Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима
Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима
Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима

Древний и Изначальный Устав Мемфиса-Мицраима

Древний и Изначальный Устав Мемфиса-Мицраима
Масоны в России

Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима

Э. Хоув

МАРГИНАЛЬНОЕ МАСОНСТВО В АНГЛИИ: 1870 – 1885

Скандал в Великой Ложе

Публикация писем Монтегю и Тевено, а также ответа на них Литтла, не прошла незамеченной. Три месяца спустя на Ежеквартальном собрании Великой Ложи 7 июня 1871 года брат сэр Патрик Колкухун (Patrick Colquhoun) встал и задал следующий вопрос:
Примирилась ли Великая Ложа с существованием Устава Мисраима из 90 степеней, Устава Мемфиса и Ордена Рима и Константина? И если нет, совместимо ли положение работника канцелярии Великого Секретаря с руководящим постом в одной из этих непризнанных степеней?
Это выступление, конечно, было брошено буквально как кость в собачью свору, потому что этим «работником канцелярии» был Роберт Уэнтворт Литтл, тридцати одного года от роду, но уже очень заметный деятель Цеха1.
Здесь не время и не место описывать бурное обсуждение данного вопроса, продолжившееся и на последующих Ежеквартальных собраниях, а также, расследование предполагаемой деятельности Литтла, предпринятое Советом по Общим вопросам. Но следует отметить, что в протоколе того Ежеквартального собрания значится, что несколько великих офицеров и в особенности брат Мэтью Кук (Бывший Досточтимый Мастер ложи №23) были неверно или никак не информированы о положении некоторых орденов и дополнительных степеней. Именно Кук повысил градус обсуждения на следующем Ежеквартальном собрании, состоявшемся 6 сентября 1871 г. Он заявил: 

На протяжении последних шести-семи месяцев в наши ряды прокралось опасное нововведение, которое надлежит запретить или, по крайней мере, осудить, прежде нежели оно разрастется дальше. В Книге Конституций провозглашается, что никакой человек или группа людей не имеют права вводить новшества в суть масонства. (Потом он метафорически погрозил пальцем сотрудникам канцелярии Великого Секретаря. — Авт.) Они от своего собственного имени формулируют, составляют и отправляют за границу новые степени, таким образом делая их источником саму канцелярию.

Брат Джон Хейверс, Бывший Великий Страж, возразил, что замечание брата Кука вполне похоже на клевету. Явно смущенный Великий Мастер попросил Кука «следить за выражениями и придерживаться заявленной темы выступления». Ну, Кук и придержался:

Несмотря на то, что эта Великая Ложа признает частное право каждого брата принадлежать к любым внешним масонским организациям по его собственному выбору, она строго воспрещает ныне и впредь любому брату на время исполнения им оплачиваемой должности служащего Великой Ложи вмешиваться в дела и принимать участие в делах таких организаций, как Древний и Принятый Шотландский Устав, Уставы Мисраима и Мемфиса, самозваные Ордена Рима и Константина, раскольничья организация, взявшая себе название Великой Ложи Мастеров Метки Англии, а также все прочие внешние масонские организации любого рода и вида (даже Орден Рыцарей Храма, хотя он единственный признан и вообще упомянут в Союзном акте) под угрозой немедленного увольнения с должности в Великой Ложе.

Великую Ложу Мастеров Метки вряд ли следовало называть раскольничьей, поскольку в 1856 г. Великая Ложа и Великий Капитул приняли совместное решение, что степень Мастера Метки является дополнительной по отношению к степени Подмастерья символической ложи. Также, как известно, Великая Ложа не возражала против недавнего учреждения той организации, которую Кук неосмотрительно назвал «самозваными Орденами Рима и Константина»2.
Предложение Кука было передано на рассмотрение в Совет по Общим вопросам, чей отчет перед Великой Ложей, датированный 22 ноября 1871 г., обсуждался на Ежеквартальном собрании 6 декабря. Совет счел желательным снова отправить всем Мастерам лож ранее составленное письмо от 4 октября 1859 г. вместе с факсимильной копией «мемфисского» патента, чтобы никакой представитель Цеха не имел никакого рода масонского общения с иррегулярными ложами. Совет установил, что Литтл «в одном случае в течение приблизительно двадцати минут помогал в проведении собрания в помещении, предназначенном для собраний Цеха, некоего общества, не признанного Великой Ложей, а также подтвердил несколько случаев выплаты и получения упомянутым служащим некоторых сумм в помещении канцелярии Великого Секретаря, не предназначенных для нужд Цеха и не в связи с ними». Но в общем и целом, его репутацию отмыли.
В этом кратком обзоре возникшей в 1871 — 1872 в Великой Ложе дискуссии я опустил многие частные точки зрения на степени, лежащие вне Цеха и Ордена Царственного Свода. Однако в протоколе подчеркивается, что, как и утверждал брат Кук, за последние несколько лет в масонство прокрались значительные нововведения, в частности, так называемые «дополнительные степени» в большом количестве. Нужно отметить, что на этом поприще Литтл был очень активен3.

Р.У. Литтл и Кеннет Маккензи

В 1866 году, в тот год, когда он «возродил» Орден Рыцарей Красного Креста Рима и Константина, Литтл также основал Общество Розенкрейцеров Англии, в наше время именующееся Societas Rosicruciana in Anglia, или просто S.R.I.A. В отличие от Ордена Красного Креста, это были не так называемые «дополнительные степени», а исследовательская группа в составе масонского Братства. Тем не менее, она состояла из девяти градусов и работала по своим собственным, пусть и коротким, ритуалам. Здесь я хотел бы отдельно подчеркнуть, что все упоминания S.R.I.A. в настоящей статье относятся ко временам его отдаленного прошлого. Мне мало что известно о его работах и членах после 1914 года. Здесь меня больше всего интересует предполагаемое участие Маккензи в его создании и работе на начальном этапе.
Важнее всего в контексте нашего исследования то, что это общество на ранних этапах своего развития предоставляло общую площадку для общения Мастерам Каменщикам, так или иначе интересующимся различными областями «отвергнутого знания». Довольно значительное число членов этого общества в 70-е годы XIX века были также спиритами. Десятилетие спустя, в 1887 г., его члены доктор У. Уинн Уэсткотт, доктор У.Р. Вудман (W.R. Woodman)4 и С.Л. Макгрегор Мазерс (S.L. MacGregor Mathers) стали основателями и руководителями Герметического Ордена Золотой Зари, а пока что они вели Общество Розенкрейцеров в направлении изучения Западной эзотерической традиции, т.е. каббалистики и алхимического символизма. В 1900 г. Уэсткотт описывал своих собратьев как «исследователей загадочных и таинственных наук, до сих пор остающихся недостаточно изученными, как, например, труды и философские учения древних розенкрейцеров, алхимиков и мистиков прошлых веков»5.
Когда в 1887 г. в Лондоне на постоянное жительство осела госпожа Блаватская, очень многие члены этого ордена вступили также в Теософское общество, а не менее тридцати человек состояли еще и в Золотой Заре в период с 1887 по 1920 гг.6 В общем и целом, путь в S.R.I.A. Рано или поздно находили все масоны, чья область интересов включала в себя спиритизм и оккультизм. Не устаю подчеркивать, что это было общество для ничтожного меньшинства масонов, посвященное удовлетворению крайне редкого и специфического интереса. В среднем, основная масса вольных каменщиков, особенно не часто читавших масонскую прессу, вообще была не в курсе существования подобных организаций.
Что же касается официальной истории возникновения Общества Розенкрейцеров, то, согласно Уэсткотту, Литтл в свое время обнаружил во Фримейсонс Холле несколько старинных документов, содержавших некие «данные о ритуалах», и попросил Маккензи о помощи в их атрибуции7. В 1900 г. Уэсткотт предпринял попытку вновь найти эти документы на Грейт-Куин-стрит, но не сумел их там найти. Возможно, написаны они были на немецком языке. Если так, то Маккензи, отлично знавший этот язык, действительно мог помочь в их переводе и толковании8

Помощь Маккензи была очень важна в другом, опять же согласно Уэсткотту: Литтл воспользовался некоторыми знаниями и властью брата Кеннета Р.Х. Маккензи, который ранее в жизни общался с немецкими Адептами, утверждавшими, что получили посвящение от предшествующих поколений розенкрейцеров. Немецкие Адепты приняли его в несколько степеней своей системы и позволили сделать попытку основать группу исследователей розенкрейцерства в Англии, могущую существовать в форме частично эзотерического общества.

Также Уэсткотт сообщает, что Маккензи получил розенкрейцерское посвящение в Австрии, «живя у графа Аппоньи в качестве домашнего учителя»9. Стоит отдельного упоминания признание власти Маккензи со стороны не только Уэсткотта, но и Литтла, ведь очевидно, что не следует слишком серьезно относиться к предполагаемым розенкрейцерским связям Маккензи. Во-первых, не существует данных о каких-либо немецких или австрийских «розенкрейцерских» группах того времени. Во-вторых, точно известно, что он был за границей в подростковом возрасте и возвратился в Лондон в начале 1851 года, то есть в семнадцать лет и два месяца. Маловероятно, чтобы столь юный кандидат был посвящен в какое бы то ни было серьезное розенкрейцерское общество, так что все его рассказы о таком посвящении скорее являются плодами его воображения, чем правдой. Уэйт небезосновательно замечает: «Что же касается розенкрейцерства, то повествование о нем Кеннета Маккензи представляет собой случай растиражированной неправды»10.
Уэсткотт присоединился к Обществу Розенкрейцеров только в 1880 г., через два года после смерти Литтла, и не сохранилось никаких данных о том, что они хотя бы раз в жизни виделись. Он писал, возможно, намеренно осторожно: «Участие Маккензи в образовании Общества сводится к настоящему времени к его письмам д-ру Вудману11 и д-ру Уэсткотту, а также его личным беседам с д-ром Уэсткоттом в 1876 — 1886 годах»12.
Несмотря на то, что Маккензи, возможно, помогал Литтлу в организации Общества Розенкрейцеров в 1886 г., сам он не мог стать его членом, поскольку, согласно Уэсткотту, он не был масоном английского послушания. Достоверно не известно, проходил ли он вообще какое-либо масонское посвящение в рамках какого бы то ни было послушания. Когда он четыре года спустя был аффилирован ложей Дуб №190 в Лондоне, его карьера в регулярном масонстве оказалась на удивление короткой, потому что он уже слишком увлекся деятельностью в масонстве маргинальном.
Письма Маккензи к Ф.Г. Ирвину содержат интересные данные об Обществе Розенкрейцеров и его жизни в 1870-е годы. Я предпочел сам не заниматься этими вопросами, оставив их попечительству S.R.I.A.

Капитан Фрэнсис Джордж Ирвин

Человек, которого А.Э. Уэйт высокопарно описывал как «ревностного и любезного масона, известного влечением к высшим степеням и стремлением расширять свой послужной список посвящением во все новые и новые», в действительности вряд ли заслуживает такого покровительственного тона. Он родился 19 июня 1828 г. Бенджамин Кокс упомянул эту дату в письме от сентября 1885 г., где рассказывал о своем и Ирвина гороскопах. Кроме краткой биографической заметки в трудах ложи «Quatuor Coronati» (AQC 1, 1886-8), единственным историческим источником по его молодым годам остается некролог Роберта Фрике Голда в том же альманахе (AQC 6, 1893)13.
Согласно Голду, он записался в Королевский саперный и минерный полк 8 ноября 1842 г. в возрасте четырнадцати лет. Служба в этом полку в те времена приравнивалась к юнкерской и являлась подготовительной для получения инженер-офицерского чина. Юнкера этого полка выполняли целый ряд работ на Международной выставке 1851 года, а найденный нами в послужном списке полке младший капрал Фрэнсис Ирвин, награжденный бронзовой медалью, дипломом принца-консорта и чертежным набором, — это, судя по всему, как раз наш Ирвин14. В следующий раз мы встречаем его в Гибралтаре в 1857 г. 3 июня этого года он посвящен в Гибралтарскую ложу (также именуемую Ложей Скалы) №325 Ирландской конституции. Голд, в то время юный субалтерн 31-го Пехотного полка и Мастер-Каменщик с двухлетним стажем, встретился с сержантом Ирвином, уже служившим в Королевском инженерном полку, в 1858 г., когда тот вместе с еще одним сержантом обратился к Голду с просьбой ходатайствовать перед Заместителем Провинциального Великого Мастера о возобновлении работ в некогда распущенной ложе «Местные жители» (Inhabitants, ныне №153). Ложа была возрождена в феврале 1858 г., и Голд стал ее Мастером, а Ирвин — Первым Стражем. Полк Голда вскоре был переведен в Южную Африку, и Ирвин занял пост Досточтимого Мастера ложи. Голд пишет, что именно в Гибралтаре он впервые встретил лейтенанта Королевского инженерного полка Чарльза Уоррена, посвященного там в ложе Дружбы №278 30 декабря 1859 г. Также Голд вспоминает, что Уоррен очень уважал Ирвина, и как масона, и как воина. Много лет спустя исследователи ложи «Четверо Коронованных» нашли и еще одно связующее звено между этими троими людьми15.
Из документов следует, что Ирвин оставался в Гибралтаре до 1862 г., а затем, вероятно, переехал на Мальту. Затем он оказался в Девенпорте (Плимут), где 11 апреля 1865 г. вступил в ложу Св. Альбана №954. Судя по всему, именно он в тот год познакомил английское масонство со степенью Рыцаря Константинополя16.
В 1866 г. Ирвин перебрался в Бристоль. В армии он прослужил более 24 лет и 7 мая 1866 г. был назначен адъютантом 1-го Глостерширского инженерного добровольческого корпуса в чине капитана. В Бристоле он прожил до самой смерти в 1893 г.
Впервые встречаясь с ним в адресованных ему письмах Бенджамина Кокса, мы видим, что в сентябре 1868 г. его стаж пребывания в Цехе составляет уже 11 лет и он инсталлирован как первый Досточтимый Мастер ложи Св. Кивы №1222 в Вестоне-супер-Маре, в то время тихого прибрежного курорта приблизительно в пятнадцати милях от Бристоля. В 1869 г. он был назначен Вторым Провинциальным Великим Стражем провинции Сомерсетшир, и в тот же год его избрали почетным членом ложи «Соединенных звезд» (Etoiles Reunis) в Льеже, Бельгия. Голд пишет: «Вряд ли существовала такая степень или такой орден в пределах его досягаемости, которых он был не получил. К концу жизни он стал посвящать всю жизнь изучению французского и немецкого языков, чтобы читать на них как можно больше масонской литературы». О его познаниях во французском языке действительно свидетельствуют многочисленные рукописные французские ритуалы, выполненные или его собственным мелким и разборчивым почерком, или записанные для него неутомимым Бенджамином Коксом.
Некролог, опубликованный в «Bristol Times and Mirror» в день его смерти — 26 июля 1893 г. — подчеркивает его неизменную верность франкмасонству и предполагает, что «вряд ли он занимал именно то место, которому соответствовали его образование и способности». 

К.Р.Х. Маккензи - начало жизни и биография до 1872 года

Те в масонских кругах, кто до сих пор вообще помнят Маккензи, знают его как составителя «Королевской масонской энциклопедии», несколькими выпусками опубликованной в 1875 — 1877 годах Джоном Хоггом. Обескураживающие высказывания о нем А.Э. Уэйта в его «Новой энциклопедии франкмасонства» (1921) и в «Братстве Розового Креста» (1924) интриговали меня еще задолго до того, как мне довелось увидеть его письма к Ирвину. Прочитав же эти документы, столь многое раскрывавшие и одновременно скрывавшие, я почувствовал, что невозможно будет понять роль Маккензи в становлении маргинального масонства без более подробного ознакомления с его жизнью в молодости. Краткое упоминание в его письме Ирвину от 16 марта 1879 г. касается какой-то неприятности: «Одно время я был весьма богат, держал собственный выезд, и весь мир был у моих ног, так сказать…». Мне тогда подумалось, а не существует ли связи между утратой им собственного экипажа и тем, что мир перестал лежать у его ног, и его увлечением маргинальным масонством в конце 1870-х и позднее? Тогда я и начал розыск данных о Маккензи.
Кеннет Роберт Хендерсон Маккензи был сыном д-ра Роуленда Хилла Маккензи и его жены Гертруды. Она была сестрой Джона Моранта Херви, Великого Секретаря Объединенной Великой Ложи Англии с августа 1868 г. по 1879 г., когда слабое здоровье заставило его оставить этот пост. Он родился 31 октября 1833 г.17 Согласно данным переписи 1851 года, родился он в Депфорде на юго-востоке Лондона, однако свидетельства о его крещении не сохранилось. В переписи также говорится, что в 1833 г. его матери было 20 лет.
В 1834 г. его семья оказалась в Вене, где доктору Маккензи, акушеру, предложили место в клинике18. Вероятно, он возвратился в Лондон в 1840 г., хотя в ежегодниках Королевской коллегии хирургов, где приводятся полные списки специалистов по годам, он значится пребывающим в Вене вплоть до 31 августа 1842 г.19 В Англии он работал врачом общей практики сперва по адресу «61, Бернерс-стрит» (1841 — 1843), а затем «68, Мортимер-стрит, Кавендиш-сквер». Итак, у него появилась практика в Вест-энде. Также он занимал пост хирурга Шотландского госпиталя корпорации (1845 — 1852?) и к 1845 г. успел дважды побывать председателем Немецкого литературного общества Лондона.
Кеннету Маккензи было семь лет, когда его родители поселились в Лондоне в 1840 г. Видимо, он с одинаковой легкостью говорил по-английски и по-немецки. По отрывку из предисловия к его переводу «Тиля Ойленшпигеля», опубликованному в 1859 г. издательством «Trubner&Co.» под заголовком «Удивительные приключения и причудливые занятия мастера Тиля Совозеркального» (The Marvellous Adventures and Rare Conceits of Master Tyll Owlglass), можно судить, что он с детства был знаком с немецкой литературой. «Я отлично помню, как еще маленьким ребенком я подружился с этим ловким, пусть и неуклюжим героем», — писал он. В предисловии ко второму изданию, вышедшему из печати на Рождество 1859 года, он упомянул, что «это чуть ли не первая прочитанная мной книга, и я по сей день помню, при каких обстоятельствах она ко мне попала».
Я полагаю, что он, в основном, получил образование за границей, и его необычно широкая сфера знаний и интересов, со всей очевидностью проявленная к двадцати годам, никак не могла быть продуктом лишь краткосрочного пребывания при дворе графа Аппоньи в качестве учителя. Перепись 1851 года и примечательные 17 сообщений в «Замечаниях и вопросах» (Notes and Queries) за тот же год свидетельствуют, что тогда он уже жил в Лондоне и славился разносторонними образованием и эрудицией, которыми вряд ли мог обогатиться в любой современной ему общественной или частной школе20.
Принадлежащее ему «Слово к литераторам Англии» (A Word to the Literary Men of England), опубликованное в «Замечаниях и вопросах» от 1 марта 1851 г., содержало призыв к созданию в стране ученого общества, призванного спасать и оберегать древние манускрипты на греческом, латинском, древнеанглийском, норвежском, зендском (древнеперсидском) и еще десятке восточных языков. Через несколько месяцев он писал: «До сих пор мне удавалось воплощать свои планы в жизнь, поскольку за последнее время, в годы проживания на континенте и за время, прошедшее с моего возвращения, удалось учредить в России, Сибири и Татарии, Персии и Восточной Европе пункты поиска и обработки достойных внимания манускриптов».
В выпуске «Замечаний и вопросов» от 6 сентября 1851 г. говорится, что на некоторое время он выезжал из Австрии и даже добрался до отдаленной прусской провинции Померании, где обсуждал судьбу известного археологического заповедника Юлин с графом Кессельрингом, представителем славного прибалтийского дворянского рода. Его «Заметки о Юлине» (Notes on Julin)21 содержат объемный перевод с немецкого, который явно мог быть выполнен только тонким знатоком и ценителем этого языка.
В Предисловии ко второму изданию перевода «Тиля Ойленшпигеля» он упоминает, что видел себя писателем с самого раннего детства. Первой серьезной работой на этом поприще стал для него перевод работы Л. Р. Лепсиуса «Письма из Египта, Эфиопии и т.д.» (Briefe aus Aegypten, Aethiopen, etc., 1842 — 1845, 1852), опубликованный Ричардом Бентли в Лондоне в 1852 г. вскоре после появления в Германии оригинального издания22. «Открытия, сделанные в Египте, Эфиопии и на Синайском полуострове» стали серьезным испытанием для способностей девятнадцатилетнего юноши. Примечания, сделанные Маккензи, демонстрируют его впечатляющие познания в латинском, греческом и древнееврейском языках, а также отличную осведомленность о современной ему литературе по египтологии. Он был избран членом лондонского Общества древностей в январе 1854 г., за девять месяцев до двадцать первого дня рождения. Членство в этом почтенном научном обществе обычно закрыто для несовершеннолетних, и здесь оно могло произойти исключительно в качестве признания заслуг Маккензи в переводе книги Лепсиуса23.
Итак, началась карьера Маккензи в качестве ученого-гуманитария, о чем он мечтал с самого детства. В 1852 г. он написал статьи «Пекин», «Америка» и «Скандинавия» для труда своего друга преподобного Теодора Алоиза Бакли «Великие города древнего мира» (Rev. Theodore Alois Buckley, «Great Cities of the Ancient World»), опубликованного Джорджем Рутледжем. В 1853 г. он помогал своему старшему другу, эксцентричному Уолтеру Севиджу Лэндору подготавливать второе издание «Воображаемых диалогов» (Walter Savage Landor, «Imaginary Conversations»)24. В тот же год Рутледж опубликовал его книгу «Бирма и бирманцы», тоже удивительно зрелую и серьезную для возраста автора. Также для Рутледжа Маккензи редактировал чужие переводы с немецкого в 1854 — 1855 гг., в частности книгу «Шамиль и Черкесия» Фридриха Вагнера и «Сказки Оденвальда» Й.-В. Вольфа. Обе эти книги позволили ему проявить свою эрудицию во всей красе, но особенно ярко он демонстрирует свои научные предпочтения в комментариях к переводу «Тиля Ойленшпигеля» (1859) и составленном им пространном библиографическом справочнике по теме.
В письме к Ирвину от 9 мая 1878 г. он упоминал, что работал «рука об руку с господином Дизраэли многие годы, и приучился любить его сердечную откровенность». Единственный период, когда он мог так или иначе контактировать с Бенджамином Дизраэли, совпадает с тем временем, когда последний владел журналом «Пресса» (The Press) в начале 50-х годов25.
К 1858 г. уже известно, что Маккензи интересуется областью «запретного знания». Он за свой счет опубликовал четыре выпуска «Биологического обозрения: ежемесячника Науки Жизни» (The Biological Review: A Monthly Repertory of the Science of Life, октябрь 1858 — январь 1859 гг.). Это издание, вскоре прекратившее существование по причине недостатка финансов, отчасти было посвящено медицинским аспектам месмеризма, гомеопатии и новшеству, именуемому «электродантизмом», а также тому, что Маккензи называл «общим совершенствованием личной физики». Он очень интересовался медициной и, как многие оккультисты и тогда, и сейчас, сам занимался своего рода маргинальной медициной и месмеризмом26.
В декабре 1861 г. он побывал в Париже, где встречался с Элифасом Леви (аббатом Альфонсом-Луи Констаном, 1810 — 1875), автором «Учения и ритуала высшей магии» (1856), уже в то время признанным авторитетом в вопросах магии. Возвратившись в Лондон, Маккензи немедленно надиктовал отчет о своих двух встречах с этим магом для Фредерика Хокли, своего близкого друга и учителя оккультизма27. Леви в своих неопубликованных письмах, цитируемых его биографом Полем Шакорнаком, нашел Маккензи очень разумным, но чрезмерно восторженно увлеченным магией и спиритизмом28.
До недавнего времени я предполагал, что поездка Маккензи в Париж в 1861 году была предпринята исключительно с целью «посидеть у ног» Элифаса Леви, однако здесь могла быть и другая причина. В 1857 — 1858 гг. его отец переехал жить в Париж и больше в Лондон не вернулся29.
Мне долго не удавалось обнаружить ничего написанного, отредактированного или переведенного Маккензи в период с 1859 по 1870 год, однако затем в издательстве «James Hogg,&Son» был опубликован его перевод «Жизни Бисмарка» Й.Г.Л. Гезекиля (J.G.L. Hesekiel, «The Life Of Bismarck»). Но в общем и целом, он устранился от общественной деятельности. Тем не менее, мы не потеряли его след, хотя полученные нами биографические данные и не имеют отношения к масонству, а поэтому мы ограничимся приведением их в сноске30.
После публикации отчета Маккензи о его двух встречах с Элифасом Леви в декабре 1861 г., с минимальной редактурой, в апрельском номере журнала «The Rosicrucian» за 1873 год он писал, что «эти поспешные заметки о наших разговорах вообще никогда не были бы записаны, если бы не терпение, с которым не менее ученый исследователь оккультизма из нашей страны брат Ф. Хокли, Бывший Великий Секретарь, записал их через несколько дней после того, как они имели место».
Фредерик Хокли (Frederick Hockley, 1808 — 1885), по профессии — бухгалтер, был широко известен в кругах, интересующихся «отвергнутым знанием». ОН был лет на двадцать пять старше Маккензи, который с ним познакомился, по всей вероятности, в период редактирования «Биологического обзора» (Biological Review, 1858 — 1859). Вне зависимости от его опытов скраинга при помощи кристаллов и так называемых «магических зеркал», использовавшихся для вызывания состояния транса, он также в высшей степени усердно копировал старинные манускрипты по магии31. Масоном он стал достаточно поздно, приблизительно в 1864 г., но тем не менее, сделал в Братстве довольно внушительную карьеру32. Он стал для Маккензи гуру во всех областях оккультизма. Однако настало время, когда его ученик ему наскучил. В его письме Ирвину от 23 марта 1873 г. объясняется, почему карьера Маккензи не задалась и он утратил свой личный выезд и мир, лежащий у ног.

Хокли писал: Менее всего на свете мне хотелось бы даже упоминать имя господина Кеннета Маккензи. Я познакомился с ним 15 или 16 лет назад. Тогда он был весьма юным господином, получившим образование в Германии и неплохо знавшим немецкий и французский языки, и его переводы с них получили хвалебные отзывы в прессе. Он был преисполнен желания изучать оккультные науки, и когда бывал трезвым, вообще был чуть ли не самым милым и компанейским человеком из всех, кого мне доводилось встречать. К сожалению, его привычка к неумеренности три раза принуждала меня разрывать с ним отношения после шести или семи лет, проведенных в попытках примириться, и нужно признаться, с тех пор он один раз настолько нетерпимо оскорбил меня в одном своем письме, что для меня более невозможно поддерживать никакие отношения с ним. Более всего в этой связи мне жаль его мать, достойную всяческого уважения даму, и его дядю, нашего уважаемого Великого Секретаря, брата Херви, столь давно оказывающего мне честь своим знакомством… Мне довелось прочесть последний выпуск «The Freemason», где размещено объявление о его бракосочетании, и теперь от всей души надеюсь, что это событие изменит его жизнь к лучшему33. Конечно, образованность господина М. проистекает исключительно из его отличных познаний в немецком и французском, и когда вам удастся преодолеть эту трудность, весьма расширившееся поле оккультных изысканий, вне всякого сомнения, снабдит и вас, и других Первоисточниками… Я не знаю адреса господина М., но направленное ему через брата Кеннинга письмо совершенно точно дойдет до адресата.

Маккензи был посвящен в масоны в 1870 г. в возрасте тридцати восьми лет. По логике вещей, можно было бы ожидать, что его дядя Джон Херви предложил его кандидатуру на рассмотрений одной из лож, в которых состоял сам, но дело обстояло не так. В книге протоколов ложи «Дуб» №190 сказано, что 19 января 1870 г. его кандидатура была внесена Досточтимым Мастером братом Х.У. Хемсвортом и поддержана братом Джоном Хоггом, «и.о. Секретаря», а посвящение назначено на следующем регулярном собрании ложи 16 февраля во Фримейсонс-Холле34. На собрание 16 февраля Маккензи не явился, но голосование по его кандидатуре и посвящение были вместо этого проведены на внеочередном собрании 9 марта. Согласно книге протоколов, кандидат являлся писателем и проживал в Тэвисток-плейс. В тот год по этому адресу жил Джон Херви. 20 апреля он был переведен в Подмастерья, а 18 мая возведен в Мастера Каменщики. Потом он посетил следующее собрание ложи 16 ноября, и это оказался последний раз, когда братья ложи «Дуб» видели его. 18 января 1871 г. Досточтимый Мастер зачитал полученное от Маккензи письмо с пожеланием приостановить членство. В протоколе отражено, что ложа постановила удовлетворить просьбу брата Маккензи «после полного погашения им задолженностей по членским взносам».
После этого его интерес к цеховому масонству стабильно равнялся нулю. В его письмах к Ирвину содержится только одно упоминание о посещении символической ложи. Как Мастер-Каменщик он даже не подавал формального прошения о принятии в Общество розенкрейцеров, в создании которого принимал участие. Без сомнения, это д-р Р.У. Литтл убедил его принять звание почетного члена Общества в первой его степени, звании Зелатора, 17 октября 1872 г. Официально его почетное членство было зафиксировано еще в октябре 1870 г.
Когда Маккензи появился в розенкрейцерском кругу, он лишь недавно сочетался браком с Александриной Эйдон (Alexandrina Aydon), двадцати трех лет от роду, на пятнадцать лет моложе его, дочерью Еноха Гаррисона Эйдона, инженера и вольного каменщика, проживавшего по адресу «2, Эксмут-виллас, Кембридж-роуд, Чизвик». Брачная церемония прошла в муниципалитете Брентфорда 17 июня 1872 г. Вместе с супругой он поселился в Оксфорд-хаус на Чизвик-молл, снимая или часть дома или весь дом (это так и не выяснено). Как бы то ни было, судя по тому, что мы узнаем о нем далее, пить он стал значительно меньше.

  1. Р.У. Литтл (1840 — 1878) был посвящен в Братство в ложе Королевского Союза (Royal Union Lodge №382) в Аксбридже в мае 1861 г. и впоследствии стал основателем лож Датской Розы (Rose of Denmark Lodge №975, 1863), Вийе (Villiers Lodge №1194, 1867) и Бердетт (Burdett Lodge №1293, 1869). Также он был аффилирован Королевской ложей Альберт (Royal Albert Lodge №907, 1862) и Виттингтон (Whittington Lodge №862, 1867). Он был возвышен в степень Царственного Свода в Доматическом капитуле №177 в 1863 г., затем работал в нескольких других капитулах. Это отчет о его масонской карьере к 1871 г. В 1878 г., в год своей смерти, он состоял почти в девяноста ложах и капитулах.
  2. Имперский, Церковный и Военный Орден Рыцарей Красного Креста Рима и Константина в наше время именуется Масонским и Военным Орденом Красного Креста Константина. Он был «возрожден» Литтлом в 1865 г., когда ему было всего 26 лет. Орден немедленно стал невероятно популярен. С мая 1865 г. по сентябрь 1871 г. было выдано 62 патента на работы отдельных конклавов, из которых 14 было основано в Канаде, 18 — в США, 8 — в Индии. Неизвестный автор брошюры, недавно опубликованной от имени Великого Имперского Конклава этого Ордена в Лондоне, опровергает утверждение Литтла, что он просто восстановил орден с древнейшей историей. См. «The History and Origin of the Masonic and Military Order of the Red Cross of Constantine» (London, privately printed 1971).
  3. В ноябре 1872 г. Литтл был избран Секретарем Королевского Масонского института для девочек. Возможно, в его интересах действовало целое лобби, поскольку он набрал 305 голосов, в то время как трое остальных кандидатов поделили на всех только 50 голосов. Его удаление с должности работника канцелярии Великого Секретаря, скорее всего, снизило накал страстей и устранило источник раздоров.
  4. Д-р У.Р. Вудман (1828 — 1891) — врач, посвящен в 1857 г. ложе Святой Георгий №129 (ныне 112) в Эксетере. Занимал должности Великого Регистратора и Великого Казначея Ордена Красного Креста Рима и Константина. В этих двух организациях было очень много членов, состоящих в обеих одновременно.
  5. См. W. Wynn Westcott, History of the Societas Rosicruciana in Anglia, London, privately printed, 1900, p. 31.
  6. С марта по август 1888 г. около сорока кандидатов прошли посвящение в Золотой Заре, обществе, открытом для кандидатов обоего пола. Из 28 мужчин, тогда вступивших в Золотую Зарю, не менее 18 являлись на тот момент членами S.R.I.A. В первый период истории Золотой Зари (1888 — 1892) она оставалась совершенно невинным маленьким тайным обществом клубного типа, разработавшим для себя с полдюжины ритуалов, составленных, в основном, Макгрегором Мазерсом, и занимавшимся так называемым оккультизмом на начальном уровне. В 1892 г. Мазерс начал преподавать там избранному узкому кругу соратников теорию и практику ритуальной магии. Считалось, что эти занятия тавматургией носят совершенно секретный характер. Однако утечка информации все равно происходила, поскольку нескольким почтенным и уважаемым членам S.R.I.A. Пришлось тогда же покинуть общество.
  7. Не исключено, что эти материалы относились к деятельности немецкого Ордена Златорозового Креста, в конце XVIII века наследовавшего Уставу Строгого Послушания. Общество Розенкрейцеров восприняло систему степеней этого устава, и количество, и названия — Ревнитель, Теоретик, Практик, Философ (Zelator, Theoricus, Practicus, Philosophus) и т.д. Таблицу названий розенкрейцерских степеней можно найти в «Королевской масонской энциклопедии» Маккензи (1877). Там он пишет, что «эти данные никогда еще не публиковались… и выводы сделаны на основе многочисленных аутентичных источников, ранее нигде не использовавшихся». Это, однако, откровенная ложь. Он опубликовал всего лишь точный и полный перевод труда Магистра Пьянко (Ганса Генриха фон Экер унд Экхоффена) «Der Rozenkreuzer in seiner Blosse» (Розенкрейцер как он есть), 1781.
  8. W. Wynn Westcort, ibid., p. 6.
  9. См. «Data of the History of the Rosicrucians», London, J.M. Watkins for the S.R.I.A., 1916, p.8.
  10. См. A.E. Waite «The Brotherhood of the Rosy Cross», 1924, p. 566.
  11. После смерти Р.У. Литтла в апреле 1878 г. У.Р. Вудман наследовал ему в звании Верховного Мага Общества Розенкрейцеров. Уэсткотт стал преемником Вудмана на этом посту после смерти последнего в декабре 1891 г. Уильям Уинн Уэсткотт (1848 — 1925) был посвящен в ложе Паррет и Экс №814 в Крюкерне, Сомерсетшир, в 1871 г., вскоре после получения диплома врача. Впоследствии он получил место партнера во врачебной практике своего дяди близ Мартока. 26 ноября 1877 г. он был назначен Провинциальным Великим Обрядоначальником, а в 1879 г. переехал в Лондон и два года пребывал «на отдыхе в Хемдоне, посвящая все свое время изучению философии Каббалы, трудов философов-герметиков и наследия алхимиков и розенкрейцеров» (AQC 38, 1925, p. 224).
  12. См. W. Wynn Westcott «History of the Societas Rosicruciana in Anglia», London, 1900, p. 7.
  13. Данные Голда о военной биографии Ирвина не во всем точны, поэтому пришлось внести в них несколько поправок.
  14. См. T. W. J. Connally «The History of the Corps of Sappers and Miners», 2 vols., 1855. На Международной выставке работало около 200 королевских саперов и минеров, выполнявших функции монтировщиков и разнорабочих.
  15. После освящения ложи «Quatuor Coronati» 12 марта 1886 г. ее первым Досточтимым Мастером стал генерал-лейтенант сэр Чарльз Уоррен, кавалер Большого креста Ордена Св. Михаила и Св. Георгия и член Королевского Общества. Р.Ф. Голд, уже заканчивавший составление своей знаменитой «Истории франкмасонства» (6 тт., 1882 — 1887), также вошел в число девятерых основателей ложи. 7 апреля 1886 г. Ирвин был кооптирован основателями вместе с еще пятерыми братьями в качестве первых принятых членов. Здесь он встретился с Голдом впервые с 1858 года, и произошло это на собрании Исследовательской ложи 3 июня 1886 г.
  16. Далее следует отрывок из книги Ф.Л. Пика и Г. Нормана Найта «Карманная история франкмасонства» (F. L. Pick, G. Norman Knight «The Pocket History of Freemasonry», 5th edition, 1969, p. 249): «Это по-настоящему «побочный» градус, в том смысле, что много лет назад было вполне обычным явлением, когда один брат самостоятельно посвящал в него другого брата. Он просто отводил его в сторону, например, после окончания обычного собрания ложи, иногда просил его принести короткую присягу и тут же сообщал ему знаки и слова. Происхождение этого градуса не ясно… Впервые он попал в Англию в 1865 г. В Плимут его привез с Мальты некий военный брат, и там же были основаны три Совета для работы по полной форме соответствующего ритуала». В брошюре У. Хердера «Клейнод Бывшего Достославного Правителя Ордена Рыцарей Константинополя» (W. Hearder’s «Past Illustrious Sovereign of Knight of Constantinople Jewel», 1916) говорится, что «17 января 1865 г. Превосходный и Совершенный Достославный брат Ф.Г. Ирвин учредил первый Совет при ложе Св. Альбана в Девенпорте и поверил нескольким выдающимся братьям таинства Ордена, затем возвысив их в степень Рыцарей Константинополя».
  17. Единственное упоминание его даты и места рождения встречается в пометках, сделанных Кристофером Куком на полях двух перепутанных между собой листами и испещренных пометками копий (госпожи П.И. Нейлор и моей) его выдающихся мемуаров «Диковины оккультной литературы» (Curiosities of Occult Literature, London, privately printed, 1863). Заголовок книги выбран поистине неудачно: в действительности это подробнейший рассказ автора о его не сложившихся взаимоотношениях с лейтенантом Королевского флота Р.Дж. Моррисоном, очень известным в свое время профессиональным астрологом и активным предпринимателем, чьи компании обычно лопались как мыльные пузыри. Под псевдонимом «Цадкиель» он издавал весьма популярный ежегодник пророчеств. См. Ellic Howe «Urania’s Children: The Strange World of the Astrologers», 1967, PP-33-47. Кук был знаком с Маккензи, как и с астрологом-энтузиастом. Поэтому я склонен считать, что если Кук написал, что Маккензи родился в Лондоне 31 октября 1833 года в 10 часов утра, вряд ли это неточная дата, поскольку, вероятно, ему сообщил ее сам Маккензи.
  18. Мне так и не удалось выяснить, где и когда Маккензи получил первичное медицинское образование. Согласно Лондонскому медицинскому справочнику за 1845 год, он получил звание доктора медицины в Вене в 1834 г. и стал членом Королевской коллегии медиков 31 августа 1840 г. Этот же источник утверждает, что он работал помощником хирурга акушерского отделения Императорского госпиталя в Вене (4000 коек).
  19. 23 мая 1840 г. в журнале «Athenaeum» был опубликован его перевод лекции его друга, венского профессора Берреса, «Метод продолжительной фиксации, гравирования и печати дагерротипических пластин». Это он определенно сделал в Вене. Статья в журнале «Lancet» от 9 января 1841 г., посвященная статистике многоплодной беременности, была завершена 9 декабря 1840 г., когда автор проживал по адресу «21, Колледж-стрит, Челси». Эта статья основана на исследованиях, проделанных в венском госпитале в период с июля 1839 г. по июль 1840 г. и, возможно, непосредственно после ее публикации он и был принят в Королевскую коллегию. Таким образом, по имеющимся данным можно утверждать, что он приехал в Лондон в 1840 г. и здесь и остался.
  20. За 1851 год в «Замечаниях и вопросах» были опубликованы его письма на такие разнообразные темы, как атрибуция фрагмента речи против Демосфена, предположительные текстологические параллели между определенными работами Тацита и Саллюстия, наблюдения по прочтении Гомера, комментарии на перевод Апулея и особенности манускриптов неопубликованных английских стихов XVII века, обнаруженных им в запасниках Британского музея.
  21. Юлин (Виннета) – древне-венедское торговое городище, упоминаемое в летописях уже в 1075 г. как самый большой город в Европе. Маккензи посетил Воллин, который археологи считают расположенным на месте древнего Юлина. Это недалеко от Свинемунда, популярного балтийского курорта, в наше время располагающегося на территории Польши (Свиновице).
  22. К.Р. Лепсиус (K. R. Lepsius) был знаменитым ученым, в то время возглавлявшим кафедру египтологии Берлинского университета. В немецком издании Предисловие датируется 2 июня 1852 г. Перевод Маккензи упомянут в «Athenaeum» от 21 августа 1852 г. Перевод появился так быстро, что очевидно, что у Маккензи был свой экземпляр рукописи Лепсиуса, причем, еще задолго до 2 июня 1852 г. Поскольку маловероятно, чтобы Бентли поручил такую серьезную работу совсем еще юному переводчику, подростку, моя гипотеза состоит в том, что Маккензи, уже к тому времени увлеченный египтологией, посещал лекции Лепсиуса и там убедил его позволить ему стать переводчиком его книги.
  23. См. протоколы Общества в «Proceedings», first series, iii, PP- 48, 58, 98, 101, 111, 174.
  24. См. R. H. Super «Walter Savage Landor», New York, 1954.
  25. Единственный известный перечень публикаций этого издания в Великобритании находится в Публичной библиотеке Бирмингема. Библиотекарь сообщил мне, что оказался не в силах обнаружить в нем фамилию Маккензи или даже просто его инициалы.
  26. Он писал Ирвину 4 февраля 1876 г.: «Хотелось бы услышать, что здоровье миссис Ирвин восстановилось надолго и всерьез. Знай я во всех подробностях ее жалобы, вероятно, я смог бы порекомендовать какое-то лечение, поскольку обычно мне удается вылечивать тех, кто сочтет желательным обратиться ко мне за консультацией. Я обладаю неким особым знанием свойств Симпатии, и я нахожу их скорее весьма действенными, чем нет. В мир медицины меня ввел доктор Хэссел в больнице Св. Георгия в Гайд-парке, однако я не имею собственной практики, потому что у меня нет английской ученой степени, пусть даже я и имею «право на убийство» повсюду за пределами Англии». Никакими документами не представляется возможным подтвердить прохождение им обучения в медицинском институте при больнице Св. Георгия. Вполне возможно, что он, как всякий доброволец, имеющий на это право, проработал там пару смен в качестве помощника и медбрата. Заявление же его о признанном за границей медицинском дипломе определенно является плодом его живого воображения.
  27. Г-н Джеральд Йорк в настоящее время владеет рукописью Маккензи, озаглавленной «Отчет о том, что происходило между Элифасом Леви Захедом (аббатом Констаном), оккультным философом, и Бафометом (Кеннетом Р.Х. Маккензи), астрологом и спиритистом, в городе Париже в декабре 1861 года». На последней ее странице Маккензи написал: «Вышеуказанное поверено бумаге в понедельник, 10 декабря 1861 года и далее было подробно транскрибировано нижеподписавшимся 9 и 10 мая 1863 года». Эта копия была снята по адресу «3, Виктория-стрит, Вестминстер». О важности этого адреса для нашего исследования см. сноску 49.
  28. В книге Поля Шакорнака «Элифас Леви, реформатор оккультизма во Франции» (Eliphas Levi, renovateur de l’occultisme en France, 1926, pp-201-3) содержится упоминание о визите Маккензи. Работы Леви изучались членами Общества розенкрейцеров еще задолго до появления их первых переводов на английский язык. См. статью Уильяма Карпентера в журнале «The Rosicrucian» за январь 1870 г., где он пишет, что книги Леви «были мало известны даже среди членов мистических и тайных орденов» (p. 83). Также Карпентер первым из английских исследователей написал об оккультном значении колоды Таро (ibid., p. 81).
  29. Списки членов Королевской коллегии медиков, публиковавшиеся ежегодно в середине июля, гласят, что доктор Маккензи проживал в Париже с 1858 по 1900 годы. Однако вполне вероятно, что он умер еще в конце 1870-х годов, потому что его сын в письмах Ирвину упоминает о своей старой матери как находящейся у него на иждивении.
  30. Участие в научных обществах. — Предисловие к «Жизни Бисмарка» было написано по адресу «4, Сент-Мартинс-корт, Трафальгарская площадь» 6 декабря 1869 г. Это адрес Этнографического общества Лондона, в 1871 г. слившегося с Антропологическим обществом Лондона, в которое Маккензи вступил 19 апреля 1864 г. и где он был активным членом вплоть до мая 1870 г., хотя после 1868 г. взносов уже не платил. В письме к Ирвину от 24 сентября 1875 г. он описывает тот период своей жизни, когда он редактировал «Антропологический обзор» (The Anthropological Review), однако его имя как редактора не встречается в доступных современному исследователю номерах этого альманаха. Его связь с Обществом древностей также прервалась в 1870 г., когда его членство было прервано в связи с задолженностью по взносам. Он также состоял членом Королевского Азиатского общества в 1855 — 1861 гг. В течение многих лет после 1870 г. он все еще приписывал аббревиатуры, обозначающие членство в этих обществах (F.S.A. и M.R.A.S.), к своей подписи. Мнимые ученые степени и академические отличия. — Вряд ли он действительно был, как заявлял, доктором философии и права. Его Предисловие к «Сказкам…» Й.-М. Вольфа (1855) подписано «Kenneth R.H. Mackenzie, Ph.D., F.S.A., M.R.A.S.» Он также записан доктором философии (Ph.D.) в городской адресной книге за 1856 — 1857 гг. После этого года он перестал именоваться «Ph.D.» и к 1873 г. стал «доктором права». Первые шесть номеров журнала Джона Яркера «Кнеф» (The Kneph: Official Journal of the Antient and Primitive Rite) редактировал «брат Кеннет Р.Х. Маккензи, IX градус, L.L.D. (доктор права), 32 °». По адресу Джона Херви. — Его имя время от времени мелькает в адресных книгах 1857 — 1864 гг. Его точный адрес, в принципе, не имел бы особого значения, если бы он часто не совпадал бы с адресом его дяди Джона Херви (John Hervey), Великого Секретаря Объединенной Великой Ложи Англии (1868 — 1879). Вместе они были зарегистрированы по адресу «35, Бернард-стрит, Рассел-сквер» в 1859 г. и «3, Виктория-стрит, Вестминстер» в 1864 г. Херви также был зарегистрирован по этому адресу в должности секретаря компании «Para Gas Company Ltd.» в 1863 — 1864 гг.
  31. См., например, его статью в «The Rosicrucian and Masonic Record» за апрель 1877 г. «Вечера с обитателями мира духов: доклад, зачитанный на собрании Бристольской коллегии розенкрейцеров» (Evenings with the Indwellers of the World of the Spirits: being a paper read at a Meeting of the Bristol Rosicrucian College). Уэсткотт неверно приписывает это труд Ирвину в своей «Истории Societаs Rosicruciana in Anglia» (1900, p. 18). Хокли упоминает в письмах, что в 1854 г. после тридцати лет работы с кристаллами и зеркалами изготовил и освятил большое зеркало, «посвященное духу, известному мне под именем C.A. [Chief Adept, Старший Адепт?], для той цели, чтобы получать видения и ответы на метафизические вопросы». Предположение, что Хокли пробовал себя в скраинге еще в 1824 г., когда ему было всего 16 лет, то есть задолго до первого появления спиритов, не лишено основания.
  32. Хокли был посвящен в Британской ложе (British Lodge) №8 в марте 1864 г. Через несколько недель он был аффилирован Ложей усовершенствования Эмулейшн и с похвальным постоянством посещал все ее собрания вплоть до 1868 г. Он был избран в Комитет офицеров этой ложи в октябре 1866 г., но вышел из его состава, в течение года пробыв Досточтимым Мастером Британской ложи (1868). Также он был Вторым Стражем ложи Великих Стюардов в 1875 г. и ее Секретарем с 1877 г. до своей смерти в 1885 г.
  33. Это объявление было размещено не в «последнем» выпуске журнала, а в предыдущем, за июнь.
  34. Джон Хогг, будущий издатель «Королевской масонской энциклопедии» Маккензи (1875 — 1877), приехал в Лондон из Эдинбурга в 1868 г. ОН был посвящен в ложе «Дуб» 4 августа 1869 г., но приостановил членство в марте 1871. Он издал книгу «Совершенные церемонии цехового каменщичества» (Perfect Ceremonies of Craft Masonry, 1870), в которой старался популяризовать ритуалы системы Эмулейшн. Далее он продолжил заниматься публикацией материалов на масонские темы.
Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима