Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима
Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима
Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима

Древний и Изначальный Устав Мемфиса-Мицраима

Древний и Изначальный Устав Мемфиса-Мицраима
Масоны в России

Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима

ГУБЕРТ С. БОКС
ПРИРОДА ФРАНКМАСОНСТВА

ЛОНДОН
АВГУСТИН ПРЕСС
1952 г.

Содержание

ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА
ГЛАВА 1. ПРИРОДА ФРАНКМАСОНСТВА
ГЛАВА 2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ФРАНКМАСОНСТВА
ГЛАВА 3. ЦЕРЕМОНИЯ ПОСВЯЩЕНИЯ
ГЛАВА 4. РИТУАЛ СМЕРТИ И ВОСКРЕСЕНИЯ
ГЛАВА 5. ПОГРЕБЕНИЕ И МЕСТЬ
ГЛАВА 6. ПОИСКИ УТРАЧЕННОГО СЛОВА
ПРИЛОЖЕНИЕ А. ИЗЪЯСНЕНИЕ РИТУАЛА ВТОРОГО ГРАДУСА
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. ИЗЪЯСНЕНИЕ РИТУАЛА ТРЕТЬЕГО ГРАДУСА
ПРИЛОЖЕНИЕ В. ЦЕРЕМОНИЯ ПОСВЯЩЕНИЯ ПО «ЯХИНУ И БОАЗУ» ИЛИ ИСТИННЫЙ КЛЮЧ К ДВЕРЯМ ФРАНКМАСОНСТВА
ПРИЛОЖЕНИЕ Г. МАСОНСКАЯ КЛЯТВА ИЗ «МАСОНСТВА В РАЗРЕЗЕ» САМУЭЛЯ ПРИЧАРДА
ПРИЛОЖЕНИЕ Д. СТЕПЕНЬ МАСТЕРА ИЗ «МАСОНСТВА В РАЗРЕЗЕ»

Предисловие автора

Посвящается ДЖОНУ и РИЧАРДУ

Поскольку существует множество тайн, которые имеют законное право таковыми и оставаться, попытки проникнуть в них тому, для кого они не предназначены, были бы действием в высшей степени неприличным и злонамеренным; однако тайны франкмасонства не производят такого впечатления. Главная из них связана с пониманием сущности Бога, а прочие служат исключительно созданию «предохранительного барьера» вокруг главной. «Вся цель градуса [Королевской Арки], — пишет Бр∴ Дж.С.М. Уорд, — состоит в том, чтобы преподать нам сущность Бога». Однако обучать людей сущности Бога — обязанность и долг, в первую очередь, Церкви, исходящий из ее божественного предназначения; поэтому Церковь, сознавая, что некоторые ее члены постоянно воспринимают уроки природы Бога за завесой строгой тайны, от некоего конкурирующего с ней института, не обладающего особым божественным предназначением, — имеет полное право провести расследование, имеющее целью выяснить характер воспринимаемых ими уроков.
Бр∴ А.Е. Уэйт честно признает невозможность того, чтобы с учением такой организации, как Общество Франкмасонов, спокойно мог ужиться институт, претендующий на то, чтобы являться «единственным и божественно предопределенным хранителем веры и нравственности», поскольку масонство на практике оказывается в глазах людей иной, независимой этической системой, иным руководством к жизни. Исходя из этого, как внешне, так и по сути, как изначально, так и в настоящий момент, — соперник и конкурент Церкви. Он также указывает на то, что «это соображение безотносительно к тому факту, что масонство является, прежде всего, тайным обществом, но, тем не менее, последнее обстоятельство лишь отягчает создавшееся положение».
В противовес широко распространенному мнению, масонскую тайну не так уж и сложно вызнать; и поскольку я не приносил торжественного обещания «нерушимо хранить тайны и секреты масонского Ордена», я не считаю себя не в праве предать огласке результаты своего расследования. Тем не менее, в основном, я стремился ограничиться в своем раскрытии всяческих секретов теми из них, которые имеют то или иное отношение к вопросам теологии. Таким образом, я уклонился от прямого разглашения, например, масонских опознавательных знаков, поскольку они не имеют непосредственного отношения к цели написания данной работы. Я даже целенаправленно пропустил в цитате из Изъяснения Ритуала Второго Градуса один весьма откровенный абзац, в котором практически раскрывалось проходное слово из первого во второй градус.
Я не пользовался в своем расследовании какими-либо печатными ритуалами Искусства, однако обращался к разнообразным исследованиям. В то время, как истинным является предположение Бр∴ Бернарда Джонса о том, что «утверждение относительно того, что какого-либо единообразного ритуала [Королевского Искусства] не существует… является… скорее всего, измышлением, удобным для распространения в обществе», однако истинно также и то, что «не существует какого-либо единообразного печатного ритуала». Составитель «Исправленного ритуала спекулятивного франкмасонства» утверждает, что «невозможно найти два совершенно идентичных в исполнении ритуала, и в некоторых случаях расхождения в них весьма существенны. Никакие две ложи, пусть даже располагающиеся в одном городе или даже одном квартале, не работают по, в точности, схожим ритуалам; и в некоторых случаях различия резко подчеркнуты. Единообразия здесь никоим образом не существует и, вероятно, не будет существовать и в будущем». Тем не менее, вряд ли вызывает сомнение тот факт, что «Великая Ложа, в любом случае, постоянно стремится удостовериться в том, что ложи не искажают основ, сущности ритуалов… В английских ложах существует один главный ритуал, полноправно признанный и принятый для регулярного совершения, который берет свое начало на заре девятнадцатого века и передается неизменным из поколения в поколение». Также мной были изучены несколько печатных вариантов ритуала Королевской Арки.

«… и нет ни в ком ином спасения.
Ибо нет другого имени под небом,
данного человекам, которым надлежало бы нам спастись».
Деяния Апостолов 4:11-12

ГЛАВА 1. ПРИРОДА ФРАНКМАСОНСТВА

В своей речи, адресованной новопосвященному после церемонии инициации во франкмасонство Досточтимый Мастер поздравляет его с принятием в некое древнее и высокочтимое сообщество: древнее, поскольку след его теряется во времени; высокочтимое, поскольку с самого начала своего существования обеспечивает высшими почестями тех, кто остается верен его принципам. Высказывается мнение, что ни одно сообщество в мире не стоит на столь прочном фундаменте, как Общество Франкмасонов, а именно, на поклонении всем и всяческим общественным и нравственным добродетелям. «Его достоинства привели его к такому величию, что во все времена монархи всех стран покровительствовали и споспешествовали Искусству; они не считали унизительным для себя сменить скипетр на мастерок, под их эгидой собирались наши ложи, в заседаниях которых и они сами принимали участие». Перед этим новопосвященному сообщалось о том, что в масонстве существует несколько градусов, каждому из которых соответствуют свои собственные таинства, и что их сообщают далеко не всем и каждому, а наоборот, кандидатов приобщают к ним в зависимости от их заслуг и способностей.
Довольно много о «предварительной», или чисто этической, стороне франкмасонства можно узнать из того, что называется «Изъяснением Ритуала Первого Градуса». Там нашему вниманию предлагается чисто нравственная сторона религии и предлагается своеобразный метод Спасения, сильно отдающий пелагианством. Важно осознавать, что хотя в большинстве английских лож «Книга Священного Закона», упоминающаяся в «Изъяснении…» — это Библия, вместо нее может быть использовано и священное писание любой другой религии. Там говорится, что «в ложе, состоящей исключительно из иудеев, на алтарь кладется Ветхий Завет, а в магометанской стране в этих целях может быть использован Коран». Что особенно важно, так это то, что «Книга Священного Закона, своего рода религиозный кодекс, являющийся реальным отражением Божественной воли», должна являться непременным атрибутом убранства ложи. Во время собраний она всегда держится открытой, и на ней приносятся различные клятвы. Франкмасонство ценит Книгу Священного Закона не только и не столько за ее содержание, сколько за ее символическое значение. Как и все прочее в ложе, Библия исполнена символического значения. Она представляет собой буквально все, что кто бы то ни было, пожелал, чтобы она представляла. Доктор Форт Ньютон пишет: «Как и все прочее в масонстве, Библия, изобилующая символами, сама по себе есть символ — часть, принятая за целое. Это символ Книги Истины, Свитка Веры, Скрижалей Господней Воли, воспринятый человечеством на заре его существования — постоянное и непрерывное Откровение Господом Самого Себя человечеству в прошлом, настоящем и во все времена и по всей Земле. Таким образом, теми самыми почестями, которые масонство воздает Библии, оно преподает урок почитания любой Книги Веры, в которой человечество находит помощь сегодня и надежду на завтра… Будь это Евангелие христиан, Книга Закона иудеев, Коран мусульман или Веды индусов, с масонской точки зрения, все они несут нам одну основную идею — они символизируют Волю Господа, открытую людям и донесенную в той форме, в которой он посчитал это должным, до великого сообщества искателей и открывателей истины». «Масонство не предпринимает попыток, — пишет доктор Макей, — вторгаться в особенности религиозного мировоззрения своих членов, кроме тех случае, когда речь идет о вере в Бога и того, что непременно следует из факта наличия этой веры. Для спекулятивного масона, Книга Закона — это его символический чертеж; без этого он не может работать; этот чертеж составляет для него все то, во что он верит как в проявление воли Великого Архитектора, все то, что постоянно должно сопутствовать ему в его спекулятивных трудах, быть его спутником и проводником». Бр∴ Т.Х.Р. указывает в своей статье «Каковы наши принципы?» в «Масонской Хронике», что «Библия в масонстве — всего лишь один из Великих Светочей и никогда не была чем-то большим, поскольку масоны не обязаны верить в ее учение, если это отдельно не предусмотрено внутренним распорядком… Мы не используем Библию как свидетельство того, что мы, как общество, обязательно и беспрекословно принимаем все ее учения и доктрины… Масонство, как организованное сообщество, не требует и никогда не требовало такой веры от своих адептов. Таким образом, в ложе Библия не может занимать иного места, чем место одного из символов. Когда мы говорим, что Библия является одним из Великих Светочей масонства и в качестве такового — управителем и проводником нашей веры, это должно пониматься только и исключительно символически, как в случае с описанием двух других Великих Светочей, циркуля и наугольника. Она является управителем и проводником нашей веры, поскольку то, что она символизирует, Истина, должна управлять нами и направлять нас в нашей вере, а также во всех наших верованиях, помыслах, словах и поступках».

Изъяснение ритуала Первого Градуса свидетельствует:

«Обычаи и обряды франкмасонства всегда несли на себе отпечаток связи со своими истоками в древнем Египте. Египетские философы, не желая раскрывать тайны своих мистерий профанам, скрывали основные принципы своих учений под маской знаков и цифр, которые они излагали только своим первосвященникам, или магам, связанным обетом молчания. Система Пифагора была выстроена по тому же плану, равно как и многие другие, более поздние. Масонство же является не только самым древним из всех орденов, какие когда-либо существовали, но и самым совершенным, поскольку каждый из символов, изображение которых можно встретить в ложе имеет и огромное нравственное значение, а также побуждает к следованию Добродетели.
Форма масонской ложи — прямоугольник, в длину — от Востока до Запада, в ширину — от Севера до Юга, в глубину — от земной поверхности до ее центра и в высоту — от земной поверхности до небес. Такие глобальные размеры ложа имеет для того, чтобы свидетельствовать о вселенском характере Науки, а также о том, что масонское милосердие не должно знать иных пределов, кроме Долга.
Ложа стоит на святой земле, потому что первая ложа была освящена тремя великими жертвами, совершенными в ней, которые были приняты Господом: во-первых, это самоотверженная готовность Авраама следовать заветам Господа и не пожалеть даже своего единственного сына Исаака принести в жертву, когда Господь захотел видеть его среди жертв Себе; во-вторых, это бесчисленные молитвы и пожертвования Царя Давида, которые смирили Господний гнев и усмирили волнения в народе, возбужденные проводимой им переписью населения; и в-третьих, многочисленные благодарения, всесожжения и неисчислимые жертвы, совершенные Царем Соломоном при завершении строительства и освящении Иерусалимского Храма во славу Господню. Эти три великие жертвы освящали, освящают и всегда будут освящать почву, на которой зиждется масонство.
Ложа расположена в длину строго с Востока на Запад, на что имеются три причины: первая состоит в том, что Солнце, слава Господа, восходит на Востоке и заходит на Западе; вторая — в том, что просвещение зародилось на Востоке, а затем распространило свой священный свет на Запад; третья же причина требует более подробного объяснения, которое приводится в четвертом разделе Учения Первого Градуса.
Свод ложи поддерживают три великие колонны, именующиеся Мудрость, Сила и Красота; Мудрость — чтобы управлять деяниями масона во всех его начинаниях; Сила — чтобы поддерживать его во всех невзгодах; Красота — чтобы совершенствовать его внутренний мир. Вселенная — есть Храм Божества, которому служат масоны. Мудрость, Сила и Красота расположены вокруг Его престола как колонны, поддерживающие Его труды. Его Мудрость бесконечна, Его Сила всеобъемлюща, а Красотой проникнуто все сотворенное Им в Симметрии и Порядке. Он распростер над землей покров звездного неба; Он окружил Свой престол Землей; Он короновал Свои небеса звездами, точно бриллиантовой диадемой, и в руке Его и сила, и слава. Солнце и Луна — суть посланцы Его воли, и все его законы суть Истина. Три великие колонны, поддерживающие свод ложи, — суть символы Его священных черт; кроме того, они далее представляют собой Соломона, Царя Израильского, за его мудрость при строительстве, завершении и освящении Иерусалимского Храма во Славу Господню; Хирама, Царя Тирского, за его силу при снабжении строительства материалами и мастерами; и Хирама Абиффа, за его взыскательное и изощренное мастерство в украшении и совершенствовании здания. Однако поскольку в архитектуре не существует ордеров, которые носили бы названия Мудрости, Силы и Красоты, они символизируются тремя самыми распространенными из существующих ордеров, а именно, Дорическим, Ионическим и Коринфским.
Покровом ложе служит звездное небо. Масоны стремятся достигнуть его при помощи лестницы, которая называется Лестницей Иакова. Она состоит из многих поворотов, или витков, которые представляют собой различные добродетели, но среди них есть три важнейших, а именно, Вера, Надежда и Милосердие, Вера в Великого архитектора Вселенной, Надежда на Спасение и Милосердие ко всем людям. Лестница достигает небес и покоится на Книге Священного Закона, поскольку идеи Священного Писания учат нас верить в благо Божественного Провидения. Это укрепляет Веру и позволяет взойти на первую ступень. Эта Вера, без сомнения, будит в нас Надежду возвыситься и испить блага этого Провидения, в то время как сама по себе Надежда позволяет подняться на вторую ступень. Третья и последняя ступень — это Милосердие, которое венчает собой все остальное, и каждый масон, исполненный этой добродетели, в полном смысле этого слова может считаться достигшим высот масонства, образно выражаясь — Предвечного Чертога, обычно скрытого от взоров смертных звездной твердью, которая изображается в ложах семью звездами, представляющими собой семерых регулярно посвященных масонов, без коего числа членов ни одна ложа не совершенна и ни один кандидат не может быть посвящен в ней в Орден.
Внутреннее убранство ложи составляют украшения, обстановка и сокровища. Украшения — это мозаичный пол, или превосходное по красоте покрытие ложи, Пламенеющая Звезда, или Слава, в центре и мозаичная граница, или внешняя канва, окружающая мозаичный пол. Мозаичный пол, в его пересечении линий и цветов, представляет собой разнообразие природы, как живой, так и неживой, украшающей и совершенствующей все сотворенное. Пламенеющая Звезда, или Слава, в центре представляет собой великое светило, Солнце, которое освещает Землю и в своем Божественном свете несет благо всему человечеству. Мозаичная граница представляет собой планеты, образующие прекрасный хоровод, окружающий Солнце.
Обстановка состоит из Книги Священного Закона, циркуля и наугольника. Священное Писание, данное Господом всему человечеству в целом, служит для управления верой; на нем приносят клятву посвящаемые во франкмасонство. Циркуль и наугольник, в их соединении, управляют жизнью и действиями масонов; циркуль принадлежит лично Великому Мастеру, а наугольник — всем братьям.
Сокровища бывают движимыми, коих насчитывается три, и недвижимые, коих тоже три. Движимые сокровища — это наугольник, уровень и отвес. В среде оперативных масонов наугольник служит для проверки и исправления прямых углов здания, а также для приведения грубого камня, назначенного для постройки, в соответствие с чертежами; уровень служит для определения уровней здания и проверки гладкости горизонтальных поверхностей; отвес же — для проверки и исправления вертикальных поверхностей, устанавливаемых на этой выверенной основе. Среди же Вольных и Принятых Каменщиков наугольник учит нравственности, уровень — равенству, а отвес — справедливости и честности в помыслах и делах. Они именуются подвижными сокровищами, поскольку их, в виде талисманов, носят на груди Досточтимый Мастер и оба Стража, которые передают их своим преемникам в день инсталляции.
Недвижимые сокровища — это чертежная доска и Грубый и Отесанный Камни. На чертежной доске Мастер оставляет чертежи и руководства для последующих работ; над грубым камнем должен работать Ученик, отесывая, исправляя и отсекая от него все лишнее; отесанный же камень предназначен для опытного мастерового, который по нему проверяет, насколько он преуспел в Искусстве. Все они именуются недвижимыми сокровищами, поскольку во все время собрания они лежат открытыми для взора и недвижимыми, чтобы все братья могли смотреть на них и предаваться размышлениям. Поскольку чертежная доска служит Мастеру для того, чтобы оставлять на ней чертежи и руководства для дальнейшей работы, что, в свою очередь, позволяет простому каменщику продолжать свои труды в нужном направлении и с должным прилежанием, постольку же Книга Священного Закона может считаться духовной чертежной доской Великого Архитектора Вселенной, на которой запечатлены те божественные нравственные законы, которые были однажды сообщены человечеству для того, чтобы оно вечно им следовало, для того, чтобы достичь Предвечного, Нерукотворного Престола Небесного. Грубый камень представляет собой человеческое сознание на его примитивном, ребяческом уровне развития, грубое и нешлифованное, которому и суждено быть таковым до тех пор, пока, по получении свободного и добродетельного образования, человек становится достойным членом цивилизованного сообщества. Отесанный камень, выровненный и отшлифованный, представляет собой человека, который, прожив жизнь, полную деяний, исполненных добродетели и набожности, достоин Господнего испытания наугольником Его Слова и циркулем его собственной совести.
Во всех должным образом учрежденных и достойно управляемых ложах пребывает изображение точки внутри круга, около которого братьям не следует находиться. Круг ограничен с Севера и Юга двумя великими параллельными линиями, одна из которых представляет собой Моисея, а вторая — Царя Соломона. Сверху круга покоится Книга Священного Закона, поддерживающая Лестницу Иакова, вершина коей достигает небес; и если кто-либо так же близок к учению этой святой Книги и так же следует ему, как эти параллельные линии, то он предстанет в конце своей жизни перед Тем, кто не способен обмануть или быть обманутым. Путешествуя по этому кругу, необходимо затронуть в своем путешествии обе эти параллельные линии, равно как и Книгу Священного Закона; и пока масон помнит об этом путешествии по кругу, он не может ошибиться.
Отесанный камень в ложе поддерживает инструмент, известный как Рычаг. Он сделан из сплава определенных металлов, что позволяет ему, будучи вознесенным в щель, проделанную в камне, поднимать значительные по весу куски камня и укладывать их на нужное место. Слово «рычаг» означает также силу, и этим же словом именуют сына масона. Обязанность его по отношению к своим родителям состоит в том, чтобы нести на себе ярмо и жар рабочего дня, из деятельности, свойственной которому, он чаще всего бывает исключен в силу своего малого возраста; а также в том, чтобы помогать им в часы необходимости, чтобы исход их дней был им благостен и спокоен. Это даст ему то преимущество, что он может сделаться масоном вне всякой очереди.
В каждом углу ложи висит по кисти, которые должны напоминать масону о четырех основных добродетелях, а именно, о терпимости, стойкости, осмотрительности и справедливости. Основными же чертами истинного масона всегда должны быть добродетель, честь и милосердие».
Довольно большая часть масонских символов — фаллическая по своему происхождению и берет свое начало в древнейших солярных культах. «Точка внутри круга» — это тот символ, который можно найти в «любой должным образом учрежденной ложе». Ее изначальное символическое значение можно узнать «из истинной истории ее связей с фаллосом античных мистерий». Судя по утверждению Бр∴ Макея, «символы и фаллоса, и точки внутри круга происходят из одного источника, следовательно, они должны быть схожими и в своем значении. Однако фаллос должен был, по идее, служить символом мужской производительной силы, или плодородия, которое, по учению античных мудрецов, соответствовало Солнцу (при условии, что они принимали во внимание лишь сотворенное, но не Творца), поскольку за счет солнечного Света и Тепла Земля делается плодородной, и плоды ее достигают зрелости. Первоначально точка внутри круга служила символом Солнца». «Фаллос был деревянным изображением membrum virile, который, водруженный на шест, представлял собой ведущий символ большинства языческих мистерий, которому поклонялись как символу мужского производительного принципа. Впервые поклонение фаллосу было введено в древнем Египте. Происхождение данного обряда таково: после убийства Озириса и расчленения его тела Тифоном Изиде дано было право собрать все части его тела, кроме гениталий. Им же, поскольку они были утрачены, она воздала наибольшие почести. Фаллос, точнее, его изображение, было вырезано из дерева, а позже его носили на руках во время традиционных празднеств в честь Озириса, как символ плодородия. Его обычно несли люди величайшей добродетели, и само упоминание его не будило ни в ком нечистых или фривольных мыслей. Из Египта этот образ пришел в Грецию и стал частью Дионисийских мистерий. В мистериях древней Индии он назывался «лингам», и его изображение пребывало в Святая Святых индийских храмов. Его, еще идолопоклонниками, почитали израильтяне, которые восприняли этот образ от моавитян еще в пустыне Греха под именем Ваал-пеора. Короче говоря, поклонение фаллосу, под тем или иным именем, было характерно для всех народов древности».

Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима