


Плеяды были названы греческим словом, означающим «плыть под парусами». Во все века люди взирали на них в ожидании знамений и пророчеств. Вергилий пишет, что греки дали имена Плеядам, Гиадам и Северной Колеснице: «Pleiadas, Hyadas, Claramque Ly- caonis Arcton». А Палинур пишет, что изучал «Arcturum, pluviasque Hyadas, Geminosque Triones, armatumque auro circumspicit Oriona,» — то есть «Арктур, и дождливые Гиады, и близнецов Трионов, и Орион с золотой опояской…».
Более двух тысяч лет Телец был предводителем небесного зодиакального воинства1, и когда голова его заходила вместе с Солнцем в последних числах мая, на юго-западе в это время восходило созвездие Скорпиона. Плеяды иногда называли «vergiliae», то есть Девами Весны, потому что Солнце входило в это созвездие именно в пору цветения. По- сирийски, он и назывались «суккот», или «суккот-бенет»2, каковое слово происходит от халдейского корня со значением «наблюдать» или «размышлять».
Гиады — это пять звезд, расположенные в форме буквы «V» в 11° к юго-востоку от Плеяд. Греки, правда, насчитывали семь звезд. Когда Солнце в период Весеннего равноденствия находилось в знаке Тельца, небесный цикл открывал Альдебаран; когда он восходил на Востоке, Овен находился на высоте приблизительно 27°.
Когда он приближался к небесному меридиану, небо представляло собой незабываемое по красе зрелище. Капелла3 находилась несколько дальше к северу от меридиана, а Орион — еще дальше, на юго-западе. Прокион4 — звезда в созвездии Малого Пса, — Сириус, Кастор и Поллукс находились приблизительно на середине пути от горизонта к меридиану. Регул только что взошел над эклиптикой. Дева все еще пребывала за горизонтом. Фомальгот находился на середине пути к меридиану на юго-западе; в это время на северо-западе возносились в небо величественные созвездия Персея5, Цефея, Кассиопеи6 и Андромеды, в то время как Плеяды только что прошли меридиан.
Орион видим во всем поднебесном мире. Воображаемая дуга равноденствий проходит через его центр. Когда на востоке восходил Альдебаран, за ним следовали Трое Царей Ориона; а когда заходил Телец, на востоке восходил Скорпион, от жала которого, по легенде, погиб Орион.
Орион восходил приблизительно в полдень 9-го марта. Его восходу обычно сопутствовали жестокие влажные бури, и для мореходов он стал дурным провозвестником.
В созвездии Волопаса, которое древние греки называли Lycaon — от слова «lukos», что значит «волк», а иудеи — Халеб Ануба7 , то есть «лающий пес», находится великая звезда Арктур, которая, когда год открывался Тельцом, возвещала пришествие сезона невыносимой жары.
За этим созвездием следовали Близнецы во главе со своими старшими звездами — Кастором и Поллуксом — Диоскурами, кабирами самофракийской религии, покровителями мореплавателей; в то время как к югу от Поллукса находились блистающие звезды Сириус и Прокион — Большой и Малый Псы8, а еще дальше на юг находилась звезда Канопус в созвездии Корабль «Арго».
Сириус — это определенно самая большая и самая яркая звезда небосклона. Когда Весеннее равноденствие приходилось на главенство знака Тельца, он восходил гелиакически, то есть непосредственно предшествовал Солнцу, когда оно незадолго до Летнего солнцестояния — около 21-го июня, за пятнадцать дней до разлития Нила — входило в знак Скорпиона.
Гелиакальное восхождение Канопуса также предвещало разлитие Нила. Прокион предвещал восхождение Сириуса, восходя непосредственно перед ним.
В созвездии Рака нет крупных и значительных звезд. В Зодиаках Эсны9 и Дендер, как и в большей части астрономического наследия Древнего Египта, знаком этого созвездия был жук (скарабей), ставший вследствие этого священным насекомым, символом врат, через которые души нисходят на Землю с небес. В области спины Скарабея находится скопление звезд, раньше именовавшееся Praesepe — Ясли, по сторонам от которого располагались две маленькие звезды, называвшиеся Aselli — Ослятами.
В созвездии Льва находится сияющая звезда Регул, расположенная прямо на эклиптике, и Денебола10 — в области хвоста. К юго-востоку от Регула находится еще одна крупная звезда — Сердце Гидры11.
Первым подвигом Геракла была охота на Немейского льва. И это первый знак, в который входит Солнце после прохождения точки Летнего солнцестояния; после этого оно начинает трудное повторное восхождение.
При вхождении Солнца в этот знак начиналось разлитие Нила, в силу чего этот знак и открывает Зодиаки Дендер, Индии и Египта.
В левой руке Дева (Исида или Церера) держит величественную звезду — Пояс, — расположенную немного к югу от эклиптики. В правой ее руке — меньшая по размеру звезда Виндемеатрикс12; а к северу от Пояса располагается созвездие Волопаса (ее мужа Осириса) с центром в Арктуре.
Первый астрологический декан13, как указывает нам Авен Эзер14, представлен в виде прекрасной девы с ниспадающими волнами волосами, восседающей на престоле с двумя пшеничными колосьями в руке и кормящей грудью младенца. В арабском манускрипте, хранящемся в Королевской Парижской библиотеке, приведены символические изображения всех двенадцати знаков Зодиака. Дева изображена в виде юной девушки с маленьким ребенком, идущим рядом с ней. Дева — это определенно Исида, и ее изображения с младенцем Гором на руках в большинстве древних египетских храмов обычно сопровождались надписью: «Я есмь все, что было, есть и будет, и плод чрева моего — Солнце».
Через девять месяцев после вхождения в знак Девы Солнце доходит до Близнецов. Когда восходит Скорпион, заходит Орион; когда Скорпион достигает меридиана, начинается заход Льва; таким образом, наступает царство Тифона, Осирис умерщвлен, и Исида, его сестра и жена, отправляется, рыдая, к его могиле.
Дева и Волопас, гелиакально заходящие в период Осеннего равноденствия, передают мир во власть зимних созвездий — Принципа Зла, воплощенного в Змееносце, то есть Змее.
В день Зимнего солнцестояния Дева восходила вместе с Солнцем, то есть Солнце (Гор) было у нее на груди.
В созвездии Весов располагаются несколько звезд второй и третьей величины, о которых мы поведем речь дальше. Их называли Зубен ас-Хамали15, Зубен аль-Джемаби, Зубен ак-Раби16 и Зубен аль-Губи17. Рядом с последней из них находится величественная и злая звезда — Антарес в созвездии Скорпиона.
В созвездии Скорпиона звездой первой величины является Антарес примечательного красного цвета, являющийся одной из четырех великих звезд (остальные три — это Фомальгот в созвездии Кита18, Альдебаран — в Тельце, Регул — во Льве), которые отмечали точки равноденствий и солнцестояний, почему на них и обращали такое внимание астрономы. Этот знак иногда изображался в виде змея, а иногда — крокодила, но чаще всего — в виде скорпиона, которого часто можно увидеть на митраических памятниках и в Зодиаке Дендер. Он считался проклятым знаком, и вхождение в него Солнца означало наступление царства Тифона.
В созвездиях Стрельца, Козерога и Водолея нет крупных и значительных звезд.
Рядом с созвездием Рыб располагается величественная звезда Фомальгот. Никакой другой знак Зодиака, по легенде, не обладает столь отрицательным влиянием на земные события. Его считали знаком насилия и смерти. Ни сирийцы, ни египтяне не ели рыбы из страха и отвращения к ней, и последние, если хотели изобразить иероглифами нечто настолько отвратительное, что о нем и говорить нельзя, рисовали рыбу.
В созвездии Возничего19 находится величественная звезда Капелла, которая никогда не заходила над Египтом.
Вокруг Северного полюса расположены семь звезд, которые называют Большой Медведицей и изучают практически все народы на протяжении всей истории Земли. Этим звездам с одинаковым почтением поклонялись жрецы Бэла, персидские маги, халдейские пастухи и финикийские мореходы, равно как и астрономы и астрологи Египта. Две из них — Мерак20 и Дубге21 — постоянно указывают на Северный полюс.
Финикийцы и египтяне, как пишет Евсевий, первыми обожествили Солнце, Луну и звезды и считали их творцами и разрушителями всего земного. Из Египта распространились по всему миру различные учения о происхождении и нисхождении на Землю богов. Только иудеи стремились проникнуть мыслью за пределы видимых предметов и явлений — к Незримому Творцу. Остальные народы мира видели богов в сияющих в небе созвездиях и планетах, приносили им жертвы, преклонялись пред ними и никогда не возносились в своих молитвах за пределы видимой небесной тверди.
Халдеи, ханаанеи22 и сирийцы, среди которых жил Авраам, делали то же самое. Ханаанеи посвящали Солнцу коней и колесницы. Жители Эмесы Финикийской23 поклонялись ему под именем Элагабала24; для жителей Тира Солнце было верховным божеством, почитавшимся под именем Геркулеса. Сирийцы со страхом и обожанием простирались пред созвездием Рыб, изображения которых хранили в своих храмах. Под именем Адониса Солнцу поклонялись в окрестностях горы Ливанской и в Библосе. В Пальмире стоял величественный Храм Солнца, впоследствии разграбленный воинами Аврелиана25, который затем восстановил его и заново освятил. Плеядам под именем «Суккот-Бенет» поклонялись вавилонские колонисты, поселившиеся в стране самаритян. Копты поклонялись Сатурну под именем Ремфана. Сирийцы, ассирийцы, финикийцы и ханаанеи поклонялись Юпитеру под именем Бэла, или Ваала, Марсу — под именем Малха, Мелеха, или Молоха, Венере — под именем Ашторет, или Астарты, а Меркурию — под именем Нево26.
Санхониафон пишет, что в глубокой древности финикийцы поклонялись Солнцу, которое считали Единым Великим Творцом всего сущего, Богом Небесным, и поклонялись ему под именем Ваал-Самин, то есть «Царь Небесный». Они возводили колонны в честь стихий, в частности, огня и воздуха, или ветра, и поклонялись им; повсюду в Вавилонии процветал сабеизм, то есть поклонение звездам. Арабы, жившие под вечно спокойным и чистым небом, поклонялись Солнцу, Луне и звездам. Абуль-Фараг27 пишет, что у каждого из двенадцати арабских племен была своя собственная звезда-покровительница. Племя Химьяр поклонялось Солнцу; племя Ценна — Луне; племя Миса28 находилось под покровительством самой красивой звезды в созвездии Тельца — Альдебарана; племя Тай — Канопуса; племя Кайс — Сириуса; племя Лахмуса Идамуса — Юпитера; племя Асед — Меркурия и т. д.
Сарацины во времена Гераклия29 поклонялись Венере, которую называли Кабар, то есть «великая»; клятвы они скрепляли, призывая в свидетели Солнце, Луну и звезды. Арабский автор Шахристан пишет, что задолго до его времени у арабов и индийцев были храмы, посвященные семи планетам. Абуль-Фараг пишет, что семь изначальных народов, от которых произошли все остальные народы Земли — персы, халдеи, греки, египтяне, турки, индийцы и китайцы, — все в начале своей истории были сабеянами, то есть поклонялись звездам. Все они, пишет он, подобно халдеям, молились, обратившись лицом к Северному полюсу, три раза в день: на восходе Солнца, в полдень и на закате, — трижды склоняясь пред великим светилом. Они призывали звезды и разумы, обитающие на них, приносили им жертвы и называли звезды и планеты богами. Филон30 пишет, что халдеи считали звезды высшими судьями мирового порядка, однако не стремились заглянуть за грань видимого мира в поисках незримой великой Первопричины. Они считали Природу великим изначальным Богом, действующим через посредство своих явлений и процессов, например, через Солнце, Луну, планеты и звезды, через последовательную смену времен года и взаимодействие неба и земли. Величайшим сабейским праздником был день Весеннего равноденствия, но было и еще пять ежегодных праздников, посвященных пяти меньшим планетам и отмечавшихся в те дни, когда эти планеты входили в зодиакальные знаки, в которых достигали высшей точки своих орбит.
Диодор Сицилийский сообщает, что египтяне в древности поклонялись двум верховным, вечным и предвечным богам — Солнцу и Луне, питавшим, как они полагали, мир, и лишь милостью которых этот мир, собственно, и существует; они полагали, что именно от этих двух великих светил зависят все процессы зарождения жизни и ее развития в природе Земли. Мы уже знаем, что двумя великими богами древнеегипетского пантеона были Осирис и Исида — величайшие агенсы Природы, по одним верованиям, олицетворяемые Небом и Землей, по другим — Солнцем и Луной, — Активный и Пассивный Первопринципы природного действия.
От Порфирия мы узнаем, что Херемон31, ученейший египетский жрец, подобно большинству умных и образованных людей своего времени, утверждал, что египтяне полагали своими богами звезды, составляющие Зодиак, в особенности те из них, которые своими восходами и закатами отмечали смену одних его знаков другими, а также далее подразделяли знаки на деканы, управляя каждым из них. Управляющие деканами звезды назывались Могучими Небесными Князьями. Полагая Солнце великим богом, архитектором и правителем мира, они истолковывали не только легенду об Осирисе, но и все остальные свои основополагающие легенды, исходя из появления и исчезновения тех или иных звезд, их восходов и закатов, из фаз Луны, ее роста и упадка, и из путей следования Солнца по небосклону. Особенным значением для них были наполнены разделение времени на две основные части — связанную со светом и связанную с тьмой, — равно как и Нил, его разливы и пересыхания, а также множество иных природных феноменов.
Лукиан32 пишет, что Апис — священный бык египтян — был земным отображением небесного Быка, то есть Тельца; а Юпитер Амон с бараньими рогами — отображением знака Овна. А Клемент Александрийский уверяет, что четверо священных животных, изображения которых египтяне всегда носили во время торжественных процессий, были символами четырех знаков Зодиака, которые отмечали разделение астрономического года — пути Солнца по небу — на четыре основных сезона, будучи расположены в точках равноденствий и солнцестояний. Они также поклонялись огню, воде и Нилу, который именовали не иначе как Отцом, Предержителем Египта, священным воплощением великого бога Осириса; в своих гимнах они также именовали его богом, увенчанным просом (этот злак в виде пшента также увенчивал короны их царей), приносящим людям изобилие. Другие стихии также почитались ими как великие боги, свидетельством чему являются надписи на обелисках, восславляющие великих богов Землю, Воздух, Небо, Солнце, Луну, Ночь и День. И, в конце концов, пишет Евсевий, они полагали всю Вселенную единым и великим божеством, состоящим из огромного множества менее значимых богов, являющихся ее составными частями.
Эта вера в небесные полчища была распространена практически во всех частях древней Европы, Малой Азии, а также среди турок, скифов и татар. В древней Персии поклонялись Солнцу (как Митре), а также Луне, Венере, огню, земле, воздуху и воде. Их алтари не были украшены статуями: вместо этого они приносили жертвы Небу и Солнцу на высотах33. Они возжигали воскурения на семи древних колоннах — пиреях — в честь семи планет и стихий, которые почитали как богов. В Зенд-Авесте содержатся призывы к Митре, звездам, стихиям, деревьям, горам и всем прочим явлениям природы, а также к Небесному Быку, соединяющемуся с Луной, и к семи главным звездам — Таштер, Сатевис34, Хафторан35 и Венант, — к великой звезде Рапитан36 и прочим звездам и созвездиям, управляющим жизненными процессами на Земле.
Маги, как и большинство древних народов, поклонялись огню как старшей и правящей среди земных стихий и сил. В Индии поклонялись как божествам рекам Ганге и Инду, а верховным божеством полагалось Солнце. Также индусы поклонялись Луне и вечно поддерживали священный огонь. На Цейлоне также поклонялись Солнцу, Луне и священным планетам; на Суматре37 — Солнцу (под именем Ири) и Луне (под именем Анда). Китайцы возводили храмы в честь Неба и Земли, гениев воздуха, воды, гор и звезд, морского дракона и планеты Марс.
Знаменитый Лабиринт был построен в честь солнечного бога, и его двенадцать дворцов, как и двенадцать высочайших колонн храма Иеропольского, были испещрены символами двенадцати знаков Зодиака и оккультных свойств стихий, потому что были посвящены двенадцати богам, или гениям-хранителям Зодиака. Очертания пирамиды и обелиска, напоминающия костер, указывают на то, что эти сооружения освящались в честь Солнца и огня. Тимей Локрийский пишет: «В пирамиде угадывается равносторонний треугольник, потому что в ней четыре равных грани и четыре равных угла, и этим она напоминает огонь — самую подвижную и самую тонкую из всех стихий». Пирамиды и обелиски возводились в честь Солнца, о чем свидетельствуют надписи на них, например вот эта, переведенная Гермапионом Египетским и содержащаяся в труде Аммиана Марцеллина38: «Аполлон Могучий, сын божий, творец мира, истинный Господь венчанный, владеющий Египтом и наполняющий его славой своей».
Самыми популярными подразделениями небесного свода были деление на семь — по числу основных планет, и на двенадцать — по числу знаков Зодиака, и их можно обнаружить в религиозных церемониях практически всех народов древности. Двенадцать великих богов Египта встречаются буквально повсеместно. Они были позаимствованы греками и римлянами, и последние соотнесли их с двенадцатью знаками Зодиака. Их изображения можно было встретить и в Афинах, где в честь каждого из них было возведено по алтарю, а сами знаки были изображены на росписи портиков. В древней Скандинавии люди верили в существование великого Совета двенадцати богов — асов, главным из которых был Один. Японцы также верили в двенадцать богов, подразделяя их вслед за египтянами на два класса — семь древних богов и пять новых; оба эти числа — 7 и 5 — давно известны масонству и высоко почитаются им.
Нет более явного и неоспоримого подтверждения былому вселенскому поклонению звездам на ночном небе, чем расположение шатров двенадцати колен Израилевых в стане во время пустынного странствия. Древнееврейская традиция приписывает создание легенды Двенадцати колен Иакову. Пустынный Стан был четвероугольным и разделен на шестнадцать частей, причем, четыре части, располагавшиеся в центре, были отмечены символами четырех стихий. Четыре стороны и четыре угла четырехугольника, который представлял собой в плане Стан, символизируют четыре созвездия, которые астрологи называют неподвижными и пользующимися покровительством четырех Царственных звезд: Регула — во Льве, Альдебарана — в Тельце, Антареса — в Скорпионе, Фомальгота — во рту одной из Рыб, на которую изливает воду Водолей; знак Скорпиона изображался в иудейской геральдической традиции в виде небесного Грифа, или Орла. Остальные знаки украшали стороны и углы четырехугольника, а также его внутреннее пространство и границы частей.
Существует поразительное сходство между чертами и свойствами сыновей Иакова и знаков Зодиака, или планет, правящих в этих знаках.
Рувима отец сравнивает с текучей водой, подвижной и неиссякаемой — следовательно, он соответствует Водолею, символ которого — Человек. Вода, изливаемая Водолеем, течет к Южному полюсу. Это первый из четырех Царственных знаков, восстающих от Зимнего солнцестояния.
Лев — символ колена Иуды, и Иаков сравнивает его именно с этим животным, созвездие которого служит обителью Солнца; это Лев колена Иудина, — пожатием лапы которого (после того как не принесли успеха пожатие Ученика и пожатие Подмастерья, то есть Водолей в день Зимнего солнцестояния и Рак — в день Весеннего равноденствия) был поднят из могилы Мастер Хурум.
Ефрема, на хоругви которого изображен Небесный Бык, Иаков сравнивает с быком. Дана, на хоругви которого изображен Скорпион, — с аспидом, или рогатым змеем, в астрологии аналогичным грифу или орлу; эти птицы часто заменяли на хоругвях Дана рогатого аспида, потому что это пресмыкающееся неизменно вызывало в людях отвращение и отторжение, ибо ассоциировалось с Тифоном и всем злом, которое он несет, в то время как Орел, взлетающий и опускающийся одновременно с восходом и закатом Солнца, таких ассоциаций не вызывал. Таково происхождение широко распространенных в иудаизме, христианстве и масонстве Царственного Свода изображений четырех животных — льва, быка, человека и орла, — зверей Апокалипсиса, перешедших в образный ряд этой книги из произведения Иезекииля, в видении которого они появлялись окруженные сиянием.
Овен (агнец) — обитель Марса — это вождь небесных воинств и двенадцати зодиакальных знаков, карающая рука Господня, и Иаков определяет его как воина и вождя армий.
Рак, в котором находятся звезды, именуемые Aselli (Ослятами), — это созвездие и символ колена Иссахара, уподобляемого Иаковом ослу.
Козерог, которого в древности изображали с рыбьим хвостом, именуя сыном Нептуна, был изображен на хоругви Завулона, о котором Иаков пишет, что обиталище его — на берегу морском.
Стрелец, преследующий в небесах Небесного Волка, является символом колена Вениамина, сравниваемого Иаковом с охотником, и именно в этом созвездии древние римляне видели обитель Дианы-охотницы.
Дева — обитель Меркурия — изображалась на хоругви колена Неффалима, смелость и велеречивость которого Иаков неустанно восхваляет, а ведь оба эти качества являются неотъемлемыми чертами Вестника богов. А о коленах Симеона и Левия Иаков постоянно упоминает как о двух коленях в одном, а поэтому нет ничего удивительного в том, что они ассоциируются с созвездием Рыб, которые и изображены на их хоругви.
Платон в своей «Республике» подвергает исследованию двенадцать знаков Зодиака и планеты. Одновременно с ним и до него это делали Ликург в древней Спарте и Кекроп — в Афинском городском союзе. Великий древнекитайский законодатель Хань разделил Поднебесную империю на двенадцать территориальных единиц — чу — по числу священных гор. Этруски также подразделяли свое государство на двенадцать областей. Ромул39 назначил для поддержания порядка в стране двенадцать ликторов. Мы знаем о двенадцати коленах Исмаила и двенадцати учениках Великого Реформатора веры иудеев. В Небесный Иерусалим Апокалипсиса ведут двенадцать врат.
В древнекитайской книге Су Цзин говорится о дворце, состоявшем из четырех покоев, врата которых выходили на четыре стороны света. Восточные врата были посвящены весенним месяцам, Западные — осенним, Южные — летним, а Северные — зимним; в этом дворце Император и его подданные приносили в жертву ягненка — животное, символизирующее Солнце в период Весеннего равноденствия.
У греков театральное шествие хора символизировало перемещение небес и планет в них, а строфа и антистрофа, как свидетельствует Аристоксен40 , — передвижение звезд. Число 5 было священным для древних китайцев, потому что таково было число небесных планет, за исключением Солнца и Луны. В астрологии священными почитаются числа 12, 7, 30 и 360, а 7 — число планет — было повсюду не менее священно, чем 12 — число знаков Зодиака, месяцев года, циклов зодиакального обращения и секторов подразделения горизонта. Далее, в толковании других градусов, мы несколько более подробно обсудим символическое значение этих чисел и почему древние так чтили их и поклонялись им.
Изображения знаков Зодиака и планет часто встречаются на древних монетах и медалях. На городской печати локрийского41 Озола был изображен Геспер42 — то есть планета
Венера. На медалях из Антиохии Оронтской — агнец и полумесяц. Также агнцу поклонялись в Сирии, где его почитали самостоятельным богом, разделившим Землю между двенадцатью знаками, влияющими на ход событий, происходящих на ней. На критских монетах изображался Бык Равноденствия, равно как и на монетах Афин и Мамертина43. Стрелец изображался на монетах Персии. В древней Индии на монетах чеканили изображения всех двенадцати знаков Зодиака. Скорпион изображался на монетах царства Комагенского, а Козерог — на гербах Зевгмы44, Аназорбы45 и других городов. Практически все знаки Зодиака можно увидеть на монетах времен Антонина.
Практически все народы древности были сведущи в астрологии. В древнем Египте Книгу Астрологии почтительно выносили во время религиозных процессий, в которых также принимали участие четверо священных животных — символы равноденствий и солнцестояний. Эта наука процветала и среди халдеев, а также в Азии и Африке. Когда Александр Великий вторгся в Индию, астрологи Оксидрака пришли к нему, чтобы посвятить в таинства науки планет и звезд. Брамины, с которыми советовался Аполлоний, также поведали ему тайны астрономии в форме священных церемоний поклонения богам, сообщавшим своим жрецам тайны будущего в форме звездных знамений. В древнем Китае считалось, что знание астрономии помогает управлять государством и семьей. А в древней Аравии она считалась матерью всех наук; библиотеки древнего мира были полны арабских книг, посвященных исследованиям в области этой псевдонауки. Она процветала и в Риме. Гороскоп императора Константина составлял видный ученый Валент46. Астрология пользовалась почетом в Средние века, и даже в наши дни ее не забыли и не перестали практиковать. Екатерина Медичи47 просто обожала ее. С гороскопами постоянно сверял свои поступки Людовик XIV48, а знаменитый Казини49 начинал свою карьеру как астролог.
У древних сабеян были праздники в честь каждой планеты, отмечаемые в тот день, когда та или иная из них достигала точки восхождения (то есть определенной точки в определенном знаке Зодиака, которую астрологи постановили считать точкой Восхождения), иначе говоря, точки, в которой эта планета приобретала наибольшую силу и наисильнейшее влияние на природные и прочие жизненные процессы на Земле. Точка восхождения Солнца находится в Овне, потому что именно оттуда оно пробуждает всю Природу и вызывает в ней процессы зарождения новой жизни и ее развития, а поэтому самый торжественный и священный праздник многих народов Земли до нашей эры назначался именно на день вхождения Солнца в этот зодиакальный знак. В Египте он назывался Праздником Огня и Света. Этот же день впоследствии был назван иудеями Пасхой, и именно в этот день заклали священного агнца; персы называли этот праздник Наврузом50. В римской традиции предпочтение оказывалось не точке восхождения, а точке обитания, и поэтому праздники планет отмечались в дни их пребывания в своих Домах. Халдеи, которым (а не египтянам) следовали в своих традициях сабеяне, напротив, праздновали дни пребывания планет в точках восхождения. Сатурн считался самой отдаленной от Земли планетой в силу самого продолжительного периода обращения вокруг Солнца, а Луна — ближайшей. За Луной следовали Меркурий и Венера, потом Солнце, а за ним — Марс, Юпитер и Сатурн.
Таким образом, восхождение и нисхождение Неподвижных звезд и их соположение относительно Солнца, их первое появление на небосклоне в обрамлении солнечных лучей отмечали смену эпох, знаменуемых священными празднествами в честь планет, и в соответствии с последовательностью этих эпох составлялись первые календари.
В играх в древнеримских цирках51, которые были учреждены в честь Солнца и всех знаков Зодиака, воплощались и принимали участие Солнце, Луна, планеты, знаки Зодиака, стихии и все наиболее значимые и могущественные силы Природы; форма ипподрома52 напоминает путь Солнца и Луны по небу; обычно считалось, что колесницу Солнца влечет квадрига разноцветных лошадей, каждая из которых олицетворяет какую-либо стихию. Ипподром был разделен на семь — по числу планет — круговых дорожек, передвижение по которым осуществлялось с Востока на Запад, аналогично движению Солнца, точно так же, как и во время символических странствий в ложе. Также там бывало изображаемо движение семи Царственных звезд вокруг полюса, равно как и движение Капеллы, которая в силу своего восхода в тот день, когда Солнце достигает Плеяд в Тельце, возвещала начало годичного солнечного цикла.
Пересечение Зодиака орбитами основных планет в точках равноденствий и солнцестояний разделяет год на четыре четко ограниченных периода, и все эти четыре поворотных точки бывали в свое время приняты как начало года в разное время разными народами земли, и даже одними и теми же народами в разные периоды их истории. Многие народы избрали началом года точку Весеннего равноденствия, потому что именно тогда день становился длиннее ночи, что символизировало для них победу светлого начала над темным. Другие народы предпочитали Летнее солнцестояние — потому что это самый долгий день в году, когда светлый принцип находится на пике славы и могущества. В Египте вступала в действие и другая причина: в этот день начинался разлив Нила, что совпадало с гелиакальным восходом Сириуса. Третьи народы предпочитали Осеннее равноденствие, потому что это было время сбора урожая и засевания новых полей, чтобы они приносили урожай в будущем. Четвертые же предпочитали Зимнее солнцестояние, потому что именно тогда, в самый короткий день года, ночь начинала убывать, а световой день — увеличиваться, и светлый принцип начинал свое долгое и трудное странствие, которому суждено было увенчаться блистательной победой в день Весеннего равноденствия.
Образно говоря, Солнце умирает, а потом воскресает вновь в день Зимнего солнцестояния, и именно в этот день в римских цирках устраивались игры в честь незримого Солнечного бога, которые знаменовали начало нового года по римскому календарю, реформированному Нумой53. Макробий пишет, что многие италийские народы также отмечали Новый год в этот день; кроме того, в их хрониках содержатся многочисленные упоминания о росте и убывании продолжительности светового дня, который уподоблялся ими человеку в четыре периода своей жизни: это был ребенок, народившийся в день Зимнего солнцестояния, затем юноша — в день Весеннего равноденствия, зрелый муж — в день Летнего солнцестояния и старик — в день Осеннего равноденствия.
Эту мысль они определенно позаимствовали у египтян, поклонявшихся Солнцу в образе младенца в день Зимнего солнцестояния.
Символы тех знаков Зодиака, в которых пребывало Солнце в каждый из этих периодов своего небесного движения, постепенно стали символами самого Солнца в разные периоды его движения. Геркулес носил на плечах львиную шкуру; чело Вакха украшали бычьи рога; еще за 2500 лет до начала новой эры Осенний змей своими кольцами обвивал статую Сераписа, потому что все эти знаки соответствовали основным вехам солнечного цикла. Если в силу прецессии Солнце в эти дни пребывало в других знаках Зодиака, соответственно менялись и его символы. Именно так на челе Юпитера-Амона, то есть Солнца, появились рога Овна. Более на него не изливал свои воды Водолей, его не заключали в урну, подобно богу Канопу, — он пребывал в Авгиевых конюшнях, то есть в обиталище Небесного козла (Козерога). Тогда, в день своего триумфа, он восседал на священного осла в знаке Рака, который в ту пору служил обиталищем Солнца в летний период.
Практически все основные символы Солнца в мифологии различных народов происходят от символов тех созвездий, которые отмечали уход одного светового года и пришествие нового, а также отмечали основные периоды солнечного движения в течение года.
Сначала бык, а потом — баран (именуемый персами также ягненком), считались творцами возрожденной Земли в силу своего союза с Солнцем. Оба этих животных также выступали в роли эмблемы Солнца в период преодоления им зимней тьмы и излечения Природы от всех болезней, потому что именно под сенью этих знаков она ежегодно возрождалась после того, как осенние Змей и Скорпион принесли в нее разрушение, болезни и тьму. Митру изображали восседающим на быке; это же животное было священной эмблемой Осириса; греческий Вакх часто изображался увенчанным бычьими рогами, и даже с бычьими копытами и хвостом.
Созвездия и их движение по небосклону имели также непреходящее значение для пахаря, определявшего по времени их восхода и захода время сбора урожая и зарождения новой растительной жизни. Капелла — молодая коза Амалфея54, чей рог иначе называется
Рогом Изобилия и которая пребывает в точке равноденствия в Тельце; а также Плеяды, долгое время служившие вехами смены времен года, которым было посвящено столько мифов и сказок, — эти звезды пользовались в ту эпоху наибольшим вниманием и почитанием.
Древнеримский год изначально также начинался в день Весеннего равноденствия. Июль первоначально назывался Quintilis, то есть «пятый» месяц, август — Sextilis, то есть «шестой» месяц, сентябрь — September («седьмой»), октябрь — October («восьмой») и т. д. Персы также отмечали Новый год в это время праздником Навруз, когда Солнце входило в знак Овна одновременно с восходом созвездия Персея, названное в честь героя, впервые принесшего на Землю священный небесный огонь55, которому поклонялись в древнейших храмах в ходе священных церемоний, предназначенных для того, чтобы вызвать в сознании участника или зрителя образ обновленной Природы и торжества Ормузда, солнечного бога, над силами тьмы во главе с принципом Тьмы — Ариманом.
Великий Законодатель народа Израиля установил начало календарного года в месяце нисане, то есть также в период Весеннего равноденствия, когда израильтяне покинули Египет, освободились из тягостного плена; в ознаменование этого великого Исхода они с тех пор ежегодно в день Весеннего равноденствия едят пасхального агнца. И когда Вакх и его воинство долго блуждали по пустыне в палящем зное, именно Агнец, или Овен, вывел их к прохладным долинам и бьющим живительным ключам кристально чистой воды, омывавшим храм Юпитера-Амона. Ведь для арабов и эфиопов, богом которых в то время был Юпитер-Амон, не было ничего прекраснее и блаженнее тенистой долины, питаемой обильными водными источниками.
Орион, находящийся на одном меридиане с созвездием Тельца, умирает от жала небесного Скорпиона, восходящего, когда заходит Орион; точно так же умирает и бык Митры; и именно среди звезд, сопровождающих Осеннее равноденствие, мы находим тех злых гениев, которые вечно воюют с Принципом Света и Добра и отбирают у Солнца и Неба жизненную силу, которой они обычно делятся с Землей.
Весеннее же равноденствие сопровождают звезды, одинаково важные и для пахаря, и для морехода, потому что они управляют началом навигации и прекращением периода штормов на море. Когда Близнецы бросаются в солнечный огонь (то есть исчезают за линией горизонта), они вместе с Солнцем нисходят в пучину. Эти гении — хранители мореходов, Диоскуры, или главные Кабиры самофракийских жрецов, отправились вместе с Ясоном на поиски Золотого руна — небесного Овна, чей утренний восход знаменовал вхождение Солнца в Тельца, в то время как Змееносец-Ясон восходил в тот же вечер одновременно с Диоскурами, в силу чего считался их братом. А Орион, сын Нептуна и главный хранитель бушующих морских глубин, определявший своей волей, когда им бурлить, а когда сохранять спокойствие, восставал сразу за Тельцом, радостно возвещая начало нового астрономического года.
Летнее солнцестояние было не менее важным этапом годичного странствия Солнца по небосклону, чем Весеннее равноденствие, особенно для египтян, которые видели в нем не только предел роста светового дня и день наибольшего могущества Солнца, его максимального восхождения над Землей, но также и ежегодное начало явления, характерного исключительно для Египта — летнего разлива Нила, который, казалось, во всем следовал на Земле небесным передвижениям Солнца, потому что переполнялся водами и разливался именно тогда, когда дни становились длиннее, а Солнце — поднималось выше всего, а потом уровень воды в Ниле спадал — тоже именно в тот период, когда на спад шел световой день; самый низкий уровень воды в великой реке наблюдался в день Зимнего солнцестояния, а самый высокий — в день Летнего солнцестояния. Поэтому египтяне полагали, что разливами Нила управляет Солнце, и день вхождения Солнца в точку солнцестояния, когда начинался период разлития Нила, был избран для обозначения начала нового года, который они называли Годом Бога, а также Сотиатического периода, или периода обращения звезды Сотис — Собачьей звезды, которая, восходя утром, отмечала начало этого времени, столь важного для каждого египтянина. Этот год назывался также гелиатическим, или солнечным, или каникулярным56. Этот год состоял из трехсот шестидесяти пяти дней, не считая позднейшей вставки, дополнительного дня каждые четыре года, или каждый период протяженностью в четыре раза по триста шестьдесят пять дней — всего 1460 дней, чтобы календарь полностью соответствовал солнечному циклу. Таким образом, большинство народов в древности прибавляли (и прибавляют в наши дни) по одному дню к каждому четвертому году, состоящему изначально из 365 дней; однако египтяне поступали не так: они ничего не прибавляли к обычному году из 365 дней, и таким образом, по истечении периода в 120 лет, то есть 30 раз по 4 года, оказывалось, что календарь отстает от солнечного цикла на 30 дней, или один средний месяц; то есть необходим был еще один месяц для того, чтобы привести астрономический календарь в соответствие с периодом в 120 полных солнечных циклов обращения, по числу действительно прошедших лет. Определенно, начало нового, сто двадцать первого, года не совпадало с днем Летнего солнцестояния, на месяц его опережая, поэтому, когда Солнце возвращалось в точку солнцестояния, откуда оно отправилось в путь по небосклону и куда оно неизменно возвращается по окончании каждого цикла, заканчивался введенный египтянами дополнительный, формально — первый, месяц сто двадцать первого года солнечного цикла.
Следовательно, если, в соответствии с этим календарем, каждые 120 лет начало года запаздывает на месяц (30 дней), то по истечении периода в 12 раз по 120 лет (всего 1460 лет), оно возвратится в день Летнего солнцестояния, то есть в отправную точку. Солнце к тому времени совершит 1459 обращений, хотя считается 1460, а следовательно, необходимо добавить еще один календарный год. Ведь Солнце завершит 1460 циклов обращения только к концу 1461-го года по 365 дней каждый, хотя каждый цикл обращения в действительности составляет не 365, а 365,25 дней.
Этот период в 1461 год по 365 дней, при котором Солнце открывало и закрывало каждый год в точке Летнего солнцестояния при восходе Сириуса в течение 1460 оборотов, назывался в Египте сотиатическим периодом, начало которого выпадало на день Летнего солнцестояния, когда Солнце сначала пребывало в знаке Льва, потом — Рака, каковому созвездию и принадлежит Сириус — символ всего этого периода. Порфирий пишет, что именно в день Летнего солнцестояния, совпадавшего с новолунием и восходом Сета — Собачьей звезды — было установлено начало года, символизировавшее также зарождение жизни на Земле и более того — самой Земли.
Не только Сириус считался провозвестником разливов Нила: также и Водолей, его кувшин и изливающийся из последнего водный поток располагались противоположно зодиакальному знаку, управляющему днем Летнего солнцестояния, обители Солнца, и тем самым открывали шествие Ночи по миру, принимая полную Луну в свои объятия и покоя ее на дне кувшина. Вместе с Водолеем, чуть выше, восходит Пегас, и его копыта практически совмещаются со звездами водного потока, символизируя, что крылатый конь выбивает из скалы живительный источник, из которого, по легенде, пьют воду музы57. Созвездия Льва и Пса не только указывали время разливов Нила, но и, как считалось, вызывают их, а потому им воздавали божественные почести. Когда Солнце проходило знак Льва, глубина реки практически удваивалась; поэтому древние фонтаны и источники традиционно украшали львиными головами, из пастей которых и текла вода. Созвездие Гидры, восходящее по времени между Сириусом и Львом, словно обвивает нижние части трех знаков Зодиака: голова ее — у Рака, тело — у Девы, хвост — у Весов. Разлив Нила продолжался до тех пор, пока Солнце не проходило всю Гидру.
Непрестанная борьба принципов Света и Тьмы за овладение лунным диском, в которой каждый из них является то победителем то побежденным, неизменно воспроизводилась на Земле под Солнцем, ежегодно свершающим свой один и тот же путь от одного солнцестояния к другому. Смена лунных фаз так же обожествлялась и мифологизировалась, как периоды обращения Солнца и, соответственно, солнечный, астрономический год, потому что тоже олицетворяла взаимную смену периодов тьмы и света. Все пребывающее выше Луны, пишет Плиний, чисто и наполнено Божественным светом, потому что там заканчивается тень, отбрасываемая Землей, служащая источником вообще всей тьмы этого мира; там заканчивается царство тьмы и ночи; до этой границы существует атмосфера, но по ее пересечении попадаешь в сферу чистого эфира.
Египтяне приписывали Луне творческую энергию Демиурга-Осириса, воссоединявшегося с ней в брачном союзе весной, когда Солнце передавало ей жизнепорождающую энергию, впоследствии рассеиваемую ею вокруг себя в воздухе и всех остальных стихиях. В древней Персии жрецы учили, что Луну оплодотворяет небесный Бык — первый из весенних знаков Зодиака. Во все времена общепризнанным считалось, что Луна обладает огромным влиянием на растительный мир и рождение и рост животных; в наше время вера в это также очень сильна, и влияние это продолжает оставаться таинственным, необъясненным и необъяснимым. Не только астрологи, но и натуралисты вроде Плиния, философы вроде Плутарха и Цицерона, теологи вроде египетских жрецов и метафизики вроде Прокла, — твердо верили во влияние Луны на земную природу.
«Египтяне, — пишет Диодор Сицилийский, — признавали двух великих богов — Солнце и Луну, или Осириса и Исиду, управлявших миром и всеми вещами в нем посредством смены времен года. Такова природа этих богов, что они излучают действенную и плодотворную силу, которой и творится зарождение жизни на Земле; Солнце порождает жар и преобразует свой дух в дуновение ветра; Луна порождает влагу и сухость; оба они обладают властью над воздухом, разделяя ее между собой. За счет этого благотворного влияния все зарождается, растет и процветает. Таким образом, все единое тело земной материальной Природы творится совместным влиянием Солнца и Луны и их пятью основными качествами — принципами духовности, огня, суши, влаги и воздуха».
Точно так же пять первопринципов, или первичных основополагающих свойств, соединяются с Солнцем и Луной и в древнеиндийской теологии. Там они именуются Воздух, Дух, Огонь, Вода и Земля; те же пять основных стихий были приняты за основу теологии древнего Китая. Финикияне, как и египтяне, полагали Солнце, Луну и звезды единственными первопричинами зарождения и разрушения всех вещей.
Луна, как и Солнце, постоянно изменяет маршрут своего следования по небосклону в пределах верхних и нижних знаков Зодиака, и различные фазы ее развития, равно как и ее расположение относительно Солнца, во все времена являлись неисчерпаемым источником притч и мифов.
У каждой планеты есть то, что астрологи называют ее «домом» в Зодиаке. Дом Солнца находится во Льве, а дом Луны — в Раке. Каждой планете соответствуют два зодиакальных знака: Меркурию — Близнецы и Дева, Венере — Телец и Весы, Марсу — Овен и Скорпион, Юпитеру — Рыбы и Стрелец, Сатурну — Водолей и Козерог. Это распределение планет по знакам Зодиака также легло в основу многих мифов и легенд, зачастую описывающих и точки предельного восхождения различных планет. Диана Эфесская, воплощение Луны, обычно изображалась с раком на груди, потому что именно в этом знаке находится дом Луны, и по этой же причине львы поддерживали трон Гора — египетского Аполлона, воплощенного Солнца; египтяне считали таврического скарабея посвященным Луне, потому что точка ее предельного восхождения была в Тельце (Taurus), и по этой же причине считалось, что Меркурий преподнес Исиде шлем в виде головы быка.
Далее каждый зодиакальный знак подразделяется на более мелкие сегменты по 10 градусов каждый, именуемые деканами, которых в Зодиаке всего 36 и которые поровну распределены между планетами, соответствующими каждая — одному и тому же количеству деканов, кроме первой, которая, открывая и закрывая пятеричный цикл смены планет, притягивала один дополнительный декан. Это зодиакальное подразделение окончательно оформилось в тот период, когда Овен управлял Весенним равноденствием, а соответственно, пребывающий в Овне Марс открывал серию деканов и потом закрывал ее; планеты затем последовательно сменяли друг друга пять раз подряд в следующем порядке: Марс, Солнце, Венера Меркурий, Луна, Сатурн, Юпитер, снова Марс и т. д. Таким образом, каждому знаку Зодиака соответствуют три планеты, каждая из которых занимает сегмент размером в 10 градусов. Каждый декан управляется своим собственным богом, или гением (всего гениев, следовательно, 36), один из которых, в соответствии с учением халдейских астрологов, спускается на Землю каждые 10 дней и столько же дней пребывает на ней перед тем, как снова вознестись в свою сферу. Такое же деление знаков Зодиака проповедовали в древней Индии, Персии и у некоторых варварских народов, как пишет Авен Эзра. У каждого гения планетарных деканов были собственные имя и свойства. Считалось, что все они оказывают вспомогательное действие при влиянии Солнца и Луны на все вещи этого мира, причем, оспаривают друг у друга первенство в этом; священное и таинственное учение об этом влиянии в древности считалось важнейшим из всех наук и искусств; Фирмик пишет, что древние, получившие откровение основ этого учения свыше, не делились им ни с кем, кроме высших посвященных, и даже им его передавали неохотно и с великим страхом, под покровом величайшей тайны, всеми силами стремясь, чтобы эти знания никоим образом не смогли бы стать известны профанам.
—