Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима
Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима
Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима

Древний и Изначальный Устав Мемфиса-Мицраима

Древний и Изначальный Устав Мемфиса-Мицраима
Масоны в России

Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима

МакНалти У. Кирк

КАББАЛА И МАСОНСТВО

Каббала в истории масонства

Данный документ, который берется продемонстрировать влияние Каббалы в Масонстве, и который, в частности, будет представлен немасонской аудитории, безусловно, должен начаться с доклада о природе и истории Масонского Ордена. Дать определение Масонскому Ордену в том виде, в котором он сегодня существует, довольно легко: Масонство — это светская братская организация, провозглашающая принципы морали и братской любви и занимающаяся благотворительностью среди всего общества в целом, а не только среди масонов. Масонство это не религия, но это общество религиозных людей, поскольку требует от своих членов веры в существование Высшего Сущего. Имя этого Сущего и форма, в которой ему поклоняются, это личное дело каждого отдельного масона. Масоны приносят свои торжественные обязательства на «Книге Священного Закона», и каждый масон выбирает в качестве такой Книги, то священное писание, которое имеет для него наибольшее значение. В то время как каждого брата поощряют следовать учению своей религии, Масонство не вдается в подробности этих религий, и дискуссии на религиозные вопросы запрещены в масонских собраниях. Хотя Масонский Орден не является религией, он может рассматриваться как ее философский спутник. На мой взгляд это вытекает из определения, даваемого Первой Лекцией: Масонство это «особая система морали, завуалированная в аллегориях и проиллюстрированная символами»1. Как и следовало ожидать от общества религиозных людей, моральные и философские принципы, сообщаемые этими символами, как считается, были получены из некого божественного источника. 
Исторические сведения о происхождении масонства довольно сложны. Как указывает историк Френсис Йейтс: «Проблема происхождения масонства остается одной из наиболее дебатируемых — и трудных — проблем во всей исторической науке»2. Некоторые из масонских исторических исследований, написанные в XIX веке, были весьма причудливы и некритически в своем подходе. Более поздние авторы стремились быть более точными, однако сведения, которые можно у них извлечь до сих пор представляют собой настоящую головоломку. Обратимся снова к Йейтс: «… современные труды на эту тему двигаются в направлении более точного исторического исследования, но авторам этих исследований приходится оставить нерешенными вопросы о происхождении спекулятивного масонства с его символическим использованием колонн, арок и других архитектурных элементов, а также с его геометрическим символизмом, посредством которых масонство представляет собой нравственное учение и мистическое мировоззрение, обращенное к Великому Архитектору Вселенной»3.
В настоящее время нет никакого единого мнения о происхождении Ордена даже среди масонов. Некоторые романтически настроенные масоны полагают, что ритуалы, в которых они участвуют, использовались Царем Соломоном для обучения рабочих во время строительства его храма. Конечно, вряд ли это реально4. Безусловно, в Европейской истории можно найти множество сведений о существовании оперативных масонов (каменотесов), но нет никаких доказательств, что какая-то группа философов передавала масонскую традицию с библейских времен до времен эпохи позднего Ренессанса в Англии. Другие масоны, напротив, полагают, что Масонство появилось всего лишь как один из множества клубов джентльменов, которые возникали в Лондоне в начале XVIII века. Если это правда, то это был весьма необычный клуб, в самом деле. В отличие от других клубов того времени, вскоре после его первичного формирования в 1717 году, он бурно распространился не только в Англии, но и в Шотландии, Ирландии, Франции, Нидерландах и Германии. Кроме того, Масонство, так или иначе, вскоре приобрело покровительство королевских особ, оно также носило глубоко философскую направленность и обладало очень сложной системой символов. Утверждая, что Масонство это простой «клуб», следует объяснить, почему именно этот клуб получил столь бурное развитие. Одно из очевидных объяснений быстрого развития заключается в том, что Масонство учило и практиковало то, что в те времена вызывало большой интерес в интеллектуальном сообществе. Этим, безусловно, являлась Герметическая/Каббалистическая Традиция эпохи Ренессанса, и, как мы увидим, эта Традиция объясняла уникальную символическую систему Масонства, а также множество его ритуалов и практик.
С моей точки зрения, Масонство это систематизация Герметической/Каббалистической Традиции, которая лежала в основе интеллектуального мышления Ренессанса5, и материалы, представленные здесь, отражают эту точку зрения. Мы начнем с очень краткого обзора того, что известно о масонской истории, и в данном обзоре мы приведем те исторические справки, которые в частности затрагивают Каббалу. В целях объективности, мы признаем важным шотландское влияние, однако в этой работе ограничимся лишь английскими материалами. После того, как мы рассмотрим истоки, мы обратимся к символической системе Масонства, отражающей учения Каббалы. На графике Рисунка 1 отображено очень общее представление о развитии английского Масонства. «События», имеющие значение для рассмотрения Каббалистической традиции, отмечены звездочками и будут рассмотрены ниже. Пунктирными линиями в левой части рисунка обозначаются наши весьма неопределенные сведения о происхождении Великих Лож. Даже после формальной организации Первой Великой Ложи (Современных) в 1717 году, существует множество областей, о которых нам мало что известно. Например, в области символики и ритуала — что же действительно масоны делали на своих собраниях. И здесь мы практически полностью полагаемся лишь на их разоблачения, сделанные в период с 1717 до последней четверти XVIII века. Мы знаем совсем немного. Конечно, в Англии была некая масонская деятельность и в середине XVII века. Первые спекулятивные масоны, которых мы можем положительно определить это сэр Роберт Морей и Элиас Эшмол. Они были посвящены на севере Англии в 1641 и 1646 году соответственно. Оба они были тесно связаны с Герметической/Каббалистической Традицией: Эшмол внес значительный вклад в литературу, посвященную этой Традиции, а Морей был покровителем алхимика Томаса Вогана6.
В Британском алхимическом театре (Theatrum Chemicum Britannicum) Эшмол делает замечание очень важное для нас. Он пишет: «И поэтому это не менее абсурдно, чем странно, видеть, как некоторые люди путают Истинных Магов с фокусниками, некромантами и колдунами, то есть с теми великими самозванцами, которые вторгаются в Магию подобно тому, как свиньи входят в прекрасный и нежный Сад»7. Это различие между «Истинными Магами», которых Эшмол считает практиками мистического восхождения к Герметической/Каббалистической Традиции, и «фокусниками, некромантами и колдунами», использующих Магию для того, чтоб влиять на физический мир, является важным моментом. Для Эшмола «Магия» стремится к трансформации личности, что требует подчинения личной воли Божьей воле, и что является частью мистического восхождения. Колдовство и черная магия стремятся оказать воздействие на физический мир, которому тем самым человек пытается навязать свою волю8. Это различие также было подчеркнуто современным исследователем Дональдом Тайсоном в его анализе умозрительной и практической Каббалы, представленной в его аннотации к «Оккультной Философии» Агриппы9. Вскоре мы увидим, как этот вопрос повлиял на ранние стадии развития Масонства.

общее представление о развитии английского Масонства

Другая часть свидетельств, доказывающих существование (и, возможно, интеллектуальную направленность) Масонства в XVII веке, в несколько отвлеченном виде представлена на Рисунке 2. Эта листовка, которая была распространена в 1698 году, предупреждает: «Все благочестивые люди города Лондона», остерегайтесь «проказ и зол, творимых этой дьявольской сектой» Масонов. Благодаря этой листовке, мы можем установить два факта:
1) Масонство в той или иной форме существовало уже в то время;
2) Некоторые люди, авторы этого плаката, считали, что масоны были вовлечены в какую-то мистическую деятельность.

Видимо, по мнению автора, они выступали в роли «фокусников, некромантов и колдунов» (если выражаться словами Эшмола). Конечно, исходя из сведений этой листовки, мы не можем узнать, что же происходило на масонских собраниях в конце XVII века, но не без оснований можно предположить, что масоны занимались чем-то связанным с Герметической/Каббалистической Традицией, что и вызвало подозрения автора. Эта листовка служит для нас уверением того, что в конце XVII века существовали некоторые сведения о масонах, и что масоны занимались какой-то мистической деятельностью.
Помимо вывода о том, что масоны существовали в Лондоне в 1698 году, мы можем извлечь из этой листовки приблизительные идеи о направлениях их мысли. Все это было за двадцать лет до того, как масоны заявили о себе публично, сформировав Первую Великую Ложу. В конце XVII века их деятельность вызывала подозрения в их связи со злом и колдовством, и, возможно, из-за боязни наказания, налагаемого в те времена на колдунов и ведьм, им бы хотелось избежать подобных подозрений. Не является ли это основной причиной того, почему Масонство с самого начала не принимало в свои ряды женщин?
В конце XVII и начале XVIII веков в Англии считалось, что сборища (шабаши) колдунов и ведьм носили обоеполый характер. «В Англии до конца семнадцатого века в занятиях колдовством участвовали оба пола. Было установлено существование двух обрядов посвящения, но только один из них был признан. Первый обряд состоял из ритуала соединения с человеком, воплощающим собой Бога. Магистр посвящал женщин. Женщины посвящали мужчин. Это служит историческим основанием для утверждения, что кандидат должен быть инициирован лицом противоположного пола. Магистр передавал свою «силу» женщинам. Женщины передавали ее мужчинам. Эта сексуальная составляющая в ритуале была обязательным условием»10. Мне кажется, вполне разумно думать, что масоны, пытаясь опровергнуть обвинения в колдовстве, исключили из своих работ женщин с тем, чтоб иметь возможность сказать: «Посмотрите! Мы не можем участвовать в этом, потому что мы не допускаем женщин в наши работы!», и, возможно, по этой же причине они узаконили эту практику, когда основали Первую Великую Ложу. Призывы, содержащиеся в листовке, показанной на Рисунке 2, служат подтверждением этой идеи.

Из библиотеки объединённой Великой Ложи Англии

На день Святого Иоанна Богослова в 1717 году четыре масонские ложи, которые, как говорилось, «собирались с незапамятных времен», встретились в таверне «Гусь и Противень» Ковент-Гардена и учредили Великую Ложу. Это послужило основанием для первого публичного и официального признания Масонства как организации. Пять лет спустя в 1723 году пресвитерианский священник доктор Джеймс Андерсон опубликовал Книгу Конституций. При подготовке своих Конституций, Андерсон говорит, что консультировался с «… прежним и нынешним Заместителем Великого Мастера и другими учеными братьями», и их публикация была «одобрена Великой Ложей»11. Конституции Андерсона во многих отношениях являются отражением его личных взглядов. Они содержат романтические истории о Масонстве, которое якобы ведет свою традицию прямо от Адама. С другой стороны, в Конституциях содержится множество полезных и ранее действующих правил, например, запрет на обсуждение политики и религиозных взглядов. Они также устанавливают требование от масонов веры в Бога.
Период публикации Конституций Андерсона привлекателен еще одним именем — именем Джона Байрома. Байром был членом Королевского Общества и был также известен своей коллекцией любопытных геометрических рисунков. Эта замечательная коллекция была тщательно проанализирована Джой Хэнкокс в ее превосходной книге. Собрание Байрома дает много полезной информации о мышлении английского интеллектуального сообщества в начале XVIII века. Джон Байром был масоном, он принадлежал к той же компании, к которой принадлежали такие видные масоны, как Уильям Стакли, Ганс Слоан, Мартин Фолкс и Джон Теофил Дезагюлье, третий Великий Мастер Первой Великой Ложи (Премьер). Байром представляет для нас особый интерес, так как с 1725 года он был членом «Клуба Каббалы», в который также входили многие из его друзей, в том числе и Ганс Слоан12. Однако мои оппоненты утверждают, что сам по себе тот факт, что Байром, Слоан и другие масоны интересовались Каббалой, не означает того, что они проецировали этот интерес на свои Масонские Ложи. Тем не менее, эта идея весьма примечательна, в особенности в контексте другой информации. Давайте посмотрим на некоторые публикации того периода. 
Как мы видим, одним из наиболее важных источников информации о Масонстве в начале XVIII века были различные «разоблачения», которые периодически публиковались в ответ на спрос населения на информацию об Ордене. Одним из таких «разоблачений» является анонимный памфлет, опубликованный в 1726 под названием: «Великое Таинство раскрыто» (The Grand Mystery Laid Open), он содержит следующие строки: «Сколько знаков отличает истинного масона? Девять, те, которые отличают духовное от светского. Есть ли у шести духовных знаков какие-то названия? Да, есть, но они не открываются вновь принятым членам, потому что эти названия Каббалистические», и далее в отношении тайного слова: «… Что это? Это Каббалистическое Слово»13. Но надо быть осторожными, чтобы избежать поспешных выводов на основе материалов, которые публикуются в качестве анонимного разоблачения, так как не представляется возможным понять истинные мотивы автора. Тем не менее, нет никаких доказательств того, что автор этой статьи был враждебно настроен по отношению к Масонству или пытался обмануть, и в совокупности с другими свидетельствами, такими, как членство Байрома в «Клубе Каббалы», это, как минимум, дает пищу для размышлений.
Аналогичная анонимная публикация появилась в Ньюкасле в 1736 году. Она называлась «Книга М.» (The Book M.), и не очень осведомленные люди в то время связывали ее с другим одноименным документом, который, как утверждалось, был найден в гробнице Христиана Розенкрейца . «Книга М.» не является разоблачением. Она больше похожа на воспоминания брата, который, кажется, был очень горд своей причастностью к Масонскому Ордену. Среди прочего эта книга содержит романтическую историю, которая утверждает, что Масонство зародилось в древние времена, и что помимо прочих мистических наук, еще одним источником Масонства является: «… Каббала евреев»15.
В 1730 году масон по имени Самуэль Причард на 32 страницах опубликовал очень враждебный памфлет, озаглавленный «Масонство в разрезе». Причард, видимо, вступил в Орден, чтоб получить какую-то личную выгоду, но был вскоре разочарован. По его словам: «Из всех обманчивых учений, которые когда-либо появлялись среди людей, нет ни одного столь же нелепого, как Таинство Масонства», и он надеялся, что его публикация «возымеет должное действие, отвратив многих доверчивых людей от вступления в столь пагубное общество»16. Причард излагает все ритуалы, в которых он участвовал, будучи масоном. Но в каком-то смысле мы даже обязаны ему. В период около 1717 года Первая Великая Ложа работала в системе из двух степеней. Но благодаря разоблачению Причарда, мы узнали, что к 1730 году Первая Великая Ложа уже использовала ритуал трех степеней17. Однако в то время масоны отнюдь не питали особой благодарности к автору этого памфлета. Они были очень возмущены откровениями Причарда, и вскоре последовало несколько ответов на его публикацию. Один из таких ответов назывался «В защиту Масонства18» (A Defense of Masonry). Он был опубликован в 1730 или в 1731 году, и описывал Орден в качестве наследника (если не в качестве исторического потомка) мудрости древности, одним из источников которой была Каббала. Эта публикация получила «официальное признание». В 1738 году ее включили в Конституции Андерсона, что предполагало признание ее содержания.
Английское Масонство начала и середины XVIII века оставило после себя слишком мало свидетельств. Однако во Франции Орден рос почти так же быстро, как и в Англии, и до нас дошло множество французских материалов о нем. Мы не будем тратить здесь слишком много времени на рассмотрение французского Масонства, однако признаем, что оно оказало некоторое влияние на английский Орден, и в его документах сохранились любопытные графические материалы. Рисунок 3 взят из работы «La Desolation des Entrepreneurs Modernes», опубликованной Луи Травенольем в 1747 году19.

План Ложи

Это первый из нескольких масонских чертежей, который мы рассмотрим более подробно. Для начала я предположу, что это не просто архитектурный рисунок. Скорее, это некая
фундаментальная каббалистическая схема. Почему? Потому что, несмотря на кажущуюся простоту схемы, на ней показана лестница, располагающаяся между двумя колоннами, имеющими противоположные свойства (как указано в описании каждой из них). Отметим также, что лестница состоит из семи ступеней. Тут же на ум приходят основные представления о каббалистическом Древе Жизни, имеющие такую же схему.
Обратимся вновь к Рисунку 1. Мы увидим, что в 1740-ые годы в Лондоне начала формироваться еще одна масонская организация под названием Великая Ложа «Древних». Как и в случае с «Первой Великой Ложей», нам очень мало известно и о происхождении «Древних». Согласно общепринятой теории, Великая Ложа «Древних» была образована ирландскими масонами, которые «… были произведены в ирландских ложах, но которым было отказано в принятии в лондонские ложи либо на основании их класса, либо из-за несоответствий их ритуала изменениям, которые были сделаны в Англии в конце 1730-ых годов»20. Великая Ложа «Древних» под руководством ее очень способного и энергичного Великого Секретаря Лоуренса Дермотта быстро росла, и очень скоро она стала серьезным конкурентом «Первой Великой Ложи». Между этими двумя организациями возникло острое соперничество, которое усугублялось претензиями «Древних», утверждавших, что «Первая Великая Ложа» ушла от Древних Ландмарок Масонства, которым, как утверждалось, продолжали следовать «Древние». Очень много путаницы возникло также из-за того, что самопровозглашенная Великая Ложа «Древних», именовала себя «Древней», а «Первая Великая Ложа», которая на самом деле была намного старше, благодаря своим нововведениям, стала известна под названием «Современных».
Хотя существует множество теорий, мы не знаем точно, что за характер носили эти предполагаемые нововведения. Мы знаем, что существовали некоторые различия между этими двумя масонскими организациями, и «Первая Великая Ложа» уже к середине XVIII века использовала значительно более упрощенный ритуал. Особый интерес представляет для нас тот факт, что обе Великие Ложи использовали ритуал, состоящий из трех степеней, однако Великая Ложа «Древних» присваивала также четвертую степень Святого Царственного Свода (the Holy Royal Arch). «Первая Великая Ложа» отказывалась признавать эту степень, говоря, что «… Эта Великая Ложа («Древних») не имеет ничего общего с Обществом Масонов Царственного Свода»21, в то время, как «Древние» «… рассматривали ее (степень Царственного Свода), как подлинную основу их масонства»22. Общепризнанно, даже теми масонами, которые не допускают мистического толкования первых трех степеней, что степень Царственного Свода содержит мистическую составляющую. Позже мы рассмотрим некоторые работы Лоуренса Дермотта, а также символическую структуру Масонства и место, которое занимает в ней эта «Четвертая Степень». Мы сможем заметить, что «Древние» обвиняли «Современных» в том, что те забыли свое мистическое наследие.
В течение нескольких последних десятилетий XVIII века ритуалы и символическая структура обоих Великих Лож продолжают развиваться. Пожалуй, ни один масон не оказал более значительного влияния на их развитие, чем Уильям Престон. Престон был посвящен в Масонство в 1763 году в ложу, работающую под юрисдикцией Великой Ложи «Древних». Вскоре после этого он присоединился к ложе, работающей под сенью «Первой Великой Ложи». В 1768 он стал Мастером Благотворительной Ложи, и документы свидетельствуют, что он также состоял в нескольких других ложах. Одним из главных увлечений Престона была разработка «Лекций», которые должны были зачитываться в Ложе для наставления братьев в учении Ордена. Эти лекции были представлены в день «… Великого торжества в таверне «Корона и Якорь», в четверг, 21 мая 1772 года»23. У Престона сложилась обширная и выдающаяся масонская карьера, за время которой он совершенствовал свои «Лекции». Их последние версии были опубликованы в период с 1806 по 1812 годы. Ранние «Лекции» Престона, казалось, основывались на одних лишь моральных принципах. Но более поздние «Лекции» имеют непосредственное отношение к нашей теме: «… они становятся все более и более техническими, абстрактными и мистическими. В их основе лежит метафизическое понятие Храма царя Соломона, который рассматривается как своего рода Масонский Университет, в котором изучаются платонизм и каббализм»24. В своем труде «Уильям Престон и его труды» Колин Дайер дает следующую характеристику Престону: «Он был по своей природе очень вспыльчивым…, он был горд и упрям, особенно в вопросах принципа. Это сделало его противоречивой фигурой в Масонстве того времени. В последующие годы он все более склонялся к мистицизму»25.
Конечно, Престон был человеком, который не считался с мнением других людей, и он активно работал для продвижения своих идей. Нам известно, что в последующих изданиях своих «Лекций» он приводит Каббалу как один из источников масонского учения. Было ли увлечение Престона мистицизмом характерно только лишь для последних лет его жизни, или же он предавался ему в течение длительного времени; скрывал ли он это увлечение, облачая его в символы в своих «Лекциях», или же он просто начал говорить о нем открыто, когда стал старше и почувствовал, что что-то упустил, — мы не можем сказать с уверенностью. Прочитав «Лекции» Престона, я склонен думать, что он изучал мистические учения в течение значительной части своей жизни. Совершенно точно, что Масонство в том виде, в каком мы знаем его сегодня, сформировалось во многом благодаря влиянию его работ.
Существует множество отличных масонских графических материалов, относящихся к последнему десятилетию XVIII века. На Рисунке 4 представлен фронтиспис с так называемого Масонского Альманаха, что довольно типично и представляет для нас особый интерес. Как и множество других масонских диаграмм того периода здесь содержится набор двойственных символов, а двойственность, как мне кажется, выражает сущность Каббалистики. Опять мы видим лестницу из семи ступеней между двумя противоположными вертикалями. То, что они действительно противоположны, явствует из того, что они относятся к разным архитектурным ордерам, и одну из них венчает земная сфера, а другую — небесная.

  1. Emulation Working, First Lecture, First Section
  2. Francis A.Yates, The Rosicrucian Enlightenment (London: Ark, 1986), p. 209
  3. Francis A.Yates, The Art of Memory (London: Ark, 1984) p. 304
  4. Albert G. Mackey, The History of Freemasonry (New York: Random House, 1996), p. 163
  5. Francis A. Yates, The Occult Philosophy in the Elizabethian Age (London: RKP, 1979), pp. 1-6
  6. Michael Baigent, «Freemasonry, Hermetic Thought and the Royal Society of London» Ars Quatuor Coronatorum, vol. 109
  7. Elias Ashmole, Theatrum Chemkum Britannicum (London, 1652), p. 443 (italics in original).
  8. В большинстве вариантов современного употребления, под словом «магия» подразумевается этот последний процесс, т.е. процесс манипулирования физическим миром
  9. H.C. Aggrippa, trans. J. Freake, ed. Donald Tyson, Three Books of Occult Philosophy; (St. Paul, Minn.: Llewellyn, 1993), Appendix VII, p. 76
  10. Lugh, Old George Pickingill and the Roots of Modern Witchcraft (London: Wiccan Publications, 1982) pp. from Taray ed., 1984
  11. Bernard E. Jones, Freemasons’ Guide and Compendium (Orpingron: Dobby, 1994), p. 180
  12. J. Hancox, The Byrom Collection (London: Jonathan Cape, 1992), p. 174
  13. D. Knoop, G.P. Jones, G.P., and D. Hamer, Early Masonic Catechisms (London: Quatuor Coronati Llodge No. 2076,1975), pp. 97-8
  14. Yates, The Rosicrucian Enlightenment p. 44
  15. Anon., The Book M (Newcastle upon Tyne, 1736), p. 23 (italics in the original)
  16. Knoop et al., pp. 170-1
  17. Возможно, что система из трех степеней существовала в той или иной форме уже в 1723 году, Post-Boy, Dec 28,1723; in Scottish Rite Research Society; The Plumbline; Winter 1999; vol. 7, no. 2
  18. Knoop et al., pp. 210-25
  19. Harry Carr, ed., The Early French Exposures (1737-1751) (Kila, Mont.: Kessinger, n.d.), pp. 316-375
  20. John Hamill, The Craft (London: Crucible, 1986). p. 50
  21. Hamill, p. 102
  22. Colin Dyer, Symbolism in Craft Freemasonry (Shepperton: Lewis, 1983), p. 137
  23. S. Jones quoted by Colin Dyer, William Preston and His Work (Shepperton: Lewis, 1987), p. 15
  24. Percy James in Ars Quatuor Coronatorum, vol. 83; quoted by Colin Dyer, William Preston, p. 143
  25. Dyer, William Preston, p. 1
Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима