


Далее следует легенда четырнадцатой степени, как ее приводит Бр∴ Маккленахан в своей книге:
«Брат мой, в степени Королевской Арки тебе рассказали о том, как Царь Соломон велел построить грот под землей, вход куда пролегал через восемь других гротов, тоже подземных, вход в первый из которых был через длинный и узкий коридор, берущий начало во внутренних палатах дворца. Девятая арка главного грота располагалась как раз под Святая Святых Храма. В этом тайном гроте Царь Соломон совещался втайне с Хирамом, Царем Тирским, и Хирамом Абиффом. После безвременной кончины Великого Мастера Хирама Абиффа цари решили больше не спускаться в этот грот до тех пор, пока они не найдут кого-нибудь, кто мог бы занять место усопшего; до этого же времени они пообещали друг другу никому не открывать тайну Священного Имени. Когда же мастера Адонирам, Иоаберт и Столкин обнаружили пластинку с начертанным на ней Священным Именем и отнесли ее Царю Соломону, цари решили поместить ее в тайный грот, позволить трем мастерам, обнаружившим ее, присутствовать при этом, сообщить им истинное произношение неизрекаемого Имени, и в честь этих событий учредить последний градус Древнего Оперативного Масонства, назвав его «Великий, Избранный, Совершенный и Верховный Масон». Так был снова погребен в земле агатовый куб. Вскоре после этого в этот же градус были допущены двенадцать Князей Эмет, девять Избранников и Верховный Архитектор. С тех пор тайный грот стал называться Священным Гротом (он был изначально построен Мастером Хирамом Абиффом), и никто, кроме Великих, Избранных, Совершенных и Верховных Масонов знал о его существовании, и никому, кроме них, не ведомо было иное Слово Мастера, чем слово-заменитель. Строительство Храма было завершено в 3000-м году, то есть шесть лет, шесть месяцев и десять дней спустя после того, как Царь Соломон заложил первый, краеугольный, его камень; и завершение этого строительства было отпраздновано с великими пышностью и торжественностью. Впоследствии, во время освящения Храма Царь Соломон самолично посвятил в эту степень тех двадцать пять братьев, которые упоминались выше, и именно в ходе того ритуала, свидетелем исполнения которого ты только что стал. А затем певчие и трубачи все слили свои голоса и голоса своих инструментов в едином звуке, возносящем хвалу и благодарность Господу, как бы говоря: «Хвала Господу, ибо он благ; милость его да пребудет вечно!»; и тогда облако заполнило собой весь Храм, и полное и истинное Имя Господа было произнесено полностью. На второй день состоялась встреча со всеми масонами, начиная со степени Мастера вплоть до Королевской Арки, и все пустующие в советах степеней места были заполнены братьями, получившими тогда повышение заработной платы. Третий день Царь Соломон посвятил возвышению подмастерьев и учеников. Так поступая, премудрый Царь Израильский выполнил свой долг и оказал всем свою милость, и был восславлен всеми; но позднее, когда он состарился летами, он изменился и нравом: он стал со временем глух к голосу Господа и странно непостоянен в своих волеизъявлениях и непредсказуем в поступках. Возгордившись тем, что построил Храм во славу своего Создателя, опьяненный неограниченной своей властью, он впал во всяческие грехи и безрассудства, и осквернил Храм святотатством, возжигая благовонные пожертвования, которые только Богу Живому предназначались, во славу идола Молоха. Великие, Избранные, Совершенные и Верховные Масоны видели это и в страхе Божьем безмерно печалились, ибо боялись, что такое святотатство приведет к непоправимым последствиям, приведя на них, возможно, всяческих врагов, о которых сам Соломон столь недальновидно и слышать ничего не желал. Народ Израиля, беря пример со своего царя, также перестал слушать голос Господа, и стал предпочитать поклонение Ему преклонению перед своими идолами. Чтобы примерно наказать ослушавшихся Его, Господь воспламенил сердце Навуходоносора, Царя Вавилонского, страстью к мести царству Израиля. Этот полководец выслал вперед целую армию, возглавляемую его начальником стражи, Навусарданом, которая вторглась в Иудею, огнем и мечом искоренила многих из ее народа, захватила Иерусалим, сокрушила его стены и сравняла с землей высшее проявление совершенства, Иерусалимский Храм. Народ израильский был уведен в плен в Вавилон, а захватчики унесли с собой награбленные ими сосуды из золота и серебра. Это случилось четыреста семьдесят лет, шесть месяцев и десять дней спустя после освящения Храма. После того, как город был разрушен и стерт с лица Земли, Великие, Избранные, Совершенные и Верховные Масоны вспомнили о Священном Гроте и неоценимом сокровище, которое хранилось там. Пробравшись ночью на развалины Храма, они с радостью обнаружили, что вход в грот захватчики не нашли, и что мраморная плита, прикрывавшая его, не потревожена; однако на самой плите они нашли бездыханное тело Галаада, своего верного брата и Верховного Левита. На нем лежала ответственность за охрану Священного Грота и постоянное поддержание огня в лампадах, горящих в нем… Много лет спустя, когда пришло другое время, и христианские князья вступили в союз, имеющий своей священной целью освобождение Святой Земли от поругания неверными, добродетельные и верные своему долгу масоны, преклоняющиеся перед столь святыми их намерениями, предложили крестоносцам свои услуги в качестве союзников, с тем лишь условием, что они сами изберут себе старшего из своего числа, и что имя его будет сообщено командованию Войска Христова не ранее часа решающей битвы; и получив на это разрешение, они поблагодарили воинов Христа и ушли прочь. Смелость и самоотверженность этих Избранных Рыцарей оказалась такова, что они покорили сердца всех Князей Иерусалимских, которые встали под их начало и, веруя в то, что это их таинства переполняют сердца этих мастеров верностью и отвагой, служащими добродетели и религии, возжелали быть посвященными в эти таинства. Доказав, что они достойны этой чести, они обрели право на удовлетворение своего желания, и так Королевское Искусство, познанное и высоко оцененное всеми добрыми и верными людьми, стало достославно и почетно, и распространилось повсюду, где проходили крестоносцы, продолжая распространяться вширь и далее сквозь все последующие века, пока не дошло до наших дней…».
По мнению Бр∴ Пайка, идея «Господа как Бога бесконечных силы, могущества и мудрости воплощена в масонской формуле «Великий Архитектор Вселенной», которая должна заменяться другой при переходе от символического масонства к Древнему и Принятому Шотландскому Уставу… Определенно, эта идея представляется совершенно неверной и несоответствующей действительности, пусть даже ее исповедовали пророки древнего Израиля, равно как и многие другие философы древности; сюда же относится и мастерское слово-заменитель с его значением «Что это? Это Архитектор?». Это действительно был всего лишь заменитель слова Мастера… Истинным Словом мудрецов Древнего Израиля был Тетраграмматон; неизрекаемый, поскольку никому из иудеев не дозволено было произнести его, и никто из них не пытался это сделать; это слово, таинственно сочетая в себе мужское и женское начало, ведет нас к познанию учения мудрецов Древности, сокрытого в изображениях органов воспроизведения; учение это, так ужасно и непоправимо искаженное и ложно истолкованное впоследствии, утверждало, что все, что только ни существует в этом мире, изначально содержалось в Боге, и от Него эманировала, то есть проистекла, Вселенная; таким образом Он есть Источник и Начало всей Жизни; Активное и Пассивное Начала; Созидательный Принцип Силы и Производительная Способность; природа происходит от Бога и содержится в Боге; и так было, так есть и так будет». Это Новое Слово познается в четырнадцатом градусе, но изначально познавалось как Истинное Слово в третьей, мастерской степени. Однако оно никогда не было собственно Истинным Словом, поскольку «никогда оно не выражало и не подразумевало никаких из неотъемлемых признаков Божества, кроме вечного существования».
Истинное Слово обретается и в степени Розы и Креста, то есть в восемнадцатом градусе Древнего и Принятого Шотландского Устава.
В соответствии с ритуалом, принятым Верховным Советом 33-его градуса для Англии, Уэльса, доминионов и зависимых территорий Британской Короны, кандидатов принимают в степень Розы и Креста нижеследующим образом.
Ложа Усовершенствования ритуально открывает свои работы, и кандидату сообщают, что если он желает быть посвященным в степень Князя Розенкрейцера, ему следует перед этим пройти посвящение в предыдущие семнадцать градусов Древнего и Принятого Шотландского Устава Вольного Каменщичества. Три из этих степеней он уже прошел в символической ложе. При обычном течении посвящения продвижение по остальным степеням заняло бы у него месяцы или даже годы; однако Верховному Совету 33-его градуса было угодно дать разрешение на посвящение кандидата в эти градусы одновременно и по упрощенному ритуалу. Кандидат опускается на оба колена, правую руку кладет на Библию, в левую берет меч — за лезвие, рукояткой вверх — и таким образом приносит торжественное обещание. Затем, по повелению Трижды Могучего Мастера он получает посвящение в следующие степени:
4. Тайного мастера;
5. Совершенного мастера;
6. Тайного секретаря;
7. Надзирателя и судии;
8. Надзирателя за постройкой;
9. Избранника девяти;
10. Избранника пятнадцати;
11. Совершенного избранника;
12. Великого мастера архитектора;
13. Королевской арки Еноха;
14. Шотландского рыцаря совершенства.
Вслед за этим работы в Ложе Усовершенствования объявляются закрытыми, и открывает свои работы Совет Князей Иерусалимских, в котором происходит посвящение в степени:
15. Рыцарь меча или Востока;
16. Князь Иерусалимский.
Затем закрывает свои работы этот Совет, и открывается Ложа Рыцарей Востока и Запада, в которой кандидат посвящается в семнадцатую степень, Рыцаря Востока и Запада. По закрытии этой Ложи открывается Капитул Розы и Креста, где происходит посвящение в восемнадцатый градус in extenso.
При посвящении же в восемнадцатый градус кандидат сперва вводится в одну из трех храмин ложи. Она вся затянута черной материей, а пол представляет собой мозаичное покрытие с черными и белыми клетками. Восток занавешен двумя черными занавесями, которые должны в нужный момент ритуала раздвинуться, чтобы позволить кандидату увидеть скрытый за ними алтарь с трехступенчатым надалтарьем. Алтарь покрыт черной материей с белой каймой, на которой нарисованы или вышиты серебряные или белые мечи. Чуть сзади и выше последней ступени располагается гобелен с изображенными на нем тремя крестами. В перекрестье планок главного, находящегося в центре, креста находится таинственная (черная) роза в терновом венце; у подножия каждого из крестов, стоящих по сторонам от главного, изображено по черепу с перекрещенными костями. На алтаре лежат Библия, меч и циркуль. По сторонам от алтаря находятся два трона, один для Весьма Мудрого Мастера, второй — для Наставника. На алтаре, перед гобеленом, у подножия главного креста кладется роза из черного крепа. В центре комнаты, на полу, находится изображение семи белых кругов на черном фоне с пеликаном в середине.
Весьма Мудрый Мастер говорит кандидату следующее:
«Увы! Ты пришел к нам в тот час, когда все мы подавлены великим горем и охвачены великой печалью. Затмение солнца вселяет ужас в наши сердца, земля охвачена трясением, рушатся скалы этого мира. Занавесь Храма разорвана надвое до самого пола, и тьма пала на наши головы. Алтари наши повержены, и Кубический Камень извергает водопады воды и крови; Пламенеющая Звезда потухла; Пастырь наш убит, и Слово утеряно. Но все равно, хорошо, что ты пришел к нам в этот час невзгод и страданий, потому что как отважный и истинный Рыцарь — мы убеждены в этом — ты поможешь нам в наших попытках восполнить нашу великую потерю, разыскать Слово, ибо лишь в этом случаем сможем мы дать тебе то, чего ты так заслуживаешь».
Кандидат обещает братьям свою помощь и полное повиновение всем приказам, которые он может получить в ходе поисков. Тогда ему приказывают отправиться в путь и путешествовать тридцать три дня: одиннадцать на Север, одиннадцать — на Юг, одиннадцать — на Запад, — а затем вернуться на Восток и передать Весьма Мудрому Мастеру все то, что он найдет в пути. Обрядоначальник отводит его затем к Колонне Мудрости на Севере, Колонне Красоты на Юге и Колонне Силы на Западе. Каждая из этих колонн увенчана свечой, прикрытой колпаком, в котором проделаны одиннадцать отверстий; также в середине каждой колонны находится крюк, на котором висит металлическая или картонная карточка с начертанной или выгравированной на ней буквой. Когда кандидат завершает свое тридцатитрехдневное странствие, он говорит, что нашел лишь буквы «F», «S» и «B». Весьма Мудрый Мастер поздравляет его с успехом, который уже увенчал его труды, и сообщает, что эти буквы — первые буквы названий добродетелей, следование которым должно привести кандидата к обнаружению утраченного Слова.
После принесения торжественного обещания кандидата оставляют одного в помещении, называемом Камерой Смерти. Она убрана эмблемами смерти, и в углу ее лежит некая фигура в саване, в изголовье которой находится лампада, наполненная маслом и испаряющая с прикрепленного над ней блюдца вино с солью. Освещаться камера может свечами, расположенными за гобеленами с изображением черепов с перекрещенными костями, или лампадами, расположенными внутри черепов. Через некоторое время входит Рафаил и говорит, что он послан проводить кандидата через глубины тьмы и долины смерти в обитель блаженства. Сперва кандидата встретят опасности, трудности и невзгоды; однако он не должен терять присутствие духа, поскольку он вооружен тремя уже обретенными им добродетелями: Верой, Надеждой и Милосердием.
Кандидат затем входит в Красную Храмину, т.е. в помещение, затянутое красной материей. На алтаре Красной Храмины находится восьмиступенчатое надальтарье с тридцатью тремя светочами. Алтарь убран розами. Знак креста в этой части ритуала отсутствует. Он снова появляется в помещении, где проходит агапа. На Востоке находится возвышение, покрытое красной или пурпурной материей, на котором стоят солонка, корзина с опресноками и сосуд с вином.
Весьма Мудрый Мастер берет опреснок и передает его Наставнику, стоящему слева от него. Последний разламывает его надвое, и затем они оба обмакивают половинки опреснока в соль и едят. Наставник повторяет ту же процедуру с братом слева от него, и так далее. Затем Весьма Мудрый Мастер берет в руки чашу с вином, и Наставник поворачивается к нему лицом. Весьма Мудрый Мастер говорит: «Иммануил». Наставник ответствует: «Pax vobiscum», — и делает знак «доброго пастыря». Весьма Мудрый Мастер отпивает из чаши и передает ее Наставнику, который передает ее брату слева от него, и так далее. После того, как отпили все братья, Весьма Мудрый Мастер говорит: «Свершилось!», а Наставник ответствует: «Gloria in excelsis Deo et in terra pax hominibus bonae voluntatis».
При вхождении в Красную Храмину кандидату предлагают взойти вверх по таинственной лестнице, ведущей изо тьмы к славе и совершенству. На каждой ступени этой лестницы лежит по букве: «F», «S», «B», «I», «N», «R», «I», — и каждая из них прикрыта розой. При восхождении на каждую из ступеней кандидат открывает и поднимает по одной букве.
«Весьма Мудрый Мастер: Какая добродетель ведет нас с земли на небо?
Рафаил: Вера.
ВММ.: Какая добродетель помогает нам в нужде и печали?
Р.: Надежда.
ВММ.: В чем венец всех добродетелей христианских?
Р.: В милосердии.
ВММ.: Откуда идешь ты?
Р.: Из Иудеи.
ВММ.: Мимо какой деревни лежал твой путь?
Р.: Мимо Назарета.
ВММ.: Кто вел тебя?
Р.: Рафаил.
ВММ.: Из чьего ты колена?
Р.: Из Иудина».
Весьма Мудрый Мастер принимает от кандидата буквы, взятые им с последних четырех ступеней, и сообщает, что при помощи Веры, Надежды и Милосердия тот, наконец, обрел утерянное Слово. Наставник принимает от него буквы и укладывает их на Кубический Камень, лежащий на четвертой ступени надалтарья. После агапы Наставник берет с надалтарья Слово, чтобы оно не оказалось доступно взгляду профана, и прячет его.
«Наставник: Consummatum est.»
Однако перед агапой кандидат посвящается, знаменуется и утверждается Рыцарем Орла и Пеликана и Князем Ордена Розы и Креста Эредома; он получает регалии Ордена и опечатывается печатью Совершенства; ему сообщаются знаки и проходные слова этого градуса; обрядоначальник отводит его и ставит между колоннами на Западе; Вестник должным образом объявляет о посвящении нового брата и просит его занять отведенное ему место в зале собраний Капитула.
В Англии к посвящению в степень Розы и Креста допускаются только христиане. Ст. 39 «Правил и постановлений по управлению градусами от 4 до 32, включительно, под юрисдикцией Верховного Совета 33-его градуса Древнего и Принятого Шотландского Устава для Англии, Уэльса, доминионов и зависимых территорий Британской Короны» гласит: «В 18-й градус могут получить посвящение только братья, исповедующие христианскую веру. Перед посвящением Весьма Мудрый Мастер обязан подробно разъяснить кандидату значение девиза, который после посвящения должен стать и его девизом: «В(О)∴ С(ЛАВУ)∴ С(ВЯТОЙ)∴ И∴ Н(ЕДЕЛИМОЙ)∴ Т(РОИЦЫ)∴», — дабы он имел точное представление о том, что от него требуется». В других юрисдикциях, однако, братья, исповедующие другие религии, не исключаются. Наоборот, Бр∴ Альберт Пайк настаивает на том, что «все градусы Д∴ и П∴Ш∴У∴ могут быть получены добрыми людьми любой национальности и любого вероисповедания; и любой градус, который не придерживается этого правила, который присваивается только и лишь людям той или иной веры, — не есть МАСОНСТВО, ибо оно носит вселенский характер, а есть нечто другое, с характером избирательным, а, следовательно, исповедующее нетерпимость». «Снова, — пишет он далее, — как и раньше, ты искал Свет и Истину, каковые поиски символизировали все странствия, которые ты совершил в различных масонских градусах. Поиски твои никогда не были поисками Истины какой-либо одной веры или религии. Эти поиски прошли бы впустую: ведь учение гласит, что то, что есть Истина для одного, для другого — не всегда Истина… Какое бы то ни было доказательство чего бы то ни было может полностью удовлетворить одного человека и совершенно ничего не значить для другого. Те же доводы, которые убеждают один честный, правдолюбивый и развитой разум, другому, ни в чем не уступающему первому разуму, кажутся просто голой софистикой, и ничем более. Таким образом, поиски Истины какой-либо отдельной религии превратили бы Масонство в суетную погоню ни за чем. Мы постоянно ищем и надеемся в конечном итоге обрести Великие Первичные Истины, открытые Господом первому из людей и воплощенные в древних и столь часто неверно понимаемых и истолковываемых символах Востока».
Слово, обретаемое в степени Розы и Креста обычно выводится знаков, начертанных на табличке, прибитой к кресту над головой распятого Иисуса Назарянина, а именно: «IESUS NAZARENUS, REX IUDAEORUM». «Однако эти слова, — пишет Бр∴ Пайк, — относящие Его исключительно к одному народу и приписывающие ему титул, которого он никогда не имел и которому никогда не стремился, не могут служить нам верным толкованием этих букв, хотя они, в определенном смысле, и соответствуют истине… Другие исследователи толкуют эти буквы как начальные буквы слов «IGNE NATURA RENOVATUR INTEGRA» — «Вся природа обновляется огнем» (или «электричеством»), что позволяет им связывать Слово с величайшей тайной Природы — законом Воспроизводства Вселенной. Масоны-алхимики и герметисты толкуют эти буквы как начальные буквы слов следующего афоризма: «IGNE NITRUM RORIS INVENITUR» — «Огнем извлекается селитра из росы». Иезуиты, эти вечные, кровные и непримиримые враги масонства, сделали эти буквы символами собственной недостойной идеи: «I(J)USTUM NECARE REGIS IMPIOS» — «Справедливо убивать неверующих царей», — и ничто не может быть более отвратительно для масона, чем верность этой идее. Другие же выводят эти буквы из первых букв названий четырех стихий на древнееврейском языке: «IAMAYIM» — моря или просто вода; «NOR» — огонь; «RUAKH» — ветер или воздух; «IAB(V)ASCHAH» — суша или земля… Мы же полагаем, что слово это следует толковать иначе».