


ПРИЛОЖЕНИЕ А. ИЗЪЯСНЕНИЕ РИТУАЛА ВТОРОГО ГРАДУСА
«Когда строительство Храма Царя Соломона в Иерусалиме было завершено, его великолепие поразило все окрестные народы, и слава его достигла самых отдаленных уголков известного в те времена мира. Но среди всех достопримечательностей Иерусалима в те дни чаще всего все путешественники выделяли две великолепные колонны, украшавшие портик Храма. Левая носила имя «Боаз», что означает «в силе»; правая — «Яхин», то есть «установить»; вместе имена их означают «постоянство», ибо Господь сказал: «В силе установлю я сей Дом Свой, и стоять ему нерушимо вовеки». Высота каждой из этих колонн составляла семнадцать с половиной локтей, окружность двенадцать локтей, диаметр — четыре. Они были сделаны полыми, чтобы в то же время служить тайными хранилищами масонской мудрости, ибо в них были помещены свитки древнейших Конституций. Толщина внешней стенки полых колонн составляла четыре дюйма или ширину раскрытой ладони. Отлиты они были из меди, в долине Иордана, на глинистых почвах между Суккотом и Цередафом. Надзирал за отливкой сам Мастер Хирам Абифф. Каждую колонну венчала капитель высотой в пять локтей, украшенная узорами из сетей, цветов лилии и гранатов; сети, в переплетении своих ячеек, символизировали единение; цветы лилии, в силу своей белизны, — мир; гранаты же, со множеством своих семян, — изобилие. Наверху каждой из капителей было помещено по сфере с нанесенными на них картами Земли и небесного свода, которые должны были символизировать вселенскую природу масонства. Завершенными же они были сочтены, когда сверху на них, венчая портал, были наброшены сеть или покрывало.
Эти две великие колонны портика Храма были возведены в честь двух столпов, огненного, который освещал путь народу Израиля в пустыне, и облачного, который скрывал их продвижение от врагов их. Царь Соломон распорядился, чтобы эти колонны расположили именно там, чтобы они самим положением своим служили вечным напоминанием народу Израиля, грядущему на молитву Господу и с молитвы домой, о чудесном спасении его праотцов на их пути из египетского плена.
В строительстве Храма участвовало великое множество работников, которые разделялись на учеников и подмастерий. Ученики получали заработную плату зерном, маслом и вином; подмастерья же — деньгами, которые они ходили получать в Срединную Палату Храма. Попадали они туда через портик, или вход, на южной стороне Храма. Войдя через портал, они попадали к подножию винтовой лестницы, ведущей в Срединную Палату. Однако на пути вверх дорогу им преграждал Второй Страж, который требовал у них пожатие и проходное слово из первого во второй градус.
Подтвердив Второму Стражу свое право следовать далее, подмастерья поднимались вверх по винтовой лестнице с тремя пролетами по, соответственно, три, пять и семь ступеней. Трое управляют ложей, пятеро поддерживают ее и семеро и более делают ее совершенной. Трое, кто управляет ложей, — это Досточтимый Мастер и двое Стражей. Пятеро, кто поддерживает ее, — это те же и двое подмастерий. Семеро, кто делает ложу совершенной, — это те же и двое учеников. Трое управляют ложей, потому что во время строительства Иерусалимского Храма Великих Мастеров Каменщиков было именно трое, и они несли всю ответственность за строительство. Это были Соломон, Царь Израильский; Хирам, Царь Тирский и Мастер Хирам Абифф. Пятеро поддерживают ложу в ознаменование пяти основных архитектурных стилей: Тосканского, Дорического, Ионического, Коринфского, Композитного (Смешанного). Семеро и более делают ложу совершенной, потому что Царь Соломон более семи лет строил этот Храм, в конце этого срока освятив его во славу Господа. Кроме того, это число знаменует семь главных наук и искусств, а именно: грамматику, риторику, логику, арифметику, геометрию, музыку и астрономию.
Достигнув верха винтовой лестницы, подмастерья оказывались перед дверью, ведущей в Срединную Палату, которую охранял Первый Страж, которому они давали знак, пожатие и слово подмастерья. После этого они допускались в Срединную Палату, где получали свое жалование; брали они его без смущения и ропота: без смущения, потому что они заслужили его; без ропота, потому что знали тех, на кого они работают, уважали их и полностью доверяли им. Во время их пребывания в Срединной Палате более всего прочего их внимание занимал начертанный на стене знак, который в наших ложах подмастерий передается литерой «G», которая обозначает Великого Геометра Вселенной, которому все мы поклоняемся, которого чтим и которому служим».
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. ИЗЪЯСНЕНИЕ РИТУАЛА ТРЕТЬЕГО ГРАДУСА
«Нашего Мастера было приказано похоронить так близко к Святая Святых Храма, как только это мог позволить закон Израиля; и он был похоронен в могиле, расположенной от середины Храма в трех шагах к Востоку, трех к Западу, трех — по линии между Севером и Югом, и пяти и более — под прямым углом. Он не был похоронен в самом Святая Святых, потому что ничто нечистое или просто не-божественное не имело туда доступа; даже Первосвященник мог заходить туда не чаще, чем один раз в год; и даже тогда он не входил туда, не совершив многократных ритуальных омовений и окуриваний и проведя предыдущий день в посту, очистительных молитвах и покаянии в грехах; ведь по законам Израиля любая плоть грешна по своей сути. На похоронах было приказано присутствовать пятнадцати верным подмастерьям в белых запонах и перчатках, символах их чистоты и невиновности. Тебе уже рассказывали, что рабочими инструментами, которыми был убит наш Мастер Хирам Абифф, были тяжелая линейка, уровень и молот. Украшениями ложе Мастеров Каменщиков служат Портик, Дормер и Шахматная Клетка. Через Портик пролегал путь в Святая Святых, Дормер — это узорчатое фигурное окно, дававшее ему свет, а по покрытию Шахматной Клетки пролегал путь Первосвященника, направлявшегося туда. В обязанности Первосвященника входило возжигать благовония во славу и честь Всевышнего и истово молить, чтобы Он, в бесконечной Своей мудрости и благе, благоволил даровать в этот год народу Израиля мир и спокойствие. Гроб, череп и перекрещенные кости, символы смерти, возвращают нам воспоминание о безвременной кончине нашего Великого Мастера Хирама Абиффа. Он был убит три тысячи лет спустя после сотворения мира».
ПРИЛОЖЕНИЕ В. ЦЕРЕМОНИЯ ПОСВЯЩЕНИЯ ПО «ЯХИНУ И БОАЗУ» ИЛИ ИСТИННЫЙ КЛЮЧ К ДВЕРЯМ ФРАНКМАСОНСТВА
Мастер трижды стучит по столу деревянным молотком и надевает шляпу, в то время как братья стоят с непокрытыми головами. Затем он осведомляется, должным ли образом приуготовлен к посвящению тот господин, кандидатуру которого обсуждали во время предыдущего собрания. В случае положительного ответа, он отдает распоряжение Стражам выйти из зала Собрания и приуготовить должным образом того, кто был оставлен Братом-Рекомендатором в Комнате Размышлений, располагающейся на некотором расстоянии от помещения зала собраний, предоставленным самому себе. Затем кандидат бывает препровожден в другую темную комнату, где его вопрошают: «Нуждаешься ли ты перед принятием в Орден в соответствующем отдыхе?». Если он отвечает утвердительно, у него узнают его имя, фамилию и профессию. После этого у него забирается все, что только ни было бы при нем, сделанное из металла, как то: пряжки, пуговицы, кольца, и т.д., и даже металлические деньги из его карманов. Затем обнажается его правое колено, его левая нога — с надетой туфлей — обувается в сандалию, его глаза завязываются платком, и он оставляется на полчаса наедине со своими мыслями. Комната Размышлений охраняется изнутри и снаружи несколькими братьями, вооруженными мечами. Брат-Рекомендатор остается с кандидатом в одной комнате, однако разговаривать им запрещено.
В то время, пока царит тишина, братья в ложе приводят все в порядок и готовят зал собраний для приема нового кандидата… Досточтимый Мастер располагается на Востоке, с Наугольником на груди и с Книгой Священного Закона, открытой на первой странице Евангелия от Св∴ Иоанна; в то время как три свечи расположены в форме треугольника на полу в середине табеля.
Затем, Брат-Рекомендатор идет и трижды стучит в двери Зала Собраний, в котором должно произойти Посвящение. Досточтимый Мастер отвечает на это тремя ударами молотка и вопрошает: «Кто там?». Второй Страж повторяет этот вопрос у дверей. Кандидат отвечает (при условии, что Брат-Рекомендатор подсказывает ему на ухо): «Некий профан, коий молит о том, чтобы разделить с вами часть благодати, излившейся на сию ложу Св∴ Иоанна, коею разделили с вами столь многие ученики и подмастерья до него». Затем двери раскрываются и Первый и Второй Стражи, или их Помощники, принимают его — один справа, другой слева — и трижды обводят вокруг табеля, лежащего на полу Зала Собраний; затем они подводят его к Востоку, с тем, чтобы лицом он стоял к Досточтимому Мастеру, а все братья, выстроившись в две шеренги по его бокам, создают беспорядочный шум, ударяя атрибутами своих градусов, которые они держат в руках, друг о друга.
По окончании этой части церемонии Досточтимый Мастер, стоящий за своим Стулом у верха Ступеней, лицом к их подножию, задает следующие вопросы: «Действительно ли вы желаете сделаться франкмасоном?»; «Сделан ли ваш выбор по доброй воле и свободному волеизъявлению?». На эти вопросы кандидат обычно отвечает «да». Затем Мастер командует: «Да узреет он Свет!» С глаз кандидата снимается повязка, в то время как мечи в руках всех братьев подняты и направлены в его грудь. Все эти талисманы в руках офицеров ложи, блеск мечей и весь фантастический облик Братьев в белых запонах производит великое впечатление на вновьпосвящаемого Брата, особенно, если принять во внимание тот факт, что он более часа был погружен в полнейшую тьму, вследствие повязки на глазах; и его неуверенность в том, что именно будет предпринято в дальнейшем для его принятия в ложу, без сомнения, должно повергнуть его сознание в великое замешательство.
Затем кандидату приказывают тремя ритуальными шагами приблизиться к алтарю на Востоке, и один из экспертов указывает, как ему встать. На алтаре лежат циркуль и наугольник. Оратор говорит ему при этом: «Вы сейчас вступаете в достопочтенное сообщество, которое более серьезно и более значительно, чем вы даже можете себе представить. Оно не противостоит ни Закону, ни религии, ни нравственности; в его действиях нет ничего, что противоречило бы вашей присяге Его Величеству. Об остальном вам сообщит Досточтимый Мастер».
Как только оратор заканчивает свою речь, кандидат должен преклонить перед алтарем правое, обнаженное, о чем говорилось ранее, колено; левая его нога обута в сандалию или туфлю со срезанным задником, что делает ее похожей на сандалию.
Когда кандидат принимает нужное положение, Досточтимый Мастер обращается к нему так: «Обещаете ли вы никогда не раскрывать устно или письменно, ни под каким видом, тайн франкмасонов, кроме тех случаев, когда вы говорите о них с нашим братом в должным образом собравшейся и открытой ложе в присутствии Досточтимого Мастера?». На что кандидат отвечает: «Обещаю». Затем ему расстегивают жилет и рубашку, острие циркуля приставляют к левой, обнаженной, стороне его груди, и он сам держит его левой рукой, в то время как его правая рука покоится на Евангелии, открытом на первой странице Св. Иоанна. Далее ему читается следующее торжественное обещание, которое он повторяет вслед за Досточтимым Мастером:
«Я, Х., по своей доброй воле и без принуждения, перед лицом Господа Всемогущего и этой совершенной и достопочтенной ложи святого Иоанна, здесь и сейчас, торжественно и чистосердечно обещаю и клянусь, что я всегда буду скрывать, прятать и никогда — раскрывать секреты и таинства франкмасонства, кои будут доверены мне сейчас или в любое другое время в будущем, кроме тех случаев, когда это будет истинный и совершенный брат-франкмасон, или в должным образом собравшейся и открытой ложе братьев и мастеров, тому или тем, кого я сочту достойным или достойными после достойного испытания и по своему справедливому рассуждению. Далее, я обещаю и клянусь, что не запишу, не напечатаю, не вырежу, не нарисую чернилами или красками, не выделю, не обозначу, не выгравирую ничего, касающегося этих таинств и не послужу причиной их выявления на чем-либо движущемся или неподвижном под небесным сводом, где бы они ни могли бы быть заметны или подразумеваемы, хотя бы малейшим образом или следом даже одной буквы, через которую таинства Королевского Искусства могли бы быть незаконно раскрыты. Во всем этом я клянусь уверенно, твердо и убежденно, сохраняя намерения так же и поступать впредь, без всякого сомнения, без мысленного противоречия, без осторожности или попыток уклониться в сторону от исполнения своего долга. В противном случае, пусть будет наказание мое не менее ужасно, чем если бы горло мое было перерезано, язык вырван с корнем, а тело мое похоронено в донном песке в кабельтове от берега, на большой глубине, где прилив и отлив сменяют друг друга дважды в течение суток. Итак, помоги мне, Господи, и удержи меня в верности этому торжественному обещанию Ученика Вольного Каменщика». (Целует Библию)
Вслед за этим нововведенный член Братства узнает знак, пожатие и проходное слово Ученика… Он также должен запомнить ритуальные шаги, которыми ему следует приближаться к Мастеру по табелю, лежащему на полу ложи. В некоторых ложах он должен напоминать о Великом Здании, часто именуемом Мозаичным Дворцом, которое изображено на нем со всей возможной точностью. Также там изображены другие символы, например, Увязанный Сноп и Трон, Окруженный Звездами. Кроме того, там изображены обычно прямая линия, символизирующая каменщический инструмент отвес, а также могила Хирама, первого Великого Мастера, который умер более трех тысяч лет назад. Все вышеуказанные символы и аллегории объясняются новому ученику в самом подробном виде, но при этом, по возможности, простым и понятным языком. На этом церемония посвящения заканчивается. Нововведенный член Братства должен теперь взять из специально для этих целей принесенного ведра с водой щетку и стереть изображение табеля на полу, если оно нанесено мелом или углем. Затем его выводят из зала собраний, и ему возвращается все, чего он был лишен перед началом посвящения; он далее занимает место по правую руку от Досточтимого Мастера. Он также получает каменщический запон и список членов ложи.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г. МАСОНСКАЯ КЛЯТВА ИЗ «МАСОНСТВА В РАЗРЕЗЕ» САМУЭЛЯ ПРИЧАРДА 3-е издание, Лондон, 1730, С.11f
В.: Что сделал с тобой Досточтимый Мастер?
О.: Он сделал меня масоном.
В.: Каким образом он сделал тебя масоном?
О.: Указав мне преклонить обнаженное колено пред алтарем и принять положение прямого угла, приставить циркуль к левой, обнаженной, стороне груди и положить правую, тоже обнаженную, руку на Святую Библию; так я принес торжественное обещание Вольного Каменщика.
В.: Мог бы ли ты повторить сейчас это обещание?
О.: Я сделаю это со всем усердием.
«Я, здесь и сейчас, торжественно обещаю и клянусь перед лицом Господа Всемогущего и этого достопочтенного собрания, что я буду всегда прятать и скрывать, и никогда не раскрою тайн и таинств масонства и масонов, которые будут открыты мне, кроме тех случаев, когда я говорю о них с верным и совершенным братом, после соответствующего испытания, или же в достопочтенной и совершенной ложе, если меня должным образом примут ее братья.
Далее, я торжественно обещаю и клянусь, что я не запишу эти тайны, не напечатаю их, не вырежу, не выгравирую и не послужу причиной их написания, напечатания, наметки, вырезания или выгравирования на дереве или камне, считая при этом за выявление даже любой видимый след или признак следа буквы, который только может появиться где бы то ни было в результате нарушения нашего Закона.
Во всем этом я торжественно обязуюсь и клянусь, сознавая, что кара за преступление этой клятвы будет не менее страшна, чем ежели бы язык мой с корнем был вырван из уст моих, сердце мое исторгнуто из груди, чтобы быть погребенным в донном песке на расстоянии кабельтова от берега, где прилив и отлив сменяют друг друга дважды в сутки, а тело мое — сожжено, и пепел его развеян по лику земному, дабы и памяти обо мне не осталось среди франкмасонов. Итак, помоги мне, о Господи».
ПРИЛОЖЕНИЕ Д. СТЕПЕНЬ МАСТЕРА ИЗ «МАСОНСТВА В РАЗРЕЗЕ»
C26ff
В.: Мастер ли ты?
О.: Да, проверь меня, уверься во мне, разуверься, если сможешь.
В.: Где тебя сделали Мастером?
О.: В совершенной ложе Мастеров.
В.: Что делает ложу Мастеров совершенной?
О.: Трое.
В.: Как ты обрел посвящение в Мастера?
О.: Через Божью помощь, наугольник и свое усердие.
В.: Как ты был посвящен в Мастера?
О.: Продвигаясь от наугольника к циркулю.
В.: Сперва ты, конечно, был учеником?
О.: Яхин мне знаком и Боаз мне знаком. Затем я и Мастером избранным стал, Когда Наугольник мне Свет указал.
В.: Коль Мастером стал ты, всегда — так и знай — Ты Правило Трех за закон почитай. Познай М.Б. /Макбенах/ и вступи в нашу рать, И все, что ты ищешь в масонстве узнать, Тебе рады в Ложе сей тотчас же дать.
О.: Мне, добрый брат, неведом страх. Ключи всех лож в моих руках.
В.: Ты настоящий герой. Откуда идешь ты?
О.: С Востока.
В.: Куда ты идешь?
О.: На Запад.
В.: Зачем ты туда идешь?
О.: Искать то, что было ранее утрачено, а ныне обретено.
В.: Что это, что было ранее утрачено и обретено ныне?
О.: Слово Мастера.
В.: Как оно было утрачено?
О.: Тремя ударами, по смерти нашего Мастера Хирама.
В.: Как умер он?
О.: Во время строительства Иерусалимского Храма он был Главным Архитектором, и однажды ровно в полночь, когда все работники разошлись, по своему обыкновению, на обеденный отдых, он пришел осмотреть сделанное за день; однако когда он вошел в Храм, там его ждали трое заговорщиков, предположительно, трое подмастерьев, которые подкарауливали его, стоя у всех трех выходов; и когда Мастер собрался выйти наружу, один из них набросился на него, требуя, чтобы он сказал ему Слово Мастера; он же ответствовал ему, что сам он не так узнал это Слово, и не выдаст его, пока терпение и труд не дадут подмастерью на него права. Тот же, разгневанный этим ответом, ударил Мастера так, что он пошатнулся, но тем не менее, бросился к другому выходу, где от него потребовал того же второй подмастерье и, также не получив желанного ответа, нанес Мастеру второй удар. У третьего выхода Хирам получил третий и смертельный удар.
В.: Чем заговорщики убили Мастера?
О.: Молотом, уровнем и шаблоном.
В.: Как они распорядились его телом?
О.: Они вынесли его через Западный выход Храма и скрыли под строительным мусором до полуночи следующего дня.
В.: Который тогда был час?
О.: Двенадцать часов ночи, когда все работники отдыхали.
В.: Как они далее распорядились его телом?
О.: Они отнесли его к подножию некоего холма, где вырыли ему временную могилу.
В.: Когда заметили его исчезновение.
О.: Утром того же дня.
В.: Когда обнаружили его тело?
О.: Спустя пятнадцать дней.
В.: Кто обнаружил его?
О.: Пятнадцать его возлюбленных братьев, верные приказу Царя Соломона, вышли из западных врат Храма и выстроились в шеренгу слева направо на таком расстоянии, чтобы слышать друг друга; и они решили, что если им не дано обнаружить при теле Мастера какого-либо знака, который мог бы сообщить им священное Слово Мастера, то этим Словом станет первое слово, произнесенное при обнаружении тела; один из братьев утомился в пути более других и присел отдохнуть; однако вставая с земли, он ухватился рукою за куст, который легко подался и вышел из земли, а под ним открылась свежая могила; тогда этот брат окликнул прочих, и они, собравшись вместе, разрыли могилу и обнаружили наконец то, что искали, то есть тело Мастера Хирама, во временной могиле в шести шагах к Востоку, шести — к Западу и шести — под прямым углом от Храма; и саваном Мастеру были зеленый мох и дерн, что поразило братьев-подмастерий, и они воскликнули: «Muscus domus Dei gratia!», — что по масонской традиции толкуется как «Благодарение Господу, Мастер наш обрел мшистый дом!»; итак, они снова прикрыли тело Мастера мхом и землей и в изголовье его поместили ветвь акации, чтобы отметить место, вслед за чем отправились вспять и доложили все, что узнали, Царю Соломону.
В.: Что ответствовал им Царь Соломон?
О.: Он приказал им извлечь тело Мастера Хирама из земли и снова похоронить его, уже со всеми почестями, и чтобы при этих похоронах присутствовали пятнадцать подмастерий, облаченные в белоснежные запоны и перчатки (каковой обычай соблюдается масонами и по сей день).
В.: Как был поднят из могилы Мастер Хирам?
О.: Как и все масоны, когда они обретают Слово Мастера. В.: А как они?
О.: Пятью точками братского соприкосновения. В.: Каковы они?
О.: Рука в руку, стопа к стопе, щека к щеке, колено к колену и рука через спину.
В.: Как именуется Мастер Каменщик?
О.: Имя мне Кассия и иду я из Должным образом устроенной и совершенной ложи.
В.: Где был похоронен Хирам Абифф?
О.: В Святая Святых.
В.: Как он был внесен туда?
О.: Через Западные врата Храма.
В.: Каковы атрибуты Мастера?
О.: Портик, дормер и шахматная клетка.
В.: Объясни, почему.
О.: Через портик пролегал вход в Святая Святых; дормер — это узорчатое окно, пропускавшее туда свет; а шахматная клетка украшала покрытие пола.
В.: Дай мне Слово Мастера.
О.: (шепчется на ухо, предварительно соблюдя пять точек братского соприкосновения) «Макбенах», что означает «Архитектор убит».
КОНЕЦ
«Изъяснение степени Королевской Арки», С.88
«Новая энциклопедия франкмасонства», второе исправленное издание, т.2, С.256
«Спутник и проводник франкмасона», С. 225 и 228
5-е исправленное издание, С.viii
Б.Е. Джонс, там же, С.225
Дж. Форт Ньютон «Братья и строители», С.25
А.Г. Макей «Хрестоматия по масонскому праву», 5-е издание, С.34
Там же.
Великий Секретарь и Великий Оратор Великой Ложи Южной Каролины, Генеральный Секретарь Верховного Совета 33-его и Последнего Градуса Южной Юрисдикции Древнего и Принятого Шотландского Устава для Соединенных Штатов Америки, Великий Первосвященник Великого Капитула Южной Каролины.
«Масонская Хроника», т.-vi, #67 (июнь 1967 г.), С.853
Игра слов: «lewis» — исторические омонимы: из древнегерм. — «рычаг»: от «hlewan» — «поднимать»; и из лат. — от «lupullus» — «волчонок». — Прим. перев.
«Лексикон Франкмасонства», 6-е издание, отредактированное Д-ром Кэмпбеллом, С.259f
Мужского члена /лат./ — Прим. перев.
«Лексикон Франкмасонства», 6-е издание, отредактированное Д-ром Кэмпбеллом, С.249f
«О масонском учении», в сочинении Г.М. Мартена и Дж.В. Каллахана «Сокровища масонской мысли», С.160.
«Масонское Руководство», #3, в «Книге Мастера», 6-е издание, С.ii
«Церемония Посвящения», С.3.
«Лексикон Франкмасонства», C208f
Верховного Командора Древнего и Принятого Шотландского Устава Южной Юрисдикции для США.
«Мораль и Догма Древнего и Принятого Шотландского Устава», С.819
Там же, C106f
Там же, С.246
Там же, С.578
Там же, С.213
«Франкмасонство: Что? Откуда? Почему? Куда?», C24f
«Книга Конституций 1723 г»., т.1, С.58
Там же, C62f
Отсюда термин «ноахит» — др-евр. и лат. «Noah» — Ной. — Прим. перев.
«Новая Книга Конституций Древнего и Достопочтенного Общества Вольных и Принятых Каменщиков», Лондон, 1738, C143f и 146f
Е. Кахилл «Франкмасонство и антихристианское движение», С.5
«Царство Христа и организованный натурализм», C89f
«Церемония посвящения», С.4
«Масонское посвящение», С.216
«Учебник масонского права», C35f
«Лексикон Франкмасонства», С.188
«Учебник масонского права», C17ff
«Спутник Франкмасона», С.336
«Спутник франкмасона», C165f
«Новая Книга Конституций Древнего и Достопочтенного Сообщества Вольных и Принятых Каменщиков», Лондон, 1738, С.109Е Об этих же событиях существует и другой отчет, опубликованный неизвестным автором в 1763 г. в виде книги «Истинный Франкмасон: или Multa Paucis для Любителей Тайн».
Там же, С. v, 3f
Там же, 2-е издание, С. 104
«Мораль и Догма…» , C207f
Статья «Масонство» в Католической энциклопедии», т.ix, С. 779
«Знаки и символы доисторического человека», 2-е издание, С.185
«Исследование масонского ритуала», C34f
«Строители», С.48
Под ред. К.Р.Х. Маккензи, Лондон, 1877, С.537
Н.Х. Вебстер, там же, С.100
Там же, C123f
Эти степени не подпадают под юрисдикцию Великой Ложи, однако никто не может быть удостоен высших градусов, не будучи посвящен вначале в градусы, признаваемые Великой Ложей.
К.Т. Маккленахан, там же, С. 13
Ср. с данными, предлагаемыми А.Г. Макеем в «Лексиконе франкмасонства», C244f: «В 1754 г. шевалье де Бонвилль организовал капитул высших градусов, который он назвал Клермонским Капитулом в честь Людовика Бурбона, принца Клермонского, в то время Великого Мастера Братства во Франции. Масонская система, легшая в основу работ в этом капитуле, получила название «Устава Усовершенствования» или «Устава Эредома». Она состоит из двадцати пяти градусов, большинство из которых аналогичны градусам Древнего и Принятого Шотландского Устава. Градусы же эти таковы: 1. Ученик; 2. Подмастерье; 3. Мастер; 4. Тайный мастер; 5. Совершенный мастер; 6. Тайный секретарь; 7. Надзиратель над строительством; 8. Профос и судья; 9. Избранник девяти; 10. Избранник пятнадцати; 11. Блистательный избранник, Вождь двенадцати колен; 12. Великий мастер архитектор; 13. Королевская арка; 14. Великий, избранный, древний и совершенный мастер; 15. Рыцарь меча; 16. Князь Иерусалимский; 17. Рыцарь Востока и Запада; 18. Рыцарь розенкрейцер; 19. Великий понтифик; 20. Великий патриарх; 21. Великий мастер Ключа франкмасонства; 22. Князь Ливанский; 23. Верховный князь адепт, Вождь великой консистории; 24. Блистательный рыцарь, Командор черного и белого орла; 25. Блистательнейший верховный князь франкмасонства, Великий рыцарь, Верховный командор королевской тайны. Отличительной чертой этого устава является то, что он предполагает, что франкмасонство произошло от ордена рыцарей тамплиеров, и что, следовательно, каждый масон — рыцарь тамплиер».
«Книга о Древнем и Принятом Шотландском Уставе», С. 14f
Серия «Настольная книга франкмасона», #3, 2-ое издание, С.ix
Ф. де Кастеллс «Апокалипсис франкмасонства», 2-ое издание, С.188
«Учебник масонского законодательства», C19f
«Вехи» Оливера, т.i, С.399
«Религия франкмасонства», С.37
Об этом см. «Книга Ученика», 3-е издание, C28f; «Книга подмастерья», 2-ое издание, C12f и 20; «Книга Мастера Каменщика», 2-ое издание, C5f
Об этом см. подробнее в гл.1.
Ср. в «Пересмотренном ритуале символического масонства» «старого почетного Досточтимого Мастера», 5-ое издание, Лондон, изд-во А. Льюиса, 1942, С.100.: «Итак… в течение всей своей жизни новопосвященный Мастер обязуется своим торжественным обещанием посещать все собрания ложи Мастеров Каменщиков, о которых он получит извещение. Ни погодные условия, ни лень, ни временное — пусть и обоснованное — нежелание, ни семейные или общественные обстоятельства не могут служить ему оправданием неявки на собрание: он должен там присутствовать. Не накладывает ли хотя бы это на Мастеров бремени обязанности, большего, чем они могут вынести? И эта часть торжественного обещания зачастую нарушается (по большей части, непреднамеренно) тысячами наших собратьев ежемесячно, особенно если они пробыли в нашем Братстве больше двух или трех лет… Но быть этого не должно».
Ср. у Е.Х. Картрайта в «Комментарии к масонскому ритуалу», С.190: «Если Мастер только лишь имитирует удар издали, как это зачастую бывает, то это не просто представляется бессмысленным и глупым, но еще и препятствует верному символическому пониманию легенды».
Ср. у Е.Х. Картрайта, там же, С.184: «Основная ошибка в этом случае состоит в том, что на полотнище, употребляемом для этих целей зачастую вышиты или выполнены каким-нибудь иным образом разнообразные эмблематические узоры, которые здесь совершенно неуместны, поскольку ни с чем не связаны, расположены в беспорядке и не имеют нужного фона. Символы масонства, изображенные на полотнище, а еще лучше, настоящие, должны лежать на полу ложи несколько дальше к западу от полотнища, на котором располагается кандидат, чтобы, когда он поднимется, они не мешали ему приблизиться к Востоку… Самый простой, и в то же время оптимальный вариант выбора — это простое черное прямоугольное полотнище размерами 66 на 21 дюйм (приблизительно, 185 на 60 см. — Прим. перев.) без каймы. В случае если полотнище больше указанных размеров, кандидат ниже среднего роста, уже «восстав» из могилы и приближаясь к Востоку, несколько шагов сделает все по той же «могиле», что символически неверно… Определенный интерес представляет собой, по всей видимости, обычай, практикуемый в некоторых ложах Англии, где до сих пор для этих целей используется действительно вырытая в земле могила, куда кандидата укладывают во время посвящения».
Ф. де П. Кастеллс, op. cit., С.188
В.Л. Уилмсхерст «Смысл масонства», 6-ое издание, С.143
Ср. у Е.Х. Картрайта, там же, С.191: «В наши дни в Уставе Усовершенствования (Эмуляции) и во многих регулярных ложах «львиное пожатие», символ, пришедший в масонство в незапамятные времена, не упоминается вовсе. Однако старинные источники, касающиеся нашего братства, настаивают на его применении… К счастью, в большинстве наших лож в провинциях о нем не забывают».
Ср. в «Изъяснении Ритуала Третьего Градуса»: «Гроб, череп и скрещенные кости, являясь эмблемой смерти, отсылают нас к безвременной кончине нашего Мастера Хирама Абиффа. Он был убит через три тысячи лет после Создания Мира».
С. Бигг «Задачи Церкви в Римской Империи», С.43
«Золотой Осел», xi,3
Op. cit., C163f
Дж.С.М. Уорд «Франкмасонство и боги древности», С.131
К. Гор «Восстановление веры», C697f
«Эволюция дракона», С.145
Ср. у Апулея в «Золотом осле», xi, 23
«Стрела и Меч», C26f «Смысл масонства», С.142
«Окружающая среда раннего христианства», C89f
Ср. у С. Дилла в книге «Римское общество от Нерона до Марка Аврелия», 2-ое издание, С.554: «Во времена нравственного обновления и перед лицом ожесточенного духовного соперничества религия может самоочиститься от «ошибок юности». Религиозные системы также могут развиваться как следствие нравственного совершенствования общества, которому они проповедуют. Только таким образом можем мы объяснить тот неоспоримый факт, что фригийские и египетские культы, изначально отмеченные налетом грубости и натурализма, постепенно стали двигателями теплого религиозного чувства и проводниками идеи лучшей, более возвышенной жизни. Идеализм человечества путем странного, чуть ли не алхимического, преображения может чудесным образом изменять самые неподатливые материи… Эти восточные культы… содержали в себе эмбрион религиозного духа, гораздо более близкого нам, нежели древняя аустерическая вера латинян».
Дж.Ф. Бетьюн-Бейкер «Введение в раннюю историю христианского учения», 3-е издание, С.424
«История церкви до 461 г. от Р.Х.», т.i, С.311
У. Ханна «Теология», т.liv, #371, май 1951 г., С.181
Ср. у Карла Адама в книге «Дух католицизма», С. 157f: «Пока язычество остается чистым язычеством, то есть учением, восстающим против Бога Живого, обожествляющим самое себя или природу, у него нет более убежденного недруга, чем католицизм. Но в язычестве — не только бунт. Достойные и чистые порывы, мысли и намерения, даже в язычестве, прорываются наружу из самых чистых и нетленных источников человеческой природы, не только в философии и искусстве, но и в религии, и в морали… Церковь… не колеблется даже, воспринимая языческие ритуалы и языческие символы, если они могут быть христианизированы и преобразованы».
См. Приложение Б.
В этот градус не посвящают в Англии, но он присваивается кандидату автоматически при посвящении в розенкрейцерские степени, о чем см. далее.
Т.е. в Древнем и Принятом Шотландском Уставе.
«Лексикон франкмасонства», С.90
Ср. у К.Т. Маккленахана в «Книге Древнего и Принятого Шотландского Устава Вольного Каменщичества», С.108£ «Запон белый, с каймой, подкладкой, кистями и отворачиваемым углом черного цвета. В центре нарисованы или вышиты трое ворот, и на каждых воротах — по человеческой голове, водруженной на кол. Черная лента носится через правое плечо; спереди на ней нарисованы или вышиты три человеческие головы; талисман представляет собой кинжал с золотой рукояткой и серебряным лезвием; подвешивается к нижнему краю ленты».
C122f
«Лексикон франкмасонства», С.109
Почетный Великий Командор 33-его градуса для Англии и Уэльса.
C121f
Там же, С.126
Видимо, имеется в виду предполагаемая связь слова «Махабон» и англ. «bone» — кость. — Прим. перев.
«Комментарии к франкмасонскому ритуалу», С. 195f
«Лексикон франкмасонства», C328f
Там же, С.202
Там же, C37f
Там же, С.36
«Совершенные ритуалы Верховного Ордена Священной Королевской Арки», типография А. Льюиса, Лтд., Лондон, 1946, С.36
Там же, С.6
Дж. Феллоуз «Таинства франкмасонства», Лондон, 1860, С.297
«Масонские хроники», т.v, #59, октябрь 1925 г., С.640
«Совершенные ритуалы…», С.54
Там же, С.23
«Изъяснение градуса Королевской Арки», С.86
Ср. у Дж. Оливера, C143f: «Среди сирийцев, халдеев, финикиян и других, неизрекаемое Имя Господа выглядело как «Бел», «Баал», «Бал», «Бул» или «Белин»… Египтяне же и индусы воздавали почести верховному Божеству под именами «Ом» и «Он» или «Аум» и «Аун»; тот же бог почитался ханаанеянами в качестве Создателя, изначальной Силы и, возможно, солнечного диска; то же самое имя входит в составное имя филистимлянского Даг-Она… Среди иудеев периода теократии с именем Ауна было связано поклонение терафимам, кем бы ни считались они сами. Так, в 1-ой Книге Царств (15:23) значится: «Ибо непокорность есть такой же грех, что и волшебство (в оригинале — «Аум»), и противление то же, что идолопоклонство (в оригинале — «терафим»)». Эта же мысль встречается и в более поздний период; Захария, например, осуждает идолопоклонников, говоря: «Ибо терафимы говорят пустое» (Зах.10:2) (в оригинале — «Аум», слово, которое означало в то время солнечный оракул, то есть истинно нечто «пустое», лишенное смысла для провозвестника Бога Сущего.
Правильная транслитерация — «Бет-шемеш» или «Вифсамис». — Прим. перев.
Х. Уиллер Робинсон «Религиозные идеи Ветхого Завета», C56f
Теодор Х. Робинсон «Пророчества и пророки древнего Израиля», С.80
«Золотая ветвь», 3-е издание, т. vi, С.12. Ср∴ Уоллис Бадж «Осирис и понятие Воскресения у египтян», т. ii, С.60-62
Ср. статью У.Х. Беннета «Мелех, Молох» в «Библейском словаре» Дж. Хастингса, т.iii, С.415: «Древнееврейские огласовки не отражают изначального произношения, но по идее, должны предполагать произношение «бошет» со значением «позор»; точно так же как изначальное «баал» в словах «Ишбаал» и «Мерибаал» было впоследствии изменено на «- бошет»: «Ишбошет» и «Мерибошет». Самый первый вариант слова был просто «ха-Мелех» — «царь».
«Древности Священной Королевской Арки», C217f
Там же, С.221
Там же, C128f
С.1-3
«Конституции…», Лондон, 1840, С.3
У. Ханна «Может ли христианин быть франкмасоном?» в сборнике «Теология», liv, #367, январь 1951 г., С.10
«Сумма теологии», I-II, ciii, 4
Работы в этом градусе в Англии не ведутся; он присваивается автоматически при посвящении в розенкрейцерские степени.
Изначально (лат.) — Прим. перев.
«Промежуточные градусы Д∴ и П∴Ш∴У∴», С.7
А.Е. Уэйт «Учение и литература Каббалы», C441f
«Франкмасонство и боги Древности», С.199
Ср∴ К.Т. Маккленахан «Книга Древнего и Принятого Шотландского Устава Вольного Каменщичества», С.146: «Никто не знал о сокрытии этой тайны; и чтобы она оставалась нераскрытой и пережила Потоп, который, как это было ведомо Еноху, вскоре должен был превратить Землю в единый мировой океан, он прикрыл пещеру и каменную плиту, которая закрывала вход в нее, и тяжелое чугунное кольцо, вделанное в плиту, чтобы поднимать и опускать ее, гранитным фундаментом своего примитивного Храма. Потом же, убоявшись того, что все знания мира могут погибнуть во время Всемирного Потопа, он установил на высоком холме две великие колонны — одну из меди, чтобы она не пострадала от воды, и гранитную, чтобы она не пострадала от огня. На гранитной колонне он начертал иероглифами описание подземного грота; на медной же — сокращенно, основы всех наук и искусств. Гранитную колонну поток воды опрокинул и, размолов в мельчайшую пыль, унес вдаль; медная же колонна сохранилась и была обнаружена Ноем».
C170f
«Святилище внутри тебя», часть iii, C84ff
Здесь, «по полному ритуалу». — Прим. перев.
Бр∴ Макей следующим образом перечисляет некоторые из градусов Д∴ и П∴ Ш∴У∴: «1¬3. В эти степени степени посвящают в символической ложе, причем, ритуал только незначительно отличается от ритуала, практикуемого Йоркским Уставом. 4-14. Эти градусы присваиваются в ложе, называющейся «Ложа Усовершенствования», председательствующий Мастер которой должен быть посвящен в шестнадцатый градус. 15-16. Эти градусы присваиваются в Совете Князей Иерусалимских. 17-18. Эти два градуса присваиваются в Капитуле Князей Розенкрейцеров. 19-32. Все эти градусы присваиваются Консисторией Князей Королевской Тайны, однако 30-32 степени она присваивает только от имени и по поручению Верховного Совета. 33. Этот градус присваивается административным органом, носящим название Верховного Совета, который является руководящим органом Устава». («Лексикон франкмасонства», C309f). В некоторых из этих градусов работают и на Европейском континенте, а в Америке все они проходятся целиком и последовательно.
Поскольку в английском ритуале буквы взяты из слов как латинского, так и английского языков, вероятно, в ритуале российском, латинские литеры возможно заменить на «В», «Н» и «М». — Прим. перев.
Мир вам (лат.) — Прим. перев.
Хвала Господу Всемогущему, и на земле мир всем людям доброй воли. (лат.) — Прим. перев.
Свершилось! (лат.) — Прим. перев. 1950, С.20
«Святилище внутри тебя», часть iii, C72f
Там же, C67f
Иисус Назарянин, Царь Иудейский. — Прим. перев.
Там же, C73f