Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима
Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима
Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима

Древний и Изначальный Устав Мемфиса-Мицраима

Древний и Изначальный Устав Мемфиса-Мицраима
Масоны в России

Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима

Аржанухин С.В. — Философские взгляды русского масонства

9. Понятие свободы воли в масонском мировоззрении.
Проблема добра и зла

Св.[ободный] Кам.[енщик] есть муж, побеждающий свои страсти
и покоряющий волю Закону просвещенного Ума,
то есть просвещенного внутренним светом, просвещающего
всякого человека, грядущего в мир1.

Проблема свободы воли относится к одной из центральных в философии, но одновременно с этим считается и «проклятой проблемой». Ни один мыслитель в истории философии не прошел мимо нее. Это и понятно. В зависимости от того, как решается проблема свободы, рассматриваются вопросы вины и ответственности человека, определяются пути развития творчества и судьба высших духовных ценностей. Но законченной картины ни у одного из исследователей не выходит. Она относится к числу тех проблем, которые при своей систематической теоретической разработке характеризуются многозначностью и массой недоразумений.
Русские каменщики, как показывают материалы журнала, были также «обеспокоены» тем, что есть свобода воли. И в этом нет ничего удивительного, если в своем самоназвании они используют термин «свободный» как отличительную черту своего образа мысли и действия. В журнале выделяется целый ряд статей, которые специально посвящены этой проблеме. Помимо того, отдельные высказывания, посвященные именно этому вопросу, встречаются практически во всех нравоучительных речах.
Специальной теории «свободы воли» русские масоны не создавали. Более того, свобода воли для религиозно-мистического мировоззрения масонов составляет необъяснимую тайну человеческого бытия, открыть которую можно только в самом религиозном опыте. Такой опыт и ставили высокопросвещенные братья в своих ложах. По этой причине требуется определенная реконструкция их взглядов и восполнение «пропущенных мест» в рассуждениях на основе уже проведенного анализа исторического прошлого масонства, тех целей и задач, которые они решали в своей практической и теоретической деятельности, и, конечно же, с учетом их метафизических и нравственно-религиозных положений.
В решении вопросов о свободе воли масоны исходили, как им казалось, из своего собственного учения, так как «…нет ничего человеческому естеству и силам душевным столь сродного, как истинное Вольное Каменщичество» [1].
Первым шагом в определении того, что есть свободная воля, выступает безусловная вера (и одновременно философское положение) масонов о человеке как образе и подобии Божьем. Телесные, душевные и духовные силы человека имеют одни и те же законы, так как исходят от одного Законодателя и Источника. По этой причине у человека, созданного по образу и подобию Божьему, тело не может выступать источником греха.
Точно так и мир, сотворенный из «ничто», имеет единый центр. Отсюда, заключали масоны, и происходит сходство между материальным, животным и духовным миром. Человек занимает срединное положение между Богом и натурой. По отношению к Богу он «страждущий», а в отношении к Натуре — «действующий».
Человек, как и Бог, есть существо личное; он не растворяется в природе. Это означает, что природа хотя и «причастна» человеку, находя в нем свое высшее проявление, но она по отношению к нему «страждуща». Через человека природа приобретает свой «личностный смысл» как стремление к «обожению». Космические последствия грехопадения, когда тварное подверглось смерти и тлению, могут быть преодолены только человеком. Мир идет за ним, потому что он — как бы природа человека. Путь спасения мира есть путь соединения первоначального образа человека с Первообразом. «Соработничество» Бога и человека возвышает и спасает и натуру. «Самое естество ежечасно и ежеминутно вспомоществует вольности нашей. Оно почти поимянно призывает нас, чтоб быть соучастниками того, к чему избрала нас и способными учинила Натура. И так от нас только зависит понимать то, что составляет блаженство наше и возводит нас как бы выше себя самих» [2].
Это положение — быть по отношению к Богу «страждущим», а по отношению к натуре — «действующим» — определяет место человека в мире. Следовать этому закону или же препятствовать его исполнению — для этого ему дана свободная воля. Если человек исполняет данный закон, то он идет к блаженству; если — нет, то отвращается от Бога. Но даже если он и выходит изпод действия закона, то он тем не менее находится во власти Творца, но только не непосредственно, а через внешнюю и внутреннюю натуры.
Бог создал вольного мужа, дал человеку свободу и потому Он знает сущность и свойства дарованной Им свободы. По этой причине Создатель не будет требовать от человека того, что сущности и свойствам свободы его было первоначально предназначено. Один раз предоставив человеку свободу, Бог уже не вмешивается и не изменяет ее начала. Иначе бы это было покушением на личное начало человека. Но при этом масоны постоянно утверждали, что Творец мира есть единственный справе дливый и совершенный обладатель воли человека, и просвещение ее добродетелью и разумом зависело только от Него. Через дарованную свободу человек становится личностью, так как несет на себе ответственность и направляется к «обожению».
Свобода для масонов, наряду с разумом, есть право, которое дается человеку от рождения. «Мы все одарены от Всевышнего Строителя мира здравым разумом и свободною волею» [3]. Все, что несвободно и несознательно, не имеет личной ценности. Дар свободы предполагает духовную основу.
Кого же можно считать свободным? «Без сомнения, свободным должен тот называться, кто все свои дела производит по своему изволению, кто неподвержен чуждому закону, не угнетается оным, но сам себе пишет Уставы, сам своими деяниями правит и есть властелин над собою» — говорится в «Рассуждении об истинной свободе человека» [4]. На первый взгляд может показаться, что свобода здесь оказывается равнозначна произволу. Но вопрос в том, что понимать под «неподверженностью чуждому закону», что есть для свободного человека «Уставы» и что означает быть «властелином над собою»? Для масонов ответ на него был ясен — это тот, кто побеждает свои страсти, земные привычки и склонности; тот, чья воля подвержена законам просвещенного ума.
Более развернутая характеристика свободы воли и свободного каменщика дается в речи «Чем обладаем должен быть Свободный Каменщик; и могут ли все, называющиеся оными, быть истинными Св.[ободными] Кам.[енщиками]» [5]: «Свободный Каменщик есть свободный муж, умеющий преодолевать свои склонности, умерять желания и волю свою подвергать законам Разума. Свободный муж есть человек, признающий Бога, Законы и самого себя за единственных обладателей своей воли, которую он посредством разума и добродетели очистил, и пределы ее познал касательно до Бога» [6]. Стремление к «обожению» и достижению благодати не может осуществляться по принуждению с какой бы то ни было стороны. «Неограниченная свобода неразделима с возможностию достигать тех блаженств, к которым мы сотворены» [7]. Но путь труден, так как первоначальная непорочность была утрачена, и человек перестал быть властелином самого себя. Приведенное определение — это образ желаемого будущего для масона. И среди каменщиков, как считали они, не так уж много тех, кто действительно достиг этого предела. Но только через достижение этого идеала брат и становится истинным и справедливым каменщиком.
Через дарованную свободу масон открывает в себе черты подобия Божественного существа. Исходя из сказанного, становится ясным утверждение, что «свободный человек есть Гражданин Мира и член общества сего света…» [8]. По этому высказыванию вполне можно упрекнуть русских масонов в космополитизме. Однако черты «гражданина мира» исходят из христианского мировоззрения. Более того, подлинное философствование начинается только тогда, когда мыслитель занимает именно такую, а не ограниченно национальную позицию. А как показывают исследования отечественных масоноведов, признание «всечеловеческого» начала в философских взглядах не устраняло черты национальной принадлежности масонов. Это — во-первых. Во-вторых, для масонов Бог в философских рассуждениях — не только объект веры, но и гарант законосообразного устройства мира и человека.
Бог в мировоззрении русских вольных каменщиков выступает христианским. Бог Творец и Бог Отец — один для всех. Все творения Ему любезны. Христос есть во всех. Люди лишь различными именами называют Его. «…Творец неба и земли есть один и тот же, Юпитером ли, Озирисом ли, Саваофом Его называют…» [9]. Но язычники и нехристиане имеют различные и неверные представления о Нем. «Брр.[атья] Христиане! Не мы ли паче должны прославлять Господа? Язычник знает Бога только гадательно, по темным басням; Иудей имеет причину сетовать о мнимой медленности Божией в избавлении от угнетения по обетования ЕГО, страждущего Его народа; Турок имеет о Величестве и Святости ЕГО такие странные и глупые понятия, которые в нелепости своей превышаются только бреднями безбожников и вольнодумцев. Мы одни, счастливые чада Вышняго, и на земле стоим уже на степени, близкой к небеси, и можем восходить туда ес[ли] пожелаем, можем совоспевать ЕГО с чистейшими Ангелами и соединять возношение Сердец и Умов с хвалебными ликами Серафимов и Херувимов» [10].
Масоны совершенно определенно считали, что Библия имеет сильнейшее влияние на народы и отдельного человека. «Народы, читающие Библию, человеколюбивее, умнее, даже храбрее и сильнее неимеющих счастья пользоваться сим сокровищем» [11]. Подлинная история народов связана с распространением христианства, а соответственно с этим подлинно свободным можно стать только через веру Христову.
Каждая тварь, чувствующая или одушевленная, имеет на земле свое предназначение. Оно состоит в достижении лучшего состояния, отвечающего его существу, т.е. блаженства. К этой же цели стремится и человек: «…Неколебимая и непреложная есть истина, что все деяния и помыслы добрые и злые имеют целью снискание благосостояния. Всевысочайшее Благо всеяло в нас сие желание, сию искру, возжигающую нас к трудолюбию, которую, однакож, нередко человек ко злу обращает. Все люди желают быть блаженны, следственно, все единого желают» [12].
История человеческих действий показывает удивительное и странное смешение самых высоких и низменных порывов. В одних случаях человек возвышен, в других оказывается низведен до животного состояния. Но при всем разнообразии поступков, как считали масоны, сущность его остается одна и та же. Тогда в чем состоит причина такого противоречия, что все люди стремятся к одному и тому же, т.е. к блаженству? Основная причина этого состоит в том, считают масоны, что человек сбился с истинного пути и не понял своей основной должности — «не познал и не уразумел самого себя» [13], не раскрыл своего богочеловеческого единства. Блаженство, по глубокому убеждению членов ордена, зависит от самих братьев и находится в истинном, внутреннем человеке.
Есть «вещи», которые находятся во власти человека. К ним относится его внутренний духовный мир. Но есть другие, которые не в нашей воле; они определены самим творением мира. Там, где человек выступает как истинный человек, он связан с вещами, которые принадлежат его сущности. На них он строит свое благо. К тем же вещам, которые не находятся в его воле, он прибегает только в тех случаях, когда они оказываются нужны для пользы уже имеющегося блага. Внешний же человек поступает прямо противоположно: он пренебрегает всем тем, что отвечает его сущности и начинает стремиться к чуждым ему вещам, ко всему тому, что дано человеку лишь на время, на определенный срок. До тех пор, пока человек прогоняет зло, не поклоняется чуждому ему закону, он блажен и свободен. Но как только он начинает действовать по чуждому ему закону, «исторгается тогда из Сердца его Богоначертанный закон Его Царствия, и он бывает рабом!» [14].
Отсюда понятен призыв масонов искать блаженство не вне себя, а внутри, т.е. там, где возможно какое-либо изменение и совершенствование. Внутри человека «…содержатся правила и должности нашего звания, то есть яко человеков» [15]. Из масонских выступлений видно, что свобода человека не только неограничена, но и не коренится в бытии: «К единому стремится Высочайшему Блаженству, тленное почитает посторонним, Небесное и Умственное почитает яко свое естественное» [16]. Источник свободы — вне бытия.
Представление о том, что масоны как вольные каменщики стремились воплотить всеобщее равенство и жить, следуя не какому-либо закону, а лишь своим страстям и желаниям, не соответствует их мировоззрению. Для них такая вольность есть рабство. Человек же, заключенный в оковы, может оставаться свободным, поскольку терпит угнетение лишь его внешнее состояние, а не внутреннее. Внутренне он может быть свободен, если сохранил в себе подлинное человеческое предназначение. Диалектика «раба и господина» как нельзя лучше подходит для характеристики этих взглядов. «Обладатель многих стран, сильный оружием и богатством, который пишет народам своим законы и имеет власть повергать их в оковы, ежели нечистую совесть имеет, ежели предан страстям, есть раб» [17].
Свобода, дарованная Богом, дает человеку возможность действовать избирательно по отношению к вещам: выбирать добрые вещи и отметать злые, а с помощью премудрости самое зло обращать в свою пользу, «снимать с него благие плоды и таким образом входить на ту степень вечности, которая назначена для человека» [18].
Божественным законом определено, чтобы человек, обладающий свободой, всегда «искушался в выборе добра и зла», т.е. в выборе того, что соответствует его сущности, или же нет. Только проходя по этому пути он приобретает подлинные права истинного человека. «Сам БОГ спасти человека без человека не может, ибо сие противно ЕГО Премудрости и не вместно с дарованною нам от НЕГО свободою» [19]. Цель свободы состоит в том, чтобы Его достигали только те, кто действительно к Нему стремится и избирает. Именно к такому числу людей и относили себя масоны.
Бог не изменяет законов натуры, и человек сам осуждает себя на страдания и сам отвергает средства к благополучию. «Бог не сотворил Ада, человек творит его для себя» [20]. Значит, душа его должна самостоятельно обратиться к Богу, а вместе с тем и он должен приобрести свою собственную природу, стать ее подлинным господином.
Жизнь есть для масонов непрестанное приближение к Нему, есть богочеловеческий процесс: «Или со Христом умереть и в нем восстать, или быть ввержену в крайнейшия тьмы. Едино из сих есть наш неизбежный жребий. Нет третьего, нет среднего состояния между обоих сих сторон, или все, или ничего, жизнь или смерть, свет или тьма — суть те две крайности, кои предложены нашему выбору» [21]. Для масонов Отец видим только в Сыне и через Сына познается и открывается.
Бог со дня сотворения Адама заботился о его благе. Сотворение человека и искупление им своего греха имеют целью вечное блаженство — соединение с Богом. Но без участия человека Творец не может достичь Своей цели. Одновременно с этим, Он не может полностью отдать человека во власть слепого разума и буйной воли. Благодать в этом случае для человека выступает в форме предвкушения будущего совершенства. Последний момент оказывается очень важен в масонских духовных исканиях и в их стремлении воплотить Царство Божье на земле в реальном смысле этого слова.
Натура устроена так, что она не содержит в своей сущности зла. Согласно масонскому мировоззрению: «Человек окружен добрыми и злыми вещами; сущности вещей суть все добрые, но токмо отношения оных бывают источником зла, и по отношениям называем мы вещи злыми, а не по естеству» [22]. Зло не имеет сущности, но безличного зла не существует. «Зла объективно нет, а только субъективно есть…» [23]. Зло выступает как результат личностного отношения человека. Оно есть только для чувственности и той дисгармонии с миром, которая действует в падшем человеке. Иными словами, в дочеловеческом бытии нет субъектов зла. Зло привносится человеком, и источником зла выступает «развратная воля». Только в человеке мы находим стремление ко злу. Его смысл заключается в бунте против Бога.
Великий Строитель сотворил человека, вложил в него способности ко всем блаженствам и сказал ему: «Все творение есть Глас ЕГО». Все созданное есть благо, «потому что Христос есть начаток всему. Мы видим сему доказательство в том, что самого ГОСПОДА Иисуса Иудеи хотели убить для того, что СЛОВО ЕГО не вмещалось в них […] как о сем свидетельствует Иоанн» [24]. Беда человека, что в падшем состоянии он в добре не видит добра — не может отличить его от зла.
Вполне естествен вопрос: если человек попал в рабство тленного мира, то возможно ли возвращение былой свободы? Ответ ясен: если сущность человека неизменна, и зло существует только в отношениях, то человек должен поставить себя в такие отношения, которые бы отвечали его естеству. Тогда он возвратит потерянную свободу, и она сможет проявить свои качества. Однако человеку не дано способности полностью обозревать всю картину своих поступков. Он до конца не знает, каким образом отзовется в будущем его дурной поступок. Все в руках Бога. «Все, что Всевышним Промыслом определено или хотя попущено, каким бы злом не казалось, наконец, будет добром, и в сем уповании мы можем спокойно и надежно все следствия онаго вверить в руки сего Всеуправляющего Промысла» [25].
Хотя все в конечном итоге определяется Божьим Промыслом, но это не означает, что человек может делать все, что ему вздумается. Напротив, мудрый муж, полагая, что все в конечном итоге станет добром, должен деятельно участвовать в творении добра, а не успокаивать свою совесть конечными результатами Божьего Промысла. Этим он способствует «…делу Великого Строителя, Который Духов разумных в мире сем посвятил в работники и пособники Себе и посредством их свободы невидимо управляет целым» [26].
Человек в этом мире — пришелец. Здесь только его временное пристанище — постоянно повторяли масоны. «Да, Брр.[атья] мои, сия жизнь есть жизнь испытания, есть токмо приуготовление к Истинной жизни, то есть непрерывной» [27]. Человеку надо сосредоточивать свое внимание не на тех отношениях, которые умирают вместе с телом, т.е. не на том, что связано с преходящим, а на том, что отвечает его истинной сущности — человеческой душе. Но в земной жизни человек может стать «гражданином небесным». Речь идет не о создании сверхземного потустороннего совершенства, а об истреблении препятствий в стремлении стать истинно счастливым. Масон не должен оставлять свои мирские дела, но обязан совершать их в духе любви и дружбы к ближнему.
Отказ от «радостей» жизни носит в масонском мировоззрении диалектический характер. Например, честолюбие относится к внешним вещам, но им можно пользоваться, не теряя своей свободы. Только надо следовать своему закону, «закону истинного человека, который в нравственных делах является под именем совести» [28]. Совесть выступает как священная искра Божественного образа, и только благодаря этому внутреннему закону человек может в мирских делах определить то, от чего нельзя потерять свободу.
Масоны считали, что добродетель есть путь к блаженству, а блаженство в свою очередь ведет к «продолжению приятных чувствований». Однако этот тезис требует дополнительного объяснения. Создается представление, что добродетель якобы делает нас блаженными только посредством внешних дел, что это есть лишь способ к достижению блаженства. «Надлежало бы, напротив того, уверить человека и яснее показать ему, что самое сие стремление, самое чувство согласия со всеобщею Гармониею, сие уверение в возрастании есть уже счастие и цель Мудрого; что он добродетелен не для того, чтоб сделаться некогда счастливым, но счастлив тем самым, что добродетелен, что живет, следуя здравому разуму и согласно с чистейшими правилами, понятиями, чувствованиями и побуждениями; что добродетель есть вместе и средство, и цель, и работа, и плата за работу» [29]. Каменщик стремится быть добрым независимо от «Неба и Ада», «страха и надежды».
Бог, по мнению масонов, не может допустить, чтобы несчастные страдали вечно. Смерть и болезни — это не месть тирана, а в руках Бога они выступают средством для нахождения человеком своего истинного предназначения. Поэтому масоны отмечали, что само мучение Он направит на их вечное благо. «Он оставил их на некоторое время, но оставил для того, чтобы после навсегда присоединить их к блаженному своему Царству» [30].
Как показали материалы журнала, решение проблемы свободы воли в масонском мировоззрении основывается на общехристианских традициях. Для масонов даже не стоит вопроса: кто является источником зла? В соответствии с христианской традицией объявляется, что вместе с человеком грех пришел в этот мир. Путь возрождения человека — это путь «обожения», в процессе которого и природа приобретет чистоту своего облика. Безграничная свобода, дарованная от Бога, давала возможность осуществить намеченные планы по возрождению человека. Вера масонов в его творческие возможности заслуживает несомненного внимания.

  1. Речь новопринятому брату мастеру // ПБ.ОСРК.0.III.39.4. С. 18-19
Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима