Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима
Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима
Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима

Древний и Изначальный Устав Мемфиса-Мицраима

Древний и Изначальный Устав Мемфиса-Мицраима
Масоны в России

Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима

Ю.Е. Кондаков

«ТВЕРДЫЙ» МАСОН Д.П. РУНИЧ

После отставки А.Н.Голицына 15 марта 1824 года в жизни Д.П.Рунича начался новый период. 26 мая 1824 года В.М.Попов сообщал Д.П.Руничу, что А.Н.Голицын «вышел» из Министерства духовных дел и остался главным над почтовым департаментом, а «вашему покорнейшему слуге дал канцелярию сего департамента».1 В отличие от М.Л.Магницкого, перешедшего на сторону православной оппозиции и участвовавшего в низвержении А.Н.Голицына, Д.П.Рунич сохранил верность своему прежнему начальству. Переписка Д.П.Рунича с В.М.Поповым продолжалась до 1831 года. Уже в 30-х годах Д.П.Рунич неоднократно обращался к А.Н.Голицыну с просьбами исходатайствовать ему пособие от императора. Иногда князь отказывал в исполнении просьбы, иногда посылал денежное пособие от себя, а иногда ему удавалось добиться материальной помощи и от императора.2 А.Н.Голицын пытался поддержать сотрудника, сохранившего ему верность.
Личные и служебные дела Д.П.Рунича на последнем и самом длинном отрезке его карьеры были очень не важные. 25 июня 1826 года он был уволен от должностей и предан суду. Описывавший ход этого дела Н.И.Греч указывал, что Д.П.Рунич получил на ремонт университета 1300 000 рублей. На эти средства ему удалось обновить уборные и сделать ремонт в своей квартире. Его и всех чиновников, участвовавших в работах, признали виновными и взыскали с них потраченные средства. В своих воспоминаниях Д.П.Рунич писал, что с 1822 года у него начались неприятности по службе, а в 1826 он был уволен, а на аренду имений наложен запрет.3
Оставшись не у дел, Д.П.Рунич посвятил себя религиозной литературе. Он собирал материалы по истории христианства. Из его сочинений этого периода совершенно исчезают упоминания о Библии и пропаганда ее чтения, так характерные для «Библейского» мировоззрения Д.П.Рунича. Можно предположить, что Д.П.Рунич хотел «подыграть» новому направлению в религиозной политике правительства.
В конце 20-х годов было закончено крупнейшее религиозное сочинение Д.П.Рунича. В фонде Д.П.Рунича осели черновые наброски к этому труду: «Опыт евангельского свода на немецком языке», «Сравнительный свод посланий апостолов на русском, французском и немецком языках», «Черновик указателя плана города Иерусалима с приложением плана города, географической карты Святой Земли и побережья Средиземного моря».4 В своем исследовании Е.Н.Азизова указывала, что в 1830 году в Париже на французском языке была издана книга Д.П.Рунича «Хронологическая история Нового Завета», в 1837 году на французском языке она была переиздана в России и вызвала положительные отклики.5
В фонде Д.П.Рунича храниться расширенный вариант этого труда «Взгляд на состояние мира при рождение Иисуса Христа» (1833 год).6 Из предисловия ясно, что эту книгу предполагалось издать. Д.П.Рунич рассматривал религиозно-философскую обстановку в мире перед рождением Иисуса Христа. Здесь сильно сказались его масонские увлечения. Рассматривая религиозные течения в Израиле, философские школы Греции и Востока Д.П.Рунич указывал, что истинные знания дошли от Адама до отдаленных потомков, но за это время подверглись искажению. Рациональное зерно он находит во всех «верованиях».7 По мнению Д.П.Рунича, целью Иисуса Христа было установление Соборной или Всеобщей Церкви, долженствующей объединить все народы, населявшие земной шар и действующей до конца веков.8 Опираясь на Новый Завет, Д.П.Рунич кратко описывает земную жизнь Иисуса Христа, его смерть и воскресение, а так же историю распространения христианства. В этом случае автор выступал как апологет христианской веры. Для Д.П.Рунича события, описываемые в Новом Завете, были несомненны. Описывая возникновение ересей в древней церкви, он полемизировал с их основателями, защищая христианское учение.
Можно предположить, что при написании этого труда Д.П.Рунич познакомился с российскими и европейскими трудами по истории церкви, тем более, что первые русские церковные историки митрополит Платон (Левшин), епископ Иннокентий (Смирнов) и А.Н.Муравьев были его современниками. Д.П.Рунич указывал, что труды по истории христианской церкви многочисленны, но круг их читателей узок, поэтому у многих создается впечатление, что церковная история бедней гражданской.9
Знакомство Д.П.Рунича с немецкими исследованиями по истории древней церкви подтверждают его выкладки по поводу церковного управления. Он идеализирует управление древней церковью, указывая, что образ управления первыми христианскими церквами должен почитаться образцом, так как установлен апостолами.10 При этом подобно протестантским авторам Д.П.Рунич игнорировал и Священное Предание и деяния Вселенских Соборов, считая, что образец церковного управления нужно искать в Евангелии. Описывая управление древней церковью, Д.П.Рунич отмечал, что центральное место в христианской общине занимали старосты или епископы, чья святость жизни приобрела всеобщее уважение. По его мнению, в первые века среди христиан было мало просвещенных людей, и сам Бог вдохновлял некоторых христиан, которые и становились учителями.11 В этом случае Д.П.Рунич отрицал традиционную доктрину христианства, по которой благодать епископов передавалась от апостолов через рукоположение.
Книга, содержащая подобные высказывания, просто не могла пройти через цензуру в царствование Николая I. Из письма Д.П.Рунича к С.С.Уварову видно, что один из вариантов этого сочинения на французском языке был в 1833 году передан в С.-Петербургский цензурный комитет. Но Св.Синод дал отрицательное заключение на рукопись и она была возвращена автору.12
В 1833 году Д.П.Руничем было подготовлено к изданию сочинение «Руководство детям, как стоять при оправлении Божественной литургии и молиться во время оной». На печатном тексте был проставлен год издания и разрешение духовной цензуры 28 апреля 1833 года (цензор архимандрит Платон), типография Конрада Вингебера.13 В книге подробно разбиралась история составления литургии и процедура ее совершения. Очень подробно указывалось, как надо вести себя при чтении различных частей, что в каких случаях делать. Этот труд Д.П.Рунича представлял известную ценность. В более поздних записках Д.П.Рунича можно встретить и другой вариант исследования литургии, написанный не для обнародования. Это сочинение «О Восточном и Западном христианстве. О лютеровой и англиканской теориях и прочих христианских сектах», датированное 18 мая 1856 года. Здесь на фоне критики католической церкви Д.П.Рунич прослеживал изменения христианской обрядовости, в результате которого литургия превратилась в мессу. Автор отдавал предпочтение католическому учению о чистилище, указывая, что судьба людей окончательно не решена до Страшного Суда.14 При рассмотрении христианских сект Д.П.Рунич возвращался к своим масонским «корням», замечая, что единственное общество, сохранившее христианские заветы это Гернгутеры.15 Можно предположить, что в этом случае Д.П.Рунич был откровенен, а в 30-е годы просто пытался выполнить новый идеологический заказ.
Показательна в этом отношении записка Д.П.Рунича А.Н.Муравьеву, автора «Истории российской церкви» (СПб. 1838), составленная в 1841 году. Здесь Д.П.Рунич вновь демонстрировал строго православные взгляды, доказывая, что только Греческая церковь истинная, апостольская. При этом он обращал внимание и на некоторые отступления от апостольских установлений, имеющееся в современной ему Русской православной церкви.
К этому времени относятся составление Д.П.Руничем предсказаний об апокалипсисе, навеянных сочинениями И.Г.Юнга-Штиллинга. Первые следы таких пророчеств можно увидеть в опубликованных записках. Д.П.Рунич писал: «Что произойдет со мной в 1836 году, то ведает Господь Мой и Спаситель Иисус Христос. Последует ли в сем году конец видимого мира, того не ведают ни ангелы небесные, ни Сын, токмо един Отец».16 В дальнейшем Д.П.Рунич конкретизировал свои предсказания. В сочинении «Видимый мир» написанном в 1858 году он предсказывал, что через 50 лет в России настоящие русские останутся только в отдаленных монастырях. «Пойдут вперед науки и художества и размножится хлебный спирт и табак». В главе «Обзор земного мира и человечества в XIX столетии» Д.П.Рунич заявлял, что торжество Евангелия не настанет до тех пор пока будет продолжаться соперничество между Россией и Англией. При этом он предсказывал конец мира на 1900 год.17 В собрании рукописей Д.П.Рунича под названием «Отрывки» (1856 год) можно найти более детальную разработку этих пророчеств. Автор писал, что при вычислении времени апокалипсиса Юнг-Штиллинг ошибся, указывая на 1836 год, как на конец мира. В действительности это произойдет в 1900 году. Д.П.Рунич даже предлагал хронологию последних времен: 1863 год – падение Турецкой империи; 1870-е падение Папизма; 1880-е падение протестантизма; 1890-е распространение Евангелия; 1900 – война и смута.18 Любопытно, что ни один прогноз Д.П.Рунича так и не оправдался.
Более развернутую картину конца света Д.П.Рунич давал в своем сочинении «Покайтесь, приближается Царство Божие» (1855). Он указывал этапы апокалипсиса: 1855-1863-1872-1881-1890-1900.19 Как видно из предыдущей хронологии Д.П.Рунич спокойно относился к своим предсказаниям. Когда Крымская война не закончилась падением Турции, он перенес это событие с 1855 на 1863 года. Вслед за этим точное указание дат он сменил на десятилетие. Удивляет, что среди дат указанных Д.П.Руничем находится год смерти Александра II, но все объясняется очень легко. С приближением конца света, видимо, должны были уменьшаться и даты. Для вычисления нового знаменательного события Д.П.Рунич брал десятилетие, прибавляя к нему определенное число лет по нисхождению: 3-2-1-0. Так и получились: 1863-1872-1881-1890. Д.П.Рунич объяснял, что существует предсказание о конце мира через 7000 лет после сотворения Адама. Производя подсчеты, он убеждал читателя, что в предсказания евреев вкралась ошибка в 200 лет, и если ее исправить, то конец мира придется на 1900 год.

В религиозных взглядах Д.П.Рунича была сильна масонская составляющая. Свои масонские сочинения, так же как и автобиографические записки, Д.П.Рунич писал в конце своей жизни — 50-х годах XIX века. Одной из задач этих произведений была реабилитация масонства перед потомками и новым императором Александром II. Д.П.Рунич пытался убедить читателей, что масонство действует в рамках христианства, помогая людям лучше усвоить христианские доктрины.
В своем сочинении «О масонстве» относящимся к апрелю 1856 года Д.П.Рунич писал: «Масонство и масонские ложи- народные школы, руководствующие к истинному христианству и сильное пособие наружного Богослужения к развитию в умах светских людей истинного христианства и нравственности».20 Он характеризует масонство, как «Самая бескорыстная любовь к ближнему, руководимая небесными истинами, составляет основу масонских доктрин».21
При ближайшем рассмотрении масонские взгляды Д.П.Рунича были вполне типичны для представителей этого религиозно-политического течения. Современное ему масонство Д.П.Рунич делил на «истинное» и «ложное». «Истинное масонство было школой и руководством для мирян и всех светских сословий, покуда люди и начальство не примешали к главной цели возрождение чуждых видов. По Мальтийскому и Родосскому орденам видно, как они превратились в чисто воинские, под управлением политики и торговли».22 В другом своем сочинении Д.П.Рунич развивал свою идею, перенося ее на Россию. Он писал, что при Екатерине общество Новикова хотело через масонство сблизить христианство с «Вольтером и европейскими революциями», но М.М.Сперанский «уничтожил» этот план, «внедрив в России философию вольнодумной Европы».23
Д.П.Рунич считал, что после Французской революции масонство в Европе исказилось, но при этом остались ложи, следовавшие древней традиции. Истинное масонство, по мнению Д.П.Рунича, имело свои истоки в самой глубокой дохристианской древности, «времени иудейского царя Соломона, ибо сохранившееся в нем аллегории и собственные имена, название и формы на это указывают». «Истинное масонство распространяет евангельское христианство словом и делом; знает и творение и натуру лучше мнимых философов и университетов» — писал Д.П.Рунич.24
Главным источником масонства Д.П.Рунич называл Пятикнижие Моисея и указывал, что от евреев истинные знания перешли к христианам. В Европе первые ложи появились в Шотландии, а в Россию масонство попало при Петре I.25
Заявление Д.П.Рунича о том, что «истинное» масонство внедряло в обществе христианские доктрины, носило чисто декларативный характер. Масонские воззрения Д.П.Рунича были вполне традиционны: масонство является хранителем истинного знания, пришедшего из глубокой древности – Соломона и Моисея, а христианство является составной частью масонской доктрины и вторично по отношению к масонству. О том, что масонские взгляды Д.П.Рунича далеко не соответствовали христианской вере, будет видно из дальнейшего обзора его религиозных взглядов.
К концу жизни Д.П.Рунич, благодаря самообразованию, получил весьма солидные знания в религиозной области. Представление о богатстве его библиотеки дает «Реестр книгам Рунича в кабинете, ящик №2» (31 июня 1826 года). Там значатся: «Новый Завет», «Псалтырь», «Молитослов», «Подражание Иисусу Христу», «Таинство креста», «Наука чисел», «Победная повесть», «Ключ к таинствам натуры», «Рассуждения о важнейших предметах жизни христианина», «Воззвание к человекам о последовании внутреннему влечению духа Христова», «Отрывки из сочинений Эккартсгаузена», «Рассуждения о нетлении и сожжении всех вещей», «Угроз Световостоков», «Истина во свете откровений и натуры», «Важнейшие иероглифы», «Наставления ищущему премудрости», «Облако над святилищем», «О древних мистериях» и т.д. (всего 64 наименования на разных языках).26
Все это многообразие отразилось в его сочинениях и записках. В своем труде «Ход искупления во времени» (1854 год), находящегося в сборнике масонских бумаг, Д.П.Рунич демонстрировал хорошее знание христианской догматики. «Учение и обрядное богослужение ведут человека к знанию, через религию, откровений и тайн Божьих, сперва, к уразумлению их – а потом, к доверию им, и, наконец к живой вере в Спасителя и искупителя человеков Иисуса Христа Сына Божия». Крещение уничтожило проклятье лежавшее на человечестве за преступление Адама. Живая вера привлекает к человеку дух Христов и соединяет его с ним, через таинство причастия – писал он.27 Там же приводилось сомнительное по догматической ценности, но часто упоминаемое утверждение о том, что человек был призван занять рядом с Богом место принадлежавшее падшим ангелам.28
Среди сочинений Д.П.Рунича находится «Краткое историко-хронологическое обозрение праздников в воспоминание воплощения и пребывания на Земле Спасителя нашего Иисуса Христа, установленных Восточной православной церковью для светских людей, которым круг церковный неизвестен» (1855 год).29 К каждому церковному празднику, связанному с жизнью Иисуса Христа, Д.П.Рунич приводил короткую молитву и давал свои комментарии к событию, которому посвящен праздник.
К современной ему Русской православной церкви Д.П.Рунич относился критически. Основываясь, как на христианском учении о грехопадении человека, так и на масонских преданиях о постепенной утрате человечеством истинных знаний переданных Богом Адаму, Д.П.Рунич считал современную ему церковь несовершенной. Русскую православную церковь он считал лишь одним из этапов к «Истинной Церкви Христовой». Д.П.Руничем была составлена структура развития христианских церквей во времени: 1-я церковь – глава Иисус Христос; 2-я церковь – во главе с апостолами; 3-я церковь – Всемирная апостольская, главы епископы; 4-я церковь – главы патриархи; 5-я церковь — глава Папа; 6-я церковь – протестантская Вальдес, Лютер; 7-я церковь – глава Кальвин; 8-я церковь – «Едино стадо, един пастырь».30 Соответственно истинными церквами были первые от Иисуса Христа и последняя. Идеальное церковное устройство христиан Д.П.Рунич находил в сектах Гернгутеров и Гуситов, считавших себя приемниками древних христиан. В своем сочинении «Видимый мир», написанном в 1858 году, Д.П.Рунич замечал, что «ни один из русских царей до Александра I не думал о введении в России действительно христианского быта, как у гуситов».31
Причины упадка русской церкви Д.П.Рунич видел в подчинении ее государству. В своем сочинении «Россия от 1633 до 1854 года. Взгляд на древний и новый ее быт» он писал: «Везде, где христианство не имеет единственною своей целью возрождение человека для вечности, а употребляет его, как средство только к обузданию людей, при постоянном их естественном стремлении ко злу, там оно производит искажением его оснований больше зла, чем пользы».32 В соответствии с этим Д.П.Рунич критически относился и к православному клиру, считая его служение формальным. Д.П.Рунич считал, что достигнуть спасения человек может и вне церкви. «Доколе христианство будет заключаться в веровании и богослужении только, Евангелие и Кровь Иисусова не произведут действительного обновления» — писал он.33

Биография Д.П.Рунича весьма характерна для представителей «просвещенного» российского дворянства начала XIX века. Ориентируясь на Европу, российскую действительность своего времени, они считали «ветхой» и «отсталой». С тех же позиций оценивались Русская православная церковь и клир. Учение преподаваемое в масонских ложах, пропаганда Библейского общества, религиозные произведения европейских авторов пытались убедить россиян в том, что близится Второе Пришествие Иисуса Христа и в преддверии его религиозные учреждения должны быть «обновлены». В личной жизни и религиозной практике предлагалось вернуться к мистическому опыту первых христиан, а для общения с Богом отказаться от посредничества клира. Привыкшие еще с петровских времен ровняться на Запад, многие представители высших классов российского общества благосклонно воспринимали эти идеи. Попытки «обновления» Русской православной церкви неоднократно предпринимались в царствование Александра I.
Не получив должного религиозного образования, Д.П.Рунич в ранней молодости попал под влияние масонов. Ему внушили, что в масонских ложах занимаются истинным служением Богу. Эту веру Д.П.Рунич пронес через всю свою жизнь. Оставаясь членом Русской православной церкви лишь формально, он не имел твердых религиозных взглядов и в вере покорно следовал новым тенденциям. Поменяв ложу «Умирающий сфинкс» на общество Н.И.Новикова Д.П.Рунич, так же легко, предпочел ему Библейское общество, тем более, что это сулило быстрый карьерный рост. Став чиновником Министерства духовных дел и народного просвещения, он рьяно проводил в жизнь идеологию Библейского общества. Когда при Николае I религиозная политика изменилась, Д.П.Рунич попытался переориентироваться, но доверия у властей он не вызывал.
Религиозные взгляды Д.П.Рунича существенно повлияли на его карьеру. Протекция масонов помогла ему стать заместителем директора почт Москвы. «Христианские правила» привели Д.П.Рунича в Министерство духовных дел и народного просвещения. Ими он руководствовался проводя «чистку» С.-Петербургского университета. Из-за подозрений в религиозной неблагонадежности Д.П.Руничу пришлось остаться не у дел в царствование Николая I. Надо отметить, что в целом Д.П.Рунич был образцовым чиновником и законопослушным подданным. Когда в 1810 году правительство проявило недоверие к масонским ложам, он прекратил посещать заседания лож. Когда высшая власть начала внедрять в России Библейское общество, он стал его активным членом. В Главном правлении училищ Д.П.Рунич твердо придерживался политической линии А.Н.Голицына. Подобно многим видным политическим деятелям первой половины XIX века (А.Н.Голицыну, М.М.Сперанскому, А.А.Аракчееву, митрополиту Филарету, архимандриту Фотию) Д.П.Рунич стал жертвой религиозных экспериментов Александра I. Неоднократные смены политической линии в первой четверти XIX века привели к ожесточенной борьбе в религиозной сфере партий «либералов» и «консерваторов». Часть лиц принимавших участие в этом противостоянии оказалась необходима высшей власти и они были привлечены Николаем I к государственной деятельности. Некоторые, подобно А.А.Аракчееву, Фотию и Д.П.Руничу, оказались «выброшенными за борт», и уже не участвовали в политической жизни.

  1. Письма В.М.Попова к Д.П.Руничу// РНБ. ОР. Ф. 656. Д. 37. Л. 115.
  2. Письма А.Н.Голицына к Д.П.Руничу// РГАЛИ. ОР. Ф. 263. Оп. 2. Д. 95. Л. 35, 39, 45, 47.
  3. Титов А. Автобиографические записки Д.П.Рунича. Ярославль, 1909. С. 4.
  4. Там же. С. 4-5.
  5. РГАЛИ. ОР. Ф. 263. Оп. 1. Д. 80, 87, 90.
  6. Азизова Е.Н. Государственная и общественно-политическая деятельность Д.П.Рунича// Консерватизм в России и мере. Воронеж, 2004. Ч. 1. С. 160.
  7. Взгляд на состояние мира при рождении Иисуса Христа// РГАЛИ. ОР. Ф. 263. Оп. 1. Д. 48.
  8. Там же. Л. 22.
  9. Там же. Л. 46.
  10. Там же. Л. 97.
  11. Там же. Л. 46.
  12. Там же. Л. 48.
  13. Письмо Д.П.Рунича к С.С.Уварову// Масонские сочинения// РГАЛИ. ОР. Ф. 69. Оп. 1. Д. 9. Л. 54-55.
  14. Руководство детям, как стоять при оправлении Божественной литургии и молиться во время оной// РГАЛИ. ОР. Ф. 263. Оп. 1. Д. 43. Л. 1.
  15. О Восточном и Западном христианстве. О лютеровой и англиканской теориях и прочих христианских сектах// РГАЛИ. ОР. Ф. 263. Оп. 1. Д. 63. Л. 1-2.
  16. Там же. Л. 4.
  17. Записка для А.Н.Муравьева// РГАЛИ. ОР. Ф. 263. Оп. 1. Д. 181. Л. 14.
  18. Титов А. Автобиографические записки Д.П.Рунича. Ярославль, 1909. С. 5.
  19. Рунич Д.П. Видимый мир// РГАЛИ. ОР. Ф. 263. Оп. 1. Д. 71. Л. 7-8.
  20. Рунич Д.П. Отрывки// РГАЛИ. ОР. Ф. 263. Оп. 1. Д. 9. Л. 2-4.
  21. Покайтесь, приближается Царство Божие// РГАЛИ. ОР. Ф. 263. Оп. 1. Д. 23.
  22. Рунич Д.П. Масонские сочинения// РГАЛИ. ОР. Ф. 263. Оп. 1. Д. 69. Л. 0.
  23. Записки Д.П.Рунича// Русское обозрение. 1890. №8. С. 247.
  24. Рунич Д.П. Отрывки// РГАЛИ. ОР. Ф. 263. Оп. 1. Д. 9. Л. 7.
  25. Рунич Д.П. Видимый мир// РГАЛИ. ОР. Ф. 263. Оп. 1. Д. 71. Л. 5.
  26. Титов А. Из бумаг Д.П.Рунича. Ярославль, 1909. С. 8.
  27. Рунич Д.П. Масонские сочинения// РГАЛИ. ОР. Ф. 263. Оп. 1. Д. 69. Л. 2.
  28. Реестр книгам Рунича в кабинете, ящик №2// РГАЛИ. ОР. Ф. 263. Оп. 1. Д. 181. Л. 1-4.
  29. Рунич Д.П. Масонские сочинения// РГАЛИ. ОР. Ф. 69. Оп. 1. Д. 9. Л. 2-4.
  30. Рунич Д.П. Краткое историко-хронологическое обозрение праздников…// РГАЛИ. ОР. Ф. 263. Оп. 1. Д. 63. Л. 22.
  31. Рунич Д.П. Краткое историко-хронологическое обозрение праздников…// РГАЛИ. ОР. Ф. 263. Оп. 1. Д. 63.
  32. Рунич Д.П. Масонские сочинения// РГАЛИ. ОР. Ф. 69. Оп. 1. Д. 9. Л. 25.
  33. Рунич Д.П. Видимый мир// РГАЛИ. ОР. Ф. 263. Оп. 1. Д. 71. Л. 5.
  34. Россия от 1633 до 1854 года. Взгляд на древний и новый ее быт// Из бумаг Д.П.Рунича. Ярославль, 1909. С. 5.
  35. Рунич Д.П. Отрывки// РГАЛИ. ОР. Ф. 263. Оп. 1. Д. 9. Л. 7.
Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима