Согласно статье Джона Яркера «Арабское масонство» (AQC №19, P. 243), «в 1872 г. ныне покойный брат Маккензи организовал Орден Исмаила из 36 степеней, в основании которого, как он рассказывал мне, лежит учение, преподанное ему одним парижским арабом». «Историческое» введение с рассказом о таинственном арабе настолько типично для творчества Маккензи в целом, что в отдельных комментариях не нуждается. В соответствии с Энциклопедией Маккензи, Орден Исмаила, или Исава и Примирения (Order of Ishmael or of Esau and Reconciliation), состоит из восемнадцати градусов, разделенных на четыре класса.
Управление орденом осуществляется троими верховными и равными между собой руководителями, обладающими титулами Патриарха, Священника и Царя. Для приема каждого кандидата требуется единогласное решение всех троих. Кандидат должен быть совершеннолетним, даже зрелого возраста, образованным, примерного поведения и ни в коем случае не католиком. На континенте не соблюдается такое правило, чтобы он обязательно принадлежал к вольным каменщикам, однако в случае его принадлежности к их Братству, кандидату раскрывают многие сокрытые тайны, которые иначе не разглашаются. Вплоть до недавнего времени в ордене была и политическая секция, но сейчас она полностью подавлена и искоренена, и единственными целями существования ордена являются обеспечение его членам взаимной помощи, просвещения и наставления. Главы Ордена обычно проживают на Востоке, причем, двое из троих руководителей обязаны проживать восточнее Иерусалима. Отделения Ордена под управлением архиканцлеров (Arch-Chancellors) существуют в России, Турции, Греции, Австрии, Италии, Германии, Дании, Швеции, Норвегии, Франции, Испании, Португалии, Африке и Великобритании.
Итак, это очередной орден с Тайными Руководителями, типичнейшее для Маккензи изобретение, к тому же занимающийся активной работой в десятке стран, однако остававшийся вплоть до откровений Маккензи в его Энциклопедии совершенно не известным масонскому миру. Судя по всему, и ритуала у этого ордена не было никакого, пока Маккензи великодушно не снабдил его им. По Яркеру, он был «чрезмерно длинен для того, чтобы использовать в повседневной работе», а рукописи этого ритуала стоили так дорого, что никто не желал их покупать1.
Письма Макеннзи к Ирвину в последние месяцы 1874 г. недвусмысленно указывают на то, что Представитель Великого Покровителя Ордена надеялся, что Ирвин захочет вступить в его организацию.
23 октября 1874 г.
Что же касается устава Исмаила, зная, что ты был посвящен в степень Розового Креста, я думаю, ты уже можешь иметь некое начальное представление о том, что это такое… Этот устав существует бок о бок с франкмасонством тысячи лет и в некотором роде является его завершением и венцом, потому что прорабатывает заново все степени, начиная с Уч.[еника]… Его церемонии самого царственного сорта, они наставляют в неизменности Бога, Его Провидении и бренности человека…
7 ноября 1874 г.
Что же касается Ордена Исмаила, я сделаю все, что могу, в течение ближайших нескольких месяцев, но в этом вопросе продвинуться нельзя будет, судя по всему, до самой весны, ежегодные собрания проходят, строго говоря, только в первый день мая месяца. Но я при этом уполномочен сообщить тебе, что занимаю руководящий пост в отделении этой организации в Англии и, конечно, буду рад передать твои пожелания… и в случае принятия твои масонские звания также будут учтены.
6 декабря 1874 г.
При встрече нужно будет поговорить и об Ордене Исмаила. Нам нужно обсудить пару вопросов еще до принятия Обязательства], потому что здесь нужно принимать на веру и как руководство к действию некоторые отрывки из Корана. Но поскольку Саладин передал степени этого устава [Ричарду] Coeur de Lion [Львиное Сердце], это создает примечательный прецедент для дальнейшего посвящения христиан.
29 августа 1875 г. Маккензи — Ирвину
Степень Исмаилита даруется только очно и индивидуально, а иначе ее просто невозможно понять, и она открывает огромный простор для деятельности каждому, кто готов принять ее учение; мне она вообще показалась высшей точкой и венцом всего масонства, пусть даже она отталкивается от совершенно иной основы.
Бенджамин Кокс также был кандидатом в члены этого ордена. 21 ноября 1875 г. он писал: «Не думаю, что поеду в Лондон на будущей неделе, а если поеду, то только для того, чтобы Маккензи вручил мне Орден Исмаила, в который он обещал меня принять, как только я приеду в Лондон». 13 января 1877 г. он все еще не был туда принят, потому что писал Ирвину: «Я очень рад, что по поводу устава Исмаила ты общался еще с кем-то, кроме Маккензи, потому что брат М. обычно жутко суетлив во всем, что касается этого ордена».
Поскольку кандидатов было мало и все они проживали далеко друг от друга, этот орден так и оставался а запасниках, так сказать, отложенным в долгий ящик, пока в 1886 г., после смерти Маккензи, его не принял в наследственное владение Джон Яркер.
Прежде чем заняться рассмотрением деятельности Маккензи в маргинальном масонстве 1870-х годов, например, одним из его самых нелепых порождений, Царственным Восточным Орденом Сат Бхай, нужно вкратце описать, как он вообще жил в то время. Источники его доходов неизвестны и, судя по всему, жизнь он вел очень скромную, пробавляясь разовыми статьями и переводами. Энциклопедия не принесла ему финансового успеха.
13 августа 1875 г., трудясь над первым ее выпуском, он оптимистично заметил Ирвину, что «после издания этой книги я, с большой степенью вероятности, сбегу в Канаду. Мой тесть Гаррисон Эйдон сейчас на подъеме, а я завязал переписку со своим кузеном Александром Маккензи, премьер-министром [Канады]». Это утверждение заставило меня провести глубокое генеалогическое исследование, напоминающее поиски черной кошки в темной комнате, поскольку мне так и не удалось установить и подтвердить указанные родственные связи. Возможно, для Маккензи всякий однофамилец по умолчанию был «кузеном», а особенно такой влиятельный, как премьер-министр Канады3. А если Гаррисон Эйдон и вернулся в Лондон с полными карманами золота, то ни Маккензи, ни его жена от этих его сокровищ ничего для себя не получили.
В 1876 г. семейство Маккензи переехало жить из Чизвика в более скромный район — «2, Марк-коттеджес, Стейнс-роуд, Хоунслоу». Также не известно, из жажды ли развлечений он постоянно играл тогда на тотализаторе, или надеялся на внезапный выигрыш4.
К августу 1877 г. они уже переехали из дома №2 по Марк-коттеджес в дом №1 по Флинт-виллас, Веллингтон-роуд, Хоулслоу. Он писал: «По соседству с нами каждый день с четверти пятого утра начинает работать столярная мастерская. Как только найду что-то еще — немедленно перееду». Но им пришлось терпеть этот шум до самого ноября 1880 г., когда им все же удалось переехать в место по-тише, правда, на той же улице. Потом (в 1882 — 1883 гг.) они жили по адресу «23, Райдер-террас, Твикенхем».
Его дядя Джон Херви умер 2 июля 1880 г. «Мне он был роднее отца», — писал он Ирвину за несколько месяцев до его смерти, когда стало ясно, что сроки жизни Херви исчислены. Наследство Херви составило около 4000 фунтов. Его сестре (матери Маккензи) было назначено годовое пособие, также были единовременно выплачены несколько скромных сумм, а Маккензи и его кузен были назначены наследниками оставшегося наследства после уплаты всех долгов, взносов и сборов. Наследство Херви к 1883 г. еще оставалось неочищенным.
Примерно тогда же Маккензи приобрел в аренду на 86 лет за сумму в 400 фунтов дом в Твикенхеме. Он писал Ирвину, что приобретение было совершено при оптимальном расположении знаков Зодиака, а часть суммы ссудил ему банк.
Однако 25 октября 1885 г. он сообщает тому же Ирвину, что его финансовое положение безнадежно. «Когда умрет моя мать… мы с женой будем вынуждены пробавляться всего лишь на 35 фунтов в год в добавок к тому, что мне удастся заработать, если я даже из кожи вон вылезу. Масоны для меня ни разу пальцем о палец не ударили, хотя я много чего сделал для масонства, да и вряд ли когда-то ударят… Я уже давно ничего не слышал о Вудмане, который разорвал со мной отношения, как только узнал, что я не являюсь прямым наследником моего дяди, и я вообще не видел его со дня похорон».
За все это время в его жизни произошло всего лишь одно хорошее событие: Фредерик Хокли согласился встретиться и примириться с ним, и в ноябре 1878 г. пригласил на собрание ложи Великих Стюардов.
Вообще-то Орден Сат Бхай не был изобретением ни Маккензи, ни Ирвина, хотя Маккензи немало сделал для того, чтобы побольше раздуть этот смешной псевдомасонский мыльный пузырь, которому суждено было взлететь на пару метров вверх, покачаться там, а потом мгновенно лопнуть и испариться навеки, при том, что подавляющее большинство вольных каменщиков так никогда и не узнали, что он вообще когда-то существовал.
О появлении Ордена Сат Бхай неуверенно и туманно возвестило письмо, опубликованное в «The Freemason» от 14 января 1871 г. за подписью «Historicus». Стиль письма вызывает в памяти литературные опыты Маккензи. Если и так, он в то время и предположить не мог, что эта маленькая мистификация, этот новоявленный устав, всего через несколько лет станет занимать такую большую часть его жизни.
Анонимный автор сообщил, что в этом ордене существует 34-я степень, именуемая «Вершиной» (Apex), которая, таким образом, соответствует 90-й степени Древнего и Изначального Устава Мисраима. Всего трое человек во всем мире достигли Вершины, и власть их подтверждена подписанным в трех оригинальных экземплярах патентом, который Фридрих, император Прусский, составил сразу же после своих знаменитых Великих Конституций. Символами Ордена являются шнур и кинжал, а церемониал его очень торжественен. Также у него есть собственная легендарная история, а административная его цель состоит в том, чтобы сводить всю энергию и все средства многочисленных рассеянных по миру советов в единый всемирный орденский центр. Также сообщалось, что цели Ордена в высшей степени серьезны и благочестивы, однако так и осталось неизвестным, состояли ли они в том, чтобы изгнать турок из Константинополя или установить во всем мире, или Европе, или Америке, единую праведную империю.
Через месяц в том же журнале от 18 февраля 1871 г. появилось уточняющее письмо с исправлениями допущенных автором «Historicus» ошибок. Кто бы ни был автором второго письма, он был отлично осведомлен о структуре Ордена Сат Бхай и сути степени Вершины в той форме, в какой о них рассказывалось позднее.
Вершина 49° — 81°
В номере «The Freemason» от 16-го допущена грубейшая ошибка: там говорится, что в мире существуют лишь трое носителей степени Вершины, и что они имеют власть по тройственному патенту, выданному Фридрихом Великим, а также что символами Ордена являются шнур и кинжал. Братьям не следует торопиться с выводами о якобы теперь им известных наших великих историко-масонских Мистериях (Grand Historics-Masonic Mysteries), потому что ныне я с полным правом и совершенно точно утверждаю, что патенты, о которых здесь идет речь, не были выданы Фридрихом Великим, а также что три так называемые Вершины, в сущности, являются не кем иным как поручителями (sponsors) Единой Верховной Вершины, чей титул сам по себе подразумевает наличие у этого человека единоличной и высшей власти, причем, наследование этой верховной власти происходит исключительно посредством Акта добровольного волеизъявления со стороны самой действующей Вершины, носитель какового звания обязан соблюдать строжайшую тайну при избрании преемника и передачи ему власти со всеми положенными и в высшей степени торжественными церемониями. В случае крайней необходимости допускается присутствие при этом одного из спонсоров, или более. В церемонию передачи власти также входит сообщение ритуалов всех иных орденов (многие из которых совершенно не известны в Англии), которые хранятся в древнем свинцовом ларце, выстеленном ливанским кедром. Именно так осуществляется высшее посвящение избранного брата-Вершины, если доселе он не был возвышен в эти степени. Однако в любом случае не допускается избрание никого, кто не обладает званием Бывшего Досточтимого Мастера.
Ну что же, пока совсем неплохо. Это сверхмасонский орден, а его избранный брат-Вершина должен быть Бывшим Досточтимым Мастером символической ложи. Кроме того, наличествует «тайный Правитель». Этот конкретный архетип, дебютировавший в немецком Строгом Послушании (ок. 1750 г.), встречается вне масонского контекста у Уэсткотта в «Золотой Заре» (в виде Тайных Правителей Третьего Ордена) и в Теософском обществе Е.П. Блаватской (тайные правители Великой Белой Ложи). Далее в письме говорится:
Конечно, шнур и кинжал действительно являются символами поручителей, но только не единой и недостижимой Вершины, потому что у него их семь (отсюда и название собратства (con-fraternity), известного на Востоке под именем «Сат Бхай», семеро братьев), но они подпадают под тайное распоряжение об усыплении, данное тогдашним (1845) Верховным Пределом Вершины (Sublime Climax Apex), который тогда отправился в очередное путешествие по Индии с тайной инспекцией. По самой сути должности Верховного Предела Вершины, 81°, с незапамятных времен для него было нерушимым законом, что ни имя его, ни прочие черты его личности не могут и ни в коем случае не должны становиться известны никому, за исключением Поручителя. Иногда случается, что Вершина умирает в каком-то заброшенном или труднодоступном селении, и тогда Поручители оказываются не в силах сразу определить его преемника, однако это все равно им удается со временем, поскольку существуют семь символов, которые неизменно приводят их к свинцовому ларцу, увенчивающему мистическое действо преемственности, которое, рискну заявить, мне доводилось лицезреть, однако ничего более по этому поводу я не дерзну сообщить.
Есть одна замечательная картина, пусть и небольшого размера. Она называется «Мечта о Вершине», и на ней изображен человек в мрачном помещении, пораженный видением Змея, но по причинам, о которых здесь не следует упоминать, я не буду описывать помещение и его местоположение более подробно.
Как, возможно, известно вашему корреспонденту, существует прямая цепь преемственности единоличной власти Вершины, и ее символом является, среди прочих, один из звездных знаков, однако он не входит в число семи священных символов.
Да будет мне также позволено добавить к этому, что Фридрих Великий — не такой уж и важный авторитет в подобных вопросах. Один из патентов был выдан Фридрихом Барбароссой, это так, но и то лишь по воле и высшему вдохновению, исходившему от одного из Тайных братьев-Вершин, в те времена представавшего перед непосвященными в облике венецианца.
N. B—-E
Наверное, самым поразительным разоблачением из всех имевших место стало следующее письмо, опубликованное в «The Freemason» от 29 июня 1872 г. за подписью «sp-ns-r [sponsor], II». Там, в частности, говорилось: «Достаточно будет сказать, что я видел настоящий клейнод Вершины, и его можно не только видеть, но и слышать». Наверное, к клейноду было привешено нечто наподобие колокольчика.
Царственный Восточный Орден Сикхи (Вершины) и Сат Бхай (Royal Oriental Order of Sikha (Apex) and the Sat B’hai) (таково официальное название) был порождением пытливого ума капитана Индийской армии Генри Лоуренса Арчера (Henry Lawrence Archer), хотя основную рутинную работу по его оформлению проделал Маккензи, не получивший, впрочем, за это ни славы, ни материального вознаграждения. Джон Яркер кратко сообщает об основателе этого ордена и его происхождении в своей книге «Школы арканов» (The Arcane Schools, 1909, P. 242): «Это индийское сообщество, организованное пандитом из англо-индийского полка. Оно было привезено в нашу страну приблизительно в 1872 году капитаном Дж.Г. Лоуренсом Арчером». Словом «пандит» в Индии обозначают мудрецов, философов, религиозных и юридических авторитетов, учителей и вообще наставников. В английском военном лексиконе оно, однако, стало означать местного жителя, гражданского, нанятого английским военным командованием для преподавания офицерам колониальных войск языка хинди или письма деванагари. Более нам ничего не известно об этом «пандите» из «индийского общества», равно как и о возможно имевшихся рукописях, заметках, ритуалах и т.д., якобы привезенных Арчером в Англию и затем «переработанных» Маккензи.
Арчер родился 28 июля 1823 года. В звании младшего лейтенанта он служил в 39-м Пехотном полку уже в декабре 1840 г. (т.е. в 17 лет), а затем в составе 24-го Пехотного полка принимал участие в Пенджабской кампании 1848 — 1849 гг. С 1 января 1869 г. он числился в запасе в распоряжении командования на половинном жаловании и оставался в таком положении до своей смерти в феврале 1889 г. В масонское Братство он был посвящен в Индии в 1851 г. (т.е. в 28 лет) и позднее был аффилирован в ложе «Канонгейт-Килвиннинг» №2, что в Эдинбурге, Шотландия5.
В каталоге Британского музея содержится перечень из десятка написанных им книг. Это исследования по генеалогии, военной истории, мемуары об индийских кампаниях, истории рыцарских орденов и пр.6 Что же касается Ордена Сат Бхай, он оставался на втором плане. Маккензи часто жаловался, что с ним невозможно связаться, что он все время отсутствует дома, иногда прячется где-то в Шотландии… В библиотеке Великой Ложи хранится только одно письмо, написанное Арчером. Оно адресовано Ирвину 6 апреля 1875 г. и, поскольку нам не известны обстоятельства его написания, смысл его содержания тоже от нас ускользает. Яркер пишет, что как капитан на половинном жаловании он получал всего лишь 127 фунтов в год, но у него определенно были и другие средства к существованию. Маккензи предполагал, что Арчер желал подзаработать на Ордене Сат Бхай.
Второе из писем, опубликованных в «The Freemason», вполне могло быть написано Арчером. Он тогда не общался с Маккензи, но активно сотрудничал, или собирался начать сотрудничать, с Яркером. Не существует документальных свидетельств того, что Ирвин когда-либо встречался с ним, но к концу 1874 г. он уже был членом едва начавшего оформляться Ордена нашего капитана7. Когда в следующем году на сцене появился Маккензи, Орден существовал более на бумаге, чем на деле. Снова только ему предстояло побороться с кажущейся на первый взгляд нерешаемой проблемой, как пристроить это индийское кукушкино яйцо в наспех свитое гнездо английского маргинального масонства. Никто лучше него не был приспособлен и подготовлен к столь явным проявлениям человеческого безрассудства.
18 января 1875 г. Маккензи сообщил Ирвину, что «слышал про устав Вершины, но не более того». Одиннадцать дней спустя он просит у Ирвина хоть каких-то данных про этот орден для своей Энциклопедии. Ирвин отсылает его к Арчеру, с которым только что начал переписываться сам. Маккензи вступил в орден в апреле и тут же был назначен одним из семерых Цензоров Вершины. «Больше я ничего не могу сказать, — пишет он Ирвину, — потому что больше ничего не знаю». Затем, 22 апреля, он пишет: «Конечно, сам-то ты знаешь об этом гораздо больше того, чем соизволил рассказать мне». 3 мая он просит у Ирвина «кодекс и таинство, и остальные вещи»8. В «кодексе» были записаны административный устав и правила организации общества. Джон Яркер опубликовал в 1886 г. то, что было им названо вторым пересмотренным изданием «Кодекса Сат Бхай». В Приложении 2 приводится текст этого издания.
В первых числах апреля 1875 г. Ирвин уже подумывал об отставке. В письме Арчера к нему от 6 апреля об этом упоминается мимоходом, наряду со следующими словами: «Как ты и просил, высылаю два экземпляра Кодекса и два экземпляра Таинства. Пожалуйста, напиши открытку брату Яркеру, чтобы он посылал тебе третий экземпляр всего остального, чего только захочешь». Таким образом, можно сделать заключение, что Яркер вовсю занимался административной работой в этой организации. Маккензи же принялся за дело в Лондоне, причем, донельзя активно и официозно. 10 мая он писал:
В настоящее время и до тех пор, пока я сам не пойму, что хочу об этом знать… завяз во всей этой заварухе с Вершинами и от усталости мертвее мертвого ниггера. Все, что могу сейчас сказать, — это что дело наконец сдвинулось с мертвой точки. Ни в коем случае не отказывайся от цензорского поста. Мне удалось раздобыть очень важные письменные свидетельства. Лучше ничего не предпринимай, чтобы не нервировать братьев Яркера и Кокса из Вестона-супер-Маре.
Он продолжал свои изыскания и 17 мая советовал Ирвину: «Пожалуйста, давай на какое-то время оставим Вершины в покое. Уверяю тебя, на это есть весомые причины». 24 мая он сообщал Ирвину о письме, полученном от Арчера: «Я начну с ним постоянную переписку, и посмотрим, что он скажет. Но прошу тебя, не нужно обо мне нигде упоминать. Мне совершенно не нужны обвинения в масонском подлоге, verbum sap9. Просто спроси, как у него дела. Я сейчас ужасно занят». К 5 июня в нем просыпается энтузиазм: «Чтобы Вершины хоть как-то могли нам послужить в масонском смысле, нужно внести очень существенные изменения. Но мне кажется, у них блестящее будущее. Я постараюсь встретиться с Арчером в ближайшие дни… я недавно получил письмо от Яркера, но в нем нет ничего проливающего свет на Вершину. У тебя есть экземпляр кодекса? (подчеркнуто трижды. — Авт.) Если нет, я тебе обязательно вышлю, или просто купи печатный экземпляр у брата С.П. Ледера, гражданского инженера, Бернли, Ланкашир»10.
11 июня 1875 г. Маккензи снова впал в нерешительность. Он получил письмо от Арчера, откуда узнал, что помимо Кодекса и Таинства, существует еще и ритуал. Он сообщал Ирвину, что написал Арчеру, «указав ему, что английские джентльмены не могут себе позволить подчиняться неизвестным руководителям и посоветовав ему созвать совещание Цензоров и Поручителей; я не упоминал никаких имен, но (по секрету скажу тебе) я уверен, что смогу выиграть у брата Херви назначение на четвертый цензорский пост, который пока еще свободен».
Итак, в административную структуру «Вершины» уже включен Великий Секретарь Объединенной Великой Ложи Англии. Маккензи не имел совершенно ничего против Тайных Правителей, пока они являлись его собственным изобретением (см. Орден Исмаила), однако и помыслить не мог о том, чтобы подчиняться некоей неизвестной власти, измысленной кем-то другим, в данном случае, Арчером.
К осени 1875 г. были представлены несколько кандидатов. 19 октября Маккензи писал: «Брат Рэнкинг (Ranking) вступил в Орден Вершины11, равно как и полковник Риджвей (Ridgway). С этим надо что-то делать». 24 ноября он сообщает, что «брат полковник Риджвей назначен Генеральным Казначеем ордена Сат Бхай». Затем 27 января 1876 г. он пишет: «Весьма велика вероятность присоединения к ордену Сат Бхай брата сэра Уильяма Филдена (William Feilden), Дж. Лиланда Филдена (J. Leyland Feilden). Уже давно пора поставить этот вопрос ребром, но вокруг столько разнородных точек зрения и линий противостояния, что примирить противоречия представляется крайне трудным». Но дело двигалось вперед, пусть и медленнее, чем хотелось бы, потому что 4 февраля он смог отчитаться: «Устав Вершины распространяется… Я очень осторожно подхожу к подбору кандидатов в ту секцию, интересы которой я представляю в качестве ее Дакши (Daksha). Я бы хотел, чтобы это были исключительно хорошие, настоящие масоны, любознательные и готовые к активной работе… Мой дядя (Джон Херви. — Авт.) думает, что орден может быть весьма полезен». Сомнительно, впрочем, чтобы Великий Секретарь мог говорить или думать нечто подобное.
На этом этапе в истории Вершины, или Ордена Сат Бхай, как кому удобнее, наблюдается некая лакуна, потому что в немногих дошедших до нас письмах 1876 г. эта организация никак не упоминается. Маккензи за это время успел написать про этот орден статью для своей Энциклопедии (вероятно, для выпуска, вышедшего в конце 1876 г.). Она начинается следующими словами:
Царственный Восточный Орден Сат Бхай — Орден, соединенный с Орденом Сикхи. Он происходит из Индии и назван так по имени священной для индусов птицы. Натуралистам она известна под названием Malacocerus grisius, живет и летает обычно стаями по семь птиц, почему этот орден и взял себе название «Семеро (Сат) Братьев (Бхай)». Последнее его собрание в Индии прошло в Аллахабаде (Прияга, Прияйя) в 1845 г. Он разделен на семь степеней (вместе с Сикхой, куда допускаются Поручители — девять), причем, первая степень является высшей: 1.Архицензор, 2.Архикурьер, 3.Архиминистр, 4.Архигерольд, 5.Архиписец, 6.Архислушатель, 7.Архинемой. В низшие три степени допускается, за определенными исключениями, прием кандидатов обоего пола, но в высшие четыре степени принимаются только Мастера Каменщики символической ложи.
В конце статьи приведено чисто маккензиевское утверждение:
Этот орден в наши дни широко распространен в Англии и Шотландии, а также имеет представительства в Америке, Австрии и других странах.
Немыслимо предположить, чтобы орден, в степенях которого не могли проводить работы даже в одной Англии, просто потому что у него не было еще писаных ритуалов, был уже экспортирован в Америку и Астрию. Наверное, церемонии там тоже были «в высшей степени царственные и пышные».
А.Э. Уэйт однажды написал, что Маккензи был «ярким лучом оккультного света под спудом таинственности», ну, или то же самое иными словами. Я отлично это помню, но не могу указать источник этих слов. Ирвин, в основном, думал так же и в длинном и критическом письме от 16 января 1877 г. негативно отзывался об этой манере Маккензи окутывать буквально всё густым покровом тайны. Далее следует его высказывание, судя по всему, об Ордене Исмаила, а не о Сат Бхай:
Никто более меня не готов признать твое интеллектуальное превосходство. Я ни минуты не сомневаюсь в том, что ты способен мгновенно написать сотню ритуалов, причем, каждый из них будет ничем не хуже среднего ритуала из тех, что используются в наши дни. Но как смириться с тем, что любое свое предприятие ты окружаешь немыслимыми тайнами? Эта таинственность уместна и имеет неоспоримый успех у огромного количества масонов… но зачем настаивать на этой таинственности и даже пытаться мистифицировать того, кто уже был допущен к самым сокровенным таинствам святилища?
Это Ирвин пишет о себе. А вот про Сат Бхай:
Устав Вершины мог бы мгновенно распространиться на большей части территории Англии, если бы не эта твоя извечная таинственность. Уже проделана огромная начальная работа, чтобы все было хорошо и красиво… И если церемониал Сат Бхай не красив, я уверен, ты обладаешь всеми данными для того, чтобы в сжатые сроки сделать его таковым, но если ты снова окутаешь его покровом непроницаемой тайны, прости мне простонародное выражение, — это не прокатит.
Маккензи ответил 28 февраля несколько извиняющимся тоном: «Говоря о Вершине, Сикхе, Сат Бхай, или как там тебе еще угодно его называть, я изо всех сил стараюсь делать свое дело. Но я не нахожу поддержки…». 3 марта он более подробно рассказывает о трудностях, с которыми столкнулся в процессе составления ритуала. Например, совершенно нечего в нем делать оказалось Немым и Слушателям, членам двух низших степеней, «и пока я не сверюсь с санскритским оригиналом по этому вопросу, закончить ритуал нет никакой возможности». 5 апреля он уверен, что ритуал Сат Бхай фактически закончен: «Для каждой степени ордена разработана отдельная церемония…». 9 августа он жалуется, что работа застопорилась, потому что Арчер куда-то уехал и с ним нельзя связаться. Вероятно, никакая работа была невозможна без постоянного прямого контакта со знающим санскрит Арчером. Положение дел существенно не изменилось до октября, только теперь он еще и поссорился с Арчером. Он понимал, конечно, что другие члены ордена теряют к нему интерес, потому что «нельзя же требовать он них участия в делах Сат Бхай, пока мы им что-то не дадим за уже внесенные ими деньги…». Он также не мог не понимать, что, по крайней мере, для Арчера Сат Бхай представлял определенный коммерческий интерес: «Мне жаль, что средства брата Арчера столь скудны, что ему приходится извлекать выгоду из Сат Бхай…» (20 октября).
Позднее в 1877 году брат Чарльз Скотт из Омага, что в графстве Тирон в Ирландии, написал Ирвину за пять недель три разгневанных письма про Сат Бхай и про Маккензи:
21 октября 1877 г.
За три года я так и не узнал ничего нового про Вершину. Я предполагаю, таким образом, что Сат Бхай — это какая-то ерунда, придуманная для того лишь, чтобы наделать шуму. Братья Арчер и Маккензи выпали из работы. Это ясно по письмам Арчера, и это значит, что Маккензи у нас теперь и Вершина, и Исмаил, и я так полагаю, его плодовитый гений сейчас изобретает еще что-то там такое заманчивое для дураков.
29 октября 1877 г.
Что же касается Вершины, я умываю руки. Это какая-то чушь, курам на смех, занятие для дураков и идиотов… Я не могу вводить этот орден здесь, поэтому я разрываю с ним всякие отношения.
26 ноября 1877 г.
Я написал Яркеру, что выхожу из этой Вершины, потому что я ничего в ней не понимаю и не имею возможности повидаться с теми, кто понимает… Надо мной только посмеялись мои мудрые друзья, которые сразу отказались вступать в такой сомнительный устав.
К 9 ноября Маккензи завершил следующие ритуалы:
1. Открытие Ашаяма
2. Работа и закрытие
3. Посвящение (общее)
4. Принятие (admission) в Немые
5. Перевод (passing) из Немых в Слушатели
6. Продвижение (advancing) из Слушателей в Писцы
7. Перевод из Писцов в Герольды
8. Освящение (consecrating) Герольдов в Министры
9. Поверение (entrusting) в Курьеры
10. Церемония перевода
11. Церемония усовершенствования
12. Различные наставления, регламент и т.д.
25 января 1878 г. он писал Ирвину, больше в горе, чем в гневе: «Я так ничего и не получил от брата Яркера. Брат Арчер сокрылся в тайне. Ты и брат Скотт, видимо, оба отстранились от всяких дел, а другие источники сообщают, что во главе Ордена стоит мадам Блаватская! Вот это последнее слишком смешно, чтобы быть страшным». Наконец, 27 января 1879 г. он признал поражение: «Что же до Вершины, я устал уже тратить на нее нервы. Это уже дело прошлое».
Но при этом Орден Сат Бхай отнюдь не умер, то есть не настолько, насколько его хоронил Маккензи. Через пару лет Джон Яркер гениально вписал его церемонию Усовершенствования в ритуал свежесозданного Ордена Света (Order of Light).
О них в Энциклопедии Маккензи написано всего несколько предложений:
Основаны в Ольстере, Ирландия, до нашей эры… В 1760 г. степень с таким названием присваивали в ложах Ордена Оранжистов. В качестве побочного градуса существует по сей день.
По каким-то причинам, о которых я не в силах догадаться, Бенджамин Кокс, который, по всей видимости, не имел ну ровным счетом никакого отношения к Ирландии и к Ольстеру, в частности, был в 1872 г. Великим Канцлером этого ордена. В библиотеке Великой Ложи хранится рукописный патент, вручную отпечатанный на ротапринте и озаглавленный «Царственный Орден Рыцарей Эри и Красной Ветви Рыцарей Ольстера» (Royal Order of Knights of Eri and Red Branch of Knights of Ulster). Он был выдан 3 июня 1872 г. Ирвину — «Рыцарю Большого Креста и Предводителю» (Knight Grand Cross and Chieftain) и подписан Р.С.Д. О’Донохью (R. S. D. O’Donohue), а также «зарегистрирован в Архивах Ордена Бенджамином Коксом, Великим Канцлером». В тот же день такой же патент был выдан другу и коллеге Яркера Самуэлю Петти Ледеру, и на этот раз он был подписан Ирвином.
Кокс время от времени упоминает об этой организации, которую постоянно называет «Красной Ветвью», в письмах к Ирвину. В 1877 — 1878 гг. он был занят разработкой орденского патента на гэльском языке с использованием гэльского унциального шрифта. Он сообщал Ирвину 7 августа 1878 г., что не может достать хороший ирландский словарь.
В более позднем письме (от 25 ноября 1887 г.) он писал: «О Красной Ветви — Когда ты пришлешь мне окончательный вариант ритуала, я сделаю с него еще одну точную копию. Я думал о том, чтобы посвятить брата капитана Нанна (Nunn) и брата лейтенанта Кейпелла (Capell) в Рыцари, а братьев Блэкмора (Blackmore) и Милларда (Millard) в Сквайры, чтобы они служили моему Рыцарскому… (величию? — Авт.)».
Капитан с лейтенантом оба состояли в местном Добровольческом полку. Также эти и другие будущие рыцари и сквайры были масонами… и через полгода, в апреле 1888 года, они вошли в число основателей Храма Осириса Герметического Ордена Золотой Зари в Вестоне-супер-Маре, иерофантом которого стал Frater Crux Dat Salutem12 — все тот же Бенджамин Кокс13.
—