Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима
Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима
Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима

Древний и Изначальный Устав Мемфиса-Мицраима

Древний и Изначальный Устав Мемфиса-Мицраима
Масоны в России

Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима

24. КНЯЗЬ СКИНИИ

Символы были практически вселенски распространенным языком теологии. При помощи символов лучше и удобнее всего было обучать практически всем наукам того времени, потому что, как и сама Природа, они обращались к разуму человека через зрение; древнейшие выражения, которыми в языках народов мира обозначается религиозное знание, древнейшие символы этого знания в письменности различных народов буквально означают именно зрительное представление об этих знаниях. Этим методом наглядного преподавания пользовались первые великие учителя человечества: именно они создали систему иероглифов, обладавших неисчислимыми оттенками значения на каждом уровне восприятия. Каждый из этих иероглифов был своего рода загадкой Сфинкса, искушающей любознательного своей кажущейся простотой, но грозящей оказавшемуся не-способным разгадать ее страшными карами. «Боги сами раскрывают свои знания мудрецам, — пишет древний автор, но для глупца они остаются непонятными». По легенде, Царский, или Дельфийский оракул не говорил и не скрывал, а являл символы.
Древние мудрецы — и греческие, и варварские — учили своим идеям только посредством аллегорий и притч; уроки их состояли или в передаче ученикам видимых символов или в тех самых символических текстах, которые учителя Израиля посчитали своим священным долгом в неизменном виде передавать всем последующим поколениям. Потаенные знаки, изобретенные людьми, будь то видимые эмблемы или действия, символы или таинственные церемонии, уподоблялись для них таинственным видениям и откровениям, являвшимся во сне или в час религиозного экстаза, которые раскрывали волю и предначертания богов; в обоих случаях толкователю необходимы были острый ум и глубокие знания для того, чтобы понять их скрытое значение. Только обладая даром правильной оценки и аналогического толкования природных феноменов, предсказатель мог понять волю богов, а мудрец — извлечь из нее важные уроки.
Мистерии состояли из череды преподаваемых посвященному символов; единственное, что произносилось вслух во время посвящения, — это вспомогательные толкования тех или иных действий или зримых символов; некоторые посвятительные традиции предусматривали воплощение жрецами-актерами физических или нравственных понятий, стихий и планет, которые участвовали в разыгрываемых представлениях, символизирующих сотворение мира и его последующее развитие, а также различные события древней истории человечества; однако в основе Мистерий все равно продолжала оставаться Природа, которая сама становилась наставницей нового посвященного, используя в его обучении многоуровневую систему изобретенного людьми символизма, при помощи которого все новые и новые поколения посвященных обретали знания о природе человеческого и Божественного, а также об их взаимодействии.
Между двумя системами Знания — символизмом и философией — всегда существовала теснейшая связь, нашедшая отражение в величественных памятниках всех времен, в трудах жрецов и философов всех народов мира, в ритуалах всех тайных обществ, — существовала неразрывная цепь посвящения, основанная на единых для всего мира принципах, общих, понятных для всех, великих, истинных и изначальных, которые вместе составляли единую гармоничную научную систему.
Традиция преподавания мистериальных таинств в форме символов и аллегорий освящена седой древностью; она сохраняла свое влияние на протяжении всех прошедших веков человеческой истории. Сам Бог использовал систему материальных образов для Откровения человечеству Своих вечных Истин; Христос также учил притчами и символами. В символах и аллегориях были воплощены и таинственные знания друидов. Талиесин1, описывая свое посвящение, говорил: «Тайну мне сообщила древняя Великанша (Серидвен, то есть Исида), не говоря ни слова». И далее: «Я постиг безмолвную тайну».
Инициация была школой, в которой изучали истины первого Откровения, постигали единоличную природу и свойства Божества, бессмертие души, перспективу вознаграждения или кары после физической смерти, природные явления, искусства, науки, этику, философию и филантропию, законодательство и метафизику, включавшую в себя науку о животном магнетизме и прочие оккультные дисциплины.
Все идеи жрецов Индостана, Персии, Сирии, Аравии, Халдеи и Финикии были ведомы египетским жрецам. Именно рациональная философия Индии, проникнув в Египет через Халдею и Персию, породила Мистерии. Известно, что до иероглифов жрецы египетских Мистерий пользовались немногими простыми и понятными эмблемами, взятыми их растительного, животного и минерального миров, которые задолго до них использовали для выражения своих мыслей и индийцы, и персы, и халдеи; их примитивная философия легла впоследствии в основу учения Пифагора и Платона.
Все философы и законодатели, прославившие древние народы, были учениками посвященных, и все благие преобразования религиозных верований, проведенные ими, обязаны своим успехом только и исключительно существованию и широкому распространению Мистерий. Среди хаоса общепринятых народных языческих заблуждений и предрассудков только Мистерии спасли человечество от падения в пропасть полного безверия и низменных страстей. Из Мистерий извлекли свои основные идеи Зороастр и Конфуций. Клемент Александрийский пишет о Великих Мистериях: «Здесь закачивается всякое обучение. Теперь ты видел и познал Природу и все вещи ее». Если бы Мистерии обучали только нравственным истинам, они не заслуживали бы и не удостоились всех тех восхвалений, которые возносили им величайшие и образованнейшие люди того времени — Пиндар2, Плутарх, Изократ3, Диодор4, Платон, Еврипид, Сократ, Аристофан, Цицерон, Эпиктет, Марк Аврелий и другие философы, враждебно писавшие о лицемерии общедоступных религиозных предрассудков, и историки, искавшие в прошлом Богооткровенную Истину. Мистерии обучали всем наукам; в предельно краткой и сжатой форме они наставляли в устных и письменных священных традициях мира.
Сократ говорит в платоновском диалоге «Федон»5: «Ясно, что учредившие Мистерии, или тайные собрания посвященных, отнюдь не были людьми, достойными презрения, но напротив — людьми высшего гения, стремившимися в древности научить нас посредством загадок тому, что всякий осмелившийся вступить в обитель незримого без предварительного очищения будет низринут в бездну, а тот, кто вступает в нее, сперва очистившись от грязи этого мира и будучи совершенен в добродетели, будет допущен в обитель Бога… Посвященные, без сомнения, будут допущены в сонм богов…»
Претекстат, проконсул Ахеи6, человек, наделенный всеми возможными добродетелями, писал в IV в., что лишить греков священных Мистерий, связывавших воедино весь человеческий род, значило бы сделать земную жизнь невыносимой.
Инициация означала мистическую смерть посвящаемого; это было его нисхождение в подземный мир, где огонь и вода очищали его от всей грязи, от всего несовершенства порочной и нечистой земной жизни; после этого считалось, что он стал истинным эпоптом7, воскресшим и заново рожденным, восставшим из мира теней для новой жизни, Света и чистоты; отныне он находился под защитой и опекой Всевышнего Бога.
Для осуществления наставлений в этих Мистериях был изобретен новый иероглифический язык, ведомый только посвященным в высшие таинства. Только они являлись хранителями знания в его полном объеме, и в их руках была духовная и политическая власть над теми народами, в среде которых были распространены Мистерии. Знание потаенного смысла иероглифов настолько тщательно скрывалось жрецами высшего посвящения от основной массы народа и даже посвященных низших степеней, что с течением времени это знание было утрачено, просто умерло вместе с посвященными, и иероглифы более уже не были понятны никому. Даже если одни и те же иероглифы использовались для изложения знания низших и высших степеней, в высших степенях у них было более глубокое, иное, чем в низших, значение. В более поздние времена родилось предание о том, что священный язык иероглифов был тем же самым языком, на котором разговаривали небесные боги. К рассказам о посвящении в Мистерии добавлялись все новые и новые подробности, так что со временем они обросли целым пластом легенд, которые одновременно окружали посвящение ореолом таинственной притягательности и отпугивали от него обещанием ужасных, буквально леденящих кровь испытаний. Вскоре посвящение в Мистерии и самую мучительную смерть стали называть одним и тем же словом.
Жрецам принадлежала треть всего Египта. Мистерии помогли им обрести все эти богатства и влияние, и они не жалели никаких средств на то, чтобы всех убедить в своей значительности. Они внушали всем мысль о том, что Мистерии служат началом новой жизни в обители Разума и Истины; посвященные, эзотерические Ученики, получали знания, которые наполняли их самыми радостными надеждами на жизнь после физической смерти, на Жизнь Вечную, на познание всех таинств Природы, на возрождение души в первоначальной чистоте, утраченной ею во время Грехопадения, на вознесение после смерти тела в обитель небесных богов и вечное пребывание там впредь. Особое место в учении Мистерий занимало положение о посмертных вознаграждении или каре; также они учили пути обретения огромного счастья во время земной жизни и спасения от всевозможных напастей на суше и на море. Отказавшиеся от посвящения подвергались всеобщему осуждению. Их считали профанами, не заслуживающими высокого общественного поста и личного доверия людей; зачастую их даже подвергали наказанию как безбожников. Предать огласке тайны Мистерий, играть на сцене в облачении посвященного или подвергнуть ритуалы посвящения осмеянию, значило обречь себя на мучительную смерть от руки палача или народного мстителя.
Мистерии даже ко времени Цицерона еще определенно сохранили отчасти свои первозданные чистоту и святость. И даже значительно позже, как нам известно, Нерон, совершив ужасное преступление, не решился принять участие в очередном празднестве посвященных в Мистерии; а еще позже в участии в Мистериях было отказано христианскому императору Константину8, который был виновен в убийстве родственников.
Практически повсеместно и во всех разнообразных формах Мистерии носили погребальный характер и были посвящены торжеству мистической смерти и последующего воскресения того или иного легендарного персонажа к новой жизни, только обстоятельства смерти и подробности легенды были разными в разных странах, где практиковались Мистерии.
Толкование этих легенд относится к области астрономии и мифологии, и легенда степени Мастера является одним из вариантов этих бесчисленных легенд, берущих начало в седой древности.
Уже невозможно со всей определенностью сказать, родилась ли эта начальная легенда в Египте или тамошние жрецы позаимствовали ее из Индии. Но ясно, что древние иудеи восприняли свою мудрость из Египта, и легенду они обрели в той форме, в которой она была ведома египетским жрецам и их посвященным ученикам — Иосифу и Моисею. Это была притча (а скорее, истина, сокрытая под аллегориями и иносказаниями) об Осирисе — Солнце, Источнике Света и Первопринципе Добра, и Тифоне — Первопринципе Тьмы и Зла. Во всех преданиях о богах и героях можно найти описание принципов устройства Вселенной и ее явлений, а они, в свою очередь, являются символами явлений и проводниками истин гораздо более высокого порядка. Только самые грубые и недалекие умы могут считать реальные Солнце и звезды силами Божественной природы, достойными поклонения человека; они до скончания веков будут полагать таковыми простые природные явления; им никогда не узнать и не усвоить те великие и неизменные истины, эмблемами и аллегориями которых вышеупомянутые феномены в действительности являются.
Краткое изложение первичной египетской легенды поможет тебе разобраться в учении, легшем в основу Мистерий древних иудеев.
По легенде, Осирис — олицетворение Солнца — был древнейшим царем Египта, а Исида — Луна — его супругой. История жизни Осириса представляет собой поэтическое, аллегорическое повествование о небесном прохождении Солнцем поочередно всех знаков Зодиака.
В отсутствие Осириса Тифон, его брат, исполнившись зависти и злобы, хотел захватить его власть и занять его престол, но Исида расстроила его планы. И тогда он решил убить Осириса. Он уговорил брата лечь в гроб, или саркофаг, который после этого заколотил и бросил в Нил. После долгих поисков Исида нашла тело возлюбленного мужа и спрятала его глубоко в лесной чаще, но Тифон нашел его там и разрубил на четырнадцать кусков, которые разбросал по всему миру. После новых долгих поисков Исида собрала тринадцать из них, а четырнадцатый — детородный орган — к тому времени уже успели съесть рыбы; тогда она заменила отсутствующую часть деревянной и погребла тело в Филах, а над гробницей воздвигла поражающий своим величием храм.
С помощью своего сына Гора (Ора, Харери) Исида повела войну с Тифоном, умертвила его и начала править сама, а после смерти воссоединилась с мужем в небесном чертоге.
Тифон, по легенде, родился и жил на Земле; головой он достигал неба, верхняя часть его тела была покрыта перьями, а руки и ноги — чешуей, во все стороны от него расползались змеи, а изо рта полыхало пламя. Гор, помогший убить его, стал богом Солнца, именуемым греками Аполлоном, а имя убитого Аполлоном змея — Пифон (Python)9, — это анаграмма имени Тифона (Typhon).
Имя Тифона, как и имя Евы, означает и «змей», и «жизнь»10. Символом жизни змея заставляет быть форма его тела, потому что жизнь так же пронизывает всю Природу, как змея, извиваясь, ползет в траве. Когда в конце осени Женщина (созвездие Девы11) на халдейском изображении небесной сферы раздавливает ногой голову Змея, это означает скорый приход зимы, когда все живое словно лишается жизни и сама жизнь перестает циркулировать во Вселенной. Поэтому Змей также символизирует Тифона и зиму; в католических храмах Змей кольцом обвивает земной шар, а над ним царит небесный крест — эмблема искупления грехов. Если принять версию, что имя Тифон происходит от слова «ту-пол», то значит, оно определяет также яблоню, рождающую яблоки, то есть символы порока, приведшего, по иудейской легенде, к грехопадению первых людей. Также имя Тифона означает «тот, кто сдался» и символизирует наши страсти, отдаваясь на милость которых, мы изгоняем из своих ума и сердца уроки мудрости. Древнеегипетская легенда гласит, что Исида в свое время начертала на камне священное слово, содержавшее в себе всю мудрость мира, для того, чтобы люди постигли ее, но не успела она это сделать, как Тифон стер его. С точки зрения эзотерической этики, его имя также означает гордыню, ложь и невежество.
Исида сумела найти тело супруга в первый раз потому только, что, когда оно проплывало по Нилу мимо города Библоса, на берегу в мгновение ока вырос побег эрики, или тамариска, который зацепился за ковчег с телом, и его вынесло на берег; от этого побега произошел наш символ акациевой ветви. В поисках Исиде помогал Анубис, бог в образе пса. Он олицетворял Сириус, Звезду Пса, и был другом и советником Осириса, изобретателем человеческого языка, грамматики, астрономии, землемерного искусства, арифметики, музыки и медицины, первым законодателем; он научил людей вере в богов и строительству храмов.
В Мистериях заключение тела Осириса в саркофаг, или ковчег, называлось афания, то есть «исчезновение» (имелось в виду исчезновение Солнца за тропиком Козерога в день Зимнего солнцестояния), а обретение Исидой тринадцати частей его тела — эурез, то есть «находка». Во всех Мистериях практически всех стран древнего мира кандидат во время посвящения повторял путь солнечного бога во всех подробностях. Основные события притчи ничем не отличались одно от другого в разных странах, а главные боги повсюду составляли супружескую пару — муж и жена.
В Египте это были Осирис и Исида, в Индии — Махадэва12 и Бхавани13, в Финикии — Таммуз14 (или Адонис) и Астарта, во Фригии15 — Атис16 и Кибела, в Персии — Митра и Асис, в Самофракии и Греции — Дионис (или Сабазий) и Рея, в Британии — Ху17 и Керидвен, в Скандинавии — Вотан и Фрея; во всех вышеперечисленных случаях супружеская пара богов олицетворяла союз Солнца и Луны.
Мистерии Осириса, Исиды и Гора, без сомнения, послужили образцом, согласно которому учреждались все остальные Мистерии в различных странах древнего мира. Их в точности копировали Мистерии Атиса и Кибелы во Фригии, Цереры и Прозерпины — в Элевсине и множестве других областей Греции. Об этом пишут Плутарх, Диодор Сицилийский, Лактанций18 и другие авторы, а в отсутствие прямых свидетельств нам следует обратить внимание на сходство легендарных похождений и трагических кончин всех мистериальных богов; древние учили тому, что греческая Церера — это та же самая богиня, что и египетская Исида, а Дионис (или Вакх) — тот же самый бог, что и Осирис.
Излагая легенду об Осирисе и Исиде, Плутарх приводит множество незначительных подробностей и косвенных обстоятельств происходивших в ней событий, которые нам не имеет смысла приводить в данном труде, за исключением некоторых наиболее значимых. Осирис женился на своей сестре Исиде и совместно с ней трудился во имя улучшения жизни и облегчения удела людей. Осирис обучил их сельскому хозяйству, а Исида придумала для них законы. Осирис построил первые храмы и научил людей вере в богов. Оба они покровительствовали ученым и всем плодам их раздумий. Осирис также научил людей обрабатывать железо и делать из него оружие для защиты и орудия труда — для обработки земли, а из золота — украшения для храмов богов. Потом он возглавил египетскую армию, которая завоевывала новые земли и покоряла окрестные народы, неся им цивилизацию, а он повсюду учил людей растить виноград и пшеницу и питаться ими.
Тифон, брат его, убил Осириса, когда Солнце пребывало в знаке Скорпиона19, то есть в период Осеннего равноденствия. Синезий пишет, что двое братьев боролись за трон Египта точь-в-точь так же, как Свет и Тьма борются за власть над миром. Плутарх добавляет, что Осирис был убит в полнолуние, а это значит, что Луна тогда пребывала в знаке Зодиака, противоположном Скорпиону, то есть в Тельце, знаке Весеннего равноденствия.
Плутарх утверждает, что именно для увековечения этих событий Исида учредила Мистерии, в которых все происшедшее было представлено в виде символов, аллегорий и религиозных церемоний, посредством которых и проходило обучение посвященных всем таинствам, вселявшим в их сердца надежду на лучшую жизнь после физической смерти, а также умиротворение и силы выдержать все испытания, которые Небеса посылают нам на протяжении нашего земного существования. Жрецы, учредившие эти Мистерии, стремились вдохнуть в своих учеников надежды на более достойный и счастливый удел в Жизни Грядущей в противовес полной горестей земной жизни, и наставления в божественной науке проходили в форме торжественных религиозных церемоний, зримых символов и словесных аллегорий.
Диодор пишет о знаменитых колоннах у города Низы20 в Аравии, о которых говорили, что двумя из них обозначены могилы Осириса и Исиды. На одной из них было начертано: «Я Исида, царица сей страны. Я училась у Меркурия. Никому не под силу уничтожить законы, утвержденные мной. Я старшая дочь Сатурна, старейшего из богов. Я жена и сестра царя Осириса. Я первой научила смертных растить пшеницу. Я мать царя Гора. В мою честь возведен город Бубаст21. Радуйся, Египет, радуйся, земля, давшая мне жизнь/». А на другой колонне было начертано: «Я царь Осирис, проведший свои армии по всем странам света, дошедший с ними до густонаселенной страны Индии, до Севера, до Дуная и до Океана. Я старший сын Сатурна, я родился из сияющего огромного яйца, и тело мое состоит из того же, из чего состоит свет. Нет такого места во Вселенной, где я не явился бы и куда я не рассеял бы своей милости, и где бы я не учил своей мудрости …». Остальное прочесть не удалось.
Для того чтобы он помог ей в поисках останков Осириса и в ее отсутствие присматривал за младенцем Гором, Исида пригласила Анубиса, сына Осириса и его сестры Нефтиды. Как мы уже говорили, он олицетворял Сириус, самую яркую звезду на небосклоне. Заручившись его помощью, она отправилась в Библос, где уселась у ручья и стала ждать знамения свыше, и оно не замедлило явиться, сообщив, что тело ее возлюбленного мужа находится в саркофаге, который течение выбросило на берег Нила. Она пошла на берег и склонилась над ковчегом в молчании и горе, проливая нескончаемые потоки слез. Вскоре на берег пришли служанки царицы Астарты, и Исида говорила с ними, и причесывала им волосы, поливая их ароматной амброзией. Когда царица узнала о горе Исиды, она взяла ее в свой дворец, где несчастная вдова стала ухаживать за царским сыном. Одна из колонн царского дворца была сделана из эрики, или тамариска, который вырос из того побега, благодаря которому тело Осириса было вынесено на берег Нила. С тех пор тамариск разросся, обволакивая ковчег с телом, так что совершенно скрыл его, а потом дерево срубили слуги царя, который ничего не знал о смерти Осириса и потому приказал сделать из ствола дерева колонну. Так саркофаг Осириса оказался внутри колонны царского дворца. Некоторое время спустя Исида выпросила у царя эту колонну, извлекла из нее ковчег с телом супруга, извлекла Осириса из него, обернула тонкими материями и, умастив благовониями, унесла с собой.
Голубое масонство, не подозревая о потаенном символизме этой картины, до сих пор считает одной из своих эмблем изображение женщины с побегом акации, мирта или тамариска в руке, рыдающей над разбитой колонной, в то время как фигура, которую принято называть Временем, стоит у нее за спиной и вычесывает щепки из ее волос. Не будем приводить здесь высосанные из пальца толкования этой аллегории, которые обычно предлагаются братьям символических градусов, а прямо скажем, что на этой картине изображена Исида, рыдающая в Библосе над колонной из царского дворца, в которой спрятано тело мужа ее Осириса, а за спиной ее стоит Гор, ее сын, действительно воплощение Времени, поливающий ее волосы амброзией.
Ни одно из описанных здесь событий не является историческим; напротив, все они суть части притчи, или образного священного повествования, тайный смысл которого известен только прошедшим посвящение в Мистерии. Все описанные события имели также и второе, еще более тайное, астрономическое значение, которое таким образом оказывалось скрыто за двойной символической пеленой. Мистерии, в которых рассказывали об этих событиях и толковали их, своими целями напоминали Элевсинские Мистерии, о которых Павсаний22, который также был посвящен в них, писал, что с древнейших времен греки считали их лучшим из всего, что изобрело человечество для обучения истинной вере; Аристотель23 называет Мистерии наилучшими и самыми совершенными религиозными учреждениями всех времен; Элевсинский Храм Мистерий в свое время действительно был общим храмом для всех народов Земли, объединив все самое лучшее, возвышенное и достойное, что было в религиозной мысли того времени.
Главной целью всех мистерий было научить людей истинной вере и примирить их с тяготами земного существования. Это примирение и умиротворение было связано у посвященных с надеждами на лучшую, светлую Жизнь Грядущую в обители вечного счастья, куда они перенесутся сразу после физической смерти.
Цицерон пишет, что посвященные не только получали знания, делавшие жизнь гораздо более терпимой и легкой, но также и извлекали из них уроки примирения с самой смертью. Сократ пишет, что счастливцы, допущенные к посвящению в Мистерии, в момент смерти согревались счастливыми надеждами на бессмертие. Аристотель пишет, что Мистерии не только даровали посвященным успокоение на всю земную жизнь и способ избавления от бремени всяческого зла и всех грехов, но и надежды на перемещение после смерти в мир вечного счастья.
Исида была богиней города Саиса, и знаменитый Праздник Огней24 был посвящен там именно ей. Там существовали Мистерии, в которых обыгрывались смерть Осириса и его последующее возрождении к новой жизни. Тайные Мистерии, повествующие о страданиях Осириса, назывались Мистериями Ночи.
Цари Египта часто исполняли жреческие обязанности; они бывали посвящены в таинства Мистерий, как только вступали на престол. Так первый гражданский правитель Афин — судья-архонт — также возглавлял отправление мистериального культа. В те времена существовало неразрывное единство жречества и гражданской власти, а цари и законодатели искали поддержки жрецов, которых считали огромной силы политическим орудием.
Геродот пишет, рассуждая о том, почему египтяне обожествляли животных: «Собирайся я разъяснить причины этого, мне пришлось бы раскрыть священные тайны, которые я всячески избегаю раскрывать и о которых мне вообще не следовало упоминать, не будь я побужден к этому острой необходимостью». И далее: «В Саисе у египтян пользуется большим почитанием могила одного лица, имя которого мне, наверное, не позволено раскрыть. Она находится за храмом Минервы»25. (Эта богиня в действительности была Исидой, которой принадлежит известное высказывание: «Я та, что была, есть и будет. Никто еще не посмел разоблачить меня»). И еще он пишет: «В этом озере в видимых образах представлены те несчастья, которые пришлось претерпеть тому, кого я не имею права назвать по имени. Египтяне называют их Мистериями. О них я могу сказать, что, признавая, что я достаточно много знаю о них, я обязан вместе с тем хранить полное молчание. Также и о церемониях в честь Цереры я не могу сказать больше, чем позволяет мне клятва религиозной преданности».
Легко понять, какова была основная цель мистериального посвящения в то время: все историки древности свидетельствуют, что их первой и главной целью было принести цивилизацию диким племенам, смягчить их жестокие и грубые нравы, научить их устройству общества и позволить им вступить на путь, более приличествующий человеку. Цицерон считает учреждение Элевсинских Мистерий величайшим из всех даров цивилизации, принесенных народам мира Афинами, потому что, по его мнению, Мистерии несли людям благородство нравов, смягчали их жестокость и грубость, учили их принципам истинной нравственности, наставляющей человека в том образе жизни, который и только который достоин его. Тот же философ и оратор в речи, посвященной Церере и Прозерпине, утверждает, что человечество именно этим богиням обязано первыми уроками праведной жизни и средствами продления жизни земной, уроками законов, общественной морали и самой цивилизации, которая значительно улучшила жизнь, как отдельных людей, так и целых городов.
У Еврипида Вакх говорит Пенфею26, что его новое предприятие (учреждение Дионисийских Мистерий) заслуживает внимания потому, что участие в нем подразумевает очищение человека от всякой нечистоты, что это настоящие Мистерии Мудрости, говорить о сути которых с непосвященным негоже, что учреждены они были среди варваров, которые, пройдя посвящение, определенно стали даже мудрее и образованнее греков.
Также двойную цель — политическую и религиозную, — то есть обучение исполнению долга перед своими ближними и перед Богом, а точнее, обучение почитанию богов, которое неизменно приведет к почитанию людских законов, — преследовал Вергилий27 в своем стихотворении, которое он совершенно очевидно позаимствовал из культа Мистерий: «Научи меня почитать справедливость и богов/». Этот великий урок, преподававшийся иерофантом посвященным после того, как им показали в ходе инициации Царство Теней, поэт помещает в своем произведении после описания страшных мук, которым подвергаются души умерших в темном Тартаре, сразу после повествования о Сизифе28.
Это же соображение приводит и Павсаний сразу после описания страданий Сизифа и дочерей Даная29 в дельфийском храме; примечательно, что он определяет грех безверия, за который они были так наказаны, как презрение к Элевсинским Мистериям. Из этого утверждения Павсания, который сам был посвященным, становится ясно, что жрецы Мистерий, учившие вечным посмертным мукам грешников в Тартаре, считали сами и заставляли своих учеников считать одним из самых страшных прегрешений именно неуважение к Мистериям, которое, с их точки зрения, было равно безверию; целью же Мистерий было привести человека к вере в богов, а следовательно, к почтению к законам общества и понятию о справедливости; этой цели были подчинены все Мистерии, и к ней же были приспособлены их религиозные учения и соответствующие церемонии, ибо религия здесь находилась в полном подчинении у нравственного закона и интересов общества; ведь пока религиозные воззрения народа находятся в руках мудрых законодателей, созданные ими законы остаются нерушимы и уважаемы всеми гражданами.
Мистерии были не просто бездумным воспроизведением тех или иных мифологических событий в ходе раз и навсегда установленных и неизменных церемоний; они не стремились воскресить в памяти народа жизнь человеческого рода до обретения им цивилизации; наоборот, они вели человечество вперед по пути веры в богов и надежды на жизнь после физической смерти; именно эти идеи лежали в основе мистериальных церемоний чуть ли не с самого начала их развития.
В ходе мистериального посвящения часто использовались символы, относящиеся к области сельского хозяйства. Так и масонство сохранило среди своих символов и проходных слов пшеничный колос. Но в основном эти символы имели астрономический смысл. Без сомнения, в Мистериях много говорилось о том, в какой бездне невежества и грубости пребывало человечество до учреждения культа Мистерий, но здесь, скорее всего, метафизически имелось в виду невежество непосвященного в сакральные таинства, а не общая грубость нравов первобытных людей.
Главная цель посвящения в Мистерии Исиды, да, в сущности, и во все остальные Мистерии, была великой, важной и строго политической. Она состояла в совершенствовании человеческих нравов и нравственности в целом и установлении в людском обществе взаимных связей, более прочных, чем позволяют установить изобретенные людьми законы. Они были изобретены древней наукой и политической мудростью, которые исчерпали свои силы в бесплодных попытках сделать совершенными общественное законодательство, а также философией, вечно стремящейся сделать жизнь человека счастливой, очистив его душу от страстей, томящих ее, приводя в конечном счете к общественным беспорядкам. А то, что изобретены они были истинным гением, становится очевидным из того, что они включили в себя все науки и все искусства, тонкое знание и понимание человеческой души и средства ее наставления и подчинения высшей цели.
Огромной ошибкой стало бы считать, что Мистерии были изобретены какими-то шарлатанами для того, чтобы обманывать простодушных. Со временем, конечно, они могли деградировать и превратиться в школы ложных идей, преподаваемых самозванцами; но не таковы они были вначале; иначе придется считать величайших и достойнейших мудрецов античности бессовестными лжецами. Со временем образы Мистерий — Тартар и муки грешников после смерти, Минос30 и остальные судьи мертвых, — стали толковаться неверно, а в силу этого перешли в разряд ложных идей; но в период зарождения Мистерий, то они были истинны, потому что тогда их толковали только как формы откровения Истины!
Целью Мистерий было убедить человека в возможности обретения счастья в земной жизни посредством сохранения верности принципам добродетели; поэтому его учили, что душа его бессмертна, что ошибки, грехи, заблуждения и пороки, по незыблемому и неизменному природному закону, не могут не привести к наказанию в будущем. Грубые зримые образы физических мучений души в Тартаре были лишь символическим повествованием о неизбежном наказании, которое, несмотря ни на что, обязательно воспоследует в силу Божественного провиденциального закона за каждым свершенным человеком грехом, за каждой его уступкой пороку. Поэты и мистагоги учили своих последователей бессмертию души и посмертным наказанию за прегрешения или награде за добродетель: первые — в поэмах, вторые — в храмовых наставлениях; и они скрывали свои наставления: первые — в поэтических иносказаниях, вторые — в символических представлениях и магических иллюзиях. 
Они средствами всех видов изобразительного и литературного искусства рисовали своим ученикам красочные картины счастливой жизни праведников после физической смерти в Мире Грядущем и ужасных мук грешников в Тартаре. Во тьме святилищ эти картины счастья и мук бывали представлены в виде разыгрываемых жрецами драматических сцен, которые, собственно, и назывались мистериями. Интерес к посвящению в эти таинства постоянно подпитывался таинственностью, окружавшей его, строгим отбором кандидатов на посвящение и множеством тяжких и страшных испытаний, которые предстояло им претерпеть для того, чтобы обрести желанный Свет. Кандидата поражало богатство убранства храма Мистерий, торжественность проводимых там церемоний, действие потайных магических машин. Уважение к церемониям внушали и сами участники Мистерий, которые хранили торжественность и мрачность на протяжении всего посвящения; каждое новое чувство, охватывавшее посвящаемого — страх, надежда, умиление, счастье, горе, — было предельно сильным и внушало священный ужас перед всей церемонией в целом.
Иерофанты, люди мудрые, отлично знающие эмоциональную природу человека и обладающие навыками управления ею, не упускали ни единой возможности сделать свои церемонии еще более торжественными и впечатляющими. Поскольку они предпочитали окутывать свои церемонии пеленой таинственности, обычно посвящение в Мистерии происходило по ночам, когда тьма покрывала своими крылами весь мир. Тьма усиливает впечатление от любой церемонии и способствует возникновению иллюзий, и иерофанты активно пользовались ею для внушения священного ужаса в сердца пораженных кандидатов. Церемонии посвящения проходили в освещенных лишь тусклым светом лучины пещерах; вокруг храмов сажали густые рощи, которые давали таинственный и пугающий полумрак.
Само слово «Мистерии», по мнению Деметрия Фалернского31, изначально метафорически означало именно страх, внушаемый человеку темнотой. Практически повсеместно и во все времена посвящения в таинства осуществлялись по ночам; эти церемонии так и назывались — ноктурнии32. По ночам проходило посвящение в самофракийские Мистерии и в Мистерии Исиды, о которых писал Апулей. Еврипид заставляет Вакха сказать, что и в его Мистерии посвящают ночью, потому что в ночи есть нечто возвышенное и величественное.

  1. Валлийский поэт VI в. н.э. Пайк, вероятно, цитирует «Книгу Талиесина», сборник приписываемых данному автору произведений разной степени достоверности. Легенды о Талиесине рознятся по содержанию: например, в одной из песен говорится, что неизвестно, где он родился, потому что он был найден рыбаками зашитым в кожаном мешке, запутавшемся в их сетях, и начал слагать песни и петь их уже младенцем. — Р. Х.
  2. Греческий философ и поэт (ок. 518 — 438 гг. до н.э.), жил в Фивах. Среди современников пользовался дурной славой за то, что время от времени переписывал стихотворения классических авторов в свете своих воззрений. — Р. Х.
  3. Афинский оратор и учитель (436 — 338 гг. до н.э.), в своих трудах подробно описавший быт греческого полиса IV — III вв. до н.э. В юности испытал сильное влияние сицилийского софиста Георгия, поэтому впоследствии поддерживал и распространял его идею объединения Греции во имя победы над Персидской империи и расселении нищего плебса на ее территории. Несмотря на то, что последующая история страны подтвердила справедливость его воззрений, вряд ли именно они оказали на нее влияние. — Р. Х.
  4. Диодор Сицилийский (I в. до н.э.) — греческий историк, жил в городе Эгирии на этом острове, составил всемирную историю «Bibliotheca Historical, значительные отрывки которой дошли до наших дней. Активно, но безуспешно пытался найти логическое и историческое обоснование древних греческих мифов. — Р. Х.
  5. Диалог назван Платоном по имени греческого философа, спасшего одного из учеников Сократа от рабской участи. Схолиаст Афиней утверждает, что сам Федон не оценил такой чести и всячески отрицал свое участие в таком диалоге. — Р. Х.
  6. Древняя область на юге Греции, на берегах Коринфского залива. — Р. Х.
  7. Греческий термин для определения посвященного в Мистерии и просвещенного относительно символической стороны посвятительных обрядов. В специальной литературе это просвещение описывается как ярчайший свет и некое психофизическое воздействие на посвящаемого, ощущаемое неожиданно и мгновенно на каком-либо из этапов длительной посвятительной церемонии. — Р. Х.
  8. Флавий Валерий Константин (280 — 337 гг. н.э.) — первый римский император — христианин. Даровал христианским общинам государственные защиту и поддержку, что в конечном счете привело к воцарению этой религии в западном мире. Перенес свою столицу в древний город Византий, который назвал «Nova Roma», т.е. «Новый Рим», однако популярность его в народе была так велика, что горожане называли столицу Константинополем, и он оставался столицей христианского мира вплоть до завоевания мусульманами, воглавлявшимися Мухаммедом II, в 1453 г. Мухаммед сделал Константинополь столицей Османской империи, переименовал его в Стамбул и превратил главный его собор — Святую Софию — в мечеть. В 1935 г. она стала музеем. Стамбул оставался столицей Османской империи вплоть до конца I Мировой войны. — Р. Х.
  9. Изначально собственное имя гигантского змея или дракона, охранявшего знаменитую трещину в земле, над которой Аполлон построил Дельфийский оракул после умерщвления змея. — Р. Х.
  10. Древнееврейское слово ГУЗХ (цафанай) означает «змей».
  11. Зодиакальное созвездие с именем неясного мифологического происхождения. Чаще всего Дева отождествляется с Деметрой, богиней-матерью, но существуют также и версии, что это вавилонская Иштар или греческая Персефона, причем, последняя версия сомнительна с точки зрения ее девства, ведь известно, что Персефона была похищена Гадесом, чтобы стать его супругой и царицей мира теней. Самая яркая звезда в этом созвездии именуется Повязкой Девы, или просто ее альфой. — Р. Х.
  12. Пайк не упоминает об этом, однако данное имя является одним из имен Шивы со значением «великий бог». Словом «дэва» определяется целый класс небесных существ в теологии индуизма; оно происходит от санскр. «дьяус» — «ясное небо». Подобно зороастрийским Амешаспента, добрые дэвы противопоставляются в индуизме злым асури — демонам. — Р. Х.
  13. Упоминая это имя рядом с именем Махадэвы, Пайк определенно имеет в виду спутницу Шивы, известную в индуизме под разными именами — Парвати, Амбика, Ума, Урга, Кали и пр. — Р. Х.
  14. Древнееврейская транслитерация имени вавилонского божества, первые упоминания о котором встречаются еще в III тысячелетии до н.э. Многие исследователи действительно проводили в данном случае параллели с Адонисом и Осирисом. Ритуалы погребения этого бога встречаются в «Легенде о Гильгамеше», где богиня Иштар учреждает ежегодные церемонии поминовения Адониса. Культ Таммуза был широко распространен в Вавилонии во времена Иезекииля. — Р. Х.
  15. Обширная область в древней Малой Азии с достаточно неясными границами. Многие древние авторы, включая Гомера и Геродота, упоминают о ней, однако практически ни у кого из них нельзя найти хотя бы приблизительной хронологии истории народа этих земель. Во Фригии правил легендарный царь Мидас, превращавший в золото все, до чего только ни дотрагивался. Там было распространено поклонение Великой Богине-Матери, и ее жрецы-кабиры приезжали учреждать этот культ в Милет. — Р. Х.
  16. Также «Аттис», один из многих фригийских богов плодородия, зачастую отождествляется с Дионисом. Легенды об Атисе повествуют о многих свойственных подобным богам действиях, вроде самооскопления и воскресения из мертвых. — Р. Х.
  17. Описывая это предположительно верховное божество кельтских друидов, Пайк определенно цитирует работу Эдварда Дэвиса «Мифология и обряды британских друидов». Другие описания церемоний друидов в «Морали и Догме» демонстрируют влияние умозрительных построений доктора Оливера, изложенных в его «Истории инициации». Историческими данными эти и другие описания в данных трех трудах не подтверждаются. — Р. Х.
  18. Жил в 240 — 320 гг. н.э. Знаменитый ученик африканского христианского апологета Арнобия, своей славой значительно превзошедший учителя. Написал труд «Divinas Institutes» против нескольких популярных в его время ересей. — Р. Х.
  19. Зодиакальное созвездие. В древнем Китае именовалось Драконом, в других странах носило названия других животных, даже Зайца. — Р. Х.
  20. Город в древней Аравии. В непонятном припадке лингвистической лихорадки Годфри Хиггинс в своем «Анакалипсисе» «переводит» название «Иегова Нисси» из Книги Исхода (17:15) как «Диос Ниссос», а затем спокойно переходит к Дионису для того, чтобы «доказать» существование связей между греческой и иудейской религиозными традициями (т. 1, стр. 319). Также он считает, что Низа — это в действительности гора Синай, место рождения Вакха (Диониса) (т. 1, стр. 423). — Р. Х.
  21. Другое название — Баст; египетский город, в центре которого располагался храм Бубаст (аналога римской Дианы и греческой Артемиды). Геродот подробно описывает его в своей «Истории» (ii, 137 — 138). Надпись на Канопской стеле гласит, что в месяц, охватывавший наши апрель и май, там проводились масштабные празднества в честь богини города. Геродот, в частности, пишет: «На этом празднике потребляют больше виноградного вина, чем за весь остальной год. Количество принимающих участие в празднике, — а на него допускаются только взрослые мужчины и женщины, без детей, — как говорят местные жители, достигает семисот тысяч» («История», ii, 60). — Р. Х.
  22. Греческий путешественник и географ II в. н.э. Составил достаточно вольное и беллетризированное описание многих стран Старого Света. Суждение Пайка о его посвящении в Элевсинские Мистерии основано на собственных утверждениях Павсания и вполне может быть обоснованным, т.к. мистериальные культы были широко распространены во всем Средиземноморье вплоть до III в. — Р. Х.
  23. Ученик Платона и наставник Александра Македонского (383 — 322 гг. до н.э.), греческий философ, создавший учение, отличное от всех предшествующих, подразделяющееся на разделы философии, существующие до сих пор. С Аристотелем можно соглашаться или спорить, однако в любом случае приходится признать, что его труды по этике, логике, метафизике и эпистемологии являются неоценимым вкладом в развитие философской мысли. К сожалению, его сохранившиеся труды по форме кратки и сжаты, а по содержанию наставительны, они скорее утверждают что-либо, чем объясняют. — Р. Х.
  24. Праздничные шествия были для Египта явлением обыденным, равно как и использование в их ходе факелов. Обязательные шествия проводились в первый день новой Луны и в первый день убывающей Луны. Четырнадцать дней убывания лунного света воплотились в легендах в четырнадцать кусков, на которые было рассечено тело Осириса его братом Сетом. Новая Луна была отличным символом воскресения Осириса. Пайк же, вслед за классическими греческими авторами, считает Осириса скорее солнечным, чем лунным, богом. — Р. Х.
  25. Римская богиня, отождествляемая с греческой Афиной. — Р. Х.
  26. Царь Фив в классической греческой мифологии, противился распространению и официальному утверждению в своем царстве Дионисийских Мистерий. За это был растерзан на части собственной матерью и такими же, как она, ревностными верующими. Персонаж драмы Еврипида «Вакхане». Пайк, однако, видимо, совершенно не замечал общего саркастического тона повествования. — Р. Х.
  27. Публий Вергилий Марон (70 — 19 гг. до н.э.) — римский ученый и поэт, родился в Италии к северу от реки По. Влияние Вергилия на последующую западную литературу может считаться небольшим, но оно весьма внушительно по силе. В частности, девиз на Большой печати США (Novus Ordo Seclorum) взято из вергилиевой эклоги IV. — Р. Х.
  28. Царь Коринфа, знаменитый своей хитростью. Злые языки того времени утверждали, что именно он, а не Лаэрт, был отцом Одиссея. После смерти был приговорен в Гадесе вечно вкатывать на высокую гору огром¬ный камень, который у самой вершины срывался вниз, чтобы все начиналось снова и снова. Причины этого жестокого приговора в разных источниках указываются по-разному, но самая широко распространенная версия гласит, что Сизиф открыл речному богу Эсопу, что Зевс похитил его дочь. — Р. Х.
  29. Данай — царь Аргоса, имевший одних дочерей, брат Египта, имевшего только сыновей. Египт был богат и могуч (страна Египет названа по его имени), он вынудил брата выдать своих дочерей за его сыновей, их двоюродных братьев. По приказу отца, дочери Даная, все, кроме одной, в брачную ночь умертвили своих мужей, и после этого, конечно, никто в Аргосе не хотел на них жениться. После смерти они были наказаны в Гадесе приказом наполнять водой бездонные кувшины. — Р. Х.
  30. Легендарный правитель Крита. Его супруга Пасифая была дочерью Гелиоса и матерью Минотавра, не от Миноса, а от быка — дара Посейдона. Минос повелел построить на острове Лабиринт, чтобы поместить туда новорожденное чудовище. Пайк называет его судьей умерших, руководствуясь неклассическими источниками, в последних же он считается лишь царем. — Р. Х.
  31. Оратор и государственный деятель. В 317 г. до н.э. македонский военачальник Кассандр назначил Деметрия градоначальником Афин. Впоследствии переехал жить в Египет, где своим ораторским мастерством заслужил почет и высокое положение при дворе Птолемея Сотера. Был посвящен в Мистерии. — Р. Х.
  32. От лат. nocta — «ночь». — Прим. перев.
Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима