


Канон В.В. Кови-Крамп в своей речи, произнесенной по случаю освящения Кантабрийского Капитула (3532) в Кембридже 2-ого октября 1925 г., сказал: «Освящение масонской ложи — это важное событие; открытие капитула — еще более важное и значительное, поскольку оно знаменует собой продвижение вперед должным образом приуготовленных мастеров, готовых воспринять новые, совершеннейшие истины. Известно, что Королевская Арка — венец Искусства. По совершенству своего учения, эта степень остается непревзойденной в масонских системах поощрения символического поиска. В ее учении постоянно переплетается Божественное и человеческое; в ее структуру органично вплетается все, что только есть у нас дорогого в прочих состояниях нашего существования. Более тесно, чем прочие масонские степени, эта связана с мистическими инициационными церемониями Древнего Египта и Древней Греции. Целью этих мистерий было попробовать проникнуть сквозь пелену, окружающую Будущее, и научить своих адептов с миром в душе встретить Великий Переход. Такова же истинная цель нашего Ордена. Посредством его производящих глубочайшее впечатление аллегорий человеческое сознание следует не только по пути размышлений о своей неминуемой судьбе, но и по пути испытания тех самых чувств, с которыми оно шаг за шагом продвигается в сверкающее преддверие чертога Вездесущего Управителя Вселенной. Такова, при правильном ее понимании, истинная и священная суть учения Королевской Арки. В какой степени ее легенда соответствует историческим фактам, если и имеет хоть какое-то значение, то весьма малое. Язык ее образен, работа же в ней — глубоко личная. Ведь это мы сами — те, кто из изгнания, из горестной обители тьмы (символически именуемой «Вавилон») совершаем наше извечное путешествие в поисках «небесного Иерусалима». Ведь это мы сами — ведя свои работы среди руин низко павшего человечества, нашли венечный камень франкмасонства и получили таким образом возможность дальнейшего поиска мудрости небесных предков человека. Поскольку, в противовес материалистическому монизму, проникшему практически во всю современную философию и большую часть социальной и политической жизни людей в окружающем нас ми¬ре, масонство Королевской Арки мирно, но неустанно проповедует духовное происхождение человека и его духовную жизнь после физической кончины… Полагаясь на надежду, что люди, в итоге, обретут Милость, мы, совместно с нашими собратьями, строим (и при этом становимся им сами) совершенный Храм Славы Человечества — истинный Дом Господен. «Дом сей я славою исполню, так говорит Господь Всемогущий; и слава его превзойдет славу прежнего, и дам я ему мир, так говорит Господь Всемогущий». Но перед тем, как это произойдет, нам всем нужно спуститься в пещеры Шеола… Проходя под арками покаяния, наше духовное сознание должно некоторое время зреть во мгле Тайны, для того, чтобы быть должным образом приуготовленным к предстоящему ему величественному зрелищу. Таинственный грот в Центре Вселенной каждый из нас должен найти сам. Таинственное и Священное имя он должен познать сам. Ибо само познание этого Имени превращает каждого познавшего в подобие самого Господа. Только так, очистившись, наши души могут обрести бессмертие (подобно психостазии мист Осириса) и получить доступ в небесный Санхедрин представленный апокалиптическими символами в наших Капитулах), а значит, в присутствие великого «Я ЕСМЬ» во всем величии Его триединства».
Один из девизов степени Королевской Арки гласит: «Мы нашли веру в Господа, о гражданин мира!». В этом градусе «раскрывается великое и таинственное Имя Всевышнего». Слово же это, как утверждается в «Тайном Учении», «составное, выглядящее как «ЯХ-БУЛ-ОН». «ЯХ», первая его часть, — это халдейское имя Господа, отражающее его силу и даже неосознаваемое нами величие; также это и древнееврейское слово, означающее «я есть» и «я буду», что отражает, таким образом, настоящее, будущее и предвечное состояние Всевышнего. «БУЛ» — это ассирийское (сирийское) слово, означающее «господин» или «власть предержащий»; это слово само по себе тоже составное, и состоит из двух слов, из которых первое — «Б», предлог, означающий «в» или «на», а второе — «УЛ», т.е. «небеса» или «высоко»; таким образом, все слово вместе дословно означает «Господь Небесный» или «Господь Всевышний». «ОН» — египетское слово, означающее «всеотец»; также это и древнееврейское слово со значением силы или власти, апеллирующее, таким образом, ко всемогуществу Всеотца. Общее же значение всего составного слова следует, таким образом, считать таким: «Я есмь и пребуду, Господь Небесный, Всеотец».
Комментируя это утверждение, Бр∴ Дж.С.М. Уорд пишет: «Четыре вышеупомянутых языка на самом деле отражают четыре различных понимания сути Всевышнего. Вавилонская концепция Господа, без всякого сомнения, практически во всем отличалась от иудейской, и ничего удивительного нет в том, что пророки Израиля и Иудеи неустанно порицали и боролись с теми из своей паствы, кто пытался поклоняться Господу под Его вавилонским именем. Присоединение вавилонского слова к древнееврейскому, несомненно, вызвало бы самый гневный протест любого из трех исторических персонажей, которых олицетворяют трое Принципов наших Капитулов Королевской Арки, поскольку они посчитали бы этот шаг уступкой идолопоклонничеству, если не святотатством… То же самое можно сказать и о египетском слове, поскольку среди многочисленных добродетелей, присущих древним пророкам Израиля — а их действительно было немало — веротерпимости все же не было, и присоединение египетского понимания Бога к своему — несгибаемо монотеистическому — было бы последним, на что они пошли бы во времена строительства Второго Храма». В итоге, этот масонский комментатор признает, что учение Королевской Арки о природе и сущности Бога противоречит Священному Писанию. Это невероятно важное признание, подтверждающее тот факт, что почести Библии воздаются франкмасонством не до конца искренне.
Оказывается, что иудеи в те времена молили Ауна о помощи через посредство терафимов, как Иегову — через Урим и Туммим». А.Г. Макей пишет в «Лексиконе франкмасонства» (С.58): «Из всех разновидностей этого священного Имени Божества, имеющих хождение у различных народов, три представляют собой особый интерес для масонов Королевской Арки:
1. «Ях» — Это имя Бога можно обнаружить в Псалме 67:5: «…превозносите шествующего на небесах; имя ему: Господь…» (в оригинале — «Ях»). Это сирийское имя Господа.
2. «Бел» или «Ваал» — Это слово означает «господин», «хозяин» или «властитель»; оно употреблялось многими народами Востока для обозначения Господина всего на свете и Властелина мира. Ваалу поклонялись моавитяне, халдеи, финикияне, ассирийцы и иногда даже израильтяне… Это слово часто встречается в Писании как при повествованиях об идолопоклонстве, так и в качестве составной части многих географических названий.
3. «Он» — Это имя, под которым Иегове поклонялись египтяне… Индусы пользовались словом «Аум», или «Аун».
Я составил эти записки об имени Господа в ассирийском, халдейском и египетском языках — соответственно, «Ях», «Бел» и «Он» — в надежде, что мои собратья по Королевской Арке узнают их и сравнят с их же измененными формами, что даст им возможность понять ту тайну, которая лично для меня оставалась тайной за семью печатями весьма и весьма продолжительное время». И далее: ««Он» — древнеегипетское слово, означавшее «Солнце», которое одно время почиталось египтянами в качестве Верховного Божества. В городе Он в Нижнем Египте располагался храм, посвященный этому божеству. В Септуагинте он назван Гелиополем (Илиополем) или «городом Солнца», а Книге Иеремии (43:13) — Бефсамисом с тем же значением. Из Книги Бытие (41:45-50) мы узнаем о том, что фараон отдал в жены Иосифу Асенефу, «дочь Потифера, жреца Илиопольского». Таким образом, возможным становится предположить, что «Он» — это было имя Иеговы, используемое египтянами, «Ях» — сирийцами, а «Бел» — халдеями».
Отношение пророков Израиля к поклоняющимся Ваалу хорошо известно. «Ревность» Яхве по отношению ко всем Его так называемым «соперникам» является важной чертой идеи сущности Господа, а также естественным стражем против синкретических учений. Например, Осия в особенности обращает свое внимание на тот принцип, который иллюстрирует данное положение: «… и не узнаешь ты иного Бога, кроме Меня, и вне Меня нет Спасения…» (13:4). Самое ее драматическое отображение в Истории можно встретить в деяниях Илии. Введение в употребление иноземного культа Мелкарта Тирского во время правления Ахава было прямым вызовом поклонению Яхве, как более предательское и более постепенное введение культа ханаанских посвященных… Осия отказался почитать Яхве, почитаемого лишь группой племен, общеиудейским Богом, а также и имя «Ваал», с которым Господа ассоциировали в то время (2:16). Именно Яхве вывел Израиль, свое детище, из Египта; именно Он есть Бог его Истории, дарующий ему все блага ханаанской Земли Обетованной, ее зерна, и вина, и масла, и шерсти, и льна (2:8-9). «Израиль так и не сумел понять, чем Яхве отличается от Ваала. Но Пророк знал разницу. Он видел, что, пытаясь поклоняться Яхве так же, как они поклонялись и другим богам, они вообще поклонялись не Ему, а тем, другим богам, которых они потеряли, о чем не переставали сожалеть. Знай и понимай они в действительности Его сущность, ошибки, допускаемые ими в обрядах поклонения можно было бы простить как несущественные. Они не благодарили бы тогда других богов за вино, зерно и масло. Им бы тогда и в голову не пришло полагать, что коль скоро Яхве может все то же, что может Ваал, ему следует и поклоняться так же, как Ваалу».
Менее широко известно употребление слова «Он» египтянами-адептами культа Осириса. Сэр Джеймс Фрэзер сообщает, что «в соответствии с древними египетскими преданиями, сохраненными для нас Плутархом, когда Исида нашла мертвое тело своего мужа Осириса, она, вместе со своей сестрой Нефтидой начала плач по покойному, который спустя века все еще оставался образцом для всех последующих плачей по покойному: «Вернись в дом свой! — молили они. — Вернись в дом свой! О Господь Он, ты, у Кого нет врагов! О чистый юноша, вернись в дом свой, чтобы вновь увидеть меня! Я сестра Твоя, возлюбленная твоя; не покидай же меня! О милый мальчик, вернись в дом свой….»
Весьма важно, чтобы нас не увели в сторону от основной цели нашего исследования попытки этимологического анализа этих языческих имен Бога. Например, немаловажно отметить, что само слово «Молох» имеет достаточно «безобидное» значение «царь». Однако, как бы то ни было, одним из обрядов служения Молоху были человеческие жертвы, при которых детей бросали в пылающие печи.
Бр∴ Ф. де Кастеллс утверждает, что произношение «Й(АХ)Б(УЛ)О(Н)», приведенное в ритуале, неверно, поскольку история Ассирии и Вавилона вряд ли была так хорошо известна в восемнадцатом веке, когда ритуал Королевской Арки проходил последний этап своего формирования. «Многие века, — пишет он, — масоны Королевской Арки или их предшественники использовали одиозную комбинацию звуков «ЙАХБУЛОН», которая, как они утверждали, имеет такую же древнюю историю, как Вавилонская Башня или, по крайней мере, Храм Царя Соломона. Подтверждений ничему подобному найти не представляется возможным. Эта комбинация звуков — чистейшей воды их собственное изобретение; они действительно пользовались ей издревле, но не имея ни малейшего понятия, откуда она пришла к ним». Однако, «когда удалось расшифровать клинописные памятники, немного света было пролито и на многовековую историю франкмасонства, поскольку выяснилось, что сочетание «ЙАХБУЛОН» дошло до нас из Вавилона, оказавшись определенно формулой с собственной историей». Оказалось, что в действительности «ЙАХБУЛОН» оказался не «словосочетанием на четырех языках», как указано в ритуале, а «формула на древнехалдейском наречии, известная ученым Вавилона еще в древнейшие времена, задолго до Авраама». «ЙАХБУЛОН» — утверждает он, — это просто священные имена Троицы древних халдеев, прочитанные наоборот. В древневавилонских документах… обнаруженных за то время, которое прошло с тех пор, как Оливер написал ритуал Королевской Арки, указаны три имени: Ану, Бел и Эа; однако, прочтя их наоборот, мы получим нечто, напоминающее «ЙАХБУЛОН», что также напоминает нам и о ритуальных шагах Принципов… Обратное прочтение священных имен, наверное, относится к иудейскому влиянию. Древнейшие клинописные памятники были написаны слева направо, как пишем и мы с вами; евреи же писали наоборот, справа налево. Но это не единственная причина… Священные имена принадлежали трем божествам, которые считались равными, но в то же время Ану (соответствующий, в нашем случае, «О») был самым важным богом вавилонского пантеона, а за ним следовали прочие. Евреи же стремились ставить в начало словосочетания литеру «Й», поскольку для них она соотносилась с именем Иеговы, на деле являясь не чем иным, как вариантом произношения вавилонского имени Эа… Ничего удивительного нет в том, что все словосочетание дошло до нас в весьма сильно измененном виде. Странно, наоборот, то, что они дошли до нас в столь недостаточно сильно измененном виде, что столь просто распознаются и не оставляют сомнений в своем значении».
Архиепископ Уильям Темпл открывает свою книгу «Религия личности и жизнь общины» следующими словами: «Ни один грех так часто не осуждается в Библии, как идолопоклонство; предупреждения от его совершения переполняют Ветхий Завет и в, возможно, последних строках Нового Завета, Св. Иоанн после рассказа о своем Откровении Иисуса Христа пишет: «Сие есть Бог Истинный и жизнь вечная. Дети мои, отвратите лице свое от идолов и кумиров». Ибо идолопоклонство не состоит в буквальном коленопреклонении перед неким материальным объектом; состоит же оно в поклонении Господу при любом ином Его понимании, чем предлагается нам в Евангелии… Идолопоклонство гибельно». Франкмасонство гордится тем, что оно — не только благотворительное, но еще и религиозное сообщество.
«Масон обязан, в силу принесенного им обещания, быть послушным нравственному закону; и если его понимание Искусства верно, то он никогда не будет ни неразумным атеистом, ни неверующим вольнодумцем… Да будут религия любого человека и то, как он ей служит, таковы, каковы они есть, и да не будет никто исключен из Ордена, коль скоро он верует в единого Архитектора Неба и Земли и исполняет священный нравственный долг». Без всякого сомнения, религиозные убеждения масонства лучше, чем полное отсутствие таковых. Также стоит признать, что очень многое, обладающее истинными нравственными ценностями, можно встретить в дохристианских верованиях и культах, нашедших свое отражение в масонских обрядах и ритуалах. Но для истинного христианина это не имеет значения. Возможно, правда, что «даже самые основные факты христианского Евангелия очищения… имеют языческие аналоги-антитипы». Но все равно, «обращаться за духовным светом к этим неясным антитипам и таинственным мистериям давно ушедших веков, в то время как в Христе мы находим окончательное и самое полное откровение Господней Истины, — значит пытаться действовать за спиной Христа и бесчестить идею Воплощения». Если, как учил Св. Павел, для христианина является смертным грехом соблюдение ритуальной части Закона Моисея, хотя этот Закон и был изначально дан Самим Господом, то не смертный ли грех для него соблюдать обычаи чисто человеческого происхождения, даже если они и стараются представить себя дополнением христианства? Св. Фома Аквинский пишет: «Как было бы смертным грехом утверждать сейчас, говоря о своей вере, что Христу еще только суждено родиться, что искренне и убежденно утверждали древние; так смертным грехом было бы и следование обрядам, которым древние следовали искренне и чистосердечно… Языческие обряды были раз и навсегда отвергнуты как неистинные и незаконные, запрещенные самим Богом; но обряды Закона Моисеева должны прекратить существование, поскольку они свершились до конца Страстями Христовыми, будучи установлены Господом как преддверие пришествия Христа».
Тайны-заменители снова появляются в четвертом градусе Древнего и Принятого Шотландского Устава, называющемся «Тайный Мастер». «Эти таинства, — пишет Канон Кови-Крамп, — носят каббалистический характер и касаются девяти имен Господа, по преданию, открытых Им Самим Моисею на горе Синай. В современной транслитерации эти имена таковы: ЭЛ, АДОНАЙ, ЭХЬЕ, ШАДДАЙ, ЙОВ, ЭЛОХИМ, ЭХАД, ОЗЗИ и И — и хотя prima facie это всего лишь грецизированные варианты разнообразных обращений к Всевышнему, различной этимологии, все равно они — может быть и такое — сами по себе также могут быть словами-заменителями истинных имен, открытых Моисею на горе Синай (См. Исход 34:6-7), в любом случае, являясь эзотерическими терминами, относящимися к изначальному откровению Господа, обозначаемому каббалистами термином «Борода Макропросопуса». Каббала признает идею первичной силы, заключенной в Божественных Именах. «В древности и широком распространении этой идеи не может быть никаких сомнений; в той или иной своей форме она признавалась практически во всем мире… В тех землях, откуда, по традиционным представлениям, происходит Каббала — т. е. в Аккаде, Халдее и Вавилоне — она занимала важнейшее и значительнейшее место в структуре веры; без всякого сомнения, из Вавилона ее вынесли израильтяне, которые и унесли ее с собой в третье изгнание. Она породила множество удивительных легенд о Царе Соломоне и его чудесах… Частью халдейского культа была также идея о том, что тот, кто владеет тайной Священного Имени бога, может оказывать влияние на этого бога. По крайней мере, перед силой этого Имени должны были склоняться демоны и злые духи».
Тринадцатый градус Древнего и Принятого Шотландского Устава, носящий название «Королевская Арка Еноха» или «Рыцарь Девятой Арки» имеет определенное сходство с английской степенью Королевской Арки. Бр∴ Уорд сообщает нам, что это «единственная степень Королевской Арки на Континенте, в то время как в Северной Америке работают также в английской степени Королевской Арки». И тринадцатый, и четырнадцатый (тесно связанный с тринадцатым, «Шотландский Рыцарь Совершенства» или «Великий, Избранный, Совершенный и Верховный Масон») градусы основаны на нижеследующей легенде. Енох, сын Иареда, представлял шестое поколение от Адама, и жил он в страхе и любви Божиих. Однажды Господь явился ему в видении и сказал: «Если желаешь ты узнать истинное Имя мое, встань и иди за мной, и узнаешь». Далее привиделось ему, что вознесся он на вершину высокой горы, и над собою, на облаках, начертанное буквами из сияющего света, узрел он таинственное и ужасное Имя Господа. В ухо ему нашептано было, как верно произносить это Имя, а затем ему было строжайше запрещено кому бы то ни было передавать ныне обретенное знание. После этого он спустился в самые земные недра сквозь девять пещер, одна под другой. В последней из них он узрел, на треугольной пластинке чистого золота, в окружении лучей того же сияющего света, то же самое Неизрекаемое Имя, которое уже было ему открыто. На этом он пробудился. Восприняв это видение как откровение Истины, Енох, вместе со своим сыном Мафусаилом, вырыл в земле девять пещер, так же, как он узрел в видении, причем самая нижняя из них была вырублена ими в монолите. Затем он заказал златокузнецам треугольную золотую пластинку, украсил ее многими драгоценными камнями и впечатал в одну из сторон агатового куба. После этого он вырезал на пластинке буквы Неизрекаемого Имени и установил агатовый куб на алебастровом пьедестале на самом дне девятой пещеры. Вход в верхнюю пещеру был скрыт им, и никто не знал обо всем этом до тех пор, пока пещеры Еноха не обнаружили во время царствования Соломона три мастера: Гиблум (Адонирам), Иоаберт и Столкин. Они принесли куб с золотой пластинкой Соломону, который тогда же сказал Хираму, Царю Тирскому, который беседовал с ним, когда пришли мастера, что еще от отца своего, Давида, слышал в свое время про сокрытие этой великой тайны. Однако до сих пор никому не удавалось обнаружить место, где было скрыто Неизрекаемое Имя Господа. Но теперь, коль скоро Имя было явлено миру, его можно было сообщить тем, чьи усердие и заслуги сделали их достойными этой великой чести. «Это истинное Масонское Слово, — сказал он при этом. — Это истинное Имя Великого Строителя Вселенной, известное мне, тебе и нашему покойному брату, Великому Мастеру Хираму Абиффу». Цари решили между собой поместить табличку с надписью в потайную нишу, располагавшуюся под Святая Святых Храма, позволив трем мастерам, которые обнаружили ее, присутствовать при этом и узнать истинное произношение Священного и Таинственного Имени Господа.