Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима
Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима
Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима

Древний и Изначальный Устав Мемфиса-Мицраима

Древний и Изначальный Устав Мемфиса-Мицраима
Масоны в России

Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима

18. РЫЦАРЬ РОЗЫ И КРЕСТА (КНЯЗЬ РОЗЫ И КРЕСТА)

Каждый из нас так применяет в жизни свою веру и свою религию, а также символы и эмблемы, которые постигает в данном градусе, как ему это видится наиболее нужным. Мы же здесь не будем заниматься этими частными толкованиями. Как легенда о Мастере Хуруме, в которой многие видят аллегорию суда над Христом и Его казни, в то время как другие — страдания несчастного Великого Мастера Ордена Рыцарей Храма, третьи — английского короля Карла I1, а четвертые — вообще ежегодное нисхождение Солнца в обитель мрака в период Зимнего солнцестояния, каковая легенда действительно встречается во многих религиях древности, — точно так же и церемонии этого градуса могут быть истолкованы по-разному, причем каждое толкование самоценно и никоим образом не противоречит прочим.
Никаким другим образом масонство и не могло приобрести свою вселенскую природу, ту самую природу, настолько явно характеризовавшую его на протяжении всей его истории, с самого начала, но только таким, который позволял правителям, поклонявшимся различным богам, сидеть рядом на одной скамье как масонским Мастерам в годы возведения первого Храма, а работникам-иудеям — работать плечо к плечу с иноземцами, боги которых были им отвратительны, а затем восседать с ними в одних ложах как братьям.
Все вы уже знаете, что эти церемонии имеют одно общее значение для всех людей, принадлежащих к любой религиозной конфессии, верующих в Бога Единого и в бессмертие души.
Первые люди встречались в Храмах нерукотворных. «Обитель Бога, — говорил Стефан, первый мученик, — есть Храм нерукотворный». Под открытым небом, под так хорошо знакомым нам недосягаемым небесным куполом, в великом Храме — Мире они возносили свои молитвы и благодарения, поклоняясь Богу Света, того самого Света, который символизировал для них Добро точно так же, как Тьма символизировала Зло.
Все древние решали для себя извечный вопрос причин существования в мире зла, предполагая существование Первопринципа Зла, демонов, падших ангелов, Аримана, Тифона, Шивы, Локи, Сатаны, которые пали первыми и, погрязнув в страданиях и тьме, искушали человека, привели и его к падению и принесли в мир грех. Все они верили в Жизнь Грядущую, обретаемую полным очищением в ходе многих испытаний; в градацию различных состояний посмертных вознаграждения или кары; в Посредника, то есть Избавителя, Которому дано победить Первопринцип Зла, а также в Верховное, Единое и Всемогущее Божество, милостивое к своим чадам. Практически все религии древности соглашались с тем, что Спаситель будет рожден девой и претерпит мученическую гибель. Индусы называли его Кришной, китайцы — Цзюн Цзе2, персы — Сосиошем3, халдеи — Дуванаи, египтяне — Хар-Эрисом, платоники — Любовью, а скандинавы — Бальдуром.
Кришна, Спаситель индуистской религии, был рожден и воспитывался среди пастушек. При его рождении тиран, правивший в его стране, приказал умертвить всех новорожденных мужского пола. Кришна, по легендам, творил чудеса, даже воскрешал умерших. Он омывал ноги браминам и был скромен и терпелив. Он был рожден от девы, снизошел в Ад, восстал оттуда, вознесся на Небеса, приказав своим ученикам распространять его учение и наделил их способностью творить чудеса.
Первым масонским законодателем, имя которого сохранила для нас история, был Будда, который осуществил реформу религии Ману за тысячу лет до Рождества Христова. Он призывал к проповеди всех людей, чувствовавших себя обязанными и способными нести людям Слово Божье, вне зависимости от их кастовой принадлежности. Позже эти проповедники объединились в Союз Пророков, приняв название самана4. Они признавали существование Единого никем не сотворенного Бога, в Котором все зародилось и произрастает, развивается и изменяется. Поклонение этому Богу для них состояло в подчинении Его Воле всех творений Его. Слугами Его были созвездия. Учение Будды наводнило Индию, Китай и Японию. Пророки Брахмы, носители темной и кровавой веры, переполненной суевериями, объединились в борьбе с буддизмом и при помощи деспотической светской власти уничтожали его сторонников. Но кровь их пала на плодородную почву, взрастив новое поколение философов, которые стали называть себя гимнософистами5; а многие проповедники успели бежать в Ирландию, где они продолжали распространять свое учение, и именно они были строителями огромных круглых башен-ступ, многие из которых до сих пор стоят там, твердо и непоколебимо, как прежде, живыми свидетелями давно минувших веков.
Финикийская космогония, как и прочие азиатские мифы, утверждала, что мир был сотворен Божественным Словом, начертанным в звездных небесах планетарными богами и тайно переданным полубогами самым светлым умам человечества для дальнейшего распространения среди людей. Их учение сродни раннему сабеизму, а поскольку такова была вера Хирама-царя6 и его тезки — Великого Мастера, она представляет для любого масона несомненный интерес. Первопринцип этой религии был наполовину материальным, наполовину духовным, это был темный воздух, исполненный Духа и беременный им, неуправляемый Хаос, облаченный во тьму. Из этого Хаоса и было рождено Слово, то есть началось Творение и зарождение мира; постепенно это привело к появлению перволюдей — Детей Света, поклонявшихся небу и звездам на нем как Верховному Божеству; все разнообразные боги были лишь воплощениями Солнца и Луны, звезд и Эфира. Великой животворящей силой природы был Хрисор7, Солнце и Луну отождествляли с Баалом и Малакарт8, причем, по-древнееврейски, второе слово означает «царица».
Человек действительно претерпел падение, но не из-за искушения Змием, поскольку финикияне, как, впрочем, и египтяне, полагали змею обладающей частью энергии Высшего Божества, а потому святой. Считалось, что змея не умирает, ее можно только насильственно лишить жизни, потому что в старости она снова становится молодой путем пожирания самой себя. Отсюда змея в форме круга, пожирающая свой хвост, является символом вечности. Змея с головой сокола считалась обладающей Божественной природой и являлась эмблемой Солнца. Поэтому одна из гностических сект считала змея своим добрым гением, и именно такова природа Медного змея9, отлитого Моисеем для народа Израиля, глядя на которого люди исцелялись и оставались в живых.
«До Хаоса, который предшествовал сотворению неба и земли, — писал китайский философ Лао Цзы, — было одно только Существо, огромное и молчаливое, неизменное и вечно действующее; мать Вселенной. Имя этого Существа мне не известно, и я называю его Разум. Человек имеет отражение в Земле, Земля — в Небе, Небо — в Разуме, а Разум — сам в себе».
«Я есмь Природа, — говорит Исида, — присутствующая во всех вещах, высшая из всех Стихий, изначальная праматерь Времени, возвышеннейшая из божеств, первая из небесных Богов и Богинь, Царица Теней, Единый Лик; повелевающая своим посохом всеми светильниками Небес, живительными ветрами моря и горестным молчанием мертвых, чьей единственной божественности в разных формах, под разными именами и по различным ритуалам поклоняется весь мир. Египтяне, сведущие в древнем законе, поклоняются мне должным образом и называют меня моим истинным именем — Царица Исида».
В индийских Ведах Божество определяется так:

«Тот, кого не описать словами, но кто силой своей сотворил речь, знай, он — Брахма, а не все те бренные вещи, которым поклоняются люди.
Тот, кого не понять разумом, — как говорят мудрецы, — и чьей только силой познается природа разума, знай, он — Брахма, а не все те бренные вещи, которым поклоняются люди.
Тот, кого не увидеть глазами, но кто силой своей дарует глазам зрение, знай, он — Брахма, а не все те бренные вещи, которым поклоняются люди.
Тот, кого не услышать ушами, но кто силой своей дарует ушам слух, знай, он — Брахма, а не все те бренные вещи, которым поклоняются люди.
Тот, кого не почувствовать носом, но кто силой своей дарует носу обоняние, знай, он — Брахма, а не все те бренные вещи, которым поклоняются люди».

«Когда Бог решил приступить к творению человеческого рода, — пишет Арий10, — Он сотворил Существо, которое назвал Словом, Сыном, Мудростью, чтобы это Существо даровало жизнь людям». Это Слово — Ормузд Зороастра, Эйн-Соф Каббалы, Ноус Платона и Филона, Мудрость, или Демиург, гностиков.
Это Истинное Слово, знания которого наши древние братья добивались как величайшей награды за все их труды по возведению Храма, это Слово Жизни, Божественный Разум, «в котором — жизнь, и жизнь эта — свет человеков», который долго «светил во тьме, и тьма не объяла его», Беспредельный Свет — Душа Природы, о которой напоминает нам священное слово этого градуса и поклоняться которой, верить в которую — особый долг каждого масона.
Иоанн открывает свое Евангелие следующими словами: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была Жизнь, и Жизнь была Свет человеков; и свет во тьме светит, и тьма не объяла его». Древняя традиция гласит, что этот отрывок был взят из гораздо более древней работы. И Филосторгий11, и Никифор12 утверждают, что когда император Юлиан13 решил восстановить Храм, он решил брать для этого камень со дна глубокой древней каменоломни; и когда туда опустили на длинной веревке одного из работников, он обнаружил на дне древнюю колонну, квадратную в сечении, на которой возлежал древний свиток, обернутый в тончайшую льняную ткань, а в нем большими буквами был записан этот самый отрывок.
Как бы то ни было, ясно, что Евангелие от Иоанна полемизирует с гностиками; в самом его начале приводя такое понимание концепции сотворения Мира, Иоанн тем самым стремится всем последующим текстом доказать, что Словом этим был Иисус Христос.
Если полностью перевести этот отрывок на современный язык, получится следующее: «Когда начался процесс эманации, творения и развития всего сущего, низшего по отношению в Верховному Богу, появилось Слово и начало существовать; и Слово это было рядом с Богом (τρος τον Θεον), то есть было первой и самой близкой Его эманацией, и это был Сам Бог, просто тогда Он развивался и действовал в этой избранной Им форме. И именно силой этого Слова все и было сотворено». Так и Тертуллиан14 утверждает, что Бог сотворил мир из ничего Своим Словом, или Мудростью, или Силой.
Для Филона Иудеянина, как и для гностиков, Верховный Бог был Изначальным Светом, или Архетипом Света — Источником, откуда проистекают лучи Света, озаряющего души. Он Душа мира, и в качестве таковой присутствует повсюду. Он Сам наполняет Собой все Им сотворенное, и силы Его проникают повсеместно. Образом Его является Слово (Логос), нечто более яркое, чем огонь, но не являющееся чистым Светом. Слово пребывает в Боге, ибо именно в недрах Своего Разума Верховный Бог формирует для Самого Себя типы и формы Идей всех вещей, которым суждено быть сотворенными и начать существовать во Вселенной. Слово есть орудие воздействия Бога на Вселенную, это мир Идей, посредством которого Бог сотворил все видимые формы бытия, оно гораздо древнее материального мира; это главный и всеобщий представитель всех Разумов пред Богом и ходатай за них, архангел, тип и представитель всех духов, даже духов смертных людей, прототип человека и даже сам изначальный, примитивный человек. Эти идеи позаимствованы у Платона. И Слово выступает не только в роли Творца («все чрез Него начало быть»), но Оно также в некоторых случаях выступает в роли Бога, и через Него действуют все силы и атрибуты Бога. Кроме того, как первый представитель человеческого рода, Оно является защитником и пастырем человеков, Оно есть Бен-Адам (ןב־אדם) — Сын Человеческий.
Нынешнее состояние человека далеко от его первичного состояния, когда он был образом и подобием Слова. Неуправляемые страсти привели его к грехопадению, и он утратил свое изначальное возвышенное состояние. Однако он способен снова возвыситься, если будет следовать учению Божественной Мудрости и указанием ангелов, которых Бог посылает, чтобы те помогли ему избавиться от оков плоти, — а также если он будет вести неустанную борьбу со Злом, существование которого в мире Бог допускает исключительно ради того, чтобы человек имел возможность пользоваться дарованной ему свободой воли.
Высшим Существом древних египтян был Амон, тайный, сокровенный бог, Неведомый Отец гностиков, Источник Божественной жизни и любой силы, всеобщая Полнота, познающая все вещи внутри Самой Себя, изначальный Свет. Он ничего не сотворил, но все проистекло от него, а все остальные боги суть лишь его проявления. Из него, по произнесении им Слова, эманировала Нейт, Божественная Всематерь, изначальная Мысль, Сила, заставляющая все двигаться, Дух, распространяющийся повсюду, богиня Света и мать Солнца.
Образом этого Верховного Существа был Осирис — источник всего и всяческого добра в материальном и духовном мирах, неизменный враг Тифона, злого гения, Сатаны гностиков, грубой материи, пребывающей в вечном противостоянии всему добру, проистекающему от Бога, того самого Тифона, которого в конечном итоге должен победить Хар-Эрис, Избавитель, сын Осириса и Исиды.
В Зенд-Авесте персидской религии Верховным существом является Зерван-Ахерон — Безграничное Время. Оно не имеет начала, истока, потому что Оно покоится в пеленах Своей собственной славы и Его силы и атрибуты настолько превышают возможности человеческого разума к пониманию, что Оно может быть лишь объектом молчаливого поклонения. Творение началось с эманации от Него. Сперва от Него проистек изначальный Свет, из которого, в свою очередь, проистек Ормузд — Царь Света, своим Словом сотворивший мир во всей его чистоте и извечно являющийся его защитником и судией, святым и священным Существом, Разумом и Знанием. Ормузд также является и Самим Безграничным Временем, обладающим всеми силами и атрибутами Верховного Существа.
По этой религии, как ей учили за много веков до нашей эры и как она отражена в Зенд-Авесте, в человеке изначально существует принцип Добра, проистекающий от Верховного Существа, произведенного силой и словом Ормузда. Но с ним в человеке соединен принцип Зла, проистекающий от Аримана, Дракона, Змея. Падение первых мужчины и женщины произошло под влиянием искушения со стороны Аримана, и в течение двенадцати тысяч лет шла война между Ормуздом и порожденными им добрыми духами, или гениями, и Ариманом и злыми духами, которых он вызвал к жизни своей силой.
Добрые духи помогают чистым человеческим душам, окончательное торжество принципа Добра предначертано заветами Верховного Существа, и время этого триумфа несомненно наступит. Когда мир окончательно погрязнет во грехе, в который ввергли его духи грехопадения, людям явятся трое пророков, которые принесут смертным избавление. Сосиош, старший из троих, восстановит мир и возвратит ему утраченные Красоту, Чистоту и Силу. Он будет судить и праведников, и грешников. Тогда, после воскресения всех праведников, добрые духи вознесут их на небо в обитель вечного счастья. Ариман, его злые духи и весь материальный мир претерпят очищение в потоке кипящего расплавленного металла. Закон Ормузда воцарится повсюду, и все люди станут счастливы, все станут наслаждаться неизменной и вечной милостью Бога и присоединят свои голоса к голосу Сосиоша, поющего хвалу Ормузду.
Это учение было впоследствии, с некоторыми изменениями, воспринято каббалистами и гностиками.
Аполлоний Тианский15 пишет: «Выше всего мы будем превозносить и лучше всего поклоняться Богу, Которого мы называем Первым, Единым, отдельным от всего и вся, под Которым мы понимаем всех прочих богов, если не будем приносить Ему никаких жертв, не будем возжигать Ему никаких огней, ни одаривать Его никакими материальными вещами, ибо Он не нуждается ни в чем, даже в том, чего мы и представить себе не можем в силу нашего несовершенства. Не производит такого плода земля, не вдыхает небесный воздух никакое подобное живое существо, — короче говоря, не существует ничего, что не было бы нечисто пред Ним. Обращаясь к Нему, мы должны пользоваться лишь возвышенными словами, то есть такими, какие не в состоянии воспроизвести наш язык, — то есть внутренними словами нашего духа… Мы должны искать благословения Величайшего из всех существ мира лишь при помощи всего святого и великого в наших собственных душах, и дух наш не нуждается ни в каком органе выражения».
Страбон пишет: «Эта Верховная Сущность обволакивает собой нас всех, воду и землю, то, что мы называем небом, мир, природу вещей. Этому Верховному Существу следует поклоняться без какого бы то ни было видимого образа в священных рощах. В этих священных местах посвященным следует ложиться спать в ожидании узреть образ Бога во сне».
Аристотель пишет: «Из ранних времен в поздние в мистической форме передавалась из поколения в поколение та истина, что существуют боги и что Божественность окутывает всю природу. Все прочее было добавлено потом с той целью, чтобы убедить в главном толпу, а также в интересах законов и для блага государства. Поэтому люди стали придавать богам человеческий вид и часто представляли их в виде иных существ, которые следовали одно за другим, и это была цепь постоянных ошибок. Но если от всех прочих вещей мы отделим общий принцип и будем рассматривать только его, а именно, что первые Сущности — это боги, мы поймем, что в этом и есть Божественная истина; а если принять за данность, что все науки и искусства бывали неоднократно обретены человеком, а затем утрачены им, то, следовательно, если они дошли до наших дней, в них содержится Божественная истина»

  1. Король Англии (1600 — 1649), правил с 1625 г. до самой смерти, то есть казни вследствие разногласий с Парламентом и начавшейся вследствие них революции. Его правление было отмечено постоянными войнами, политическими и религиозными раздорами, а также административным упадком в стране. Судя по контексту упоминания имени Карла I, Пайка определенно можно причислить к роялистам. — Р. Х.
  2. Пайк имеет в виду Хуан Ди, китайского полководца армии династии Хан, погибшего мученической смертью и впоследствии обожествленного, поэтому, собственно, он и включает его в список Спасителей мировых религий. Поклонение Хуан Ди было широко распространено в Китае вплоть до установления Сунь Ятсеном коммунистической диктатуры в 1922 — 1923 гг. Хуан Ди изображался одетым в зеленое и с красным лицом. Большинством верующих считался верховным Судьей. В исполнении судейских обязанностей ему помогал второстепенный бог Шу Цзян. В своей военной ипостаси Хуан Ди пользовался услугами Шу Цзяна как оруженосца. — Р. Х.
  3. Другой вариант имени — Саошьянт. В «Лекциях об Арье» Пайк называет эту личность «Освободителем». Это титул легендарной фигуры из Гат («Замьяд Яст», стих 91). Вероятно, происхождение этого персонажа связано с древнейшими татарскими (в понимании Пайка) вождями, пришедшими из степей Азии, вошедшими в мифологические своды своих народов. — Р. Х.
  4. Имеются в виду так называемые саманеи — приверженцы индуистского учения самадхи, наставляющего в медитации на некий объект как ступени на пути к просветлению, состоящему в стирании грани между созерцателем и созерцаемым и осознании сущностного единства субъекта и объекта. Конечным итогом является осознание вселенского Единства, выраженного в «Бхагавад-Гите» словами «видение себя во всем сущем и всего сущего — в себе». — Р. Х.
  5. Этим словом греки называли индийских аскетов — «голых учителей мудрости». Источниками Пайка, по всей видимости, является Диоген Лаэртский, цитирующий аристотелев список мудрейших людей вне Греции. Страбон, также, косвенно упоминает их («География», 703, 711 — 715). — Р. Х.
  6. Имя этого царя пишется по-разному в Септуагинте, Вульгате, традиционных древнееврейских текстах Писания, у Иосифа Флавия и Евсевия. Это имя финикийского происхождения и, вероятно, синонимично имени «Ахираман», буквально означающего «брат возвышенного». Царь Хирам был современником израильских царей Давида и Соломона, и еще до того, как он помог Соломону в строительстве Иерусалимского Храма, он точно так же помогал Давиду в возведении его дворца (II Царств, 5:11, I Паралипоменон, 14:1). Также между двумя этими странами во все времена существовала активная торговля. За время своего правления Хирам завоевал Кипр и укрепил Тир, восстановил множество храмов и святилищ, возвел золотую колонну в храме Зевса-Ваалсамина (см. в «Истории» Геродота, ii, 44). Некоторые историки, однако, полагают, что описание пятидесятилетнего правления Хирама Тирского в действительности относится к последовательному правлению двоих царей, носивших этого имя. — Р. Х.
  7. Так Пайк пишет греческое слово «хрусеос» со значением «золотой». Под «великой животворящей силой природы» он подразумевает Солнце. Также существует греческое слово «хрисаор» со значением «вооруженный золотым мечом» — описательный титул Аполлона. — Р. Х.
  8. Понятие «царица» передается в Библии словами «малка» (III Царств, 20:1, рус. «царица»), «мелкет» (Иеремия, 7:18, рус. «богиня»), «малак» (Эсфирь, 2:4, рус. «царица»). Источник данного варианта, используемого Пайком, неизвестен. — Р. Х.
  9. Отлитое из бронзы изображение змея, помещенное на высокий столб посреди стана народа Израиля в пустыне по велению Моисея (Числа, 21:9; IV Царств, 18:4). Посмотрев на него, израильтяне излечивались от укусов змей. Многие источники утверждают, что бронза в то время была еще не известна, а поэтому змей был медным. — Р. Х.
  10. Основатель раннехристианской ереси арианства (ум. ок. 335 г. н. э.). Утверждал не божественную, а тварную сущность Христа. Никейский собор (325 г.) осудил его учение и утвердил догмат о сущностном единстве Отца и Сына, таким образом обойдя обвинения в политеизме, выдвинутые арианами. — Р. Х.
  11. Византийский историк (ок. 368 — 433 гг. н. э.), по убеждениям — арианин, вслед за своим отцом. Его история арианской церкви и ее учения является важным литературным источником для исследователей этого смутного времени; к сожалению, до нас дошла только ее часть. Отрывок, в котором упоминается данное имя, позаимствован Пайком из произведения д-ра Оливера «Второе письмо доктору Круцефиксу» (1847, стр. 9). — Р. Х.
Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима