


Первая речь журнала — «Рассуждение о повиновении, которое есть деятельное покорение воли нашей, воле Мастеров наших; и о том, что гордость и непослушание суть причины заблуждений наших, и суть препятствия, которые мы полагаем самопроизвольно на пути нашем к Истине», а также «Рассуждение о доверенности, которую Братья должны иметь к Ордену, и о ближнем свойстве оныя с повиновением» и «Продолжение о доверенности» были произнесены одним автором в ложе «Светоносный Треугольник». М.Н.Лонгинов относит ее образование к 1782 году или к более раннему времени и называет А.М.Кутузова «мастером стула» [5]. АНПыпин считает, что эта ложа была образована в 1784 году или ранее [6].
Т.О.Соколовская, основываясь на знаке, принадлежавшем ложе, — к 1779 году [7].
Следующая работа — «Опыт о таинствах и подлинном предмете Свободного Каменщичества», которая, как указывается в Предуведомлении, была издана впервые в Париже в 1771 году, «хотя на подписном листе и поставлено Га[а]га»; второе издание вышло в свет в 1776 году в Амстердаме с некоторыми поправками и именно с него был сделан немецкий перевод.
В «Речи, говоренной при окончании года» не указана ложа, где она произносилась. Но в следующем за ней материале — «Рассуждение о Диком Камне, на ученическом ковре предложенном» обозначена ложа Девкалиона (Москва), образованная в 1782 году (мастером был С.И.Гамалея). «Речь, говоренная при окончании года» и «Рассуждение о Диком Камне» принадлежат, по всей видимости, С.И.Гамалее, поскольку анализ их свидетельствует о том, что они произносились только «уважаемыми братьями» — мастерами вверенных им лож. (У Г.В.Вернадского нет указания на авторство С.И.Гамалеи [8]).
В поэтической части под названием «Хоры и песни» выделяется «Залог любви небесной», по предположению Е.Шумигорского, «песнь …написанная, кажется, И.В.Лопухиным» [9]. Другое поэтическое произведение — «От нас, злодеи, удалитесь» — встречается в рукописи 1785 года, находившейся в документах московских масонов под названием «Акты первой степени свободного каменщичества со всеми нужными прибавлениями. Для употребления», с указанием: «Песня, которая пета бывает при открытии ученической ложи» [10]. «Уставной» характер этого документа говорит о том, что данное произведение может быть поэтическим переводом с немецкого языка.
Вторая часть первого тома открывается речью «Рассуждение о нарушении порядка, которое происходит от неисполнения законов, и о той любви и благодарности, которыми каждый истинный С.К. обязан своему отечеству, преимущественно пред всеми прочими согражданами», произнесенной в ложе Светоносного Треугольника. Как указывает Г.В.Вернадский, автор «Рассуждения о нарушении порядка…» — А.М.Кутузов, и относит ее к 1784 году [11]. Это же авторство повторяют и другие исследователи [12].
Сравнение содержания речи «Рассуждение о нарушении порядка…» с содержанием «Рассуждения о повиновении…» из первой части первого тома журнала показывает, что начало речи «Рассуждение о нарушении порядка…» подводит своеобразный итог предыдущего «Рассуждения о повиновении…» и опирается на высказанные там положения. Если авторство А.М.Кутузова, установленное на основании документов, верно, (а сомнения это не вызывает), то с большой долей вероятности можно утверждать, что и названная речь из первой части, которая произносилась в ложе Светоносного Треугольника, также принадлежит А.М.Кутузову.
Следующая речь, произнесенная 31 мая 1784 года при инсталяции ложи Блистающей Звезды в Москве, принадлежит Н.И.Новикову. Авторство устанавливается указанием на великого наместного мастера матери-ложи Латоны. Мастером стула ложи «Блистающая Звезда» был И.В.Лопухин.
В ложе «Св.Моисей» (Москва), где произносилось «Рассуждение о повиновении…», мастером стула был Ф.П.Ключарев. М.Н.Лонгинов относит образование ложи, по-видимому, к 1782 году или к более раннему времени [13], А.Н.Пыпин — к 1784 году или ранее [14]. Авторство речи принадлежит, бесспорно, Ф.П.Ключареву [15].
«Рассмотрение причин побудительных и побуждающих ко вступлению в Свободное Каменьщичество», «Речь, говоренная в последний вечер 1784 года», «Рассуждение о скромности», «Рассуждение о доверенности, которую должно иметь к Мастерам своим» произносились в ложе «Девкалиона». Автор их С.И.Гамалея.
В разделе «Хоры и песни» второй части выделяется произведение «Ликуйте, Братья, путь свершая». Сравнение его с опубликованными П.Пекарским документами показывает, что оно хранилось на языке оригинала и в русском переводе вместе с нотами в бумагах И.П.Елагина, принадлежавших ложе «Аполлона» [16]. Очевидно, и остальные поэтические произведения данного раздела представляют собой перевод с немецких подлинников. Автором 9-го раздела, как это видно из самого названия — «Стихи анакреотические С.И.Г.», был С.И.Гамалея.
«Магазин свободнокаменщический» не прекратил своего существования с выпуском двух частей 1-го тома. В Отделе рукописей и редкой книги ГПБ им. М.Е.Салтыкова-Щедрина хранятся пять рукописных томов журнала скорописью XIX века в восьмую долю листа под общим названием «Магазин свободнокаменщический, содержащий в себе речи, говоренные в собраниях» [17]. Бумага с водяными знаками 1806 года фирмы «Zoonin J. Honic». В Отчете Публичной библиотеки за 1869 год эти пять томов имеют нумерацию со второго по шестой том [18]. Очевидно, при публикации росписи рукописи под первым номером подразумевался обозначенный печатный том.
В Каталоге масонских рукописей Московского Публичного и Румянцевского музеев [19], вышедшем в 1900 году, под №40(1656) удалось найти «Магазин свободнокаменщический» (рассуждения I-VII, с песнями и хорами в конце, скоропись последних годов XVIII столетия, в четверку). Но масонские рукописи оказались рассредоточенными по различным фондам, и их шифр был изменен. Поиски привели к фонду Арсеньева В.С., где под №450 удалось обнаружить рукопись из Каталога. Объем рукописных страниц журнала и его внутренняя нумерация разделов говорят о том, что это одна из частей печатного варианта. Однако познакомиться с данной рукописью и сравнить ее с печатным и рукописным экземплярами журнала, хранящимися в Публичной библиотеке, в силу различных, от нас не зависящих причин и обстоятельств, не удалось.
Необходимо отметить, что в масоноведческой литературе, появившейся после выхода в свет Каталога масонских рукописей Московского и Румянцевского музеев, мы не встретили содержательного анализа или формальной сноски на «московскую» рукопись «Магазина свободнокаменщического».
Если обратиться к «петербургскому» варианту, то, как видно из примечания В.Г.Вернадского, не вызывает сомнения, что рукописный вариант есть продолжение печатного. По его мнению, материалы второго тома и отчасти шестого относятся к XVIII столетию [20].
«Петербургский» вариант «Магазина свободнокаменщического» написан одним почерком. В статьях в основном не указаны авторы, в отдельных случаях выделяется их масонская должность или же название ложи, в которой произносилась речь; у некоторых материалов обозначена дата создания и по ряду обращений можно определить, в какой ложе — ученической, товарищической, мастерской или траурной она произносилась. В журнале выделяется и группа розенкрейцерских речей.
Как уже отмечалось, в рукописном варианте объединены материалы, относящиеся как к XVIII, так и к XIX столетию. Уже при «беглом» знакомстве с названиями статей журнала видно, что он создавался не раньше начала 1813 года, поскольку одна из статей четвертого тома так и называется — «Речь на оканчивающийся год, говоренная в последний вечер 1812 года». Даже если принять во внимание тот факт, что согласно масонскому летоисчислению последним месяцем года считался февраль, а речь датируется в соответствии с масонскими правилами, то можно предположить, что появился журнал не ранее весны 1813 года. Можно предположить также, что он создавался во времена реформы русского масонства, предпринятой в 1814 году по инициативе Е.Е.Эллизена, и был своеобразной реакцией на попытку отменить высшие степени.
Но в последнем томе рукописного продолжения журнала выделяется произведение: «Речь, говоренная в /\ Орфея». Если речь идет о ложе «Орфей» в Петербурге, работавшей в союзе с Великой провинциальной ложей, то ее учреждение относится к 1818 году. Поэтому возможно уточнение, что рукописный журнал мог создаваться не ранее обозначенного года. Такое предположение и было первоначально сделано. Данные об инсталяции ложи были взяты из «Хронологического указателя русских лож от первого введения масонства до запрещения его, 1717-1829» А.Н.Пыпина в редакции и с дополнениями Г.В.Вернадского [21]. В примечаниях и дополнениях к «Хронологическому указателю» Г.В.Вернадский расширил и уточнил первоначальный список лож. Но какого-либо упоминания о «новой» ложе Орфея в нем не было. В другой его работе — «Русское масонство в царствование Екатерины II» [22], вышедшей год спустя после появления исследования А.Н.Пыпина (Приложение: Обзор мистической литературы Новиковского кружка во II Отделе — «Оригинальная литература») рядом с известной масонской фамилией — О.А.Поздеев (1746-1820) — значится следующее: «Речи в ложах Орфея (ок.1785) и Феникса (ок.1779?); РМ (Румянцевский музей), №1917 (одна речь в л.Орфея также ПБ, О.Ш.39.5)» [23]. Это и есть именно та «одна речь», которая вызвала определенные недоразумения.
По всей видимости, Г.В.Вернадскому стали известны новые материалы о ложах в России, которые не вошли в «Хронологический указатель» А.Н.Пыпина. Ценность данного замечания безусловна, поскольку оно позволяет говорить об авторстве О.А.Поздеева.
Дальнейшее специальное рассмотрение этого вопроса в масоноведческой литературе вновь привело к работе С.В.Ешевского «Московские масоны восьмидесятых годов прошедшего столетия, 1780-1789: (Материалы для истории русского общества в XVIII веке)», где во второй статье говорится, в частности, о том, что от ложи Трех Знамен П.А.Татищева была дана конституция ложе Орфея в Рязани, и во главе этой ложи стоял мастер О.А.Поздеев [24]. Данная речь произносилась в масонской ложе розенкрейцерской системы.
Перейдем к росписи рукописных томов, которая является более полной по сравнению с первоначальной публикацией в Отчете Публичной библиотеки, и характеристике представленных в них материалов.
Содержание второго тома (233 стр.)
1. Стр.3. Защищение вольно-каменьщического ордена против чинимых гонителями оного, возражении;
2. Стр.23. Речь, говоренная при открытии в М*** пр-ой Г в присутствии в-ко пр-го бр. к.Г.П.Г.;
3. Стр.35. Речь о сходстве начал, но разности продолжения философских сект стоиков и эпикурейцев, и от чего та разность в оных сектах воспоследовала;
4. Стр.43. Речь о причинах, для коих истинные вольные каменщики скрывают свои тайны от взоров непросвещенных и от тех, кои не тщатся учинить себя способными к достижению оных;
5. Стр.55. Чем обладаем должен быть свободный каменщик, и могут ли все, называющиеся оными, быть истинными св.кам.?;
6. Стр. 71. Речь, что препятствует нам возбуждать в себе потребные нам чувствования и получать начальные понятия об обстоятельствах, касающихся человечества;
7. Стр.85. Рассуждение о истинной свободе человека;
8. Стр.109. Речь о единодушии и искренности, чрез которые приобретается дух масонства;
9. Стр.125. Речь, что должно быть привычным и легко исполнительным тому, кто хочет проникнуть во внутренность святилища в.к.;
10. Стр.141. Речь о любви, могущей нравственность нашу возвысить и показать нам верную стезю к тому великому таинству О-на, которые истинным исполнителям всех налагаемых на них должностей обещано;
11. Стр.161. Речь о ученической степени и о том, что есть ли чьи дела и поступки не будут располагаемы по предписанию ордена, то всуе будет познание и любопытство его о сокровенностях;
12. Стр.173. Речь, какова есть смерть внезапная или нечаянная, и кто оною наиболее угрожается?;
13. Стр.189. Речь о скромности в словах;
14. Стр.205. Речь, почему называют мудростию не очищенную и светом ума не озаренную душу Диким Камнем?;
15. Стр.217. Речь, кто у столпа J…действительно заслуживает и получает за труды плату и оною бывает доволен?
Содержание третьего тома (197 стр.)
1. Стр.3. Некоторые исторические сведения о своб…кам…;
2. Стр.9. Размышления о науке масонской;
3. Стр.33. Речь о в.к. ордене: что оной был и есть и чем он быть может? Говоренная в Плкна по случаю празднованию дня заведения оной;
4. Стр.57. Речь о некотором указании на предопределение ордена, имеющего особую цель, особенные обязанности и правила и такие работы, которые от орденских только членов взыскуются;
5. Стр.83. Речь о самопознании и с чего начинать оное надлежит;
6. Стр. 161. Речь на принятие в ученики своб.кам., говоренная в последний вечер истекающего 1810 года в м. Умирающего Сфинкса;
7. Стр.176. Речь о том, что поведение и поступки каждого брата в.к. имеют сильное действие на внешнее состояние ордена. Говоренная в день празднования учреждения Умир.Сф. 15 генваря 1811-го года В-м м-м.
Содержание четвертого тома (260 стр.)
1. Стр.5. Речь новопринятому брату ученику;
2. Стр.13. Речь о повязке, налагаемой на чувство зрения ищущему, и что оная значит?;
3. Стр.25. Речь о причинах, почему не видит человек внутрь себя, и что означает то состояние, когда ищущий находится в Темн.[ой] Храм. [ине] под повязкой до удара?;
4. Стр.37. Речь, что находящийся в Т.Х. или во тьме, под покровом изображают беспредельную тьму неведения человека, внутренним светом не просвещаемого;
5. Стр.49. Рассуждение о важности рассматривания и наблюдения причин, заставляющих нас прилепляться к драгоценностям нашим;
6. Стр.65. Рассуждение, с чего начинается работа нашего исправления;
7. Стр.93. Речь о первой букве в азбуке масонской науки, т.е. о познании своего незнания;
8. Стр.105. Речь о познании самого себя;
9. Стр.161. Рассуждение о познании самого себя;
10. Стр.177. Речь о скромности;
11. Стр.193. Речь о просвещении;
12. Стр.221. Речь на оканчивающийся год, говоренная в последний вечер 1812 года;
13. Стр.243. Речь, говоренная в день Предтечи Святого Иоанна;
14. Стр.251. Молитва декабря 31 дня;
15. Стр.255. Молитва.
А. Стр.259. Оглавление.
Содержание пятого тома (252 стр.)
1. Стр.5. Речь новопринятому брату мастеру;
2. Стр.25. Речь на принятие в мастера;
3. Стр.37. О работе над Диким Камнем;
4. Стр.89. Поучение для мастерской степени о том, что смерть не есть уже более нас страшилище, но подательница света;
5. Стр.117. Речь о погребении умершего и что погребать умершего есть почетная в древности и награжденная добродетель;
6. Стр.137. Должность вольного каменщика при гробе брата;
7. Стр.177. Речь, говоренная в собрании Р…К…Древняя системы;
8. Стр.213. Речь о главнейшей цели бытия нашего, и что она должна быть откровение в нас полноты славы Божией;
9. Стр.233. Речь, в каком расположении должны мы приходить в наши собрании и что сии собрании заключают в себе.
А. Стр.251. Оглавление.
Содержание шестого тома (262 стр., из них 128 — 260 — белые)
1. Стр. Семь правил вольных каменщиков;
2. Стр.13. Речь о подлинном пути к премудрости;
3. Стр.21. Речь, говоренная в /\ Орфея;
4. Стр.37. О действовании человека над натурою, то есть как человек действует и может действовать над натурою вообще, и в особенности над животными, растениями, металлами и минералами, стихиями и духами;
5. Стр.65. Дух и Истина, или религия посвященных;
6. Стр.81. О трех степенях веры христианской;
7. Стр.89. Речь о товарищеской степени, в которой требуется наблюдение гармонии, или согласия, вне себя и в себе самом;
8. Стр.105. Речь, почему предлагаемые во 2-й степени науки находятся в таком непременном одна за другой порядке;
9. Стр.117. Речь о различии между путешествиями брр. ученика и товарища.
Первое произведение второго тома — «Защищение вольнокаменщического ордена против чинимых гонителями оного, возражении», написанное в жанре апологии, принадлежит протестанту по вероисповеданию, поскольку в тексте есть прямое указание на принадлежность к протестантской церкви. Автор отмечает, что вольные каменщики не имеют ничего против Бога, государства и существующих в обществе обычаев. Отрицающие же эти законы и правила «присваивают себе Папское право освобождать от обязательств, но на сие ни один разумный протестант не согласится» [25]. По всей видимости, это переводное произведение. Жанр апологии был широко распространен в масонской среде.
Название второго произведения — «Речь, говоренная при открытии в М*** пр-ой 1 в присутствии в-ко пр-го бр. к.Г.П.Г.» прочитывается как «Речь, говоренная при открытии в Москве провинциальной ложи в присутствии высокопросвещенного брата князя Гавриила Петровича Гагарина». Дата ее создания не поставлена. Однако название и содержание речи свидетельствуют о том, что провинциальная ложа шведской системы и была открыта в 1780 году. Существует опубликованный печатный вариант данной речи с тем же названием с обозначением издательства — «В Лейбциге у Брейткопфа, 5780 года». Сравнение двух имеющихся текстов этой речи говорит об их полном совпадении. Различие состоит лишь в частных сокращениях, которые не нарушают смысла данной речи. Это позволяет говорить о том, что рукописный текст создавался, скорее всего, на основе печатного варианта. Относительно места издания и издательства речи можно сказать, что указание «В Лейбциге у Брейткопфа» не соответствует действительности. Она была напечатана в университетской типографии у Н.И.Новикова. Дата же издания — «5780 год» берется в традициях масонов — не от Рождества Христова, а от сотворения мира. Поэтому речь вышла в 1780 году, т.е. именно тогда, когда шведская система получила полные права гражданства среди русских братьев. Рукописное продолжение журнала в силу того, что русские братья поддерживали между собой постоянный контакт и довольно часто один и тот же брат принадлежал к ложам различных масонских систем, объединяет различные точки зрения на историю развития вольнокаменщического движения.
По предположению Г.В.Вернадского, речь произнесена И.Росляковым [26]. Вынесение в название речи имени высокопросвещенного брата князя Гавриила Петровича Гагарина не является случайным. Князь Г.П.Гагарин, как это уже говорилось, играл важную роль в масонском движении и со второй половины 70-х годов занимал ведущее положение среди петербургских братьев. 7 мая 1779 года он стал гроссмейстером Великой национальной ложи шведской системы [27] и ему подчинялось 14 лож различных городов России. В 1780 году кн. Г.П.Гагарин был назначен председателем Великой национальной ложи и префектом капитула Феникса — тайного масонского правления шведской системы в России. Именно к этому времени и относится речь, произнесенная в его присутствии. Посвящение ему речи не случайно еще и потому, что после переезда из Петербурга в Москву в 1781 году он стал почетным членом ложи «Гармония» и Дружеского ученого общества. А в 1783 году после решений Вильгельмсбадского общемасонского конвента он присоединился к «свободной и независимой провинции масонского мира» и возглавил ложу «Сфинкс» — одну из четырех лож-матерей, под началом которой было несколько масонских лож.
Тесные связи князя Г.П.Гагарина с розенкрейцерами нашли свое продолжение и в начале XIX века в деятельности ложи А.Ф.Лабзина «Умирающий Сфинкс», где князь выступал с речами. Авторитет Г.П.Гагарина в масонских кругах был, безусловно, высок и постоянен.
Различия рукописного и печатного вариантов речи, произнесенной в присутствии кн. Г.П.Гагарина, связаны прежде всего с теми сокращениями, которые использовали масоны в своих произведениях. Название печатного варианта: «Речь, говоренная при открытии П.Р.В.Н.Ц.Л.Н. в м.*** В присутствии В.С.К.П.Р.С.В.Щ.Н.Н.Г. Б.Р.Т. К.Г.П.Г.», что позволяет прочесть название рукописного варианта как «Речь, говоренная при открытии в Москве провинциальной ложи в присутствии высокопросвещенного брата князя Гавриила Петровича Гагарина». В печатном варианте выделяется одна из фраз: «…ныне воздвигнутою П…Л…управляемых, где председит высокопочтеннейший Брат В.М. толь многими М…качествами украшенный» [28]. В рукописном варианте эта же фраза написана с иными сокращениями: «…ныне воздвигнутою Пр.ою управляемых, где председит В.ко П.ый Б.т В.М. толь многими масонскими качествами украшенный» [29]. Сравнение этих двух фраз позволяет прочесть обозначенный отрывок как «…ныне воздвигнутою Провинциальной ложей управляемых, где председит высокопочтеннейший брат Великий Мастер толь многими масонскими качествами украшенный». Другое сокращенное выражение рукописного текста: «Шв.я матерь» [30] в печатном варианте записано как «Шведская Л…матерь». Вполне понятно, что речь идет о Стокгольмской ложе, где и находилось верховное правление шведской системы.
Более сложной для расшифровки в рукописном тексте выступает следующее выражение: «Послушание учрежденным Братиям В.м М.м, а паче еще В.ко Пр.му Брату Н.В.М почтеннейшему В.М.Пр.ой любовь ко всем братиям и ко всему роду человеческому вообще» [31]. В печатном варианте данная фраза имеет несколько другие сокращения: «Послушание учрежденным Братиям Великим Мастером, а паче еще Высокопросвещенному Брату, Н.В.М…Почтеннейшему В…М…П…Л. любовь ко всем Братиям и ко всему роду человеческому вообще» [32]. Анализ этих двух фраз позволяет прочесть ее следующим образом: «Послушание учрежденным Братиям Великим Мастером, а паче еще Высокопросвещенному Брату, Наместному Великому Мастеру, Почтеннейшему Великому Мастеру Провинциальной ложи» и т.д. Аббревиатура «Н.В.М.» прочитывается как «Великий Наместный Мастер», в соответствии с законами русской Великой национальной ложи, данными 5 января 1780 года, где в установлении, касающемся великих чиновников Великой национальной ложи, выделяются: 1.Великий национальный мастер; 2. Два великих национальных наместных мастера и ряд других должностей. Великие наместные мастера имеют право присутствовать и управлять работающими ложами шведской системы с тем ограничением, что русский великий наместный мастер управляет в русских, а немецкий — в немецких ложах. Поэтому должность «наместный великий мастер» употребляется в тексте в единственном числе [33].
Следующее произведение — «Речь о сходстве начал, но разности продолжения философских сект стоиков и эпикурейцев; и от чего та разность в оных сектах воспоследовала» — носит ярко выраженный историко-философский характер. Как практически все материалы журнала, «Речь о сходстве начал» написана без указания автора. Сравнение содержания данной речи с рукописями речей известного розенкрейцера профессора И.Г.Шварца говорит о близости философских оценок и позиций безымянного автора и профессора И.Г.Шварца. В рукописи, обозначенной как «Речи, говоренные покойным Шварцом» [34], выделяется целая группа высказываний, которые практически дословно совпадают с приведенной в журнале речью.
Произведение «Речь о причинах, для коих истинные вольные каменщики скрывают свои тайны от взоров непросвещенных и о тех, кои не тщаться учинить себя способными к достижению оных» написано после возобновления масонских работ, однако конкретный год не указан. В ней говорится: «Время наступило П.[очтенные] и Л.[юбезные] Брр.[атья] — столь ревностно нами желаемое: отверзлись паки столь долго затворенные двери сего Божественного Храма…» [35]. В тексте есть указание на то, что «истинный свет на Востоке в любезном Отечестве нашем», принесен «Высокопросвещенным мужем» [36]. По всей видимости, под ним подразумевается И.Г. Шварц, и речь принадлежит к кругу розенкрейцеров.
Следующая речь — «Чем обладаем должен быть свободный каменщик, и могут ли все, называющиеся оными, быть свободными каменщиками?» лежит в общем русле утверждения «истинного масонства» и по своему жанру близка к апологии. К ней непосредственно примыкает и служит своеобразным продолжением «Речь о единодушии и искренности, чрез которые приобретается дух масонства», возможно, написанная тем же автором.