Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима
Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима
Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима

Древний и Изначальный Устав Мемфиса-Мицраима

Древний и Изначальный Устав Мемфиса-Мицраима
Масоны в России

Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима

Э. Хоув

МАРГИНАЛЬНОЕ МАСОНСТВО В АНГЛИИ: 1870 – 1885

Бенджамин Кокс и Fratres Lucis

Бенджамин Кокс, fidus Achates1 Ф.Г. Ирвина, родился 28 мая 1828 г. Когда 7 июля 1868 г. в Ассембли-румс, что в городе Вестон-супер-Маре, была освящена ложа Св. Кивы №1222, а Ирвин был избран ее первым Досточтимым Мастером, Коксу было сорок лет и он работал главным бухгалтером в местном Совете по здравоохранению, получая годовой оклад в 180 фунтов. Позднее он получил пост Городского бухгалтера (Казначея)2.
Кокс довольно быстро продвигался по лестнице масонской иерархии. На внеочередном собрании ложи Св. Кивы 16 июля 1868 г. по его кандидатуре было проведено голосование, и немедленно вслед за этим он был посвящен, а потом инсталлирован в должности Секретаря ложи и облачен в соответствующую нагрудную ленту с подвеской. Не имея ни малейшего представления о тонкостях масонского протокола, он вскоре обратился за советом к Ирвину. 16 сентября Кокс писал ему:

В случае если член ложи (т.е. сам Кокс. — Авт.) уплатил все положенные взносы и был переведен в П.[одмастерья], он имеет право предлагать кандидатов на посвящение в Братство? Или эта привилегия принадлежит только М.[астерам] К.[аменщикам]? Я приобрел у брата Бримера… М.[астерский] запон. Мне кажется, что как П.[одмастерье] я могу его носить в ложе, прикрыв розетку на клапане, пока сам не буду возвышен. Прошу прощения за столько вопросов сразу, но мне бы хотелось во всем себя вести, как положено масонам.

Вскоре масонские работы в Вестоне-супер-Маре уже шли активнее некуда. 27 октября 1868 г. Кокс предложил Ирвину:

Если мы действительно хотим работать в цеховых степенях, степени Метки и двух рыцарских орденах, это будет занимать целый день в первую среду каждого месяца… и если за весь день будет вноситься одна фиксированная сумма, помещение нам выйдет дешевле, и мы при этом сохраним право работать в течение дня в любой степени.

Из этого следует, что Кокс к тому времени уже был посвящен в степень Метки и два рыцарских ордена. По крайней мере, про один из них известно с некоторой степенью достоверности, что это был недавно учрежденный конклав «Роза и Лилия» №10 ордена Красного Креста Рима и Константина.
В апреле 1869 г. Ирвин получил разрешение основать Бристольскую коллегию Общества розенкрейцеров. Количество членов в ней ограничивалось дюжиной, включая его самого в звании Старшего Адепта. Кокс, который уже стал незаменим в таких делах, стал Секретарем коллегии. Здесь не обошлось без некоей загвоздки в лице отставного генерал-майора Индийской армии брата Гора Боленда Манби (Gore Boland Munbee), который принес в мирный Вестон-супер-Маре воинственный дух Пуны, где он состоял членом ложи «Орион на Западе» №415. Генерал стал преемником Ирвина на посту Досточтимого Мастера ложи Св. Кивы в 1870 г., и Кокс не нашел с ним общего языка. Брат Манби был членом Бристольской коллегии и собирался стать ее Предстоятелем (Celebrant), каковое звание соответствует посту Досточтимого Мастера символической ложи. 19 декабря 1870 г. Кокс писал Ирвину:

Я буду делать все, что в моих силах, чтобы помочь в работе Коллегии (Розенк.), кто бы ни был из братьев избран ее Предстоятелем, за исключением брата Манби. Я много думал об этом и пришел к твердому убеждению, что никогда не стану занимать офицерских постов под его началом (в масонстве). Мне нужно было отказаться и от некоторых из тех, что я сейчас занимаю, но братья фактически заставили меня не делать этого… Я не ссорюсь с генералом публично, поскольку привык держать свои чувства под контролем, однако замечания, время от времени отпускаемые им, подтачивают меня как жук — дерево.

За страдания, которые Кокс был вынужден претерпевать под властью генерала, ему предоставили компенсацию. 16 сентября 1869 г. он был назначен Провинциальным Великим Стюардом, а вскоре заложил основание необычно масштабной и разнообразной коллекции дополнительных степеней. Но по второму из этих поводов, как ни странно, он не испытывал особого энтузиазма, о чем свидетельствует его письмо от 31 декабря 1870 г.:

Насколько я понимаю, брат Литтл наконец получил право работать в Уставе Мисраима. А дальше что? Боже мой! Пройти девяносто степеней только для того, чтобы потом приписывать к своему имени «Сэр Рыцарь Надутиндюк» (Sir Knt. Bellowsblower)? Это будет посильнее общества «Rosi Crucis» брата Парфитта»3.

К 27 февраля 1871 г. Кокс уже немного успокоился. Мало того, он уже спешно добивался неких совершенно определенных привилегий и писал, затаив дыхание:

Теперь я прошу тебя, брат Ирвин, пока ты в Лондоне, испросить для меня разрешение на получение степеней Ордена Мисраима (т.е. посвящение посредством коммуникации. — Авт.). Брат Вудман предложил мне сделать это в любое удобное для меня время, стоит только мне приехать в Лондон, и очень вскоре я действительно собираюсь туда на пару недель по своим официальным делам, но я бы с огромной радостью предпочел, чтобы именно ты передал мне эти степени, потому что ты уже посвящал меня во все Ордена, в которых я состою (за исключением державного Ордена К. Кр.), так что не мог бы ты заодно посвятить меня и в 66-й градус? Я бы заплатил за разрешение на особый прием без церемоний, если нужно. Думаю, тебе также было бы нетрудно испросить для меня у брата Литтла, если и когда встретишься с ним, еще и ленту небольшого офицерского поста в Великом Совете. Мне не столько важны сам пост и почести, сколько хотелось бы показать брату Манби, что у меня есть кое-где друзья (подчеркнуто трижды. — Авт.), а также я почти уверен, что ты смог бы достать для меня у брата Эдвардса ленту великого офицера Мореходов Царственного Ковчега… Также мне очень бы хотелось получить членство в Ордене Рыцарей Гроба Господня (устав дополнительных степеней при Ордене Красного Креста Рима и Константина. — Авт.), и я убежден, что ты и так не теряешь мои интересы и мою деятельность из виду.

Завершается письмо намеком на веру Кокса в силу астрологии. За предшествующую неделю он якобы вынес «верные суждения» в каждом из пяти порученных его рассмотрению случаев, причем, он «четверых из пяти людей, обратившихся за консультацией, никогда ранее не видел и даже не подозревал об их существовании». Незадолго до этого он приобрел кристалл и 6 февраля 1871 г. писал:
Я ожидаю со дня на день подробных инструкций по работе с Кристаллом (который теперь у меня есть) от г-на Кросса4. По-моему, ты колеблешься, верить или нет оккультным наукам. У меня в этом вопросе нет и тени сомнений.
Летом и осенью 1873 г. в письмах Кокса к Ирвину содержатся упоминания некоего ритуала Рыцарей Герметического Креста. Ирвин переводил его, вероятно, с французского, а Кокс предлагал свои услуги копииста. 28 августа он спрашивал, не связана ли эта степень с Древним и Изначальным уставом Джона Яркера, а 1 октября — не является ли она степенью Устава Мемфиса, тоже Яркера5. Ирвин никак не удовлетворил его любопытство.
К 23 февраля 1874 г. Ирвин уже явно успел несколько раз намекнуть ему о существовании секретнейшего общества под названием «Орден Братьев » и о возможности для него вступить туда. В ответ на подобный намек Кокс написал ему:

Единственным желанием моего сердца было бы стать членом такого Ордена, где я мог бы изучить таинства Природы и Истины, дабы не только и не столько самому мне извлекать из этого пользу, сколько действовать во благо своих ближних. Как ты знаешь, я всегда полагал знание оккультных наук единственным верным и безопасным средством обретения истины и мудрости.
Я был бы тебе благодарен, если бы ты предложил мою кандидатуру в члены «Ордена Братьев », и я бы с радостью уплатил годовой взнос, какой скажешь, а также принесу обязательство или клятву в твоем присутствии и под твоим руководством.
Я посылаю тебе также список некоторых степеней и орденов, в которые я прошел посвящение в масонстве и верность и истинность которых ты сам можешь подтвердить6.

Кокс определенно счел, что «Орден Братьев » является масонским. Поперек этой его масонской автобиографии написано «Не нужно». Почерк определенно не принадлежит Ирвину. 9 марта 1874 г. Кокс снова написал Ирвину, чтобы выразить радость и благодарность по случаю принятия его кандидатуры на рассмотрение в Ордене Братьев . К 28 марта он уже знает, что официально организация называется «Орденом Fratres Lucis». Также ему известно, что Ирвин незадолго до этого побывал в Париже, где, возможно, встречался с тамошними членами этого ордена. Он пишет: «Я рад был услышать, что ты встретил такой теплый прием у членов Ордена в Париже»7. Недели, однако, проходили за неделями, а нетерпеливый брат Кокс так ничего и не мог узнать про Орден, кроме его названия. Естественно, в какой-то момент он даже начал подумывать, не отвергнута ли его кандидатура. 13 июля он пишет:

С полуденным поездом я отправил тебе рукопись степени Рыцаря Герметического Креста и т.д. Мне бы хотелось задать три вопроса, а именно:
1. Степень Рыцаря Герметического Креста и Орден Fratres Lucis — это одно и то же?
2. Не живет ли кто-нибудь из членов Ордена Fratres Lucis в Бате?
3. Правда ли, что брат Берд (член ложи Св. Кивы, тоже интересовавшийся астрологией. — Авт.) и я отвергнуты Fratres как неподходящие кандидаты для их Ордена?

Ирвин ответил 14 июля:

К СВЕДЕНИЮ АСПИРАНТОВ — Совершенно секретно
1. Являются ли степень Рыцаря Герметического Креста и Орден Fratres Lucis одним и тем же? — НЕТ!!! Хотя не исключено наличие между ними определенных связей, равно как и с уставами Калиостро, Сведенборга и т.д.
2. Не живет ли сейчас кто-нибудь из членов Ордена Fratres Lucis в Бате? — Нет, в настоящее время никто из братьев английского Храма не проживает в Бате… если кто-либо из иностранных братьев приедет в Англию, мне об этом сообщат, поскольку пять лет назад братьев было всего двадцать семь, и достаточно просто было узнать, где пребывает тот или иной из них, ведь все мы обязаны уведомлять своих непосредственных Руководителей обо всех своих передвижениях.
3. Правда ли, что брату Берду и тебе было отказано Fratres в приеме в их «Орден»? — Неправда!!! Кое-что про Орден было сообщено г-ну Роберту Кроссу (астрологу, приславшему Коксу кристалл. — Авт.). Это дошло до моего сведения, и я был вынужден объясняться.

В следующем письме от 27 июля 1874 г. Кокс извинялся: «Более у тебя никогда не будет причины (потому что я никогда и с кем больше не стану об этом говорить, кроме тебя) исправлять последствия моей нескромности». Но Ирвин продолжал держать его в неведении и ожидании. 17 ноября Кокс писал: «Я очень рад перспективе посвящения в первый градус Ордена поскольку я горю желанием узнать его истинные принципы и настоящие цели». В одном из писем Ирвина без даты сказано: «Орден будет тебе дарован, но это будет Великое одолжение (два слова подчеркнуты трижды. — Авт.). Я просто обязан любой ценой сдержать слово». И это «великое одолжение» было сделано в январе 1875 года. В библиотеке Великой Ложи хранится рукопись, записанная почерком Ирвина и озаглавленная «Ритуал Fratris (так!) Lucis, или Братьев Креста Света». Ее предваряет обычная в таком случае «история» степени, которая начинается так:

Во Флоренции есть, и уже много лет существует, группа людей, владеющих самыми удивительными тайнами, какие только были известны человеку. Калиостро узнал от них некоторые самые поразительные тайны магии и химии. Они состоят в общении с теми, кто перешел реку.
Члены этого общества связаны торжественной клятвой встречаться раз в год, будь они живы или уже перешли грань. Ими управляет официал, именуемый Верховным и Наивысшим Магом… Братья берут себе еврейские имена. Отделения этого Ордена существуют в Риме, Париже и Вене. Воган, Фладд, граф Сен-Жермен, граф Калиостро, Месмер, Сведенборг и Мартинес де Паскуаллис были членами этого ордена, равно как и Шюсслер.
Главным предметом своих ученых трудов сделали они животный магнетизм, который довели до совершенства. Лишь став членом этого общества, Месмер возобладал своей волшебной целительной силой и основал Месмерическую ложу на принципах учения своего Ордена.
Сведенборг из этого же источника взял основу своего устава, и оттуда же граф Калиостро черпал знания, позволившие ему учредить Египетский орден: эти три устава представляют собой три их четырех степеней, на которые подразделяется Орден.

Читая этот очаровательный бред, я всякий раз вспоминаю две маленькие записные книжки в осьмушку листа, в которые Ирвин записывал результаты своих опытов в области спиритизма и скраинга в 1872 — 1873 гг. Самым интересным из его собеседников был не кто иной как Калиостро, в его дни чуть ли не самый большой авторитет для деятелей маргинального масонства.
В воскресенье, 19 числа (месяц пропущен) 1873 года Калиостро сообщил ему, что «кристалл, приобретенный тобой, принесет мало пользы, потому что он заряжен антагонистическим принципом». Калиостро снова посетил его 29 октября 1873 г.: «Боюсь, сейчас я не могу дать тебе ничего постоянного». Потом, где-то между 31 октября и 9 ноября Калиостро в четырех разных случаях сообщил и, согласно «спиритическому дневнику» Ирвина, даже продиктовал ему слово за словом «историческое введение» к ритуалу Fratres Lucis, отрывок из которого я привел ранее.
Рукопись, которую Ирвин решил назвать «ритуалом», в действительности представляет собой его разрозненные заметки о том, как должно быть организовано общество оккультистов. Под заголовком «церемониал» значится только, что кандидата «проводят по своего рода лабиринту» и «должным образом облачают в золотой Крест и просят прийти в то состояние ума, которое сия эмблема воплощает». Точно не известно, ограничил ли Ирвин властью своего воображения членство в этом Ордене только Мастерами символической ложи, или только их бестелесными духами, — поскольку нельзя же забывать о том, что, по Калиостро, членство в организации не заканчивается с физической смертью тела. Далее следуют несколько сжатые выдержки из этих заметок, приведенные в вольной последовательности.

В первую степень допускается прием только 81 человека в Империи Великобритании… Офицеров в первой степени девять.
Ежегодный взнос составляет одну гинею. Вступительный взнос для Англии пока не установлен.
Вступительный взнос делается высоким для того, чтобы отсеять тех людей, которые стремятся к посвящению, влекомые одним лишь любопытством. Половина взноса поступает на благотворительные нужды, а вторая половина — на составление библиотеки. Собрания проходят четыре раза в год. Обязательное собрание бывает в месяце июне. На него обязаны являться все братья, телесно или духовно.
Аспиранту предоставляется один год испытательного срока… на время этого срока аспиранты обязаны посещать все собрания, облачившись в черную мантию.
Общество заявляет своим основным занятием исследование следующих предметов: природная магия, месмеризм, наука жизни и смерти, бессмертие, Каббала, алхимия, некромантия, астрология и иные всевозможные виды магии.
Стоимость ежегодного банкета — 4 шиллинга. В стоимость входят порции хлеба, масла, сыра, кондитерских товаров, фруктов и вина. Поощряются дополнительные взносы, идущие в фонд благотворительности.

Этот документ, как бы глупо он ни выглядел, очень важен, ведь он проливает столько света на личность Ирвина. Внутри этого дисциплинированного профессионального военного, и более того — многолетнего служащего Инженерного корпуса, жесткого прагматика по должности, всегда жил романтик, в чьей душе причудливо переплетались и боролись между собой реальность и фантазия. Fratres Lucis Ирвина, судя по всему, были весьма скромным начинанием, иначе говоря, речь здесь идет всего лишь о горстке оккультистов, хороших знакомых Ирвина. Никакое это было, конечно, не международное общество. Трудно поверить в то, что в нем состояло двадцать семь членов за пять лет до описываемых событий, как утверждал Ирвин в письме Коксу от 14 июля 1874 г. Ведь это значит, за четыре года до появления «Калиостро» — продукта жизнедеятельности плодовитого подсознания Ирвина, собственно, подсказавшего ему идею создания ордена. Честно говоря, кроме самого Ирвина, я сумел предположительно установить личности только троих членов ордена, хотя и допускаю, что их было больше. Но не намного. Нам хорошо известно горячее желание Кокса быть принятым в этот узкий круг избранных. 9 января 1875 г. он объявил о своем намерении приехать в Бристоль и привезти с собой «для принесения обязательства старинную латинскую Библию». Ирвин не торопился посвящать в орден Маккензи, возможно, потому что опасался, что тот напьется на ежегодном банкете, как нам уже известно, более чем скромном. 20 сентября 1875 г. Маккензи оправдывался в письме: «Я никогда не пью вина или крепкого спиртного, если могу этого избежать, — разве что эля на четыре пенни». И еще, 4 февраля 1876 г.: «Что же касается Fratres Lucis, я действительно был бы весьма благодарен за статью и рад в случае принятия меня в это Братство. Думается, вы вполне можете положиться на меня и мою умеренность, ведь я не пью совершенно ничего, кроме чая, кофе, эля в очень малых количествах, редко — вина и никогда — крепкого спиртного, причем, последнего я не делал вот уже со времени женитьбы, то есть около четырех лет». Когда в ноябре 1885 г. умер Фредерик Хокли, Кокс заметил: «Теперь в Ордене стало на одного члена меньше». Видимо, здесь также подразумевается, что этих членов осталось мало. А почти ровно два года спустя Уэсткотт уже активно занимался развитием Ордена Золотой Зари, который оказался куда более жизнеспособным, чем Fratres Lucis8.

Кеннет Маккензи и Общество розенкрейцеров

Членам Общества розенкрейцеров довелось испытать более чем обычные интерес и радость вечером 24 апреля 1873 г., когда недавно получивший звание почетного члена их общества Маккензи зачитал им отчет о своем посещении Элифаса Леви в декабре 1861 г. В честь такого события Общество единогласно приняло Леви в свои почетные иностранные члены. Позднее доклад Маккензи был опубликован в журнале «The Rosicrucian». Журнальный вариант мало чем отличается от рукописного (описанного выше), но с одним важным исключением. В рукописи Маккензи сказано, что Леви упоминал о сэре Эдварде Бульвер-Литтоне как о человеке разнообразных талантов, лишенном, однако, сколько-нибудь стоящих знаний в области Каббалы. А в журнальном варианте сделаны следующие исправления: «…он воздал должное разнообразным познаниям лорда, тогда еще сэра, Бульвер-Литтона, и возвратился к своей излюбленной теме, Каббале, о которой рассуждал много и увлеченно».
Связь лорда Литтона с Обществом розенкрейцеров достаточно случайна. 14 июля 1870 г. Р.У. Литтл предложил кандидатуру достопочтенного лорда Литтона для избрания почетным членом Общества с обязательным прошением к нему стать Великим Патроном всей организации.
Кандидат в члены общества должен был быть Мастером символической ложи. Однако не существует никаких документальных подтверждений того, что лорд Литтон был когда-либо принят в масоны. Или Литтлу не пришло в голову навести справки, принадлежит ли лорд Литтон вообще к вольным каменщикам, или тот ранее получил немасонское розенкрейцерское посвящение и имел право вступить в Общество на иных основаниях. В брошюре «Материалы по истории розенкрейцеров» (1916) Уэсткотт писал: «В 1850 г. во Франкфурте-на-Майне впала в силанум очень древняя розенкрейцерская ложа, где был принят в адепты первый лорд Литтон, исполнившийся там тех мыслей, которые позднее легли в основу его «Занони» и других работ». Более про эту ложу ничего не известно.
Литтон упоминается в качестве Великого Патрона общества только в выпуске «The Rosicrucian» за июль 1872 г. Никто так и не удосужился сообщить ему о чести, которой он удостоился. Сам он так и остается не в курсе дела вплоть до конца 1872 г., когда 16 декабря пишет жалобу Джону Яркеру. Невозможно даже предположить, почему его милость написала именно Яркеру, который был всего лишь заметной фигурой в манчестерской Коллегии этого общества, основанной в 1871 г. Яркер, известный резкостью и даже грубостью своих писем, на этот раз ответил в совершенно несвойственном ему почтительном и извиняющемся тоне9. Литтон умер 18 января 1873 г., и так Общество розенкрейцеров утратило своего Великого Патрона, не ведавшего о титуле.
Теперь Маккензи регулярно писал для «The Rosicrucian». До тех пор содержание журнала было немыслимо, беспредельно скучным и, за исключением отчета о посещении Элифаса Леви, вклад Маккензи практически ничем не отличался от всего прочего по стилю. Просто невозможно поверить в то, что автором этих статей является тот самый «яркий и умный молодой человек», которым Маккензи был в 50-е годы10. 8 января 1874 г. его назначили Помощником генерального секретаря Общества. Десять месяцев спустя началась его переписка с Ирвином, и в одном из первых же писем (12 октября 1874 г.) он написал: «Конечно, обязанности мои — чуть ли не самые малообременительные из тех, которые выпадали на долю Помощника секретаря, потому что д-р В.[удман] делает всю работу, а мне только остается писать статьи на более или менее общие темы».
Весной 1875 г. дела Общества пришли в замешательство средней тяжести. Р.У. Литтл угрожал отставкой, а доктор Вудман жил в Эксетере и не мог осуществлять непосредственное управление в силу территориальной удаленности. Что же касается Литтла, судя по письму Маккензи от 9 апреля 1875 г., «он пытался усидеть на стольких стульях сразу, что ему стоило большого труда удержаться на них всех. И если бы он спокойнее реагировал на все происходящее и не проводил столько времени в буфете Фримейсонс-Холла, ему пошло бы это на пользу»11.
Письмо Маккензи от 9 апреля 1875 г. свидетельствует о том, что он знал о представлении кандидатуры Фредерика Хокли, некогда его друга и наставника, на совет Метропольной коллегии Общества. Живший в Лондоне Хокли еще с января 1872 года был членом Бристольской коллегии Ирвина. Незадолго до этого Маккензи просил Ирвина о помощи в налаживании отношений с Хокли, и писал ему 23 октября 1874 г.: «Ты не мог бы помирить нас? Я был бы рад, что угодно для этого сказать или сделать». Но Хокли не принес ему оливковой ветви. В ужасе от перспективы подвергнуться публичному порицанию со стороны Хокли на собрании Метропольной коллегии, раздраженный капризами Литтла, он тут же написал прошение об отставке, которое было зачитано на Ежеквартальном соборе (convocation) 30 апреля 1875 г.
Шесть лет спустя в письме Уэсткотту от 24 марта 1881 г. Маккензи подчеркивал, что вряд ли стоит считать его прежних соратников по Обществу истинными розенкрейцерами, в отличие от него самого, конечно. В этом документе, как в капле воды, отражается весь слегка параноидальный темперамент Маккензи.

Я всегда держался на некотором расстоянии от английского Общества в последние годы. Я обладаю настоящими степенями, однако, в силу данного мною обязательства, не могу передавать их никому в мире без долгого и сурового испытания, на которое вряд ли много кто согласился бы12. Мне потребовалось четверть века, чтобы заполучить их, и все эти степени во всем совершенно отличны от всего того, что известно и доступно Розенк. обществу в Англии, ведь те немногие, кто посвящен в эти степени, никому про них не сообщают. Перечитайте Х.[аргрейва] Дженнингса13 и «Занони» [Бульвер-Литтона]14. Даже Бульвер-Литтон, знавший столь много, был всего лишь Неофитом и не смог дать мне нужные ответы, когда я испытывал его. Как в таком случае Литтл может утверждать, что обладает ими? Я же точно знаю, сколько на Островах настоящих розенкрейцеров!

Когда Маккензи покинул Общество розенкрейцеров весной 1875 г., он уже вовсю трудился над первым выпуском своей Королевской масонской энциклопедии, книги, которая у антикваров в наши дни бьет все рекорды диспропорции между ценой и реальной ценностью.

Маккензи и его «Королевская масонская энциклопедия»

Первое издание пространной «Энциклопедии франкмасонства» (Encyclopaedia of Freemasonry) Альберта Маккея увидело свет в США в 1874 году. Преподобный А.Ф.Ф. Вудфорд написал на нее рецензию для «The Masonic Mirror» в мае (Vol.1, №ii), и в продажу в Англии она поступила с 12 октября, то есть именно в те дни, когда Маккензи написал в письме Ирвину: «Я занят подготовкой новой энциклопедии масонства, о которой вы все скоро еще услышите». Вполне вероятно, что именно книга Маккея подтолкнула Маккензи и его издателя Джона Хогга к созданию книги меньшего и более удобного объема для британского книжного рынка.
Согласно рекламному буклету, изданному в октябре 1874 г., труд предполагалось опубликовать в виде «шести полукроновых выпусков по 128 страниц в каждом», начиная с 1875 года. Маккензи надеялся получить разрешение посвятить свою работу принцу Уэльскому (письмо к Ирвину от 29 января 1875 г.), однако только когда в 1877 г. книга была выпущена одним томом с предисловием его дяди Джона Херви, последний был удостоен этой чести.
Нет смысла подробно обсуждать содержание этой энциклопедии. Ее статьи представляют собой неприкрытое воровство у Маккея, чьи статьи были просто сжаты и иногда перефразированы. В рекламном проспекте говорилось о многочисленных использованных источниках, однако автором нигде так и не был приведен их перечень15. Вообще-то самыми интересными оказались те статьи, где Маккензи продемонстрировал свои творческие способности. Среди самых ярких примеров — «Герметический Орден Египта» и «Устав Исмаила», о которых речь зайдет позднее. История о поисках им данных для написания статьи про Калиостро замечательно отражает суть его научного подхода.
Легко вспомнить, что в 1873 г. Ирвин предположил, что с ним вступил в контакт бестелесный дух покойного Калиостро. В августе 1875 г. Маккензи прибег к посредничеству Ирвина, чтобы попросить графа снабдить его своими точными биографическими данными. 29 августа он писал:

У меня к тебе будет просьба, которую можно посчитать странной, но не неуместной. Насколько я понимаю, у тебя установлена связь с неким духом, который называет себя Калиостро. Я сейчас очень увлечен статьей, которую пишу про Джузеппе Бальзамо, и мне бы хотелось в ней описать его помягче, чем у Карлайла, вообще у масонов и у Папалини… И если твой друг-дух снизойдет до того, чтобы заинтересоваться данным вопросом, пусть не в роли общественно признанного духовного источника, но хотя бы в качестве редактора и того, кто может исправить неточности, такая помощь была бы очень ценна. В настоящее время я, в связи с состоянием здоровья моей жены, не могу сам проводить спиритические сеансы16.

Статья была закончена 17 сентября 1875 г., и Маккензи надеялся, что Ирвин прочтет ее духу Калиостро: «Касательно статьи про Калиостро, конечно, я не могу требовать, чтобы сам граф прочел ее, но мне бы так хотелось, чтобы он сделал это…».
Маккензи вычитал последнюю корректуру Энциклопедии в 1877 г. Он писал Ирвину 20 января: «Энциклопедия окончена. Мне больше нечего делать, и я себя чувствую как рыба, выброшенная на берег. Наверное, займусь сейчас своей неоконченной статьей про железнодорожное применение пружинных рессор, да и вообще общей теорией пружинных рессор, закончу ее наконец». 28 января он сообщил Коксу, что это «просто такая чисто техническая брошюра с таблицами и формулами дифференциального вычисления». К 26 февраля он дописал эту работу. В печатном виде она так и не вышла.
Его Энциклопедия ни разу не подвергалась подробному критическому разбору в английской масонской прессе. На протяжении 1875 — 1877 гг. то в «The Freemason», то в «The Freemasons’ Chronicle» появлялись на нее отзывы не длиннее абзаца, но максимум, что в них писалось, — это что данная работа является «удивительным источником, полезным для всякого масона» и пр. Г.Й. Финдель (G.J. Findel), издатель немецкого масонского журнала «Ложа» (Die Bauhutte), бегло проанализировал первые три выпуска в 1876 г. и решил просто проигнорировать остальные17. Он не испытывал ровным счетом никакого пиетета к Маккензи, хотя отметил и одну положительную черту книги: «Она лучше основной массы подобных книг на английском языке, которые поступают к нам… Автор — масон высокой степени (IX), отсюда и его общая предрасположенность к различного рода заблуждениям и мистической чуши»18. Слова похвалы Финдель сохранил для масонской Энциклопедии Кеннинга и «Руководства по археологии» под редакцией преподобного А.Ф.А. Вудфорда, опубликованного в 1878 г. В отличие от Маккензи, последний публично признал заимствования у Финделя, и этот природный такт не остался незамеченным19.

Герметический Орден Египта

Маккензи кратко упомянул о Герметическом Ордене Египта в выпуске «The Rosicrucian» за апрель 1874 г. (р. 109): «Я знавал всего лишь шестерых человек, посвященных в него, из них двое были немцами, двое — французами, и еще двое были из других стран». Ирвин был в Париже осенью 1874 г. и там посетил Элифаса Леви. К сожалению, он позабыл спросить у Леви об этом ордене. По возвращении в Бристоль он обратился за информацией к Маккензи. Маккензи ответил 23 октября довольно уклончиво: «Я мало что могу сообщить тебе о Герметическом Ордене Египта. Констан мог бы тебе сообщить значительно больше моего: он был в числе моих наставников»20.
Но то, что он не рассказал Ирвину, он отчасти раскрыл в Энциклопедии, где этот орден назывался «орденом Герметических Братьев Египта» и описывался как «оккультное братство, существующее с глубокой древности, обладающее иерархией официалов, тайными знаками и паролями, а также особым методом обучения науке, нравственной философии и религии. Общество это никогда не было многочисленным, и если верить тем нашим современникам, кто утверждает, что принадлежит к нему, его наследие включает в себя, помимо прочего, владение философским камнем, эликсиром бессмертия, искусством невидимости и умением общаться с надмирными силами».
Ко времени издания Энциклопедии число членов Ордена успело сократиться до троих. Далее Маккензи приводит весьма любопытную информацию об этом братстве, потому что в ней можно найти отголоски изначальной легенды основания братства розенкрейцеров, как она изложена в трактате «Слава Братства» (Fama Fraternitatis), изданном в Касселе в 1614 г. Он уже нигде не упоминает о какой бы то ни было связи этого ордена с масонством, но ведь чем-то же нужно было заполнить более семисот страниц… Вот он и пишет далее:

Автору довелось встретиться лишь с троими людьми, ныне поддерживающими само существование этой общины религиозных философов и утверждающими иносказательно, что являются ее членами. Не было оснований сомневаться в добросовестности этих явно не знакомых друг с другом людей умеренной осведомленности, безупречной жизни, строгих нравов и почти аскетов по своим наклонностям. Все это мужчины лет сорока — сорока пяти, обширных познаний. Говорили они просто и без особого чувства и вне всякого сомнения владели языками.

До сих пор это выглядит как автопортрет Маккензи, как он себя видел в то время (ему было 42 года). Но он продолжает:

Они с радостью отвечали на вопросы, но не приветствовали излишнюю пытливость. Они никогда подолгу не живут в одной стране и одном времени, но быстро скрываются или умирают, не оставив следов и скрываясь от недолжных им почестей. Они никогда не рассказывают о своих прошлых жизнях, но, говоря о прошлом, они всегда создавали впечатление, что их весомые слова подкреплены опытом личного участия в описываемых событиях. Они не стремятся к известности, но в разговоре относятся к известным темам как к чему-то вполне привычному и обыденному, пусть и достойному всяческого почтения, — как это и принято среди большинства учителей оккультизма.

  1. Верный друг (лат.) Ахат — друг Энея, персонаж «Энеиды», чье имя стало нарицательным. — Прим. перев.
  2. Мне ничего не известно про ранний период его жизни, кроме того, что он является автором «Собранию различных интересных исторических фактов… в основном, имеющих касательство к графству Сомерсетшир» (A Compilation of Various Interesting Historical Facts … principally relating, to the Country of Somersetshire, Weston-super-Mare, 1852).
  3. Мне не удалось определить, что и кто имеется в виду.
  4. Р.Т. Кросс (R.T. Cross, 1850 — 1923) — профессиональный астролог, редактор «Альманаха пророчеств и посланий Рафаэля» (Raphael’s Prophetic Messenger Almanack) с 1875 г. и до своей смерти.
  5. В этой статье мне пока не представлялось возможности заняться масонской карьерой Джона Яркера и его работой в маргинальных степенях, в основном, в силу отсутствия у меня времени на просмотр всего имеющегося архивного материала. В наши дни в масонских кругах, и не в последнюю очередь — в ложе «Quatuor Coronati», принято укоризненно приподнимать бровь при упоминании имени Джона Яркера. Тем не менее, эта личность заслуживает самого пристального внимания историка. Он был настоящим джокером в масонской колоде, волком-одиночкой, который бился всегда и со всеми, не занимая ничью сторону. Сомнительная деятельность Ирвина, Маккензи, а после 1880 г. — и Уэсткотта тоже, избежала публичного порицания исключительно потому, что проводилась в тайне. А Яркер был парнем буйным, а потому и привлекавшим всеобщее внимание. Нужно помнить, что он одним из первых и очень активно поддержал идею создания ложи «Quatuor Coronati». В письме к Ирвину от 5 мая 1888 г., написанном вскоре после освящения ложи, он заявлял: «Мне невероятно приятно и лестно знать, что в наше время еще существуют масоны, которые стоят выше предрассудков, и поэтому я в высшей степени заинтересован в ложе №2076. Она являет собой фактически настоящую революцию в масонстве». В альманахе ложе опубликованы ни много ни мало 26 его статей, первая датирована 1886 г., последняя — 1912 г. А в 1913 г. он умер.
  6. Кокс написал, что является Бывшим Досточтимым Мастером в Цеховых степенях, Принципалом в Ордене Царственного Свода и Досточтимым Мастером в масонстве Метки. Также он член Масонского археологического общества, член седьмой степени Общества розенкрейцеров Англии, Бывший Весьма Могучий Правитель Ордена Красного Креста Рима и Константина и Рыцарь Гроба Господня. Также он Рыцарь Черного орла и Рыцарь Герметического креста, член 18-й степени Древнего и Принятого устава и Командор Мореходов Царственного Ковчега, член Консультативного совета степени Царственного Свода при ВД Великом Мастере Великой Ложи Мастеров Метки Англии, Уэльса и всех территорий под властью Британской короны. В Цехе он также Бывший Провинциальный Великий Стюард, еще Провинциальный Первый Великий Страж у Мастеров Метки провинции Сомерсет, Великий Стюард Великой Ложи Мастеров Метки Англии и т.д. Масонское археологическое общество было основано летом 1868 г., и его Почетным секретарем стал У. Гайд Пуллен (W. Hyde Pullen). Члены этого общества, законного предшественника ложи «Quatuor Coronati», не особенно интересовались «отвергнутым знанием».
  7. Не удалось обнаружить каких-либо достоверных признаков наличия связи между «братьями света» Ирвина и сообществом Fratres Lucis XVIII века. См. A.E. Waite «The Brotherhood of the Rosy Cross», 1924, PP. 503-28.
  8. Уэсткотт определенно не проходил «магического ученичества» в обществе Fratres Lucis. В письме, написанном в конце 1950-х г-ну Джеральду Йорку (Gerald Yorke) покойный капитан Е.Дж. Лэнгфорд Гарстин (E. J. Langford Garstin), активный член одного из орденов, наследовавших «Золотой Заре» после 1920 г., упоминал, что «Хокли, Маккензи и Ирвин не доверяли S.[apere] A.[ude] (т.е. Уэсткотту. — Авт.) и не любили его, почему ему и было отказано в принятии во Fratres Lucis». И в наши дни существует некое общество, именующее себя «Fratres Lucis». Согласно «Путеводителю по оккультному, мистическому, религиозному и магическому Лондону и его окрестностям» (Aquarian Guide to Occult, Mystical, Religious, Magical London&Around, London, The Aquarian Press, 1970, p. 19), «этот орден был учрежден во Флоренции в 1498 году представителями многочисленных и разнообразных религиозных и философских школ, подвергавшихся преследованиям со стороны Римской церкви». Ирвин действительно писал, что ранняя история ордена F.L. связана с Флоренцией, и просто удивительно, как этот флорентийский архетип сохранился до сего дня. «Братья найдут вас, когда вы будете готовы, но искать их самому бесполезно», — сообщает путеводитель и приводит чуть ниже английский адрес для корреспонденции до востребования.
  9. Это письмо находится в архиве «Lytton Knebworth Papers» в хертфордширском Архиве. Мисс Сибилла Джейн Флауер (Sibylla Jane Flower), биограф Литтона, сообщила, что других документов, представляющих интерес для исследователя масонства, там нет.
  10. См. «The Hermetic Cross of Praise» (February 1873), «The Aims of Rosicrucian Science» (April 1874), «Rosicrucianism: Religious and Scientific» (November 1874).
  11. Некоторые письма Маккензи Ирвину за тот период написаны на бланках Ордена Красного Креста Рима и Константина, чья штаб-квартира располагалась по адресу «17, Грейт-Джеймс-стрит, Бедфорд-роу». Маккензи помогал Литтлу, Великому Регистратору Ордена. Маккензи ушел со сцены в январе 1875 г.: «Я так устал от этого Литтла и его самоуправства… я был так рад, когда он предложил нанять клерка за 8 шиллингов в неделю (больше, чем он платил мне), чтобы он там сидел…».
  12. Также Маккензи не решился раскрыть страшные тайны арканов Таро. В письме Уэсткотту про колоду Таро от 7 августа 1879 г. Он писал: «Я не намерен всем без разбора объяснять систему Таро, хотя я и хорошо с ней знаком. Сделать так — значило бы вложить опаснейшее оружие в руки менее чистоплотных людей, чем я сам».
  13. Он имеет в виду одиозную книгу Харгрейва Дженнингса «Розенкрейцеры: их ритуалы и таинства» (The Rosicrucians; Their Rites and Mysteries, 1870), в которой нет ни слова правды от первой страницы до последней. Если Маккензи действительно верил, что Дженнингс вообще что-то знает о розенкрейцерах, он способен был поверить чему угодно.
  14. Знаменитый «розенкрейцерский» роман Бульвер-Литтона «Занони» (1842) был настольной книгой всех оккультистов XIX века. См. упоминание о нем в книге С.Л. Макгрегора Мазерса «Введение в Книгу Священной Магии Абрамелина» (1898).
  15. Можно предположить, что он многое позаимствовал из «Масонского словаря» Гэдике и др. См. J. C. Gadicke «Freimaurer Lexikon», 1818, 2nd edit. 1831; G. B. Kloss, Geschichte der Freimaurerei in England, Schottland und Ireland, 1847, and Geschichte der Freimauerei in Frankreich, 2 VOLS., 1852-3; R. Macoy, General History, Cyclopaedia and Dictionary, of Freemasonry, New York, 1867, later editions 1869, 1872.
  16. Переписка Маккензи и Ирвина содержит многочисленные свидетельства их занятий спиритизмом. Вот цитата из письма Маккензи от 1 марта 1875 г.: «Моя мать — замечательный медиум и специалист по автоматическому письму, в то время как у моей жены присутствуют те же способности, но в гораздо меньшей степени». Сын Ирвина — Герберт, студент медицинского колледжа в Бристоле, — умер от передозировки опия 8 января 1879 г. С тех пор не прекращались довольно частые попытки установить контакт с его духом. Ни Ирвину, ни Маккензи это не удалось. Маккензи (28 февраля 1879 г.): «Что же касается кристалломантии, я только могу сказать, что дело это долгое и изматывающее — дождаться видения, даже при наличии определенной силы… моя жена слишком плохо себя чувствует для каких бы то ни было упражнений в этом, но мы при первой же возможности будем стараться получить хоть какое-то известие от несчастного Герберта». Позже, в 1882 — 1883 гг., Маккензи пытался вступить с ним в контакт при посредничестве нового медиума-любителя. 24 февраля 1883 г. он возвратил галстук и медальон Герберта, которые Ирвин отослал ему для медиумических целей и приписал: «Видения в К.[ристалле] и Зеркале, полученные через нее [медиума], приняли форму, совершенно отличную от видений нашего друга Хокли [они помирились в 1878 г.] или моих собственных, и пускай они и были интересны, они не позволили призвать дух покойного». Наконец, 4 февраля 1876 г. Маккензи упоминал, что его дом по адресу «2, Чизвик-сквер» навещали привидения [они с женой только что переехали с Чизвик-молл]: «Не то чтобы ей или мне до этого было дело… Она не боится, ну а я просто слишком привычен к сверхъестественному [ultra-mundane] миру».
  17. См. «Die Bauhutte», Vol.XIX, 22 Januar, S. 29, 19 Februar 1876, SS. 62-3.
  18. Маккензи носил IX степень Общества розенкрейцеров, но это не была «высшая степень» в общепринятом смысле слова. Как написано на титульном листе, он был «почетным членом ложи «Канонгейт-Килвиннинг» №2 в Шотландии», располагавшейся в Эдинбурге, где в коммерческом издательстве и была издана Энциклопедия. В ноябре 1876 г. ложа назначила комитет по опубликованию своей двухвековой истории. 13 декабря ложа постановила принять Маккензи в свои почетные члены. Брат П.А. Рей (P.A. Rae), ее нынешний Секретарь, в письме ко мне предположил, что это, вероятно, был первый и самый хитрый шаг на пути убеждения Маккензи взяться за эту работу. Однако если даже ему и предложили написать историю ложи, он этого не сделал.
  19. См. «Die Bauhutte», Vol.XXI, 5 Juni, 1878.
  20. Леви умер через несколько месяцев, и к нему уже больше нельзя было обратиться. Маккензи так писал о его смерти 11 июня 1875 г.: «Мне жаль слышать, что Элифас Леви оставил нас, однако думается, его легко будет найти, потому что он был так хорошо известен своим предшественникам и современникам. Не знаю, смогу ли с ним связаться через мою жену, медиума, но в любом случае попытаюсь». Возможность связаться с Леви упомянута между делом, как нечто само собой разумеющееся и обыденное, как если бы в наши дни Маккензи собирался позвонить ему по телефону.
Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима