Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима
Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима
Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима

Древний и Изначальный Устав Мемфиса-Мицраима

Древний и Изначальный Устав Мемфиса-Мицраима
Масоны в России

Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима

ГУБЕРТ С. БОКС
ПРИРОДА ФРАНКМАСОНСТВА

В одном из ранних вариантов катехизиса девятого градуса («Рыцарь Избранник Девяти») говорится:
«В.: Мастер ли ты Избранник Девяти?
О.: Мне ведома пещера.
В.: Что видел ты в пещере?
О.: Свет, кинжал и источник, а также изменника Ахирона.
В.: Какая польза тебе была от того, что ты видел?
О.: Свет был, чтобы разогнать тьму в пещере; кинжал — чтобы отомстить за смерть нашего Мастера Хирама Абиффа; источник — чтобы утолить мою жажду.
В.: Где ты стал Мастером Избранником?
О.: В зале аудиенций дворца Царя Соломона.
В.: Сколько там было Мастеров Избранников?
О.: Девять, из которых один был я сам.
В.: Из какого количества и из кого были избраны эти девять?
О.: Из более чем девяноста, по большей части, Надзирателей за Строительством.
В.: Что побудило тебя стать Мастером Избранником?
О.: Желание отомстить за гибель нашего Мастера Хирама Абиффа, уничтожив его убийцу.
В.: Где обнаружил ты убийцу?
О.: На полу пещеры, что расположена у подножия горящего куста, близ Яффы, невдалеке от моря.
В.: Кто указал тебе путь туда?
О.: Неизвестный.
В.: Какими путями пробирался ты туда?
О.: Темными и почти непроходимыми.
В.: Что сделал ты, войдя в пещеру?
О.: Завладел кинжалом, коий нашел там же, и с такой силою поразил убийцу в голову и в сердце, что он тотчас же испустил дух.
В.: Сказал ли он что-нибудь перед смертью?
О.: Он произнес одно лишь слово.
В.: Что это было за слово?
О.: «Некам!», что означает «Месть свершилась!».
В.: Как было освящено твое избрание?
О.: Местью, непокорностью, милостью и восемью и одним.
В.: Объяснись.
О.: Местью я уничтожил изменника; непокорностью я нарушил приказ, данный мне Царем; милостью, после ходатайства моих собратьев, я обрел его прощение; восемью и одним, ибо только лишь мы девятеро были избраны для этого дела.
В.: Что ты сделал, убив изменника?
О.: Я отсек его голову, утолил мучившую меня жажду из источника, возлег, утомившись, на пол пещеры, уснул и спал до тех пор, пока в пещеру не вошли мои собратья, сотрясая ее своды призывами к возмездию.
В.: Как принял тебя Соломон, когда ты передал ему голову изменника?
О.: С гневом, поскольку надеялся вознаградить себя зрелищем справедливого возмездия; он даже приказал казнить меня, но затем помиловал за мое усердие.
В.: Что означала темная комната, куда тебя отправили перед тем, как ввести сюда?
О.: Она представляет собой пещеру, в которой я обнаружил изменника.
В.: Зачем ты был оставлен там под повязкой?
О.: Чтобы пробудить во мне воспоминание о сне изменника и мысли о том, сколь часто полагаем мы себя в безопасности после совершения преступления именно тогда, когда находимся в серьезнейшей опасности.
В.: Каковы были шаги избранников?
О.: Тьма заставляла их закрывать руками голову, чтобы не повредить ее о выступы пещеры; и поскольку путь их был неровен и неторен, им приходилось часто продвигаться по нему, ступая накрест.
В.: Что означает пес, которого ты видишь изображенным здесь?
О.: Неизвестного, или Доброго Горожанина, который послужил избранникам проводником.
В.: Что означает обнаженная рука, держащая кинжал?
О.: За преступлением всегда следует возмездие.
В.: Что означает черная лента с кинжалом?
О.: Горе и траур по Хираму Абиффу, которые все еще остаются среди каменщиков, хотя один из его убийц уже понес кару от их рук, — ведь остальные еще остаются ненаказанными.
В.: Какими эмблемами мы пользуемся для увековеченья числа избранных?
О.: Во-первых, это девять роз у нижнего края наших черных лент; во-вторых, это девять светочей в зале Капитула; в-третьих, — девять ударов скипетра о кинжал. Все это — эмблемы девяти избранников. Красный цвет — символ крови, пролитой в Храме и не смытой, по приказу Царя, до тех пор, пока не свершилась месть.
В.: Как носишь ты свою черную ленту?
О.: С правого плеча на левое бедро, с кинжалом на ее конце.
В.: Какого цвета твой запон?
О.: Белого, с черной каймой, с красными пятнами, на клапане — рука, держащая кинжал; в центре — рука, держащая за волосы окровавленную человеческую голову.
В.: Какого цвета убранство Капитула Избранников?
О.: Красного и белого, с языками пламени: красными — на белом и белыми — на красном. Красный цвет означает пролившуюся кровь, а белый — чистоту и невиновность Избранников.
В.: Почему в Капитуле лишь один Страж?
О.: Потому, что Капитул собирался во дворце Соломона, куда был закрыт доступ всем и каждому, кроме его любимца, который был посвящен в то, что происходит.
В.: Что еще остается сделать?
О.: Ничего, коль скоро все цели достигнуты, и Мастер Хирам Абифф отмщен.
В.: Когда девять избранников отправились к пещере?
О.: Как только стемнело.
В.: Когда они возвратились?
О.: На рассвете.
В.: Каков твой возраст.
О.: Совершенный, восемь и один».

Второе действие этой драмы мести составляет легенду, преподаваемую в десятом градусе, носящем название степени «Избранника Пятнадцати». На поиски оставшихся двоих убийц высылаются пятнадцать верных братьев, которые настигают изменников в каменоломне близ Гата и силой приводят обратно в Иерусалим. Сурово отчитав их сперва за столь ужасное преступление, Соломон отдает приказ заточить их в башню Ахишар. На следующий день изменников привязали к столбам и вспороли им животы. Они оставались в таком положении в течение восьми часов на палящем солнце, в то время как мухи и прочие насекомые пили их кровь. Их стоны и плач были столь горестны, что, в конце концов, они тронули даже сердце палача. Он милосердно отсек им головы и водрузил последние на шесты, которые выставил на всеобщее обозрение. Обезглавленные же тела были сброшены вниз с городской стены.
В одиннадцатом градусе, называющемся степенью «Совершенного Избранника» разыгрывается третье действие этой драмы. Царь Соломон награждает всех тех, кто на деле доказал свою верность клятве мести. Бр∴ Маккленахан так повествует об истории этого градуса в своей «Книге Древнего и Принятого Шотландского Устава»: «Когда преступников постигло справедливое наказание, описанное в легендах предыдущих градусов, Царь Соломон учредил этот градус как для поощрения усердия и верности Избранников Пятнадцати, которые помогли этому наказанию свершиться, так и для того, чтобы посвятить других достойных этой милости братьев в более высокие степени, «освободив» в их капитулах несколько мест. Двенадцать из Избранников Пятнадцати он сделал Совершенными Избранниками, также воспользовавшись для этого жребием, поместив листки бумаги с их именами в урну, чтобы никого не оскорбить недоверием. Двенадцать тех, листки с чьими именами были извлечены из урны первыми, составили Капитул, которому Соломон дал власть над двенадцатью коленами Израилевыми. Каждого из них он нарек Эмет, что по-древнееврейски означает «истина». После этого он показал им сокровища, хранившиеся в скинии. Таковы, брат мой, главные события истории этого градуса, изображенные на его чертежной доске, и именно их ты должен сделать предметом своего пристальнейшего внимания. Эти три последних градуса составляют систему «избраннических степеней» Древнего и Принятого Шотландского Устава. Они занимают свое особое место в легендарной истории франкмасонства и обязательно включаются в любой устав».
Во французском уставе эти степени слиты воедино и составляют четвертый градус. По мнению Бр∴ Макея, французский устав — «один из трех основных масонских уставов. Он состоит из семи градусов: трех символических и семи высших, а именно:

1. Ученик;
2. Подмастерье;
3. Мастер;
4. Избранник;
5. Шотландский мастер;
6. Рыцарь Востока;
7. Розенкрейцер…

Он был учрежден в 1786 г. Великим Востоком Франции, который, не желая совершенно уничтожать систему высших степеней, в которых работали различные уставы, и в то же время горя желанием сократить их количество для упрощения процедуры, исключил эти градусы из Устава Усовершенствования, наряду с некоторыми прочими незначительными изменениями».

ГЛАВА 6. ПОИСКИ УТРАЧЕННОГО СЛОВА

В своей книге «Происхождение масонского Ордена Королевской Арки» масонский автор девятнадцатого века доктор Джордж Оливер пишет: «Красной нитью через всю систему франкмасонства, работают ли в ее рамках язычники, иудеи или христиане — как мы могли заметить за все сменяющие друг друга века ее существования — проходит идея особой тайны, связанной со Словом Мастера. Его неисчислимые изменения, причиной которых послужила традиция передачи его из уст в уста из поколения в поколение, всегда служили предметом многочисленных спекуляций; и не было и нет такого народа, который не интересовался бы этой тайной и не пытался проникнуть в нее. Даже сам способ его произношения толкуется по-разному; и многие зашли в этом вопросе так далеко, что вообще отказались от его употребления до тех пор, пока истинный его смысл и истинное произношение, ныне утраченные, не будут явлены миру». «Тайна, — пишет он, — которая окружает Слово Мастера всегда интересовала людей, и именно она поощряет неиссякаемый исследовательский дух посвященного, который следует в поисках этого Слова из градуса в градус до тех пор, пока не получает вознаграждение за усердие, обретая эту неописуемую тайну».
В ритуале Третьего градуса двое Стражей, олицетворяющие всех Мастеров, вместе взятых, отправляются на поиски «истинных таинств Мастеров Каменщиков», которые были утеряны вследствие безвременной кончины Великого Мастера Хирама Абиффа. Их поиски не приносят ожидаемых плодов, однако они возвращаются вспять с тем, что именуют некими «тайнами-заменителями». Эти тайны сообщаются Досточтимому Мастеру, который, как полномочный представитель Царя Соломона, подтверждает их право на существование и заявляет, что отныне они будут служить отличительным признаком Мастеров Каменщиков до тех пор, пока Время или какие-нибудь обстоятельства не помогут вернуть истинные таинства.
По «Истории традиций», потеря старшего архитектора стала весьма скоро и весьма болезненно ощущаться всеми, даже не-каменщиками. В первую очередь, отсутствие необходимых чертежей, которые до сих пор аккуратно поставлялись каждый день различным классам работников, послужило знаком того, что надвигается серьезная беда. Надзиратели решили отправить самых заслуженных своих собратьев к Царю Соломону, для того, чтобы поставить того в известность о том, в какую бездну отчаяния и безнадежности ввергло их исчезновение Великого Мастера, а также они отважились высказать свое предположение относительно того, не служит ли это внезапное и таинственное исчезновение Мастера знамением произошедшей ужасной и непоправимой трагедии. Соломон немедленно приказал произвести перекличку всех надзирателей на всех стройках Храма, в результате которой выяснилось, что трое из них также исчезли; и в тот же день двенадцать из тех, кто изначально принимал участие в заговоре, пришли к нему и покаялись во всем, рассказав все, что они знали вплоть до того момента, как отказались от дальнейшего участия в заговоре и его осуществлении. Все это, конечно, только усилило опасения Соломона относительно безопасности его старшего архитектора, и он, выбрав из общего числа подмастерьев пятнадцать наиболее верных и усердных работников, отправил их на поиски Мастера Хирама с целью, в первую очередь, окончательно выяснить, жив ли он еще, или же погиб при попытке заговорщиков вырвать у него тайну его высочайшей степени. Во исполнение его распоряжения, подмастерья назначили день своего возвращения в Иерусалим, разделились на три отдельные ложи подмастерьев и отправились из Иерусалима в разные стороны. Много дней прошло в бесплодных поисках; и одна из лож так и вернулась в Храм ни с чем. Второй же ложе повезло несколько больше, поскольку вечером одного из дней, проведенных в поисках следов Мастера, они, претерпев множество трудностей и опасностей на своем пути, невероятно уставшие, расположились на отдых, и один из них, улегшийся возле земляного холма, приподнимаясь, взялся за росшую — как он вначале думал — из земли рядом с ним ветвь акации, которая, паче чаяния, осталась в его руке. Приглядевшись повнимательнее, он убедился в том, что земля этого холма разрыта совсем недавно. Он призвал на помощь своих собратьев и, вместе разрыв этот холм, они обнаружили там тело Мастера Хирама Абиффа, подвергнутое такому недостойному погребению. Подмастерья снова прикрыли тело землей — со всей почтительностью и с соблюдением всех возможных в тех условиях церемоний — и чтобы пометить место захоронения, снова воткнули в изголовье могилы ветвь акации. После этого они поспешили обратно в Иерусалим, чтобы поделиться ужасной новостью с Соломоном. После того, как первое исступление гнева и скорби прошло, Царь Соломон приказал им вернуться на то место и извлечь тело Мастера Хирама из недостойной его могилы со всеми почестями, которые соответствовали бы его высокому титулу и несомненному гению. Тогда же он сообщил им о том, что вместе с его бесценной жизнью, утраченными оказались и таинства степени Мастера. Вследствие этого он обязал подмастерий внимательно следить, не будут ли им открыты какие-нибудь случайный знак, символ или слово, пока они будут воздавать последние почести усопшему. Подмастерья выполнили возложенное на них задание с честью и усердием, и когда они вновь открыли могилу, один из них, оглянувшись, заметил, что некоторые из его собратьев при виде тела Мастера стоят, точно охваченные смертельным ужасом; другие же, видя кровавую рану на его лбу, ударяют себя по темени. Затем двое из братьев спустились в могилу и попытались поднять из нее тело Мастера при помощи пожатий Ученика и Подмастерья. Тогда третий подмастерье взялся за руку трупа иным, более крепким пожатием и, при помощи еще двух собратьев, поднял его из гроба пятью точками братского соприкосновения, в то время как остальные возглашали: «М∴Х∴Б∴ «и «М∴Б∴Н∴», — слова, описывающие смерть Мастера Хирама Абиффа и покушение, произведенное на него. Позже, Царь Соломон распорядился, чтобы эти случайные знаки, пожатие и слова служили отличительными знаками Мастеров по всему миру вплоть до того времени, когда истинные знаки Мастера откроются миру.
Ричард Карлайл в своем «Учебнике франкмасонства» приводит эти слова как «Махабон» и «Макбенах». Бр∴ Картрайт пишет: «Следует отметить, что первое из приведенных в этом градусе священных слов в действительности является четырехсложным, а не трехсложным, каким его часто полагают малообразованные братья… В весьма отдаленные от нас годы (возможно, вследствие появления этого слова в печатном виде в т.н. «апокрифических ритуалах», которые были в широком ходу в XVIII в., несмотря на свою неистинность) среди наших неграмотных братьев возникла традиция произносить это слово как трехсложное. Затем, не желая принимать во внимание тот факт, что не-английское слово может вообще-то иметь какое-то значение на языке, из которого было взято, те же неграмотные братья изобрели целый ряд совершенно абсурдных толкований его значения на основе английского языка, типа «плоть от кости» или «прогнило до костей». Естественно, эта инициатива пришла из наименее образованных кругов внутри масонства, однако эти версии нашли отражении и в некоторых публикациях того времени. Тем не менее, такое произношение приобрело всеобщий характер и сохранилось в этом виде среди необразованной части масонов и после Объединения, да и по сей день бытует во многих ложах Лондона и его окрестностей. В большинстве же лож севера и запада Англии, равно как и в ложах Шотландии, Ирландии и доминионов, его произносят правильно. Так же дела обстоят, насколько нам известно, и в ложах Америки. В некоторых же лондонских ложах его произносят не только как трехсложное, но еще и с окончанием «бен» или «бейн». Что касается второго из священных слов, то следует сказать, что обычно ему приписывается значение «убит». Однако Эксетер полагает, что понимать его следует как «упал». Точно так же Бр∴ Макей пишет о том, что смысл «слова-заменителя» «был совершенно безбожно искажен неграмотными толкователями. Самое приблизительное знакомство с древнееврейским языком открывает как его истинное значение, так и тот факт, что когда оно было произнесено, это был совершенно естественный возглас ужаса, исторгшийся из уст Царя Соломона… Никакого сомнения не может быть в том, что изначально это слово состояло из четырех слогов, имеющих четкие границы; однако в последнее время это слово превратилось в трехсложное, поскольку тем, кто передавал его кандидатам просто не хватало образования». По мысли того же автора, «МА» — это «древнееврейское вопросительное местоимение, означающее «что?», а «МАК» — «по-древнееврейски, означает «убит», от «наха» — «убивать». Однако здесь этимология не до конца ясна, ибо также это может быть и другое слово, «мак» — «гниль», и в этом случае смысл высказывания будет «здесь гниль» или «он сгнил». Слово «БОН», «которое сейчас ошибочно произносится как трехсложное, изначально выглядело как «боне» — «строитель», от слова «бана» — «строить». Этим словом образно характеризовали Хирама Абиффа, который, действительно возглавлял строительство Храма Царя Соломона и был, следовательно, на нем главным строителем». «БЕНАХ» — «это искаженное древнееврейское слово со значением «строитель».
Истинное утраченное слово раскрывается в степени Королевской Арки. Эта степень обычно рассматривается как заключительная часть и венец степени Мастера; все степени ниже нее ведут к ней и находят в ней свое исполнение и истинный смысл. Ритуал утверждает, что она — основа и венечный камень всей масонской системы. «Ты, возможно, полагаешь, — говорит Первый Принцип, — что сегодня был посвящен в четвертую степень франкмасонства; однако в действительности всего лишь завершилось твое посвящение в степень Мастера… При посвящении в третий градус тебе было сообщено, что вследствие безвременной кончины нашего Мастера Хирама Абиффа истинные таинства Мастеров Каменщиков были утрачены и что до тех пор, пока они не будут вновь явлены миру, как отличительный признак мастеров, мы использует некие таинства-заменители. Истинные таинства не были нам известны более пятисот лет, открывшись только тогда и только так, когда и как тебе это было поведано сегодня». По «Исторической записке», предпосланной изложению символического значения Королевской Арки, «основной целью вечного поиска истинного Мастера является истинное Слово, которое в третьем градусе заменяет временно избранное для этих целей другое слово… После Объединения в 1813 г. Королевская Арка была полностью и официально признана Объединенной Великой Ложей Англии; и с тех пор эта степень являлась важнейшей составной частью символического масонства, венчая собой целый ряд символических учений, включенных в масонскую доктрину». «Члены ложи этого градуса именуются компаньонами и «достойны полного изъяснения всех таинств Ордена», в то время как во всех предшествующих градусах к ним принято обращаться просто «братья» и держать в полном неведении относительно самой главной и самой священной тайны».
Далее следует рассказ Верховного Наместника об обнаружении столь давно утраченных таинств Королевской Арки тремя Мастерами Каменщиками из Вавилона, которые, услышав о том, что Великий Храм Иерусалимский собираются восстановить во славу и честь Всевышнего, предложили свои услуги в этом в высшей степени богоугодном деле, и которым было поручено расчистить и подготовить площадку для фундамента нового Храма на том самом месте, где стоял старый.
«Возобновив свои работы в то утро, мы обнаружили вдруг две колонны неописуемой красоты и соразмерности; продолжая раскопки в том же направлении, мы обнаружили еще шесть пар, ни в чем не уступающих по красоте первым; все вместе они, судя по их расположению, в свое время поддерживали своды подземной галереи, которая вела в ту часть Храма, где находилось Святая Святых. Выбросив из ямы осколки камня и строительный мусор, которые мешали нашему продвижению вперед, мы наткнулись на то, что сперва показалось мне монолитом, однако ударив по нему своей киркой, я по раздавшемуся звуку понял, что за ним — ниша. Тогда мы сняли слой земли, укрывавший то, что показалось нам монолитной плитой, и увидели под ним некую небольшую постройку в форме купола; и, зная, кто строил здание, стоявшее на этом месте, и что ни одна из его частей не была построена без смысла — тайного или явного — мы решили продолжить раскопки. Когда мы вынули из купола два или три камня, нашему взору открылась ниша немалых размеров. Мы бросили жребий, кому лезть внутрь нее. Жребий выпал мне. Мои собратья обвязали меня вокруг пояса этим вервием, или тросом, чтобы помочь мне безопасно спуститься внутрь, но на тот случай, если какие-нибудь ядовитые испарения или любые другие обстоятельства подвергнут опасности мою жизнь или здоровье во время пребывания в нише, я взял в обе руки по более тонкому вервию, чтобы подавать своим собратьям заранее обговоренные сигналы, если я хотел, чтобы меня опустили ниже или же чтобы меня вытянули наружу. Затем меня опустили на вервии внутрь ниши. Опустившись на дно, я увидел рядом с собой нечто, имевшее форму пьедестала, и на нем — какие-то значки или символы, но в неясном освещении я не мог разглядеть их. Тогда я просигналил моим собратьям на землю, чтобы они ослабили вервие и, наощупь продвигаясь по гроту, я обнаружил этот свиток пергамента, письмена которого, по вышеупомянутой причине, также не сумел прочесть. Тогда я подергал вервие в правой руке оговоренным образом, и собратья мои вытянули меня наверх. Пергамент я захватил с собой. Попытавшись прочесть его письмена при свете Солнца, мы с собратьями по первым его словам осознали, что перед нами та самая Книга Священного Закона, которую обрел наш покойный Великий Мастер Моисей у подножия горы Хорев в долине Синая. Это побудило нас осмотреть весь грот. Мы расширили вход, удалив еще два простых и венечный камни, и я снова спустился внутрь. Солнце к тому времени уже достигло зенита и светило прямо вниз, в открытое нами отверстие, так что теперь я мог хорошо рассмотреть все то, что до сих пор лишь едва различал в полумраке. В середине грота я увидел белую мраморную плиту в форме алтаря всесожжения, двойного куба. Спереди на ней были выбиты первые буквы имен трех Великих Мастеров, которые возглавляли строительство Первого Храма, то есть Соломона, Царя Израильского, Хирама, Царя Тирского и Хирама Абиффа; верхний же край передней стороны алтаря был скрыт покрывалом. Со священным ужасом я приблизился, приподнял покрывало и узрел под ним, на пластинке чистого золота, То, что полагаю Священным и Таинственным Именем Бога Истинного и Живого, Всемогущего. Я тщательно снова прикрыл Его покрывалом, отступил в священном ужасе и почтении, а затем дал моим собратьям заранее оговоренный сигнал, и они снова подняли меня из грота наверх. С их помощью я снова закрыл отверстие в куполе камнями, и мы вместе поспешили к нашим старшинам, чтобы поведать о том, как и при каких обстоятельствах мы совершили наше открытие».

Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима