


Есть еще два намного более детальных отчета о врачебной деятельности Калиостро в Санкт-Петербурге. Первый из них находится в анонимной работе под названием «Памятная книга о деяниях Калиостро, когда он жил в Ровередо» (Liber memorialis de Cagliostro cum esset Roboreti), изданной в Италии в 1787 г. и опубликованной в переводе на французский тем же Марком Хейвеном под названием «Евангелие от Калиостро» (L’Evangile de Cagliostro)1. В ней рассказ ведется как бы от лица самого Калиостро, якобы повествующего о своих деяниях друзьям в Ровередо, где он жил некоторое время в 1787 г. Там описан случай, вероятно, такого же умопомешательства, как в дневнике шевалье де Корберона, не содержащий ничего нового или необычного.
Министр российской императрицы2 умолял Калиостро излечить его брата, которого держали в цепях в психиатрической лечебнице. Он воображал себя кем-то стоящим превыше Бога, непрерывно изрыгал всяческие богохульства и набрасывался на всякого подходившего к нему нечеловеческой яростью и неистовством. Когда Калиостро заявился к нему и встал перед ним с величественным и властным видом, душевнобольной стал неистовствовать и выкрикивать приказы своим невидимым слугам вышвырнуть дерзкого смертного, который осмелился предстать перед богом всех богов из глубочайшей бездны. Но Калиостро закричал на него в ответ, называя сумасшедшим, невеждой и лжецом, потому что это он, Калиостро, – Марс, бог всех богов. И чтобы доказать свое могущество, он ударил душевнобольного с такой силой, что тот упал на землю ничком и некоторое время не мог двинуться. С помощью надзирателей наконец поднявшись, он пристально посмотрел на Калиостро с удивлением и в явном замешательстве. Калиостро же, не теряя времени даром, продолжил унижать его всеми возможными способами, повез его в закрытом экипаже на покрытую льдом Неву, внезапно столкнул его в прорубь, в холодную воду, чтобы ввергнуть в шок. Душевнобольной начал тонуть, и надзиратели вытащили его из реки. Все это наконец привело его к мысли, что есть в мире существо сильнее его. Он стал кротким, покорным Калиостро, и это позволило врачам наладить общение с ним, а постепенно восстановились и его умственные способности.
Еще один случай, изложенный в брошюре «Шарлатан, с которого сорвали маску» (Le Charlatan demasque, Франкфурт, 1786) и в фиктивных «Подлинных мемуарах» (Memoire authentique, Страсбург, 1786), несколько отличается от первого и устраняет последние сомнения относительно личных качеств Калиостро и его методов, если они еще оставались.
Некая богатая русская барыня была наслышана о чудесах, творимых Калиостро, и пришла к нему, умоляя спасти ее ребенка двух лет от роду, которого все доктора признали безнадежным. Калиостро пообещал ей вылечить его, но поставил условие, что ребенок будет отдан в его дом на три недели. Исстрадавшаяся мать согласилась, и в назначенное время Калиостро вернул ей ребенка в отменном здравии, за что получил значительную сумму денег. Это чудесное исцеление произвело сенсацию в обществе, и Калиостро стал одним из самых известных и почитаемых людей в Петербурге, но, впрочем, ненадолго. Мать чудесно исцеленного ребенка вскоре заявила, что ей вернули не ее ребенка. Она пожаловалась властям, которые провели тщательное расследование, и Калиостро был вынужден сознаться, что возвращенный матери ребенок был подменным, а настоящий умер. Власти потребовали вернуть тело умершего ребенка и сумму, полученную Калиостро от несчастной матери, но Калиостро не смог отдать тело, сказав, что оно было сожжено с целью проверки теории реинкарнации. Деньги он решил вернуть векселями прусского банкира, в оплате по которым позже было отказано.
Весь этот скандал, по словам автора «Memoire authentique» и стал настоящей причиной поспешного отъезда Калиостро из Санкт-Петербурга. Существует, однако, несколько других версий о том, что вызвало внезапный отъезд Калиостро из города. Есть, например, теория, согласно которой Калиостро депортировали из России по приказу императрицы Екатерины Великой, поскольку она приревновала своего фаворита князя Потемкина к жене Калиостро. Есть и другая, возможно, более правдоподобная версия, гласящая, что медицинская практика Калиостро столкнулась с ожесточенным протестом докторов Екатерины – шотландцев Роджерсона и Монси, которые докладывали императрице о том, что якобы врачебная деятельность Калиостро угрожает подрывом дворянских привилегий.
Мы помним, что Калиостро намеревался возвратиться из Петербурга в Митаву, чтобы вновь заняться там отысканием знаменитого клада в имении одного из своих почитателей, который он оставил под надзором подвластных ему духов. Но вместо этого он неожиданно объявился в Варшаве в начале мая 1780 г. (следовательно, в Петербурге он провел около полугода). О пребывании его в этом городе написана любопытная брошюра «Обличенный в Варшаве Калиостро, с подлинным отчетом о его алхимических опытах» (Cagliostro demasque a Varsoviu ou relation authentique de ses operations alchimiques). Она издана без указания имени автора, но определенно принадлежит перу графа Мощинского, являясь отрывком из его дневника. Здесь, как и везде, Калиостро нашел покровителей в лице богатых магнатов и поселился во дворце одного из них с женой, по-прежнему выдавая себя за главу Египетского масонства. Здесь он тоже повторил свои магические опыты в том же виде, что в Митаве, перед ширмой, завешенной черным сукном и с помощью восьмилетней девочки, которой он наливал в руку елей, заставлял ее целоваться с ангелами, которые являлись ей, писал имя одного из присутствующих при опыте на бумажке, затем сжигал ее и через несколько минут получал это же имя, но уже написанное на другой бумажке с масонскими знаками, которую ребенок просовывал ему из-под двери другой комнаты. Но в Варшаве были не так легковерны, как в Митаве.
Так же, как в Курляндии, в Варшаве Калиостро много толковал о Египетском Масонстве, называя себя его главой, и в доказательство удивительных познаний и способностей, которыми наделила его эта система масонства, опять провел множество магических экспериментов, очень схожих с теми, которые прошли с таким огромным успехом в Курляндии3. И частью слушателей они воспринимались как подлинная демонстрация сверхъестественных способностей и знаний Калиостро, полученных через причастность к высшему масонству. Только граф Мощинский и отец маленькой девочки-медиума отказывались верить в Калиостро и вытянули у девочки признание, что она ничего не видела во время сеансов4. Узнав об этом признании, Калиостро немедленно сменил медиума. Теперь им стала 16-летняя девушка, и с ее помощью сеансы проводились настолько успешно и удивительно, что даже граф Мощинский поколебался в своем недоверии к Калиостро. Но как-то эта девушка пришла к графу Мощинскому и заявила, что все это время обманывала публику, следуя подробным указаниям Калиостро. Она добавила, что решила сделать это признание для того, чтобы отомстить Калиостро за то, что тот оскорбительно отзывался о ней. Это уменьшило ценность признания наполовину, и когда граф Мощинский передал его поклонникам Калиостро, на них оно не произвело никакого впечатления5.
Деятельность Калиостро в Польше не ограничивалась магическими сеансами. Как и в Курляндии, он также читал лекции о таинствах своего Египетского масонства, изобретал методы плавки янтаря, выращивания жемчуга и кораллов, выписывал пациентам рецепты от самых разных болезней. Большинство ингредиентов из рецептов Калиостро нельзя было найти в аптеке, и поэтому его снадобья, которые просто невозможно было составить, по мнению автору памфлета, не приносили никакой целительной пользы6. Также Калиостро истово работал над превращением ртути в золото, и автор памфлета представляет детальное описание этой работы, которая, по его мнению, разоблачает не только хитроумие и изобретательность Калиостро, но в то же время и его неописуемое невежество даже в основах элементарной химии. Тем не менее, открыв котелок, где некоторое время варилась ртуть вместе с каким-то красным порошком, удивленные свидетели обнаружили на его дне комочек серебра с прожилками золота7. Недоверие графа Мощинского снова пошатнулось. Впрочем, несколько дней спустя, 25 июня 1780 г., осколки такого же котелка вместе с остатками ртутной амальгамы были найдены в канаве в саду дворца, где жил Калиостро8.
Но самым разительным примером жульничества Калиостро из этого памфлета несомненно является описание сеанса, во время которого он явил своим почитателям тень верховного главы Египетского масонства, Великого Копта, который, по его словам, и сейчас еще живет в Египте, и ему несколько тысяч лет. В большой комнате, освещенной лишь двумя тусклыми свечами, на специально возведенном помосте возник старик с длинными белыми волосами, в длинной белой мантии и с восточным тюрбаном на голове. Тихим глухим голосом видение спросило одного из зрителей: «Что ты видишь перед собой?». Лицо, которому был адресован этот вопрос, довольно неожиданно для всех ответило, что видит перед собой Калиостро в маске и фальшивой бороде. Видение на помосте в негодовании задуло свечи и исчезло в темноте, а присутствующие услышали, как шуршало его одеяние и падали на пол какие-то предметы9.
Но даже трюки такого пошиба не снизили популярность Калиостро среди варшавских почитателей. Только граф Мощинский не верил в него и не упускал ни единой возможности разоблачить его. На любую критику Калиостро отвечал длинной и эмоциональной речью, в которой обычно заявлял, что его цель состоит в обретении не мирских благ, а наивысшего небесного блаженства, что он желает осчастливить человечество, невзирая на все оскорбления со стороны его завистников и недругов, патетически призывал слушателей убить его, если он не выполнит своих обещаний. Его красноречие обычно производило желанный эффект, и ему снова верили и восхищались им10. Однако когда, как указано выше, найденный 25 июня в саду разбитый котелок с ртутью привел к раскрытию его аферы с варением золота, никакое красноречие не смогло развеять сомнения, которые начали испытывать даже самые горячие его поклонники. Поэтому Калиостро счел за лучшее исчезнуть и покинул имение князя Понинского в ночь на 26 июня 1780 г., а следующим вечером – и Варшаву, проведя, таким образом, меньше двух месяцев в Польше11.
Таким, если говорить вкратце, выглядит отчет о пребывании Калиостро в Варшаве, изложенный в памфлете «Cagliostro demasque a Varsovie». Чрезвычайно нелестный портрет Калиостро, нарисованный в нем, возможно, несколько преувеличен. Этот памфлет был написан его злобным недругом. Кроме того, по Хейвену12, граф Мощинский был бедняком, полностью зависящим от князя Понинского, который, в частности, поддерживал его авторитет знатока химии, которой князь был увлечен. Поэтому есть вероятность, что граф Мощинский завидовал Калиостро и опасался его как конкурента в глазах покровителя и публики, а поэтому и пытался дискредитировать его всеми возможными способами. Но, с другой стороны, общее впечатление, отраженное в памфлете, если даже и не является документальным свидетельством, в определенной степени подтверждается свидетельством госпожи Бомер, супруги ювелира из известного дела об ожерелье, которое цитирует графиня де ла Мотт в свою защиту в ходе суда, то есть до того, как был опубликован этот памфлет. Это свидетельство гласит следующее13.
Некое лицо, прибывшее только что из Польши, сообщило мне, что этот Калиостро был приближен ко двору за солидные познания в оккультных науках, в частности, о Философском Камне, хотя были и те, кого он не смог в них убедить без реальных доказательств. В связи с этим был назначен день для действа, и один из скептически настроенных придворных, зная, что Калиостро использует юную девушку в качестве медиума, подкупил ее. «Не спускайте глаз, — сказала тогда девушка придворному, — с его большого пальца, который он держит прижатым к ладони, пряча там кусочек золота, который собирается подсунуть в тигль». Напряженно следя за оператором весь сеанс, придворный услышал звук падающего золота и немедленно схватил Калиостро за руку, воскликнув, обращаясь к королю: «Ваше величество, вы слышали?». Тигль немедленно подвергли осмотру, и там обнаружили небольшой комочек золота, после чего Калиостро был незамедлительно и, как мне рассказали, очень грубо вышвырнут из дворца.
Существует еще один отчет о пребывании Калиостро в Польше, где он описывается с большей благосклонностью, чем в двух предыдущих. Он содержится в письме Лаборда, генерального откупщика, которому случилось оказаться в Варшаве в то время, когда там был Калиостро. Лаборд подчеркивает восхищение короля Станислава Августа чудесами Калиостро и рассказывает о поразительном случае прорицания Калиостро. Однако, заключает он, хотя он и слышал об этом случае от надежного человека, он все же не может гарантировать его правдивость14.
Я закончил изложение свидетельств, которые мне удалось раздобыть в Лондоне о пребывании Калиостро в Восточной Европе. Осталось сказать лишь несколько слов о его последствиях.
Мы уже видели, что пусть Калиостро обрел за время своего пребывания там немало почитателей, среди которых было много масонов, занимавших высокое положение в Ордене, почти все они вскоре совершенно разочаровались в нем. Что касается его особой системы, так называемого Египетского масонства, мы видели, что она потерпела провал в России и Польше, в то время как в Курляндии, где ему удалось внедрить эту систему, его ложа, вероятно, прекратила существование сразу же, или очень вскоре, после его отъезда из этой страны. В любом случае, о ней ничего с того времени не известно.
Таким образом, визит Калиостро в Восточную Европу не дал никаких практических результатов. Но некоторые русские историки полагают, что он оказал определенное опосредованное влияние на судьбу российского франкмасонства. Это влияние, по их мнению, состоит в том, что российская императрица Екатерина Великая, услышав о приключениях Калиостро и считая его одним из ведущих масонов, стала видеть в масонстве угрозу обществу, и вместо того чтобы сохранять прежний нейтралитет, она начала неприкрытую кампанию против Ордена, что привело в результате к запрету масонских лож в России, продлившемуся вплоть до ее смерти15.
Брат Б. Телепнев в своих трудах о русском масонстве16 выдвинул несколько более серьезных причин, по которым Екатерина изменила свое отношение к масонству, или, на чем настаивает бр. Телепнев, к некоторым отдельным его предводителям в России.
Конечно, один Калиостро не смог бы полностью изменить взгляды на масонство вообще такой умной женщины, как Екатерина. Но удивительные авантюры человека, которого она считала влиятельным масоном, несомненно произвели глубокое впечатление на нее и помогли оформиться ее взглядам и в конце концов – царственному мнению о вольном каменщичестве.
Екатерина Великая с ее исключительно трезвым складом ума никогда не питала особой симпатии к масонству, и хотя, по предложению масонов из ее окружения, она прочла несколько масонских книг, все же она никогда не понимала смысла и идей масонства и лишь видела в нем, как она сама написала однажды в письме, «пустой и нелепый маскарад, который не нужен тем, кто творит настоящее добро»17. Однако сначала она не видела в масонстве особого вреда и лишь изредка допускала шутки о нем. Но деятельность Калиостро и в особенности почет, с которым принимали масоны из ее окружения этого мага-самозванца, насторожили Екатерину.
По ее собственным словам18, вопреки утверждениям, приписываемым самому Калиостро19, Екатерина Великая никогда не встречалась с Калиостро или его женой. Но она не могла не слышать о нем постоянно, ведь весь Петербург говорил только о нем, и среди его приверженцев было несколько человек, с которыми она находилась в постоянном общении. Среди них были такие выдающиеся русские масоны, как Елагин, Мелиссино и граф Строганов, о чем говорилось ранее, и Екатерина, не разобравшись в вопросе подробно, могла решить, что Калиостро и подобные ему лица имеют влияние на значительно большие круги масонов в России, чем было на самом деле. «Калиостро прибыл в самое благоприятное для него время, — писала она своему немецкому корреспонденту Фридриху Гримму в 1781 г. – в то время, когда несколько масонских лож, проникнутые идеями Сведенборга, любой ценой хотели видеть призраков. Поэтому они устремились к Калиостро»20. С ее точки зрения, люди, которые верили, восхищались и становились последователями такого шарлатана, как Калиостро, не могли считаться верноподданными жителями ее империи, и пусть даже позднее, в мае 1788 г., она заверяла другого своего немецкого корреспондента, И.Г. Циммерманна, в том, что считает последователей Калиостро такими же «безобидными, как последователи Магомета, ибо они являются сектой слабоумных и фанатиков»21, тем не менее, она посчитала необходимым выразить свое мнение по этому вопросу публично и этим предостеречь свой народ.
Поэтому, собрав все доступные данные о Калиостро, которых после дела об алмазном ожерелье стало довольно много, она опубликовала в 1786 г. три комедии – «Обманщик»22, «Обольщенный»23 и «Шаман Сибирский»24. Эти комедии были явно направлены против тех масонов, которые увлекались магией и алхимией. Екатерина представила их легковерными и обманутыми такими личностями, как Калиостро, введенными в такое душевное состояние, в котором они стали весьма бесполезными и очень неприятными людьми. Если первая комедия была всего лишь добродушной сатирой, то вторая и третья уже содержали в себе четко выраженную. Завершается вторая из комедий следующими словами: «Вообще столетиям похвалы приписывают одним тем, коие не бредом, но здравым рассудком от прочих отличались. Надзирание, бесспорно, в руках начальства. Благодарить мы должны Провидение, что живем в такое время, где кроткие способы избираются ко исправлению». А в конце третьей пьесы сибирского шамана полиция арестует не только за обман и шарлатанство, но, что важнее, за открытие колдуном школы с намерением учить в ней своим идеям. Вскоре после появления пьесы такая судьба постигла Н. Новикова, ведущего и активнейшего розенкрейцера в Москве.
То, что комедии императрицы были направлены против Калиостро и ему подобных, в чье число она, что очевидно и, само собой, ошибочно, включила ряд московских розенцрейцеров, подтверждается самой Екатериной в ее переписке с И.Г. Циммерманном.
10 января 1786 г. она пишет ему о двух своих первых комедиях – «Обманщик» и «Обольщенный»: «Первая из этих комедий представляет Калиостро тем, кто он есть на самом деле, а вторая изображает тех, кто был им обманут»25.
В письме Циммерману от 21 апреля 1787 г. она добавляет: «Я очень рада вашему положительному отзыву на «Шамана Сибирского», но, боюсь, эта комедия никого не в силах исправить. Вздор заразителен, а этот нынешний вздор вошел в моду… Я помню, в 1740 году и самые не склонные к философии люди притворялись философами, но потому они, по меньшей мере, и рассудок со здравым смыслом не утратили. Но эти новые лжи одурачили многих из тех, кто до того дураком не был»26.
А в письме от 1 июля 1787 г. она пишет Циммерманну о его статье в «Hamburg Gazette», где он разоблачает страсбургских магнетистов и сравнивает их с колдуном из ее пьесы, и шутя добавляет: «Очень надеюсь, что этих магнетистов пригласят оттуда заехать в те страны, где уж точно обожают всяких шарлатанов. Я могу заранее сказать, что их оценят еще ниже, чем Калиостро и его сотоварищей»27.
Глубокое впечатление, произведенное Калиостро на Екатерину, также подтверждается тем, что даже много лет спустя после его отъезда из России, в 1787 г., получив экземпляр книги госпожи фон дер Реке о Калиостро, она немедленно вступила с той в переписку, приказала немедленно перевести книгу ее на русский язык, заплатила за перевод и даровала переводчику отдельную премию в 400 рублей28.
—