По окончании очищения Мастер продолжает:
— Сын мой, совершенно ли ты убежден в намерении своем и далее следовать избранным тобою путем? Укрепилось ли нравственное твое чувство в той мере, в какой то потребно, и истинно ли, чистосердечно и откровенно ли желание твое следовать далее и еще более приблизиться к Господу, обретя совершенное истинное Знание как самого себя, так и святой силы, коией мы наделены? Истинно ли, отвечай!
Кандидат снова кивает. Мастер встает, приказывает ему встать на колени и приводит его к присяге, в которой кандидат обязуется не разглашать никому тайны и таинства, которые будут ему в сей степени поверены, а также слепо повиноваться своим руководителям. После приношения клятвы Мастер спускается с престола, трижды ударяет кандидата мечом по правому плечу и провозглашает:
— Властью, мне данной великим Основателем нашего Ордена, и милостью Божьей сим посвящаю тебя в степень Сотоварища и сотворяю хранителем и стражем новообретенного Знания, ныне тобою с нами разделенного посредством святых имен Гелиоса, Мелиоса и Тетраграмматона.
При произнесении каждого из этих имен все присутствующие преклоняют колени и низко кланяются, а Мастер наносит по плечу кандидата удары мечом, тоже поочередно произнося эти имена, а не раньше; по окончании провозглашения все присутствующие становятся вдоль линии круга вокруг кандидата в центре зала собраний, а кандидат становится на коленях в центре круга.
Мастер наливает из вазы, стоящей на алтаре, красного вина в хрустальную ложку и подносит ложку к губам кандидата, который выпивает вино, таким образом возвышая свой дух и настраиваясь на усвоение следующего наставления, которое произносит Мастер:
— Сын мой, тако ныне обретаешь первую материю. Усвой же слепоту и нищету прежнего своего состояния! Ныне же надлежит тебе самого себя отречься и позабыть и стать снаружи и снутри нову и здорову. Ныне, новые шаги соделав к тому, дабы понять внутреннюю сущность свою, обучись же, что прежде человека сотворил Бог сию первую материю, а затем сотворил к сему и человека, дабы тот в себя приял сию первую материю и ею бессмертен стал. Человек же материю сию отринул и тем себя самого изничтожил, однако же навеки осталась она и пребывала в руках истинных Избранников Божиих, и зерно единое материи сей само себя умножает и до бескрайнего множества себя само продолжает. И акация, кандидату в обычного масонства Мастерской степени всякий раз предлагаемая, ничто иное есть, как сия драгоценная первичная материя, а Адонирам убиенный есть символ жидкой, сиречь бренной, части человеческого существа, коию надлежало непременно умертвить кинжалом. С сим знанием и с помощью Всевышнего Бога обретешь ты великое богатство.
Мастер высыпает золотые листья из вазы над головой кандидата и раздувает их в разные стороны, дуя на них. При этом он говорит: «И несть ничего ценнее того богатства». Все присутствующие отзываются: «Sic transit gloria mundi».
Кандидат встает. Мастер берет в руки синий пояс и говорит далее:
— В сем новом градусе, куда подняли тебя ныне, предстоят тебе новые труды, эмблемою коих служит сей нами тебе вручаемый пояс, дабы служил он тебе вечным напоминанием о том, что впредь надлежит тебе во всем отрицаться бытия земного, дабы обрести обетование небесное.
Затем Мастер вручает кандидату перчатки и говорит:
— С сими ты уже, должно быть, знаком, однако же заметь сию кайму, отныне новую твою степень отмечающую. – И продолжает: — Сын мой, есть у нас и особые знаки, слова и пожатия, коие используем мы, себе подобных в миру встречая. Они были нам даны преславным Основателем нашим. Ежели спросит тебя некто, в ком подозреваешь узреть брата, кто ты таков, впредь ответствуй ему ровно: «Я есмь сущий». Пожатие же таково: взять того, кто тебя о том попросит, за правую руку, меж тем левую руку себе на сердце положа и голову преклонив на сторону. Знак же есть рот широко отворить и вдыхать и выдыхать звучно, глаза же горе устремив. – Показывая знак, Мастер трижды глубоко вдыхает и выдыхает, потом продолжает: — «И сим своим духом сотворяю тебя новым человеком, в ком ничего более нет от человека прежнего и кто таковым отныне пребудет во веки и веки».
Досточтимый Мастер завершает посвящение кратким наставлением по своему усмотрению, а затем передает новопосвященного сотоварища в руки Оратора, приказывая последнему изъяснить сотоварищу символы на табели посредством зачтения катехизиса. После выступления Оратора кандидата ставят на Западе ложи лицом к Мастеру. Все братья поют «Te Deum1» и по окончании Мастер повторяет девиз степени, все присутствующие ему отвечают, затем следует молитва Предвечному, и ложа закрывается.
Катехизис степени Сотоварища Египетской Ложи
— Имеешь ли честь принадлежать к числу сотоварищей?
— Принадлежу, и сему должная порука утверждена в сердце моем.
— Что знаменует сия порука?
— Веру мою в Бога, в святых посредственников, в священную Розу и в познание себя.
— Как был ты введен в Храм Сотоварищей и что узрел там?
— Не без содрогания дерзну тебе ответствовать, ибо материя сия столь возвышенна и столь превыше всех познаний обыденных людей смертных, что и молвить слова о ней не в силах я иначе, как со смятением лишь и украдкою. Доверием своим ты силы мои упрочаешь и смелость мою напитаешь, ибо много их потребно мне, дабы ввести тебя в сие превеликое таинство, коли уж воистину алкаешь, дабы я их открыл тебе.
— Поелику веруешь в святую Розу, признаешь ли тогда первичную материю?
— Николико не усомнюсь в истинности ее, однако не все еще зрел я чудесные и славные применения сил и воздействий ее.
— Каков твой возраст?
— Тридцать и три года, с упованием возвратиться в пору юности и во духе ее достигнуть в год 5557-й.
— Много ли счастия встретил ты за сорок дней и ночей, в молитве и богоугодных размышлениях проведенных?
— Отнюдь, но там стали мне ведомы на то причина и для того цель.
— Что сии за причина и цель?
— Всякий человек, с легкостию витать помышляющий средь естественной и сверхъестественной философии, в сердце своем должен выстроить храм Предвечному и далее искать средство себя возродить не толико телесно, но и нравственно. Надобно ему применить всю силу свою к тому лишь, дабы обрести в себе апостола и носителя славы Всемогущества Господня, а посему повинен он в высшей степени сие таинство скрывать и личность свою в непроницаемой содержать тайне от профанов. Первичную материю сотворяя, наделил ее Предвечный таким совершенством, что она одна способна продлить годы человека смертного до бесконечности и до бесконечности же ему служить пропитанием, и достигается сие покаянием и искуплением, тако же и постом в сорок дней и любовию ко всем тварям телесным и духовным. На духовное или естественное делание времени отведено и потребно сорок дней, и дадены они того ради, чтоб усовершенствовать нравственность и довести нас до должного возраста.
Усовершенствовав же и завершив сие духовное возрождение, не станет в нас потребности ни в чьей более из смертных защите или помощи, ибо сами станем во человецех мастерами и князьями, и власть и силу сию лишь Господь Бог далее в нас поддержит и укрепит навеки, ежели хранить станем верность всему тому, в чем ныне тебя наставить берусь.
— Поручаюсь исполнять сие неукоснительно, коли такова великая милость твоя, что воистину сообщишь мне сии таинства. Клянусь повиноваться тебе и тайну хранить нерушимо, и да поразит меня карающий меч ангела Господня, ежели нарушу сие мое обязательство.
— Тогда вновь прикажу тебе исполнять в точности всё по слову и по приказанию моему, ибо слово за словом следуя методе и правилам, Основателем нашим утвержденным, не оступишься и не ошибешься. Вот им предписанные семь заповедей:
Первая – Вне стен Храма никому не изъясняй и не толкуй ничего и никак, разве лишь телесно, в стенах же Храма все толкуй и изъясняй нравственно, но отнюдь не телесно.
Вторая – Никогда и ни под каким видом не начинай исследовать или же толковать дело ребяческое или же суетное, даже ежели толкование такового сподобить тебя может на совершенствование телесное или же нравственное.
Третья – Никогда и ни под каким видом не дозволяется оспаривать суждения персон смертных вообще и уже умерших особливо, а также сомневаться в них и сие словами выражать, ежели чревато сие ущербом для Братства и славе его умалением.
Четвертая – Средь работников Мастером будучи, нисколько тебе не дозволяется ни под каким видом обсуждать никакие вопросы, тобою или иным братом поставленные, имеющие касательство до нашего общества. Ибо то явно преславным Основателем нашим заповедано, дабы все вопросы, до общества нашего касательство имеющие, заранее изъяснены были просто и ясно, дабы всякий член общества их уразуметь и за правило почесть способен был.
Пятая – Поелику труды Ордена нашего Предвечному Богу посвящены, всяк брат, на собрание ложи ввечеру идучи, весь день до того повинен блюсти чистоту и безбрачие.
Шестая – Ежели по злому слуху или же в силу суеверия какой-либо брат пострадает или же станет одержим сомнениями, да обратится бесперечь к наставнику ложи своей, дабы тот его умиротворил и изъяснил ему всё дело. Седьмая – Поелику не все в Храм вносимое наречь можем нравственным, при входе надлежит оставлять все вещи земные и все помыслы свои и все силы обратить к Предвечному.
Лишь сим свойствам удовлетворяя, станем способны воспринять и к своей пользе употребить слова и дела Бессмертных.
— Достанет ли мне исполнения сих заповедей для трудов моих?
— Ежели точно станешь соблюдать их неукоснительно и ждать терпеливо того часа, коий назначен, чтобы тебе получать степень, и ежели впоследствии сумеешь разорвать оковы и проникнуть в сердце потаенного нашего святилища, воистину обретешь по праву место средь Избранников и сможешь уповать на ниспослание тебе милости именования Мастером средь работников, чем упования твои увенчаны будут.
— Как исполнять мне сии заповеди и каким деланием почет заслужить?
— Надлежит тебе повиноваться со терпением и рвением приказаниям руководителя твоего и подавать ему неизменно заверения в почтении своем и в вере в Бога, в верности Ордену нашему и в любви к ближнему. Удвой также усилия свои в очищении духа, но не суровостию, постом или внешними мучениями, ибо не тело надлежит тебе умерщвлять и мучить, но дух и сердце свои, ибо лишь так становимся мы благи и чисты. Лишь так соделаешь внутренность свою очищенной от всякого порока и исполненной затем любви к добродетели. Со всем усердием проницай великие таинства, в круге меж четырех кардинальных добродетелей сокрытые, ибо без сего знания николи не будешь допущен к тем таинствам, кои незаменимы и суть таковы, чтоб ведать тебе имена и знаки, в углах священной звезды начертанные, коие суть эмблемы начальств во всех иерархиях ангельских.
Памятуй вечно, что сии знаменательные особы и сии силы, коие суть духовные существа, также и люди суть, но обретшие бессмертие, или же в бессмертие перешедшие, а также памятуй вечно, что пред Лицеем Господа станешь язычником и грешником, ежели толико кому-либо из них поклонишься. Нет никого превыше и святее одного лишь Предвечного Бога, ибо Он есть Всё, и лишь Он один велик и возлюбил всех тварей Своих, и им же служит, будь то духи бестелесные, бессмертные, или же смертные люди, кто раньше жил, живет ныне или впредь станет жить, и все они суть и слуги и дети Его, и рабы и наследники.
С осторожностию твори все деяния свои и наблюдай за Мастером своим, за всеми деяниями его, и за всеми словами, когда свершает он мистические операции, особливо же когда братию посвящает в сию степень. Отметь себе то, как пятою бьет он в пол, как совершенно дает знаки, како блюдет торжественность и чинность, силу и изящность.
— Зачем столь многозначительны все сии деяния Мастера моего?
— Затем, что сотворен человек по образу Божию и по Его подобию, и посему превыше он всех тварей земных и небесных, и ежели занят он работою, то она есть выражение силы, коией наделен он от Бога и коия применима должна быть без спесивости, однако же с должными величием и честию во всех деяниях, со славою и хвалением Господу. Сие суть знаки не спеси и презрения к низшим, но лишь достоинства, чести и силы, и сим вызывают они в людях доверительность. Не бери однако примера с фарисеев, кто вечно на коленях пресмыкается и очи держит долу, спину пригнув, и ни слова не речет, как только воскликая, однако же ни дела не творя, кроме как одну низость. Нак устах у них лесть и сладость, но в сердцах их гнездятся лишь зависть, ревность и недолжная гордыня.
— Зачем стучит Мастер правою пятой в пол?
— В тот миг возвышает Досточтимый Мастер свой дух к Богу и, дабы отрясти телесную свою сущность с ног, стучит пятою, дабы ничто не помутняло нравственную часть сущности его.
— Зачем воздевает десницу он вверх, персты расставя, шуйцу притом назад заведя?
— Затем, дабы дать братьям своим знать, что, поелику Высшее Существо есть Хаос Довлеющий, тако надлежит Его приветствовать.
— Зачем воздыхает он звучно и восклицает «Элохим»?
— Затем, чтоб тебя наставить в том, что Предвечный сим совершенным знаком и сим единым словом дарует жизнь вечную первичной материи посредством посланников Своих. Для человека же значит слово «Элохим» приказ: «Я желаю, я повелеваю, и да сбудется по Слову Моему!».
— Что на сей табели воплощает Храм, в средине сердца живого изображенный?
— То, что несть во Вселенной иного места, кроме сердца человека, дабы там ему возвесть Храм во славу Предвечного.
— Зачем светят над сим сердцем Солнце и Луна?
— Затем, чтоб наставить тебя в том, что не быть тебе чисту и освященну, доколе не очистишься огнем небесным, в первичной материи содержимом.
— Зачем побивает Мастер Меркурия?
— Сие есть эмблема первой операции физической, коией избечь никак не возможно, поелику есть она первейшая и наиважнейшая из всех.
— Зачем изображены тут сии три камня?
— Затем, чтоб знал ты, что, дабы сделалась первичная материя совершенной, надобно ей претерпеть три разных перемены.
— Зачем мне предписывают во все собрания носить сию хламиду, и каково значение ее?
— Человек, ежели возродится он нравственно и телесно, тем себе вернет силы великие, им утраченные чрез потерю невинности его. Сии силы ему приносят также и новое духовное зрение, а также воспоминание о том, что всяк человек, Предвечному себя посвятивший, носить повинен сию хламиду, ибо во все времена и во всех общинах носят ее жертвователи, также и священнодеятели и все те, кто Богу себя отдал. Пусть достанет профанам и обычных одеяний их, нам того мало. Одеяния наши совершенны и священны быть должны, посему надобно их прежде благословить и освятить существам духовным, посредственникам меж нами и Богом.
— Как же освятим одеяния наши так же, как освящают они духовные одеяния свои?
— Лишь тем освятим их, что сами станем достойны их ношения, сего же достигнем почтительным общением с посредственниками нашими.
— Где ж обретем сие место освященное, где общение сделаем с сими посредственниками?
— Во Храме, где обретешь ты великое Знание.
— У себя дома обрету ли сие общение?
— Нет, однако же не отчаивайся, ибо дарую тебе днесь новое успокоение. Когда приблизится к концу странствие твое в звании сотоварища, допущен будешь в сей премудрый Храм. Там обретешь ты духовного руководителя, властию облеченного и высшею милостию, дабы очистить тебя по законам Основателя нашего и тем даровать тебе освящение на все деяния, коие будут тебе потребны.
Ложа должна быть обтянута материей голубого и золотого цветов, хорошо освещена и роскошно убрана. Престол Досточтимого Мастера возвышается над полом на три ступени; его занимают двое Мастеров, воплощающих Соломона и Царя Тирского. У их ног лежит подушка голубого бархата с золотой бахромой и четырьмя золотыми кистями по углам; на подушке лежит меч или шпага с серебряным эфесом и серебряным лезвием, на каждой стороне которого вырезаны символы семи планет.
Престол покрыт материей голубого цвета с золотой бахромой. Над головой Мастера позади престола привешено на стене голубое шелковое полотно, на котором в центре вышита золотом семиконечная звезда с золотым именем Иеговы в центре и окруженная вышитыми золотом языками пламени.
Для кандидата нужно приготовить алый шнур и перчатки с каймой того же цвета, а также запон из белой ягнячьей кожи, с алыми бархатными каймой и подкладкой. По углам запона нашиты четыре алые бархатные розетки, а в центре запона изображен золотой земной шар, окруженный Зодиаком с вышитыми шелком символами семи планет. Такой же земной шар привешен на серебряной цепи и к Пламенеющей Звезде.
Скиния располагается в центре ложи на особом постаменте. Стенки ее выполнены в виде лучей сияния из позолоченного дерева. С правой стороны в ней проделано небольшое окно, закрытое скользящим ставнем, а с левой стороны – дверь, от которой до пола ведет лестница. По размерам и общему виду скиния должна соответствовать скинии, стоящей в Ложе-Матери.
В верхней части табели изображен Феникс, окруженный языками пламени. Ниже Феникса изображен меч с крестом Святого Андрея и кадуцеем Гермеса. Ниже меча и кадуцея, с одной стороны изображена фигура Времени в виде крепкого здорового старика с большими крыльями за плечами, с другой стороны, лицом к фигуре Времени – масон в виде Мастера, облаченного в длинную зеленую робу, гусарские сапоги и красную нагрудную ленту; в правой руке Мастер держит меч, который заносит, чтобы отсечь крылья у Времени. Справа от Мастера изображены песочные часы и сломанная коса Времени.
Двое председательствующих офицеров, или Досточтимых Мастеров, облачены в белые хламиды до пола и голубые столы с золотой бахромой и именами семи ангелов, вышитыми на них золотом. На обоих концах столы должно быть вышито имя Иеговы.
На алом шнуре каждый из них носит пластину, на которой должны быть выгравированы серебром в центре – роза и слова «Первичная Материя», а под ними – девиз – «Верую в Розу».
Мастера должны быть коротко острижены и обуты в белые сандалии с голубыми завязками, с розетками вместо узлов и без пряжек. Присутствующие Мастера перед началом собрания помогают Досточтимым Мастерам облачаться, при этом хором исполняя «Te Deum». Руководит этой церемонией Великий Инспектор, что записано в его обязанностях. Облачение проводится в преддверии, где следует отвести место под особый гардероб.
Ложа Внутренней Палаты должна состоять не менее чем из двенадцати членов, не считая двоих Досточтимых Мастеров. На время избрания Досточтимый Мастер берет себе орденское имя «Александр» и присовокупляет к нему римскую цифру I, II, III и так далее.
Каждый из присутствующих двенадцати Мастеров носит имя одного из указанных ниже пророков и облачается в соответствующие регалии, согласно сообщенному ему описанию.
Самуил, Захария, Даниил,
Соломон, Исайя, Осия,
Илия, Иеремия, Иона,
Илия2, Иезекииль, Амос
Досточтимый Мастер присваивает кандидату имя еще не упомянутого пророка и поручает носить это имя всю оставшуюся жизнь и никогда не называться и не подписываться никаким другим именем на протяжении всего времени, пока он участвует в работах нашего Устава. К этому имени он также присовокупляет определение, например, «Самуил Первой ложи», если кандидат принадлежит к Ложе-Матери в Трионе, или «Самуил Второй ложи», если посвящение проходит в парижской ложе.
Мастерам запрещается входить во Внутреннюю Палату в головном уборе и с тростью, но сделать это можно лишь с непокрытой головой и препоясанным мечом. После того, как в ложе собрались все Мастера, Досточтимые Мастера выбирают двоих Сотоварищей, или, в случае их отсутствия, двоих Учеников, которые будут охранять зал собраний, стоя в преддверии с обнаженными мечами в руках.
Убранство и украшения Камеры Размышлений должны вселять в кандидата радость. На табели изображен юноша в облачении Подмастерья, сидящий на камне посреди леса с видом усталости и глубокого раздумья. Вокруг него разбросаны обломки цепей и орудий пыток. Рядом с ним изображены Фурии, которые отвернулись от него и собираются уходить. Выше его головы изображена радуга семи первичных цветов, а над радугой – пирамида, справа от которой стоит Мастер в полном своем облачении и нагрудной ленте. Мастер исполнен отваги и достоинства, в правой руке он держит меч, в левой руке – кадуцей. Мечом он указывает на Подмастерье, приглашая того войти в пирамиду, а кадуцеем он указывает на радугу. Фон табели – чистое голубое небо. По низу табели начертан девиз: «Победа или смерть! Прежде подумай, потом действуй!». В четырех углах табели изображены круги, составленные змеей, кусающей себя за хвост. В центре каждого из этих кругов – по первой букве четырех кардинальных добродетелей.
Кандидата помещают в эту Камеру не менее чем на час. Один или двое Мастеров должны войти туда с ним вместе и разъяснить ему значение символов на табели. На протяжении всего этого объяснения кандидат стоит на коленях, облаченный в хламиду, с распущенными волосами, отброшенными ему на лицо. По окончании объяснения Мастера, находящиеся вместе с кандидатом в Камере Размышлений, должны испытать его и проверить, в должной ли он мере стал покорен и терпелив. Они внушают ему, что пусть он и избыл должный срок в степени Подмастерья, Досточтимый Мастер ложи полагает, что срок учения надлежит продлить еще на несколько лет, и лишь потом его станет возможно допустить в число Мастеров. Если даже после этого в ответах кандидата на задаваемые ему вопросы не будет раздражения и злости, но лишь полное повиновение своим руководителям, эти Мастера внушают ему надежду на принятие, и один из них возвращается в зал собраний, чтобы доложить Досточтимым Мастерам о готовности кандидата.
По окончании облачения Досточтимых Мастеров следует проверка, покрыт ли Храм и принадлежат ли все присутствующие к числу Мастеров, в чем должен увериться Великий Инспектор. После этого все занимают свои места и становятся лицом к престолу. Тогда один из Досточтимых Мастеров говорит:
— К порядку, братия, во имя преславного Основателя Ордена нашего! Станем же трудиться и во всем прочем поступать только лишь по воле и во славу Господа Бога, Он же нам дарует днесь и мудрость, и силу, и умение. Станем же уповать на защиту и на милость Его к нам, правителям нашим и ближним нашим!
Присоединитесь же ко мне в сей смиренной молитве к Нему о ниспослании вспомоществования и Света, коиего взыскуем мы столь сильно.
Затем двое Досточтимых Мастеров идут в центр зала собраний, поворачиваются лицом к имени Иеговы, становятся на колени, как и все присутствующие, и один из Досточтимых Мастеров продолжает:
— О Ты, Господь Всевеликий, Всевышний Самодержец, к Тебе взываем из глубин сердец своих, дабы по великой силе Твоей, на нас излитой по молитвам Основателей наших, и впредь дозволил Ты нам тою мерою милости Твоей пробавляться и радоваться, коия нам ниспосылается посредством призывания семи ангелов, престол Твой окружающих. Так поклонимся Тебе, ничем заветы Твои не нарушая и чистоту свою блюдя.
Все присутствующие затем простираются на полу и не встают, пока один из Мастеров не ударит рукой по полу, после чего все занимают свои места. Один из Досточтимых Мастеров произносит подходящую к случаю речь, а затем сообщает, что истекли пять лет испытаний и трудов в степени Подмастерья для такого-то брата, который ныне просит принять его в число Мастеров. Он просит каждого из присутствующих высказать и обосновать свое мнение, подкрепляя его соображениями о поведении и заслугах кандидата. Если у кого-нибудь возникают возражения, он должен немедленно высказать их перед всей ложей, подкрепить доказательствами, и тогда Мастер ложи приказывает провести голосование, по результатам которого кандидату отказывают в приеме или напротив, решают его принять.