


В Делании есть одна только наиболее важная операция: это сублимация, или возгонка, состоящая лишь в том, как пишет Гебер1, что сухая материя посредством огня поднимается в соответствующий ей сосуд.
Всякий стремящийся приблизиться к пониманию Великого Слова и овладению Великой Тайной должен внимательно штудировать труды философов-герметиков, и тогда, вне всякого сомнения, он обретет истинное посвящение, как это ранее удавалось другим; однако в качестве ключа ко всем таинствам он должен пользоваться лишь одной- единственной аксиомой герметической философии, запечатленной на Изумрудной скрижали, а затем следовать пути постепенного обретения Знания и управления всеми своими действиями, предначертанному каббалистической азбукой Таро.
Раймонд Луллий писал, что для того, чтобы получить золото, нужно вначале уже иметь золото. Ничто не создается из ничего; мы не умеем создавать богатство из ничего; мы способны только множить и увеличивать уже имеющееся. Следовательно, всякий изучающий священные науки должен хорошо понимать, что от истинного посвященного нельзя требовать ни фокусов ярмарочного фигляра, ни зрелищных чудес. Герметическая наука, как все настоящие науки, проверяется математикой. Ее выводы, даже материальные, так же точны и неумолимы, как выводы классических точных наук.
Герметическое золото — это не только истинное учение, Свет вне всякой тени, Истина без примесей лжи; это также и совершенно материальное золото, чистое, гораздо более драгоценное, чем можно найти во всех реках и шахтах Земли.
Однако живое золото, живую серу или живой огонь философов следует искать в Доме Меркурия, или Ртути. Этот огонь питается воздухом; для объяснения его притягивающей и расширительной сил лучше всего было бы использовать сравнение с молнией, изначально представляющей собой сухое дыхание Земли, которое затем соединяется с водяным паром, путем испарения обретающим огненную природу, которая воздействует на его внутреннюю влажность, притягивая ее и преобразуя в свою собственную природу; после этого он вновь изливается на землю в форме осадков, ибо его притягивает твердая земная природа, не менее сильная, чем его собственная.
Эти отчасти загадочные слова, по сути, совершенно ясны и просты, они выражают все, что философы подразумевали, говоря о «ртути, оплодотворенной серой, становящейся владыкой и восстановительницей соли». Это Азот, вселенская магнетическая сила, великий магический агенс, астральный Свет, Свет Жизни, оплодотворенный силой Разума, интеллектуальной энергией, которую они обычно сравнивают с серой в силу ее неразрывной связи с Божественным огнем.
Соль же — это Абсолютная Материя. Все материальное содержит в себе соль, и всякая соль (nitrum) может быть обращена в золото объединенным воздействием серы и ртути, действующих зачастую столь быстро, что всю трансмутацию возможно совершить за час, за миг, совершенно при этом не утомившись и не потратив ни гроша. В другое время, если атмосферные агенсы обретают отражающую природу, Делание отнимает несколько дней, несколько месяцев или даже несколько лет.
В Природе существуют два изначальных закона, два основополагающих закона, которые, уравновешивая один другой, порождают вселенское равновесие всего сущего. Это законы неподвижности и движения, философски тождественные Истине и Вымыслу, а с точки зрения понятия Абсолюта, — законы Необходимости и Свободы, которые суть две стороны Божественной Сущности. Философы-герметики называли связанным все обладающее весом, то есть, по природе своей, стремящееся к уравновешенности в состоянии покоя; летучим же они называли все скорее подчиняющееся закону движения; свой камень они получают путем анализа, то есть путем выпаривания связанного вещества, а затем — синтеза, то есть связывания летучей субстанции; этого они достигали путем применения к связанному веществу, которое они именовали своей солью, сернистой ртути, или Света Жизни, направляемого всемогущей Божественной Волей. Так они обретали власть над всей Природой, и их Камень был для них везде, где была соль, и именно поэтому они утверждали, что нет такого вещества, которое не могло бы стать компонентом Великого Делания, и что даже самая, на первый взгляд, грубая и низменная материя может быть претворена в золото, — это верно в том смысле, что в любом веществе содержится принцип первичной соли, в нашей символике представленный в виде Кубического камня.
Знать, как из любого существующего в мире вещества извлекается чистая соль, — значит, владеть тайной Камня. Это Салический камень, разлагаемый и вновь создаваемый Ором — вселенским астральным Светом; он одновременно един и множествен, ибо он может быть подвергнут разложению, подобно обычной соли, или включен в состав иных веществ. Обретя его путем анализа, мы должны называть его Вселенским Сублиматом; обретя же его путем синтеза, мы получаем не что иное, как Панацею древних мудрецов, способную излечить все болезни тела и души, именуемую par excellence2 «природным лекарством». Когда некто, обретя полное и совершенное посвящение, получает власть над силами вселенского агенса, он также обретает и этот камень, извлечение которого представляет собой исключительно простую операцию, совершенно отличную от проекции или выделения металлов. Этот камень в сублимированном состоянии ни в коем случае нельзя подвергать воздействию атмосферного воздуха, способного частично разложить его и в любом случае лишить чистоты; испарения его вдыхать также нельзя, ибо это крайне опасно. Настоящий мудрец хранит его в нетронутых природных оболочках, осознавая, что способен выделить из него необходимое количество вещества одним лишь усилием воли и одним лишь применением к этим природным оболочкам, которые каббалисты называют «клипот» (раковинами, корой или скорлупой) Вселенского Агенса.
Для того чтобы иероглифически выразить Закон благоразумия, они изображали свою ртуть, воплощенную в древнем Египте в боге Германубисе3, с собачьей головой, а свою серу, воплощенную в Бафомете храмовников, — с козлиной головой, что, собственно, и послужило причиной столь дурной славы, которой пользовались оккультные философы в Средние века.
Давайте вслушаемся, что говорили сами алхимики, в надежде усвоить скрытый смысл их загадочных наставлений.
Ритуал степени Шотландского Мастера-Мудреца и Рыцаря Св. Андрея, четвертый градус Устава Рамзая4, или Исправленного и Усовершенствованного Дрезденского Устава5, как указано на его титульном листе, учит: «О, сколь величественно и сколь славно присутствие Всемогущего Бога, во славе своей сияющего меж херувимами!
Сколь восхитительны и изумительны лучи славного Света сего, бросающего сиятельные и блистающие отблески свои от Священного Ковчега Завета и Союза!
Преклоним же смиренно головы наши с почтением и преданностью пред великим сим Истоком Жизни, сим Славным Духом, Который есть Милостивейший и Всеблагой Правитель Вселенной и всего сущего в ней!
Тайное знание Великого Шотландского Мастера состоит в постижении сочетаний и превращений различных веществ; обретя точное понимание и истинный смысл этого учения, ты узнаешь, что вся материя и все материальные сущности суть различные сочетания трех основных субстанций, извлеченных из четырех стихий, каковые суть (1) Соль, (2) Сера и (3) Дух. Первая из них порождает твердое, вторая — мягкое, а третья — взвешенное, например, частицы водяного пара. Эти три основополагающие субстанции могущественны в своем сочетании, — и в этом состоит истинный процесс преображения металлов.
Этим трем основным субстанциям соответствуют три золотых купели, на первой из которых была выгравирована древнееврейская буква מ «М», на второй — буква ג «Г», а на третьей не было никакого знака. Буква «М» — это первая буква древнееврейского слова «мэлах» — «соль», буква «Г» — это первая буква слова «гефэрет» — «сера», и, поскольку в древнееврейском языке не было слова для обозначения неосязаемого пара, или Духа, на третьей купели не было изображено никакой буквы.
При помощи этих трех основных субстанций ты сможешь осуществлять превращение металлов, неизменно руководствуясь при этом пятью пунктами, или наставлениями, древнего Шотландского Мастерства.
В первом наставлении Мастера нам показывают медное море, в котором всегда должно быть достаточно дождевой воды; из дождевой воды Шотландский Мастер извлекает первое вещество, которое есть соль; впоследствии эта соль претерпевает семикратную переработку и очистку, и только после этого она становится совершенной и вполне готовой. Это семикратное очищение символизируют семь ступеней Соломонова Храма, — таково первое наставление, предлагаемое нам в степени Шотландского Мастера.
По приготовлении первого вещества ты должен извлечь и второе, которое есть сера, из чистейшего золота, к которому для этого примешивается чистейшая, или небесная, соль. Их следует смешать в соответствии с наставлениями Царственного Искусства, а затем поместить в сосуд в форме корабля, в котором они должны пребывать сто пятьдесят дней, то есть ровно столько, сколько плавал по водам Потопа Ноев ковчег, чтобы они достигли состояния влажности, теплой степени огня, дабы сгнить, разложиться и тем самым положить начало минеральному брожению. Таково второе наставление, предлагаемое нам в степени Шотландского Мастера.
Помысли о том, брат мой, что никто не возьмется утверждать, будто возможно извлечь из дождевой воды обычную соль, nitrum, или серу — из чистого золота, — и ты обязательно придешь к выводу, что наставления сии обладают неким потаенным, сокровенным смыслом.
Каббала учит нас, что человеческое существо тройственно и состоит из Нефеш, Руах и Нешама — Psyche, Spiritus и Mens — Души, Духа и Разума. Существуют семь священных дворцов, семь небес и семь престолов; души обретают очищение, проходя через семь сфер. «Корабль» же, по-древнееврейски, — это «ани»6, и тем же самым словом обозначается понятие «я».
Умножение таким образом полученного вещества — это третье превращение, достигаемое путем присовокупления к изначальным веществам одушевленного неосязаемого Духа; для этого к ним добавляется вода небесной соли и сама соль, и следует делать это крайне осторожно, в соответствии с наставлениями, тщательно следя за тем, чтобы не добавлять ни слишком много, ни слишком мало, ибо если добавишь слишком много — уничтожишь образующееся и растущее там желанное вещество, а если добавишь слишком мало — это вещество поглотит само себя и также будет уничтожено, растает, ибо в нем не будет достаточной силы для поддержания собственного существования. Таково третье наставление, предлагаемое нам в степени Шотландского Мастера. Оно символизирует возведение Вавилонской башни — древнейшей эмблемы Шотландских Мастеров, пользовавшихся ею как символом непропорциональности и несовершенства, в силу каковых ее строительство так и не было завершено, и работники не могли продолжать его.
Далее приступай к четвертому превращению, воплощенному в Кубическом камне, все стороны и углы которого равны между собой. Как только желанное вещество достигнет необходимого уровня умножения, его следует подвергнуть воздействию третьей степени огня, дарующей ему должное количество силы и вещественности металлических частиц Кубического камня, — таково четвертое наставление, предлагаемое нам в степени Шотландского Мастера.
И наконец приступай к пятому и последнему превращению, воплощенному в Пламенеющей Звезде. После того, как желанное вещество обрело должный пропорциональный состав, его следует подвергнуть воздействию четвертой, наивысшей, степени огня, в котором оно должно находиться трижды двадцать семь часов, в результате чего превратится в сияющую светлую тинктуру, способную преобразовывать более легкие металлы, из расчета одна часть тинктуры на тысячу частей металла. Сия Пламенеющая Звезда есть пятое и последнее наставление, предлагаемое нам в степени Шотландского Мастера.
Соверши же последовательно все пять превращений, предписанные истинному Шотландскому Мастеру, и одной частью к тысяче ты сможешь превращать и очищать металлы. Тогда лишь сможешь ты открыто говорить, что твой возраст — тысяча лет и более».
Наставление того же градуса следующим образом толкует потаенный смысл некоторых аспектов ритуала: «Три помещения Храма — внешний двор, святилище и Святая Святых — воплощают три принципа построения нашего священного Ордена, наставляющего своих посвященных в изучении нравственности и простейших изначальных добродетелях, которым обязано следовать человечество. Посему семь ступеней, ведущие к внешнему двору Храма, — это эмблема семеричного Света, который мы должны обрести для того, чтобы добраться до верхней ступени Знания, которое есть высший предел стремлений нашего Ордена.
В медном море мы должны символически очиститься от всякой скверны, всех своих пороков и прегрешений, сотворенных по ошибке ли, вследствие ли следования ошибочному мнению, намеренно ли, — ибо все они одинаково препятствуют достижению нами вершин истинной Мудрости. Мы должны тщательнейшим образом очистить все потаенные глубины сердец своих для того, чтобы посредством этого обрести право созерцать Пламенеющую Звезду — эмблему Божественной Блистающей Шхины, то есть Божественного Присутствия, — и впоследствии заслужить право приблизиться к престолу Высшей Мудрости».
В степени Истинного Каменщика (Le Vrai Magon), которая определяется на титульном листе ритуала как 23-й градус, или 12-й градус 5-го класса, Ордена Вольных Каменщиков, на табеле изображается Лучезарный Треугольник с великой литерой Йод в центре.
«Треугольник, — гласит ритуал, — воплощает Бога, единого в трех лицах, а Йод — это первая буква Последнего Имени.
Темный Круг воплощает Хаос, сотворенный в начале времен Богом.
Крест в круге воплощает Свет, посредством которого Бог преобразовал Хаос. Квадрат воплощает четыре стихии, в которые Хаос впоследствии преобразовался. Треугольник также воплощает три первопринципа — Соль, Серу и Ртуть, — порожденные смешением четырех стихий.
Бог творит; Природа производит; Искусство множит. Бог сотворил Хаос; Природа произвела его; вместе Бог, Природа и Искусство придали ему совершенство.
Алтарь Воскурений воплощает огонь, преобразующий Природу. Две башни — это два кузнечных горна — влажный и сухой, — в которых надлежит трудиться посвященному. Чаша в дубовой форме заключает в себе Философское яйцо.
Две фигуры, увенчанные крестом, суть два сосуда — Природа и Искусство, — в которых свершается и увенчивается двойной брачный союз Белой дамы и Красного пажа, от которого рождается Могущественный Царь.
Хаос — это вселенская материя, бесформенная сама по себе, но приобретающая любую форму. Форма — это Свет, заключенный в семени любого живого существа; исток и дом ее — во Вселенском Духе.
Трудясь над вселенской материей, пользуйся внутренним и внешним огнем, — тогда получишь четыре стихии — Principia Principiorum и Inmediata7 — Огонь, Воздух, Воду и Землю. Четыре качества этих стихий суть теплота и сухость, холод и влажность. Каждая стихия характеризуется двумя из этих качеств: сухая и холодная стихия — Земля; холодная и влажная — Вода; влажная и теплая — Воздух; теплая и сухая — Огонь. Посему Огонь, например, связан с Землей, и вообще все стихии связаны между собой и движутся по кругу, как учит Гермес.
Соединение четырех стихий и четырех их качеств порождает три основные Принципа — Серу, Соль и Ртуть, — философские, а не обычные.
Философская Ртуть — это Вода и Дух, разлагающие и возгоняющие Солнце; философская Сера — это Огонь и Душа, смягчающие и окрашивающие его; философская Соль — это Земля и Тело, сгущающие и связывающие его, — и все вместе свершается в области Воздуха.
Эти три Первопринципа порождают дубликаты четырех стихий, или великие Элементы: Ртуть, Серу, Соль и Стекло, два из которых летучи: Вода (Ртуть) и Воздух (Сера), который есть масло, — ибо все жидкие вещества избегают воздействия огня, который забирает у одних (вода) некоторую часть в виде пара, а другие (масло) сжигает; другие же два связанны и тверды: Соль (содержащая огонь в себе) и чистая Земля (Стекло), — на них огонь способен воздействовать, только вызывая их частичное таяние и полное очищение и совершенствование (при условии, что не используется жидкая щелочь); ибо как каждая стихия состоит в совокупности двух изначальных качеств, так и каждый из вторичных Элементов в большей или меньшей степени усваивает доли качеств двух, точнее, всех четырех стихий, — Ртуть усваивает больше качеств Воды, с которой традиционно соотносится; Масло, или Сера, — больше качеств Воздуха; Соль — Огня; Стекло — Земли, которая в своем чистом и беспримесном состоянии находится в центре всех элементарных составляющих и отделяется от остальных в последнюю очередь.
Четыре стихии и три первоэлемента пребывают во всех составных веществах — животных, растительных и минеральных, в одних — в большей степени, в других — в меньшей.
Огонь наделяет их движением; Воздух — чувствами; Вода — пищей; Земля — жизненной силой.
Четыре вторичных Элемента порождают Камень, при условии, что ученый каждый из них поместит в должную степень огня, а также затем смешает в должной пропорции, в зависимости от их природного веса. Из десяти частей Воздуха получается одна часть Воды; из десяти частей Воды — одна часть Земли; из десяти частей Земли — одна часть Огня; все вместе является Активным Символом одного и Пассивным Символом другого, — и сим свершается превращение Элементов».
Здесь ритуал определенно намекает на четыре каббалистических мира. Десять сефирот мира Бриа проистекают из Малкут, последней из десяти эманаций мира Ацилут; десять сефирот мира Йецира — из Малкут мира Бриа; десять сефирот мира Асия — из Малкут мира Йецира. Проходное слово этого градуса приводится в ритуале как «Метралон», что определенно является искажением имени «Метатрон»8, то есть имени херувима, который в Каббале наряду с Сандалфоном9 именуется предводителем небесных ангельских воинств. Активным и Пассивным Символами являются Мужчина и Женщина.
Далее в ритуале говорится: «Посему очевидно, что в Великом Делании нам следует применять десять частей философской Ртути на одну часть Солнца или Луны.
Это достигается посредством растворения и сгущения, и это значит, что следует растворять тело и сгущать дух, каковые действия производятся на влажной и сухой банях.
Из цветов черный символизирует Землю; белый — Воду; синий — Воздух; красный — Огонь; и эти цвета также содержат в себе и скрывают великие таинства.
Метод Великого Делания состоит в последовательном и своевременном применении влажной бани, сухой бани, сосудов Природы и Искусства, дубовой чаши, lutum sapieniae10, печати Гермеса, пробирки, физической лампы и железного стержня.
Делание совершается за семнадцать философских месяцев, по числу смешений составляющих веществ. Достижения по его осуществлении бывают двух родов: воздействующие на душу и воздействующие на тело. Первое достижение состоит в познании Бога, Природы и самого себя; второе — в обретении здоровья и богатства.
Посвященный проходит сквозь Небо и Землю. Небо есть мир, явленный разуму и разделенный на Рай и Ад; Земля есть мир, явленный чувствам и разделенный на миры небесный и стихийный.
Каждую из этих двух сфер изучают соответствующие им науки. Первая из них проста и ясна; другая потаенна и сокровенна. В мире, постижимом для разума, существуют герметическая теология и Каббала, небесная астрология; в стихийном же мире существует химия, которая посредством разложения и разделения огнем открывает потаеннейшие тайны Природы, содержащиеся во всех трех составляющих всех веществ. Эта наука также называется герметической наукой, или наукой Великого Делания».
Ритуал степени Рыцаря Каббалистических и Герметических Розы и Креста гласит: «Истинная философия, известная Соломону и практиковавшаяся им, — это основа всего масонства.
Наши братья, древние масоны, скрыли от нас самое важное из положений Божественного и Царственного Искусства в символических иероглифах, которые суть всего лишь аллегории и энигмы, совершенно бессмысленные для всех невежественных, порочных и честолюбивых людей.
В высшей степени счастлив будет тот, кто путем усердного труда найдет тот потаенный дворец, или укрытие, в котором пребывает поныне обнаженная высшая Истина. Ибо это будет означать, что он обрел Истинный Свет, Истинное Счастье, истинное Небесное Благо. Лишь тогда справедливо будет сказать, что он принадлежит к числу Истинных Избранников, ибо лишь здесь пребывает единственная настоящая Высшая Наука, к постижению которой только способен стремиться смертный; и продлятся его дни, и душа освободится от всякой скверны и всякого порока, в коие11 столь часто вовлекает людской род нужда».
Поскольку символика зала собраний и язык ритуала поясняют друг друга, нам остается здесь добавить, что в данном градусе двенадцать колонн Храма — белые с черным и красным. Занавеси — черные с пурпуром.
Над престолом председательствующего офицера располагается большой золотой орел на черном фоне. В центре потолка помещается золотая Пламенеющая Звезда с литерой Йод в центре. Справа и слева от престола располагаются золотое Солнце и серебряная Луна. К престолу ведут три ступеньки. Зал собраний освещен десятью светильниками, и еще десять освещают его преддверие; у входа — один светильник. Облачения степени также выполнены в черном, белом и пурпурном цветах; основными его символами являются ключ и весы.
Ритуал гласит, что в обязанности Второго Великого Приора входит надзор за тем, чтобы «капитул был должным образом герметически запечатан, все материи и стихии должным образом приуготовлены, а также черное вовремя уступало белому, а белое — красному».
«Будь усерден, — также говорится там, — подобно Звезде, и дари свет мудрецам, но скрывайся от взора глупых профанов и честолюбцев, и будь в этом подобен Сове, зрячей лишь по ночам, но днем скрывающейся от пустого людского любопытства.
Солнце, вступая в каждый из своих домов, бывает встречаемо там четырьмя стихиями, которые тебе необходимо со всей осторожностью призвать себе на помощь, дабы они споспешествовали тебе в твоем предприятии, ведь без них дом твой станет домом грусти; радость ты возвратишь в него, лишь призвав на помощь четыре стихии.
Поочередно посетив все свои двенадцать домов, видя в каждом из них твою готовность принять его, оно возлюбит тебя как ближайшего своего посвященного и позволит тебе насладиться его дарами. Более материя не будет иметь никакой власти над тобой; более ты не будешь простым жителем Земли; через некоторое время ты возвратишь ей тело, принадлежащее ей, а вместо него обретешь новое, совершенно духовное тело. Тогда материя совершенно умрет для мира.
Посему нужно будет вновь оживить ее, чтобы она возродилась из пепла, и сие ты осуществишь, вырастив Древо Жизни, воплощенное для нас в акациевой ветви. Всякий усвоивший, как постигать и исполнять сие Великое Делание, познает великие истины, учат мудрецы Царственного Искусства; но стоит тебе уклониться от центра переплетенных Наугольника и Циркуля, успех более не будет сопутствовать тебе в твоих трудах.
В других предприятиях тебе будет необходим и еще один талисман, не имея которого, не обретешь успеха. Его называют каббалистическим пентаклем… В нем содержится сила управления стихийными духами. Ты должен знать, как пользоваться им, и учиться с усердием, дабы усвоить эту науку наших дальних предков-мудрецов.
Великий черный Орел — царь птиц. Лишь он один способен воплощать Солнце, свет которого, материальный, по своей природе, не имеет формы, хотя его формы образуют цвета радуги. Черный цвет — истинный предвестник Великого Делания; он преобразует все цвета и обретает материальные формы, из которых возникает сиятельное Солнце.
Рождение Солнца всегда предвещает его Звезда, воплощенная в Пламенеющей Звезде, которую ты узнаешь по ее огненному цвету; следует же за ним повсюду блистающая серебром Луна.
Грубый Камень лишен формы, и его следует должным образом приуготовить для того, чтобы возможным стало приступить к философскому деланию; его следует обрабатывать, дабы изменить его форму с треугольной на кубическую, отделив от него все соль, серу и ртуть при помощи Наугольника, Отвеса, Уровня и Весов, а также всех прочих масонских орудий, которыми мы пользуемся лишь символически.
Здесь мы также применяем их символически, дабы возвести здание с совершенными пропорциями, через которое тебе предстоит провести грубую материю, здесь могущую быть уподобленной кандидату, лишь начинающему посвящение в наши таинства. Возводя сие здание, мы должны учитывать все пропорции и все строительные правила, иначе Дух Жизни не сможет жить там. Итак, ты сначала возведешь величественную башню, в которой предстоит гореть огню мудрецов, или, другими словами, Небесному Огню; также в ней будет место для Моря мудрецов, в котором будут купаться Солнце и Луна. Это купель очищения, наполненная водой Небесной Милости, которая не пачкает рук, но напротив — очищает тело от всех язв.
Давайте же потрудимся над тем, чтобы просветить нашего брата, дабы трудами своими он преуспел в постижении принципа Жизни, содержащегося в глубинах материи и известного под названием «Алкагест»12.
Могущественнейшее из имен Господних — Адонай. Властью Своей Он движет Вселенной, и Рыцари, удачливые настолько, чтобы овладеть этим Именем в полных мере и весе, возобладают всей силой его, всеми стихиями, и познают все науки и добродетели, которые вообще способен познать смертный человек. Его властью они добьются получения первичного солнечного металла, внутри себя содержащего Первопринцип эмбриона, при помощи которого возможно станет установить связи со всеми остальными шестью металлами, каждый из которых, в свою очередь, содержит в себе принципы и изначальное семя великого философского Делания.
Прочие шесть металлов — это Сатурн, Юпитер, Марс, Венера, Меркурий и Луна, более широко известные как Свинец, Олово, Железо, Медь, Ртуть и Серебро. Золото не включается в их число, потому что оно не является металлом, по своей природе; это чистый нетленный дух, и именно поэтому оно служит эмблемой Солнца, управляющего Светом.
Животворящий Дух, именуемый Алкагестом, содержит в себе добродетель творения треугольного Кубического Камня, равно как и добродетельную способность сделать всех людей счастливыми в этом мире и в Мире Грядущем. Дабы в конечном итоге обрести этот Алкагест, мы начинаем с изучения науки о единении четырех стихий, извлекаемых из трех природных царств: минерального, растительного и животного, — ключами от которых для нас являются правило, мера, вес и равновесие. В своей работе, на разных ее этапах, мы пользуемся, соответственно, минералами, растениями и животными, при помощи которых создается пространство Дома Солнца — вместилища всех добродетелей.
Определенные свойства всех трех природных царств соответствуют каждому небесному Дому, дабы все творимое творилось в соответствии с нерушимыми философскими правилами, чтобы все претерпевало должное очищение в отведенное для этого время и в определенном для этого месте, чтобы в конечном итоге оказаться за пиршественным столом брачного торжества Жены и шести дев, держащих в руках мистическую лопату не с обычным огнем, но с огнем стихийным, порожденным силами притяжения и разложением философского ложа, освещенного четырьмя Элементами.
На пиршестве Жены яства, будучи предварительно должным образом очищены, подаются в Соли, Сере, Духе и Масле; достаточное их количество затем принимается ежемесячно, и из них при помощи весов Соломона составляется Алкагест, которому суждено прислуживать Женам, когда они улягутся на брачное ложе, дабы там зачать эмбрион, сулящий роду человеческому неизмеримые и непреходящие, сколь долго ни существовал бы сей мир, богатства.
Мало кто способен осуществить это великое Делание. Только истинные Вольные Каменщики могут по праву рассчитывать на успех, и даже из их числа лишь немногие достойны его, ибо большинство из них не имеют ровным счетом никакого представления о Ключах (Claviculi) и их содержимом, а также о Пентакле Соломона, наставляющем в исполнении Великого Делания.
Вес, поднятый весами Соломона, равен 1, 2, 3, 4, 5, — и в нем содержатся число 25, умноженное на единицу; 2, умноженное на 2; 3, умноженное на 3; 4, умноженное на 4; 5, умноженное на 5; а также единожды 9; таким образом, эти числа также содержат в себе квадраты чисел 5 и 2, куб числа 2, квадрат квадрата числа 2 и куб числа 3».
До сих пор этот ритуал, судя по числам, упоминающимся в нем, рассуждал о 47-й проблеме Эвклида, аллегории символического масонства, которая совершенно не имеет отношения к данным материям, а поэтому ее символизм здесь не поддается истолкованию. Основание приведенного здесь прямоугольного треугольника составляет 3 единицы, опущенного на него перпендикуляра — 4 единицы; длина гипотенузы составляет, соответственно, 5 единиц, по правилу, гласящему, что сумма квадратов катетов в прямоугольном треугольнике равна квадрату гипотенузы: 3 х 3 = 9, 4 х 4 = 16, а 5 х 5 = 25, каковое число является квадратом числа 5. Стороны треугольника содержат числа 1, 2 и 3. Перпендикуляр в нем символически воплощает Мужчину; основание — Женщину, а гипотенуза — их отпрыска.
«Связать летучее» на герметическом языке означает материализовать дух, в то время как «возогнать твердое» — значит, одухотворить материю.
Отделить тонкое от грубого во время первого превращения, которое является совершенно внутренним, — значит, освободить свои души от всех и всяческих суеверий и пороков. Это превращение осуществляется при помощи философской Соли, то есть Мудрости, философской Ртути, то есть личных способностей и усердия, и философской Серы, то есть жизненной энергии и волевого рвения. Так становится возможным претворить в философское золото даже самые незначительные и низменные, даже грубые земные материи.
Именно в этом смысле мы склонны толковать притчи философов-герметиков и пророков искусства Алхимии; но в их трудах, как и в Великом Делании, также необходимо тщательно отделять тонкие материи от грубых, мистическое — от позитивистского, аллегорию — от теории. Если читать их работы с удовольствием и пониманием, сначала рождается их общее аллегорическое понимание, а только затем происходит нисхождение от аллегорий к реалиям при помощи закона аналогий, который можно свести к одной-единственной великой аксиоме: «Что наверху — то и внизу, и что внизу — то и наверху».
Трактат «Minerva Mundi»13, приписываемый Гермесу Трисмегисту, содержит в себе, пусть и сокрытое под пеленой многочисленных поэтических аллегорий, но достаточно подробно описанное учение о самосотворении вещей, или закона творения, порожденного союзом двух противоположных по своему воздействию сил, которые алхимики называли Принципами Летучести и Связанности и которые, исходя из понятия Абсолюта, суть Необходимость и Свобода.
Когда мастера алхимии говорят, что Делание не требует больших затрат времени и средств; когда они, кроме того, утверждают, что для него необходим лишь один сосуд; когда они говорят о едином великом горне, доступном для всех в мире, которым все люди мира уже владеют, не подозревая об этом, — они в действительности рассуждают о понятиях нравственной, или философской, алхимии. Действительно, сильная и целеустремленная воля может за весьма незначительное время обеспечить человеку совершенную независимость; и все мы действительно владеем химическим орудием, великим и единственным атанором, или горном, служащим для отделения тонких материй от грубых и связанных — от летучих. Это орудие, совершенное, как весь этот мир, и точное, как сама математика, описывается древними мудрецами как Пентаграмма, или Звезда о пяти лучах — совершенная эмблема человеческого разума.
Цель и результат Великого Делания в алхимии обычно представляется в виде треугольника, увенчанного крестом, или в виде буквы Тав (ת) — последней буквы священного алфавита.
«Стихийный огонь», нисходящий к нам за счет действия закона притяжения, — это определенно электричество, или электродинамическая сила, проистекающая из явления магнетизма. Именно в ней, скорее всего, заключается разгадка великой тайны жизни и жизненной силы.
Парацельс, великий реформатор медицинской науки, открыл явление магнетизма задолго до Месмера и развил учение об этом блистательном природном феномене, или, точнее, обрел полное посвящение в таинственную магию древних мудрецов, которые осознавали действие этого великого волшебного агенса гораздо лучше нас. Он считал астральный Свет, Азот, не источником вселенского магнетизма древних, но животным элементарным флюидом, проистекающим только от определенных живых существ, круг которых ограничен.
Четыре стихии, четыре символических животных, вторичные Элементы, — все они соотносятся одни с другими, и общая схема, по мнению масонов-герметиков, выглядит следующим образом:
Воздух и Земля воплощают Мужской принцип, в то время как Огонь и Вода относятся к Женскому принципу.
Этим четырем формам соответствуют следующие философские идеи: Дух, Материя, Движение, Покой.
В алхимии эти четыре формы сводятся к трем: Абсолют, Связанное, Летучее. Синонимами этих трех слов являются: Разум, Необходимость, Свобода. Как все великие Мистерии Бога и Вселенной бывают сокрыты в понятии Тройственности, так и в масонстве и герметической философии (скрывающейся под маской алхимии) повсюду встречается это понятие. Оно проявляется даже там, где масоны менее всего могли бы ожидать его встретить, и неизменно наставляет их в законе равновесия противоположностей и проистекающего из этого равновесия вселенской гармонии.
Двойной треугольник Соломона толкуется Св. Иоанном следующим довольно примечательным образом: он говорит, что в Небесах есть трое свидетелей — Отец, Слово и Святой Дух, и трое свидетелей на Земле — дыхание, кровь и вода. Таким образом, он выражает свое согласие с догмами герметической философии, в которой философская Сера носит название Эфира, философская Ртуть — философской Воды, а философская Соль — крови Дракона, или менструальной крови Земли. Кровь, или Соль, в соответствии с законом противоположностей, соотносится с Отцом; азотистая, или ртутная, вода — со Словом, или Логосом; дыхание — со Святым Духом. Однако высокий символизм может быть понят и истолкован лишь адептами высшей Науки.
Главной священной троицей алхимии является союз Соли, Серы и Ртути. Философы-герметики учили, что человек состоит из тела, души и духа. Голубь, ворон и феникс являются удивительными символами понятий Добра и Зла, Света и Тьмы, равно как и Красоты, порожденной равновесием этих двух противоположных первопринципов.
Если ты желаешь добиться совершенного понимания истинных таинств алхимии, тебе следует тщательно, терпеливо и усердно изучать труды древних мастеров. Каждое слово в них — это отдельная и самостоятельная загадка, и всякому читающему в спешке, невнимательно, эти тексты представятся полным абсурдом. Даже когда нам кажется, что в них утверждается, что Великое Делание состоит в науке очищения собственной нашей души, а следовательно, они являются трудами исключительно по нравственной философии, в действительности мы видим только их первый, поверхностный смысл, а смысл потаенный остается сокрытым от нас.
Йод (י) именуется в Каббале opifex – Работником Бога. В «Porta Coelorum» говорится, что он един и изначален, как число 1, первое из всех чисел, как точка, первое из всех тел и первая из всех фигур. Если заставить его двигаться сверху вниз, на свет появится линия, то есть Вав (ו), а если, в свою очередь, начнет двигаться Вав (по горизонтали), появится Далет (ד). Вав превращается в Далет потому, что изначальное самостоятельное движение протекает справа налево и сверху вниз. Таким образом, полнота Йода состоит в полном написании его имени (יוד) – Йод-Вав-Далет. Вав (числовое значение 6) в сочетании с Далетом (числовое значение 4) дает число 10, что соответствует числовому значению Йода – их основы и истока.
В «Сифра дицениута» говорится, что Йод — это символ Мудрости и Отца.
Первопринцип, именуемый Отцом, воплощается в Йоде, который изливается свыше в этот мир, а следовательно, Йод является самой сокровенной из всех букв, ибо он есть начало и конец всех вещей. Йод — это Всевышняя Мудрость; Йод содержит в себе все сущее, в силу этого именуясь Отцом Отцов и Творцом Вселенной. Первопринцип всего сущего также именуется Домом всего сущего, а посему Йод — это начало и конец всего сущего, ибо сказано: «Как многочисленны дела Твои, Господи/ Все соделал Ты премудро; земля полна произведений Твоих»14. Ибо великое Всё также именуется Мудростью, ведь в ней действительно содержится всё, и квинтэссенцией Всего является Святое Имя.
В «Сифра ди-цениута» также говорится, что Йод, воплощающий Отца, входит к Хей, то есть Матери, и их брачный союз порождает всепроникающее сияние, которое заставляет Бину проникаться Божественной Мудростью.
В имени Йаху (היו), утверждается в этом труде, содержатся Отец, Мать и Микропросо- пос — их отпрыск. Хей, оплодотворенная Йодом, производит на свет Микропросопоса, или Сеир Анпин15.
Мудрость (Хохма) есть Первопринцип всего сущего; она есть Отец Отцов, и в ней — начало и конец всех вещей. Микропросопос — вторая Универсалия — является отпрыском Мудрости-Отца и Бины-Матери. Он состоит из шести счислений: Гебуры, Гедулы, Тифе- рет, Нецах, Ход и Йесод. Он обычно изображается в виде человека, и считается, что именно он изначально занимал пространство, впоследствии заполненное миром Бриа (миром Творения), но затем был возвышен в сферу Ацилут и там обрел от Верховной Мудрости и Разума собственные Мудрость, Разум и Познание (Даат).
Вав — это трехстороннее слово, которым обозначаются шесть составных частей Микропросопоса. Последний сформирован по тому же принципу, что и Макропросопос, но в отсутствие Кетер, Воли, которая остается в сфере первого Прототипа, или Универсалии, — хотя он и наделен частью Божественной разумной Силы и Способности. В первой Универсалии отсутствует первое лицо, и она именуется в третьем лице — הוא Ху (Он); но во второй Универсалии первое лицо уже присутствует, и она именуется אני Ани (Я).
«Идра Рабба», или «Synodus Magnum»16, один из трактатов Книги Зогар, гласит, что Старец Старцев (Бог как Абсолют) пребывает в Микропросопосе. Все вещи суть одно, которое было, есть и пребудет; и ни в чем не было, нет и не будет никаких изменений.
Однако впоследствии Он посредством формирования претворил Себя в некую форму, содержащую в себе все формы, включающую в себя все роды и виды. Эта форма напоминает Его форму; но она есть не Его форма, а лишь ее подобие; посему форма человека подобна всем формам, как наверху, так и внизу, ибо все они входят в нее и она охватывает их все. Так Священный обрел форму, и так сформировался Микропросопос. Все сущее — одно, и все состоит из двух Универсалий; но во второй Универсалии пути Его разделяются, и Воля Его пребывает на нашей стороне; но на противоположной от нас стороне пути Его также разделены.
Таинства эти раскрываются лишь жнецам полей Господних.
Священнейшего Старца не называют «Ата» — «Ты», но только «Ху» — «Он». Однако в Микропросопосе, из которого проистекает все сущее, Он именуется Ата, а также Аб — «Отец». От Него проистекает все сущее, и посему к Нему обращаются со словом «Ты», ибо Он есть Отец Отцов. Он проистекает из Небытия, а посему непостижим.
Мудрость есть Первопринцип Вселенной, и из нее выходят тридцать два пути: в них содержится Закон, выраженный в двадцати двух буквах и десяти словах. Мудрость — это Отец Отцов, и в этой Мудрости — начало и конец, а следовательно, Мудрость пребывает в обеих Универсалиях — и в верней, и в нижней.
В комментариях на «Сифра ди-цениута» рава Хайюна Виталя17 говорится, что в начале процесса эманации Микропросопос проистек от Отца и пребывал в единении с Матерью в силу таинства явления буквы Хей в среде Далет-Вав; Вав определяется как Микропросопос, потому что Вав также определяется числом 6 и состоит из шести составляющих, следующих за Хохмой и Биной. В соответствии с этим представлением, Отец именуется Отцом Отцов, ибо от Него происходят все Отцы, равно как и Милость, Суровость и Красота. Таким образом, Микропросопос уподобляется Ваву в среде Хей, ибо у Хей нет головы, но когда она только была рождена, для нее были сотворены три мозга, являющиеся плодами проистечения свыше Божественного Света.
И как мир Возмещения (мир после того, как сосуды сефирот ниже Бины растрескались, дабы из их осколков образовалась злая сила) устроен по образу Весов, точно так же он создается по образу человеческому. Но Малкут — Царство — является совершенным и независимым лицом, пребывающим за Микропросопосом и в соединении с ним, и вместе они именуются Человеком.
Первое Слово, проистекшее из Пустоты, не могло продолжать существовать и не поддерживать иное бытие, ибо оно еще не имело образа ни человека, ни весов, а сефирот представляли собой точки, расположенные одна под другой. Первый явный Адам (Микропросопос, в отличие от Макропросопоса — первого сокровенного Адама) был тем истоком, из которого проистекли все десять счислений, перешедших из области потенциальной возможности в область действия.
Микропросопос — это вторичная оболочка, или привнесенный посредник, относительно Священнейшего Старца, Имя Которого — Тетраграмматон; Он зовется Элохим, ибо Микропросопос — это Абсолютное Милосердие, в то время как в Макропросопосе светочи Его обладают природой Суровости, относительно старшей Универсалии, хотя, по сути своей, они также являются и Милосердием, относительно светочей Малкут и трех нижних миров.
Все последующие формирования Макропросопоса проистекают из первого Адама, который, дабы создать вторичную оболочку, заставил сферу Суровости исторгнуть искру единую, в свою очередь, породившую пять букв слова «Элохим». Одновременно с этим из Мозга проистек тонкий воздух, занимающий место по правую руку, в то время как сама искра оказывается по левую руку. Посему красный и белый цвета, то есть воздух и огонь, или Милость и Правосудие, не смешиваются.
Микропросопос — это Древо Познания Добра и Зла, причем, Суровость его — это сторона Зла.
Царство, также именуемое Словом Господним, является облачением Небес, равно как и шесть составляющих Тиферет, ибо они состоят и включают в себя высшие оболочки. Ибо всякое созидание и формирование происходит посредством облачения в силу того, что сокрытие здесь аналогично проявлению; избыточный свет скрывается, то есть снижает интенсивность и степень, дабы нижний мир оказался способен его воспринять. Эти шесть составляющих, которые считают содержащимися в Бине, пребывают в мире Творения; содержащиеся в Тиферет — в мире Созидания; пребывающие в Малкут — в мире Формирования.
Прежде, нежели установилось равновесие, лик не был обращен к другому лику; Микропросопос и его супруга пребывали спина к спине, но, тем не менее, в брачном единении. Так и наверху прежде, нежели первый Адам был разделен на мужскую и женскую части и тем самым установилось равновесие, Отец и Мать не пребывали лицом к лицу. Ибо Отец — это совершеннейшая Любовь, а Мать — совершеннейший Покой. Семеро высших сынов, порожденных ею, Биной, от которой проистекли все семеро, суть высшие состояния покоя, никоим образом не связанные со своим корнем в Святейшем Старце; это означает, что все они были мертвы, уничтожены, сметены; однако затем они были приведены в равновесие, им была дарована способность уравновешивать сокровенную Мудрость, когда она обрела форму Мужчины и Женщины, Покоя и Любви; тогда они возродились к жизни, и им был дарован исток в верхнем мире.
Отец есть Любовь и Милость; Он оплодотворяет Мать, которая есть Покой и Суровость, или Правосудие, тонким Ором, или Милосердием; и отпрыском их союза является мозг Микропросопоса.
Во введении в Книгу Зогар говорится, что Богом было предопределено сотворить Добро и Зло в мире в соответствии со словами Исайи: «Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю все это»18. Зло, однако, изначально пребывало в сокровенности и не могло быть порождено или проистечь иначе, как за счет грехопадения первого Адама. Поэтому Он решил сначала позволить Счислениям, проистекшим вниз из Милосердия, быть уничтоженными Его избыточным Светом, ибо именно из них Он собирался начать творить миры Зла. Но первые три из них должны были выжить и продолжить существование, дабы среди остатков разрушенного не было места Воле, Разумной Силе и Способности к познанию Бога средствами разума. Последние семь Счислений пребывали в форме точек, как и первые три, причем, каждое из них существовало независимо от остальных и не поддерживалось остальными, — и именно в этом коренится причина их уничтожения и смерти.
Меж ними не было Любви, но лишь двойственный Страх; Мудрость, например, боялась повторного восхождения к своему Истоку в Кетер, а также нисхождения в Бину. Посему между каждыми двумя из Счислений не было союза, за исключением Хохмы и Бины, между которыми единство существовало, хотя также было несовершенно, ибо они не поворачивались ликами друг к другу. Таков смысл высказывания о том, что мир был сотворен Правосудием, которое также есть Страх. В такой форме этот мир не мог существовать, и семеро Царей были свергнуты с престолов до тех пор, пока свойство Сострадания не соединилось с Правосудием, вследствие чего и произошло возрождение. От него проистекли Любовь, Союз и шесть составляющих воссоединились в одном лице, ибо Любовь есть свойство Сострадания, или Милости.
Бина произвела на свет семерых Царей не поочередно, а всех вместе. Седьмой из них — это Царство, иначе именуемое Камнем, краеугольным камнем, ибо с него начиналось строительство трех нижних миров.
Первые шесть растрескались на отдельные фрагменты; Царство же было размозжено в бесформенную массу, дабы злые демоны, порожденные осколками остальных Счислений, не обрели от него тела, ибо именно Царство производит тела и жизненную силу (Нефеш).
Из осколков сосудов появились на свет все виды Зла: ошибочные суждения, бурные волны Океана, нечистота, Змей, Адам Велиал19 (Ваал). Но их внутренний свет все же повторно вознесся в Бину, а затем повторно излился в миры Бриа и Йецира, дабы в них сформировать оболочки семи Счислений. Искры великого Света растрескавшихся сосудов, проникшие в четыре духовные стихии — Огонь, Воздух, Воду и Землю, а оттуда — в неодушевленные растительные формы бытия, равно как и в наделенные речью царства, обратились в души.
Выбирая подходящий из всего множества неподходящих светочей, отделяя добро от зла, Бог сначала восстановил Универсалию Семерых Царей мира Ацилут, и только после этого — остальных миров.
И хотя в них одновременно существовали добро и зло, зло, тем не менее, не претворялось в действие, ибо Суровость оставалась умеренной и смягченной, ведь некоторая ее часть была необходима для того, чтобы удерживать осколки оболочек от вознесения. Также они были оставлены для того, чтобы осуществлять плодотворный союз, для которого всегда необходимы два порождающих элемента. И эта необходимость существования Суровости является причиной удовольствия и тепла детородного влечения, супружеской любви между мужем и женой.
Если Бог, гласит «Введение…», не сотворил бы миры и затем немедленно не уничтожил бы их, в мире сейчас вообще не существовало бы зла, и все сущее было бы благим. В мире не существовало бы ни поощрения, ни наказания. Праведники не имели бы заслуг перед остальными в силу своей праведности; но Бог познается через мировое зло, а в противном случае в мире не могло бы осуществляться никакое приумножение, в нем не было бы известно плодородие. Если бы все плотские вожделения на три дня оказались в плену великой бездны, больному потребовалось бы Яйцо одного из дней. В Мире Грядущем оно получит имя Лаван (Белый), ибо оно будет обелено от всякой нечистоты и возвратится в царство Израиля, который будет молить Господа даровать ему плотские вожделения во имя деторождения в будущем.
Бог намеревался, творя мир, создать все сущее верующим в Его Бытие. Посему Он сотворил и Зло, призванное карать всех впавших в грех, и Свет и Благословение, призванные вознаграждать праведников. Поэтому человек, в силу необходимости, обладает свободой воли и выбора, коль скоро в мире сосуществуют Бог и Зло.
Также в «Комментарии…» говорится, что Семеро Царей умерли, ибо тогда еще не существовало равновесия, а Адам Кадмон еще не был сформирован как Мужчина и Женщина. Они не были связаны ни с чем живым; не было у них и корней в Адаме Кадмоне; Мудрость, проистекающая от Бога, также не была их истоком, и они вообще никак не были с ней связаны. Все они были изначальными милостями, изначальной, чистой Любовью; но также это были и суровые акты правосудия. Поэтому лик не взирал на лик, и Отец и Мать не поворачивались лицом друг к другу, ибо от Матери проистекало Правосудие. Точно так же и Макропросопос не обращал свой лик к Микропросопосу. Царство — последнее Счисление — было пусто и бессодержательно. В нем не было ничего своего; по сути, оно было ничем и ничего ни от кого не получало. Оно нуждалось в Любви, дарованной Мужским принципом, потому что само по себе являлось лишь Покоем, суровостью и Правосудием, а Правосудие должно соединиться с Любовью для того, чтобы начать творение всего сущего и наверху, и внизу. Царство было сотворено для того, чтобы стать обитаемым, но когда в нем единолично правит суровое Правосудие, оно остается пустым, ибо животворящие процессы не могут начаться в нем.
Посему необходимо установление равновесия, чтобы в верхнем мире образовался исток и правосудие было восстановлено и смирено, и жило, и никогда не умирало. Тогда в миры смогут снизойти семь форм, за счет чего будет уравновешено все сущее, а стрелка вселенских Весов будет указывать на Исток в верхнем мире.
В «Pneumatica Kabalistica» говорится, что в мире Йецира Йод обозначает Кетер; Йод-Хей — Хохму и Бину; Йод-Хей-Вав — Гедулу, Гебуру и Тиферет, а значит, сам по себе Вав означает Красоту и Гармонию. Хохме соответствует Человек; Бине — Орел; Гедуле — Лев; Гебуре — Бык. Так авторами Книги Зогар и всеми прочими каббалистами формируется мистический круг: Михаил и лик Льва пребывают на Юге, которому соответствуют движение вправо, буква Йод Тетраграмматона и Вода; Гавриил и лик Быка располагаются на Севере, которому соответствуют движение влево, буква Хей и Огонь; Уриил и лик Орла — на Востоке, соответствующем движению вперед, букве Вав и Воздуху; в то время как Рафаил20 и лик Человека — на Западе, соответствующем движению назад, второй букве Хей и Земле. Точно таким же образом четыре буквы Тетраграмматона символизируют четыре каббалистических мира.
Рав Шимон бар Йохайи21 говорит, что четыре зверя, влекущие священную колесницу, колеса которой — это Ход и Нецах, суть Гедула с ликом Льва, Гебура с ликом Быка, Тиферет с ликом Орла и Малкут с ликом Человека.
Семь низших сефирот, гласит трактат «Эш Мецареф»22, соответствуют семи металлам: Гедула и Гебура — серебру и золоту; Тиферет — железу; Нецах и Ход — олову и меди; Йесод — свинцу; Малкут же отведена роль Жены Металлов и Утра Мудрецов, поля, на котором им предстоит посеять семена тайных минералов, иными словами, Золотой Воды; однако здесь сокрыты такие таинства, что о них просто не поворачивается язык рассуждать.
Слово — מאש «Эмеш» состоит из трех первых букв древнееврейских слов со значением «Воздух», «Вода» и «Огонь», в соответствии с каббалистическим учением, также обозначающих Милосердие, Суровое Правосудие и Милость, или Сострадание, примиряющее их между собой.
Малкут, гласит трактат «Apparatus», иначе именуется «Хайкаль», то есть «Храм», или «Дворец», потому что она — Дворец градуса Тиферет, сокрытого и содержащегося в ней; вообще именем «Хайкаль» определяется вместилище всех вещей.
Для лучшего понимания Каббалы вообще необходимо помнить, что Кетер, или Венец, рассматривается в ней как личность, состоящая из десяти Счислений и как таковая именуемая Арик Анпин, или Макропросопос. Хохма — это также личность, именуемая Абба, то есть Отец. Бина — это личность, именуемая Има, то есть Мать. Тиферет как сефира, включающая в себя все Счисления от Хесед, или Гедулы, до Йесод, — это личность, именуемая Сеир Анпин, или Микропросопос. Этих Счислений шесть, и аллегорически они изображаются в виде сдвоенного треугольника Печати Соломона. Малкут — это также личность, именуемая супругой Микропросопоса. Вав воплощает Красоту и Гармонию, состоящую из шести составляющих, входящих также в Сеир Анпин.
Считается, что супруга, то есть Малкут, располагается за своим мужем, Сеиром Анпином, и поэтому не познала его. Это толкуется следующим образом: познание любого познаваемого объекта должно быть двусторонним — a priori, то есть когда объект познается по своим причинам, и a posteriori, то есть когда он познается по своим следствиям. Наиболее приближенным к идеалу является метод познания, позволяющий разуму познать объект как таковой, в себе самом и сам по себе. Но если он познает объект по аналогии или ее идее, или по роду объектов, не относящих к нему, или по его следствиям и воздействиям, познание это гораздо менее эффективно и совершенно. Но только так жена, Царство, познает своего супруга, Сеира, пока они еще не обернулись лицом к лицу, объединившись в брачном союзе, когда она наконец обретет более совершенное его познание. Ибо тогда Бог, ограниченный и явленный в Сеире, станет един со Вселенной.
Вав — это Тиферет, определяемая как единство шести составляющих, одной из которых является он сам. Тиферет, Красота, — это колонна, на которой покоится мир. В символической ложе ее воплощает колонна Второго Стража. Мир изначально был сотворен Правосудием, но, поскольку он не мог так продолжать существование, с Правосудием соединилась Милость, и теперь вся Вселенная покоится на явленном Милосердии Господнем.
Бог, гласит «Идра Сута», сформировал все вещи по образу мужчины и женщины, в противном случае просто невозможным стало бы воспроизведение всего сущего. Всеохватывающая Мудрость, проистекающая и сияющая от Священнейшего Старца, проистекает в действительности только в форме мужского и женского начал. Мудрость как Отец и Разум как Мать пребывают в равновесии в качестве мужчины и женщины; они соединяются в брачном союзе и сияют внутри друг друга. После этого они зачинают потомство и распространяются вовне уже как Истина. Тогда эти два начала, вступив в брачный союз, становятся Совершенством всего сущего; и когда в их среде появляется Сын, суть всех вещей сводится к единству.
Эти таинства обычно доверяются только высшим святым посвященным, которые вошли и вышли, и постигли пути Святейшего Бога, дабы не ошибиться, следуя ими, не оступиться вправо или влево. Ибо это материи сокровенные, и высшая святость сияет в них, как свет проистекает от центра огня в светильнике.
Эти таинства поверяются только тем, кто вошел и не отступился, ибо тому, кто так сделал, лучше было бы и не родиться.
Все сущее содержится в буквах Вав и Хей; все сущее есть одна великая система, имя которой — תבנוה — Тавуна23, то есть Прозорливость.
—