Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима
Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима
Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима

Древний и Изначальный Устав Мемфиса-Мицраима

Древний и Изначальный Устав Мемфиса-Мицраима
Масоны в России

Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима

25. РЫЦАРЬ МЕДНОГО ЗМЕЯ

С деканами связаны паранателоны, то есть звезды вне Зодиака, которые восходят и садятся одновременно с 10-градусными подразделениями зодиакальных знаков. Поскольку древние видели в небе только сорок восемь созвездий, из которых 12 составляли Зодиак, очевидно, что существовало тридцать шесть звездных образований паранатального характера по отношению к тридцати шести деканам. Например, при заходе Козерога восходят Сириус и Прокион, или Большой и Малый Псы, которые, таким образом, паранатальны Козерогу, хотя на небе эти созвездия разделяет достаточно большое расстояние. Восход Рака возвещал заход Северной Короны и восход Большого и Малого Псов — трех паранатальных Раку созвездий.
Во всех мировых астрологических традициях восход и закат звезд связывается с движением Солнца. Всякий стремящийся постичь эти знания древних должен, в первую очередь, усвоить, что движение звезд подразделяется на три типа: космическое, ахроническое и гелиакическое.
Если звезда восходит и заходит в том же градусе или в том же знаке, что и Солнце в тот или иной период, следовательно, она восходит и заходит синхронно с Солнцем, и такое ее движение называется космическим; такую звезду невозможно увидеть, потому что она теряется в солнечном излучении. Поэтому для того, чтобы точно определить восход, закат и прочие перемещения Солнца по небосклону, необходимо тщательно отслеживать перемещения звезд, восходящих и садящихся прямо перед ним и сразу после него.
Звезда, пребывающая на Востоке в начале ночи и на Западе — в ее конце, называется перемещающейся ахронически. Такая звезда противостоит Солнцу; она восходит в конце предвечерних сумерек и заходит при наступлении сумерек предутренних, причем, это происходит раз в год со всеми звездами, поскольку Солнце движется от Запада к Востоку со скоростью в один градус в день относительно остальных звезд.
Если звезда восходит утром, когда ночь кончается, а заходит вечером, говорят, что она движется гелиакически, так как Солнце (Гелиос) словно обволакивает ее своей эфирной средой. Такая звезда может пропасть на месяц или более, а потом взойти снова, чтобы с каждым днем восходить на час раньше, постепенно выходя из солнечного ореола, а по истечении трехмесячного срока опередить Солнце на шесть часов и, таким образом, восходить в полночь. Звезда движется гелиакически, если она перестает быть видимой над западным горизонтом после заката Солнца, и период такого ее движения начинается, когда перестает быть видимым ее закат на Западе. Такие звезды остаются невидимыми вплоть до того момента, когда Солнце настолько перемещается на Восток, что больше не затмевает их своим светом, и тогда они появляются на Востоке приблизительно за полтора часа до восхода Солнца; это называется их гелиакическим восходом. В этот временной интервал также происходят космический восход и закат.
Кроме соотношений между созвездиями и паранателонами, с одной стороны, и домами и точками предельного восхода планет, а также их местоположением в соответствующих домах и деканах, с другой стороны, считалось, что звезды оказывают различное воздействие в периоды восхода и заката — космических, ахронических и гелиакических, а также в разные времена года; все эти различия скрупулезно отражались в древних календарях и ложились в основание многих мифов и аллегорий.
Другим важным признаком подразделения планет на группы было их благое или злое влияние, злая или добрая природа. Персы считали добрыми первые знаки Зодиака, от Овна до Девы включительно, а злыми — последние, от Весов до Рыб включительно. Отсюда и многочисленные легенды о добрых духах и ангелах, или гениях, и злых ангелах, дэвах, падших ангелах, демонах, титанах и гигантах. Также на две группы делились остальные созвездия: по восемнадцать в каждой, или — вместе с зодиакальными созвездиями — по двадцать четыре.
Таким образом, это было символическое Яйцо, явившееся изо рта невидимого египетского бога Кнефа, в греческих Мистериях известное под названием Орфического Яйца, из которого также вышел Хумон1, великий бог корейцев, и египетский Осирис, и Фанес — бог и принцип изначального Света; из которого, по легендам древней Японии, появился весь материальный мир, когда его разбил своими рогами небесный Бык; которое древние греки обычно размещали у подножия статуй Вакха Таврикорна («быкорогого»); это было магическое Яйцо Ормузда, из которого появились Амешаспента и дэвы; обычно легенды и мифы подразумевали разделение этого Яйца на две равные половины, одна из которых содержала в себе порождающий принцип Света и Добра, а вторая — Тьмы и Зла, и влияние на эти половины оказывали, соответственно, созвездия благих духов и созвездия демонов. Весенние созвездия, например, Овен и Телец, Возничий и Капелла, считались благими, в то время как созвездия осенние — Весы, Скорпион, Змей Змееносца и Дракон Гесперид — считались представителями и орудиями Принципа Зла, поскольку неизменно ассоциировались с отрицательным влиянием, которое они оказывали на земную природу осенью и зимой. Зная это, мы с легкостью сумеем объяснить легенды о странствии человеческой души по различным небесным сферам, ее нисхождении на Землю через созвездие Змея и последующем возвращении в Обитель Света через знаки Овна или Тельца.
Животворящая энергия Небес, равно как и воздействие их демиурговой силы достигали пика в день Весеннего равноденствия, описываемого практически во всех мифах и легендах, повествующих о победе Света, воплощенного в образах Юпитера, Осириса, Ормузда или Аполлона, над Тьмой. И практически во всех случаях победоносный бог воплощается в быка, барана или агнца. Юпитер отбирает у Тифона свои стрелы-молнии после того, как злой бог завладел ими во время зимнего правления в мире. Потом солнечный бог побеждает извечного своего врага, воплощенного в Змее. И это означает конец зимы, и Солнце снова сияет на небесах, восседающее на быке и сопровождаемое Орионом. Вся Природа радуется его торжеству, повсюду восстанавливаются порядок и гармония вместо повсеместных разрухи и путаницы, которые царили, пока во Вселенной правил мрачный Тифон, а Ариман праздновал победу над Ормуздом.
Древние считали, что Вселенская Душа, направляющая сила Небес и всех сфер их, распространяет свою живительную энергию в основном через Солнце во время прохождения им различных знаков Зодиака, с которыми неразрывно связаны по своему влиянию и их паранателоны, каждый из которых оказывает свое особое воздействие на свойства управляющего Природой великого светила. Действие этой Вселенской Души претворяется в жизнь через движение сфер, а в особенности — Солнца, через его восходы и закаты и их соотношение с движением других звезд в разные периоды их развития. Этими процессами объясняются все метаморфозы Вселенской Души, воплощенной в Юпитере, Вакхе, Вишну, Будде и т. д. и их неотъемлемых свойствах; равно как объясняются ими и обряды поклонения животным, которым посвящали в древности храмы, потому что эти звери считались земными воплощениями небесных зодиакальных знаков, получающими от своих небесных родителей таинственные лучи энергии Вселенской Души.
Все древние почитатели природных сил — теологи, астрологи и поэты, — а также все выдающиеся философы, были убеждены в том, что звезды — это живые и разумные сущности в вечных телах, действенные первопричины всего происходящего на Земле, одушевленные жизненным Первопринципом и наделенные разумом, который сам является лишь частью вселенского разума этого мира; в иерархической структуре и распределении вечных и живых Разумов, то есть богов, ангелов и гениев, мы видим ту же самую основу, что и в подразделении древними учеными зримой Вселенной и ее частей. Так, например, священное деление на семь и на двенадцать, заимствованное из планетарной и зодиакальной структур, встречается практически у всех народов в пантеонах богов, ангелов и прочих вестников верховной Божественной Силы, правящей и движущей этим миром.
Эти и другие разумы, отождествляемые с теми или иными звездами и созвездиями, в соответствии с учениями древности, управляли всеми силами и вещами в Природе: стихиями, растительным и животным царствами, человеком и всеми его действиями, его добродетелями и пороками, а также вообще всеми проявлениями добра и зла, которые поровну разделены между добрыми и злыми гениями. Страсти души человеческой и болезни человеческого тела — весь человек во всей полноте своих проявлений зависел от Небес и населяющих их гениев, которые присутствовали при его рождении, управляли всей его судьбой, куда бы он ни направлял стопы в течение жизни, а потом принимали в свои объятия его душу, чтобы воссоединить ее с вечным и чистым Светом небесных сфер. И по всему огромному телу материального мира рассеяны мельчайшие частицы Вселенской Души, сообщающей движение всему, что, казалось бы, движется само по себе, дарующей жизнь травам и деревьям, определяющей — в соответствии с великим единым Планом — сроки зарождения и рассеяния их семян; поддерживающей в постоянном движении мировые воды и задающей направление этого их движения; вызывающей ветры, указывающей, куда им дуть, а потом заставляющей их уняться; порождающей океанские бури и потом усмиряющей их; раздувающей пожар вулканов и затем гасящей их; сотрясающей подземными толчками основания высочайших гор и целых континентов, — и все это силами, принадлежащими самой Природе, но неведомыми человеку.
И все эти незримые Разумы, подобно любому воинству, разделены на два огромных полка, марширующие под знаменами Принципов Добра и Зла, Света и Тьмы, иначе именуемых Ормуздом и Ариманом, Осирисом и Тифоном. Принцип Зла является движущей основой грубой материи; он — воплощенный в Аримане и Тифоне — командует воинством злых гениев и дэвов, падших ангелов и злых духов, находящихся в состоянии вечной войны с Принципом Добра, Вечного Света и Славы, то есть Осирисом, Ормуздом, Юпитером, или Дионисом, под знаменами которого собираются Амешаспента, изеды, ангелы и архангелы; война между ними продолжается в душе каждого человека с момента рождения до момента смерти — всю жизнь.
В наставлении двадцать четвертого градуса ты уже ознакомился с основными событиями легенды об Осирисе и Исиде, и теперь нам осталось лишь рассмотреть астрономические феномены, обращенные в данном случае в форму мифа.
Солнце в день Весеннего равноденствия почиталось как плодоносная звезда, изливающая в подлунный мир все силы и все благословение Небес; оно считалось добрым богом, ангелом-хранителем всей земной растительности, привносящим в застоявшуюся земную природу новое действие, заново заставляющим биться огромное сердце Земли, замороженное ветрами зимы; в силу его живительного действия из груди Земли появлялись первые весенние ростки, и в воздухе начинали разливаться весенние ароматы; весна царила в лиственных лесах и покрытых цветами лугах, обещая в должные сроки принести богатый урожай зерна, плодов и пурпурного винограда.
Солнце тогда именовалось Осирисом, божественным супругом Исиды, богом зарождения жизни и благотворителем человечества, изливающим на него и на весь мир все благословения и все божественные силы. Врагом его считался Тифон, его диаметральная противоположность, в соответствии с египетской мифологией, равно как в мифологии персов противником Ормузда — Принципа Добра — считался Ариман.
Диодор Сицилийский пишет, что первые жители Египта и Эфиопии видели в Небесах первопринципы земной жизни, то есть своих великих богов: одного — солнечного — бога Осириса, и другую — лунную — богиню Исиду; и этих богов они считали прародителями жизни на Земле. Евсевий добавляет, что эта вера также исповедовалась финикийцами. Эти великие боги управляли всем в мире. От них все подлунные вещи получали жизненные силы и силы роста в разные периоды своей жизни, соответствующие годичным фазам великих небесных светил.
Считалось, что Осирис и Исида принесли людям цивилизацию, научили их ведению сельского хозяйства, законам, различным искусствам, религиозной вере, научили их строить храмы, даровали им письменность, изобретя буквы, заложили основы астрономии, гимнастики и музыки, — то есть всего, что приносит благо. Осирис много странствовал, принося цивилизацию в те страны, через которые проходил, и делясь с их жителями различными полезными открытиями. Он возводил города и учил людей обрабатывать землю. Первыми его дарами человечеству были пшеница и вино. Его учение восприняли Европа, Азия и Африка, и даже самые отдаленные области Индии помнят его и почитают одним из величайших своих богов.
Ты помнишь, что брат Осириса Тифон убил великого бога. И тело его он разрубил на множество кусков, которые затем собрала Исида — все, за исключением его детородного органа, который Тифон бросил в реку, оплодотворяющую поля Египта, а там его проглотили рыбы. Остальные части тела Осириса Исида погребла, воздвигнув над ними величественную усыпальницу. После гибели супруга она больше не соединялась ни с кем, но не прекращала наделять своих подданных благословениями Небес. Она лечила немощных, наделяла зрением слепых, исцеляла паралитиков, даже воскрешала мертвых. Она также научила своего сына Гора, или Аполлона, науке божественных откровений и врачеванию.
Так египтяне отображали в мифах действие двух великих светил, которые породили из буйства стихий животных и людей, все материальные вещи, которые рождаются, живут и умирают в неизменном круге материального рождения и смерти в земном мире.
Когда небесный Бык открывал новый год в день Весеннего равноденствия, Осирис соединялся с Луной и делился с ней животворящим семенем, которое она изливала в воздух, оплодотворяя принципы Плодородия, в свою очередь, дарующие жизнь всей земной растительности. Апис, изображавшийся в виде быка, являлся живым и осязаемым образом Солнца, или Осириса в его союзе с Луной, или Исидой, в день Весеннего равноденствия, совместно с ней производящего всю и всяческую жизнь на Земле. Этот союз Солнца с Луной в день Весеннего равноденствия в созвездии Тельца, определил наличие отметины в виде лунного серпа на плече быка Аписа. И плодотворное влияние этих двух светил отражалось в символах, которые в наши дни сочли бы грубыми и непристойными, но в те времена их понимали правильно.
Все благое в Природе проистекает от Осириса: порядок, гармония и благоприятный климат в разные времена года и периоды обращения небесных тел. От Тифона, напротив, проистекают бурлящие страсти и неуправляемые импульсы, побуждающие в человеке к действию грубую материю: болезни его тела, разрушительные и вредные для него порывы душевных страстей, — равно как и плохая погода, солнечные и лунные затмения. Персы именовали Осириса и Тифона Ормуздом и Ариманом; это были извечные Принципы Добра и Зла, Света и Тьмы, пребывающие в постоянной борьбе за овладение Вселенной.
Осирис воплощал вселенскую жизнепорождающую силу. Эта сила отображалась в особенностях его статуй и в знаке, в котором он пребывал в день Весеннего равноденствия. В особенности явно он отражал природный принцип Влажности, служивший порождающей причиной всех вещей в мире; Нил и вообще все воды мира считались проистекающими от него, а ведь без воды в мире не могла бы возникнуть и растительность.
Многие писатели древности подтверждают, что Осирис и Исида являлись воплощениями Солнца и Луны: Диоген Лаэртский2, Плутарх, Лукиан, Свида3, Макробий, Марциан Капелла и другие. Эмблемой Осириса являлось око над скипетром царской власти. Греки именовали Солнце Оком Юпитера и Оком Мира. В наших ложах это Всевидящее Око. Кларийский Оракул именовал его Звездным Царем и Вечным Огнем, порождающим год и времена года, управляющим ветрами и дождями, сменой дня и ночи. Осирис почитался как бог Солнца, обитель которого была среди его лучей, как незримая и вечная Сила, управляющая подлунным миром через свой материальный образ — Солнце.
Осирис — это тот же бог, который почитался также под именами Вакха, Диониса и Сераписа. Серапису приписывалось учреждение порядка и гармонии в материальном мире. Вакх совместно с Церерой (которую Геродот отождествляет с Исидой) распределяет в материальном мире все божественные блага, — и от этих двоих божеств в мире проистекает все благое и прекрасное. Один творит семя и зачатки всего благого и прекрасного; вторая же сохраняет все в должном месте, в соответствии с персидской мифологией, пребывающем в области Луны. В теологии всех древних народов — и египтян, и персов — Луна оказывает непосредственное влияние на Землю, но только если при этом ее оплодотворяет у египтян — Осирис, а у персов — небесный Бык, с которыми она соединяется в день Весеннего равноденствия в знаке Тельца, достигнув точки высшего подъема и сильнейшего влияния на земные процессы. Сила Осириса, пишет Плутарх, действует через посредство Луны. Она по отношению к нему является пассивной первопричиной, а по отношению к Земле — активной первопричиной, и именно Земле она передает жизнепорождающее семя, полученное от него.
Воды Нила в древнем Египте начинали свое движение в день Весеннего равноденствия, когда новолуние совпадало с вхождением Солнца в знак Тельца; посему считалось, что Нил получает живительную силу от Солнца в день Равноденствия и обновленной Луны, встречающихся в Тельце. Часто Осирис отождествлялся с Нилом, а Исида — с землей; считалось, что Осирис оказывает на землю влияние и через Луну, и через Нил, — отсюда и миф о поглощении его детородного органа водами этой реки. С другой стороны, Тифон является первопринципом сухости и пустоши, а убиение им Осириса символизирует осеннее возвращение Нила в свое русло, его усыхание.
Повсюду, а не только в Египте, Осирис был богом всех живительных дождей, выпадающих на землю, чтобы оплодотворить ее, а Тифон — богом осенних палящих ветров, штормовых ветров, которые высушивают цветы, кусты и листья на деревьях, коротких морозных дней, — вообще всего вредного Природе, несущего ей гниение и разрушение.
Короче говоря, Тифон служил олицетворением принципа Тьмы и Разрушения, Нижнего мира, порождавшего землетрясения, штормовые передвижения в воздухе, палящая жара, молния, огненные метеоры, чума и прочие напасти. Таков был и Ариман древних персов; практически во всех космогонических легендах древнего мира в различных формах описывался его жестокий бунт против Принципа Добра и Света. Осирис же, напротив, посредством внутренних мыслей Исиды о нем, наполняет мир счастьем, чистотой и порядком, за счет чего этот мир и продолжает существовать. По легенде, он погиб в день Осеннего равноденствия, когда Телец, то есть Плеяды, появляется на вечернем небосклоне, и воскрес к новой жизни весной, когда вся природа пробуждается и наполняется новой жизненной энергией.
Конечно, эти два зодиакальных знака — Телец и Скорпион — чаще всего фигурируют в мифологической истории Осириса потому, что за 2500 лет до начала новой эры они отмечали равноденствия; а рядом с ними располагались созвездия, которые в дни равноденствий словно ограничивали животворящее влияние Солнца; также следует отметить, что Венера, богиня оплодотворения Земли, обитает в Тельце, а Луна достигает в этом знаке точки предельного восхождения.
Когда Солнце пребывало в знаке Скорпиона, Осирис утратил свою супругу Исиду, а вместе с ней — животворящую силу, которой, пребывая в Тельце, делился с Землей через Луну. Тифон, чьи руки и ноги изображались в виде ужасных змеев, обитающий на египетской планисфере в Скорпионе, заключил Осириса в ковчег, который бросил в воды Нила под 17-м градусом Скорпиона. Под этим знаком Осирис утратил жизненную и мужскую силу, которые впоследствии возвратил себе весной, снова вступив в союз с Луной. При его вступлении в знак Скорпиона дни становились короче, ночь вступала в свои права, Нил возвращался в границы русла, а деревья на его берегах теряли листву. Поэтому и на памятниках митраического культа Скорпион впивается своим жалом в гениталии небесного Быка Равноденствия, на котором восседает Митра — бог весны и зарождения жизни; на этих же монументах часто можно увидеть изображения двух деревьев: одно из них покрыто молодой листвой, и у его подножия стоит бык и горит факел, а второе увешано созревшими плодами, а около него — скорпион и тоже факел, но уже потухший.
Ормузд или Осирис, благотворный принцип, дарующий миру свет, воплощался в образе Солнца — явного источника света. И Тьма, воплощенная в Аримане или Тифоне, была его естественным противником. Мудрецы Египта описывали вечную и необходимую борьбу этих непримиримых принципов, каждый из которых при очередном перемещении Солнца по небосклону одерживает победу — будь то весной под знаком Тельца или осенью под знаком Скорпиона, как повествуют нам в мифологической истории Осириса Диодор и Синезий; в этой истории также принимают участие воплощенные звезды и созвездия, в частности, Орион, Капелла, Близнецы, Волк, Сириус и Геркулес, чьи восходы и закаты возвещают наступление равноденствий.
Плутарх описывает положение Солнца и Луны на небосклоне в момент убийства Осириса Тифоном. Солнце, уверяет он, пребывало в Скорпионе, куда оно вошло в день Осеннего равноденствия. Он добавляет, что Луна была полной и, следовательно, при восходе она находилась в Тельце, восходившем, находясь в противостоянии к Скорпиону, при их с Солнцем закате; таким образом, Луна одна пребывала в то время в Тельце, в котором за полгода до этого она пребывала в союзе с Осирисом — Солнцем, воспринимая от него вселенское семя новой жизни. В этом знаке Осирис впервые вступил в права владения своим царством добра и света. Этот знак восходил одновременно с Солнцем в день Весеннего равноденствия; в течение шести месяцев он пребывал на освещенной полусфере небосклона, предшествуя Солнцу в его небесных перемещениях, пока осенью оно не приближалось к Скорпиону, с которым он находился в противостоянии и, следовательно, садился, когда тот восходил; Скорпион управлял движением Солнца по ночам, когда оно скрывалось за линией горизонта, а сам высоко поднимался над ним в период долгих ночей. Поэтому во главе траурной процессии в ознаменование трагической гибели Осириса несли изображение золотого быка, накрытое черной материей — символом тьмы, в которую погружался знак Осириса на северной стороне небесной полусферы в отсутствие Солнца, находясь во власти Тифона — Принципа Тьмы и Зла.
Нисходя от знака Тельца, Исида, то есть Луна, отправлялась на поиски Осириса через все основные знаки Зодиака, в каждом из которых она последовательно достигала полноты в период между Осенним и Весенним равноденствиями, — но нигде не находила своего супруга. Давайте последуем за ней в ее аллегорическом странствии.
Осирис был убит своим соперником Тифоном, с которым вступила в заговор Царица Эфиопская, под которой, по мнению Плутарха, подразумеваются осенние ветры. Скорпиону — знаку, в котором пребывало Солнце в момент убийства Осириса, — был паранатален Змей, рептилия, обладающая всеми атрибутами злого гения, то есть Тифона, который в египетской мифологии сам выступал в образе змея. Недалеко от Скорпиона находится и Кассиопея, Царица Эфиопская, чей заход совпадает с нашествием осенних ветров.
Осирис снизошел в царство теней. Там он принял имя Сераписа, то есть Плутона, что одно и то же, и принял в себя его природу. Тогда он пребывал в союзе со Змееносцем, иначе именуемым Эскулапом, чей образ он принимал во время своего нисхождения в низшие знаки Зодиака, где его именовали Плутоном, или Адом.
Когда Исида оплакивала гибель Осириса и во главе траурной процессии выносили изображение золотого быка, укрытого траурным крепом, вся Природа оплакивала гибель лета со всеми его радостями и благами и наступление царства Ночи, спад вод Нила, которым весенний солнечный Бык даровал плодородие, уход живительных ветров, приносивших дожди, переполнявших водой священную реку, сокращение продолжительности светового дня и зимнее опустошение земли. Телец, находившийся тогда в противостоянии к Солнцу, вступал в черный конус земной тени, в котором обычно происходит полное лунное затмение и который обволакивает небесного Быка на протяжении всего того времени, что он находится над горизонтом.
Тело Осириса в ящике, или ковчеге, было брошено в Нил. Пан и его сатиры нашли ковчежец недалеко от Хеми4 и, подняв дикий крик и плач, известили всю страну о смерти солнечного бога, повергнув ее в глубокий траур и тревогу. Телец и полная Луна тогда погрузились в темный конус, а под Тельцом протекала небесная Река, обычно именовавшаяся Нилом, как и река земная. Персей, бог земли Хеми, — это и Возничий, идентичный Пану и ведущий за собой козу Айгу, свою жену.
Потом Исида отправилась на поиски тела своего мужа. На пути ей встретились дети, которые видели ковчег с телом и указали, где его искать. В благодарность за эти сведения она наделила детей пророческим даром. Второе полнолуние происходит в знаке Близнецов — небесных покровителей Дидимского оракула5, в котором, по легенде, пророчествовал сам Аполлон, бог вообще всех пророчеств.
Потом Исида узнала, что ранее Осирис по ошибке вступил в связь с ее сестрой Нефтидой: об этом ей поведал венок из листьев донника, оставшийся на земле. От этой связи родился ребенок, которого Исида нашла при помощи своих псов и с которым с тех пор не расставалась. Это был Анубис — ее верный страж. Третье полнолуние происходило в Раке, обители Луны. Одновременно с этим знаком восходили корона Ариадны6, или Прозерпины (обычно изображавшаяся в виде венка из листьев донника), Прокион и Большой Пес, одна звезда которого именовалась Звездой Исиды, в то время как самому Сириусу в Египте поклонялись под именем Анубиса.
Исида возвратилась в Библос и там уселась у фонтана, где и сидела до тех пор, пока ее не обнаружила служанка царского двора. Исиду убедили пожить при дворе, где она стала кормилицей царского сына. Четвертое полнолуние происходило во Льве, обители Солнца, то есть Адониса, Царя Библосского. Одновременно с этим знаком восходят звезды, составляющие Воду Водолея, а также Цефея — Царя Эфиопского, в частности, Регул, который обычно именуют Царской звездой. Далее восходит Кассиопея, его жена, Царица Эфиопская, его дочь Андромеда и Персей, его зять, — и все эти созвездия паранатальны как Льву, так и Деве.
Исида кормила царского сына не грудью, а мизинцем, причем, только по ночам. Она сожгла все материальные части своего тела, а потом обратилась в ласточку и облетела вокруг одной из колонн царского дворца, выточенной из тамарискового ствола, заключившего в себя в процессе естественного роста ковчег с телом Осириса и до сих пор содержавшего его в себе. Пятое полнолуние происходило в Деве, знаке Исиды; например, Эратосфен7 так и называет это созвездие Исидой. Оно обычно изображалось в виде женщины, кормящей младенца — то есть сына Исиды, родившегося в период Зимнего солнцестояния. Одновременно с этим созвездием восходили Мачта Корабля (Арго) и Ласточка (или Рыба с ласточкиным хвостом), а также часть Персея, зятя Царя Эфиопского.
Исида извлекла ковчег с телом супруга из колонны и отправилась на корабле из Библоса в Вифос8 вместе со старшим сыном Эфиопского Царя, а там ее уже ждал Анубис, охранявший сына ее Гора; утром ее прибытия река пересохла от сильного ветра, задувшего внезапно. По прибытии она спрятала ковчег в лесу. Тифон, охотясь в лесу на диких вепрей, обнаружил там ковчег, узнал в мертвом теле своего давнего врага и рассек это тело на четырнадцать кусков — по числу дней между полнолунием и новолунием. В каждый из этих дней Луна теряет по частице света, которым она была изначально наполнена. Шестое полнолуние происходило в Весах, которые отделяют от Девы Корабль, Персея — зятя Царя Эфиопского — и Волопаса, по легенде, выкормившего Гора. Река Ориона, который заходит утром, паранатальна Весам, равно как и Большая Медведица, или Вепрь Эриманфский, и Дракон9 Северного полюса, или знаменитый Пифон, многие свойства которого перешли к Тифону. Все они окружают полную Луну в Весах — последнем из старших зодиакальных знаков, предшествующем первому весеннему новолунию в Тельце, когда Луна снова вступает в союз с Солнцем.
Исида собрала останки Осириса и похоронила их, отдельно освятив его фаллос, изображение которого впоследствии носили во главе праздничной процессии на Памилии10, то есть праздники Весеннего равноденствия, когда отмечалось брачное воссоединение Осириса и Луны. После этого Осирис возвратился из царства теней, чтобы помочь своей супруге Исиде и сыну Гору в борьбе против сил Тифона. По одной легенде, он возвратился на землю в образе волка, а по другой — коня. Через четырнадцать дней после полнолуния в Весах Луна оказывается в Тельце, где она воссоединяется с Солнцем, чьи свет и тепло на протяжении еще четырнадцати дней накапливаются на ее поверхности вплоть до нового полнолуния. Пребывая в обители вечного света, тепла, порядка и гармонии, она, таким образом, накапливает силы для последующей борьбы с семенами зла, тьмы и порока, которые во время своего зимнего правления успел повсюду в Природе рассеять Тифон. Этот переход Солнца в Тельца, свойства которого оно принимает по возвращении из мира теней, отмечается восходом Волка и Центавра, а также гелиакическим заходом Ориона — Звезды Гора, который должен будет воссоединиться с Солнцем весной, торжествуя победу над Тифоном и его силами тьмы.
В отсутствие Осириса, после того, как она спрятала его тело в лесу, где Тифон нашел его, Исида вступила в связь с вечным врагом своего мужа, и разгневанный на нее Гор за это отнял у нее древнюю диадему, украшавшую ее голову, когда она воссоединилась с мужем перед тем, как тот пошел войной на Тифона; но Меркурий подарил ей взамен шлем в виде головы быка. Потом Гор — великий воин (а именно так всегда описывали Ориона), — вступил в бой с Тифоном, напавшим на его отца в образе Змея, или полярного Дракона, и победил его. У Овидия Аполлон точно так же побеждает вышеупомянутого Пифона, в то время как Ио11, очарованная Юпитером, изображается в виде коровы и помещается в знак небесного Быка, где она становится Исидой. Цикл равноденствий заканчивается в тот момент, когда в период Весеннего равноденствия Солнце и Луна воссоединяются с Орионом, то есть Гором, пребывающим на небесах чуть ниже Тельца. Луна обновляется и в виде серпа впервые появляется в следующем знаке — Близнецах, обители Меркурия. Тогда Орион в союзе с Солнцем, с которым он восходит одновременно, противостоит своему врагу Скорпиону, пребывающему в вечной тьме, и прогоняет его с небосклона всегда, как только тот пробует взойти над горизонтом на Востоке вместе с Солнцем. Дни становятся длиннее, и семена зла со временем полностью исчезают в Природе, и Гор (от «ор, аур» — «свет») празднует победу, символизируя последовательностью претворения свойств Осириса вечное обновление Солнца и его животворящую силу в период Весеннего равноденствия.
Так соотносятся последовательно сменяющие друг друга астрономические феномены с различными эпизодами легенды об Осирисе и Исиде. Они наглядно демонстрируют нам, в чем состояла ее основа, неизбежно дополненная поэтическими аллегориями, подробностями и отступлениями, отличающими мифологический стиль изложения, столь характерный для поэтического гения Востока.
Не только в этой легенде, но и практически во всех мифологических сводах всех древнейших народов принимают участие бык, агнец, лев и скорпион, или змей, — таким образом, основы веры солнцепоклонников становятся совершенно очевидны. Практически повсеместно, даже в нашем Ордене, сохранились праздники в честь равноденствий и солнцестояний. На потолках наших храмов изображены великие и малые светила небосклона, а наши Великие и Малые Светочи своим числом и расположением также соотносятся с определенными астрономическими явлениями. Во всех церквях и часовнях, равно как и в языческих капищах и пагодах, жертвенник расположен на Востоке, а плющ, обвивающий восточные окна старинных церквей — это не что иное как Hedera Helix, посвященная Вакху. Даже символ креста имеет астрономическое происхождение, не говоря уже о прочих древних символах в наших ложах.
Ученый автор «Сабейских исследований» Ландсер предлагает другую версию легенды об Осирисе, в которой главную роль играет созвездие Волопаса. Ландсер отмечает, что поскольку ни одна из звезд не может быть видна одновременно с Солнцем, его действительное положение относительно знаков Зодиака могло быть вычислено сабейскими астрономами, только исходя из наблюдений за гелиакическими и ахроническими восходами и закатами звезд. Сабеяне отмечали многие солнечные праздники, часть которых обладала также значением для сельского хозяйства, и сопутствующим зодиакальным знаком практически всех этих празднеств было то восходящее, то заходящее созвездие Мужа, Загонщика Медведей, или Волопаса. Иерофанты полагали звезды этого созвездия явными указателями на истинное положение Солнца на эклиптике в разное время года, и праздники также получили названия в честь исчезновения Осириса, или Адониса, то есть Волопаса (Афании), его поисков (Зетезии), и так далее.
Периоды обращения определенных звезд и их соответствие весеннему (посевному) и осеннему (урожайному) периодам казались древним народам, еще не открывшим закон их постепенного изменения, проистекающего от их перемещения по широте и именующегося Законом прецессии равноденствий, неизменными и вечными; и для посвященных, в гораздо большей степени, чем для простого народа, эти периоды обращения были небесными знамениями, от которых зависело не только благополучие, но и само существование человеческого рода на Земле; первыми созвездиями, отмеченными на небосклоне сабейскими астрономами, были Жрец, Царь, Царица, Пахарь и Воин. Названия этих созвездий чаще других встречаются на сабейских пророческих цилиндрах астрологов. Царь — это, в сущности, Цефей, или эфиопский Кефей; а Пахарь — Осирис, Вакх, Сабазий, Ной, или, проще говоря, Волопас. Этому знаку египтяне были всенародно благодарны, потому что видели, что от Осириса проистекают практически все блага и радости их жизни. Движение звезд созвездия Пахаря указывало последовательность работ, которые необходимо было проводить на земле для сохранения и наиболее плодотворного использования ее ресурсов; поэтому и в Египте, и в Эфиопии их со временем начали почитать как звезды, покровительствующие земному плодородию; именно этим звездам были адресованы молитвы, служение и жертвы набожных сабеян.
Ландсер пишет, что в Волопасе, если считать вплоть до пятой величины, всего двадцать шесть звезд, которые последовательно исчезают ахронически за горизонтом, и отсюда пошла легенда о рассечении Тифоном тела Осириса на двадцать шесть кусков. Конечно, в созвездии Волопаса гораздо больше звезд, однако даже на совершенно ясном ночном небосклоне сабейские почитатели Осириса не могли их видеть без телескопа.
Плутарх пишет, что тело Осириса было рассечено на четырнадцать кусков; Диодор — что на двадцать шесть, а взгляды Ландсера на легенду об Осирисе и Исиде несколько отличаются от традиционно принятых. Вот они.
Ландсер полагает, что Тифон — это, по мысли древних, океан, окружающий Землю, в котором по исчезновении за горизонтом тонут все звезды; наверное, для древних это было воплощение Тьмы, которую они именовали Тифоном. По древней легенде, он встретился с Осирисом, когда охотился при лунном свете.
Древняя Сава находилась приблизительно на 15° северной широты, Аксум — приблизительно на 14°, а Западная Сава, или Мероэс, — к северу от Аксума. Сорок восемь веков назад Альдебаран, ведущая звезда года, достигал на рассвете в день Весеннего равноденствия, угла подъема над горизонтом в 14°, и этого было для него достаточно, чтобы перестать быть вспыхивающей звездой, то есть звездой, становящейся видимой, только выходя из зоны солнечных лучей. Древние отводили звездам первой величины двенадцать дней на то, чтобы выйти из зоны солнечного сияния, и чем дальше на Юг, тем сумерки становились короче.
В те времена звездой полюса была не та, которую мы сейчас называем Полярной звездой (в Малой Медведице12), а альфа Дракона13, и вообще все звезды восходили и заходили под совершенно иными углами, нежели сейчас. Сконструировав земную сферу с подвижными полюсами, которую можно было вращать по-разному с учетом всех возможных колюров, Ландсер пришел к выводу о том, что в те давние времена на 15° северной широты 26 звезд Волопаса (или 27, считая Арктур) не заходили последовательно и ахронически; вместо этого некоторые из них заходили синхронно по две, а шесть последних — по три; таким образом получается всего четырнадцать последовательных заходов светил, что и отражается, по Плутарху, в легенде о рассечении тела Осириса на четырнадцать кусков. Каппа, Йота и Тета этого созвездия, составляющие его поднятую на Западе руку, исчезали за горизонтом одновременно последними. Еще пребывая над линией горизонта, они уже переставали быть видны на три или четыре дня, о чем упоминается в некоторых версиях легенды; все это время продолжались Зетезии, то есть поиск, и финикийские и иерусалимские женщины продолжали оплакивать Чудо, то есть Таммуза; но впоследствии эти звезды снова появлялись на небе, чуть ниже и восточнее Альфы Дракона.
И в то же самое утро, когда последняя звезда Пахаря, двигаясь ахронически, скрывалась за горизонтом, на Востоке гелиакически восходил Альдебаран и становился видим утром, до света дня.
А именно в момент гелиакического восхода Арктура также восходила Повязка Девы14. Первый находится близко к центру Пахаря, а вторая — Девы, посему древние вполне могли считать Арктур той частью Осириса, которую Исида не нашла вместе со всеми остальными.
В Дедане15 и Саве полагали, что между афанией (исчезновением) этих звезд и гелиакическим восходом Альдебарана проходят тридцать шесть дней. В эти тридцать шесть дней, или сорок, как в Медине16, или чуть больше, как в Библосе и Вавилоне, звезды Пахаря постепенно скрывались за горизонтом во время сумерек (crepusculum) — короткого утра этих южных широт. Древние часто наблюдали звезды именно в этот период ухода звезд и возвращения солнечного света.
Таким образом, сорокадневный период после смерти Осириса измерялся, начиная с исчезновения его звезд. Как только из виду исчезала последняя из них, наступал весенний сезон и Солнце восставало во всей своей красе одновременно с сиятельным Альдебараном в Тельце — вожде небесных воинств; и во всех странах древнего Востока это считалось великим праздником, который повсеместно широко отмечался.
Сам Волопас, за исключением звезд Хи, Тау и Теты, не показывался над горизонтом в восточном секторе небосклона ранее, чем через четыре месяца. К тому времени звезды
Тельца отклонялись к Западу, и гелиакически восходила Дева. На этой широте также заходили звезды Большой Медведицы, которую на Востоке называли Ковчегом Осириса; и последняя из этих звезд — Бенетнаш17 — незадолго до Летнего солнцестояния оказывалась среди звезд головы Льва на восточном горизонте. Примерно через месяц за ней следовал Пахарь во главе с Расом18, Мирахом19 и Арктуром, которые практически одновременно восходят гелиакически.
Таким образом, Волопас восставал на Востоке сразу за Солнцем и точно осиянный славой его победных лучей; своими ежегодными перемещениями он служил древним народам символом процветания и богатства; в течение первой четверти года он перемещался на Восток и достигал верхней точки восхождения вместе с Девой; потом, когда начинали восходить звезды Кувшина Водолея и этот знак открывал ежегодный разлив Нила, он отправлялся в свое западное странствие, предшествуемый Ковчегом Осириса. На древнем Востоке он был символом счастья и вечной радости, в которой пребывала Природа — богиня пассивного плодородия, зарождения новой жизни. Пребывая на северо-западе и склоняясь к линии горизонта в этой его части, он постепенно утрачивал свою мужскую силу; солнечный год шел на убыль, и как только звезды Волопаса скрывались за линией горизонта на Западе, Осирис умирал и весь мир оплакивал его гибель.
Астрономы древности видели в звездах практически все символы, почитаемые современным масонством. Сириус сияет в наших ложах в виде Пламенеющей Звезды. Солнце символизирует точка внутри круга, а Луна и Меркурий, или Анубис, включены в число Великих Светочей ложи20. Божественную силу в древности приписывали не только им, но и различным фигурам, образуемым звездами на ночном небосклоне. Именно отсюда пошло почитание чисел и глубокое их изучение. Три Великих Царя Пояса Ориона расположены на прямой линии на равном расстоянии друг от друга: две крайние звезды разделяют 3°, а расстояние между каждыми двумя звездами составляет 1° 30′. И точно так же, как число 3 было и остается основным священным числом степени Ученика, так и основной символической фигурой для древних геометров была прямая линия, которая обладает длиной, но не шириной, которая является, в сущности, вытянутой точкой, которая является эмблемой единства, а значит, и Блага, в то время как прерывистая или ломаная линия символизирует двойственность и Зло. Рядом с вышеупомянутыми звездами Пояса Ориона располагаются Гиады, которых пять,- а это число Подмастерья; а еще чуть дальше располагаются Плеяды, которых семь, — число Мастера; таким образом, все три священных для масонства, равно как и для пифагорейской философии, числа располагаются в небесах рядом, причем, именно там, где среди звезд сияет небесный Бык — символ плодородия и зарождения жизни, и Альдебаран ведет в бой небесные воинства (цаваот).
Альгениб21 в Персее и Альмаах22 и Алгол23 — в Андромеде составляют прямоугольный треугольник, иллюстрируя 47-ю проблему Эвклида24 и подвеской Досточтимого Мастера сияя в небе. Денебола во Льве, Арктур — в Волопасе, Повязка — в Деве составляют равносторонний треугольник, вселенский символ Совершенства и Божества в тройственности и единстве Его беспредельных свойств — Мудрости, Силы и Гармонии, или порождающей, поддерживающей и разрушительной Его сил. Трое Царей совместно с Ригелем Ориона составляют три треугольника в одном; а Капелла и Меркалина в Возничем, вместе с Беллатрикс и Бетельгейзе в Орионе, составляют два равнобедренных треугольника в Бете Тельца, которая равноудалена от обеих звездных пар, без нее составляющих прямоугольный параллелограмм, то есть прямоугольник, столь часто упоминаемый среди символов многих наших градусов.
Юлий Фирмик в своем описании Мистерий древности утверждает: «Эти погребальные ритуалы, ежегодно справляемые по умершему Осирису, имеют физическое обоснование, по мнению их сторонников. Они именуют жизненное семя Осирисом, Землю — Исидой, природный жар — Тифоном, а поскольку плоды Земли прорастают под воздействием природного жара и собираются человеком для пропитания, сим отделяясь от Земли — своей супруги, а затем снова засеваются с приближением зимы, — они и считают их аллегорией гибели Осириса; а когда, при условии правильного землепользования, эти семена снова прорастают в земле и снова приносят плоды, древние полагают это аллегорией воскресения и нового обретения Осириса».
Без сомнения, падение листьев с деревьев и гниение трав осенью считалось древними народами явным результатом воздействия тех сил, которые обращают жизнь в смерть с тем, чтобы впоследствии заново возродить жизнь. Древние видели в этих явлениях знамения смерти всей Природы, равно как появление на земле новой травы, на деревьях — почек и затем листвы, виделось им знамением возрождения жизни; однако все эти признаки были вторичными по отношению к небесным перемещениям Солнца. Именно его смерть ритуально оплакивалась народами Востока, а не смерть этих вторичных проявлений его животворящей силы; именно с его смертью и последующим воскресением они связывали небесные перемещения практически всех звезд и планет.
Мы уже упоминали о той связи, которая существует между двенадцатью знаками Зодиака и легендой степени Мастера. Здесь можно привести еще несколько достойных внимания совпадений.
На Мастера Хир-Ома были совершены нападения у Восточных, Западных и Южных врат Храма. Как мы уже знаем, древние называли равноденствия Небесными Вратами, а сирийцы и египтяне считали Рыб (созвездие рядом с Водолеем, одной из звезд которого является Фомальгот) покровительницами насилия и смерти.
Мастер Хир-Ом пролежал в первой могиле семь дней; а во время Зимнего солнцестояния длина светового дня остается минимальной и неизменной на протяжении пяти — шести дней. Затем Солнце начинает движение на Север, и, как Осирис воскресал к новой жизни в этот период, так и Мастер Хир-Ом воскрес в силу необоримого влияния Льва, ожидавшего его в точке Летнего солнцестояния и притягивавшего к себе.
Имена троих убийц Мастера Хир-Ома вполне могут происходить от названий этих трех звезд. Многие годы мы впустую ищем происхождение имен Юбела, Юбело и Юбелум в древнееврейском и арабском языках. Однако на этих языках они звучат совершеннейшим абсурдом и не имеют ровным счетом никакого смысла. Впрочем, также такие имена, как Гибс25, Гравелот26, Хобген27 и прочие упоминаемые в ритуалах Древнего и Принятого Устава28, не имеют ни корней, ни смысла в каком-либо из известных нам древних языков. Но когда Солнце вследствие прецессии равноденствий пребывало в Весах в день Осеннего равноденствия, когда приходил конец царствию в мире Тифона, оно в этом знаке встречалось с тремя звездами, составлявшими треугольник: Зубен-ас-Хамали на Западе, Зубен-ак- Раби на Востоке и Зубен-аль-Губи на Юге, то есть непосредственно под тропиком Козерога, в области вечной тьмы. Вполне вероятно, что именно искаженные названия этих звезд и стали для нас именами убийц Великого Мастера. В Зубен-ак-Раби мы видим прототип имени Юбелума Акиропа29; в Зубен-аль-Губи — Юбело Гибса; время и безграмотность толкователей и переводчиков могли даже превратить слова «ас-Хамали» в «Гравелот».
Исида, воплощенная Луна, в слезах отправилась на поиски своего супруга. Девять или двенадцать (в зависимости от устава) Подмастерьев в белых запонах отправились на поиски тела Мастера Хир-Ома в легенде степени Мастера: в нашем уставе это Девять Рыцарей Избранников, или Мастера Избранники Девяти. На пути Луны по небосклону расположены девять примечательных звезд, при помощи которых моряки определяют географическое положение своих кораблей: Ариет30, Альдебаран, Поллукс, Регул, Повязка Девы, Антарес, Альтаир31, Фомальгот и Маркаб32. Древние вполне могли полагать, что эти звезды помогали Исиде в ее поисках.
В легенде степени Мастера Йоркского Устава на поиски тела Хир-Ома и его убийц отправились двенадцать Подмастерьев. Это число соответствует числу Плеяд и Гиад в Тельце, среди каковых звезд находилось Солнце в тот месяц, когда Свет начинал победное шествие к окончательному торжеству над Тьмой и проводились мистериальные празднества. Мы уже видели, что эти звезды издревле пользовались повышенным вниманием со стороны астрономов и поэтов. Для заблудившегося морехода Плеяды были путеводными звездами; для земледельца — Весенними Девами, вестницами времени цветения и плодоношения.
Поскольку в наше время видны только шесть звезд Плеяд, число 12 могло быть получено в результате установления древними астрономами связи между ними, Альдебараном и пятью наиболее яркими звездами Гиад, расположенными в той же области небосклона; это Трое Царей в Орионовом поясе и Беллатрикс и Бетельгейзе на плечах Ориона.
«Можешь ли ты, — вопрошает Иов, — связать узел Хима и разрешить узы Кесиль?33» И в Книге Амоса мы снова видим, что эти звезды связываются с понятием торжества Света над Тьмой: «Кто сотворил Семизвездие и Орион, и претворяет смертную тень в ясное утро34…».
По древней масонской легенде, Подмастерьев привела к пещере, где скрывался Абирам35, собака. Волопас в древности именовали Калеб Ануба — Лающий Пес, и воплощением его был бог Анубис с собачьей головой, сопровождавший Исиду в ее поисках. В Книге Иова также проводится параллель между Арктуром, одной из звезд Волопаса, ярко- красным, точно в гневе или рвении, и Плеядами с Орионом. Когда Телец открывал солнечный год, Арктур вставал в период Зимнего солнцестояния сразу после Солнца, точно искал его, шел по его следам во тьме, и действительно, через шестьдесят дней, они вставали вместе, словно поиски наконец увенчались успехом. Тогда же, то есть в дни Зимнего солнцестояния, Орион восходил в полдень, а ночью словно отправлялся на поиски Солнца.
И снова, возвращаясь к описанию вхождения Солнца в период Осеннего равноденствия, стоит упомянуть о том, что девять звезд примерно одновременно с Солнцем достигают меридиана; они восстают практически одновременно с заходом Весов, а поэтому кажется, что они преследуют это созвездие. Это Капелла и Менкалина36 в Возничем, Альдебаран — в Тельце, Беллатрикс, Бетельгейзе, Трое Царей и Ригель — в Орионе. Альдебаран первым проходит меридиан, тем самым оправдывая свой титул Путеводной звезды. Никогда на небосклоне более не сходятся в одном месте столько знаменитых и примечательных звезд. Чуть далее к югу с ними соседствует Сириус — Собачья Звезда, которая и привела девятерых Избранников к пещере убийцы Великого Мастера.

  1. В действительности не имя бога, а название религиозного корейского учения — хондогьо, суть которого изложена в виде формулы из 21 слова, называемой «хумин» и якобы дарующей просветление. Перепись 1979 г. свидетельствует о наличии в Корее более миллиона приверженцев этой веры. — Р. Х.
  2. Греческий философ III в. н. э., прославился составлением десятитомной антологии греческой философской мысли своего времени (седьмой том утерян). — Р. Х.
  3. Византийский словарь X в. В прошлом историки полагали, что слово «Свида», или «Суда», означает имя его автора, но в настоящее время признано, что автор лексикона неизвестен. Возможно, что в его создании участвовало несколько составителей. — Прим. перев.
  4. Другие варианты написания — «Ахмим», «Эхмин», «Хеммис» и «Панополь». Город на восточном берегу Нила в Верхнем Египте. Возможно, назван по имени фараона Хент-мина. Богом-покровителем города был Мин, римлянами отождествлявшийся с Паном, откуда и название «Панополь». Страбон особо выделяет местных ткачей, заменитых отличным качеством выделывавшегося полотна. Пайк определенно ссылается на легенду об Осирисе и Исиде в изложении Плутарха. — Р. Х.
  5. Храм в местности к югу от Милета в современной Турции. Здесь был оракул Аполлона, как и в Дельфах, уничтоженный персами, но восстановленный и заново освященный Александром Македонским. — Р. Х.
  6. Дочь критского царя Миноса. Когда Тесей прибыл на остров в качестве жертвы для Минотавра, Ариадна полюбила его и подарила ему клубок нити, чтобы с его помощью отмечать путь в Лабиринте. Тесей убил Минотавра и вышел из Лабиринта, но затем покинул Ариадну. По некоторым легендам, впоследствии она стала возлюбленной Диониса и после смерти была помещена последним на небо в виде своей свадебной диадемы — Corona Borealis. — Р. Х.
  7. Александрийский поэт и ученый (ок. 276 — 194 гг. до н. э.), первый, путем геометрических вычислений, обмерил окружность земли. Также ему приписывается изобретение календаря с високосными годами, а также многочисленные труды в различных областях естествознания. — Р. Х.
  8. Египетский город в дельте Нила. Это название приводит Плутарх. Сами египтяне называли его «Пер-Уатшет». — Р. Х.
  9. Данное созвездие, в разное время и у разных народов именовавшееся то Змеем, то Драконом, было известно еще Эратосфену. Упоминание Пайком «небесных войн», вероятно, восходит к «Мифам и чудесам астрономии» Ричарда Энтони Проктора (1834 — 1888): «Обладая богатой фантазией, можно увидеть в постепенном удалении Дракона от мест своей былой славы, как это принято в мифологии некоторых народов, падение «большого красного дракона с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадим. Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю» (Откровение Иоанна, 12:3 — 4)». Проктор определенно имеет в виду перемещение звездного полюса из Альфы Дракона в современную Полярную звезду. — Р. Х.
  10. Пайк здесь цитирует Плутарха, писавшего в труде об Исиде и Осирисе, что боги возвестили рождество Осириса некоему человеку по имени Памилий, который и стал наставником молодого бога. В честь него были учреждены празднества Памилии, которые, по описанию Плутарха, напоминали греческие Фаллофории, или Приапии, посвященные поклонению фаллосу, а следовательно, ранним религиям плодородия. Гораздо менее понятно, как эти празднества могли быть связаны с наставником Осириса. Они справлялись в новолуние в начале марта, отмечая начало весны. Примечательно, что этот праздник был воспринят Католической церковью и переименован в Благовещенье Девы Марии, поскольку таким образом Рождество закономерно приходится на 25 декабря, изначально также языческий праздник — рождество персидского солнечного бога Митры. — Р. Х.
  11. В классической греческой мифологии — дочь первого царя Аргоса и первая жрица Геры. Зевс полюбил ее, вызвав ревность Геры (Пайк пользуется римским именем этого бога «Юпитер»). Будучи превращенной Герой в корову и бежав от своего пастуха, Ио переплыла море, ныне называемое Ионийским, и пролив, ныне называемый Босфором (т. е. «бычьим бродом», или, по-английски, «Оксфордом»), и оказалась в Египте, откуда и ее отождествление с Исидой. — Р. Х.
  12. Лат. «Cynosura» — «Собачий Хвост», звезда на «рукояти» «малого ковша», в наше время — Полярная звезда. — Р. Х.
  13. Лат. alpha Draconis, несмотря на сохранение за собой этого названия, данная звезда более не является самой яркой в данном созвездии. Около 2750 г. до н. э. она находилась менее чем в 1/6 градуса удаления от географического Северного полюса, а теперь — более чем в 26 градусах от него. Пайк считает ее древней Полярной звездой. Эта звезда располагается невдалеке от центра созвездия Дракона, в древности вращавшегося против часовой стрелке вокруг нее. В разные периоды календарного года она становилась видна в небе Египта то днем, то ночью, в особенности с точки у основания вертикального туннеля в пирамиде Хеопса, что наталкивает исследователей на предположение о том, что она служила строителям этого туннеля ориентиром. — Р. Х.
  14. Spica Virginis, самая яркая звезда в созвездии Девы, двойная звездная система. — Р. Х.
  15. Библейская местность, вероятно, поблизости от древнего Эдома и мертвого моря. Название напоминает о Дихтане, небольшом царстве на Аравийском полуострове. В данном случае приходится сталкиваться с неточностью библейской топонимики. Пайк, согласно Книге Иезекииля (38:13), помещает Дедан и Саву рядом. В этом месте Сава и Дедан представлены братьями-купцами, основателями одноименных селений. — Р. Х.
  16. Древний город на западе современной Саудовской Аравии, примерно в 150 км в глубь страны от Красного моря, оазис, привлекавший в эти места людей для поселения. Зенита славы город достиг, когда в него из Мекки переселился Мухаммад; с момента этого переселения ведет отсчет времени мусульманский календарь. До сего дня Медина является одним из двух главных святых городов ислама. — Р. Х.
  17. Искаженное арабское название Большой Медведицы (не включавшей в себя звездный «хвост»). Это слово означает «предводительница плакальщиц». — Р. Х.
  18. По-арабски это название означает «голова, старшина, начальник», однако звезды с таким арабским названием в созвездии Волопаса нет. Судя по всему, Пайк имеет в виду эту данного созвездия с яркостью 2,8, названную этим народом «Рамх». — Р. Х.
  19. Арабское название нескольких звезд в различных созвездиях. В данном случае Пайк имеет в виду созвездие Волопаса и его эту (п), двойную звезду, одна из звезд которой оранжевая, а вторая синевато-зеленая. Название «Мирах» представляет собой искаженное арабское слово «мизар» — «посяной платок». Эту звезду не следует путать с Мираком в Большой Медведице. — Р. Х.
  20. В данном случае, Пайк, видимо, вследствие описки, смешивает понятия Великих и Малых светочей как символической ложи, так и Шотландского Устава. К Великим Светочам относятся, как это отлично известно всем братьям Ордена, Книга Священного Закона, циркуль и наугольник. А вот к Малым светочам символической ложи относятся Солнце, Луна и Мастер ложи; в ритуале же Шотландского Устава место Мастера отводится среди Малых светочей Меркурию. — Р. Х.
  21. Название происходит от арабского слова «аль-януб» — «сторона» и отражает положение звезды в созвездии Пегаса. — Р. Х.
  22. Третья по яркости звезда созвездия Андромеды, чье название происходит от названия арабского животного, похожего на барсука. — Р. Х.
  23. Вторая по яркости звезда созвездия Персея, в действительности является двухзвездной системой. Пайк ошибается в соотнесении звезд и созвездий, к которым они принадлежат. — Р. Х.
  24. Главная теорема I книги «Начал геометрии» Эвклида, описывает соотношение сторон в прямоугольном треугольнике, доказывая, что площадь квадрата, построенного на гипотенузе этого треугольника равна сумме площадей квадратов, построенных на его катетах. Честь ее открытия не принадлежит Пифагору. Ямвлих, его биограф, утверждает, что Пифагор путешествовал по Египту, где, вероятно, и усвоил ее. Китайцам она также была известна задолго до Пифагора. Пайк считал использование ее символа в символической ложе лишним, полагая, что в данных степенях ее следует только показывать кандидату, не предлагая никаких объяснений. — Р. Х.
  25. Один из вариантов имени одного из Подмастерий-убийц, упоминающихся в ритуале — Gibs, исследователями считается сокращением слова Giblemite — гивлитянин. — Р. Х.
  26. Имя одного из Подмастерий-убийц в третьем градусе, согласно Адонирамическому Уставу. В «Энциклопедии» Маккея говорится, что происхождение имени неизвестно, в то время как Пайк предполагает, что это искажение арабского названия одной из звезд. — Р. Х.
  27. Маккей в своей «Энциклопедии» приводит вариант «Хобен». Это слово считается именем одного из Подмастерий-убийц в легенде третьего градуса. Маккей полагает, что это искаженное древнееврейское слово «ха-боне» — «строитель». — Р. Х.
  28. По неизвестной причине Пайк здесь пользуется английским названием данного устава, в Америке называющегося Древним и Принятым Шотландским Уставом. — Р. Х.
  29. Так у автора: в литературе чаще встречаются варианты «Акирор» и «Акир». — Прим. перев.
  30. Звезда «во лбу» Овна. По-итальянски, все созвездие целиком называется «Ariete». Также эту звезду называли «эль-Нат», от арабского «бодающий рог». В наше время называется просто alpha Tauri (альфа Тельца). В 1580 — 360 гг. до н. э., по крайней мере, восемь древнегреческих храмов были построены ориентированными на эту звезду. — Р. Х.
  31. Самая яркая звезда в созвездии Орла. — Р. Х.
  32. Название происходит от арабского слова, обозначающего фактически любое средство передвижения, например, седло или корабль. Альфа созвездия Пегаса. — Р. Х.
  33. Хим — Плеяды, Кесиль — Орион. Иов, 38:31. — Прим. перев.
  34. Амос, 5:8. Семизвездие — Плеяды. Выделение автора. — Прим. перев.
  35. Кроме масонских легенд, это имя встречается и в Писании, где его носят два человека, один малозначителен (III Царств, 16:34), а второй — отрицательный (Авирон, псалом 105:17, Числа, 16). Персонажу из масонской легенды определенно соответствует второй из них, и это имя как имя одного из Подмастерьев упоминается в легенде 3-го градуса. Возможно, слово «Абирам (Авирон)» происходит от двух корней — латинского ab (от, из) и имени «Хирам» — и, таким образом, может означать «не обладающий качествами Хирама». — Р. Х.
  36. Искаженное арабское название «аль-Манкиб-диль-Инан», звезды, располагающейся на «плече» Возничего. Это двойная звезда в 10 градусах к востоку от Капеллы. — Р. Х.
Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима