Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима
Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима
Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима

Древний и Изначальный Устав Мемфиса-Мицраима

Древний и Изначальный Устав Мемфиса-Мицраима
Масоны в России

Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима

Б.В. Иванов

Ars Quatuor Coronatorum, vol. XL (1927), pp. 45-80,
Quatuor Coronati Lodge, proceedings of 4th March, 1927, London

КАЛИОСТРО В ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЕ: КУРЛЯНДИЯ, РОССИЯ И ПОЛЬША

Заключение

Екатерина Великая видится нам единственным человеком в России, на кого Калиостро произвел сильное и продолжительное впечатление. В документах и литературных трудах, оставленных ее русскими современниками, насколько я смог убедиться, Калиостро даже не упоминается, и в более поздней исторической и масонской литературе я смог лишь найти следы памфлета, написанного секретарем Елагина, упомянутый выше, три кратких и довольно поверхностных статьи о Калиостро1 и несколько отдельных упоминаний в книгах о масонстве в целом. Что касается русских драматургов и прозаиков, то кажется, что они также ничего не знали о нем или не сочли его достаточно интересным персонажем для своих работ. Лишь в 1890 г. в Петербурге был опубликован роман, принадлежащий перу известного русского исторического писателя Всеволода Соловьева, под названием «Волхвы», за которым в 1898 г. последовал второй том под названием «Великий Розенкрейцер». В обеих книгах главную роль играет Калиостро, и основные события связаны с его пребыванием в Санкт-Петербурге. Это интересный и хорошо написанный роман, и хотя в нем присутствует, конечно, огромная доля вымысла и многие эпизоды исторически неточны, тем не менее, он имеет определенную ценность, поскольку автор дает нам общий портрет Калиостро, который, по моему мнению, недалек от истины. Он изображает Калиостро как человека, наделенного немалыми магнетическими и гипнотическими способностями и обладающего определенными знаниями в оккультных науках, который, однако, применяет эти способности и знания исключительно для достижения эгоистических целей, в основном, для удовлетворения беспредельного тщеславия и для извлечения материальной выгоды за счет поклонников, при этом частью средств делясь с бедными, чтобы увеличить свою популярность. К этому я могу добавить, что как недвусмысленно явствует из Вышесказанного, в случаях, когда магнетических и гипнотических способностей Калиостро не хватало для того, чтобы произвести надлежащее впечатление на публику, он не гнушался прибегнуть и к более или менее ловким трюкам обычного фокусника. Я подытожу сказанное, процитировав следующие слова госпожи фон дер Реке, где она повествует об уроке, извлеченном ею из знакомства с Калиостро2. Когда я думаю об опасностях, которых, хвала Провидению, я избежала, я чувствую непреодолимое желание разоблачить все заблуждения моей души, чтобы предостеречь всякую добрую душу: не следует доверять смутным религиозным чувствам, не следует насиловать воображение, жаждать чуда и искать общения с духами, ведь Святое Провидение очевидно не считает необходимым в этом мире такое общение, но в то же время наша обязанность – трудиться во благо наших ближних и нашего самосовершенствования, и предназначается это для будущего нашего более совершенного состояния.

Приложение

Фрагмент из лекции Калиостро по магической философии, записанный в 1779 г. госпожой C.E.K. фон дер Реке (стр. 116 – 126 ее мемуаров):

Моисей, Илия и Христос суть трое созданий, главенствующих на земном шаре, и самые совершенные вольные каменщики из живших до сих пор. Хотя после того, как они завершили здесь свою славную миссию, они и перенеслись в высшие сферы и там применяли свои могущество и мудрость, дабы нести счастье существам высшего ранга, хотя они уже расширили до не поддающихся измерению размеров океан мироздания новыми мирами, которые они породили во славу Творца всего сущего, — все еще неизменно их влияние на этой Земле и забота их о нас, и каждый из них имеет здесь незримое сообщество своих почитателей, которые, однако, все смыкаются в одном главном постулате и борются с учением зла самыми разными способами.
Вольное каменщичество есть школа, где состоят образованные люди, чье предназначение лежит в области священного мистицизма, но низшие ордена масонов не занимаются этими вопросами, и внимание их членов отвлекают самыми разными способами, чтобы Тайне Наставники могли лучше наблюдать за ними и использовать самых стоящих из них для высших целей. Более строгий отбор избранников проводится троими главенствующими над Землей созданиями. Эти подчиненные Моисея, Илии и Христа являются Тайными Наставниками масонства.
Калиостро же является одним из подчиненных Илии. Он уже достиг третьей степени. Последователи Илии никогда не умирают, если только не становятся отступниками и не ударяются в черную магию, и они будут после завершения земного жизненного пути вознесены живыми на Небеса, как их великий учитель. Но перед тем, как общее число их достигнет двенадцати, один из них очищается кажущейся смертью, но при этом все всегда восстают из пепла вновь. Таким образом, Феникс – это аллегория, описывающая магов-благодетелей!
Первая тайная категория адептов Илии избирается из среды масонов. Число этих учеников равняется 72, и они обладают особым омолаживающим и сохраняющим равновесие всех сил Природы средством и таким образом доживают до возраста Мафусаила. Но они не должны передавать свой дар другим без ведома своих Наставников.
Из их числа со временем избираются люди во вторую степень, которая состоит из 49 членов. Последние обладают секретом красного порошка, или, точнее, они обладают методом, как довести любые металлы до вызревания в золото. Они также обладают способностью тотчас сообщаться со своими Наставниками на расстоянии более сотни миль, как только сочтут это нужным.
Из этих сорока девяти выбираются тридцать пять. Калиостро говорил нам, что он уже достиг этого уровня, а из них уже будут выбирать 24 члена. Эти две ступени являются самыми опасными, ибо все злые духи набрасываются на этих избранных магов с целью совращения их от Учения Добра, но он якобы дошел до пятой и последней степени и будет теперь совершенствоваться целую Вечность.
Эта последняя земная степень состоит только из двенадцати членов. Сейчас настал великий момент, поскольку один из этих двенадцати будет, как Илия, вознесен в высшие сферы для работы в иных мирах, и поэтому самые заслуженные члены четырех степеней должны получить повышение. Через некоторое время после этого мы, по его словам, услышим, что он умер, а потом снова оказался живым, и мы тогда должны будем понять, что он одолел соблазны всех злых духов и поднялся на четвертый уровень.
Он сказал, что тот из нас, кто станет самым преданным и добродетельным, чья душа будет предана магии только во имя добра, мужчина это или женщина, имеет шанс выдвинуться в число семидесяти двух, как только возникнет первая же вакансия.
Царица Савская, чья история в Ветхом Завете совершенно сокрыта в магических образах и представлена лишь частично, могла достичь самой высокой ступени магии, которая только доступна женской душе. Но в конце концов она оказалась слишком слаба, чтобы противостоять соблазнам злых духов, и поэтому ее история, которая понятна настоящим магам, сродни истории Калипсо.
Учения греков о богах, Зенда-Авеста, Эдды и Библия – это книги, посвященные магии. Круг и треугольник – это священные магические шифры. Тройка и девятка, двойка и семерка, — это священные числа. Тот, кто поймет могущество этих чисел и шифров, приблизится к источнику силы. Слово «Иегова» содержит в себе тройку дважды и поэтому наделяет беспредельной властью.
Как существуют священные числа, так существуют и священные литеры. Нельзя созерцать буквы I.H.S. без глубочайшего благоговения, ибо они содержат всю мудрость и источник всякого блаженства. Тот, кто поймет истинную ценность этих букв, приблизится к вечному источнику Добра.
В Библии есть три отсутствующих главы, и они находятся только в руках магов. Тот, кто обладает этими главами, может управлять сверхъестественными силами.
Тот, кто не чтит I.H.S., солнце, круг и треугольник, двойку и семерку, тройку и девятку, а также слово Иегова, кто не постиг реального значения этих букв, цифр и слов, не будет обладать отсутствующими главами Библии. Они содержат глубочайшую мудрость, которая правит миром.

Выдержки из лекции, прочитанной Калиостро в нашем обществе в Альт-Ауце (стр. 126 – 135 мемуаров):

Было несколько Потопов, это могут доказать естествоиспытатели с помощью слоев земли. Возраст земли далеко превосходит знания человека. Нельзя винить Моисея за то, что он предоставил нам неверное исчисление времени в отношении возраста земли; это понятно магам. Если любопытство не основано на добродетели и стремлении к совершенству, оно губительно. Доказательством этому служит жена Лота. Моисей, Илия и Христос время от времени посещают нашу Землю в освященных кругах. В тайных мистических сообществах встречаются те, чей возраст исчисляется столетиями.
Священное Писание изобилует описаниями высшей магии. Юдифь освободила Ветулию, убив Олоферна. Она обладала подлинной мудростью, поскольку уже достигла совершенной духовной зрелости в области знаний. Приказы ее Наставников были самым священным долгом для нее, поскольку они никогда не требуют того, что не содействует ускорению исполнения благих Замыслов Великого Архитектора Вселенной, и так эта слабая женщина обрела силу убить того, кто, если бы продолжал жить, содействовал бы победе Учения Зла.
В те времена тайная мистическая мудрость могла пребывать и в мужчинах и в женщинах, но ровно постольку, поскольку они не отвлекались на напрасные пустяки, плотские страсти, как это бывает сейчас, и пусть они пребывали в своей смертной ипостаси, все равно они могли возвыситься до содружества с высшими духами.
Даже сейчас все чудеса, о которых пишет Священное Писание, могут быть приведены в действие, если только мы освободимся от всего мирского и приложим усилия в благородном порыве к достижению совершенства, сохраним то же стремление к труду во общее благо, как Курций, который добровольно искал смерти.
Духовная сила есть первейший и вернейший способ достижения долголетия и прежде всего – добродетель всякого истинного масона. С ее помощью люди созревают для высших сил, но также есть и физические способы, с помощью которых жизнь можно продлить на века.
Александр Великий все еще живет в Египте и воспитывает особую секту магов, которые надзирают за героями и воинами и, в соответствии с планами Великого Архитектора Вселенной, защищают и направляют тех, в чьих руках находится видимая власть над миром. Фридриха Великого защищают и охраняют духи, служащие Александру. Власть монархов и правителей принадлежит им лишь по виду, но в действительности они повинуются магам, добродетельным или некромантам, и в соответствии с этим, правят они разумно и счастливо или жестоко и тиранически.
Наукой вызревания любого металла в золото никогда не будет обладать тот, кто хочет использовать золото ради золота и для удовлетворения тщеславия, а не с добрыми намерениями.
Он сказал, что покажет некоторым нашим членам красный порошок, или, попросту говоря, сырь, с помощью которого они могут научиться заставлять металлы вызревать, чтобы затем использовать их для своих нужд. Но с расстояния в сотню или более миль он сможет проверять состояние этого порошка и наказывать всякого недостойного члена нашего общества.
Соломон, строительство чьего храма является аллегорией для некоторых обществ, сбился с пути добродетели в своей карьере мага, но был спасен и вырван из лап Учения Зла.
История падения ангелов – это лишь аллегория перехода от белой к черной магии.

Обсуждение
Исследовательская ложа выражает свою сердечную признательность бр. Иванову, по предложению бр. Вибера, поддержанному бр. де Лафонтеном.
Дополнение Х.С. де Лафонтена

Бр. Иванов утверждает, что доказательства того, что Калиостро и Бальзамо – это один и тот же человек, кажутся такими убедительными, что признаны практически каждым, и что некоторые современные авторы в попытке разрушить эту теорию не выдвигают ни единой новой теории ей на замену.
Просто ради дискуссии давайте предположим, что в мире существовали и Бальзамо, и Калиостро, и это были две разные личности. Возможно, занимая такую позицию, мне придется стать мишенью для самой резкой критики. Но мне это не в новинку.
Выдвигая этот аргумент, я делаю предположение, что никто не сможет правильно понять личность Калиостро, не принимая во внимание, личность другой весьма значительной фигуры того времени – графа де Сен-Жермен. У меня нет сейчас времени подробно описывать его приключения, но я не сомневаюсь, что если, как сообщается, Калиостро был одно время его камердинером, слуга определенно мог перенять у своего хозяина все специфические трюки; множество изречений и действий Сен-Жермена были усвоены Калиостро, который только и был рад усовершенствованию своих колдовских способностей. Мы предположим, что Бальзамо, бесчестный бездельник (и вы можете легко найти множество таких, как он, в Неаполе и в наши дни), после достаточно долгой преступной жизни встречает наконец свою судьбу на виселице и, таким образом, исчезает навсегда.
Примерно в то же самое время персона, называющая себя графом Калиостро, появляется в Лондоне. Вскорости обнаруживается, что он немного мошенник, но в то же время человек с хорошими манерами, и он вполне годится для того, чтоб занять место в благородном обществе. Но где он был все время до этого? Ведь он уже немолод. Возможно, его хозяин просто ждал нужного момента, чтобы ввести его в игру; и к тому же далеко не всякий с радостью желал бы признаться, что раньше был камердинером. После Лондона Калиостро с триумфом въехал в Страсбург. В густой толпе находился сицилиец по имени Марано, которого Бальзамо в молодости бесчестно обманул. Он заметил сходство между великолепной светской персоной в роскошном экипаже и сицилийским давним обманщиком. Он спросил кого-то в толпе: «Кто это там в экипаже?» — «О, это великий и прославленный граф Калиостро!» — «Да ладно, может его и звать Калиостро, но, как по мне, он удивительно похож на одного негодяя – Бальзамо». Потеря значительной суммы денег иногда ввергает людей в законченную манию поиска обидчика по лицевому сходству.
Но мы зашли уже так далеко и не нашли ни единого факта, подтверждающего тождественность Бальзамо и Калиостро, за исключением этого голоса в толпе в Страсбурге, которому мы не можем придать большого значения, с какой стороны ни посмотри. Так где и когда в таком случае произошло это отождествление? Трубный глас прозвучал очень поз дно в карьере Калиостро – в лице Тевено де Моранда, который в своей газете «Courier de L’Europe» провозгласил их идентичность, и это было с готовностью подхвачено многочисленными недругами Калиостро. Но примите во внимание, кем был человек, который нанес этот язвительный удар! Один из самых грязных подлецов, которые когда-либо пресмыкались по поверхности Земли, гиена в человеческом обличье со всеми свойствами этого отвратительного животного. Таков единственный гарант утверждения, что Калиостро – это Бальзамо. Я не оправдываю Калиостро. Он вел себя глупо и растерял престиж, которым обладал, по причине своего глупого поведения во время суда по делу об алмазном ожерелье, но есть и некоторые штрихи в его выдающейся карьере, которые, кажется, устраняют всякую связь с Бальзамо и не позволяют этому корыстному наймиту Моранду безнадежно очернить его.
Теперь я возвращаюсь на минуту к вопросу, был ли Калиостро действительно инициирован в ложе «Esperance» в Лондоне. Траубридж по поводу инициации Калиостро пишет, что бр. Гардивилье, обойщик, председательствовал на этой церемонии. Я тщательно изучил старые протоколы лож в библиотеке Великой Ложи, и получил следующие результаты. Бр. Гардивилье был принят в Братство в «Древней французской» (Ancient French) ложе 17 августа 1781 г., вероятно, в степень Ученика. Кто-то написал карандашом под его именем, в графе о профессии, слово «ювелир». В реестре этой ложи нет ни одного упоминания ни Бальзамо, ни Калиостро. Но под датой 15 ноября 1784 г. стоят два имени, заключенные вместе в фигурную скобку, как будто двое были приняты в одно и то же время. Эти имена – Сиберт и Блессоно. Последнее имя может заставить кого-то задуматься, не записана ли так неумелым и глуховатым писцом фамилия «Бальзамо». Но, как мы могли уже убедиться, Калиостро находился в 1784 г. в Лионе, и Траубридж дает дату его инициации в ложе «Esperance» как 12 апреля 1777 г. Нет ни одного имени, зарегистрированного в ложе «Esperance» в тот день, и остаются сомнения, был ли Калиостро вообще когда-либо посвящен в какой-либо ложе в этой стране, хотя как масон, ставший им где-то в другом месте, он мог посещать некоторые лондонские ложи, поскольку, например, есть свидетельства его визита в ложу «Древности» (Antiquity) во второе посещение Лондона.
Я отобрал несколько отрывков из известных авторов, первый из них – из «Мемуаров и воспоминаний пэра Франции» (Memoires et Souvenirs d’un Pair de France, том первый, Париж, 1829). Автор этих мемуаров присутствовал в большой галерее Версаля, когда арестовали кардинала де Роана.
Стр. 155. Суд по делу об ожерелье, естественно, побуждает меня рассказать о человеке, который был в нем замешан. Это прославленный Калиостро, необыкновеннейший персонаж, шарлатан, по мнению некоторых, но по мнению других – поистине вдохновенный человек, которого провозглашали то мошенником, то магом… Он соединял в себе редкий талант создания фантасмагорических иллюзий и значительные познания в химии, а также медицине и естественной истории. Он любил приходить в дом моего дяди, который был одним из его главных адептов. Я видел его там много раз, и все еще с удовольствием вспоминаю изящество, с которым он держался, благородство манер, его торжественный и сдержанный вид. Разговаривал он с убежденностью; его речь, хоть и имела оттенок напыщенности, часто достигала возвышенных нот; он часто применял метафоры, сравнения и восточную мудрость.
Этот человек обладал и ценными секретами; я видел, как он с помощью нескольких капель темно-красной жидкости превращал воду в графине в жидкость со вкусом и запахом исключительно хорошего токайского вина. Однажды вечером я ассистировал ему на магическом сеансе, и наше восхищение его экспериментами было безмерным. Он бросил в тигль с горящим спиртом несколько крупиц сильно пахнущего вещества, от которого вся та часть гостиной, где мы собрались, заполнилась дымом. Вскоре мы увидели, как в центре облака возник призрак Вольтера, выглядевший в точности так, каким мы запомнили его в последние месяцы его жизни. Иллюзия была полной; она вызвала у нас жесты невольного ужаса; магический спектакль продолжался примерно две минуты.
Своими действиями Калиостро вызвал настоящий интерес у верхушки общества.
Обратимся к отрывку из мемуаров барона Оберлиха (том первуй, Париж, 1853). Стр. 128. Госпожа О. отдавала визит кардиналу де Роану, и вдруг двери распахнулись, и слуга объявил: «Его превосходительство граф Калиостро».

Я быстро обернулась. Я слышала рассказы об этом авантюристе с самого приезда в Страсбург, но еще не встречалась с ним. Поэтому я была словно поражена громом, корда увидела его входящим в кардинальский дворец, когда его объявили с такой помпой, но более всего я была поражена приемом, который ему оказали… В нем не было совершенной красоты, но никогда мне еще не доводилось видеть такое удивительное лицо. Он обладал сверхъестественной глубиной взгляда. Не могу описать выражение его глаз: они в одно и то же время горели огнем и были глянцевыми, как лед; он привлекал и в то же время отталкивал; он внушал страх и, тем не менее, вызывал непреодолимое любопытство… На сорочке, цепочке часов и на его пальцах были бриллианты огромного размера и чистой воды; если они не были фальшивыми, то стоили целого состояния. Он делал вид, что занимается производством бриллиантов… Несомненно, если бы я не подавила желание броситься навстречу непостижимому, я, вероятно, пала бы жертвой обмана этого интригана. Видите ли, неизведанное всегда так соблазнительно! Что я не могу скрыть, так это что в Калиостро была почти дьявольская сила: он пленял дух и завладевал разумом.
Последний отрывок, который я процитирую, взят из воспоминаний Карла-Генриха, барона Гляйхена (Париж, 1868).
Стр. 135. Дурного сказано о Калиостро предостаточно; я скажу о нем и что-то хорошее. Я считаю, что всегда лучше делать так, по возможности, как минимум, это позволяет избежать необходимости повторения уже сказанного другими.
Калиостро был невысоким мужчиной, но у него была очень изящная голова: она могла бы служить моделью художникам для изображения вдохновенного поэта. Верно то, что его манеры, жесты, его позы были, как и полагается шарлатану, исполнены хвастливости, претенциозности и нахальства; но при этом нужно помнить, что он был итальянцем, странствующим доктором, самозваным Великим Мастером масонов, профессором оккультных наук. Для тех, кто знал его, речь его была дружеской и мудрой, действия его – полны благородства и щедрости, и его лечение не знало неудач и, в общем, было превосходным. Он никогда не брал ни су у своих пациентов.
Эти разные мнения о Калиостро, изложенные с разных точек зрения, могут помочь нам составить некое умозрительное представление об этом человеке.
В качестве заключительного замечания я хотел бы сказать, что в отчете о сеансах Калиостро, данном госпожой фон дер Реке, упоминается, что он часто произносил слова «Гелион, Мелион, Тетраграмматон». Я обращу ваше внимание на то, что Траубридж пишет: «Слова Гелиос, Мона, Тетраграмматон часто используются в масонстве и означают Солнце, Луну и четыре буквы, которыми по-древнееврейски обозначается Бог». Возможно, Калиостро предпочитал использовать более аллитерирующую форму.
Хотя у меня и есть несколько возражений на некоторые утверждения бр. Иванова, я вне всякого сомнения восхищен его трудом и считаю эту работу ценным вложением в литературу о Калиостро.

Дополнение Б. Телепнева

Доклад бр. Иванова является ценным документом о деятельности прославленного графа Калиостро в Восточной Европе – не потому, что она как-то значительно отличалась от его приключений где-то еще, но потому что это является также живой иллюстрацией странной доверчивости, которую проявляют и в наши дни многие выдающиеся масоны, как в старину в России, так и в других странах.
По моему мнению, своей известностью Калиостро обязан не столько какой-то гипнотической или другой способности, сколько его по большей части мошеннической и скандальной деятельности. Его появление, куда бы он ни отправился, обычно сопровождалось такой рекламой, которая значительно проще осуществляется с помощью скандала, чем с помощью иных средств. Во времена Калиостро было несколько выдающихся масонов, которые имели репутацию адептов оккультных наук, а также много других авантюристов, странствовавших по Европе с очевидно иными целями, чем извлечение правдами и неправдами выгоды и удовольствия; иногда масонство того времени оказывало на них сильное влияние, хотя имена этих братьев едва известны; они остались в стороне от блеска и очарования скандальных афер!
Выдвинутое бр. Ивановым предположение о том, что московские розенкрейцеры и масоны не могли не услышать о приезде Калиостро в Россию, очевидно, верно. Как может быть иначе, если Калиостро даже посетил Москву?3
Масонский документ, принадлежащий перу руководителя московских розенкрейцеров XVIII в. Поздеева, содержит замечание, проливающее свет на визит Калиостро в Россию.4
По приезде в Петербург Калиостро обратился к тем, кто жаждал знаний о Человеке, хорошо понимая, что с их помощью он может заполучить множество новообращенных. Большинство из них вскоре обнаружили его обман, тогда как другие обманутые продолжали верить в него с огромной силой, но позже все узнали, что он был за человек.
Что же касается Екатерины Великой, то я должен подчеркнуть, что она была слишком проницательным человеком, чтобы отождествлять Калиостро со всем масонством5. Позднее она решила, что последнее представляет опасность по намного более весомым причинам, таким, как неудачная, хотя и случайная, связь русских масонских лидеров с ее противниками в России (окружение великого князя Павла) и за рубежом (в Пруссии и Швеции). Возможно, ей было удобно иногда так говорить, чтобы высмеять масонские ложи, — это оружие она вообще любила.
Притязания Калиостро в период его пребывания в России хорошо отражены в двух баснях русского автора того времени Ивана Хемницера (1745-1784), друга нескольких русских масонов, и возможно, тоже масона, что каким-то образом укрылось от бдительного ока бр. Иванова.
В одной из этих басен под названием «Лжец» Хемницер пишет, что «опыты те были, что могут ли в огне алмазы устоять» и, говоря о Калиостро, он заканчивает другую свою басню – «Хитрец», следующими словами:

Вот я у нас такого знал,
Который о себе в народе насказал,
Что может видеться с духами,
Всем их показывать и с ними говорить,
Болезни все лечить
Одними порошками.
И собирались тож к нему смотреть духов,
И порошки его в болезнях принимали,
Однако же духов, как слышно, не видали;
А от чудесных порошков
Скоряе, нежели от прочих, умирали.

Ответ Б. Иванова

Я чрезвычайно признателен брр. де Лафонтену и Телепневу за их интересные комментарии и дополнения по теме моего исследования.
Я ценю попытку бр. Лафонтена немного смягчить то скорее неприятное впечатление, которое произвел Калиостро своей деятельностью в Восточной Европе. Я пытался сохранить беспристрастность, но наиболее достоверные источники, которые я изучил, не предоставили мне возможности сделать более привлекательным образ Калиостро.
По вопросу, кем был Калиостро на самом деле, я не слишком углублялся в него в своем исследовании, поскольку это далеко увело бы меня от главной темы. Я лишь обратил внимание на то, что теория о том, что Калиостро и Бальзамо – это один и тот же человек, имеет как минимум слабые обоснования, тогда как теория, Калиостро был бывшим камердинером графа де Сен-Жермен, о чем говорит бр. де Лафонтен, кажется мне значительно более беспочвенным предположением, поскольку, по свидетельству других авторов, он был единственным выжившим сыном князя Комина Трапезундского, незаконнорожденным сыном Великого Магистра Ордена рыцарей Мальты по имени Пинто, сыном алхимика Грацци, известного под прозвищем «Космополит», итальянского танцора Бельмонте, или сыном неапольского бедняка Тихо, бывшего парикмахера. С таким же успехом в условиях недостатка доказательств мы можем полагать, что он был самим Космополитом, Перегрини, переодетым графом де Сен-Жермен, Симоном Магом и даже одним из апостолов Христа, наслаждавшимся вечной жизнью на земле.
За исключением версии о Бальзамо, я знаю лишь одну, которая основывается более чем на одном воображении, а именно теорию о том, что Калиостро был графом Грабянкой, или же графом Сутковским, известным предводителем Авиньонского общества народа божьего, или Нового Израиля (см. Заметки о бумагах Рейнсфорда в Британском музее, Notes on the Rainsford Papers, British Museum, Gordon P.G.Hills, в протоколах Quatuor Coronati Lodge, v. xxvi., 1913, рр. 93-130). Но эта теория совершенно распадается из-за хорошо известного факта, что граф Грабянка, потерпев неудачу в других странах, приехал в Россию и открыл филиал Авиньонского общества в Санкт-Петербурге в 1805 г., то есть 10 лет спустя после смерти Калиостро (см. А.Н. Пыпин, Русское масонство в XVIII веке, стр. 369).
Что касается инициации Калиостро в масоны в ложе «Esperance» в Лондоне, то я отметил в своем исследовании, что не смог найти никаких прямых доказательств, которые подтверждали бы это голословное утверждение, и я рад, что результаты тщательного исследования бр. де Лафонтена могут четко опровергнуть эту предполагаемую связь Калиостро с английскими масонами.
По поводу комментариев бр. Телепнева, я сомневаюсь, что Калиостро когда-либо посещал Москву. За исключением довольно случайного примечания в книге Пыпина, на которую ссылается бр. Телепнев, я не смог найти ни одного доказательства того, что Калиостро вообще ездил в старую столицу России. Наоборот, существуют несколько свидетельств, что единственным городом в России, который посетил Калиостро, был Санкт-Петербург.
В заключение я хотел бы выразить самую сердечную благодарность брр. Сонгхерсту и Телепневу за их неоценимые советы и помощь в написании моей работы, а также всем братьям, которые присутствовали на зачтении моего доклада и приняли его так доброжелательно.

Биографические справки
Иванов Борис Владимирович (? – январь 1958 г., Женева). Инженер-кораблестроитель, экономист. Окончил Политехнический институт в С.-Петербурге. В 1905–1907 гг. жил в Париже. Окончил факультет права Парижского университета. Кандидат экономических наук. Во время Первой мировой войны обосновался в Англии. Работал помощником директора Транспортного департамента русского комитета в Лондоне (1919–1933), затем директором ряда британских текстильных компаний. Во время Второй мировой войны состоял чиновником Департамента почтовой и телеграфной цензуры. После войны работал в системе организации внутреннего транспорта в Европе. С 1947 г. жил в Женеве, был сот рудником Организации Объединенных Наций (ООН). Участник кружка русских масонов в Лондоне.

Телепнев Борис Васильевич (23 августа 1886 г. — ?). Почетный член Даниловского попечительства детских приютов Ведомства учреждений императрицы Марии на 1915 г., представитель московского торгового дома Алексеевых в Англии. Участник кружка русских масонов в Лондоне.


Де Лафонтен, Анри (Генри) Филипп Карт, подполковник (1884-1963) Видный английский музыковед и архитектор, многолетний глава Комиссии по городскому планированию Большого Лондона, основатель Комиссии по военным захоронениям в 1917 г., шериф г. Лондона, автор книг «Королевская музыка» (1909) и «Музыка Испании» (1937), общественный деятель, активист Гугенотского общества Англии.


Артур Лайонел Вибер (1870-1938) Крупный масонский ученый и писатель, автор ряда фундаментальных трудов по истории английского и мирового масонства.

  1. Зотов, там же, Русская Старина, Санкт-Петербург, 1875, vol.xii; Е.Карнович, Калиостро в Санкт-Петербурге, Древняя и новая Россия, Санкт-Петербург, 1875, № 2; «Калиостро», энциклопедия И.Е. Андреевского, Санкт-Петербург, 1895, vol. xvi., стр.51.
  2. Von der Recke, S. 29.
  3. Пыпин, стр. 512.
  4. Там же, стр. 380.
  5. Мнение, первоначально (и не слишком убедительно) выраженное Лонгиновым, и поэтому цитируемое Пыпиным, который, однако, имел возражения по этому вопросу.
Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима