Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима
Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима
Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима

Древний и Изначальный Устав Мемфиса-Мицраима

Древний и Изначальный Устав Мемфиса-Мицраима
Масоны в России

Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима

24. КНЯЗЬ СКИНИИ

И в том случае, если все эти физические страдания истолковывались посвященным как лишь символы невообразимых страданий, раздирающих бессмертную душу и нематериальный дух, угрызений совести, они несомненно многое теряли в выразительности, потому что любые символы и аллегории недостаточны для человека, который с трудом воспринимает все недоступное его познанию посредством пяти примитивных чувств; мрачный взгляд иерофанта, картины, прочие зримые образы и разыгрываемые представления, погребальные жертвы, увенчивающие священные Мистерии, торжественная тишина святилищ, — все это нисколько не теряло значения и влияния на посвящаемого, если он знал, что это всего лишь символы и аллегории; наоборот, в этом случае, он позволял своему интеллекту управлять чувствами при помощи аналогического сопоставления. 
Также учение Мистерий гласило, что возможность покаяния и искупления существует практически для всех грехов, кроме, естественно, особо тяжких; искупление достигалось прохождением очищения водой, воздухом и огнем; очищаясь этими стихиями, душа со временем — часто лишь спустя много лет, — могла достигнуть полного искупления грехов и вознестись в небесную обитель; и восхождение это было настолько тяжелым или легким, насколько была душа отягощена грузом забот, грехов и обязательств земного мира или наоборот — свободна от них. Здесь же посвященным преподавалось (насколько подробно, нам неизвестно) учение о том, что боль и горе, угрызения совести и неудачи являются неизбежными последствиями греха и порока, иначе говоря, великий закон причинно- следственной связи в области нравственности; их учили, что при совершении ими каждого прегрешения, при каждой их уступке пороку душа их отступает назад или в сторону с пути восшествия к совершенству; что в дальнейшем никогда уже нельзя будет сделать так, чтобы свершенного проступка как будто никогда не было, что он вечно останется в духовной памяти, как его ни искупай впоследствии; что на протяжении Вечности душа, даже достигнув своей извечной цели, будет хранить память обо всех прегрешениях и проступках, которые в прошлом так отдалили достижение ею вожделенного совершенства.
В учении Мистерий нас, в первую очередь, привлекает тот проблеск Истины, который указывает, что, несмотря на то, что небольшие и средние проступки против нравственности и Божественной воли возможно искупить покаянием, молитвами, человеколюбивыми поступками и духовным очищением, серьезные преступления — это смертные грехи, которые этими средствами не искупить. Доступ в Элевсин был закрыт для Нерона, а потом языческие жрецы сказали христианину Константину, что среди всех средств искупления не существует настолько могущественного, чтобы снять с его души грех женоубийства, не говоря уже обо всех прочих его преступлениях против своих ближних, среди которых немало было убийств и покушений на убийство.
Целью Мистерий древности было совершенствование человека и развитие его разума, изменение природы его души, ее путей и конечной цели, ее отношений с телом и вселенской природой, — все это составляло священную Науку, которой были посвящены тайные уроки посвященных древности. Считалось, что инициация предназначена для совершенствования человеческой души и спасения ее Божественной составляющей, часто перегруженной грубыми, земными, материальными наслоениями, от погружения во мрак, препятствующий ее возвращению к Богу и воссоединению с Ним. Душа для мистов была не абстракцией, не пустой философской концепцией, а реальностью, включавшей в себя жизнь и мышление, или, точнее, жизнь и мышление были ее сутью. Душа для них была материальной — но не самой грубой, инертной, пассивной, безжизненной, недвижимой, бесформенной и темной материей. Ее считали активной, действующей, думающей, размышляющей; она родилась в возвышеннейших небесных чертогах, откуда снизошла на Землю для того, чтобы оживлять, освещать, придавать форму и движение, одушевлять и развивать грубую и низменную материю; ей суждено снова воспарить в свои родные небесные чертоги, как только она окажется в состоянии избавиться от гнета материи и разорвать всякие связи с ней. Из этой первичной субстанции, Божественной, беспредельно тонкой и активной, несущей первозданный Свет, проистекли души всех людей, и только за их счет, когда они соединяются с материальными телами, живут люди.
Таково было учение Пифагора, который воспринял его от египетских иерофантов в ходе посвящения в Мистерии; таковы были учения и всех прочих мыслителей, которые путем прохождения церемониального посвящения в Мистерии очистили свои души. У Вергилия дух Анхиса1 наставляет в этом учении Энея2, сообщая, что все ритуалы очищения и искупления, содержащиеся в Мистериях, являются аллегорическим отображением различных этапов духовного очищения, которое должна пройти душа, дабы избавиться от всех следов порока земного существования, дабы вырваться из земной тюрьмы и снова вознестись в те области, откуда она была низринута на Землю.
Отсюда происходит и учение о переселении душ, которое сам Пифагор преподавал тоже как аллегорию, а его последователи уже начали воспринимать буквально. Как и Пифагор, Платон создал свое учение на основе доктрин восточных Мистерий, предприняв попытку перевести использовавшийся иерофантами язык символов на язык философии и доказать посредством логических аргументов и философской дедукции то, что мисты, повинуясь своему чувству, преподавали посвященным как неоспоримый факт, а именно бессмертие души. К тому же стремился и Цицерон; он даже шел несколько дальше, утверждая, что боги — это всего лишь обычные смертные, своей добродетельной жизнью и верной службой Высшему Благу заслужившие того, чтобы их души вознеслись в небесную обитель.
Одновременно с преподаванием этого учения — или посредством аллегорий для немногих избранных, или же для всех посвященных по прошествии нескольких лет мистериального служения, но уже в форме наставления о буквальном посмертном переселении душ грешников в тех животных, с образами которых в наибольшей степени связаны совершенные ими при жизни прегрешения, — также преподавалась и способность души избавиться от этого нежелательного переселения, которое могло повторяться бесконечное число раз, через следование добродетели, способной очистить человека от грехов и вырвать его душу из непрерывного круга перевоплощений, возвратив ее к ее Истоку. Отсюда становится ясно, почему ни о чем другом так усердно не молили посвященные богов, если верить Проклу, как о спасении их из царства Зла и возвращении им Истинной Жизни, то есть возвращении в духовную обитель вечного покоя. Скорее всего, именно это учение иллюстрировали изображения животных и сказочных чудовищ, которые показывались посвященным перед тем, как допустить их к лицезрению священного Света, которого они так жаждали.
Платон пишет, что душам не суждено избавиться от своей порочной сущности, пока вечное вращение Земли само не возвратит им изначальную чистоту, утраченную ими в течение земной жизни под смертоносным влиянием огня, земли и воздуха. Также он утверждает, что душа не может быть допущена на Небеса, пока не доказала свою верность путям добродетели на протяжении пребывания, по крайней мере, в трех телах. Манихеи говорили о пяти телах; Пиндар — о трех, как Платон и иудеи.
Цицерон же говорит, что древние пророки и толкователи воли богов во время своих религиозных церемоний и посвящений в свои таинства учили, что в течение земной жизни мы обязательно должны искупить прегрешения жизни прошлой, и только ради этого мы рождаемся на свет. Мистерии учили тому, что человеческая душа обязательно должна пройти несколько стадий в своем развитии и что все горести и неудачи настоящей жизни даются нам во искупление грехов жизни прошлой.
Учение о переселении душ было широко распространено, как пишет Порфирий, среди персидских магов. Вообще оно было распространено и на Востоке и на Западе с древнейших времен. Геродот пишет, что египтяне ограничивали время странствия души из одного человеческого тела через тела животных, птиц и рыб в другое человеческое тело тремя тысячами лет. Эмпедокл3 утверждает даже, что человеческая душа может вселиться в растение. Из растений для него самым достойным является лавр, а из зверей — лев; и лавр, и лев были посвящены Солнцу, а на Востоке считалось, что именно туда отправляются после смерти души праведников. То же самое учение исповедовали курды4, китайцы и ученые каббалисты. Ориген писал, что епископ Синезий, посвященный в Мистерии, так молился Богу: «Отче, не допусти душу мою по воссоединении ее со Светом, возвернуться на греховную Землю/». Тому же учили гностики; и даже апостолы Христа вопрошали Учителя, не наказан ли слепец своей слепотой за грехи прошлой жизни5.
Вергилий в своей знаменитой аллегории, где он развивает учение Мистерий, также исследует доктрину большинства философов древности о предсуществовании душ в вечном огне, породившем их, в том самом огне, который одухотворяет звезды и пронизывает всю Природу, а также о том, что очищение души огнем, водой и воздухом, практикуемое в Мистериях Вакха, было символом перевоплощения души в различные тела.
В основе учения Мистерий лежала наука о взаимоотношениях человеческой души и всей остальной Природы. Мир и окружающая его духовная сфера изображались на стенах храмов Мистерий в виде мифологического первояйца, расположенного рядом с образом солнечного бога. Во время посвящения в Мистерии Вакха этому богу посвящали знаменитое Орфическое яйцо6. Платон утверждает, что оно было символом Вселенной, все порождающей и все содержащей в себе. «Спросите у посвященных в Мистерии Вакха, — пишет Макробий, — которые превыше всего чтут священное яйцо…». Округлая, почти сферическая его форма, окружающая содержимое со всех сторон и заключающая в себе зачаток жизни, полагает философ, служила символом мира, а мир — это вселенский Первопринцип всех содержащихся в нем вещей.
Этот символ был позаимствован народами древности у египтян, которые посвящали мировое яйцо Осирису, источнику Света, по утверждению Диодора, родившемуся из этого яйца. В Фивах, что в Верхнем Египте, сохранилось изображение Осириса, изо рта которого появляется это яйцо, одновременно самопорождая первопринцип Света — Вулкана7, или Пта. Изображение этого яйца можно встретить даже в Японии, где оно помещается между рогами великого митраистского Быка, атрибуты которого позаимствовали и Осирис, и Апис, и Вакх.
Орфей, основатель греческих Мистерий, которые он фактически перенес на новую почву из Египта, сделал этот символ воистину священным; он учил, что материя — безвидная и несотворенная — существовала еще до начала времен в неорганизованном хаосе; в ней содержались все изначальные принципы Бытия, но в перемешанном и нечистом виде — свет был смешан с тьмой, сухость — с жидкостью, жар — с холодом; со временем, однако, материя организовалась и приобрела облик гигантского яйца, таким образом, состоявшего из чистейшей материи, изначальной субстанции, а все остальное преобразовалось в четыре стихии, породившие, в свою очередь небо, землю и все вещи между ними. Орфей наставлял своих посвященных в этом великом космогоническом учении во время своих Мистерий, и именно так разъясняли иерофанты кандидатам значение мистического яйца, которое те видели в святилище.
Посвященный лицезрел всю Вселенную в ее изначальной, первичной организации, и она сама должна была обучить его своим таинствам и посвятить в свои Мистерии; Клемент Александрийский так и пишет, что посвящение было чисто физиологическим актом.
Так и Пан, солнечный бог Мистерий неоорфиков, появился на свет из яйца — символа первичного хаоса; а персы верили в рождение из яйца Ормузда. А Санхониафон8 учит нас, что, в соответствии с учением финикийской теологии, первичный хаос приобрел форму яйца: «Вот урок сына Фавиона, первого иерофанта финикийского, претворенный в аллегорию, в которой смешались физика и астрономия, и преподанный им другим иерофантам, возглавлявшим, по долгу своему, оргии и посвящения; те же, в стремлении внушить народу елико возможно больший трепет и восхищение, усердно передавали усвоенные знания своим наследникам и другим посвященным».
Мистерии также учили тому, что Первопричина состоит из двух частей — Активной Причины и Пассивной Причины, и символами их являются Осирис и Исида, то есть Небо и Земля. Эти две великие Причины, на которые, по легенде, в начале времен сама по себе разделилась изначально единая Первопричина, были двумя великими богами, которым, по свидетельству Варрона9, поклонялись посвященные в Мистерии Самофракии. Он пишет: «Как учили посвященных в самофракийские таинства тамошние жрецы, Земля и Небо были двумя первыми и самыми великими богами. Этим великим богам до сих пор поклоняются на том острове, а имена их начертаны также в книгах наших авгуров. Одно из этих божеств мужского пола, а второе — женского, а между собой они находятся в тех же отношениях, что человеческая душа — с телом, а сухость — с влажностью». Критские10 жрецы-куреты11 возвели на своем острове жертвенник божествам Неба и Земли, Мистерии которых они праздновали в кипарисовой роще неподалеку от Кносса12.
Этих первых богов — Активную и Пассивную изначальные Причины — часто изображали в виде мужских и женских детородных органов, изображать каковые в те времена не считалось постыдным или непристойным; так в Мистериях появились символы плодородия и зарождения жизни — фаллос и ктеис13. Индийский лингам был символом их единения, как и корабль с мачтой, и точка внутри круга; все эти эмблемы отражали древнюю философскую концепцию единства двух великих Первопричин Природы, совместно участвующих, одна — пассивно, другая — активно, в порождении всего и вся; а их порождения символизировали образы, ныне известные нам как Близнецы, потому что в те отдаленные времена Солнце пребывало как раз в этом зодиакальном знаке, мифологически представлявшем тогда разнополую пару, в день Весеннего равноденствия; а знак фаллоса как символ плодородия и зарождения новой жизни, скорее всего, был позаимствован древними у Тельца, открывшего в этот день за 25 000 лет до начала христианской эры зодиакальный цикл.
По свидетельству Прокла, посвящение в Элевсинские Мистерии начиналось с призывания двух природных Первопричин — Неба и Земли, на последовательной смене которых друг другом посвященные и концентрировали свое внимание, к каждой из них обращаясь с молитвой. Они полагали это своим долгом, поскольку видели в них своих и всеобщих Отца и Мать. На языке теологии схождение этих двух первичных агенсов вселенского круговорота именовалось браком. Тертуллиан, обвиняя валентиниан в заимствовании этих символов из символики Элевсинских Мистерий, тем не менее, отмечает, что в этих Мистериях данные символы толковали в смысле, совместимом с понятиями нравственности, как природные силы. Сам он был настолько слаб в философии, что оказался не в состоянии понять высшее эзотерическое значение этих эмблем, но тебе оно будет раскрыто позже, если и когда тебя допустят к посвящению в высшие градусы.
Святые отцы христианской церкви буквально соревновались между собой в очернении и осмеянии этих символов. Однако, поскольку в незапамятные времена они обладали совершенно пристойным и общеупотребительным значением и на груди их носили даже невинные дети и добродетельные матери семейства, нам видится более разумным приступить к тщательному и непредвзятому изучению их смысла. Диодор Сицилийский пишет, что отнюдь не только египтяне, но и все прочие народы, почитавшие этот символ (фаллос), полагали, что тем самым воздают хвалу Активной, производящей жизнь Силе Природы, порождающей все вещи в мире. От географа Птолемея14 мы узнаем, что по той же причине ему поклонялись в Персии и Ассирии. Прокл также замечает, что в древней астрологии двенадцать знаков Зодиака поровну — по шесть — распределялись между мужским и женским Первопринципами.
В Природе существует разделение и еще по одному признаку, который во все времена в высшей степени интересовал думающих людей и о котором просто не могли забыть жрецы Мистерий: это был принцип разделения света и тени, дня и ночи, Добра и Зла, которые перемешиваются между собой, бегут друг от друга и стремятся друг к другу на протяжении всего времени существования Вселенной. Великое символическое Яйцо определенно напоминало кандидатам об этом великом разделении мировых принципов. Плутарх, говоря о догматике Божественного Провидения и о Первопринципах Добра и Зла, лежащих, по его мнению, в основании всей древней теологии, учений оргий и Мистерий и у греков, и у варваров, учений, истоки которых, по его мнению, теряются в темных глубинах Времени, — в подтверждение своей теории приводил данные о поклонении мистическому яйцу учеников Зороастра и посвященных в Мистерии Митры.
Во время посвящения в Элевсинские Мистерии кандидатам демонстрировали вечную смену периодов владычества этих принципов в виде смены перед их глазами полной тьмы ослепительным светом, и наоборот. Тьму, наполненную проносящимися мимо них с ужасными стонами и криками тенями, сменяло слепящее сияние, исходящее от статуи богини. Кандидат, пишет Дион Хризостом15, входил в таинственный храм поражавших воображение красоты и величия, где его взору представали многочисленные таинственные сцены, разыгрываемые жрецами; в уши его проникали пронзительные звуки множества голосов; свет и тьма постоянно сменяли друг друга перед его глазами. А Фемистий16 пишет, что, входя в ту часть святилища, где располагалось изображение богини, кандидат бывал исполнен священного ужаса и высшего почтения, особенно во время продолжительного блуждания в полной тьме по нескончаемым коридорам, ведшим к свету. Но потом иерофант открывал перед ним врата внутреннего святилища и совлекал со статуи богини покрывало, представляя ее посвященному во всем блеске нестерпимого сияния. Мрак и тягостная атмосфера, окружавшие кандидата, исчезали, точно их никогда не было, его наполняла живая и светлая жизненная энергия, и душа его возвышалась к Небу из адских глубин порока, в которые была погружена до этого; тьма в его душе сменялась неземным, вечным Светом.
Из отрывка сочинения того же автора, сохраненного для нас Стобием17, мы узнаем, что до самого мига завершения посвящения перед кандидатом представали все более и более пугающие картины; его душа постоянно пребывала в плену священного ужаса; он дрожал; он истекал холодным потом, — и наконец его взору открывался истинный, слепящий священный Свет; перед ним представали картины Элизия с чарующими полянами под блистающим голубым небом; там царили веселье, радость, праздничные танцы, повсюду раздавалось гармоничное пение волшебных голосов иерофантов, взору рисовались волшебные, радостные картины всеобщего счастья. Затем, совершенно свободный и очистившийся от уз греха, кандидат смешивался с толпой счастливых посвященных, увенчанных гирляндами прекрасных цветов, чтобы вместе с ними принять участие в священной оргии в этом вольном мире чистого эфира18, в царстве Ормузда.
В Мистериях Исиды кандидат сначала проходил мрачной долиной смертных теней; потом он попадал в зал, в котором содержались все основные стихии и составляющие подлунного мира, вечно сражающиеся и соревнующиеся между собой; и наконец он оказывался в помещении, ярко освещенном лучами вечного и могущественного Солнца, навсегда прогоняющего все тени и все ночные страхи. Его самого облачали в одежды солнечного бога, или видимого источника небесного Света, в посвященные которому Мистерии он проходил инициацию; он навечно покидал царство Тьмы, чтобы вступить в царство Света. После того, как нога его попирала порог царства Плутона, он возвышался в Эмпиреи19, в царство Вечного Вселенского Принципа Света, породившего души всех людей и их разум.
Плутарх признает, что понятие об этих двух принципах лежало в основе всех Мистерий древности, особенно в Греции. Осирис и Тифон, Ормузд и Ариман, Вакх и титаны, или гиганты, — все они олицетворяли эти два принципа. Пан, сияющий бог, родившийся из священного Яйца, и Ночь держали в руках скипетры управления Мистериями Вакха. Ночь и День были среди восьми божеств, почитавшихся в Мистериях Осириса. Пребывание Прозерпины, равно как и Адониса, по полгода в верхнем мире — обители Света, и по полгода — в обители Тьмы, то есть в нижнем мире, аллегорически символизировало все тот же вселенский принцип разделения.
Связь различных церемоний мистериального посвящения с днями равноденствий, астрономически разделяющих царства Света и Тьмы и определяющих тот миг, когда одно из них одерживает победу над другим, наглядно демонстрирует, что в основе данного учения лежала идея постоянного противоборства этих двух царств, каждое из которых в течение года бывает и победителем, и побежденным. Сам мистериальный «символ веры» доказывает, что в ее основе лежало понятие о двух основополагающих принципах и их связи с человеческой душой. «Мы празднуем величественные Мистерии Цереры и Прозерпины, — пишет император Юлиан, — в день Осеннего равноденствия, чтобы боги даровали нашим душам избавление от жестоких сил Тьмы, которые в этот день побеждают силы Света и вступают в права властителей всей Природы». Саллюст Философ пишет практически то же самое о связи человеческой души со сменой света тьмой, и наоборот, в течение астрономического года, напоминая, что именно с этим процессом были связаны в древней Греции всенародные празднества. А во всех толкованиях Макробия на священные солнечные мифы, в которых великое светило выступает в образах Осириса, Гора, Адониса, Атиса, Вакха и др., мы неизменно видим, что здесь также имеется в виду теория о существовании двух Первопринципов — Света и Тьмы — и их вечном противоборстве с переменным успехом. В апреле обычно праздновалась победа дневного Света над ночной Тьмой; Макробий добавляет, что так, радуясь и плача, люди отмечали основные события годового цикла развития природы.
Таким образом, мы подходим к описанию трагических событий, происходивших, согласно легенде, с Принципом Света, ведущим постоянную войну с Принципом Тьмы и попеременно одерживающим в ней победу и терпящим поражение. Это самая таинственная часть посвящения в учение древних Мистерий, которая представляет неизменный интерес для всех масонов, оплакивающих гибель Великого Мастера Хир-Ома. Геродот набрасывает на эти события пелену величественной тайны и полного молчания. Говоря о храме Минервы, или Исиды, именуемой Матерью Бога Солнца, чьи Мистерии в Саисе называли «Исидическими», он, тем не менее, упоминает о некоей гробнице, расположенной у задней стены часовни на задворках храма Мистерий, и пишет: «Это гробница человека, имя которого мое почтение к нему заставляет оставить нераскрытым. Внутри храма были высокие каменные обелиски [фаллосы] и обширное озеро, мощенное камнем и окруженное каменным парапетом. Мне оно показалось таким же большим, как озеро на Делосе20 [где праздновались Мистерии Аполлона]. В этом озере египтяне и проводят религиозные церемонии, именуемые ими Мистериями, в которых живыми картинами представлены приключения бога, упомянутого мной ранее». Этим богом был Осирис, умерщвленный Тифоном, спустившийся в мир теней, а затем воскресший к новой жизни.
Это описание неизменно напоминает нам о гробнице Мастера Хир-Ома, его гибели и восстании из мертвых, также символизирующем возрождение жизни вообще, равно как и о Медном море Иерусалимского Храма. Геродот добавляет: «Я накладываю на свои уста печать совершенного молчания обо всем, что относится к этим Мистериям, с большинством которых я знаком. Столь же немного я могу поведать о посвящении в таинства Цереры, именуемые греками Фесмофориями21. То же, что я все-таки расскажу, не нарушит закон моего высшего почтения к этой вере».
Афинагор22 приводит этот отрывок для того, чтобы доказать, что египтяне показывали посвященным в их таинства не только статую, но и саму гробницу Осириса и разыгрывали для них трагические обстоятельства гибели бога; также он добавляет, что египетские жрецы проводили траурные церемонии в память о своих богах, чью смерть они оплакивали и которым приносили жертвы как вечным сущностям, достигшим совершенного бессмертия.
Таким образом, становится довольно легко сопоставить лучи света, исходящие от различных священных статуй и других объектов поклонения в разных святилищах, чтобы понять, что цель всех посвящений и идея, лежащая в их основании, была одна и та же. Однако мы располагаем одними намеками: фактов и подробностей у нас в руках практически нет.
Нам известно, что египтяне поклонялись Солнцу под именем Осириса. Несчастья и трагическая гибель этого бога были аллегорическим отражением природы и небесного пути этого светила. Тифон, как и Ариман, олицетворял Тьму. Страдания и гибель Осириса в Мистериях Ночи символически отражали природные феномены и, в частности, противоборство двух великих Первопринципов Природы, сражающихся за владычество над ми-ром, оказывая постоянное и сильное влияние на человеческие души. Солнце никогда не рождается, не умирает и не возрождается вновь, так что все эти представления имели своей целью сообщить кандидату некую высшую истину под аллегорическим покровом.
Гор, сын Исиды, и Аполлон, сын Солнца, также умирали, а потом возрождались к жизни и возвращались к матерям; жрецы Исиды отмечали эти два события последовательно траурными и праздничными церемониями.
Мистерии Финикии, учрежденные в честь Таммуза, или Адониса, также солнечных богов, посвященным также демонстрировали сцены смерти и воскресения и богов, и — в более широком смысле — великого светила. От Мерсия23 и Плутарха мы узнаем, что кандидатам там показывали статую мертвого молодого человека. Ее осыпали цветами, ее оплакивали прекрасные девушки; потом ее помещали в гробницу. Именно эти церемонии, утверждают Плутарх и Овидий, впоследствии проникли в Грецию.
В Мистериях солнечного бога Митры в Малой Азии, Армении24 и Персии посвященные отмечали смерть и последующее воскресение бога сначала бурным выражением горя, а потом — столь же бурной радостью. Юлий Фирмик25 пишет, что кандидатам показывали мертвое тело, называя его телом погибшего Митры, после чего громогласно возвещалось о его воскресении; потом жрецы призывали кандидатов возрадоваться воскресению бога вместе со всем народом, потому что своими смертью и воскресением он спас все человечество. За три месяца до этого широко праздновалось рождение Митры, и жрецы повсюду носили изображение младенца. Происходило это 25 декабря, то есть за восемь дней до Январских календ26.
В Греции, в Мистериях того же самого бога, именовавшегося в этой стране Вакхом, жрецы разыгрывали в лицах его гибель от рук титанов, нисхождение в мир теней, а затем возрождение к жизни и вознесение к своему Изначальному Принципу, то есть в чистую Небесную обитель, откуда он ранее снизошел на Землю, дабы смешаться с материей. На островах Хиос27 и Тенедос28 смерть бога отмечалась человеческим жертвоприношением, обычно приговоренного к смерти преступника.
Страдания и гибель того же самого солнечного бога, известного во Фригии под именем Атиса, как сообщает Диодор Сицилийский, ежегодно разыгрывались жрецами Мистерий Кибелы — Матери всех богов. Они носили по улицам городов изображение мертвого молодого человека, над могилой которого проливали горькие слезы и которому воздавали посмертные почести как величайшему из героев.
В самофракийских Мистериях великих богов кабиров жрецы также представляли смерть одного из них. Они присвоили Солнцу это имя, потому что древние астрономы называли Кабиром29 и Самофракием двух великих богов из созвездия Близнецов; греки называли их Аполлоном и Гераклом, а эти имена являются уже греческими названиями Солнца. Афинион пишет, что злодейски умерщвленный юный Кабир был тем же самым богом, что и Дионис, или Вакх, греков. Пеласги30, древние обитатели Греции, впоследствии населившие Самофракию, праздновали Мистерии, происхождение которых неизвестно, в честь Кастора и Поллукса, считавшихся покровителями мореходов.
Гробница Аполлона находилась в Дельфах31; его тело поместили туда после того, как Пифон — Полярный Змей, возвещающий приход осени, холода, тьмы и зимы, — убил его; 25 марта, в день Весеннего равноденствия, солнечный бог, воскреснув из гроба и возвратившись в созвездие Овна32, праздновал свою победу над Змеем. На Крите Юпитер33 — Амон, то есть Солнце в созвездии Овна, изображался с атрибутами этого зодиакального знака в день Равноденствия; этот Амон, по мнению Марциана Капеллы34, был тем же самым богом, что Осирис, Адонай, Адонис, Атис и прочие солнечные боги; у него также были собственная гробница и собственные Мистерии, при посвящении в которые одной из основных церемоний было облачение кандидата в шкуру белого ягненка. В этой церемонии мы видим первоисточник масонской церемонии облачения вновь принятого Ученика в белый запон из кожи ягненка.
Все эти смерти и воскресения, вся эта погребальная символика, эти празднества и оплакивания, эти гробницы, возведенные в память о солнечных богах, которых разные народы почитали под разными именами, в разных странах мира служили одной лишь цели: поведать посвященным о событиях, происходивших в этом земном, материальном мире с Природным Светом, тем духовным огнем, от которого, как считалось, произошли все наши души, который вечно сражается с царством Тьмы, обитающим в людских сердцах и враждебным Первопринципу Добра, проистекающему от Всевышнего Божества. Клемент Александрийский пишет, что все эти Мистерии, все эти религии, символами которых были ужасные трагедии смерти богов и их гробницы, в действительности имели одну основу, только представленную в различных формах; основой этой служило аллегорическое повествование о смерти и воскресении Солнца, Души Природы, принципа жизни и движения всего подлунного мира и источника нашего разума, являющегося всего лишь малой частью вечного Света, излучаемого этой величественной звездой.
По легенде, именно в солнечном огне проходят очищение человеческие души, и именно на Солнце они возносятся. Солнце, пишет Порфирий, — это своего рода врата, через которые души возносятся в обитель вечного Света и Добра. Поэтому в Мистериях Элевсина дадук (факелоносец), второй по значению жрец после иерофанта35, олицетворяющего Демиурга, или Творца Вселенной, сам располагался в центре храмового святилища и олицетворял Солнце.
Также считалось, что все перипетии, происходящие с Отцом Света, солнечным богом, оказывают непосредственное влияние на все происходящее с душами людей; ведь они состоят из того же вещества, что и он, а посему должны претерпевать все выпадающее на его долю. Об этом пишут император Юлиан и философ Саллюст. Они страдают вместе с ним, они вместе с ним радуются очередной победе над Первопринципом Тьмы, вечно мешающим счастью человеческих душ, потому что для них не существует ничего страшнее тьмы. Мистерии позволяли посвященным насладиться плодами учения Отца Света, солнечного бога, его страданий, его убийства Первопринципом Тьмы и Зла и последующего воскресения. «Его смерть — твое спасение/» — возглашал старший жрец Митры. В этом была величайшая тайна всего религиозного представления и главный его результат — воскресение солнечного бога, заново вернувшего себе победу над силами Тьмы и разделившего ее со всеми душами, праведная земная жизнь и очищение от всех земных пороков для заслуживших участия в этом торжестве сиятельной победы; он притягивал к себе эти души, а они не имели силы сопротивляться его властному призыву, да и помыслить о подобном не могли.
Посвященному также демонстрировали образы основных агентов Первопричины и распределение их по миру, перед ним представали образы мира, поражающего своей соразмерностью и высшим, Божественным порядком. Сама Вселенная является для человека прообразом первого Храма в честь и во Имя Верховного Божества. Расположение и измерения Храма Царя Соломона в Иерусалиме, его внутреннее убранство, символические орнаменты, облачение первосвященника, — все это, по мнению Клемента Александрийского, Иосифа Флавия и Филона, было аллегорическим образом мироустройства. Клемент пишет, что в Храме было множество символов сменяющих друг друга времен года, Солнца, Луны, планет, созвездий Большой и Малой Медведиц, знаков Зодиака, стихий и т. д.
Иосиф Флавий, описывая одеяние первосвященника, стремясь тем самым опровергнуть обвинение в богохульстве, выдвигаемое против иудеев окрестными народами в силу того, что народ Израиля презирал их языческих божеств, утверждает, что обвинение это ложно, поскольку в символике устройства Скинии, облачения священников, приносивших в ней жертвы, священных сосудов в той или иной форме представлена вся Вселенная. Из трех составляющих частей Храма, утверждает он, две символизируют Землю и Море, открытые для всех людей, а третья — Небо, обитель Господа, в которой пребывает лишь Он один. Двенадцать хлебов предложения воплощают двенадцать месяцев астрономического года. Подсвечник символизирует двенадцать знаков Зодиака, через которые в течение космического цикла проходят семь планет, представленные семью светочами подсвечника; завесы четырех цветов символизируют четыре стихии; хитон первосвященника — Землю; голубая верхняя риза — Небо; четырехцветный ефод — всю Природу; золото — Свет; наперсник в середине груди — расположение Земли в центре Вселенной; два сердолика, крепящие наперсник к шнурам, — Солнце и Луну; двенадцать драгоценных камней, расположенные на наперснике в четыре ряда по три — по числу времен года — символизировали также двенадцать месяцев года и соответствующие им знаки Зодиака. Даже хлеба предложения были расположены на жертвеннике двумя горками, по шесть в каждой, как знаки Зодиака по обе стороны от экватора. Эти толкования признают и Клемент, в высшей степени образованный епископ Александрийский, и Филон.
Гермес называет Зодиак Великим Шатром — Скинией (Tabernaculum). В степени Царственного Свода Американского Устава36 в Скинии присутствуют четыре завесы разных цветов, каждому из которых соответствует свое знамя. Эти цвета — белый, синий, лиловый и пурпурный, а на знаменах изображены бык, лев, человек и орел, символы созвездий, в которых пребывало Солнце в дни равноденствий и солнцестояний за 2500 лет до нашей эры; в них расположены также четыре звезды: Альдебаран37, Регул38, Фомальгот39и Антарес40. На каждой из четырех завес — по три слова, и каждому разделу Зодиака — в соответствии с вышеупомянутыми звездами — соответствуют три знака. Четыре знака: Телец41, Лев, Скорпион и Водолей42, — именовались недвижимыми знаками, раз и навсегда соотнесенными с четырьмя завесами.

  1. В греческой мифологии царь Дардана, возлюбленный Афродиты, отец Энея. Был ранен молнией и едва выжил после того, как раскрыл свое отцовство. — Р. Х.
  2. Мифический сын Афродиты и Анхиса, герой Трои и Рима, описанный Вергилием в «Энеиде». — Р. Х.
  3. Один из самых плодовитых древнегреческих мыслителей (ок. 490 г. до н.э.) Аристотель восхвалял его труды по риторике, Гален — по медицине, Лукреций — его поэмы. Многими авторами Эмпедокл буквально обожествлялся. До наших дней дошли только 470 строк его сочинений, по которым, конечно, трудно судить о его даре во всей полноте. Утверждение Пайка, что Эмпедокл считал растения обладающими душой, основывается на заявлении этого философа о том, что в прошлой жизни он был кустом. Также он полагал, что первочеловек был андрогином, и с тех пор разделенные мужчина и женщина стремятся к объединению. Платон вкладывает эту мысль в уста Аристофана в своем диалоге «Симпозиум». — Р. Х.
  4. Вряд ли Пайк имеет здесь в виду современное племя, проживающее на территориях Ирака, Ирана и Турции. Судя по всему, он, под влиянием «Кельтских друидов» Годфри Хиггинса и «Индийских древностей» Томаса Мориса, смешивает понятия «курды», «друзы», «друиды» и «ассасины». — Р. Х.
  5. От Иоанна, 9:1-3. Дословно: «И, проходя, увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии». — Прим. перев.
  6. Вот что пишет Роберт Грейвс: «Орфики утверждали, что чернокрылая богиня ночи, которую опасается даже Зевс, благосклонно приняла ухаживания бога ветра и потом снесла в ночной тьме серебряное яйцо, откуда вылупился Эрос, некоторыми называемый Фанесом, который и заставил Вселенную начать движение» (The Greek Myths, i, 30). Также Грейвс отождествляет это яйцо с Луной. — Р. Х.
  7. Изначально римское воплощение неподконтрольного человеку природного огня, в противовес богине домашнего очага Весте. Его именем названы огнедышащие горы, а также процесс вулканизации, тепловой обработки резины. Впоследствии Вулкан стал отождествляться с греческим покровителем искусств и ремесел Гефестом. — Р. Х.
  8. Финикийский автор, известный только по цитатам в трудах Филона Библского (ум. в 100 г. н.э.), утверждавшего, что владел его работой «Финикия» и даже перевел ее на греческий. По сохранившимся отрывкам можно судить, что эта работа состояла в изложении мифов и религиозного учения древней Финикии. Филон пишет, что Санхониафон был жрецом в Бейруте и родился в XI в. до н.э. — Р. Х.
  9. Марк Теренций Варрон (116 — 27 гг. до н.э.) — самый плодовитый автор эпохи Цицерона, которого ему превзойти не удалось, пусть современники его и именовали мудрейшим из римлян. Несмотря на его пребывание в лагере Помпея, Цезарь назначил Варрона своим библиотекарем, и далее политическая судьба нещадно кружила его, пока при Августе он не ушел на покой и не посвятил себя литературным трудам. — Р. Х.
  10. Крит — средиземноморский остров площадью около 3, 400 кв. км., принадлежит Греции. Здесь развилась одна из первых в мире — Минойская цивилизация, процветавшая до 1400 г. до н.э. Здесь же впервые появились многие греческие мифы и легенды, появился культ Зевса. — Р. Х.
  11. Духи в критской классической мифологии. По легенде, помогали Рее прятать младенца Зевса от его отца — Крона, пожиравшего всех своих детей. Ребенка спрятали в пещере на Крите, и куреты плясали у входа в пещеру, потрясая копьями и ударяя ими о щиты, чтобы заглушить его крик. Также они пророчествовали: Минос спрашивал их совета, как найти своего сына. Название их, скорее всего, происходит от слова «курос» — «молодость». Куреты упоминаются во многих источниках, но только Аполлодор пишет о них подробно. Так же называли жрецов — посвященных в Мистерии Кибелы. По легенде, посвящение включало в себя жестокие и многочисленные испытания, однако Пифагор выдержал их. — Р. Х.
  12. Упоминание критских жрецов однозначно определяет этот город как тот, что был раскопан английским археологом Артуром Эвансом в 1900 г. Там располагался огромный храм Миноса, сложенный из так хорошо подогнанных один к другому камней, что не было необходимости в скрепляющем растворе. Также здесь располагался огромный зал Двойной Секиры (labrys), который дал название также и следующему за ним лабиринту. Первые жители Крита, конечно, не обладали такой развитой мистериальной религией, которая впоследствии распространилась из этого региона по всему Средиземноморью. Они поклонялись силам природы. Даже критский Зевс — Велкан — был подчинен своей матери — богине плодородия. В «Илиаде» (xviii, 590) Гомер так пишет об этом: «Там же Гефест знаменитый извил хоровод разновидный, оному равный, как древле в широкоустроенном Кноссе выделал хитрый Дедал Ариадне прекрасноволосой. Юноши тут и цветущие девы, желанные многим, пляшут, в хор круговидный любезно сплетяся руками» (перевод Н. Гнедича). Вне всякого сомнения, мастеровые этого города достигли недостижимых высот в своем искусстве. Например, Эвансу удалось раскопать амфитеатр, вмещавший более пяти тысяч зрителей. — Р. Х.
  13. Греческий символ женского начала. В Каббале используется как один из символов сфиры Бина (Понимание). — Р. Х.
  14. Клавдий Птолемей (II в. н.э.) — географ, астроном и математик. Его геоцентрическая теория мироздания была общепризнанной вплоть до времен Коперника. Его работы по географии также отражали знания его времени, поэтому, например, пределы Азии он на своих картах так расширил на восток, что и спустя 1200 лет только это позволило Колумбу убедить королевскую испанскую чету, что он сможет доплыть до Индии, направившись на запад, в противном случае его путешествие и открытие Америки не состоялись бы. — Р. Х.
    Греческий философ и оратор (40 — 112 гг. н.э.), заслужил прозвище «Хризостом» — «златоуст». Принадлежа к числу философов-киников, многие годы прожил в бедности, но после смерти своего врага и преследователя императора Домициана возвратился к общественной службе. До наших дней дошли несколько десятков его речей или их отрывков. Всей своей жизнью доказал жизнеспособность греческой культурной традиции даже под властью Рима. — Р. Х.
  15. Раннехристианский теолог и писатель (350 г. н.э.), участник многих диспутов о природе Христа, обвинялся в несторианской ереси, в основном, александрийскими монофизитами, однако отрицал свою вину. Написал комментарии к Библии и историю Церкви. — Р. Х.
  16. Греческий архивариус и библиограф V в. н.э. Из работ, включенных им в антологии, до нас дошли около четверти. — Р. Х.
  17. По Аристотелю, субстанция, из которой были сотворены звезды, одна из пяти основных мировых стихий. В древней литературе также описывается как покров, облачение Зевса. Не следует путать с современным химическим понятием эфира. — Р. Х.
  18. Упоминаемое в произведениях Данте и философов-схоластов понятие орфического учения о беспредельном пространстве за границей небесных сфер. — Р. Х.
  19. Современное название — «Дилос» — остров в Эгейском море, древний религиозный центр. В X в. до н.э. ионийцы принесли сюда культ Лето, и легенды этого острова гласят, что она стала матерью Аполлона. Позже он стал центром поклонения греко-египетскому богу Серапису, чей культ постепенно добрался и до Рима. — Р. Х.
  20. Религиозное празднество в честь Деметры в древней Греции, Мистерии плодородия, длившиеся в течение трех дней и носившие характер, сообщать о подробностях которого нам запрещают приличия. Геродот описывает их в своей «Истории» (171). — Р. Х.
  21. Религиозное празднество в честь Деметры в древней Греции, Мистерии плодородия, длившиеся в течение трех дней и носившие характер, сообщать о подробностях которого нам запрещают приличия. Геродот описывает их в своей «Истории» (171). — Р. Х.
  22. Христианский афинский апологет-неоплатоник (II в. н.э.), позднее переехал в Александрию и основные усилия посвятил отражению нападок на христианство, в частности, опровержению обвинений первых христиан в кровосмешении, детоубийстве и атеизме. — Р. Х.
  23. «Иоанн Мерсий» — латинизированная форма имени Жана ван Мёрса (1579 — 1639), голландского гуманиста, ученого и антиквара, редактора и издателя трудов античных писателей и историков и автора нескольких трудов по классической истории. — Р. Х.
  24. Древнее царство, занимавшее территорию современной Армении и северо-восточной Турции, испытывало на себе сильное персидское и македонское влияние, в частности, а области науки, в особенности астрологической. — Р. Х.
  25. Матерн Юлий Фирмик (IV в. н.э.) — сицилиец по рождению, при императоре Константине достиг поста сенатора, обращен в христианскую веру. Из его работ до наших дней дошли две: «De errore profanarum religionum» (О заблуждениях религиозных простецов) (346), словесная атака на сторонников язычества, и «Matheoseos librii viii», наиболее полный из дошедших до нас древних трудов по астрологии. Пайк цитирует оба эти источника. — Р. Х.
  26. Первые дни месяца в древнеримском календаре. Приблизительно 15-е числа месяцев назывались идами, и счет времени шел между этими двумя понятиями. От названия календ происходит слово «календарь». — Р. Х.
  27. Греческий остров. По легенде, у одного из его древних царей была дочь Меропа, в которую влюбился Орион. Он просил у царя ее руки, но тот оказал, и тогда Орион решился похитить возлюбленную. За это царь повелел ослепить его, но зрение было возвращено Ориону солнечным богом. Согласно изложению Булфинча, Орион был убит Артемидой, когда Аполлон, разгневанный страстью богини к Ориону, вызвал ее на соревнование, предложив поразить маленькую точку в морской дали, а это был плывущий Орион. Оплакивая возлюбленного, Артемида поместила его на небо в виде созвездия. — Р. Х.
  28. В древности — греческий остров, в наше время являющийся турецкой территорией. Располагается в Эгейском море близ Дарданелльского пролива. — Р. Х.
  29. Судя по всему, Пайк имеет в виду Кадмила, или Касмилла, одного из двух богов кабиров — защитников мореплавателей, — чей культ постепенно развился до уровня настоящих Мистерий. — Р. Х.
  30. Доэллинистические обитатели бассейна Эгейского моря, упоминаемые Гомером и авторами нескольких мифологических сводов. Также о них пишет Геродот, а Эсхил в своей пьесе «Моление дев» упоминает царя Аргоса Пеласгийского. — Р. Х.
  31. В Дельфах находился самый знаменитый оракул древнего мира. Согласно одной легенде, он основан Аполлоном, который, приняв вид дельфина (отсюда и название города) выбросился на борт проплывавшего мимо корабля и повелел команде плыть в ближайший порт, где открылся и приказал возвести храм, в кото¬ром впредь пророчествовал при помощи оракула. — Р. Х.
  32. Знак Зодиака, обычно символически изображаемый в виде барана (агнца). В классической мифологии его руно было развешено в роще Ареса, где и превратилось в золотое руно — предмет поисков Ясона. Как и большинство созвездий, ничем не напоминает свой мифологический образ. Скорее всего, названо так в силу убежденности наблюдателей в том, что звездное «стадо» должен возглавлять баран-вожак, а созвездие Овна первым появлялось на небосклоне в течение года с 1730 г. до н.э. по 420 г. н.э. В истории встречались и другие названия данного созвездия, например, Овидий и Цицерон называют его «Cornus», т.е. «Рог». — Р. Х.
  33. Юпитер — верховный бог древнеримского пантеона, отождествляется с греческим Зевсом, однако в отличие от греческого бога неба, не имеет власти насылать дождь и грозу. В данном случае имеет место слияние этого римского божества с египетским аналогом. На римском форуме был возведен храм Амону, на задворках которого были размещены стойла для жертвенного скота, вокруг которых распространялись ужасные миазмы, от которых и произошло слово «аммоний» (аммиак, нашатырь). Римляне часто заимствовали богов у покоренных или дружественных народов: например, у персов — Митру, причем, считали Митру-Солнце Непобедимого (Mithra Sol Invictus) официальным богом-покровителем Римской империи. — Р. Х.
  34. Североафриканский религиозный автор (конец IV — начало V вв. н.э.), о котором мало что известно, несмотря на то, что известность его пережила даже Средневековье. В единственном его произведении, дошедшем до нас, «Сатириконе», Меркурий приставляет к своей невесте семерых служанок, которые поочередно произносят перед ней речи о семи вольных науках и искусствах. Стиль произведения и его название определенно выдают влияние Апулея. Также в этой работе он утверждает, что египтяне изучали астрономию в течение 40 000 лет, прежде чем открыли результаты своих исследований окружающему миру. — Р. Х.
  35. В действительности третий по значению жрец в Мистериях Элевсина — после иерофанта и иерокерия («святого вестника»). Эти священнические должности занимали представители одного рода — Кириков. На людях они появлялись только в одном случае — во время традиционных афинских соревнований по бегу с факелами. — Р. Х.
  36. Вариант Йоркского Устава, практиковавшийся в США в XIX в. В настоящее время практикуется во всех штатах США, в Канаде и некоторых странах Европы с тенденцией к полному слиянию с современным Реформированным Йоркским Уставом. — Прим. перев.
  37. Одна из 20 самых ярких звезд небосклона, альфа Тельца (alpha Tauri). Пайк выводит ее название из арабского словосочетания со значением «главный, первый», однако его источники неверны. Данное словосочетание в действительности означает «последователь, преемник» и отражает следование Альдебарана за Плеядами. Изначально так назывались все Гиады. Пайк далее приписывает поклонение данной звезде арабскому племени Миса, и действительно мифология этого племени приписывает ее божественную сущность и власть над засухой и дождями. Более 5000 лет назад древние персы видели в этой звезде предвестие богатства и славы, потому что она царила в небе в день Весеннего равноденствия. Они включали ее в число четырех царственных звезд. — Р. Х.
  38. Самая яркая бело-голубая звезда в созвездии Льва, 16-я в списке самых ярких звезд северного полушария, название ей присвоено Коперником и означает «маленький царь», поскольку в древности и Средневековье считалось, что эта звезда управляет движением небес. Еще в Вавилоне ее называли «Шару», т.е. «царь». Она видима между заходом солнца и полуночью на протяжении восьми месяцев года. — Р. Х.
  39. Название происходит от арабского «фум аль-хут» — «рот рыбы». Звезда в созвездии Южных Рыб. Некоторые древние авторы, однако, помещали ее в созвездие Водолея. Фламмарион определяет ее как звезду персидского Хафторанга (Большой Медведицы), по крайней мере, в 3000 г. до н.э. Этой звезде поклонялись участники культа Деметры в Элевсине. Позднее астрологи приписывали ей наделение людей властью, удачей и богатством. Пайк ошибается. Помещая ее в Кита и исправляется чуть дальше в этой же главе, говоря о ней, как о звезде из созвездия Рыб. Однако «вода Водолея» «выливается» все равно на другое созвездие — Южных Рыб. — Р. Х.
  40. Яркая звезда в созвездии Скорпиона, впервые названная «Антарес» в «Синтаксисе» Птолемея. Ее название буквально означает «соперник» в силу сопоставления этой звезды с Марсом. Арабы называли ее Калеб-аль-Акраб, то есть «Сердце Скорпиона». — Р. Х.
  41. Второй в последовательности знаков Зодиака. Известен с древнейших времен, в первую очередь, за счет двух групп звезд в его составе — Гиад и Плеяд. И Гесиод, и Гомер признавали ярчайшей звездой созвездия Альдебаран. — Р. Х.
  42. Одиннадцатый знак Зодиака, расположенный между Козерогом и Рыбами, воплощает Ганимеда, виночерпия Зевса, Девкалиона или Кекропа. — Р. Х.
Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима