Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима
Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима
Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима

Древний и Изначальный Устав Мемфиса-Мицраима

Древний и Изначальный Устав Мемфиса-Мицраима
Масоны в России

Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима

Р. Гилберт

АРТУР ЭДУАРД УЭЙТ. МАСОНСКАЯ БИОГРАФИЯ

На одном из последующих собраний особым постановлением из Совета был исключен орден C.B.C.S., но затем, после принятия окончательного варианта Конституции в апреле 1903 г., Совет возвратил себе право управления им (см. полный текст этого примечательного документа в Приложении 4).
От C.B.C.S. Уэйт ждал гораздо большего, чем от ранее им полученных тамплиерских степеней:

Сегодня я был на собрании тамплиерской Прецептории [«Король Эдуард VII»], где были две инсталляции. Это определенно самое интересное из христианских рыцарств, с чьими ритуалами мне довелось ознакомиться, хотя те обрывки, которые мне удалось узнать про наставления Совершенных Рыцарей, кажутся обладающими несравненно большим значением (Дневник, 23 октября 1902 г.).

Нельзя сказать, чтобы он слишком увлекся этой «игрой в солдатики» (Дневник, 30 марта 1903 г.), да еще и «обнаружил, что ноги мои отказываются делать то, что от них требуется. Странно, но я фатально поворачиваюсь всегда не в ту сторону. Не знаю, почему так. Это вообще как-то странно. Даже не знаю, гордиться ли мне своей слабостью, как Св. Павел, или стыдиться ее, подобно всякому обычному человеку, когда он убеждается в собственность тупости» (Дневник, 7 апреля 1903 г.). Уж его-то собственные ритуалы будут полегче в исполнении.
В качестве прелюдии к великому швейцарскому странствию он съездил в Шотландию, где получил степени Раннего Великого Устава (Early Grand Rite) из 47 степеней, который, как он считал, мог ему пригодиться:

Как пишут в циклопедиях и других масонских исторических сочинениях, этот устав практически никому не известен, и нигде не приводится система его степеней. Однако известен он кому-то или нет, но наличие в нем 47 степеней означает не менее 44 новых ритуалов, которые явно дадут мне много материала для работы о нем, в которой я опровергну все, что было ранее кем- либо сказано об этих символических строителях (Дневник, 13 октября 1903 г.).

Но в Шотландии ему не везло с самого начала:

Мое давно запланированное путешествие в Шотландию началось полночным поездом в пятницу, и ранним утром я прибыл в Килмарнок, как и следовало ожидать, в проливной дождь. (Дневник, 8 февраля 1903 г.; далее все впечатления о Шотландии взяты из этой записи).

В тот же день он встретился с ожидавшим его там полковником Спенсом (Spence), «который пробирался ко мне через океан грязи». Спенс не произвел на него впечатления, будучи «человеком, лишенным какого-либо дара и образования выше среднего и самого обычного». Да и прочие масоны Килмарнока не оправдали его ожиданий: «Значительная их часть принадлежала к ордену механиков, а еще пара- тройка походили на пастухов». Уэйта раздражали их церемонии: «Мне было предложено посвящение в 41-й градус под названием «Священнический Орден, или степень Белого Вольного Каменщика» (Priestly Order or White Mason), и я претерпел практически неописуемое посвящение, на котором присутствовали все братья, облаченные в белые стихари и с огарками сальных свечей в руках. Они даже не пытались провести ритуал по памяти, открыто пользовались книжками, по которым и пробубнили весь ритуал. Коммуникация градусов по принятию обязательства проводилась Великим Мастером с какими-то чудовищными отклонениями и допущениями, чтобы я мог потом получить все прочее, что мне захочется, так что из всей фразеологии клятвы не удалось вообще извлечь никакого смысла. Произнося ее, я так понял, что на относится только к тем степеням, которые им угодно именовать «белым масонством», а только потом мне своими словами объяснили, что она, вроде бы, относится также и к сорока семи степеням и, по-моему, еще степеням Мемфиса и Мицраима, да и вообще всем совершенно любым степеням адоптивных орденов и, может статься, даже к Королевскому Ордену Шотландии».
Дальше — больше: «После собрания меня представили братьям, и, к огромному моему разочарованию, полковник Спенс так организовал эту ассамблею, что она вся отправилась, все по тому же непрекращавшемуся дождю, ко мне в гостиницу, где они набились в крошечную курительную комнату и заказали на всех выпивку; после этого все они стали говорить по очереди речи в честь моего визита в Шотландию, в честь моих литературных трудов и т.п. А мне все время приходилось говорить благодарственное слово. Все вместе было просто ужасно неудобно, до такой степени, что этого просто не изложишь в краткой записи».
Но при этом он получил желаемые уставы, причем, в поражающем воображение количестве: «Я приобрел ритуалы Раннего Великого Устава, с 4-го по 44-й градусы, а также потом обнаружил, что получил ритуалы Ордена Храма для Шотландии, которого, учитывая, что я вхожу в Великий Приорат Англии, мне и даром не надо. и точно так же я, оказывается, завладел, самым неортодоксальным способом из всех возможных, степенями Мастеров Метки, конкурирующих степеней Царственного Свода, Рыцарей Мальты, Красного Креста Рима и Константина и даже Мореходов Царственного Ковчега… если в общий доступ попадут данные о таком моем приобщении к ним всем, тут не обойдется без больших неприятностей».
В Женеве ему должен был быть оказан теплый прием, потому что препятствия с его пути заранее убрал Эдуард Блитц, Великий Приор Америки, давший ему очень благожелательную и теплую рекомендацию для вступления в Исправленный Устав. В феврале 1903 г. Уэйт получил анкеты для вступления, образец присяги и несколько орденских катехизисов (Questions d»Ordre), которые он тщательно изучил и подробно заполнил — допустив, правда, странную ошибку в годе рождения, указав его как 1859. Отвечая на вопросы анкеты, он указал, что верует в то, что «существует масонство за фасадом масонства, которое не сообщают всем приходящим в ложу, но в нужное время передают верным людям. Однако необходимо, чтобы такой человек сам пришел к его дверям и прошел посвящение в предварительные степени, чтобы добиться неизрекаемых целей»1. А в сопроводительном письме к отсылаемой анкете он приписал: «Пребывая среди братьев в Женеве, я собираюсь учиться, а не учить» (Дневник, 16 февраля 1903 г.). Эти братья попросили его заранее озаботиться «выбором 1) мистического имени, 2) символического девиза, 3) герба, еще до того, как меня в тайном конклаве посвятят в рыцари. Я выбрал следующие: (1) Eques a longe aspiciens; (2) Sacramentum Regis abscotidere bonum est2; (3) серебряное поле, черный крест, в промежутках между полосами креста — четыре алые розы. Конечно, герб — чисто розенкрейцерский, поэтому я его и беру себе»3.
Подготовившись таким образом, он отправился в Женеву и прибыл туда 28 февраля 1903 г. Его встретил Жозеф Леклерк (Joseph Leclerc, 1835-1927), Великий Приор Независимого Великого Приората Гельвеции. Вечером того же дня Уэйт принял посвящение в две степени — Оруженосца-Новиция и Рыцаря-Благодетеля Святого Града, несмотря на обязательный, согласно уложениям Ордена, перерыв в один год между посвящением в первый и второй градусы при обычных обстоятельствах.
Отчет Уэйта о событиях того вечера снова являет нам пример неискоренимого его снобизма:

С точки зрения англичанина, компания собралась чрезвычайно пестрая, состоящая из а) почтенных торговцев, например, книжных, б) членов французского парламента, в) личностей, внешне похожих на женевских господ высокого общественного положения, г) англичанина, занимающего какой-то пост при этом правительстве, д) нескольких людей, вероятно, принадлежавших к классу пониже, чем торговцы, судя по внешнему виду, и е) разных представителей женевского правительства. Я постоянно получал особые знаки внимания от тех, кто явно занимал в собрании лучшие места (Дневник, 3 марта 1903 г.).

Сама церемония произвела на него, паче чаяния, большое впечатление:

…они читали или повторяли друг за другом все реплики по ходу церемонии; ритуал здесь не учат наизусть, как в английском масонстве. Произведенный эффект на деле вышел гораздо лучшим, но возможно, сам ритуал тяготеет к такой манере передачи: он гораздо более повествовательный и поучительный, чем в цеховых степенях. В любом случае, хотелось бы отметить, что в обеих степенях ритуал вряд ли мог быть более простым и впечатляющим, или проводиться с большими плавностью и достоинством (Дневник, 3 марта 1903 г.).

Позднее он нашел церемонию возвышения в степень Рыцаря-Благодетеля проведенной «очень красиво и с большим воздействием» и заметил в Символе Веры «акцент на учение о Грехопадении Человека и определенно мартинистский привкус во фразеологии всего учения, с той же очевидностью встречающийся в других частях документа». На следующий день он возвратился в Англию очень довольным и в предвкушении новостей, которые дошли до него в начале мая: «Приорат Гельвеции на своем заседании 16 апреля согласился доверить мне все полномочия, необходимые для учреждения Тайного Ордена в Англии и ее колониях, и все необходимые бумаги будут мне высланы обычным порядком» (Дневник, 2 мая 1903 г.). Это и была основная цель его поездки в Женеву, как он доверил ее дневнику в октябре предыдущего года:

Я не предприму поездки в Женеву… для того лишь, чтобы аффилироваться в этом уставе, как бы мне ни хотелось его заполучить. Мне нужно право на руководство им в Англии, и это было бы неплохо — владеть уставом, не нуждающимся в переучреждении, как в случае с мартинизмом. Если я закреплю за собой устав Святого Града, может быть, начнутся трения с Английским Советом Уставов. Но если какая-то связь на основе разумного modus vivendi и при этом соответствующая моим целям не будет создана, я напугаю Великий Совет слухами о тайном обществе, стоящем за моим уставом, и они будут только рады оставить его в покое (Дневник, 27 октября 1902 г.).

Его планам относительно основания C.B.C.S. в Англии не суждено было, однако, осуществиться, хотя он перевел ритуалы на английский язык4 и в 1907 г. получил по почте патенты на степени Рыцаря и Великого Рыцаря, принесшего обет (Profes, Grand Profes). Но в Женеву он во второй раз не поехал5 и даже не пытался проводить работы в двух доверенных ему степенях, ограничиваясь в распространении своего устава в Англии, по словам Дж.И.У. Бриджа (G.E.W. Bridge), лишь «упоминаниями этого устава самим Уэйтом в речи и литературных работах»6. Бридж при этом считал, что «это продвижение прошло для него естественным порядком, очень плавно, и как по мне, пусть оно и дальше идет так же, тихо-спокойно». Тише и спокойнее было просто некуда, потому что единственное, что Уэйт сделал в этом направлении, это дал рекомендацию Б.Х. Спрингетту (в 1924 г.) и Бриджу (в 1929 г.) для представления женевским орденским властям. В рекомендательном письме для Бриджа он так объяснял свое бездействие:

Было время, когда я надеялся основать Шотландский обряд и Внутренний Орден (Regime Ecossais et L`Ordre Interieur) в Англии… но зависть местных высших степеней сделала это невозможным, и иногда я с горьким сожалением поглядываю на великий пергамент, свидетельствующий о моем назначении.7

В этом же письме Уэйт выражает сомнения в том, что Бридж «сумеет сделать что- то практическое для развития Ордена в этой стране. я должен был что-то сделать уже давно, если бы приоткрылась хотя бы одна щелочка». Он был очень рад возрождению устава в Америке в 1934 г. (патент Бриджа стал бесполезен), причем двое его самых активных пропагандистов братья д-р Уильям Мозли Браун (Dr. William Moseley Brown) и Дж. Рэй Шут (J. Ray Shute) узнали о самом уставе и его значении именно из книг Уэйта.
Уэйт все еще думал, что он является главным и единственным законным представителем властей устава в Англии, но Независимый Великий Приорат Гельвеции так не считал и решил вообще не ставить его в известность о том, что в 1938 г., опасаясь, что страны Оси могут угрожать самому существованию масонства в Швейцарии, он выдал другому человеку патент на право основания Великого Приората Англии и Уэльса C.B.C.S. Уэйт узнал об этом из письма Шута и в ответе выразил все свои удивление и раздражение по этому поводу:

Всем должно быть ясно, ввиду появления других слухов, что я в течение многих лет являлся и являюсь до сих пор владельцем хартии от Гельветического Приората, который передал устав в мои руки. Можешь и дальше говорить о том, что якобы есть сведения в печати, что тамплиерский Приорат Англии захватил местный C.B.C.S. Я ничего подобного не слышал и даже не представляю себе, что это может значить, и в масонском мире вообще нет ничего более невозможного, чем их работы в нем здесь8.

После крушения планов развития ключевого для Уэйта устава постепенно сошел на нет и его «Тайный Совет Уставов» Он попытался возродить его в 1922 г., но эта попытка тоже оказалась неудачной. Но у него оставались другие способы пропаганды Тайной Традиции.
После женитьбы в 1888 г. Уэйт уже повсюду указывал свою профессию как «писатель» несмотря на то, что занимался и издательской деятельностью, и продолжал работать на «Horlick`s Food». Большинству своих масонских братьев он все же был известен своими книгами. Его авторитет во всех оккультных вопросах признавался фактически повсеместно, равно как и обширные его познания в эзотерических аспектах масонства, что открывало ему двери самых разных лож, капитулов и прецепторий, куда его чаще всего с радостью принимали и где он всегда мог найти «новообращенных» для своих идей. «Обратившись», они тут же подавали прошения о приеме в Независимый и Исправленный Устав Золотой Зари, а затем — в наследовавшее ему Товарищество Розового Креста, но при этом нужно подчеркнуть, что Уэйт никогда не занимался агрессивной вербовкой, хотя и пользовался любой возможностью для пропаганды своей идеи о Тайной Традиции, включая свои лекции (см. Приложение 3) и даже частные беседы.
Первым его выходом в масонский свет стало участие в дискуссии на собрании ложи «Quatuor Coronati» 3 октября 1902 г., когда он выступил с комментарием на работу И.Дж. Кастла (E. J. Castle) «Посвящение в Рыцари Храма»9 и со всей снисходительностью, на которую способен Рыцарь Храма с пятимесячным стажем членства (Кастл не был членом Ордена Храма), задал докладчику несколько вопросов об использованных им источниках. Работа была безупречной, ответы Кастла — более чем адекватными, но Уэйт был уверен в том, что знает все лучше всех, а также глубоко презирал членов «Quatuor Coronati». Вечером он записал в дневнике, что работа была «непродуманной, недоделанной и вообще male sonans10. Эти люди вообще не понимают, куда идут. Я задал в конце пару вопросов, но не нашлось никого, кто смог бы на них ответить. Это не братья, а одна видимость — кривляющееся старичье» (Дневник, 3 октября 1902 г.). Позднее он вернулся к той зачитанной работе: «Конечно, нельзя было говорить, что я по правде о ней думаю, а думаю я, что это бессвязная и небрежная работа. Начинаю понимать, насколько нужна в Англии настоящая история тамплиеров, чтобы все расставить по местам, насколько это вообще возможно, раз и навсегда. Естественно, делать это придется мне по ходу продолжения моей судьбоносной работы над тайными учениями религиозных обществ» (Дневник, 18 октября 1902 г.). Конечно, нападки Уэйта на работу Кастла были несправедливы, но для нас сейчас важнее то, что еще можно понять из этой дневниковой записи, а именно что его неопубликованная «Эзотерическая история масонства» уже начала преобразовываться в «Тайную Традицию в масонстве».

Magnum Opus I

До опубликования своего великого труда Уэйт написал серию статей о происхождении масонства и нескольких наименее исследованных высших степенях для своего собственного журнала «Horlick`s Magazine», а позднее они вышли в серии «Исследования мистицизма» (Studies in Mysticism, 1906). Затем последовала работа «Место масонства среди посвятительных обрядов» (The Place of Masonry in the Rites of Initiation) для S.R.I.A. и ряд работ по тамплиерским символизму и истории, зачитанных в 1908 — 1910 гг. в прецептории Св. Марии, членом-основателем которой Уэйт стал в 1906 г. Но это были лишь предвестники пришествия его славы. В июле 1910 г. появился «первый вклад Уэйта в масонскую литературу», показавшийся ему «с точки зрения качества издания — прекраснейшей из всех работ, выходивший на каком угодно языке и в какой угодно стране на тему масонства» (SLT, С. 179). Но содержание было гораздо важнее обложки: «Как степень Метки возвратила в масонство утраченное понятие христианства, так степень Царственного Свода возвратила его к тринитарному учению. Это было мое убеждение, стоявшее за этим моим вкладом в масонскую литературу» (SLT, С. 178). Также там исключительно подробно излагалась его теория Тайной Традиции, и книга была благожелательно принята критиками из масонской прессы. Немасонская пресса тоже хвалила ее — не понимая11, а оккультистская пресса приняла ее восторженно и рекомендовала всем своим читателям. У.Л. Уилмсхерст (W.L. Wilmshurst) написал три рецензии — всех трех типов, для «The Bookman», «The Occult Review» и «The Freemason»12, все положительные. Правда, в рецензии для «The Occult Review» об этом можно только догадываться, потому что в ней Уилмсхерст сумел добиться невозможного: писать еще более многословно и маловразумительно, чем сам Уэйт в худших образцах своего литературного творчества. В «The Freemason» он утверждал, что «книга несомненно превосходит по значению все, что до сих пор выходило на тему того, что можно было бы назвать проблемой масонства». Потом он еще похвалил Уэйта и добавил, что «весь Цех в неоплатном долгу перед ним за то, что получил в виде этой книги свое правдивое зеркало, а также экзегезу своего учения». Еще одна положительная рецензия появилась в «Ars Quatuor Coronatorum» №25 (С. 133-135), но за ее объективность поручиться уж точно нельзя, потому что ее автором был Б.И.Дж. Эдвардс (B.E.J. Edwards), старожил Ордена Золотой Зари. Единственная ложка дегтя в эту бочку меда были влита Джоном Яркером, который написал в своем отзыве на книгу в «The Co-Mason (т. 4, 1912, С. 29-32), что расстроен тем, что «Уэйт и не стремился скрыть свое презрение, часто выражаемое довольно грубым языком, ко всем не согласным с его точкой зрения, или к тем степеням и орденам, из которых он не сумел извлечь ничего подтверждавшего бы его теорию». Автор рецензии называет нападки Уэйта «клеветой» и указывает на ряд фактических ошибок в его работе, а также сурово осуждает его за высокомерие в отношении «штуки под названием Со-Масонство13»: «Мы можем не любить Со-Масонство за то, например, что оно упустило возможность снабдить гурманствующих масонских братьев почвой для их упражнений, но эта система создана и существует, и нам нужно общаться с ней, соблюдая вежливость». В то же время большинство со-масонов не имели ничего против Уэйта. В следующем номере их журнала вышла вторая рецензия на ту же книгу Уэйта, на этот раз пера преподобного А.Х.И. Ли (Revd. A.H.E. Lee), активного члена уэйтовской Золотой Зари, но предпочитавшего со-масонство обычному регулярному цеховому Братству. Также он оказался (что объяснить уже сложнее) в числе «тех немногих лиц, кто сделал попытку продолжать самостоятельно», когда Уэйт в 1914 г. «положил конец Материнскому Храму, или Исиде-Урании, по причине непрестанных конфликтов и столкновений по поводу подлинности документов» (SLT, С. 229). Другие со-масоны тоже поддержали Уэйта, и когда он в следующем году основал новый орден — Товарищество Розового Креста — в число его членов входило больше со-масонов, чем обычных масонов. Как выяснилось впоследствии, со-масоны и ко второму Magnum Opus Уэйта отнеслись благожелательнее.

Magnum Opus II

Как мы видели, Уэйт придерживался невероятно высокого мнения о собственных знаниях и, соответственно, низкого мнения о познаниях большинства своих современников — признанных масонских ученых: «Брат Р.Ф. Гоулд, автор довольно безграмотной, хотя и претенциозной работы о масонстве, написал мне не менее безграмотное письмо с просьбой прислать какую-нибудь картинку или портрет, чтобы проиллюстрировать главу о розенкрейцерстве в какой-то краткой истории Братства, которую он планирует опубликовать» (Дневник, 30 апреля 1903 г.). Между тем «из двух масонских циклопедий, вышедших на английском языке, одна — Вудфорда — кишит фактическими ошибками и проявлениями патологического невежества, а вторая — Макензи — фактическими ошибками и полетами брехливой фантазии» (Дневник, 5 октября 1902 г.). Своих собратьев-розенкрейцеров он щадил не больше. В 1903 г. он, возглавляя Исследовательский кружок S.R.I.A., писал, что его протоколы «на ладан дышат, и болезнь, от которой они страдают, медленно, но верно влечет их на кладбище. Такие случаи совершенной неспособности выступающего хотя бы приблизительно сформулировать, что он намерен сообщить, мне ранее не встречались» (Дневник, 23 марта 1903 г.). В то же время он признавался себе: «Я заметил, что в некоторых случаях мое участие в дискуссиях может быть подвергнуто точно такой же критике». Такая самокритика в вопросах литературного дарования действительно крайне редка и исключительна для него.
После того, как «Тайная Традиция в масонстве» начала расходиться в магазинах, Уэйт замыслил написать собственную масонскую энциклопедию, в которой изложил бы свою точку зрения на все высшие степени и их символизм. Много времени отнимали у него научные разработки в библиотеках и организация работ Товарищества Розового Креста, так что на обычное масонство символической ложи у него фактически не оставалось времени, но вместе с тем он обнаружил, что «я стал гораздо деятельнее в сфере высших степеней. Это значит, что я увидел за последнее время гораздо больше неявных вещей, стоящих за этими уставами» (SLT, С. 207). С другой стороны, «я не имел намерения вписывать себе в заслуги составление еще одной энциклопедии в придачу к тем, которые уже есть в мире английского масонства. По размышлении, однако, мне показалось, что это наиболее удобная форма для изложения целого ряда личных взглядов и точек зрения» (SLT, С. 207-208). Соответственно, в мае 1917 г. он пошел к Ральфу Ширли (Ralph Shirley), владельцу издательского дома «Rider & Co.», и «по наитию предложил ему издать новую великую масонскую энциклопедию» (Дневник, 26 мая 1917 г.). Предварительный договор был заключен в июне того же года, и к 3 июля Уэйт уже «собрал за три дня около 200 страниц чернового материала, списков старинных манускриптов и прочих источников» (Дневник, 3 июля 1917 г.). К 26 декабря объем его подготовительного материала возрос до 1000 страниц; три месяца спустя он уже был начерно структурирован по алфавиту, а к декабрю 1918 г. он закончил около 500 страниц готового варианта рукописи.
В течение всего 1919 г. шли споры и обсуждения между ним, Ширли и печатниками — типографией Брендонсов (Brendons) из Плимута — по поводу переверсток все растущей в объеме книги, иллюстраций и оплаты. Уэйт получил несколько небольших авансов в ожидании авторских отчислений, а затем и новый договор, составленный с учетом увеличения объема книги до двух томов. После многочисленных исправлений и дополнений в последнюю минуту «Новая энциклопедия масонства» (A New Encyclopaedia of Freemasonry) в конце концов вышла в свет в марте 1921 г. Радость Уэйта о того, что это все же свершилось, омрачали ожидания того, что «официальные власти и ястребы мертвого масонства, конечно, все поднимутся на борьбу со мной» (SLT, С. 208). Так и вышло.

  1. Цитируется по копии анкеты (через копировальную бумагу), вложенной в Дневник за 1902—1903 гг.
  2. Рыцарь [всадник] вглядывается в даль. Тайну цареву [Царственную Тайну] прилично хранить (лат.). — Прим. перев.
  3. Дневник, 22 февраля 1903 г. Девиз он затем использовал и в Ордене Золотой Зари, и в F.R.C. Он взят из Вульгаты (Книга Товита, 12:7). Герб впоследствии был воспроизведен на обложке его «Новой энциклопедии масонства».
  4. Это произошло в 1905 г., а в 1934 г. их напечатал, точнее откопировал на ротапринте, Ф.Ф. Бансон (F. F. Bahnson) в Уоррентоне, штат Северная Каролина.
  5. Письмо с текстом клятвы датировано 26 ноября 1907 г. Оно хранится в архиве Независимого Великого Приората Гельвеции в Женеве.
  6. Письмо Бриджа — Ф. Аме-Дрозу (F. Amez-Droz), Канцлеру Ордена, от 27 сентября 1929 г., хранится в том же архиве.
  7. Письмо Уэйта — Аме-Дрозу от 18 мая 1929 г.
  8. Письмо Уэйта — Шуту от 22 ноября 1938 г.
  9. The Reception (Initiation) of a Knight Templar, AQC 15 (1902), pp. 163-74. Комментарий Уэйта: pp. 170-2.
  10. Неблагозвучной (лат.) — Прим. перев.
  11. Например, The Saturday Review, 18 ноября 1911 г.
  12. The Bookman, October 1911; The Occult Review, October, 1911; The Freemason, 25 May 1912.
  13. Движение в масонской среде за уравнение женщин с мужчинами в правах вступления в ложу. Активно развивалось во Франции в 70-е и 80-е годы XIX в. и привело к образованию андрогинного масонского ордена «Право человека» (Droit Humain, 1893). — Прим. перев.
Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима