Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима
Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима
Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима

Древний и Изначальный Устав Мемфиса-Мицраима

Древний и Изначальный Устав Мемфиса-Мицраима
Масоны в России

Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима

ВЧ — Лестницы земли и лестницы неба

Часть первая. Введение

Вначале несколько слов о причинах, побудивших автора написать эту работу и сделать это именно так.
Идею сопоставить восточнохристианское учение и каббалу автору подал Досточтимый мастер, любезно намекнувший на многочисленные и хорошо различимые параллели в работах каббалистов и в трудах христианских мыслителей.
В ходе работы над этим исследованием выяснилось, что сила и лабильность изучаемого материала не позволяет в короткие сроки создать лаконичный и прозрачный текст на предложенную тему. Поэтому автор, вспомнив старое правило о том, что если не получается написать быстро и коротко, можно написать длинно и долго, позволил себе снять ограничения как на объем работы, так и на сроки.
Одним словом, сейчас вниманию собрания предлагается пополняющийся цикл текстов, который вряд ли поразит кого-то серьезными новостями о параллелях и расхождениях между православием и каббалой, но зато рассмотрит несколько странных, любопытных и поучительных совпадениях между ними.

Часть вторая. Имена

Глава 1. Кто все эти люди?

Итак.
Первое из любопытных (хотя и несколько поверхностных) совпадений, с которыми довелось столкнуться автору этой работы состояло в том, что двое из знаменитейших и величайших богословов каббалы и православия носят одинаковые и при этом не самые распространенные прозвища.
Один из них, Йегуда Лейб Алеви Ашлаг, более известен под именем Бааль-Сулам, которое обычно не переводится на русский язык, но будучи все же переведенным, означает Хозяин или Господин лестницы.
Вероятно, менее известный нашей аудитории Иоанн, прозванный Лествичником, жил в VI веке примерно на полдороги из Иерусалима в Египет. Вся его жизнь была связана с монастырем Святой Екатерины, стоящим у подножия предположительно той самой горы Синай, на которой Моисей получил от Бога скрижали завета.
Главное, чем знамениты Иоанн Синайский по прозвищу Лествичник и Йегуда Ашлаг по прозвищу Бааль-Сулам, это своими книгами, которые, как можно догадаться, тоже называются «Лестницами».

Глава 2. О чем эти книги?

На вопрос, можно ли описать парой слов, в чем состоит величие и слава Иоанна Синайского и Йегуды Ашлага, можно ответить просто: каждый из них — великий систематизатор и популяризатор своего учения, чем и прославился.
Йегуда Ашлаг, посвятивший жизнь распространению каббалы, оставил после себя несколько фундаментальных трудов на эту тему.
Возможно, самая известная его книга — многотомное «Учение Десяти Сфирот» (Талмуд Эсер Ха-Сефирот), систематизирующее и обобщающее учение лурианской каббалы, однако свое имя Бааль-Сулам он получил не из-за нее.
Прозвище Бааль-Сулам отсылает нас к его другому труду: комментарию к книге «Зоар», который озаглавлен «Перуш а-Сулам» или «Комментарий лестницы». По его собственным словам, такое название комментарий получил потому, что это руководство для каждого человека, с помощью которого можно «подняться… и увидеть суть книги «Зоар»»1.
Точно такую же цель преследовал Иоанн игумен Синайский, когда по просьбе своего коллеги Иоанна игумена Раифского, составил монашеское аскетическое руководство «Лествица». По единодушным отзывам как современников, так и последователей Иоанна, «Лествица» стала конкретным руководством для аскета, стремящегося взойти на небо, а потому прилагающего усилия для очищения от греха, искоренения страстей и восстановления в человеке образа Божия.
«Лествица» — не единственное православное аскетическое руководство, дошедшее до нас с тех времен, но, безусловно, одно из самых известных, детальных и популярных.

Глава 3. Что это за лестницы? Маленькое отступление

К каким лестницам отсылают нас названия каждой из этих книг и прозвища Иоанна игумена Синайского и Йегуды Лейб Алеви Ашлага?
Конечно, все знают прекрасную историю об Аврааме, Исааке, Иакове и двенадцати сыновьях Иакова, изложенную в книге Бытия. На всякий случай частично повторим ее фабулу.
Иаков выманил хитростью благословение у своего отца Исаака и в страхе бежав из родительского дома от своего разъяренного брата Исава из Ханаана в Месопотамию.
Когда его застала ночь, он преклонил голову на подвернувшийся камень и увидел во сне лестницу, стоящую на земле, касающуюся неба, по которой поднимались и спускались ангелы2. На вершине же лестницы стоял Бог, который утешил Иакова и дал ему множество обетований3.
Как указывают известнейший библейский и талмудический комментатор Раши и издательство Сончино4, местом, где Иаков спал и видел лестницу, была гора Мориа, или нынешняя Храмовая гора в Иерусалиме.
На месте, где во сне Иакова стояла лестница, за последние три с половиной тысячи лет последовательно возводились жертвенник царя Давида, Первый иерусалимский храм, Второй иерусалимский храм, мечети Купол скалы и Аль-акса, а также католический храм Соломона, давший название Ордену тамплиеров.

Глава 4. Какой в этих лестницах смысл?

Интересно, что сам Йегуда Лейб Алеви Ашлаг, говоря о названии своей книги комментариев к «Зоар» «Перуш а-Сулам» — и, соответственно, о происхождении собственного прозвища, вероятно, из скромности не настаивал на том, что выстроил лестницу, ведущую от Земли на Небо, ограничиваясь утверждением, что ведет она к сокровищам книги «Зогар».
«И назвал я эти комментарии «Сулам», дабы показать, что предназначение их такое же, как у лестницы, поскольку если перед тобой прекрасная вершина, то не хватает только «Лестницы» подняться к ней», — довольно прозаически писал он в предисловии к книге «Зоар».
Помог отождествить книгой Ашлага с Лестницей Иакова Михаил Лайтман, который в одной из своих бесед5 заявил напрямую: да, Йегуда Ашлаг, называя свою книгу-предисловие к «Зоар» «Лестницей»-«Сулам» подразумевал именно Лестницу Иакова.
Иоанн Лествичник напротив подчеркивал, что книга его «представляет… лествицу утвержденную, возводящую от земного во святая святых, на вершине которой утверждается Бог любви». Видимо, эта и есть та самая лестница, пишет он, которая приснилась Иакову6.
Лестница, как сущность, соединяющая Землю и Небо, — простой и прозрачный символ, хорошо известный во множестве культур.
Так, например, последователи ислама считают, что по лестнице пророк Мухаммед во время мираджа поднимался на Небо, и по ней же поднимутся в свое время праведники.
Египетская «Книга мертвых» утверждает, что лестницы в небо присущи богам Гору и Сету. По ним взбираются на небо для суда души умерших.
Собственная лестница, как путь от земли к небу, имеется у буддистов, у шаманистов, а также у группы Led Zeppelin.
Однако, если взглянуть, каковы толкования Лестницы Иакова у христианских и иудейских богословов, которым этот символ наиболее аутентичен, можно увидеть, что его содержание не ограничивается восхождением с Земли на Небо.

Глава 5. Что об этом говорят евреи?

Иудейские толкователи Раши и «Сончино» уделяют много внимания Ангелам Божиим, которые, согласно библейскому тексту, восходили и нисходили по лестнице.
Весьма экзотическое толкование этому стиху дал Раши, заявивший, что ангелы земли Израиля не выходят за ее границы, поэтому они ушли на небо, а, чтобы сопровождать Иакова в дальнейшем пути, с неба спустились другие.
Издательство «Сончино» в своем комментарии увязывает этот отрывок напрямую с процессом исправления мира, тиккун.
Связь между материальным и духовным миром, которую символизирует лестница от земли до неба, существует, но ее реализация зависит от усилий Иакова, который занят исправлением мира, пишет комментатор.
Как только исправление началось, и связь наладилась, два ангела, уничтожившие Содом, получили прощение и, воспользовавшись этим, поднялись на небо. Наказаны эти ангелы в свое время были за свое заявление Лоту, будто разрушают Содом по собственной воле, а не волей Господа.
Наконец, собственное толкование библейскому отрывку с Лестницей Иакова дает Михаил Лайтман7.
В своих работах он неоднократно высказывает мысль, что вся Тора рассказывает только о том, как мы исправляем каждое желание и намерение, существующие в нашей душе, и больше ни о чем.
Образ Лестницы Иакова раскрывает методику подъема к высшим сфирам древа сефирот, пишет Лайтман. Согласно его толкованию, ангелы, спускающиеся по лестнице, символизируют духовные силы, приходящие к человеку от Творца, а образ восходящих ангелов обозначает подъем человека ко Творцу с помощью полученных от него сил.

Глава 6. Что об этом говорят православные?

Православные святые отцы и современные толкователи Библии предлагают исследователю вполне ожидаемые комментарии
Самые популярные их толкования отождествляют лестницу с крестом, на котором был распят Иисус Христос. Согласно им, Христос стоит и на вершине лестницы.
Более обыденные толкования именуют Лестницу Иакова лестницей добродетелей, с помощью которых можно взойти на небо, называют восходящих ангелов праведниками (в частности, восхищенным при жизни на небо апостолом Павлом), а нисходящих — дьяволом и его воинством, низринутым с неба, а также согрешившими аскетами.
Из общего ряда выбивается интересное толкование митрополита Кесария Арелатского, жившего в нынешней Франции в VI в.
Напоминая евангельские слова Христа «отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому»8 (то есть не только поднимающихся ко Христу, но и одновременно к Нему спускающихся), святитель Кесарий делает вывод, что пребывая на вершине лестницы, то есть будучи прибит к древу креста, Христос одновременно находился и у подножия лестницы, где его прообразовывал спящий Иаков9.
Символическое отождествление Иакова со Христом у Кесария Арелатского распространяется и на дальнейшие библейские события10.
Об оккультных увлечениях Кесария Арелатского, местночтимого святого Сурожской и Корсунской епархий, нам абсолютно ничего не известно. Однако нарисованный им образ Иисуса Христа, находящегося одновременно на двух концах лестницы, ведущей с Земли на Небо, и отправляющего по ней в обе стороны ангелов для служения, в глазах современного читателя окрашен в весьма герметический оттенок.

Временный эпилог

Здесь заканчивается первая часть работы.
О следующей части этой работы известно, что в ней будет присутствовать меньше лестниц, чем в нынешней, и, скорее всего, она будет посвящена разбору одному из самых загадочных понятий христианского аскетизма и его сопоставлению с аналогами, существующими в каббале.

  1. Статья Йегуда Ашлаг (Бааль Сулам), http://www.kabbalah.info/rus/content/view/clean/33576/31542
  2. Бытие, 28:12.
  3. Бытие, 28:13-15.
  4. Издательство «Сончино» использует комментарии раввина Йосефа Цви Герца.
  5. «Вайеце», беседа Михаэля Лайтмана с Гилем Копачем. Телепрограмма «Недельная глава Торы», передача 7, 16 июля 2008 г. http://www.kabbalah.info/rus/content/view/frame/68115?/rus/content/view/full/68115&main
  6. «Лествица или Скрижали духовные», Предисловие.
  7. «Вайеце» http://www.kabbalah.info/rus/content/view/frame/68115?/rus/content/view/full/68115&main
  8. Евангелие от Иоанна, 1:51.
  9. Свт. Кесарий Арелатский, Проповеди.
  10. Например, женитьбу Иакова Кесарий Арелатский уподобляет обручению Христа с Церковью, не уточняя, какую из двух свадеб и четырех жен он имеет в виду.
Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима