 году в Москве с «указанного дозволения» в типографии И.В.Лопухина тиражом в 600 экземпляров вышел в свет I том, состоящий из 2 частей, повременного издания «Магазин свободнокаменщический». Журнал предназначался специально для масонов и в открытую продажу не поступал.
Во вступительной статье («Издатель к Читателю») определялись общее направление журнала, цели, задачи и давались конкретные рекомендации для «начинающих» и уже «преуспевших» братьев: «С того времени, как возлюбленное Отечество наше открыло истинный источник Свободного Каменщичества и чрез то сделалось участвующим в стяжании истинного Света, ни о чем толико не было прилагаемо стараний, как о воспитании юных чад Ордена и соделании их способными к принятию таинств, сохраняемых в нем с самых древнейших времен и не великому числу сообщаемых, доколе всемогущий Бог благоволит открыть оные всему миру ко благу человечества. Между таковыми стараниями управляющих кормилом Ордена в Отечестве нашем не последним почесться может и издание многих книг собственно для Братий Свободных Каменщиков, каковые суть: Карманная Книжка, Братские увещания, Хризомандер, Апология Ордена Свободных Каменщиков, Крата Репоа и некоторых других, из коих, как принадлежащие к Ордену, так и посторонние, могут почерпнуть хотя некоторые легкие понятия о истинном Свободном Каменщичестве и выбросить из головы своей вкоренившиеся уже из давнего времени весьма ложные заключения и предубеждения, ко вреду Ордена лжебратиям и ненавистникам оного в легковерные и недовольно твердые сердца посеянные; выбросить, говорю, из головы оные нелепые, смешные, вздорные и постыдные мнения, изысканные жегомыми любопытством и жажду своего безрассудного желания непозволенными средствами и способами утолить хотевшими, большею частию в праздности и бездействии изтаявшими людьми. К сему предназначена и ныне по повелению высок.п.М.Л.Л…издаваемая книга под титулом Магазин Свободно-Каменьщический, содержащий в себе Речи, говоренные в собраниях, Песни, Письма, Разговоры и другие разные краткая писания прозою и стихами; в 7 томах, а каждый том в 3 частях, каждая же часть из 9 листов состоящая, из которых одна после другой без замедления и как допустят обстоятельства издаваемы будут. Сей Магазин, как уже выше сказано, содержит в себе речи разного содержания, говоренные в 11 (ложах. — А.С.) некоторыми почтенными Братьями, которые могут руководствовать, как юным и недовольно искусившимся в Каменщических работах, так и успевающим в оных Братьям, к точнейшему познанию должностей своих и размышлению о тех обязанностях, в которые каждый добровольно и по доброму согласию вступил. Ибо всякий Брат должен работу свою начинать с размышления, а оканчивать оную деятельностью. Се суть два средства, ведущие самою кратчайшею дорогою к цели путешествия нашего! Размышляй, ибо, любезный Брат, размышляя прилежно о предписанных тебе должностях, размышляй о том, что тебе говорено было и показано; чрез единое размышление ты уже лучшим соделываешься; размышляй, колико можешь чаще. Се первое упражнение твое! За размышлением приучишься ты нечувствительным образом и ко исполнению слышанного. Ты чрез размышление, получив яснейшее понятие о свойствах, качествах и добродетелях Каменщических, конечно, возлюбишь их, должен будешь возлюбить и поработить себя приятному и легкому бремени их, а порабощением сим соделываешься истинно свободным. Тогда-то обрадуешься вступлению своему в Орден Свободных Каменщиков.
Между тем не забудь, любезный Брат, что хотя сии речи, предлагаемые тебе здесь для приучения тебя к размышлению, не преподаются тебе за прямое Орденское учение, но за мнения, какие кто получил соразмерно тщанию и прилежанию своему к работам; однако оные не отдаются тебе на суд и ты не дерзай присваивать сего тебе не принадлежащего права; ты прими оные с благодарностью, поелику тебе великую пользу принести могут; не хвали их, ибо и сие также бесполезно; пользуйся, да и сам будешь полезен ближнему твоему; пользуйся сим даром любящих тебя Братий твоих и уделяющих тебе от своего просвещения. Мне же, исполняющему по силам и возможности моей волю моих Мастеров изданием сим, ничего более не остается, как желать тебе всех благ и о щастии твоем радоваться. Б.С.В.П.М.Л.Л.» [1].
Поскольку журнал печатался в типографии И.Лопухина, то по понятным причинам автором вступительной статьи мог быть Иван Владимирович Лопухин, который «по повелению высок. п.М.Л.Л…» (высокопросвещенного мастера ложи Латоны Николая Ивановича Новикова) и предпринял порученное ему дело. Однако существует и другое предположение, что автором «Издателя к Читателю» выступает Станислав Эли (псевдоним — Седдаг) и сокращение «Б.С.В.П.М.Л.Л.» расшифровывается как Брат Седдаг Великой провинциальной материложи Латоны [2].
Во вступительной статье для прочтения выделяются произведения, изучение которых особо приветствовалось масонами. В более позднее время был даже составлен особый список произведений для чтения на каждой из трех ступеней посвящения. Так, например, «Карманная книжка для В*** К*** [Вольных Каменщиков] и для тех, которые не принадлежат к числу оных…» рекомендовалась для учеников, «Апология, или Защищение ордена Вольных Каменщиков» И.А.Штарка — для товарищей, «Братские увещания к некоторым братьям СВБДНМ. КМНЩКМ. Писаны Братом Седдагом» и «Магазин свободнокаменщический» предназначались не только для мастеров, но и для тех, кто входил в орден — в узкий круг шотландских мастеров. Все эти издания были опубликованы и при желании, несмотря на «напуск таинственности», познакомиться с ними может практически каждый. Выделение журнала для «высших кругов» говорит о безусловной ценности и авторитетности издания.
Как отмечалось на титульном листе первого тома «Магазина свободнокаменщического», издание планировалось в 7 томах. Однако в книгохранилищах страны удалось обнаружить лишь первый том, состоящий из двух частей. Относительно продолжения первого тома в исследовательской литературе существуют разногласия. Так, А.Н.Неустроев считал, что третья часть первого тома была отпечатана московскими братьями, но малым тиражом и представляет собой большую библиографическую редкость. Однако в его работе «Историческое разыскание о русских повременных изданиях и сборниках» приведена лишь роспись первых двух частей, а под надписью «Третья часть» стоит знак «вопроса» [3]. Я.Л.Барсков утверждал, что «напечатано, но не вышло в свет начало 3 части» [4]. Согласно Г.В.Вернадскому, первый том так и остался в двух частях, а второй том не был отпечатан до конца. Но в фундаментальном исследовании Г.В.Вернадского, посвященном русскому масонству екатерининской эпохи, как и в «Приложении» к этой работе, содержащем материалы обзора мистической переводной и оригинальной литературы Новиковского кружка, нет не только содержательного анализа обозначенного второго тома, который должен был быть непосредственно связан с интересующим нас временем, но даже сноски хотя бы на один материал из названного издания.
Дальнейшее изучение исследований и материалов по истории отечественного масонства не дало результатов в поиске «неизвестной» третьей части или второго тома журнала. По всей видимости, названные исследователи отечественного масонства опирались на определенные данные относительно дальнейшей судьбы журнала и одновременно с этим отчетливо понимали, что в среде московских масонов существовала настоятельная потребность в издании специального журнала для братьев.
Если говорить о печатном варианте журнала, созданного розенкрейцерами, то их установка на «истинное» масонство вполне понятна. Каждая масонская система в России стремилась утвердить себя как истинная форма. Акцент, сделанный во вступительной статье журнала этого направления, неслучаен еще и потому, что его печатный вариант обозначен 1784 годом. Можно с уверенностью говорить, что поставленный на титульном листе год издания не соответствует году выхода журнала в свет. Даже при беглом просмотре оглавления второй части первого тома сразу же бросается в глаза «Речь, говоренная в Девкалиона в последний вечер 1784 года». Если учитывать особенности масонского летоисчисления, можно с уверенностью датировать выход второй части первого тома журнала началом весны 1785 года. При использовании же традиционного календаря эту дату можно перенести на один-два месяца раньше. Косвенным доказательством нашего утверждения может служить 1784 год — год выхода в свет уже обозначенных «Братских увещаний» и «Карманной книжки». Для ссылки на них во вступительной статье журнала требовалось определенное время для распространения и приобретения известности этих изданий в масонских кругах.
На титульном листе журнала значится, что каждый том должен состоять из трех частей. Том, хранящийся в Публичной библиотеке содержит две части, переплетенные вместе, каждая из них начинается со своей нумерации страниц. В первой части есть указания на то, что собранные в ней речи отечественных братьев относятся в основном ко второй половине 1784 года, поскольку в них цитируются или даются в свободном изложении отдельные положения Устава вольных каменщиков, принятого летом 1784 года на Вильгельмсбадском конвенте. Вполне естественно, что русские розенкрейцеры уже с полным правом признавали себя за «истинных вольных каменщиков» и не могли использовать неофициально полученные масонские документы.
Вполне закономерен вопрос: что же могло повлиять на дальнейшую судьбу журнала? Как мы помним, Екатерина II в 1785 повелела осмотреть в Москве частные школы, включая и те, которые находились под покровительством масонов, испытать Н.И.Новикова в православной вере, а затем составить роспись его изданиям. Очевидно, эти правительственные меры, направленные против распространения влияния масонов на общественную жизнь, как раз и послужили возможной причиной, повлиявшей на судьбу издания, в частности, на выход в свет третьей части первого тома.
Как показывает история масонства, русские братья шведской системы в дальнейшем воспользовались признанием независимости России в решении целого ряда вольнокаменщических вопросов, и отношения с Верховным стокгольмским капитулом стали не настолько жесткими и однозначными, как хотелось бы Швеции. Более того, сам Н.И.Новиков был посвящен в тайны шведского обряда.
Теперь перейдем к содержательной росписи и характеристике материалов, вошедших в печатный первый том журнала.

Содержание первого тома первой части (141 стр.)
А). Стр.I-V. Издатель к Читателю; Б). Стр.VI-VII. Оглавление 1 тома 1 части;
1. Стр.1. Рассуждение о повиновении, которое есть деятельное покорение воли нашей, воле Мастеров наших; и о том, что гордость и непослушание суть причины заблуждений наших, и суть препятствия, которые мы полагаем самопроизвольно на пути нашем к Истине;
2. Стр.25. Опыт о таинствах и подлинном предмете Свободного Каменщичества;
3. Стр.61. Рассуждение о доверенности, которую Братья должны иметь к Ордену, и о ближнем свойстве оныя с повиновением;
4. Стр.85. Продолжение о доверенности;
5. Стр.120. Речь, говоренная при окончании года;
6. Стр.124. Рассуждение о Диком Камне, на ученическом ковре предложенном;
7. Стр.131. Хоры и песни:
1) стр.131. Имея Матерь на престоле;
2) стр.131. Воскликнем, Братья! согласно;
3) стр.132. Залог любви небесной;
4) стр.133. О зрители судеб священны;
5) стр.134. Колико щастливы, колико мы блаженны;
6) стр.135. Песнь дружбы сладку воспевая;
7) стр.136. Любовь, душа всея природы;
8) стр.137. От нас, злодеи, удалитесь;
9) стр.137. Кого на свете власть прельщает;
10) стр.138. Настал теперь тобою;
11) стр.139. Хотя в страны далеки;
12) стр.140. О братство, дружбой сопряженно!

Содержание первого тома второй части (144 стр.)
1.Стр.3. Рассуждение о нарушении порядка, которое происходит от неисполнения законов, и о той любви и благодарности, которыми каждый истинный С.К. обязан своему отечеству, преимущественно пред всеми прочими согражданами;
2.Стр.31. Речь, говоренная Вел. Н.М. Матери Латоны при инсталяции Блистающей Звезды, 1784 года, Мая 31 дня;
3. Стр.58. Рассуждение о повиновении, говоренное в Г Св. Моисея;
4. Стр.77. Рассмотрение причин побудительных и побуждающих ко вступлению в Свободное Каменыщичество;
5. Стр.92. Речь, говоренная в Девкалиона в последний вечер 1784 года;
6. Стр.109. Рассуждение о скромности, читанное в Девкалиона;
7. Стр.109. Рассуждение о доверенности, которую должно иметь к Мастерам своим;
8. Стр.123. Хоры и песни:
1) стр.123. Мирскую суету оставьте;
2) стр.124. Во мраке смертные родятся;
3) стр. 125. Воззрим на пышный мир;
4) стр.126. Ликуйте, Братья, путь свершая;
5) стр.127. Блюдись приближиться ко прагу освященну;
6) стр.127. В усердном пеньи поздравляем;
7) стр.128. Смертный, мраком ослепленный;
8) стр. 129. Как лиры жителей небесных;
9) стр.130. Здесь в собраньи Братия почтенны;
10) стр.132. Радость души у нас восхищает;
11) стр.132. Новопринятому Брату;
12) стр.133. Великому Мастеру;
13) стр. 137. При открытии;
14) стр.138. Пред закрытием столовой;
9. Стр.134. Стихи анакреотические С.И.Г;
10. Стр.140. Размышление;
А). Оглавление 1 тома 2 части.

Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима