Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима
Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима
Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима

Древний и Изначальный Устав Мемфиса-Мицраима

Древний и Изначальный Устав Мемфиса-Мицраима
Масоны в России

Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима

Бид Э. — Ландмарки вольного каменщичества

THE LANDMARKS OF FREEMASONRY
By Elbert Bede, 33°, K.T.

Editor, Oregon Freemason
Past Master
Past Venerable Master of Kadosh, Ancient and Accepted Scottish Rite
Past Eminent Commander, Knights Templar, American Rite
©Macoy Publishing and Masonic Supply Company, Richmond, Virginia, 1954

ISBN-0-88053-020-0
ЛАНДМАРКИ ВОЛЬНОГО КАМЕНЩИЧЕСТВА
Элберт Бид, 33°, K.T.

Редактор «Oregon Freemason»
Бывший Досточтимый Мастер
Бывший Весьма Могучий Великий Мастер Ареопага Рыцарей Кадош (Древний и Принятый Шотландский Устав)
Бывший Высокородный Командор Ордена Рыцарей Храма (Американский Устав)
©Перевод с английского Е. Л. Кузьмишина, 2005

Глава 1. Определение ландмарок

Вопрос ландмарок является во франкмасонстве, вероятно, одним из самых неоднозначных и непростых для решения; он с немалым пылом обсуждался многими авторитетными масонскими учеными, но до сих пор остается так же далек от однозначного и во всех случаях применимого решения, как был в самом начале обсуждения. Максимум, чего лично я собираюсь добиться, — это собрать достаточно примечательного и интересного материала, который может быть полезен тем братьям, кто желает получить определенные данные о данном предмете и попытаться найти лично для себя то или иное решение данного вопроса.
Каждый Вольный Каменщик обладает точно таким же, как у меня, неоспоримым правом формировать собственное мнение в отношении даже самого понятия «ландмарка». Я бы хотел предварить свою работу утверждением, что я придерживаюсь убеждения, что наши ландмарки, в число которых для меня входят многие, если не все, наши обычаи, ритуалы, традиции и их особенности, являются стержнем, кровью и плотью всего Ордена Вольных Каменщиков. Они сами суть Орден Вольных Каменщиков. Без этих ландмарок, без древних обычаев и традиций, ритуалов и их особенностей масонства бы не было, по крайней мере, в такой форме, в которой оно известно нам. По моему мнению, на протяжении веков существования нашего Ордена в них должно быть как можно меньше изменений. По моему мнению, франкмасонство исчезнет, если мы будем пытаться осовременить его, например, избавившись от его устаревших, с точки зрения языка, формулировок или каких-либо иных обычаев, традиций, ритуалов или их особенностей. Я не настаиваю на необходимости для каждого Вольного Каменщика придерживаться этой точки зрения, однако уверен, что предлагаемый мной в данной работе для рассмотрения материал может представлять немалый интерес также и для тех, кто расходится со мной во мнениях.
Относительно самого понимания, что такое ландмарка, существует множество кривотолков, порожденным недопониманием и даже полным непониманием сути термина, и мне видится, что больше всего кривотолков порождено как раз теми, кто много времени и усилий посвятил изучению вопроса ландмарок и в разное время предпринимал попытки дать им определение и свести в единый список. К этому выводу я пришел в процессе подготовки данной работы, когда поставил себе целью ознакомиться с воззрениями относительно проблемы ландмарок видных масонских исследователей и признанных специалистов.
С удивлением я выяснил, что некоторые из них вообще отказываются признать существование каких-либо ландмарок или, по крайней мере, сомневаются в нем, в то время как другие выдвигают совершенно различные определения данного понятия, различные списки различного их количества, причем, даже среди тех, кто придерживается более или менее сходных определений.
Большинство видных и авторитетных масонских ученых, изначально согласных с тем, что ландмарки существуют, также сходятся в принятии изначального общего определения ландмарки как «вехи, чего-либо, предназначенного для отмечания границы или отделения чего-либо от ряда чего-либо подобного». В таком понимании ландмарка может быть и конкретным материальным предметом, служащим также указателем. Обычно такие ландмарки существуют так давно, что и сами они, и цель их установки входят в область общего и общепризнанного знания. Такими ландмарками могут быть выложенные из камней ряды, ограды по границам земельной собственности, старые здания, природные объекты, старые деревья, монолиты, — короче говоря, все, что может служить географическим ориентиром. Данное определение географической вехи и послужило отправной точкой для формулировки определения масонской вехи (ландмарки) как чего-либо, что выделяет франкмасонство из ряда чем-либо подобных ему общественных институтов. Обычно ландмарки являются чем-то характерным только для нас, или чем-то характерным только для нас является метод следования этим ландмаркам. Некоторые из них, возможно, изначально не были характерны только для нас, но они используются нами в течение столь продолжительного времени, что в настоящее время стали неотъемлемой нашей чертой, не только в наших собственных глазах, но и в глазах окружающего профанского мира. Многие авторы – составители списков ландмарок не включают в свои сборники достаточно многочисленные положения, вполне, между тем, подпадающие под только что приведенное определение.
Судя по всему, первое публичное использование термина «ландмарка» применительно к нашим характерным особенностям имело место в «Общем регламенте» Пейна (1723), что естественным образом заставляет всякого исследователя начать размышлять над правомочностью термина «древние ландмарки», поскольку, судя по всему, данное понятие сформировалось приблизительно в период формирования Первой Великой Ложи (1717), и в те времена наши братья, судя по всему, не называли ландмарки «древними». Если они не были древними тогда, тем более не являются они древними сейчас. В данной работе я надеюсь доказать, что некоторые ландмарки, традиционно считающиеся нами древними, таковыми не являются.
Четкое определение ландмарок доселе не выдвигалось официально ни одной из Великих Лож. Первая Великая Ложа мира и ее наследница – Объединенная Великая Ложа Англии – ни разу не публиковала такого официального определения или официального списка ландмарок. Итак, нам не суждено никогда выработать единое и общепризнанное определение ландмарок, по той простой причине, что не существует единой и общепризнанной централизованной организации Ордена Вольных Каменщиков во всемирном масштабе, которая обладала бы правом и властью узаконивать то или иное определение.
В отношении определения ландмарок мы пребываем в полной и совершенной зависимости от признанных масонских авторитетов, а каждый из них, между тем, выдвигает свое собственное их определение, видящееся ему наиболее полным и истинным. Практически любой читатель их трудов имеет точно такое же, как у них, право выдвигать собственные определения данного понятия, которые с той же степенью вероятности, что и у них, могут завоевать мировое признание. Далее я привожу несколько цитат, позволяющих судить о спектре мнений на данный счет:
Джордж Оливер, «Словарь символического масонства»: «Некоторые исследователи сводят ландмарки к обязательствам, знакам, пожатиям и проходным и священным словам; другие включают сюда и ритуалы посвящения в три символические степени, а также измерения Храма, его форму и опоры, убранство пола и потолка, оснащение и светочи ложи, а также иные ее символы; третьи полагают, что Орден не обладает какими-либо ландмарками вообще, за исключением его особых тайн (peculiar secrets)». Уверен, что большинство читателей никогда не думали о включении в список ландмарок многого из этого списка.
Роб Моррис, «Словарь франкмасонства»: «Символические узы, позволяющие узнавать, хранить и передавать другим символические границы общества франкмасонов». Рискну сказать, что для подавляющего большинства современных Вольных Каменщиков данное определение никак не может считаться удовлетворительным.
Джозайя Х. Драммонд, «Масонская юриспруденция»: «Единственным свидетельством того, что некоторые обычаи являются ландмарками, служит тот факт, что они именуются таковыми в старейших публикациях, относящихся к теме франкмасонства. Трудность здесь состоит в том, что один автор непременно отрицает право другого автора называть тот или иной обычай ландмаркой». Драммонд к тому же совершенно не ссылается на те или иные списки ландмарок в «старейших публикациях».
Гекстолл утверждает, что ландмарки – это таинства, существовавшие в старину среди оперативных каменщиков, однако нигде не сообщает об их сути.
Английский историк Биллсон пишет: «Ландмарки английского франкмасонства – это великие фундаментальные принципы нашей особенной системы нравственности, принятые основателями Первой Великой Ложи как основополагающие понятия (the Essentials) или провозглашенные законными властями как ландмарки». Таким образом, Биллсон косвенно признает, что могут существовать различия между ландмарками английской Великой Ложи и ландмарками иных Великих Лож. Это определенно может положить конец рассуждениям об обязательном всемирном соблюдении, обычно приводящемся как неотъемлемая черта ландмарок. Его заявление о том, что законная масонская власть вправе провозглашать ландмаркой тот или иной обычай идет вразрез с традиционной верой большинства авторов в то, что ландмарка, для того, чтобы считаться таковой, должна в течение крайне продолжительного времени неукоснительно соблюдаться и почитаться всей масонской общественностью.
Дара пишет в «Эволюции франкмасонства»: «Ясно, что в ранней масонской литературе авторы пользовались данным термином так, как считали нужным для выражения той или иной своей мысли, то так, то иначе».
Знаменитый масонский историк Гоулд утверждает следующее: «Про древние ландмарки можно хотя бы с некоторой долей уверенности в истинности сказать только следующее: никто не знает, что они включают в себя, а что не включают; они находятся в полном ведении земных масонских властей, потому что ландмаркой мгновенно становится все необходимое в данный момент для того, чтобы заставить оппонента замолчать, но в то же время ландмаркой не становится ничто из необходимого для реализации собственных замыслов». В наши дни вряд ли кто согласится с Гоулдом.
Альберт Пайк в своем пространном рассуждении о ландмарках пишет, в частности, следующее: «Основополагающие принципы древнего оперативного Вольного Каменщичества были просты и немногочисленны, и в наши дни они носят название ландмарок».
Масонская энциклопедия, изданная в 1824 г. в Германии, вообще не приводит определения ландмарок, ограничиваясь утверждением, что в старину данный вопрос вообще не беспокоил масонский мир. Ландмарки соблюдались в те времена точно так же, как они соблюдаются нами в наши дни (о чем будет рассказано в следующих главах), но при этом они не назывались так, как называются сейчас, и не выделялись из иных правил и обычаев.
Достаточно интригующее определение было недавно дано им Томасом С. Роем, тогдашним Великим Мастером Великой Ложи штата Массачусетс, который заявил, что ландмарки являются границами, в которые франкмасонство помещает само себя, а то, как мы пользуемся ландмарками, указывает на то, что франкмасонство заинтересовано в самоограничении.
Доктор Маккей, автор определения и списка ландмарок, наиболее популярных в наши дни в масонском мире, явно пользовался для выработки своего собственного определения только что приведенными и некоторыми другими вариантами. В конечном итоге вот что он написал: «Наверное, безопаснее всего ограничить их самыми древними, а поэтому действительно вселенскими обычаями Ордена, постепенно вошедшими в обиход как практические способы осуществления деятельности или единовременно принятыми как таковые законными масонскими властями в весьма отдаленное от нас исторически время, о каковом акте не сохранилось, или не дошло до нас, определенных исторических документальных свидетельств. Ни время их введения в обиход, ни осуществившие его власти не оставили после себя летописных свидетельств, а поэтому считается, что они «древнее древнейших свидетельств памяти или истории». Таким образом, первым и главным требованием к традиции, или обычаю, чтобы ее или его можно было назвать ландмаркой, является, чтобы она или он существовали «с тех времен, с которых их существование не опровергает память поколений». То есть ключевым элементом здесь является их древность».

Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима