Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима
Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима
Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима

Древний и Изначальный Устав Мемфиса-Мицраима

Древний и Изначальный Устав Мемфиса-Мицраима
Масоны в России

Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима

Б.В. Иванов

Ars Quatuor Coronatorum, vol. XL (1927), pp. 45-80,
Quatuor Coronati Lodge, proceedings of 4th March, 1927, London

КАЛИОСТРО В ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЕ: КУРЛЯНДИЯ, РОССИЯ И ПОЛЬША

Это вызвало у Калиостро приступ бешенства. Он топал ногами, чертил шпагой в воздухе разные знаки, выкрикивал загадочные слова, среди которых снова чаще всего звучали имена Гелион, Мелион и Тетраграмматон, потом потребовал от всех присутствовавших полной тишины, серьезности и сосредоточенности. Он ринулся за экран, где стоял мальчик, и было слышно, как он что-то торопливо пишет пером. Все это обеспокоило присутствовавших, некоторые из них ощутили, как земля дрожит у них под ногами, услышали лязг и другие странные шумы, и двое из них даже могли поклясться, что кто-то тянет их за руки. Но вскоре Калиостро вернулся в магический круг и сосредоточенно продолжил сеанс, вызвав еще несколько духов. После сеанса Калиостро произнес длинную речь перед своими последователями, говоря, что молчание рыцаря в короне вместо ответа на вопрос о его имени было несомненным знаком, что среди последователей находится Иуда, стремящийся предать и навредить ему, Калиостро. Он предостерег этого предполагаемого Иуду, что власть и могущество духов, которые его защищают, очень велики и что сама мысль о том, чтобы навредить Калиостро, очень опасна1. Эти магические эксперименты проходили в то время, когда присутствовавшие были чрезвычайно увлечены Калиостро и безоговорочно верили ему. Поэтому во все время пребывания Калиостро в Митаве не проводилось ни расследований, ни даже попыток расследования по поводу реальности его демонстрируемых удивительных магических способностей. Но позднее, когда Калиостро покинул Курляндию, не справившись с задачей по извлечению пресловутого сокровища, о котором столь часто рассуждали его Наставники и образы в видениях, определенные сомнения начали закрадываться в умы его поклонников. Правда ли, думали они, что он, как говорит, не в состоянии извлечь сокровище из-за нехватки времени для победы над злыми духами, охраняющими его, и что он неожиданно получил от своих Наставников приказ срочно отправляться в Санкт-Петербург?2 Уже после его отъезда стало известно (из письма Нормандеса, испанского поверенного в Санкт-Петербурге, опубликованного в местных газетах), что Калиостро не был ни испанцем, ни полковником, ни графом3. Впечатление, произведенное этими новостями, было немного сглажено самим Калиостро. Чутко отслеживая действия и позицию испанского поверенного, перед тем, как покинуть Курляндию, Калиостро сообщил своим поклонникам, что он принял имя графа Калиостро по приказу Наставников, а до этого служил Великому Копту под именем «Фредерик Гуальдо» (Frederik Gualdo), но его настоящие имя и положение в обществе не могут быть пока раскрыты, зато он сможет это сделать и предстать во всей славе в Санкт-Петербурге4. Тогда во все это с готовностью поверили, но теперь, когда огромное личное влияние Калиостро на поклонников начало постепенно таять, публичное обвинение в самозванстве и подлоге, на которое Калиостро не ответил, не могло пройти без последствий. Постепенно выплыло на свет, что за время пребывания в Курляндии Калиостро получил под фальшивыми предлогами значительные суммы денег и драгоценности от нескольких самых влиятельных поклонников5. Это, конечно, дало пищу для немалых сомнений в Калиостро как личности вообще, и в его морали, в частности. Но магические сеансы оставались необъяснимыми, и долгое время его сверхъестественные способности не подвергались сомнению6. Некоторые авторы только считали, что он подпал под влияние злых духов7. Однако постепенно эта вера в сверхъестественные способности Калиостро тоже начала исчезать у его бывших почитателей в Курляндии, и делались неоднократные попытки дать научное объяснение его магическим опытам. В пространных комментариях к своим мемуарам госпожа фон дер Реке делает несколько таких попыток. Прежде всего, она обвиняет Калиостро во лжи вообще и описывает множество примеров его умения произвести впечатление на доверчивых людей и ловко вывернуться из затруднений, когда его ложь обнаруживалась8. Далее она пытается объяснить сеансы Калиостро следующим образом. Когда Калиостро прибыл в Митаву и был принят в доме графа фон Медема как высокопоставленный масон, он очень быстро подружился с одаренным, сообразительным маленьким сыном хозяина и позднее сделал его своим медиумом. Калиостро часто играл с ребенком, показывал ему картинки, задавал вопросы, учил его давать ответы и вообще готовил его к роли, которую он должен был сыграть позже на сеансах. Потом он сообщил мальчику, что если тот будет его слушаться, держать в тайне все его слова и указания, то он сможет сделать его, его родителей, сестер и вообще каждого, кого он любит, очень счастливыми. С другой стороны, Калиостро запугал мальчика всеми возможными ужасами, которые якобы произойдут, если он хоть в чем-то ослушается его или расскажет кому-то об их договоренности. Это, по словам госпожи фон дер Реке, объясняет то, что мальчик никогда полностью не исповедовался перед своими родителями или родственниками даже спустя долгое время после отъезда Калиостро из Курляндии. Этот мальчик верил в данные ему обещания и боялся исполнения угроз даже на расстоянии. Это объясняет, почему бедный ребенок весь горел и потел во время каждого сеанса: он смертельно боялся забыть что-то из того, чему обучил его Калиостро. Что же касается видений, которые предположительно видел ребенок, госпожа фон дер Реке полагает, что под бумагой, покрытой загадочными символами, находились другие листы бумаги, где были нарисованы и размещены в порядке, соответствующем вопросам Калиостро, все необходимые видения. Мальчик просматривал эти картинки одну за другой и поэтому честно отвечал: «Сейчас я вижу лес…», — и так далее9. Тот факт, что Калиостро в совершенстве описал лес в Вильцене, где он никогда не бывал и где, как предполагалось, находилось его знаменитое сокровище, госпожа фон дер Реке пытается объяснить гипотезой, что он провел тщательное предварительное расследование с помощью неких тайных агентов или незаметно и искусно заданных вопросов владельцу леса в беседе с ним10. Комментируя внезапную болезнь господина фон N.N. в тот самый момент, когда на расстоянии многих миль от него Калиостро вызывал его образ в цепях с целью наказать его, госпожа фон дер Реке выдвигает предположение, что Калиостро, обедавший с фон N.N. за день до сеанса, мог подсыпать ему какой-то слабый яд, который, как он знал, сработает через определенное время после обеда. Нет ничего таинственного и в том, что Калиостро назвал имя доктора, которого вызвали к господину фон N.N., добавляет госпожа фон дер Реке, поскольку тот всегда вызывал одного и того же доктора11. Говоря о поцелуях, которыми обменивались ребенок и видения, она утверждает, что ребенок мог целовать собственную руку столько раз, сколько требовалось12. Таковы основные версии объяснения, которые госпожа фон дер Реке и ее друзья смогли найти для магических экспериментов Калиостро через несколько лет после того, как они состоялись. Она также предположила, что у Калиостро было множество неизвестных помощников, которые тайно находили ему любую информацию, сообщение которой слушателям впоследствии производило эффект ясновидения13. Эти объяснения могут быть довольно близки к истине, но, с другой стороны, они могут быть и ошибочны, потому что, к несчастью, они не основаны на должном исследовании происходившего во время сеансов, так что они являются скорее гипотезами, чем действительно объяснениями. Кроме того, они далеко не полны. Целый ряд поразительных явлений, происходивших во время опытов Калиостро и описанных госпожой фон дер Реке, что отчасти отражено в приведенном выше документе, она даже не пытается объяснить, и в тех случаях, когда она даже пытается найти объяснение, ее комментарии зачастую противоречат фактам, изложенным в самом тексте мемуаров до этого. Например, ее предположение, что медиум был предварительно выбран и подготовлен Калиостро, противоречит ее же записям, сделанным ранее, из которых следует, что Калиостро не особенно настаивал на выборе данного конкретного ребенка на роль ассистента, предоставив выбор медиума другим. Также ее теория о том, что видения были не чем иным, как рисунками на листах бумаги, разложенных перед мальчиком в определенном порядке, не соответствует ее же утверждению, что в нескольких случаях тип видения, которое должен был увидеть мальчик, предлагали Калиостро сами участники сеанса в ходе этого, так что мальчик не мог услышать ничего из сказанного ими. Однако почти нет сомнений в том, что магические сеансы Калиостро в значительной степени состояли из ловко показанных фокусов. Он признался в этом сам. В своем «Мемуаре…», написанном во время суда по делу об алмазном колье в Париже, он полностью описал трюки, которые применял на точно таком же сеансе, который он провел по просьбе прославленной мадемуазель де ла Мотт, где роль медиума играла мадемуазель де ла Тур, и заключил это описание следующими словами: «Мог ли я предвидеть тогда, что это светское развлечение однажды будет представлено суду как сеанс черной магии, кощунственная профанация христианских таинств?»14. Но если мы склоняемся к тому, чтобы поверить фактам, изложенным в мемуарах госпожи фон дер Реке, то необходимо признать, что во время пребывания в Курляндии Калиостро не только демонстрировал ловкие и мастерски подготовленные фокусы, но и в определенной мере пользовался своим даром гипноза и ясновидения. В придачу к основанию адоптивной ложи в Митаве, где им был фактически разработан ритуал Египетского масонства, к многочисленным магическим опытам в присутствии избранных членов этой ложи Калиостро знакомил своих последователей с масонством и магией в частных беседах и лекциях, которые читал узкому кругу более развитых учеников, посвященных в таинства, которыми он притворялся, что владеет. В этих лекциях, которые он читал на плохом французском, но с большим энтузиазмом, в основном, он рассуждал о тайных магических знаниях15. Чтобы дать общее представление о сути и предмете этих лекций и в то же время показать, в каком удивительном душевном состоянии, очевидно, пребывали его слушатели, если воспринимали их всерьез, я представил в Приложении А перевод отрывков из одной такой лекции, записанной госпожой фон дер Реке в 1779 г.16 Впрочем, иногда, особенно под конец пребывания в Курляндии, Калиостро, казалось, совершенно забывался и рассказывал на лекциях о магии в такой манере, что слушатели начали подозревать его в занятиях черной магией, или рассуждать на темы, которые никак не были связаны ни с магией, ни с масонством18. Однажды во время обсуждения шестой главы первой книги Моисея (стихи 2 и 4) он поведал об основах демонологии, что сильно травмировало нравственные чувства его слушателей19, а на другой лекции, прочитанной вскоре, он внезапно начал рассуждать о любви между полами и зашел так далеко – несмотря на присутствие нескольких женщин – что давал рекомендации, с помощью которых женщин, которые не отвечают на любовь мужчины, можно якобы склонить даже к телесной любви с помощью магии20. Когда удивленная публика начала протестовать против лекций такого рода и потребовала объяснений, он признал свою ошибку (или рассеянность) и прибег к своему обычному оправданию, а именно сказал, что лишь испытывал своих приверженцев. Тем не менее доверие к нему некоторых последователей значительно пошатнулось, особенно госпожи фон дер Реке. После этих лекций и того, как она узнала о его жестоком обращении со слугой (его безжалостно избили и указали на дверь за незначительный промах), госпожа фон дер Реке пришла к убеждению, что Калиостро пал жертвой злых духов, и наотрез отказалась выполнить его убедительную и настоятельную просьбу сопровождать его и его супругу в поездке до Санкт-Петербурга, на что раньше она согласилась21. Таким образом, из-за собственных грубых просчетов Калиостро потерял влиятельную покровительницу и был вынужден отправиться в Санкт-Петербург в обществе лишь жены и слуг, хотя его и снабдили рекомендательными письмами от нескольких руководителей курляндского масонства, таких как братья фон Медем и обербургграф фон де Ховен, которые до последнего оставались его поклонниками.

Калиостро в Санкт-Петербурге

Калиостро приехал в Санкт-Петербург осенью 1779 г. и оставался там до апреля 1780 г.22 Первый его визит в столице России был к барону Генриху-Карлу (Карлу Александровичу) Гейкингу, к которому у него было сердечное рекомендательное письмо от одного из своих ревностных почитателей из Курляндии обербургграфа фон дер Ховена. Барон Гейкинг родился в Курляндии в 1751 г. и после продолжительного и серьезного обучения в Германии поступил на службу в Прусскую, а позднее – в Российскую армию. В 1779 г. он был майором русской гвардии23. Он оставил после себя интересные мемуары, в которых, в частности, описывает свою первую беседу с Калиостро следующим образом24. Барон Гейкинг, хотя и был масоном и носителем высшей степени Ордена Строгого Послушания, гордился своим образованием, особенно в области материалистической философии, и встретил Калиостро с некоторой враждебностью.

— Я прощаю вам ваш скептицизм и невежеств, — сказал ему Калиостро, — ибо вы лишь неофит в Ордене, несмотря на все масонские титулы. Если бы я захотел, я заставил бы вас содрогнуться.
— Да, если вы нашлете на меня лихорадку, — ответил барон Гейкинг с иронией.
— Ах, что такое лихорадка для графа де Калиостро, имеющего власть над духами!

Разговор продолжался, барон Гейкинг был по-прежнему саркастичен, а Калиостро – очень терпелив. Когда был поднят вопрос о химии, которую барон Гейкинг изучал очень глубоко, Калиостро сказал:

— Химия кажется абсурдом тем, кто владеет знанием алхимии, а алхимия – это ничто для того, кто имеет власть над духами. Что касается меня, то мне принадлежит немало золота (хлопая по карману, полному монет) и бриллиантов (демонстрируя кольцо с темными и дурно оправленными камнями), но я презираю все это, и мое счастье состоит в моей власти над существами, которые образуют класс превыше людей.
Барон Гейкинг не смог сдержать улыбки, и Калиостро заметил:
— Я не сержусь на вас за ваш скептицизм, ведь вы не первая сильная личность из тех, кого я желал покорить, в чем и преуспел. Кого из своих покойных родственников вы хотели бы увидеть?
— Моего дядю, но при одном условии.
— Каком условии?
— Я должен выстрелить из заряженного пулей пистолета в то место, где он появится. Ведь он будет лишь духом, и я не причиню ему таким образом никакого вреда.
— Нет! — воскликнул Калиостро. — Вы чудовище. Я никогда ничего вам не покажу. Вы этого недостойны.

Он вскочил с места и выбежал из комнаты с оскорбленным видом. Однако несколько минут спустя он вернулся, дружески улыбаясь, как ни в чем не бывало, и сказал: «Я вижу, вы храбры. Это хорошо. В нужное время вы узнаете Калиостро и его могущество». После этого он больше ни разу не общался с бароном Гейкингом и вообще старался его избегать, но впечатление, которое он произвел на барона, было столь плохо, что Гейкинг счел нужным предостеречь против него нескольких своих друзей в высшем обществе Санкт-Петербурга. К несчастью, кроме этого подробного отчета о первой встрече с Калиостро, барон Гейкинг практически больше не упоминает о нем в мемуарах, разве что вскользь и без связи с другими событиями. Вообще существует очень мало данных из первых рук о пребывании Калиостро в Санкт-Петербурге. В мемуарах, написанных современниками, принадлежавшими к высшему обществу Санкт-Петербурга и находившимися там во время визита Калиостро в этот город (Храповицкий, Грибовский, Лопухин и т.д.), его имя даже не упоминается. Также он не упоминается нигде в переписке московских розенкрейцеров и масонов25, которые не могли не слышать о его приезде в Россию. Госпожа фон дер Реке с ее тесными связями с русской аристократией определенно должна была знать правду о посещении Санкт-Петербурга человеком, к которому она испытывала сильный интерес, и она пишет об этом, правда, очень мало, в своих мемуарах. В самом начале своей книги, которая, как уже было сказано выше, была опубликована в 1787 г., она лишь выражает решительную уверенность в том, что главной целью нахождения Калиостро в Курляндии было приобретение необходимых связей и подготовка почвы для посещения Санкт-Петербурга, где он надеялся заинтересовать императрицу Екатерину своим Египетским масонством и получить ее протекцию и поддержку. Именно это, по мнению госпожи фон дер Реке, а именно помощь ему в осуществлении его миссии, было причиной его настойчивости в просьбах к ней сопровождать его в Санкт-Петербург, и он был так красноречив, описывая величайшие выгоды и преимущества, которые может извлечь Курляндия из протекции, оказанной Египетскому масонству императрицей России, что престарелый отец госпожи фон дер Реке, большой патриот, был донельзя огорчен ее отказом поехать с Калиостро, по причинам, изложенным выше26. В конце этой книги еще три коротких фрагмента относятся к поездке Калиостро в Санкт-Петербург. Вот их изложение.

(1) Из Санкт-Петербурга было получено несколько писем, где говорилось, что Калиостро произвел там на свет сильное впечатление своими магическими опытами, а иногда он сам писал друзьям в Курляндию из Санкт-Петербурга. В большинстве случаев смысл его писем состоял в том, что еще не пришел тот час, когда можно использовать его могущество во их благо в той мере, в какой он хотел бы27. (2) Несколько месяцев спустя Калиостро покинул Санкт-Петербург и тайком последовал через Курляндию в Варшаву. Его видел слуга маршала фон Медема, через которого он передал друзьям привет28. (3) Нельзя сказать ничего определенного о пребывании Калиостро в Санкт-Петербурге. Только одно можно сказать с уверенностью: пусть и там оказались те, кого он продержал некоторое время в томительном ожидании осуществления своих разнообразных фантастических прожектов, он полностью провалился в достижении главной цели29.

Биограф инквизиции, ссылаясь на вышесказанное, упоминает в одном из разделов своей работы, что Калиостро занимался в Петербурге химией и медициной30, а в другом разделе дает следующий очень краткий отчет о его пребывании в этом городе:

Слава его имени бежала впереди него, и его принимали во всех ложах как божество-покровителя. Среди других чудесных явлений он раскрыл тайную интрижку между дядей и племянницей, напророчил великому князю будущие беды и предсказал молодой даме в подробностях все мрачные обстоятельства ее приближающейся смерти. «Я произнес все эти предсказания, — сказал он судьям, — под воздействием Божественного вдохновения, но всегда притворялся, что смог раскрыть эти секреты через свои занятия каббалистикой»31.

Краткое упоминание о Калиостро есть и в дневнике барона Шредера, немецкого розенкрейцера, который жил в Санкт-Петербурге в то же время, что и Калиостро. Он упоминает о контактах между Калиостро и Елагиным, выдающимся русским масоном, и добавляет: «Елагин хотел узнать у Калиостро, как делать золото. Последний обещал послать ему необходимые ингредиенты из Польши, но так этого и не сделал»32.
Эта связь между Калиостро и Елагиным подтверждается и в сочинении секретаря последнего Андрея Кривцова, который считал Калиостро вульгарным и невежественным шарлатаном, обманывавшим доверчивых людей обещаниями наделить их тайными знаниями об излечении самых тяжких болезней, продлении жизни и изготовлении золота. Однажды он даже он ударил Калиостро по лицу, когда узнал, что тот выманил у Елагина значительную сумму денег33.
Это практически вся информация из первых рук о пребывании Калиостро в Санкт-Петербурге. Все прочие данные являются просто россказнями, слухами и, возможно, даже чистым вымыслом, переданными через третьи руки несколько лет спустя после того, как Калиостро получил общеевропейскую известность в связи с делом об алмазном ожерелье34. Трудно поэтому сказать, сколько правды содержится в этих записях, хотя они и могут представлять собой определенный некоторый интерес, потому что характеризуют общее впечатление, оставленное Калиостро по себе в Санкт-Петербурге, и я представлю здесь их краткое изложение.
Несмотря на плохой отзыв о нем барона Гейкинга, которого он посетил с первым визитом, Калиостро, похоже, очень быстро обзавелся многочисленными влиятельными друзьями в Петербурге. Среди них мы обнаружим имена таких известных лиц, как шевалье де Корберон, который представлял французский двор в России, главенствующих масонов – сенатора Елагина, генерала Мелиссино и князя Александра Строганова, которые жадно искали «высшего масонского знания» и поэтому не могли не заинтересоваться лицом, которое претендовало на обладание этим знанием, и даже могущественного фаворита императрицы князя Потемкина, которому приписывали довольно серьезное увлечение прекрасной женой Калиостро35. Обзаведясь всеми этими связями в верхах, Калиостро, естественно, не пожелал далее терять время в достижении главной цели – учреждении Египетского масонства в столице России, — и чтобы убедить публику в своих сверхъестественных способностях, дарованных ему Египетским масонством, он ухватился за первую же возможность продемонстрировать свои магические опыты, те самые, что он проделывал в Курляндии с огромным успехом. Сеанс был устроен в доме известной актрисы, чья дочь была выбрана на роль медиума. Эксперимент прошел без особых помех. После обыкновенных заклинаний, взмахов шпагой, топания ногами и т.д. медиум, которая находилась за ширмой, рассказала присутствовавшим о чудесных вещах, увиденных ею в графине с водой. Но позднее вечером, когда Калиостро, окруженный новыми поклонниками, гордый триумфом и уверенный в успехе, рассуждал об исключительности Египетского Масонства, медиум внезапно заявила, что ничего не видела в этом графине и что весь спектакль был заранее отрепетирован ею с Калиостро. Ожесточенное отрицание графом этого обвинения и обещания доказать, при возможности, в будущем, правдивость его экспериментов, не принесли результата, и Калиостро понял, что вынужден теперь раз и навсегда отказаться от мысли об основании Египетского масонства в Санкт-Петербурге. Однако он был слишком амбициозен и тщеславен, чтобы просто покинуть Петербург без того, чтобы произвести впечатление на его высшее общество, поэтому, провалившись в качестве мага, он решил поразить горожан своими исключительными познаниями в химии и медицине. Для этого он устроил лабораторию, где в присутствии посетителей работал с химикатами, которые, как он заявил, нужны для получения золота и создания Философского Камня. В то же время он начал принимать огромное количество больных, страдавших от всевозможных недугов, которым после тщательного обследования предоставлял врачебные консультации и медикаменты совершенно бесплатно, а в случаях исключительной бедности пациентов также помогал им деньгами. Так он очень быстро добился, впервые за всю свою карьеру авантюриста, репутации великого благодетеля и целителя, которую поддерживал и укреплял во время своих дальнейших странствий, в частности, в Страсбурге. К несчастью, очень мало известно о результатах его лечения.
В брошюре «Несколько капель, истекших из источника истины» (Ein Paar Tropflein aus dem Brunnen der Wahrheit ansgegossen), опубликованной во Франкфурте-на-Майне в 1781 г., сообщается, что во время пребывания в Петербурге Калиостро излечил ассессора Ивана Ислентьева от открытого рака, когда доктора уже оставили всякую надежду, и это исцеление было засвидетельствовано особым сертификатом, выданным Калиостро36.
Шевалье де Корберон, поверенный в делах Франции в России, чье имя уже упоминалось, сделал следующую запись в дневнике от 2 июля 1781 г.: «В Санкт-Петербурге Калиостро вылечил барона Строганова, который страдал приступами умопомешательства, по причине нервного состояния, Елагина, госпожу Бутурлину и других», — а в другом месте он отмечает: «Калиостро излечил не всех, но многих»37.
В «Le Maitre Inconnu» доктор Марк Хейвен утверждает, что в Петербурге Калиостро применял для лечения очень мало лекарств, часто вообще ими не пользовался, но чаще всего ему хватало воззвания к Небесам в помощи в лечении или о совете для его медиума, а иногда он просто приказывал недугу исчезнуть, и тот исчезал38. В качестве примера последнего Марк Хейвен приводит следующий поразительный случай, к несчастью, опустив упоминание источника данной информации. Калиостро сидел в кресле в гостях у князя Потемкина, когда ему сообщили, что человек небезразличный князю умирает от лихорадки в лечебнице. «Повелеваю лихорадке тотчас исчезнуть!» — сказал Калиостро, не сдвигаясь с места, и через час пришли известия, что лихорадка прошла в тот самый момент, когда Калиостро отдал ей приказ39.

  1. Von der Recke, S. 103-110.
  2. Ibid, S. 143.
  3. Ibid, S. 146.
  4. Ibid, S. 112-114.
  5. Ibid, S. 146.
  6. Ibid, S. 146.
  7. Ibid, S. 136, 143.
  8. Ibid, S. 10-12, 136-137.
  9. Von der Recke, S. 43, 45, 47.
  10. Ibid, S. 43.
  11. Ibid, S. 75.
  12. Ibid, S. 77.
  13. Ibid, S. 35.
  14. Memorial, or Brief for the Comte de Cagliostro, defendant against the King’s Attornet General, plaintiff (English translation), London, 1786, р. 38-44.
  15. Von der Recke, S. 112.
  16. VIbid, S. 116-135.
  17. Ibid, S. 112.
  18. В этих лекциях Калиостро рассуждал о любви, которая должна существовать между детьми небес и земли, и дал понять, что не только Иисус, но и он сам обязан своим присутствием на земле такому союзу. Полубоги, о которых говорили греки в своих мифах, как он утверждал, не могут быть ничем иным, как плодом такой любви. См. Von der Recke, S. 136-137.
  19. В этих лекциях Калиостро рассуждал о любви, которая должна существовать между детьми небес и земли, и дал понять, что не только Иисус, но и он сам обязан своим присутствием на земле такому союзу. Полубоги, о которых говорили греки в своих мифах, как он утверждал, не могут быть ничем иным, как плодом такой любви. См. Von der Recke, S. 136-137.
  20. Ibid, S. 137.
  21. Von der Recke, S. 137-143.
  22. V. Zotov, Russkaya Starina, 1875, vol. xii., р. 61-65.
  23. Dr. Marc Haven, Le Maitre Inconnu Cagliostro, р. 73.
  24. Фрагменты этих мемуаров были опубликованы в «l`Initiation» за август 1898 г. и процитированы в Dr Marc Haven, Le Maitre Inconnu Cagliostro, рр. 73-76.
  25. Под редакцией Г.Л. Барскова, Петроград, 1915 г.
  26. Von der Recke, S. 25-29.
  27. Ibid, S. 147.
  28. Ibid, S. 154.
  29. Ibid, S. 157.
  30. The Life of Joseph Balsamo, р. 73.
  31. Ibid., р. 157.
  32. Д. Пекарский, Дополнения к истории русского масонства, Санкт-Петербург, 1869, С. 78.
  33. А. Вейдемейер, Двор и замечательные люди в России во второй половине XVIII века, Санкт-Петербург, 1846, С. 196-198.
  34. De Luchet, рр. 10-14; Liber memorialis de Caliostro cum esset Roboreti, Roveredo, 1787, переведено с латыни и опубликовано д-ром Марком Хейвеном под названием L’Evangile de Cagliostro, Париж, 1910, рр. 66-69, 77-78; Le Charlatan demasque, Франкфурт-на-Майне, 1786; Ephemeriden der Freimaurerei in Deutschland, 1785, р. 112; Ein paar Tropflein aus dem Brunnen der Wahrheit ausgegossen von dem neuen Thaumaturgen Cagliostro (Bode?), Франкфурт-на-Майне, 1781, и т.д. Информация о пребывании Калиостро в Санкт-Петербурге, которая содержится в этих и других современных записках, намного позже воспроизведена в самых разных отрывках: В. Зотов, Калиостро: его жизнь и визит в Россию, Русская Старина, Санкт-Петербург, 1875, vol.xii., стр. 64-67; E. Карнович, Калиостро в Петербурге, Древняя и новая Россия, Санкт-Петербург, 1875, №2; И. Андреевский, Энциклопедия, Санкт-Петербург, 1895, vol. xvi., стр. 51 – на русском языке; Dr. Marc Haven, Le Maitre Inconnu Cagliostro, Paris, 1912, рp. 49-55) – на французском языке; W.R.H. Trowbridge, Cagliostro. The Splendor and Misery of a Master of Magic, London, 1910, р. 142-148 – на английском языке.
  35. М.Н. Лонгинов, Новиков и московские мартинисты, Москва, 1867, стр. 133; И. Андреевский, там же, vol. xvi, стр.82; В. Боголюбов, Новиков и его время, Москва, 1916, стр. 355; Marc Haven, Le Maitre Inconnu, р.76 и т.д.
  36. Marc Haven, Le Maitre Inconnu, р.77.
  37. Ibid, р. 77.
  38. Ibid, р. 77.
  39. Ibid, р. 79.
Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима