Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима
Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима
Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима

Древний и Изначальный Устав Мемфиса-Мицраима

Древний и Изначальный Устав Мемфиса-Мицраима
Масоны в России

Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима

Гарольд В. Б. Вурис, 33°

ФАКТЫ ДЛЯ ВОЛЬНОГО КАМЕНЩИКА КЛАДЕЗЬ МАСОНСКИХ ЗНАНИЙ В ДОСТУПНОЙ ФОРМЕ ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ

РИЧМОНД, 1977

3. СОХРАНИЛИСЬ ЛИ ПРОТОКОЛЫ ИЛИ ДРУГИЕ ДОКУМЕНТЫ ЭТИХ «ПОСТОЯННЫХ ЛОЖ»?

Да, как это видно из прошлого ответа на очередной вопрос, во многих из этих лож велись протоколы.

4. ЧТО ТАКОЕ «ДРЕВНИЕ ХАРТИИ»?

Декларации о правах власти, основанные на наследственном праве заниматься какого-либо рода деятельностью, выданные еще в незапамятные времена, обычно королевскими органами власти. В средние века все объединения, вроде гильдий, школ, церквей, должны были располагать письменными хартиями или другими подобными документами, подтверждающими законность их существования. Вольные каменщики заявляют (и официальные власти пока что не оспорили их заявление), что еще король Ательстан в годы своего правления признал их право на существование и скрепил его королевской хартией. Королевская же хартия по своему официальному статусу стояла выше всех прочих. Когда была основана первая постоянная ложа, масоны не подавали прошения на выдачу новой хартии, а заявили свое право на существование, представив некие документы, подтверждающие получение ими королевской хартии в свое время. Эти документы с тех пор приобрели широкую известность и несколько раз были переизданы как «древние хартии».

5. ИЗМЕНЯЛСЯ ЛИ В ПЕРЕИЗДАНИЯХ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЙ ТЕКСТ «ДРЕВНИХ ХАРТИЙ»?

Да. Существует несколько вариантов, старейшим из которых признается манускрипт «Региус», написанный около 1390 г.

6. КАКОВО СОДЕРЖАНИЕ «ДРЕВНИХ ХАРТИЙ»?

Начинаются они с утверждения, что искусство вольных каменщиков столь же древне, сколь и досточтимо, что оно хранит традиции своей королевской избранности; завершаются же они изложением прав и обязанностей членов лож и правил внутреннего распорядка.

7. КАК ПОЯВИЛСЯ И РАЗВИВАЛСЯ РИТУАЛ?

Изначально он был составлен не как ритуал и не как описание отдельных церемоний, а как последовательность действий, правила соблюдения обычаев и традиций оперативных масонов. И даже назывался он не «ритуал», а «работа».

8. КОГДА МАСОНСТВО СТАЛО САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ, САМОУПРАВЛЯЕМЫМ ОБЩЕСТВОМ?

Х.Л. Хэйвуд, один из выдающихся американских исследователей данного вопроса, считает, что за точку отсчета следует принимать 1541 г., то есть самое начало эпохи Реформации. Его предположение основывается на том, что к тому времени относятся данные о существовании самостоятельного масонства в Абердине, причем, возможно, эта ложа постоянно функционировала еще с 1264 г.

9. КОГО МОЖНО СЧИТАТЬ «ОТЦОМ СОВРЕМЕННОГО СПЕКУЛЯТИВНОГО МАСОНСТВА»?

Доктора Джона Т. Дезагюлье, избранного в 1719 г. третьим Великим Мастером. В то же время первые два Великих Мастера, Энтони Сэйер и Джордж Пейн выполняли только функции председателей собрания, а доктор Дезагюлье действительно возглавлял Великую Ложу на протяжении четырех лет. Три года вслед за этим он был почетным Великим Мастером.

10. КТО ТАКОЙ ЭЛИАС ЭШМОЛ?

Автор «Дневника Эшмола». В этом произведении содержатся два упоминания о масонстве. Эшмол был посвящен в Общество в Ложе города Уоррингтона, что в Ланкашире, Англия, в октябре 1646 г. Предполагают, то он также принадлежал к братству Розенкрейцеров и был одним из первых спекулятивных Масонов.

11. КОГДА БЫЛА ОСНОВАНА ПЕРВАЯ СПЕКУЛЯТИВНАЯ ВЕЛИКАЯ ЛОЖА?

В день Св. Иоанна Крестителя, 24 июня 1717 г. четыре лондонские ложи во время совместного заседания образовали первую Великую Ложу Вольных Каменщиков.

12. ВСЕ ЛИ ЛОЖИ АНГЛИИ БЫЛИ В ПОДЧИНЕНИИ У ВЕЛИКОЙ ЛОЖИ?

Сначала — нет. Потом же все они подпали под ее влияние. Со временем все они признали ее своим центральным органом.

13. БЫЛИ ЛИ В ЛОЖАХ 1717 ГОДА ТЕ ЖЕ САМЫЕ ТРИ СТЕПЕНИ ПОСВЯЩЕНИЯ, ЧТО И В НАШИ ДНИ?

Нет. Сперва существовала лишь одна степень посвящения и должность Мастера. В течение трех лет с момента основания Великой Ложи были разработаны три степени, или три ритуала постепенного посвящения, а также четвертый ритуал, градус Королевской Арки.

14. В КОНЦЕ КОНЦОВ, ВОЗГЛАВИЛА ЛИ ВЕЛИКАЯ ЛОЖА ВСЕ МАСОНСТВО БРИТАНСКИХ ОСТРОВОВ?

Нет. Великие ложи были основаны также в Шотландии и Ирландии, всего несколько лет спустя. Они возникли на базе объединений оперативных масонов, как и в Англии.

15. В НАШИ ДНИ, ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ВЕЛИКАЯ ЛОЖА АНГЛИИ ЕДИНСТВЕННОЙ В ЭТОЙ СТРАНЕ?

Нет. Существовали и несколько других; они, впрочем, в разное время прекратили свое существование по различным причинам.

16. КАКАЯ ИЗ НИХ ПРОДОЛЖАЕТ СВОИ РАБОТЫ?

Великая Ложа «Древних» или «Атолл».

17. КАК И КОГДА ВОЗНИКЛА ЭТА ВЕЛИКАЯ ЛОЖА?

В 1751 г. ирландские масоны, проживающие в Англии, основали эту ложу в противовес Великой Ложе, которую они называли «Современной».

18. КОГДА ЭТИ ДВЕ ВЕЛИКИЕ ЛОЖИ ОБЪЕДИНИЛИСЬ В СОВРЕМЕННУЮ «ОБЪЕДИНЕННУЮ ЛОЖУ АНГЛИИ»?

В 1813 г.

19. КАК ЗВАЛИ ПЕРВОГО АНГЛИЙСКОГО ВЕЛИКОГО МАСТЕРА?

Энтони Сэйер, эсквайр.

20. КАК ЗВАЛИ ВЕЛИКОГО МАСТЕРА ЛОЖИ «ДРЕВНИХ»?

Четвертый герцог Атолла. Он был Великим мастером два срока: с 1775 по 1781 гг. и с 1791 по 1813 гг., когда и произошло объединение. Также с 1778 по 1779 гг. он был Великим мастером Великой Ложи Шотландии.

21. В 1813 ГОДУ, ГОДУ ОБЪЕДИНЕНИЯ ДВУХ ВЕЛИКИХ, ЧЕМ БЫЛИ СХОЖИ ИХ ВЕЛИКИЕ МАСТЕРА?

Они были братьями по крови: Эдуард, Герцог Кентский, и Август Фредерик, Герцог Суссексский.

22. ЧТО БЫЛО, В ЧАСТНОСТИ, СКАЗАНО В ДЕКЛАРАЦИИ, ПРИНЯТОЙ ПРИ ОБЪЕДИНЕНИИ?

«(2) истинное Древнее Масонство включает в себя три градуса, и не более того: это степени Ученика, Подмастерья и Мастера Каменщика, включая сюда и Верховный Орден Священной Королевской Арки. Однако это положение не должно служить препятствием для любой ложи или любого капитула проводить заседания в любом из рыцарских градусов по конституции вышеупомянутого Ордена».
(Это последнее положение осталось без изменения и в Конституции О.: В.:Л.: Англии).

23. КТО СТАЛ ВЕЛИКИМ МАСТЕРОМ ПОСЛЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ В 1813 ГОДУ?

Герцог Суссексский.

24. КАКИЕ ИЗ ПЕРВЫХ ЛОЖ, УЧРЕДИВШИХ ВЕЛИКУЮ ЛОЖУ АНГЛИИ, СУЩЕСТВУЮТ ПО СЕЙ ДЕНЬ?

«Яблоня» (ныне «Крепость Духа и Старый Кумберленд» №12); «Кубок и Лоза» (ныне «Королевский Дом Сомерсет и Плащ» №4); «Гусь и Противень» (ныне «Ложа Древности» №2).

25. КАКИЕ ТРИ ДАТЫ ВАЖНЫ ДЛЯ ИСТОРИИ МАСОНСТВА В АНГЛИИ?

В 1717 г. была учреждена Великая Ложа Англии. В 1751 г. в результате разногласий была учреждена вторая Великая Ложа. В 1813 г. ввиду общности задач обе Великие Ложи объединились и образовали Объединенную Великую Ложу Англии.

26. КЕМ БЫЛА В 926 ГОДУ НАШЕЙ ЭРЫ СОЗВАНА АССАМБЛЕЯ ВОЛЬНЫХ КАМЕНЩИКОВ В ГОРОДЕ ЙОРКЕ В АНГЛИИ?

Королем Ательстаном. Эта дата упоминается Андерсоном в его «Конституциях», но Голд считает, что скорее это произошло в 932 году.

27. ЧАСТО МАСОНЫ ГОВОРЯТ О ТОМ, ЧТО ПЕРВАЯ ВЕЛИКАЯ ЛОЖА БЫЛО УЧРЕЖДЕНА В ЙОРКЕ В 926 ГОДУ. ПОЛУЧИЛ ЛИ ЭТОТ ФАКТ ПОДТВЕРЖДЕНИЕ?

Нет, он упоминается только как дань традиции.

28. КАКОЙ АРХИТЕКТУРНЫЙ СТИЛЬ НЕРАЗРЫВНО СВЯЗАН СО СРЕДНЕВЕКОВЫМ МАСОНСТВОМ?

Готический.

29. КАКОЙ ИЗВЕСТНЫЙ ОПЕРАТИВНЫЙ МАСОН ВОЗДВИГ СОБОР СВ. ПАВЛА В ЛОНДОНЕ?

Сэр Кристофер Рен.

30. КТО ТАКИЕ «НИЧТОЖНЫЕ ПЕВУНЫ»?

Так называли тех, кто в 1741 г. прошел по улицам Лондона в шутовской процессии, высмеивающей масонов.

31. КАКОЕ ОБЩЕСТВО БЫЛО ОСНОВАНО В АНГЛИИ ОКОЛО 1723 ГОДА В ПРОТИВОВЕС МАСОНСТВУ?

Общество Гормогонов. Никто из масонов не мог стать его членом, пока он не отрекался от масонского Ордена. Гормогоны заявляли, что происходят от тайного сообщества древнего Китая.

32. КАКАЯ АНГЛИЙСКАЯ КОРОЛЕВА, ПО ПРИДАНИЮ, ПОСЫЛАЛА В ЙОРК ВОЙСКА ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ РАЗОГНАТЬ ВЕЛИКУЮ ЛОЖУ?

Елизавета I.

33. КТО ТАКОЙ ДЖЕЙМС АНДЕРСОН?

Он составил первую «Книгу Конституций», опубликованную в 1723 г.

34. КТО ТАКОЙ ЛОУРЕНС ДЕРМОТТ?

Издатель «Ahiman Rezon» и Великий Секретарь, а затем Заместитель Великого Мастера Великой Ложи «Древних». Он служил связующим звеном между «древними» и ложами Ирландии, поскольку был возведен в степень королевской Арки там.

ЧАСТЬ 4. РАННИЕ КНИГИ, КОНСТИТУЦИИ, НАСТАВЛЕНИЯ И ИХ АВТОРЫ

1. ГДЕ ВПЕРВЫЕ УПОМЯНУТО МАСОНСТВО?

В стихотворении «Хэллиуэльский манускрипт», названном по имени Джеймса Хэллиуэла, который обнаружил его в Британском Музее и опубликовал в 1840 г., а затем — в 1844 г. Также оно известно как манускрипт «Региус». Специалисты относят его к 1390 г.

2. КТО ОПРЕДЕЛИЛ МАСОНСТВО КАК «ЧУДЕСНУЮ СИСТЕМУ НРАВСТВЕННОСТИ, ОКУТАННУЮ АЛЛЕГОРИЯМИ И ИЛЛЮСТРИРОВАННУЮ СИМВОЛАМИ»?

Самуэль Хемминг, специалист в области ритуала и первый Великий Первый Страж Объединенной Великой Ложи Англии.

Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима