Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима
Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима
Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима

Древний и Изначальный Устав Мемфиса-Мицраима

Древний и Изначальный Устав Мемфиса-Мицраима
Масоны в России

Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима

28. РЫЦАРЬ СОЛНЦА ИЛИ КНЯЗЬ АДЕПТ

На протяжении многих веков древняя религиозная традиция шла своим собственным путем практически у каждого из цивилизованных народов, и различные ручьи новых верований, проистекавшие из одного истинного Источника, неуклонно текли вниз: некоторые из них напитали живительной влагой веры благодатные земли плодородия и жизни; другие же вскоре иссохли, исчезли из виду среди солончаков и пустынь людских суеверий.
После того, как изначальное, внутреннее Слово Божье, в начале времен сообщенное Им Самим человеку, совершенно исчезло; когда разорвалась связь человека с его Творцом, — даже сам язык человеческий оказался подвержен путанице и смешению. Простая Божественная Истина оказалась погребенной под многочисленными слоями позднейших выдумок и невразумительных символов, наконец представ перед новыми желающими ее познать причудливым нагромождением духовных фантомов.
Ибо так неизменно бывает со всяким видом идолопоклонства: нечто, изначально служившее всего лишь символом, эмблемой некоего возвышенного принципа, некоей идеи, постепенно отождествляется с самим этим принципом и даже замещает его, само по себе становясь объектом религиозного поклонения, а затем приходят новые заблуждения, новые символы — и язычество приобретает все более низменные и абсурдные формы. Народы древности многие знания обрели из Первоисточника священной традиции; однако чванная гордыня, являющаяся, к сожалению, неотъемлемой чертой человеческого рода, со временем привела их к стремлению выдавать эти крупицы истинного Знания за свое собственное достижение и безраздельную свою собственность; таким образом они стремились возвыситься в глазах окружающих, присвоить себе большую значительность, нежели они заслуживали, представляя себя особыми избранниками Господними, единственным народом, который Он счел достойным того, чтобы передать ему Свои истины на сохранение. Дабы сделать эти крупицы истины недоступными более ни для кого, оставить их за собой, эти люди принялись скрывать их под пеленой многоуровневых символов, причудливых аллегорий, притч, понятных одним лишь им самим. Таким образом, вместо того, чтобы хранить изначальное знание в его первозданной простоте и высшем величии чистоты, они изуродовали его поэтизированными украшениями, превратив в нагромождение, на первый взгляд, бессмысленных сказок, которые раскрывают истинное свое содержание только при пристальном и беспристрастном анализе.
В груди человека постоянно происходит борьба враждующих между собой сил; это наследие изначального Откровения, дарованного ему Богом в виде абсолютной Истины; противостоят ей заблуждения, заставляющие человека отвратить взор свой от Бога и устремить его на Природу. Полученные в результате откровения низких «истин», являющихся, по сути, заблуждениями, ведут человечество к созданию ложных верований и религиозных традиций, которые растут, множатся и процветают, достигая огромного влияния на людей, славы и высокого социального статуса, в то время как сама Божественная Истина более не охраняется с должным рвением в древних чистоте и величии. Это в той или иной степени рано или поздно начинало происходить во всех странах древнего мира, но в особенности в Индии, Халдее, Аравии, Персии и Египте; обладая живым воображением и несомненно чутким чувственным восприятием Природы, народы этих стран первыми осуществили вышеперечисленные религиозные преобразования. Небесная твердь, как они отлично видели невооруженным глазом, несла на себе многочисленные сияющие созвездия, и на древнего человека они производили несомненно гораздо большее впечатление, чем на человека современного.
Среди китайцев, простого, патриархального и замкнутого народа, язычество в течение долгого времени не прививалось. Письмо они изобрели в течение жизни третьего или четвертого поколения после Потопа, а поэтому им удалось сохранить для потомков неискаженными многие аспекты первичного Откровения; их учения характеризуются меньшим количеством суеверий и позднейших наслоений, чем те фрагменты изначального знания, которые сумели сохранить другие народы. Китайцы были одним из народов, стоявших у истоков священной традиции человечества; некоторые отрывки их священных писаний содержат весьма интересные толкования священных истин и Слова изначального откровения, наследия мысли, внушающей нам неизменное почтение.
А вот у других древних народов неуправляемое и неразумное стремление к самостоятельному познанию и слепое языческое поклонение Природе вскоре заставили людей оставить веру в Бога Всемогущего, уйти в сторону от понимания, или исказить понимание Вечного Вселенского Духа. Великие природные силы и стихии и жизненный Первопринцип зарождения и сохранения жизни во многих поколениях, затем небесные духи и воинства, сиятельные легионы звезд, величественное Солнце и постоянно меняющаяся Луна (которые люди считали в древности отнюдь не шарами из космического света и огня, а живыми, одушевленными существами, обладающими таким же предназначением и такой же судьбой, что и человек), затем гении и духи-хранители, затем души умерших, — всем им поочередно оказывались религиозные почести. Животные, некогда служившие эмблемами зодиакальных созвездий, почитавшиеся исключительно как их символы, вскоре стали почитаться уже в качестве самостоятельных богов; Небо, Земля и природные процессы на ней обрели воплощение в человеческом облике; особые персонажи были выдуманы для того, чтобы как-то объяснить происхождение письменности, наук и некоторых других известных в то время осколков изначальной религиозной мудрости; также объектами религиозного поклонения со временем стали Первопринципы Добра и Зла, но несмотря на все это, повсюду в религиях древнего языческого мира мы видим всепроникающие серебряные нити изначального Откровения.
Чем больше изучаешь старинные писания Востока, тем больше получаешь подтверждений того, что они происходят из одного первоисточника. Восточный и южный склоны Паропамиза, или Гиндукуша, населяли родственные иранские народы, схожие религиями, обычаями и языками. Подавляющее большинство древнейших иранских и персидских божеств были символическими образами небесного Света, и долгом их повсеместно считалась постоянная борьба с силами Зимы, холода, бури и мрака. Религия обоих народов, в сущности, была поклонением окружающей природе, особенно ее проявлений в свете и огне; и сходство между их религиями слишком разительно, чтобы быть простым совпадением. Слово «дэва»1, то есть «бог», происходит от корня «див» — «светить». Индра2, подобно Ормузду (Ахура-Мазде) — это сияющая небесная твердь; индийское слово «сура», или «сурья» — «небесный», древнее индуистское имя Солнца — в Зенд-Авесте приобретает вид «хуаре», что также означает «солнце»; от него же происходят имена Хур3 и Хоршид, или Кораш. Зендскими и мидийскими божествами являются также Ушас4 и Митра; семерых Амешаспента — Священных Бессмертных Зенд-Авесты — вполне можно отождествить с семерыми ведическими Риши — звездными богами, или созвездием Большой Медведицы. Зороастризм, равно как и буддизм, был нововведением по отношению к древней вере, а поэтому между религиями браминов и парсов и сейчас можно обнаружить как сходные черты, так и следы древнего разделения, даже былой вражды. Изначальная религия поклонения Природе, в которой сочетались понятия Вселенского Божественного Присутствия и непрерывности действия, приобретала в своем развитии различные формы вследствие определенных различий, существующих между складом ума индийцев и персов.
Древние пастухи Пенджаба, тогда именовавшегося Семиречьем, чьей вдохновенной свыше мудрости (Веда) мы обязаны, наверное, первыми в истории религиозными писаниями на человеческом языке, изображали в виде людей природные силы, которым поклонялись. Первым в ряду их богов стоял Индра, бог голубой, или блистающей, тверди, также именуемый Дэвапита — Отец дэвов стихийных сил, измеривший окружность небес и заложивший основание Земли; Варуна5 — «Всепроникающий, или Вездесущий» — обитал также повсеместно, в воздухе, воде, в ночи и дне, во всем пространстве между небом и Землей; великим посредником между богами и людьми являлся Агни6, бог огня, обитавший как в огне приносимых ему жертв, так и в семейном очаге, и в блеске молнии; Уша, или Заря, по утрам призывала богов к ежедневной трапезе опьяняющей сомой жертвоприношений всей Природы, лишь утлое символическое подобие которой способен создать жрец из доступных ему земных плодов и веществ. Далее шли разнообразные солнечные боги: Адитья, или воплощенные солнечные свойства, Небесный Сурья, Прародитель Савитри7, Кормилец Пашан8, Счастливый Бага9, Друг Митра.
Творение Предвечным Богом материального мира представлялось ими в форме брачного союза, и первой Его эманацией была Вселенская Мать, как считалось, существовавшая внутри него в течение всей Вечности, или, выражаясь метафорически, бывшая его сестрой и супругой. Так Вселенская Мать стала матерью древнеиндийской Троицы, то есть того же Всевышнего Бога, воплощенного в трех Его высших Свойствах — Творении, Сохранении и Переходе, или Возрождении.
Наиболее распространенными, в силу наибольшей доступности для человеческого понимания, воплощениями Вишну — Хранителя Мира — были последовательно возникающие аватары, или исторические образы божества, пересекающего границы таинственной непостижимости своей природы, дабы раскрыть себя своим творениям в критические периоды истории тварного мира, в начале каждой новой эпохи, привносящей в мир новые истины и новый порядок. Борясь с силами зла в различных природных сферах и в разное время, Бог, пусть и приобретая разнообразные формы выражения, остается по сути одним и тем же, будь то Его проявления в полезных сельскохозяйственных или общественных преобразованиях, в победах над враждебными верованиями, или в природных процессах, оставляющих следы в традиционной религии или космогонических теориях. Как Рама10, эпический герой, вооруженный палицей, мечом и луком со стрелами, прототип Геркулеса и Митры, он, подобно древним иудейским патриархам, борется с силами тьмы и зла; как Кришна-Говинда11, божественный пастух, он является вестником мира, покоряющим мир музыкой и любовью. Даже принимая вид человека, он никогда не утрачивает своей Божественной природы, не перестает быть Верховным Божеством. «Глупец, — говорит он в «Бхагавад-Гите», — незнакомый с Моей возвышенной сущностью, презирает Меня в Моей человеческой форме, а люди великого ума, просвещенные Божественным Принципом, пребывающим в их душах, признают Меня предвечным и пребывающим вне и превыше всех вещей, и служат Мне всем сердцем, безраздельно». И далее: «Не все признают Меня, ибо сверхъестественная Божественная сила сокрыта внутри Меня; Мне же ведомо все в прошлом, настоящем и будущем; Я существовал прежде Вайвасвата12 Ману. Я Бог Всевышний, Творец Мира, Предвечный Пуруша13 [Мир Людей, или Мировой гений]. И пусть Я, по Своей природе, свободен от тенет рождения и смерти, и Я — Господь всего сотворенного в мире, все равно стоит лишь добродетели ослабнуть в мире и греху и несправедливости — воцариться в нем, Я воплощаюсь здесь и открываю Себя из века в век, дабы даровать спасение праведным, уничтожить виновных и возвратить уверенность поступи добродетели. Тот, кто признает Меня таковым, не войдет в другую материальную форму, покинув форму нынешнюю, ибо он войдет в Меня; и многие из тех, кто уверовал в Меня, уже вошел в Меня, очистившись силою мудрости. Я помогаю ходящим Моими путями и служащим Мне».
Брахма, агент Творения, приносит себя в жертву, нисходя в материальный мир в материальных же формах для исполнения своего предназначения, и его легендарная история переплетается с историей Вселенной. Таким образом, пусть и сохраняя духовное единство с Верховным Божеством, Господом всего тварного мира (Праджапати14), он также разделяет несовершенство и испорченность более низменной природы; претворяясь в разнообразные бренные формы он, по легенде, подобно греческому Урану, совершает духовное грехопадение. Он соединяет в себе две личности, бесформенную и обладающую формой, бессмертную и смертную, бытие и небытие, движение и покой. Как воплощенный Разум, или Слово, он передал человеку то, что было сообщено ему Предвечным, ибо он есть как Душа Вселенной, так и Тело, в котором воплощается Божественное Слово, начертанное в нем духовными буквами, власть толковать которые дарована любому освобожденному духу.
Основополагающий принцип религии индуизма состоял исключительно в вере в Единого Бога, бессмертие души и вознаграждение или наказание в загробном мире. Понятия браминов о нравственности включали в себя обязательство и необходимость практиковать добродетели ради обретения счастья, насколько оно возможно в этом преходящем мире: от счастья в этом мире, в соответствии с религиозными представлениями древних индийцев, зависело их счастье и в мире загробном.
Кроме веры в переселение душ, доктрины их религиозной концепции можно свести к следующим нескольким основным положениям:

(1) Существует Единый Бог, творец и прародитель всех вещей в этом мире, которые должны в конце времен возвратиться к Нему. Его именуют Вселенской Предвечной Сутью, существовавшей всегда и существующей вечно, оживляющей и одухотворяющей все вещи, Вездесущим Управителем и Движителем небесных тел по путям, Им предначертанным.
(2) Первопринцип Добра обладает тройственной природой, включая в себя Творение, Сохранение и Обновление через смерть и воскресение.
(3) В силу необходимости, существует также и Первопринцип Зла, занятый постоянным препятствованием благим начинаниям Первопринципа Добра. Оба Первопринципа совершают действия через девата15, или низших, подчиненных духов, которым доверена власть над различными происходящими в Природе процессами.

А также в свое религиозное учение они включали следующее положение: «В Вечности всегда существовало одно-единственное великое и непостижимое Существо. Все сущее и мы сами суть Его частицы. Душа, ум и разум, богов, людей, и всех мыслящих существ суть отчужденные частицы Мировой Души, к которой в назначенное время им предназначено возвратиться. Однако разум бренных существ испытывает на себе постоянное влияние непрерывной цепи иллюзий, которые они привыкли считать реальностью, и которые будут оставаться для них таковыми, пока они не возвратятся к источнику изначальной Истины. Из всех этих иллюзий первой и основной является личность, то есть индивидуальность. Под ее влиянием отчужденная от своего истока душа утрачивает знание собственных природы, происхождения и предназначения. Она начинает считать себя самостоятельным существом, а не искрой Божества, не звеном единой гигантской цепи, не неизмеримо малой, но незаменимой частицей единого великого целого».
Любовь древних индийцев к поэзии и их творческое мышление заставили их придавать человеческий облик определенным свойствам Бога, видимо, с той целью, чтобы облегчить их осознание людям приземленным и низменным, для которых совершенно непостижима была идея неописуемого, непознаваемого, незримого Бога; с этой целью они создали образы Брахмы, Вишну и Шивы, или Ишвары. Эти три бога воплощались в различных формах, однако нигде нельзя обнаружить какую-либо материальную эмблему, или символ, Бримы, или Брахмы Всесильного. Индийцы полагали, что бытие Верховного Правителя Вселенной пребывает вне сферы человеческого понимания. Они думали, что всякое существо, наделенное мышлением, просто не может в силу этого не обладать знанием о Боге как Первопричине бытия; в то же время попытки осознать Божественное Бытие и хотя бы отчасти истолковать его в понятиях нашего собственного бытия они считали не только смешными, но и в высшей степени святотатственными.
Следующий отрывок из одной из их священных книг позволяет судить об основах вероучения их религии: «Один лишь Верховный Правитель пронизывает Своим присутствием всю Вселенную, каждый мир во вселенском природном цикле. Существует единый Верховный Дух, дух нерушимый, который быстрее мысли человека. Верховный Дух перемещается, куда пожелает; он одновременно далек от нас и близок; он пронизывает всю систему миров, но и пребывает далеко вне нее. Человек, полагающий все формы бытия в мире равно существующими во Вселенском Духе, а Вселенский Дух — пронизывающим все формы бытия в мире, никогда не будет презирать ни одно живое существо. Все одухотворенные существа своей природой едины со Вселенским Духом. Чистая просвещенная душа приобретает сияющую форму, сменяющую грубое материальное тело, лишается отверстий, вен и сухожилий, очищается от вины и грехов; она сама превращается в луч Вселенского Духа, которому ведомы прошлое и будущее, который пронизывает все бытие, который существует вне причин и следствий, но сам по себе, сотворивший все вещи такими, какие они есть, в незапамятные времена. Этот всепроникающий Дух, от которого получает свет видимое Солнце, родствен мне по сути, пусть и неизмеримо далек по степени проявления. Да возвратится душа моя к бессмертному Духу Божьему, а затем пусть тело мое, обратившееся в пепел, возвратится в пыль земную! О Дух, обитающий в огне, веди нас прямым путем к богатству святости. Ты, о Боже, владеешь всеми сокровищами познания! Удали всякую тень скверны из наших душ!
От какого корня происходит смертный человек, затем падающий под мечом неумолимой Смерти? Кто властен возродить его к новой жизни? Бог, Который есть совершенная мудрость, совершенное счастье. Он есть окончательное пристанище человека, праведно нажившего свое богатство, твердого в следовании добродетели, познавшего и восхваляющего Всевышнего. Восхвалим же величие Божественного Солнца, Бога, освещающего весь мир, возрождающего все в мире, порождающего все в мире, к Которому возвращается все в мире, Которого все мы призываем, дабы обрести наставление в следовании путями праведности, ведущими к Его святому престолу. То, что Луна и Солнце суть для сего видимого мира, то — Истина для всей разумной и зримой Вселенной. Души наши обретают определенное Знание путем размышления над светом Истины, проистекающей от Сущего над Сущими. Сущий сей, не имя глаз, зрит, не имея ушей, слышит; ему ведомо все, что может быть ведомо, но Его никто не познает; мудрые именуют Его Великим Верховным Всепроникающим Духом. Он есть совершенная Истина, совершенное Счастье, несравненный, бессмертный; он есть совершенное Единство, неописуемое словами никакого человеческого языка, непостижимое никаким человеческим разумом; всепроникающий, всепронизывающий, радующийся своему безграничному разуму, не ограниченный узами времени и пространства; не имея ног, быстро бегущий, не имея рук, обнимающий все миры, не имея глаз, всевидящий, не имея ушей, всеслышащий, не имея учителя, все- постигающий, не имеющий причин, но Сам — Первопричина всего; всемогущий, всевластный Творец, Хранитель и Преобразователь всех вещей, — таков Великий, так учат Веды.
Да воссоединится душа моя, искрой небесного эфира возносящаяся высоко, когда я пробуждаюсь ото сна, а в часы сна и отдыха моего точно так же уносящаяся от меня далеко прочь отблеском Света, что превыше всякого света, чрез глубокое размышление с Духом, в высшей степени благословенным и в высшей степени разумным!.. Да воссоединится душа моя, которая сама по себе есть величайшая жертва, принесенная внутри каждого живого существа. которая есть луч совершенной Мудрости, которая есть огонь неугасимый, пылающий в телах всех тварей этого мира, вне которого не творится никакое благо. в котором, ибо он бессмертен, запечатлевается все, что было, что есть и что будет. чрез глубокое размышление с Духом, в высшей степени благословенным и в высшей степени разумным!..
Сущий над Сущими есть Бог Единый, предвечный и вездесущий, содержащий в Себе все и вся. Нет иного Бога, кроме Него. Верховное Существо незримо, непостижимо, неподвижно, бесформенно и безвидно. Никому не дано узреть Его; время не старит Его; Сущность Его проникает повсюду; все произошло от Него.
Долг праведного человека в том, чтобы даже в час смерти своей не только прощать, но и желать блага умертвившему его, как древо сандала в час гибели своей опрыскивает благовониями срубающий его топор.
Философы школ веданты и найи признавали существование Верховного Бога и бессмертие души, хотя, как и философы древней Греции, расходились во взглядах на эти вопросы. Они говорили о Верховном Существе как о первичной и предвечной сути всех вещей, пронизывающей Космос и дарующей всему миру жизнь и бытие. Философы веданты рассматривали четыре вида этой предвечной сущности, однако во всех этих четырех видах суть остается одна и та же, поэтому ошибочно было бы рассматривать их как четыре отдельные сущности, равно как ошибочно было бы и рассматривать как отдельные сущности все формы бытия и действия Верховного Всемогущего Бога. Творение рассматривается ими не как непосредственное создание вещей из ничего, а как материальное проявление всех вещей, вечно и изначально существовавших в Верховном Существе. Философы найи полагали, что бессмертны и вечны и дух, и материя; однако они думали, что видимый мир не существовал вечно в его нынешней форме, но скорее в форме изначальной хаотичной материи, затем преобразованной действием Божественного Слова, Разумной Первопричины, Верховного Существа, сотворившего или собравшего воедино всё ныне представленное в материальной Вселенной. Хотя они и полагали человеческую душу единой по природе с Верховным Богом и проистекающей от Него, они все же различали Его бытие и ее бытие. Истина и Разум были для них неотъемлемыми свойствами Бога, но не свойствами души, способной, по их мнению, как на разум, так и на невежество, как на счастье, так и на боль; поэтому их бытие и разделялось. Даже когда душа возвращается к Всевышнему Богу и обретает высшее благословение, она, тем не менее, не прекращает существовать как самостоятельная сущность. Пусть и соединенная с Верховным Богом, она не поглощается Им, но остается духовной сущностью, обладающей или не обладающей зримой формой.
«Конец этого мира, — пишут они, — состоит в разрушении видимых форм и качеств вещей; но материальная их сущность остается неизменной, и из нее Бог Своей творческой энергией творит новые миры, и так вся Вселенная разрушается и возрождается бесконечно».
Джайны16, индуистская секта, распространенная в Мизораме и других областях Индии и остального мира, также верят в Единого Бога, Который есть чистый дух, незримый, всеведущий и всемогущий, Который придал всем вещам порядок и назначил им соответствующий образ действия, наделил человека разумом и способностью к познанию, назначил ему цели и способы их достижения, однако оставил ему свободу воли, без которой тот не мог бы вполне нести ответственность за свои деяния.
Мани, индийский законодатель, призывал поклоняться не зримому, материальному Солнцу, а «Божественному и неизмеримо большему свету, освещающему все, радующему всех, от которого все произошло и в который все возвратится, который один способен озарять наш разум». Вот какими словами он начинает главное свое вероучительное сочинение: «Да будет услышано! Видимая Вселенная вечно существовала, еще не проявленная, в Божественной Мысли, она развивалась точно во мраке, незримая и неощутимая, бесформенная, непостижимая ни разумом, ни откровением, точно погруженная в дрему.
Затем Единая, существующая Сама по Себе Сила, Он Сам в откровении Его, сделал этот мир постижимым в единстве пяти стихий и прочих природных принципов, который явился во всей своей нетленной славе Его распространенной во Вселенной Мысли, рассеивающей мрак.
Он, Кого лишь разум способен постигнуть, чья сущность ускользает от всех чувств и их органов, не обладает зримыми сторонами, существует от века и до века; Он есть душа всех вещей, непостижимый ни для кого во всем мире.
Он пожелал сотворить все вещи этого мира из Своей нематериальной Сущности и сначала Мыслью Своей сотворил воды. От Того, Кто Есть Сущий17, от Первопричины, ни от какой вещи, ни от какого чувства во всем вселенском Бытии, существующего вне нашего восприятия, не имеющего ни начала, ни конца18, произошел божественный мужчина, прославленный во всех мирах под именем и званием Брахмы».
Далее, рассуждая обо всем многообразии вещей, сотворенных Брахмой, он добавляет: «Он19, чьи Силы непостижимы, таким образом сотворив Вселенную, был снова поглощен Вселенским Духом, изменив время и энергию, дабы отдохнуть»20.
В разделе Вед под названием «Айтарея Араньяка»21 приводится такое примитивное изложение процесса Творения: «Вначале Вселенная была одной лишь Душой, и не было ничего больше, действующего или покоящегося. Затем Он помыслил: Я сотворю миры, — и тем сотворил различные миры воздуха, света, смертных существ и вод.
Он помыслил: Узрите, миры! Я сотворю стражей для всех миров, — и взял Он воды, и сотворил существо вида человеческого. И воззрил Он на сотворенное существо, и разверзлись уста его подобно яйцу, и вышла речь из уст его, и из речи — огонь. И отверзлись ноздри его, и в них вошел воздух, и стал вдыхать и выдыхать. И отверзлись очи его, и вышел из них луч блистающий, и из луча — Солнце. И отверзлись уши его, и вышел из них слух, и из слуха — пространство».
Затем было сотворено тело человека в его нынешней форме.
«И Он, Вселенский Дух, помыслил: Как может тело сие быть без Меня? — и Он посмотрел, через что Ему войти в тело. И сказал Он: Если без Меня мир существует, глаза — видят, уши — слышат, кожа — чувствует, разум — мыслит, горло — глотает, а детородный орган исполняет свое предназначение, где быть Мне тогда? — и Он разъял череп существа и вошел в него».
Узнай же великие древние истины! Бог есть вечная беспредельная Душа, или Дух. Материя не вечна и не самостоятельна, но сотворена Мыслью Бога. Ею сотворены и Материя в целом, и все миры, и человек, в которого, после того, как проявились все его чувства и мыслящий ум, вошла искра Самого Бога и стала духом живым в его теле.
Сотворение мира описывается в Ведах следующим образом:
«Вначале был лишь Единый Бог, существующий Сам в Себе, и когда целая вечность прошла в Его самосозерцании и размышлении о Самом Себе, решил Он проявить совершенство Свое вне Себя Самого, и сотворил Он материю этого мира. Он сотворил четыре стихии, но они пребывали в хаосе и беспорядке. Он дохнул на воды, и собрались они в единый огромный шар в форме яйца, перемешались и превратились в свод небес, окутавший Землю. Сотворив Землю и тела всех живых существ на ней, этот Бог, дух всякого движения, даровал им, дабы вдохнуть в них жизнь, часть Своей сущности. Итак, всякая душа всякого живого и дышащего существа есть искра вселенской Души, которая не умирает; но всякая душа лишь меняет вид и форму, поочередно входя в разные тела. Из всех форм более всех приятна Верховному Богу форма человека, ибо она ближе всего к Его высшему совершенству. И если человек совершенно освободится от всех своих чувств и погрузится в самосозерцание, он постигнет природу Божественного и станет частью Его».
Древние персы многим напоминали индусов, в частности, поэзией, языком и легендами. Завоевательные походы привели их к границам Китая; они покорили Египет и Иудею. Их воззрения относительно Божественной сущности в значительно большей степени напоминали иудейские, чем религии всех прочих народов древности, и многие черты религий окрестных народов в действительности принесены им именно персами, хотя мы привычно полагаем их следствиями прямого иудейского влияния.
Их вера в Царя Небесного и Отца Предвечного Света; легенды о чистом мире Света и предвечном Слове, которым были сотворены все вещи в материальном мире; о семерых могущественных духах, стоящих у Престола Света и Всемогущества; о славе небесных воинств, окружающих этот престол; о происхождении Зла и Князя Тьмы, вождя злых гениев и враге всего и всяческого блага, — все это очень напоминало положения религиозной веры иудеев. Они испытывали глубочайшее отвращение к египетскому идолопоклонству и в годы правления Камбиза планомерно искореняли его по указанию властей. Ксеркс, вторгшись в Грецию, повсеместно разрушал на своем пути языческие храмы и на их месте строил святилища Огня. Их религия была совершенно духовной, и поклонялись они совершенно абстрактным понятиям, а земной огонь и жертвоприношения служили им всего лишь символами высших духовных понятий.
Основы древнейшей религии Индии и Персии состояли единственно в поклонении Природе, ее чистым стихиям и изначальным энергиям, например священному огню или, превыше всего, Свету, воздуху — но не «низменному» воздуху земной атмосферы, а чистому и ясному воздуху Небес, дуновение которого пронизывает и пробуждает к жизни всякое земное бытие. Это простое и чистое поклонение Природе, скорее всего, является первой народной религией, очевидно, превалировавшей во всем древнем, патриархальном мире. Это не было, собственно, обожествление Природы или отрицание верховного Творца. Эти изначальные энергии и чистые стихии сотворенной Богом Природы являлись для древнего человека, все еще состоявшего в тесной связи с Богом, не подобиями, не признаками, не смутными образами и поэтическим метафорами, а истинными и естественными символами Божественной Силы. Повсюду в древнейших иудейских источниках чистый свет и священный огонь употребляются в качестве образов всепобеждающей и всепоглощающей Силы вездесущего Божества. Его дуновение было для древних первоисточником жизни, а потому малейшее дуновение свежего вечернего бриза было для пророков свидетельством Его присутствия одновременно повсюду, во всей природе.
«Все вещи проистекают от одного огня. Отец придал совершенство всем вещам и передал их Второму Разуму, который все народы мира называют Первым. Творения Природы сосуществует с разумным светом Отца, ибо он есть Душа, озаряющая великие Небеса, озаряющая их волею Отца. Душа, этот яркий огонь, волею Отца остается бессмертной; она есть царица и управительница жизни; она заполняет собой все обители мира. Ибо огонь, бывший первой высшей силой, не ограничил свое действие сотворенной им материей, но также претворился и в разуме, ибо внешней оболочкой этого мира остается Разум Разумов, в начале времен проистекший от разума и окутавший огонь огнем. О Свет, порожденный Отцом! Он единый, от Силы Отца обретший сущность разума, способен постигнуть разум Отца; он способен внушить всем источникам и принципам способность к постижению чего-либо и к неизменному и непрестанному движению». Так говорил Зороастр, излагая древнейшие идеи персидской религии.
А вот что говорил этот же пророк древности о Солнце и звездах: «Отец сотворил всю Вселенную из огня, воды, земли и всепитающего эфира. Он укрепил на небе огромное количество недвижимых звезд, неподвижных навечно, и не по принуждению или безвольно, а просто в силу нежелания странствовать по небу, огнем воздействуя на огонь. Он собрал семь твердей мира и окружил Землю куполом небес, и там поселил семь живых сущностей, упорядочив их доселе беспорядочное движение неизменными орбитами: это шесть планет и Солнце, седьмая сущность, расположенная в центре, — в том центре, линии, исходящие из которого во всех направлениях, равны; и быстролетящее Солнце, само обращающееся вокруг основного центра, стремится к всепроникающему и всепронизывающему Свету, увлекая за собой Луну».
Далее Зороастр пишет: «Не подвергай измерению передвижения Солнца, и не старайся ограничить их своим мерилом; ибо его несет предвечная воля Отца, и не по твоей воле оно движется, и не ради тебя. Не старайся понять непостоянство Луны, ибо она неизменно движется под влиянием необходимости, и передвижения звезд не для того были установлены так или иначе, чтобы отвечать каким бы то ни было твоим целям».
В «Бундахишне»22 Ормузд говорит Зороастру: «Я есмь тот, кто держит усыпанные звездами небеса в космическом эфире, тот, кто делает так, чтобы эта сфера, некогда утопавшая во тьме, ныне купалась в потоках света. Чрез меня этот мир стал миром прочным и долголетним — миром, по которому ступает Господь мира сего. Я тот, кто сотворил свет Солнца и Луны, и сделал так, чтобы свет звезд пронзал тучи. Я делаю так, что плодоносит семя, которое, умирая в земле, дает затем новые побеги. Я сотворил человека, чьи глаза суть свет, чья жизнь есть дыхание ноздрей его. Я поместил внутри него неистребимую силу жизни».
Ормузд, или Ахура-Мазда, сам являлся воплощением изначального света, отдельного от света небесных светил, тем не менее, необходимого для самого их существования, — первоисточника их сияния. Семеро Амешаспента («святые бессмертные») управляли семью отдельными сферами бытия. Земля и небо, огонь и вода, Солнце и Луна, реки, деревья и горы, даже искусственно выделенные время дня и астрономического года, — ко всему древние персы обращались в молитвах, имея в виду духовного покровителя этой сущности, безраздельно властвующего в той или иной сфере. Огонь, например, «самая энергичная из природных сил», видимое воплощение изначального духовного Света, призывался ими как «сын Ормузда». Солнцу, архимагу, совершеннейшему и могущественнейшему орудию Божественной Силы, «победно нисходящему с вершины ужасной Альборджи, дабы править миром, который оно освещает от престола Ормузда», иногда поклонялись под именем Митры, благого и дружественного гения, которого в соответствующем авестийском гимне призывают также и чисто греческими именами «Непобедимый» и «Посредник», первое из которых означает, что он является самым действенным орудием Ормузда в неусыпной и никогда не прекращающейся борьбе дневного света с тьмой, а второе — что именно через него боги посылают людям свои самые лучшие и самые важные дары. Его именовали «оком Ормузда, лучезарным героем, победно шествующим повсюду, дарующим плодородие пустыни, возвышеннейшим из изедов и язатов, неусыпным защитником земли». «Когда враг-змей опустошает мои владения, — говорит Ормузд, — и поражает их голодом, Митра поражает его сильной рукой, вместе с дэвами Мазендарана23. Копьем своим и вечной палицей Вождь Неусыпный повергает во прах дэвов, и как Посредник он встает на защиту города от зла».
Некоторые персидские секты полагали, что Ариман старше Ормузда, как тьма старше света; они учили, что в начале мировой истории он не был Первопринципом Зла, а грехопадение человека, как указано в «Бундахишне», приписывалось именно безудержному поклонению Ариману, к которому призывали все многочисленные пророки вплоть до Зороастра.
Митра — не только свет, но и разум, то самое светило, которое, пусть и родившись во тьме, не только рассеет ее, но и совершенно победит смерть. Борьба, в которой будет обретена эта победа, в основном будет осуществляться через Слово — «вечную эманацию Бога, властью которого и существует этот мир» и которое воспроизводят священные формулы Откровения, неизменно повторяющиеся в священнодействиях магов. «Что сделаю я, — восклицал Зороастр, — о Ормузд, погруженный в сияние света, чтобы сразиться с Дарудж-Ариман24, матерью злого Закона; как мне сделать людей чистыми и святыми?» И Ормузд отвечал ему: «Воззови, о Зороастр, к чистому закону слуг Ормузда; призови Амешаспента, рассеивающих изобилие во всех девяти кешварах25; призови Небеса, Зерва-на-Ахерона, птиц, что летают в небесной выси, быстрые ветры, Землю; призови мой дух, мой — Ахуры-Мазды, то есть чистейшего, сильнейшего, мудрейшего и лучшего из всех существ, ибо мое есть самое величественное из всех тел, ибо я через чистоту обрел верховную душу Совершенного Слова; и вы, все люди, призывайте меня, как указал я Зороастру».
Ахура-Мазда сам по себе есть живое Слово; его именовали «Перворожденным из всех вещей, выраженным образом Вечного, светом света, Творцом, силой слова своего, произносимого неустанно и беспрерывно, за триста шестьдесят пять дней сотворившим Небо и Землю». В яснах26 говорится, что Слово существовало прежде всех сотворенных вещей, что оно само по себе было язатом27, то есть воплощенным объектом вознесения молитв. Оно воплощалось в Сируше28, в Хоме и в Зороастре в образе Гуштаспы29.
Митра является зримым образом великого единства, существующего между жизнью и смертью, светом и тенью, и из этого единства произрастают все прочие вещи, к нему возвращаются в конце времен через Митру все противоположности. Ежегодные жертвоприношения ему были своего рода пасхалиями магов, обрядами символического искупления и мольбой о нравственном и физическом воскресении. В начале времен он сотворил мир; и в конце каждого астрономического года он отпускает на волю течение жизни, дабы оно одухотворило новый цикл бытия, а в конце времен он предложит все утомленные собственным круговоротом годы в качестве искупительной жертвы Богу, дабы на волю из смертной своей нынешней оболочки была выпущена Душа Природы, которой отныне будет суждено более чистое, святое бытие.
Ямвлих30 (De Mys., viii, 4) пишет: «Египтяне далеки от того, чтобы приписывать все сущее физическим причинам; жизнь и разум они отделяют от физического бытия и в человеке, и в природе. Они полагают разум и сознание самодостаточными, а уже от них, по их теории, проистекает тварный мир. Отцом всех сотворенных вещей они полагают Демиурга, а также они признают существование творческой силы и в Небесах, и пред Небесами. Они считают Чистый Разум пребывающим за пределами Вселенной и превыше ее, а другой (иначе говоря, Разум, воплощенный в материальном мире) — состоящим в разумной силе, пронизывающей Вселенную и пребывающей в каждой ее частице и каждой сфере». Таким образом, остается заключить, что египтяне исповедовали верования, свойственные всем трансцендентальным философиям, а именно — веру в имманентное и трансцендентное Божество, дух, обретающий различные воплощения, но не переходящий в них полностью и не истощающийся за счет воплощения.
Мудрость, заключенная в канонических свитках Гермеса, дарует каждому пытливому исследователю исключительное знание этого священного закона. В особенности, гласят древние источники, безначальное и бесконечное Существо, всепроникающий Дух, или дуновение Природы, и, вероятно, даже более возвышенный образ почитали в Фивах под именем Амона или Амона-Кнефа, но даже это имя запрещено было произносить вслух. Теоретически такое существо должно было бы возглавлять три рода богов, о которых пишет Геродот. Скорее всего, это достаточно субъективная, привнесенная извне классификация изначально равных существ, расположенных в соответствии с порядком следования воплощений изначального Первопринципа и их собственной долей божественной силы. Первый класс, или восемь Великих богов, скорее всего, были эманациями воплощенного Бога в семи частях и силах Вселенной, в каждой из которых, по всей видимости, Божественная сущность воплощалась во всей полноте.
В древнем герметическом трактате31, выдержки из которого приводит Ямвлих, Верховное Божество описывается следующим образом: «Прежде всех вещей, которые существуют в мире, прежде всех начал, есть единый Бог, предшествующий даже первому богу или царю; единый Бог недвижимо покоится в одиночестве Своего единства, ибо ничто не зачинается в недрах заключенного в Нем разума и нигде более, но Он скорее полагается идеальным Богом, Который благ, Который породил Сам Себя, являясь Своим Собственным отцом и Всеотцом. Ибо Он величественнее всех сотворенных вещей, Он существовал прежде всех вещей и является их Первоисточником и основанием всех вещей, сотворенных Разумом, который сам по себе есть первое из всех существ. И этот Единый, самодостаточный Бог решил воссиять и воссиял: поэтому Он и есть Свой Собственный Отец, породивший Сам Себя. Он есть Бог Богов и исток всех прочих богов, Великая Монада, или
Единый, первичный по отношению к бытию и Сам — первоисточник бытия, ибо от Него — всякая бытность и всякое бытие, откуда следует, что Его следует именовать Истоком всех вещей, порожденных Разумом. Вот кто является первичным и изначальным источником всякого Творения, вот кого Гермес почитает превыше всех эфирных, эмпирейных и небесных богов».
«Шан-Ти32, или Верховный Господь Бытия, — пишет автор древнекитайского трактата о вере, — является Первопринципом всего сущего и Отцом всего живого. Он вечен, недвижим и независим; Сила его не имеет границ; взглядом Своим он охватывает одновременно прошлое, настоящее и будущее, он проникает им в глубочайшие тайники сердца. Он правит Небом и Землей: все события, все перемены являются следствиями его всевышней воли и его повелений. Он чист, свят и беспристрастен; порок оскорбляет его взор; но он с радостью взирает на добродетельные поступки людей. Суровый, но справедливый, он примерно карает порок, которому привержены и князья, и правители, и часто он повергает наземь виновных, дабы увенчать тех, кто следует велениям своего сердца и кого он для этой цели поднимает с самых низов, из тьмы. Благой, милостивый и милосердный, он прощает согрешивших, если они покаялись; и общественные раздоры, и нерегулярная смена времен года, — все это лишь его благотворные отеческие предупреждения людям, чтобы они исправились».
Ведомые разумом в неизмеримо большей степени, чем воображением, эти люди, живущие на крайнем востоке азиатского континента, не впадали в идолопоклонство вплоть до времен после Конфуция, то есть за два века до Рождества Христова, когда в их страну проникла религия Будды, или Фо, как они его называли. Их религиозная система в течение продолжительного времени основывалась на чистом поклонении Богу, и основание их нравственной и политической жизни лежало в области крепкого праведного разума, полностью соответствующего представлениям о Верховном Божестве. У них не было никаких ложных богов и изображений, а третий император Хан-Ти возвел Храм в честь Великого Архитектора Вселенной, видимо, первый в мире. Несмотря на то, что китайцы приносили жертвы различным добрым духам, они несомненно почитали их неизмеримо меньше, чем Тянь-Ди33, или Шан-Ти, Всевышнего Господа Мира.
Конфуций запрещал создавать идолов и вообще какие бы то ни было изображения Бога. Он отвергал всякое Его очеловечивание, но полагал Его силой, или Принципом, рассеянным во всей Природе. И китайцы именовали Бога — Божественным Разумом.
Японцы веровали в Верховное Незримое Существо, Которое нельзя воплотить в зримых образах и Которому нельзя поклоняться в храмах. Они называли его Амида34, или Омит, и говорили, что у Него нет ни начала, ни конца, что Он снизошел на Землю, на которой оставался в течение тысячи лет, и стал Спасителем падшего человеческого рода, что Он будет судить человечество, и благие люди будут жить вечно, в то время как грешникам сужден вечный ад.
«Шан-Ти в общем изображают, — говорил Конфуций, — в виде зримой тверди, а также зримых символов Солнца, Луны и Земли, ибо через их дары мы наслаждаемся милостями Шан-Ти. Солнце есть источник жизни и света; Луна же освещает мир по ночам. Наблюдая за ходом этих светил, человечество становится способно определять времена года. Древние, связывая действия с их целями, учредили поклонение Шан-Ти и жертвоприношения ему в день Зимнего солнцестояния, ибо Солнце, пройдя через двенадцать точек, назначенных ему Шан-Ти для жительства в разное время года, заново начинает тогда свой путь, чтобы снова рассеивать его милости по всей Земле».
И далее: «Тянь — это вселенский принцип и первоисточник всех вещей. Шан-Ти — это вселенский принцип бытия».
У арабов никогда не было поэтичной, четко оформленной и тщательно разработанной системы политеизма. Их историческую традицию многое роднит с иудейской, причем, количество параллелей между ними впечатляет. Традиции чистой изначальной религии и простой веры патриархов в Бога Единого определенно никогда не умирали в их среде, равно как и идолопоклонство так никогда и не приобрело мало-мальски значительного числа сторонников среди них; а потом пришло время Магомета, который, несколько приспособив старинную веру к их понятиям, наставлял их в религии Бога Единого, пророком Которого он себя объявил.
До основной массы иудеев, как и всех прочих народов древности, определенно дошли лишь немногочисленные осколки изначального Божественного Откровения человечеству, однако они вплоть до Вавилонского пленения не погружались в метафизические размышления о Божественной Природе и Его Бытии, хотя псалмы Давида со всей очевидностью свидетельствуют о том, что определенная часть народа сохранила представление о Боге, совершенно незнакомое основной массе; именно эти немногие избранные стали посредниками, которым суждено было передать свое знание великих изначальных Истин грядущим поколениям.
Среди греков, учеников египетских жрецов, все высшие идеи и жесткие понятия о Боге, Его возвышенной природе и беспредельной силе, о вечной Мудрости и Провидении, ведущем все вещи в мире к заранее предначертанной цели, о беспредельном Разуме и высшем Уме, сотворившем все вещи, пребывающем неизмеримо выше всей внешне выраженной Природы, — все эти возвышенные идеи и достойные учения были более или менее совершенно представлены в трудах Пифагора, Анаксагора и Сократа, а впоследствии получили прекрасное, блистательное развитие у Платона и его последователей. Даже в народной греческой религии можно проследить множество глубинных, духовных оттенков смысла и значений символов, хотя ясно, что это всего лишь слабые отблески древних истин, лишь тени образов, мимолетные отзвуки и случайные вспышки некогда общепризнанной веры в Верховного Бога, Всевышнего Творца Вселенной, Всеобщего Отца человечества.
Многим изначальным истинам научил Пифагора Зороастр, в свое время обучившийся им в Индии. Его ученики отвергали храмы, жертвенники и священные изображения; они лишь смеялись над теми, кто полагал богов происходящими от человеческой природы или хотя бы в чем-то схожими с людьми. Они избирали местами поклонения богам вершины высочайших гор, где пели гимны и молитвы Верховному Богу, заполняющему необъятную сферу небес. Об этом свидетельствует Геродот. Свет они полагали скорее не самостоятельным объектом поклонения, а самым чистым и живым символом и первой эманацией Предвечного Бога; они полагали также, что человеку необходимо нечто зримое и осязаемое, дабы вознестись разумом к тем высотам, с которых только и можно поклоняться истинному Божественному Существу.
Существует удивительное сходство между храмами, священническим чином, учениями и обрядами персидских магов и британских друидов. Последние также отнюдь не поклонялись идолам в человеческом облике, потому что ведали, что Богу, Который незрим, и поклоняться следует вне сферы зримых образов. Они исповедовали единобожие. Молитвы свои они обращали к Единой Всепредержащей Силе, утверждая, что, поскольку Сила эта не есть материя, следовательно, она есть Бог; они скрывали ее имя под таинственными литерами «О.I.W.». Они учили, что раньше Земля подвергалась полному уничтожению водой и в будущем будет совершенно уничтожена огнем. Они учили бессмертию души, ее жизни после смерти физического тела, судному дню, когда все люди будут подвергнуты суду на основании их деяний в течении земной жизни. Они даже исповедовали своего рода догмат об Избавлении человечества через небесного Посредника. У них бытовали определенные предания о Всемирном потопе, пусть и непомерно искаженные. Эти осколки древней веры они переплели многочисленными языческими символами; например, они проповедовали поклонение двум второстепенным богам — Ху и Керидвен, соответственно мужчине и женщине (явно тем же самым, что Осирис и Исида), а также учение о переселении душ.
Первые жители Скандинавии верили в Бога, Который был для них «Творцом всего сущего, Вечным, Древним, Живым и Ужасным Существом, искателем сокрытого, Неизменным». Сначала они запрещали создавать идолы или какие-либо иные изображения Бога, Которому они предписывали поклоняться в уединении в лесных чащобах, где, как они учили, незримый Бог обитает в совершенной тиши.
Друиды, как и их предшественники с Востока, свято почитали нечетные числа, которые, — если отследить их последовательность до истока, — приводят к священному Божественному Единству, в то время как четные числа ни к чему подобному не приводят. Особым почтением пользовалось число 3. Возводя свои храмы, друиды руководствовались следующими числами: 19 (7 + 3 + 32), 30 (7 х 3 + 3 х 3) и 21 (7 х 3), — которые прослеживаются во всех храмовых измерениях и расстоянии между священными мегалитами.
Друиды были единственными толкователями религии. Они надзирали за правильностью совершения всех жертвоприношений, и никто не имел права приносить жертвы самостоятельно, без их разрешения. Они обладали правом отлучения от жертвоприношений; без их разрешения нельзя было ни объявить войну, ни заключить мир; они даже обладали властью приговаривать к смертной казни. Они заявляли, что обладают знаниями древней магии, и занимались предсказаниями для пользы общества.
Они занимались многими науками и искусствами, в особенности астрономией — древним знанием Востока, в котором они достигли немалых высот. Они считали день сыном и наследником ночи, а поэтому свои вычисления времени вели в ночах, а не в днях: отсюда происходят современные английские слова fortnight («две недели») и sennight («неделя»). Им было известно подразделение звезд на созвездия, и наконец, они следовали строгому нравственному кодексу, питая особенно почтение к основополагающей масонской добродетели — Истине.
В эпическую исландскую Эдду включен следующий диалог:

— Кто самый знатный или самый старший из богов?
— Его называют Всеотец (Альфадир), но в древнем Асгарде35 было у него двенадцать имен.
— Где живет этот бог? И в чем его мощь? И какими деяниями он прославлен?
— Живет он, от века, и правит в своих владениях, а властвует надо всем на свете, большим и малым. Он создал небо, и землю, и воздух, и все, что к ним принадлежит. Всего же важнее то, что он создал человека и дал ему душу, которая будет жить вечно и никогда не умрет, хоть тело и станет прахом иль пеплом. И все люди, достойные и праведные, будут жить с ним в месте, что зовется Гимле или Вингольв.
А дурные люди пойдут в Хель36, а оттуда в Нифльхель. Это внизу, в девятом мире37.

Все древние языческие народы, о мифологии которых до нас дошли хотя бы какие-то сведения, веровали в Единого Верховного Бога, имя Которого никому нельзя было произносить вслух.
«Восходя к отдаленнейшим высотам греческой истории, — пишет Мюллер38, — мы обнаруживаем простой и ясный факт, что в основании веры этого народа лежало понятие о Едином Верховном Боге. Однако одновременно с поклонением Единому Богу, Отцу Небесному и Отцу всех людей, в Греции также поклонялись Природе». Изначально Зевс (Ζεύς) был Богом Богов, и греки называли его сыном Времени, что означало, что до него не было никаких богов, а сам он вечен. «Зевс, — говорится в орфическом гимне, — есть Начало, Зевс есть середина, от Зевса произошли все вещи». А Пелеид Додонский писал: «Зевс был, Зевс есть, Зевс пребудет. О, великий Зевс!» (Ζεύς ήν Ζεύς έστίν Ζεύς έσσεταί ώ μεγάλη Ζεϋ). Также его именовали «Зевсом Лучшим и Величайшим» (Ζεύς κύδιστος μέγιστος).
Парсы, сохранившие в своей среде древнюю религию Зардушта, в своем катехизисе утверждают: «Мы веруем в Единого Бога и не веруем ни в каких богов, кроме Него; Он сотворил Небеса, Землю и ангелов. У нашего Бога нет лица, Он не обладает формой, цветом или видом; Он не пребывает в каком-либо одном месте. Нет никого подобного Ему, и наш разум не в силах постигнуть Его…».
Тетраграмматон, или какое-то другое слово, скрытое в нем, запрещено было произносить. Но дабы истинное произношение его не стерлось в памяти левитов, первосвященник должен был произносить его в Храме раз в год, в десятый день месяца тишри39, в день великого праздника Искупления. В ходе этой церемонии все присутствующие должны были издавать громкий шум, дабы истинное произношение Слова осталось неслышным для всех, чьим ушам оно не предназначалось, потому что услышь они его — немедленно упали бы замертво.
Великие египетские посвященные еще до расцвета Иудейского царства проводили тот же самый ритуал произнесения имени Исиды, которое они считали священным и неизрекаемым.
Ориген пишет: «Существуют имена, изначально обладающие природной силой, например те, которыми пользовались мудрецы Египта, персидские маги, индийские брамины. То, что принято называть магией, не есть какое-то пустое и призрачное делание, как утверждают стоики и эпикурейцы. Имена Саваоф и Адонай были придуманы не для сотворенных вещей; они относятся к области мистической теологии, восходящей своими истоками к Самому Творцу. От Него происходят эти имена во всей славе своей, если, конечно, произносить их правильно и в должном порядке».
Индуистское слово АУМ отражало три изначальные Силы, воплощенные в древнейшем триедином Божестве: Рама-Вишну-Шива, то есть силы Творения, Сохранения и Разрушения, которым соответствуют звуки «А», «У» (или «О») и «М». Это слово запрещено было произносить полностью — только по звукам, потому что, по легенде, будь оно произнесено полностью, Земля бы сотряслась, и даже ангелы небесные задрожали бы от страха.
Слово АУМ, говорится в «Рамаяне», означает «Бытие всех вещей, одно Существо в трех формах, вне формы, вне свойств, вне страстей — безграничное, непостижимое, беспредельное, неделимое, неизменное, бестелесное, непобедимое».
В древнейших Пуранах говорится: «Все обряды, содержащиеся в Ведах, жертвоприношения огню и все прочие церемонии ритуального очищения, — все пройдет; но никогда не прейдет и не исчезнет слово АУМ, ибо оно есть символ Господа всех вещей».
Геродот пишет, что пеласги в древности не возводили храмов и не поклонялись идолам, но владели истинным произношением священного Имени Господа, которое запрещено было произносить.
Непостижимо древний Кларийский Оракул40, будучи спрошен, какого бога следует именовать «ΙΑΩ», ответил вошедшими в историю словами: «Посвященные поклялись хранить вверенные им священные тайны. Узнайте же, что ΙΑΩ есть Великий Верховный Бог, правящий всеми и над всеми».
Иудеи полагали, что истинное Священное Имя Господне было безвозвратно утрачено вследствие запрета на его произнесение, а истинное его произношение они включали в число чудес, которые будут явлены с приходом Мессии. Они утверждали, что утрата истинного произношения Священного Имени является следствием запрета на применение к нему масоретских точек-огласовок, вследствие чего было утрачено знание, какие именно гласные употреблялись в этом слове. В Гемаре, в разделе «Авода Зара»41, даже утверждается, что Господь допустил сожжение знаменитого иудейского законоведа по приказу Римского императора, потому что тот однажды произнес Священное Имя как следует.

  1. Общий термин ведической индуистской мифологии для определения различных духовных сущностей земли, воздуха и неба, в частности, Варуны, Индры и Сомы. Позднее стал использоваться для определения только меньших, второстепенных сущностей, а в соседней Персии приобрел негативную окраску. В Ригведе указывается на «трижды одиннадцать» дэв, то есть тридцать три, что Пайк не без интереса подмечает в «Индо-арийских богах…» (стр. 421), однако он сразу же оговаривается, что позднее число этих сущностей в мифологии значительно возрастает. В «Ирано-арийской вере» (стр. 608 — 609) Пайк высказывает предположение, что изначально это слово использовалось арийцами для обозначения враждебных племен. Ко времени создания Ригведы этим термином назывались исключительно звезды (там же, стр. 28). Соотнесение враждебных племен со звездами кажется несколько натянутым, но вполне возможно, что оно логически обоснованно, поскольку Зороастр строжайше запретил поклоняться звездам. — Р. Х.
  2. Согласно ведической литературе, в древности — самый могущественный бог индуистской мифологии, бог неба, победитель дракона Вритры, каковая победа по-разному трактуется различными комментаторами. Со временем «уступил» верховную власть другим богам (например, Шиве и Вишну) и в настоящее время считается всего лишь покровителем Востока как части света. — Р. Х.
  3. Это авестийское слово в действительности означает «малый, маленький», например, в названии «Хур-аа Авесты» — «Малой Авесты». — Р. Х.
  4. Обожествленная в древности индуистами утренняя заря, аналогичная греческой Эос и римской Авроре. Одна из самых любимых в народе ведических богинь. В священных гимнах часто именуется «Невестой». Считается, что именно она вдохнула жизнь во все живое, коль скоро с ее пришествием все пробуждается ото сна. Сестра Агни, божественная посредница между Небом и Землей. Подобно греческому Аполлону, перемещается по Небу на сияющей колеснице, только в данном случае влекомой семью красными коровами. — Р. Х.
  5. Ведическое небесное божество, управитель небесным порядком — аналогом платоновой Музыки сфер, старший из Адитья. Пайк считает этого бога воплощением Утренней и Вечерней Звезды, т.е. Венеры или Юпитера. Он приводит в своей книге «Индо-арийские боги и религия» (С. 44) следующую характеристику Варуны: «Этио божество, управляющее ночью. Созвездия суть его божественные деяния. Луна перемещается по Небу по его воле. Его именуют царем, или властителем, раджой, или самратом. Это бог Света, как и Митра. Он удерживает Свет наверху и расчищает дорогу Солнцу. Он дарует богатство, отвращает зло и защищает домашний скот». — Р. Х.
  6. Индуистский бог огня, также именуемый Прамати, то есть «предосторожность». Примечательно, что таково же значение имени «Прометей» из греческой мифологии, что побуждает к мыслям о заимствовании, тем более, что Прометей был наказан за передачу людям именно огня. Однако принимая во внимание все аналогии, приходится признать, что на роль аналога Агни больше подходит греческий Гермес. Агни — один из древнейших богов индуистского пантеона. — Р. Х.
  7. Описанный в «Ригведе» златорукий и крылатый бог, сын вод, окруженный сиянием, обладающий властью изгонять тьму из этого мира, даритель жизни. Скорее отождествлялся с Солнцем, чем с Луной. — Р. Х.
  8. Правильнее — «Пушан», имя одного из божественных марутов, возглавляемых Шивой. Веды именуют Пушана носителем всяческого блага. Имя его происходит от санскритского глагола со значением «питать, наполнять, дарить». Пайк отождествляет его с греческим Гермесом и планетой Меркурий: «Как так случилось, что эти особые свойства, например, направление путей странников, защита дорог, возвращение заплутавшего скота, были приписаны Пушану и Меркурию (Гермесу), вероятно, так никогда и не станет известно» («Лекции об Арье», стр. 138 — 139). — Р. Х.
  9. Древнее ведическое божество, воплощающее ветер. — Р. Х.
  10. Седьмая аватара (явление) бога Вишну, главный герой эпоса «Рамаяна», вместе с супругой Ситой — популярнейшие и любимейшие в Индии боги. В «Рамаяне» повествуется о похищении Ситы царем демонов, унесшим ее на Цейлон, и спасении ее супругом с помощью бога и царя обезьян Ханумана. — Р. Х.
  11. Имя взято, скорее всего, из «Гита Говинда» Джаядевы, последнего из великих санскритских поэтов (XII в. н. э.), где описывается жизнь Кришны среди пастушек-гопи и многочисленные его подвиги, в частности, победа над царем змей Кальей. — Р. Х.
  12. В мифе о Вишну этот мудрец именуется седьмым Ману и прародителем всего рода людского, в этом его история напоминает историю Ноя, причем, во время плавания его корабля по водам Потопа сам Вишну направлял его, держа за веревку, а затем дал ему плавно опуститься вместе со спавшими водами, так и не позволив ему причалить к берегу. В данном высказывании Рама утверждает лишь то, что прошел множество воплощений-инкарнаций. — Р. Х.
  13. В книге «Индо-арийские боги и религия» (стр. 612) Пайк пишет: «Первичное значение этого имени — «человек, люди, человечество», единица народа, а отсюда — первочеловек, как основа и квинтэссенция всех народов, Мировая Душа человечества». В данном же случае Пайк пишет про Раму, божество в облике человека, отнюдь не первочеловека и не Всевышнего Бога (Брахман). Вероятно, здесь имеет место смешение понятий из-за одного из званий этого бога — «Парашу-Рама», т.е. «Рама-секироносец». Судя по всему, после написания «Морали и Догмы» Пайк больше преуспел в изучении санскрита. — Р. Х.
  14. Главный бог индуистского пантеона, творец всего сущего. Поклонение ему распространилось в эпоху расцвета брахманизма и кастовой системы. Другое имя Праджапати — Брахма, наивысшее выражение понятие божественности. — Р. Х.
  15. Также «гхандхарвы» — добрые духи ведической мифологии, обычно помогающие людям. — Р. Х.
  16. Индийская религиозная секта, чье название означает «победители», имеется в виду, победители боли и уз жизни и смерти в материальном мире. Они не признают никакого существа выше совершенного человека, за что получили от многих своих оппонентов название «атеистической религии». Также они отрицают авторитет Вед, вероятно, вследствие упоминания в священных текстах жертвоприношений животных; даже в наши дни джайны постоянно носят повязку, закрывающую рот и нос, чтобы случайно не вдохнуть какое-нибудь насекомое, с этой же целью они носят с собой метелки, которыми тщательно выметают землю перед собой, прежде чем сделать шаг. Некоторые их секты отрицают Спасение женщин, а в других сектах пророки отрицают всякую собственность и ходят совершенно голыми («одетыми в небо»). Отношение к самоубийству среди них, наоборот, положительное, и эта практика среди джайнов — не редкость. — Р. Х.
  17. Это в точности соответствует древнееврейскому יהוה
  18. То есть альфа и омега, или Ι.:.Α.:.Ω.:.
  19. То есть Брахма, Логос, или Слово.
  20. Для сравнения приводим академический вариант перевода цитируемого автором труда: «Да будет выслушано! 5. Этот [мир] неведомый, неопределимый, недоступный для разума, непознаваемый, как бы совершенно погруженный в сон, был тьмой. 6. Тогда божественный Самосущий невидимый, [но] делающий [все] это — великие элементы и прочее — видимым, проявляющий энергию, появился, рассеивая тьму. 7. Тот, кто постижим [только] умом, неосязаемый, невидимый, вечный, заключающий в себе все живые существа, удивительный, проявился сам [по собственной воле]. 8. Вознамерившись произвести из своего тела различные существа, он вначале сотворил воды и в них испустил свое семя. 9. Оно стало золотым яйцом, по блеску равным солнцу; в нем он сам родился [как] Брахма, прародитель всего мира. 10. Воды называются нара, ибо воды действительно порождение Нары; они — первое местопребывание его, поэтому он именуется Нараяной. 11. Из этой [перво]причины, невидимой, вечной, образующей реальное и нереальное, возник [дух] Пуруша, который в мире прославляется [под именем] Брахмы. 51. Так все это и меня создав, он, чье могущество непостижимо, погрузился в самого себя, неоднократно выжимая время временем». («Законы Ману», перевод С.Д. Эльмановича, проверенный и исправленный Г. Ф. Ильиным, Москва, 1992). — Прим. перев.
  21. В действительности, араньяки — это ведические писания, предназначенные для отшельников и не входящие в свод собственно Вед. — Прим. перев.
  22. Предположительно означает в переводе с древнеперсидского «сотворение». Религиозный трактат, персидский аналог Книги Бытия. — Р. Х.
  23. Пайк имеет в виду веру Зороастра, хотя и не считает его истинным преемником жрецов этой религии («Вера и учение индо-арийцев», стр. 576). — Р. Х.
  24. Изначально женская духовная сущность, упоминающаяся в Зенд-Авесте, но позднее отождествляемая со злыми духами вообще. Слово «друдж» означает «обман». — Р. Х.
  25. Частях света. Более правильное написание — «карешвары». — Прим. перев.
  26. Сорок пять глав ритуальных гимнов зороастрийского священства. В них также включаются гаты (см.). Некоторые исследователи считают, что понятие Благого Разума в яснах позаимствовано из философии Филона, где используется понятие «Логос Теос», а следовательно, его введение в данные гимны датируется I в. до н. э. Пайк привержен противоположной теории, гласящей, что это Филон позаимствовал свою философию из центрально-азиатских степей. — Р. Х.
  27. Пайк пользуется данным термином не вполне правомерно. Ормузд не является язатом, а язат не является воплощенным объектом поклонения. Это малый гений, сотворенный Ахура-Маздой и иерархически пребывающий ниже Амеша Спента в небесном воинстве персидской религии. К этой категории после пришествия Зороастра было отнесено персидское божество Митра. Само слово переводится как «почтенный». — Р. Х.
  28. Имеется в виду Сраоша, воплощение повиновения Божественному закону в зороастризме. — Р. Х
  29. Пайк имеет в виду Гушнаспу, один из трех священных огней зороастрийской религии, огонь воинов. Этот огонь располагался в Шизе и поддерживался магами. Он символизировал единство политической и религиозной жизни персов. Параллель с христианским Логосом является собственным изобретением Пайка. В «Лекциях об Арье» он приводит название как «Виштаспа». — Р. Х.
  30. Сирийский философ-неоплатоник (ок. 250 — 330 гг. н. э.), ученик Порфирия и основатель собственной философской школы. Умер в годы правления Константина. До наших дней дошло удивительно много его трудов. Необходимо отметить, что в данном случае Пайк достаточно добросовестно цитирует его трактат «De Mysteriis». — Р. Х.
  31. Имеется в виду «Corpus Hermeticum», анонимное произведение нескольких авторов приблизительно II в. н. э., приписываемое Гермесу Трисмегисту. — Р. Х.
  32. «Небесный Господин» и «Верховный Владыка» древней китайской религии. По легенде, являл свое неодобрение деяниями людей, устраивая, например, солнечное затмение в начале нового года. Правители Китая поклонялись ему с XII в. до н. э. Древняя религия утратила свое влияние в V в. до н. э. при взлете популярности конфуцианства. — Р. Х.
  33. Высшее божество в понимании древних китайцев, правящее как людьми, так и низшими богами. В отличие от Шан-Ти, не обладает личностью. Со временем оба эти персонажа слились в один. Считается, что власть императора проистекает от власти Тянь-Ди, а природные катаклизмы, равно как и общественные и политические потрясения предвещают неотвратимое падение одного правителя и восшествие на престол другого. — Р. Х.
  34. «Господин Беспредельного Света» в японском буддизме. Поклонение этому божеству было своего рода «шагом назад» в развитии буддийской религии и дальнейшим этапом развития практики созерцательной медитации, распространившимся также в Китае и Индии. Легенда гласит, что Амида своей милостью сотворил Землю Чистоты, или Чистую Землю, Рай, где он ныне и пребывает в ожидании прибытия туда всех набожных душ, призывающих его имя. Считается, что он обладает властью спасать души даже тех, кому не хватает самоотречения для аскетической практики. Постепенно приверженцы культа Будды-Амиды сформировались в секту, носящую милленаристский характер, то есть стали ожидать последних времен хаоса и крушения окружающего материального мира. Некоторое представление об Амиде можно составить, читая размышления Цзян-Си (942 — 1017) в книге «Рождение Чистой Земли», которую по художественному воздействию на читателя можно сопоставить только с «Божественной комедией». Утверждение Пайка о том, что его нельзя было изображать, является ошибкой источника. Цзян-Син сам рисовал Амиду, было отлито множество его статуй, самая известная из которых — это Дайбуцу (Великий Будда) в Камакуре (1252). То же самое можно сказать и об утверждении Пайка относительно храмов: их было в те времена возведено не меньше. — Р. Х.
  35. Мифическое место упокоения душ после смерти в древнескандинавской мифологии, обитель богов, наподобие греческого Олимпа. Попасть в Асгард можно по мосту-радуге. Там стоят золотые и серебряные дворцы, прекраснейшим из которых является Валгалла — жилище Одина. — Р. Х.
  36. В скандинавской (тевтонской) мифологии — жестокая богиня, наполовину белая, наполовину черная, правительница Нифльхеля — девяти миров, составляющих мир умерших от болезней или от старости. Пайк использует здесь более позднюю мифологическую версию мироустройства, подразумевающую наличие особого таинственного мира посмертных кар. В более ранних версиях мифа этот мир был скорее сродни греческому Гадесу, чем христианскому Аду (англ. Hell). — Р. Х.
  37. Младшая Эдда. Видение Гюльви. О Всеотце, высочайшем из богов. Издательство «Наука», Ленинградское отделение, Ленинград, 1970. Издание подготовили: О. А. Смирницкая; М. И. Стеблин-Каменский. — Прим. перев.
  38. Макс Мюллер (1823 — 1900) — немецкий востоковед, начал с изучения санскрита, но позднее переключился на историю религии. Более всего знаменит изданием 51 тома «Священных книг Востока» в период с 1879 г. до смерти. Занимался изучением сравнительных мифологии и лингвистики, религии. В 1849 — 1875 гг. занимал профессорскую кафедру в Оксфорде. — Р. Х.
  39. По иудейскому календарю, изначально седьмой месяц года, после исхода из Вавилонского пленения переместившийся на первое место, где остается по сей день. — Р. Х.
  40. Здесь Пайк цитирует «Второе письмо доктору Круцификсу» Оливера (1847). Имеется в виду храм Аполлона в ионийском городе Кларосе. Легенда приписывает его возведение дочери слепого царя Фив Тиресия. Упоминания этого оракула встречаются даже в британских летописях, настолько велико было его влияние на умы римлян по всему миру. — Р. Х.
  41. «Поклонение чужим богам». Часть Палестинского Талмуда, в которой содержатся указания относительно ограничения контактов между иудеями и язычниками, особенности за три дня до таких языческих праздников, как Январские календы, сатурналии и годовщины восхождения на престол и смерти императоров. Пайк заимствует описание этого трактата напрямую из толкования доктора Оливера на хоругви степени Царственного Свода (1847, стр. 15). — Р. Х.
Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима