


Можно быть совершенно уверенными в том, что как только религия и философия занимают каждая собственную, независимую от другой, нишу, умственные способности народа в этот период неизмеримо опережают его же веру; и, хотя привычка некоторое время может поддерживать последнюю на плаву, от ее жизненной силы вскоре не останется и следа.
Темные люди, уведшие изначальное чистое христианство далеко в сторону от истинного пути, заменяя науку верой, опыт — мечтами, реальность — мифами, равно как и инквизиторы, многие века ведшие с магами войну на полное истребление, значительно преуспели на пути окутывания непроницаемой пеленой таинственности и секретности древнейших открытий разума человеческого; теперь нам приходится снова блуждать в темноте, дабы на ощупь попытаться найти ключи к основополагающим таинствам природы. Однако все природные явления зависят от одного, единого и неизменного, закона, воплощенного в Философском камне и его эмблеме — кубе. Этот закон, в Каббале выраженным числом 4, и снабдил древних иудеев всеми их таинствами во главе с Тетраграмматоном.
В этом слове из четырех букв есть всё. Это и азот алхимиков, и Тот богемиан1, и Таро каббалистов. Оно сообщает адепту последнее слово в людской науке и ключ к Божественной Силе; но лишь тот способен обрести всю полноту знания этого Слова, кто вполне осознает необходимость никогда не раскрывать Его непосвященному. Если бы Эдип, вместо того, чтобы убивать Сфинкса, пленил его и в ярме привел в Фивы впряженным в свою колесницу, он и так немедленно стал бы царем, без всякого кровосмешения, горестей и изгнания. Если бы Психея любовью и смирением убедила Амура открыться ей, она никогда не потеряла бы его навек. Амур, то есть Любовь, — это один из мифологических образов великого таинства, великий нравственный агенс, ибо он одновременно воплощает и действие, и страсть, пустоту и полноту, стрелу и рану. Посвященные должны четко понимать это, и посему, чтобы профаны не услышали ничего не предназначенного для их ушей, масонство никогда не говорит слишком много.
Когда наука в Александрии потерпела поражение от фанатиков, умертвивших Ипатию2, она стала христианской, точнее, она скрылась под христианской оболочкой в трудах Аммония, Синезия и автора произведений Дионисия Ареопагита. Тогда ей просто необходимо было творить «чудеса», то есть создавать их зримые видения, и скрывать глубину истинного познания посредством использования непонятного аллегорического языка. Возродилось иероглифическое письмо, были изобретены таинственные пентакли и прочие значки, в одном символе содержавшие целые учения, целые совокупности вещей и явлений — в одном слове. Что же было пределом устремлений всех этих искателей истины? Они искали ключ к таинству Великого Делания, то есть Философский камень, или вечное движение, или квадратуру круга, или панацею; маловразумительные формулы и определения часто спасали их от преследований и вообще злой воли, но для того лишь, чтобы сделать предметами насмешек и издевательств; тем не менее, каждая из этих идей выражала ту или иную сторону великой магической тайны. Так продолжалось вплоть до времени «Романа о розе», который также был призван выразить таинственное, магическое значение поэмы Данте, позаимствованное из высшей Каббалы — этого необъятного скрытого источника вселенской философии.
Нет ничего странного в том, что людям крайне мало известно о силе человеческой воли, в силу чего они совершенно неверно оценивают их; ведь они совершенно ничего не знают о происхождении воли и образе ее действия. Воля человека способна заставить его руку двигаться или другого человека — повиноваться первому человеку; его мысль, нашедшая символическое выражение в начертанном знаке, может оказывать влияние на других людей и вести их за собой, — и все это тайны, человеку неведомые настолько же, насколько неведома ему тайна влияния Божественной Воли на сотворение Вселенной.
Силы человеческой воли по сей день остаются для человека неясными и неопределенными. Следует ли приписать многочисленные хорошо известные явления одной лишь силе воли, или же магнетизму какого-либо иного природного элемента, — до сих пор не ясно; однако все согласны с тем, что концентрированное усилие воли обречено на успех, вне зависимости от направления этой воли.
Не подлежит сомнению, что природные явления реальны, если только сомнению не подвергаются свидетельства людей; а если они реальны, то нет никаких причин сомневаться во владении многими посвященными во все времена силами, которые могут называться магическими. Мало что в мире настолько подробно задокументировано, как невероятные волшебные представления индийских браминов. Никакая другая религия не подкреплена столь многочисленными свидетельствами; никто и никогда, правда, не предпринимал попыток объяснить то, что с полным правом можно назвать творимыми ими чудесами.
Никто не знает, насколько разум и душа могут в этой жизни действовать вне и независимо от тела. Способность воли к действию совершенно вне телесного влияния, реальность сновидений, — все это тайны, ставившие в тупик мудрейших и образованнейших людей, толкования которых представляют собой просто бессмысленное вавилонское смешение языков.
Человек в настоящее время крайне мало знает о природных силах. Окруженный, ограниченный и управляемый ими, ошибочно убежденный в собственной независимости, не только от своего народа, но и от вселенской природы и ее беспредельно многочисленных сил, он, по сути, является рабом этих сил, если только ему не удается стать их властелином. Он не в состоянии не только игнорировать их, но и просто независимо сосуществовать с ними.
Однако в его природе есть некая невероятно могущественная сила, за счет которой один отдельно взятый человек, овладевший ею и знающий, куда и как направить ее, может изменить весь окружающий его мир.
Эта сила была известна древним. Это вселенский агенс, верховный закон действия которого есть равновесие; узнай его и научись управлению им наука, она оказалась бы способна изменять порядок следования времен года, превращать ночь в сияние дня, отправлять мысль в путешествие вокруг всего света за единый миг, лечить или убивать на расстоянии, сообщать свои идеи одновременно всему миру.
Этот агенс, частично раскрывающийся в слепых догадках учеников Месмера, и есть то, что посвященные Средневековья именовали Первичной Материей, или Великим Деланием. Гностики считали, что из этой материи состоит огненное тело Святого Духа; ей поклонялись адепты тайных саббатианских или тамплиерских ритуалов под видом аллегорического Бафомета3, или андрогинного козла Мендеса4.
В мире существует некий Жизненный Принцип, деятельной основой которого является принцип двойственной природы, или двойного течения, любви и ненависти. Это двойное течение проникает повсюду. Это луч, проистекший от солнечной короны и зафиксированный в одной точке силой атмосферного давления и центростремительной силой. Это тело Святого Духа, Вселенский Агенс, Змей, пожирающий собственный хвост. Алхимики были отлично знакомы с электромагнетическим эфиром, с этой живой и сияющей теплотой. Та разновидность современного человеческого невежества, которая именует себя физической наукой, совершенно ничего не знает о природе эфира, лишь анализируя некоторые его внешние эффекты, в то время как теология, с другой стороны, поочередно применяет к нему все вновь изобретаемые ею определения Духа. Обычный здравый смысл человеческий молчаливо признает его существование и почитает его; все осознают его воздействие на мир, но никто не в состоянии описать его природу или образ действия; его называют флюидом, его описывают как поток, — но это всего лишь попытки скрыть под словесной шелухой собственное невежество.
Сила притягивает силу; жизнь притягивает жизнь; здоровье притягивает здоровье. Это закон природы.
Если двое детей живут вместе, или, что важнее, спят в одной кровати, и один из них слаб, а другой — силен, сильный поглотит жизненную энергию слабого, и тот умрет.
В школе некоторые дети поглощают интеллектуальную энергию своих одноклассников, а в каждом коллективе рано или поздно обязательно выявляется человек, овладевший волей остальных.
Обычно течение поглощает и увлекает за собой; толпа точно так же увлекает человека, и физически, и духовно. Воля обладает практически абсолютной властью над действиями человека; и всякое внешнее проявление воли непременно влияет на предметы и явления внешнего мира.
Тиссо5 приписывал возникновение большинства болезней различным расстройствам воли или негативному воздействию воли окружающих. Мы становимся субъектами волеизъявления других людей в соответствии с законом аналогии своих устремлений, и в еще большей степени — своих недостатков. Потакать слабостям другого человека — это, в сущности, постепенно овладевать его волей, его действиями, с тем чтобы впоследствии заставить его самого потакать как своим слабостям и заблуждениям, так и слабостям и заблуждениям навязавшего ему свою волю. Однако при встрече двух личностей, обладающих практически идентичными слабостями и пороками, это приводит к столкновению двух личностей, из которых более сильная непременно поглощает более слабую, и более сильный разум пленяет и ограничивает более слабый. Часто более слабый разум сопротивляется плену и втуне восстает против него, после чего неизменно падает еще ниже, попадая в еще более позорный плен.
У каждого из нас есть тот или иной основной недостаток, за который может уцепиться враг. У кого-то это суетность, у кого-то — леность, у большинства — эгоизм. Стоит только злому и хитрому духу наложить лапу на эти недостатки — и пиши пропало. Ты превратишься не в глупца, не в умственно отсталого, — нет, в совершенного безумца, раба внешнего волевого импульса. В сердце твое вселится непередаваемый ужас пред всем, что может возвратить тебя к изначальному состоянию пребывания в своем уме; ты окажешься не способен внимать никаким, даже самым неопровержимым, доказательствам необходимости вернуть себе разум.
Чудеса — это естественные следствия исключительных причин.
Непосредственное воздействие человеческой воли на тела, по крайней мере, если это воздействие не выражено зримо, является настоящим чудом в понятиях физической природы.
Воздействие же, оказанное на волю или интеллект, внезапно или без определенного временного ограничения, способно овладеть человеческими мыслями, изменить самые, казалось бы, непоколебимые представления, парализовать самые неистовые страсти, — и это чудо в понятиях нравственного мира.
Самая распространенная ошибка человека в восприятии чудес — это считать их следствиями без причин, противоречащими природному порядку вещей, внезапными вспышками Божественной фантазии; люди просто не понимают, или не желают понимать, что одна-единственная такая вспышка разрушила бы вселенскую гармонию и вновь ввергла бы весь мир в хаос.
Существуют чудеса, на которые не способен Сам Бог — это абсурдные чудеса. Будь Бог способен хотя бы на один миг стать абсурдным, всего лишь миг спустя не стало бы ни Его, ни Вселенной. Ожидать от Божественной Свободной Воли следствия, причина которой была бы неясна или совершенно отсутствовала бы, — именно это называлось бы искушать Господа своего. Это означало бы очертя голову броситься в пустоту.
Бог действует на Небесах через ангелов, а на Земле — через людей.
В мире людских представлений именно человеческий разум творит Бога; и люди думают, что Бог сотворил их по образу и подобию Своему в силу того лишь, что они создали Его по своим образу и подобию.
Власть человека распространяется на всю материальную, зримую земную природу, и даже не способный управлять движением звезд и планет, он, по крайней мере, может вычислить пути их передвижения, измерить расстояние между ними и таким образом отождествить свою волю с их влиянием; он оказывается способен менять их атмосферу, до некоторой степени изменять порядок следования времен года друг за другом, лечить других людей или напротив — навлекать на них болезни, возвращать жизнь или наоборот — убивать.
Абсолют, воплощенный в разуме и воле, — это величайший дар, доступный человеку; именно этой силой творится то, что толпы считают чудесами.
Сила есть разумное использование воли, которым саму Судьбу становится возможным заставить служить претворению в жизнь идеи истинного мудреца.
Всемогущество — это абсолютная свобода; а абсолютная свобода не может существовать вне совершенного равновесия; колонны Яхин и Боаз — это также безграничные Сила и Величие Совершенного Бога, соответственно, седьмая и восьмая сефирот Каббалы, равновесие которых порождает постоянство и неизменность Его планов и трудов, а от этих постоянства и неизменности проистекают Успех и неделимая и неограниченная Власть, которые суть девятая и десятая сефирот, символом которых является для нас Храм Царя Соломона во всей его величественной соразмерности, во время возведения которого не было слышно ни единого звука металлического орудия в стенах его. «Ибо Твое есть Царство, — гласит самая совершенная из известных человечеству молитв, — и сила, и слава во веки. Аминь»6.
Абсолют — это необходимость бытия, неизменный закон Разума и Истины. Он есть то, что есть. Но это то, что есть, предшествует Тому, Кто Есть. Сам Бог не лишен разумного бытия. Он существует не случайно. Его не могло не быть. Его бытие, следовательно, необходимо, оно вызвано необходимостью. Он может существовать только в силу существования Высшего и неизбежного Разума, того Разума, Который и есть Истинный Абсолют, в Который и лишь в Который следует нам веровать, если мы хотим, чтобы вера наша покоилась на прочном разумном основании. В наше время возникло мнение, что Бог — это Гипотеза; но Абсолютный Разум гипотезой не является; он жизненно необходим для всего бытия.
Св. Фома7 писал: «Вещи существуют не потому, что такова воля Бога, но воля Его такова потому, что так справедливо». Отбрось он все абсурдные последующие выводы и оставь эту мысль в таком виде, он мог бы гордиться открытием истинного Философского камня, волшебного эликсира, способного обратить все потоки мира в золотые жилы. Насколько Богу необходимо существовать, настолько же Ему необходимо быть справедливым, любящим и милостивым. Он не может быть несправедлив, враждебен и немилостив. Он не может лишить силы закон, определяющий, что правильно, а что неправильно, закон заслуг и проступков, ибо нравственные законы носят абсолютный физический характер. Бывают вещи и явления, которые невозможны. Дважды два не могут перестать равняться четырем и стать пятью; нельзя заставить вещь одновременно существовать и не существовать; точно так же Бог не может в единый миг превратить преступление в благодетель, а любовь и благодарность — в преступление. Невозможно также было сотворить человека совершенным, несмотря на все его телесные свойства и пристрастия, равно как невозможно было приспособить его нервную систему воспринимать ласку и вместе с тем не воспринимать также и боль.
Посему, в соответствии с теорией Св. Фомы, нравственные законы являются претворениями Божественной Воли лишь настолько, насколько они являются решениями Божественной Мудрости и Абсолютного Разума, а также откровениями Божественной Природы. Лишь этим объясняется право Бога на их претворение, и лишь так мы обретаем твердую Веру во вселенскую Гармонию.
Верить в Разум Бога и в Бога Разума — значит, совершенно исключить атеизм, сделать его существование невозможным. Вообще, атеизм — это изобретение идолопоклонников.
Закон аналогии наделяет мудреца всеми силами Природы. Это ключ ко всем Великим Арканам, путь к корню Древа Жизни, Науке Добра и Зла.
Абсолют — это Разум. Разум существует Сам по Себе. Он существует потому, что Он существует, а не потому, что мы предполагаем Его существование. Он Есть там, где нет ничего, и ничто не может существовать вне Него и без Него. Разум есть Необходимость, Закон, Правило всякой Свободы, путеуказатель для любого посвященного. Если Бог существует, Он существует в силу существования Разума. Понятие Абсолютного Бога, независимого от или существующего вне Разума, превращается в идола черной магии, в фантом, в демона.
Высший Разум, в силу необходимости, является рациональным. В философии Бог не может быть ничем, кроме гипотезы; но это гипотеза, внушенная человеческому разуму здравым смыслом. Персонифицировать Абсолютный Разум — значит, определить Божественный Идеал.
Необходимость, Свобода и Разум/ Узнай же и запомни эту великую верховную Троицу каббалистов!
Неизбежность, Воля и Сила/ Это священная троица, которая соответствует Божественному Треугольнику в мире человеческих представлений.
Неизбежность, или Судьба, — это предначертанный свыше и неизменный порядок связывания между собой причин и следствий.
Воля — это способность управлять силами Разума во имя примирения свободы человека с необходимостью как основой мироустройства.
Исходя из этих посылок, ты сам сможешь сформулировать довод. Каждый из нас делает это раньше или позже в течение жизни. «Ищите, — гласит Писание, — и обрящете». Но ведь нигде не содержится запрета на обсуждение этого положения, и, без сомнения, в ушах твоих все время звучит этот призыв, побуждая к тем или иным размышлениям. Утверждение, отрицание, спор — именно так становится возможно обрести истину.
Дабы исследовать великие таинства Вселенной и пытаться разрешить многочисленные ее загадки, во главу угла человек должен ставить свою возвышенную Мысль — главное его отличие от животного. Точно так же во все времена человеческий разум стремился осознать и объяснить самому себе природу Верховного Бога.
То, что Вселенная была сотворена единым Разумом и единой Волей, слишком очевидно, чтобы не быть фактом, признанным практически всеми философами во все времена. Только религии древности стремились множить своих богов. Природа Верховного Бога и способ возникновения Вселенной суть вопросы, вечно терзавшие человеческий разум, и именно ими вплотную занимались каббалисты.
Действительно, мы, в некотором смысле, не способны обрести никакого определенного знания о Самом Абсолюте, то есть о Самом Боге. Единственными средствами обретения нами того, что мы именуем настоящими знаниями, являются наши чувства. Если бы знания включали в себя только то, что мы видим и чувствуем, то значит, мы не обладали бы никакими знаниями о собственной душе, об электричестве, магнетизме… Мы видим, чувствуем и ощущаем вкус кислоты или щелочи, мы кое-что знаем о свойствах этих веществ, но лишь используя их в сочетании с другими веществами, мы начинаем наблюдать некоторые результаты их применения, а следовательно, постигать их природу. Химические опыты даруют нам знания о природе и силах большинства животных и растительных субстанций. Поскольку все они в той или иной степени могут быть изучены при помощи наших пяти чувств, мы отчасти можем постигнуть их лишь при помощи чувств; но душа, наша или чья-либо другая, непостижимая при помощи чувств, может быть постигнута только через познание действий и слов, являющихся следствиями ее существования. Магнетизм и электричество, особенно в состоянии покоя и уравновешенности, также пребывают за пределами нашего чувственного познания, но когда они начинают действовать, мы видим, слышим, осязаем, воспринимаем запах и вкус их следствий. Мы не знаем, что они такое есть; мы только наблюдаем их проявления. Свойства Бога мы также можем воспринять только через познание Его проявлений. Требовать большего — значит, требовать не знания, а чего-то совершенно иного, для чего мы еще не придумали названия. Бог есть Сила, а нам ничего не ведомо о сути какой бы то ни было Силы — только ее проявления, действие и результаты этого действия, которые способен постигнуть наш разум.
В наше время, стремясь исключить из сферы своих рассуждений все материалистические идеи в связи с понятием Бога, мы настолько отшлифовали определения Верховного Бога, что совершенно утратили всякое реальное представление о Нем. Стремясь почитать Его как чистый нематериальный Дух, мы отождествили слова «Дух» и «ничто», и теперь мы говорим, что Он — это Нечто, обладающее определенными свойствами, такими как Всемогущество, Мудрость и Разум. Сравнить Его со Светом — значит в наше время, не просто выйти за рамки философии, но и просто-напросто вплотную приблизиться к атеизму; мы полагаем необходимым выражать сочувствие к древним грубым и неадекватным понятиям о Боге, сводившимся к почитанию Его как Первопринципа Света, незримой субстанции, или сущности, от Которой проистекает весь и всяческий Свет.
Но, тем не менее, наши Священные писания постоянно говорят о Нем как о Свете, так что и сабеян, и каббалистов вполне можно простить за то, что они поступали так же, особенно если принимать во внимание, что они не считали Его видимым светом — но Предвечным Эфирным Океаном, источником всякого Света.
Пребывал ли одинокий Бог во тьме или в Свете до момента Творения? Сосуществовал ли с Ним сам Свет, или же он был сотворен позднее, после эонов и эонов полной тьмы? И если он сосуществовал с Богом, проистекал ли он от Бога, заполняя собой все пространство, уже заполненное Самим Богом, тем самым подтверждая, что и Свет и Бог заполняли собой одно и то же пространство, то есть все пространство вообще?
Мильтон8 так перефразирует древне-иудейское учение:
О, Свет святой! О, первенец Небес!
Хвала тебе! Дерзну ль неосужденно
Лучом совечным Вечному назвать
Тебя, когда Господь есть Свет,
От века сущий в неподступном свете,
А стало быть, о, излученный блеск
Субстанции несозданной, — в тебе!9
«Свет, — говорится в древней книге «Хамишим», или «Введении в Каббалу», — высшее из всех понятий, самое возвышенное и беспредельное, именуется Бесконечным, и не может быть обретен никакими размышлениями или умозрительными построениями; и САМА ЕГО ПРИРОДА находится совершенно вне сферы всего постижимого силами разума. Он существовал прежде всего остального, сотворенного, порожденного, сформированного или проистекшего (эманации); и в нем не было начала, открытия или головы, ибо он существовал всегда и всегда же пребудет, без начала и без конца».
«До того, как произошло первое проистечение эманаций и были сотворены все тварные вещи, Верховный Свет распространился беспредельно и заполнил всё ГДЕ, посему в соседстве со Светом не может существовать никакого вакуума, никакой пустоты; ВСЁ было заполнено этим Светом Беспредельного, так распространившегося, что у него нигде не было никаких пределов, ибо не существовало ничего, кроме этого бесконечного Света, пребывавшего равно и одинаково пребывавшего повсюду и во всем, и повсюду был неизменен и сам по себе».
Эйн-Соф также именуется Светом, по утверждению автора Введения к Книге Зогар, ибо никакое иное слово во всей полноте не отражает Его сущности.
Дабы воспринимать Бога как реальность, а не просто как некое небытие или одно лишь имя, подразумевающее не-существование, каббалисты, подобно египетским жрецам, именовали Его «сокровеннейшим Светом» — Ором, или Ауром, отличным от известного нам материального и зримого света, субстанцией, от которой проистекает весь и всякий Свет, Огнем, в смысле Его отношения к жару и пламени. Солнце для сабеян служило лишь внешним проявлением этого Света, или Эфира, его сиянием в материальном мире, и именно как таковому они поклонялись ему, а не как носителю некоей собственной Силы и Власти. Бог был для них Φος Νοέτον, Светом, постижимым лишь средствами разума, Первопринципом Света, Светлым Эфиром, от которого проистекают души и к которому они впоследствии возвращаются.
Свет, Огонь и Пламя полагались финикийцами сынами Крона. Они были также Троицей халдейских оракулов10, Ором Всевышнего Бога, проявленным в зримом пламени — отблеске Пламени Незримого.
В первых троих персидских Амешаспента — Господах Света, Огня и Сияния — мы узнаем Ор, Зогар и Зайон — Свет, Сияние и Блеск каббалистов. Первое из этих понятий также именуется «Аор Мупала» — Чудесный, или Сокровенный Свет, Свет непроявленный, неявный, который есть Кетер, первая эманация, или сефира — Воля Бога; второе из них — это «Нестар» — Сокровенность, то есть Хохма — вторая сефира, Разумная Сила Бога; а третье — это «Метаноцац» — Блистание, то есть Бина, третья сефира, разумная Творческая Сила Бога. Иными словами, сама Суть Света пребывает в Боге; огонь, который и есть этот Свет, ограниченный и наделенный определенными свойствами, дабы оказаться в состоянии проявляться в материальном мире, остается, однако, неявленным, и сияние его материального проявления также является светом, проистекающим от этого огня.
Масонство есть вечный поиск Света. И этот поиск, как ты видишь, неизменно возвращает нас к Каббале. В этой древней и мало кем понятой смеси высокой философии и вымысла посвященный может обнаружить основы и истоки многих учений; со временем он может даже обрести понимание философии герметиков, алхимиков, протестантских мыслителей Средневековья и даже Эммануила Сведенборга.
В «Хансавати Риши», известном поэтическом произведении на санскрите, говорится: «Он — это Ханса [Солнце], пребывающий в свете; Васу — атмосфера11, пребывающая на тверди; призывающий богов [Агни]; живущий на жертвенниках [т. е. в огне жертвенных воскурений]; гость [в доме верующего], пребывающий в доме [т.е. на домашнем жертвеннике]; обитающий среди людей [в качестве их совести]; обитающий в Истине, обитающий в небесах [т.е. в воздухе]; рожденный в водах, в лучах света, в реальном мире [в проявлениях], в Восточных горах; он есть [сама] Истина».
«Вначале, — говорится в древнем ведическом гимне, — возник Источник золотого света. И был он единственным рожденным Господом всего сущего. Он сотворил небо и землю. Кто же тот Бог, Которому мы принесем жертвы?»
«Тот, Кто дарует жизнь, Тот, Кто дарует силу; Тот, Чьего благословения жаждут все светлые боги; Чья тень — бессмертие; Чья тень — смерть, кто же есть Бог?.. »
«Тот, Чьей волей сияют небеса и существует Земля, Тот, Чьей волей установились небеса, и не только, но еще и Высшие Небеса; Тот, Кто измерил свет в воздухе, кто же есть Бог?..»
«Тот, на Кого Небеса и Земля, твердо установленные Его волей, взирают с неизменным трепетом; Тот, над Кем вечно сияет восходящее Солнце, кто есть Бог?..»
«Куда бы ни плыли могучие грозовые тучи, где бы семя ни прорастало в земле, где бы ни возгорался огонь, — там Он, единственная основа жизни светлых богов, кто есть Бог?..»
Слово Божье, как учит древнеиндийская философия, является вселенским незримым Светом, постижимым при помощи пяти человеческих чувств и проявляющимся в Солнце, Луне, планетах и других звездах. Филон называет его «Вселенским Светом», утратившим часть своих чистоты и сияния при нисхождении из мира интеллектуального в мир чувственный и в процессе обретения проявлений, внешних для Бога; Каббала же утверждает, что в определенную Богом в беспредельном Свете для Творения мира сферическую пустоту проникло ровно столько этого беспредельного Света, сколько могло попасть туда по тонкому каналу, уподобляемому нити. Сефирот, Божественные эманации, были лучами Его сияния.
Халдейские оракулы учили: «Разум Творца, побужденный к действию, произнес Слово во внешнем мире, сформировав внутри Себя силой Своей мысли универсалии всех возможных форм и видов, которые, во всем своем многообразии, перешли во внешний мир, проистекая, тем не менее, из единого Источника. Ибо Бог, воплощенный во Всемогуществе, прежде чем сотворить Вселенную во всем ее многообразии, сотворил неизменные разумные универсалии, отражения и отзвуки которых пронизывают весь сотворенный мир, и за их счет соответственно сотворенная и сформированная Вселенная обретает зримую красоту во всем многообразии проявлений своих видов и форм, Источник которых остается единым. Разумные умопостроения, проистекающие из единого творческого Источника, следуют одно за другим, в соответствии с неизменными законами Времени, каждое воспринимая некую долю Изначального Эфира, или Огня; но, тем не менее, все универсалии, архетипы и идеи проистекают от и являются частями Первоисточника Творческой Силы, совершенного, по своей сути».
Халдеи называли Верховного Бога Араором12 — «Отцом Света». От него, как они считали, проистекал свет над материальным миром, озарявший все небесные области. Этот Свет, или Огонь, почитался ими как символ Божественной Сущности, распространяющийся также на низшие духовные сущности. Поэтому их оракулы утверждали: «Отец взял от Себя, но не запер Свой истинный Огонь внутри своей разумной власти. Все вещи проистекли от одного Источника Огня».
Сабеяне полагали, что все низшие духовные сущности являются эманациями Верховного Бога, и поэтому Прокл писал: «Последовательность проявления богов едина и непрерывна, она берет свое начало в неявленных разумных единствах и нисходит до последнего разделения Божественной Первопричины».
О Боге невозможно рассуждать простым и понятным языком. Всякий стремящийся описать все многочисленные Его свойства абстрактными понятиями неизменно приходит к сплошному отрицанию и совершенно теряет из виду все идеи, бесконечно плутая в лабиринтах бессмысленных слов. Нагромождать превосходные степени на превосходные степени, называть Его «лучшим», «мудрейшим», «величайшим», — это всего лишь доводить до высшей точки развития свойства человека. Разум справедливо наставляет нас в существовании Единого Бога, Совершенного и Милостивого Существа, но вот обрести хотя бы относительное понимание Божественной Природы, Его Сущности, способа Его существования и творения Вселенной человеческий разум не способен. Мы не способны сформировать для себя ясные идеи всемогущества, всеведущести, беспредельности и вечности; и посему мы не имеем морального права приписывать Ему разум в большей степени, чем все остальные собственные нравственные качества, развитые до беспредельно огромной степени; но в таком случае нам следует приписывать Ему также свои чувства и телесные органы, как поступали авторы древних иудейских трактатов.
Мы удовлетворяемся тем, что отрицаем в Боге все свойства тварного бытия, насколько они доступны нашему пониманию и постижению. Таким образом, с точки зрения формальной логики, Он превращается для нас в Ничто — Non-Ens. Древние не видели различий между этой концепцией и атеизмом, а поэтому стремились обрести понимание Его как некой реальной сущности. Этого требует человеческая природа. Теологическая идея, или, скорее, не-идея, Бога не находила признания и почтения среди необразованной толпы. Для нее Бог всегда был и останется Отцом, Сущим на Небесах, Правителем, восседающим на Своем престоле, Существом, обладающим совершенно человеческими чувствами и привязанностями, гневающимся на людей, когда они совершают проступки против Его воли, снисходительным к их прегрешениям, если они вовремя каются, доступным для их молитв и жертвоприношений. Именно человечность, а отнюдь не божественность Христа заставляет основную массу христиан поклоняться Ему гораздо более, чем Его Отцу.
«Свет Сущности Беспредельного» — гласит каббалистическое определение. Как писал Св. Иоанн, Христос был «жизнь, и жизнь была свет человеков, и свет во тьме светит, и тьма не объяла его»13.
Древние, вероятно, понимали сущность света ничуть не хуже нас. Ничто не свидетельствует в пользу того, что они приписывали Свету те или иные материальные свойства. Однако современная наука считает его потоком частиц материи, проистекающим от Солнца и звезд и направленным от них к нам через бесконечные пространства Космоса. В соответствии с этой механистической теорией, остается, однако, неясным, какая именно сила земного притяжения или отталкивания — со стороны Солнца или невероятно отдаленных звезд — заставляет эти частицы, неосязаемые, невесомые, беспредельно малые, воспринимаемые только нашим зрением, преодолевать столь огромные расстояния в Космосе. Что произошло с неизмеримо огромными количествами этих частиц, которые успели попасть на Землю с момента Творения? Увеличили ли они общий вес Земли? Почему они недоступны химическому определению и анализу? Если они материальны, почему они в таком случае перемещаются только по прямой?
Никакие материальные свойства не присущи свету, огню, жару, гальванизму14, электричеству и магнетизму. Электрическая искра есть свет; и такая же искра получается при ударе о кремень стальным кресалом. Расплавленное или просто нагретое железо порождает свет, равно как и некоторые насекомые, инфузории и гниющее дерево. Тепло рождается при трении или давлении, для истолкования какового явления наука вводит понятие латентного, внутреннего тепла, представляя его существующим внутри тел вне каких бы то ни было материально проявленных свойств. Какое свойство материи позволяет молнии, сверкнувшей в небесах, воспламенить древесный ствол? Какое свойство материи позволяет ей замкнуть электрическую цепь земли за считанные доли секунды?
Не имея ровным счетом никакого представления о природе этих могущественных агенсов Божественной Силы, мы пытаемся скрыть свое невежество под покровом лишенных смысла слов; нам просто следовало бы задаться вопросом, почему Свет не может быть эманацией Божественной Силы, с чем соглашались приверженцы всех религий во все времена и у всех народов.
Все истинно догматические религии проистекли от Каббалы и к ней же возвращаются; все истинно научное и величественное в религиозных мечтах всех Детей Света — Якоба Бёме15, Сведенборга, Сен-Мартена16 и других — было позаимствовано из Каббалы; все масонские аллегории связаны с ее таинствами и ее символами.
Только в Каббале освящается союз Вселенского Разума и Божественного Слова; в ней устанавливается — посредством противопоставления двух определенно противоположных сил — вечное равновесие бытия; только в ней Разум примиряется с Верой, Власть — со Свободой, Наука — с Таинством; в ней содержатся ключи к Настоящему, Прошлому и Будущему.
Библия, во всем многообразии содержащихся в ней иносказаний, отражает, пусть неполно и сокровенно, положения священной науки древних иудеев. Учение Моисея и Пророков, в основе своей идентичное доктринам египетских жрецов, также имело собственную внешнюю сторону и средства сокрытия потаенного глубинного смысла. Книги древних иудеев призваны лишь вызывать в памяти воспоминания о древних устных традициях; они были написаны аллегориями, непонятными для непосвященного. Пятикнижие и поэтические произведения Пророков в действительности являются иносказательно составленными наставлениями в религиозном учении, нравственности и обрядах; а основы истинной философской традиции были записаны лишь гораздо позднее и сокрыты еще более непроницаемыми покровами иносказаний. Так родилась вторая Библия, не известная христианам, а точнее — не понятая ими, считающаяся ими сборником чудовищных суеверий и несуразиц, в то время как посвященные говорят, что эта книга является памятником всему, что философский и религиозный гений человечества когда-либо предполагал и чувствовал в отношении высших материй, сокровищем среди терний, алмазом, заключенным в грубой каменной породе.
Человек не может не преисполниться восхищения, проникнув в святилище Каббалы, узрев сияние этого учения, такого стройного и логически выдержанного, такого простого и в то же время такого всеохватного. Необходимое единство идей и знаков, освящение самых фундаментальных положений простыми изначальными знаками; триединство слов, букв и цифр; простая, как азбука, философия, глубокая и беспредельная, как Слово; теоремы, более универсальные и блистательные, чем теоремы Пифагора; теология, положения которой возможно перечислить по пальцам на руках; Беспредельность, умещающаяся в ладони младенца; десять цифр, двадцать две буквы, треугольник, квадрат и круг, — вот что такое Каббала. Таковы элементарные принципы писаного Слова — отображения Слова Изреченного, Которым был сотворен этот мир.
Таково учение Каббалы, с которым ты, вне всякого сомнения, пожелаешь ознакомиться, дабы совершенно постигнуть идею Творения.
Абсолютное Божество в Каббале не имеет имени. Оно описывается терминами אורפסוט — «Аор-Пасот» — Простейший, или Чистый, Свет, или איןס־וף — «Эйн-Соф» — Беспредельный, предшествующий всем и всяким эманациям. Ибо вначале не было пространства и не было пустоты — лишь беспредельный Свет.
До того, как Бог сотворил какую-либо Идею, какую либо ограниченную и постижимую Сущность, какую-либо Форму, Он пребывал в одиночестве, вне формы и вида, и не мог быть познан или постигнут каким бы то ни было способом. Он существовал вне Идей и Форм, и посему строжайше запрещается выражать Его сущность какой-либо идеей или формой, даже литерами ה «хей» и י «йод», хотя они и содержатся в Священном Имени, равно как и какими-либо иными буквами или знаками.
Но впоследствии Он сотворил Идею (ограниченную и существующую лишь умозрительно Природу, лучами которой являются десять сефирот, или счислений), Посредника, Адама Кадмона, и снизошел в него, дабы в этом воплощении именоваться Тетраграмматоном, чтобы вещи тварного мира обрели знание о Нем через Его образ и подобие.
Когда Беспредельный Бог возжелал излить во внешний мир то, чему суждено было излиться, Он сконцентрировался в центре Своего Сияния, дабы концентрированный Его Свет разошелся по определенной окружности во все стороны от Центра. И это первое сжатие получило название צמצ — «Цимцум».
Адам Кадмон (דקמון דאם) — Изначальный, или Первый, Человек, является первой эманацией Беспредельного Света в мире Ацилут, внесенной в доселе пустое пространство и впоследствии породившей все прочие системы и степени. Она именуется Адамом в ознаменование ее предшествования всему и вся. В ней были воплощены десять сферических чисел; а затем в ней же воссияла линейная фигура человека в его сефиротической декаде, в качестве диаметра вышеупомянутых кругов; это была ось всех этих сфер, соединяющая их высшие точки с низшими, и на ней покоились все системы.
Затем, поскольку этот Беспредельный Свет чересчур совершенен и величественен, чтобы выносить его сияние без преломления через Адама Кадмона, в силу его потаенной природы, этот свет снова проистек отдельными потоками из себя самого через некие отверстия, наподобие окон, которые получили названия ушей, глаз, ноздрей и рта.
От слова אצל «ацил» — «проистекать» — происходит слово צאיתול «Ацилут» — Мир Эманаций, система Воплощений. Когда изначальное пространство было опорожнено, окружающий Свет Беспредельного и Свет, пролившийся в пустоту, не соприкасались между собой; но Свет беспредельного пролился в пустоту через некий тончайший канал; и этот Свет был Первопринципом Эманаций, их истоком, в то время как Свет, уже пребывавший в пустоте, являлся по отношению к нему вторичным, производным; между собой их соединяла только вышеупомянутая нить, или канал.
Ацилут — это, по сути, первая из систем четырех каббалистических Оламот (עלמות) — миров, или систем.
Десять сефирот в системе Ацилут предстают как десять некудот, или точек.
Эйн-Соф, или Айн-Соф, — это название Причины Причин, буквально означающее «беспредельный», ибо нет пределов Его возвышенности и никто не способен постигнуть Его. Иногда это название также применяют к Кетер, или Венцу, первой эманации, потому что она является престолом Беспредельного, то есть Его первым и главным местом обитания, выше которого не может быть ничего, в котором сокровенно пребывает Эйн-Соф, — посему применение к ней этого названия видится оправданным.
Прежде, нежели появилось что-либо, гласит трактат «Амех Хамелех», Он, по воле Своей, предложил Себе сотворить миры. но в то время для миров не было места, ибо все пространство заполнял Свет Его бытия, запертый им в некоей ограниченной центральной области Своей Сущности, чтобы впоследствии распространиться, по Его воле, вовне.
Что же сделал затем Господь Воли, этот свободнейший из всех возможных агенсов? Своей Волей Он отмерил внутри Своей Сущности ширину и длину сферического пространства, которое освободил, дабы поместить в него вышеупомянутые миры, от содержавшегося там Божественного Света. Он сжал его часть и возвысил, тем самым освобождая некоторое пространство от этого Изначального Света.
Однако это пространство не вполне лишилось этого света, ибо следы Света остались там, где ранее пребывал он сам; и они остались там навечно.
Перед тем, как проистекли все эманации и были сотворены все сотворенные вещи, повсюду был бесконечно распространен Высший Свет, заполнявший всё Великое Где; и более ничего не было, кроме этого распространившегося Света, именовавшегося Аор ха-Эйн-Соф17 — «Свет Беспредельного».
Когда сознание Распространившегося посетила мысль пожелать сотворить миры и позволить эманациям проистечь от Себя, с тем чтобы утратить некоторую часть Своей активной силы в качестве Предвечного Света, равно как и часть Своих свойств и аспектов, что было неразрывно связано с творением миров и необходимо для их творения; тогда этот Свет до некоторой степени сжался, границы его отступили от некоей ранее существовавшей окружности в направлении некоей центральной точки, и в результате в месте его отступления от прежних границ образовался некий вакуум, в дальнейшем именуемый Пустотой, или Пустым Пространством, границы которого представляют собой окружность, в каждой своей точке равноудаленную от центра всего пространства. Это пустое пространство, таким образом, образовалось в центре Беспредельности: там создалось свое собственное Где, в котором нашлось место для эманаций, равно как и для всего сотворенного, произведенного, рожденного и сформированного.
Этот мир оболочек — свободное сферическое пространство, все еще содержащее в себе остатки, оболочки Беспредельного Света, в целом удаленного оттуда, является внутренней оболочкой, ближе всего расположенной к самой Его Сущности, и именуется Аор Пнай-Эл — «Свет Божественного Лика».
Промежуточное пространство окружает великую окружность, отделяющую свет сущности — с внешней стороны — от самой сущности — с внутренней стороны. Оно называется Splendor Excelsus18 в противовес простому Сиянию.
Этот «свет оболочки оболочки» считается, по отношению к оболочке сущности, точкой в центре круга. Этот свет, эта точка в центре Великого Света, именуется «Ауир», «Аор», «Эфир», или «Космос».
Этот эфир иногда обладает несколько более приземленной природой, чем Свет — он не так тонок, хотя и не воспринимается человеческими чувствами, и называется Изначальным Эфиром; он распространяется повсеместно, и философы называют его также Душой Мира.
Свет, таким образом проистекший от Бога, не может считаться отделенным от Бога и лишенным Его. «Он проистек от Него, но они продолжают оставаться в совершенном единстве. Сефирот, иногда именуемые ликами Бога, суть Его лучи, позволяющие Ему наиболее действенно проявляться в низших мирах…»
Во Введении в Книгу Зогар говорится, что первое сжатие было совершено для того, чтобы возвысить Изначальный Свет и освободить некоторое пространство. Второе сжатие произошло, когда оболочки удаленного Света, остававшиеся в освобожденном пространстве, были сжаты в точки; и произошло это сжатие при помощи чувства радости, ибо Бог возрадовался, как уже говорилось ранее, Святым Мудрецам Своим, пришествие которых в отдаленном будущем Он прозрел; и радость Бога была столь велика, что вызвала буйное Его веселье, побудившее Его излиться в пространство Своими эманациями; из этого активного движения Бога, в свою очередь, родилась сила абстрактного суждения, которая является совокупностью букв, составленных из точек, в которые обратились оболочки Света, оставшегося в освобожденном пространстве. Ибо Он записывает конечные выражения, или ограниченные проявления Себя Самого, в Книге отдельными буквами.
Далее, точно так же, как огонь или вода, вечно движимые и побуждаемые к дальнейшему движению ветром, как молния, слепящая глаза и вспыхивающая то тут, то там, Беспредельный постоянно двигался внутри Себя Самого, и сиял, и блистал в этом круге, от центра к периферии и снова от периферии к центру; это движение мы называем Его оживлением; и именно посредством этого оживления внутри Его Природы были определены способы и способности начертания священных букв.
Через это оживление также была рождена способность определения форм, использовав которую, Он определил все многообразные формы в Самом Себе, точно провозгласив: «Да станет сия сфера назначенным местом, в котором да сотворятся все миры».
Сияя и блистая, Он воплотил точки, дабы они слепили глаза своим сиянием. Затем он по-разному соединил отдельные точки, тем самым сформировав буквы, напоминающие по внешнему виду те знаки, которыми Благословенные впоследствии записали законы Его Мудрости для людей.
Таинство сотворения человека невозможно понять, не проникнувшись пониманием таинства букв; и в этих мирах Беспредельного не существует ничего, кроме букв алфавита и различных их сочетаний. Все миры суть буквы и имена, но Тот, Кто сотворил их все, не имеет имени.
Этот мир оболочек (то есть круговое свободное пространство, в котором остались оболочки удаленного оттуда во время первого сжатия, или сокращения, Света Беспредельного) является внутренней оболочкой, расположенной наиболее близко к Его сущности, и именно этой оболочке принадлежит общее имя Аор Пнай-Эл — Свет Божественного Лика, под каковым названием следует понимать Свет Сущности.
И после того, как была проявлена эта оболочка, Он сжал ее, дабы возвысить нижнюю долю, — и это было третье сжатие; так Он освободил пространство для миров, не способных воспользоваться великим Светом оболочек, и так конец сделался столь же совершенным, сколь совершенно было начало. Сотворив нижнюю половину и вторую половину букв, Он сотворил мужчину и женщину, то есть прошлое и будущее, неразрывно связанные между собой.
Свободное пространство, образовавшееся в результате этого сжатия, называется Аор Кадмон, то есть Первичное Пространство, ибо оно было первым из всех пространств; его нельзя назвать оболочкой, каковой является Аор Пнай-Эл — Свет Божественного Лика.
Остатки Света оболочек остались в пространстве. И этот мир оболочек получил имя, включающее в себя всё и вся, и это имя — «ЙХВХ». Перед тем, как был сотворен мир свободного пространства, существовали лишь Он и Его Имя, то есть Эйн-Соф и Его оболочка.
В «Амех Хамелех» говорится, что нижняя часть оболочки посредством третьего сжатия была освобождена от Света оболочек. Однако остатки этого Света все же сохранились в таким образом освобожденном пространстве — и именно эти остатки оболочек называются Шхиной19, то есть Божественным Присутствием, или Обитанием, именно тем местом, в котором пребывают буквосочетания הי «Йод-Хей» предыдущего (то есть мужчина) и הו «Вав-Хей» последующего (то есть женщина).
Это освобожденное пространство было квадратной формы и называлось Первичным Пространством; в Каббале оно также называется «Аура Кадма» или «Расимут Эйла» — «Первичное Пространство», или «Высшая Оболочка». Это остатки Света оболочки с некоторой примесью остатков Самой Сущности. Они называются Первичным Эфиром, но не являются совершенно свободным пространством. Свет остатков оболочек остается в месте, которое ранее занимал полностью и пребывает там в виде духовной субстанции непостижимой тонкости.
В этом Эфире сияют два Света: Свет Сущности, который ранее был удален, и Свет оболочки. Между этими видами света существует огромное различие: Свет остатков оболочек или самих оболочек является по отношению к Свету Сущности тем же, чем является точка в центре круга по отношению к самому кругу. И поскольку единственным подходящим названием для Света оболочки Эйн-Софа является «Аор», то есть, собственно, «Свет», Свет остатков оболочки не может именоваться точно так же; мы вместо этого называем его «точкой» — «Йод» (י), символизирующей ту самую точку в центре Света. И этот Свет, который есть точка в центре Великого Света, называется «Аор», «Эфир», или «Космос».
Этот эфир обладает несколько более грубой природой, чем Свет; он не так тонок, хотя и не воспринимается нашими чувствами; он называется Первичным Эфиром и распространен повсеместно; философы именуют его Мировой Душой. Свет зрим, хотя и не ощутим. Эфир же незрим и неощутим.
Раздел о букве «Йод» Введения в Книгу Зогар гласит, что миры не могли сформироваться в этом Первичном Эфире, потому что он чересчур тонок и слишком озарен Светом, а также потому, что в нем остались живой Дух остатков Света Эйн-Софа и Дух остатков Света оболочки, а посему проявленное бытие в нем было невозможно.
Посему Он повелел букве Йод (ибо она менее сиятельна, чем Первичный Эфир) опуститься и забрать себе Свет, оставшийся в Первичном Эфире, а затем возвратиться наверх вместе с оболочкой, препятствующей проявлению; и Йод так и поступила.
Она нисходила в Эфир пятикратно, дабы удалить оттуда Дух оболочки Света Эйн-Софа, а также остатки Света и живой Дух оболочки Сферы Сияния, а затем создать из них Адама, прозванного Кадмоном. После ее возвращения наверх в нижнем пространстве произошло проявление, но остатки Высшего Сияния продолжают оставаться в нем, существуя там в виде Сферы, именуемой в Книге Зогар попросту «Техирут», то есть «Сияние»; иначе ее называют «Первоматерией». Она представляет собой пар или дым. И как дым не обладает формой, то есть не воспринимается в какой-либо определенной форме, так и эта Сфера в некотором роде бесформенна, поскольку она представляется чем-то сферическим, в то же время будучи безграничной.
Буква Йод (мужская буква), пребывая со Шхиной, присваивает себе Свет Шхины, хотя ее свет не так велик как собственно Свет Шхины. Но, снизойдя в Эфир, она оставила свой собственный свет внизу, и именно из него и состоит Сияние. После нисхождения у буквы Йод остались только остатки ее света, поскольку ей не удалось снова возвыситься к Шхине и воссоединиться с ней. Посему Святой и Благословенный повелел букве Хей (женской букве) передать букве Йод часть ее света; Он отправил ее вниз и повелел ей передать эту часть своего вновь обретенного света в вышеупомянутом мире Сияния; и вновь снизойдя в Сферу Сияния, она отдала часть так переданного ей буквой Хей нового света вовне.
И когда буква Йод снова вознеслась наверх, она оставила внизу плодородный свет буквы Хей, и из него возникла новая сфера — внутри Сферы Сияния; эта меньшая сфера именуется в Книге Зогар «Кетер Эйла», то есть «Corona Summa», «Высшим Венцом», а также «Атика ха-Атиким», то есть «Antiquus Antiquum», «Древнейшей из Древних», и даже «Эйлит ха-Эйлит», то есть «Causa Causarum», «Причиной Причин». Однако Венец гораздо меньше по размерам, чем Сфера Сияния, так что в последней все равно остается достаточно свободного пространства.
В трактате «Бейт Элохим» говорится, что перед тем, как Беспредельный, Верховный и Первый Бог, объективно сформировал внутри Самого Себя определенную концепцию, ясную, четко ограниченную и доступную исследованию средствами разума, прежде чем Он придал вид и форму разумным понятиям и образам, Он пребывал в одиночестве, не имея никого рядом с Собой, вне формы и вида, вне всяких идей и понятий. Посему Его запрещено представлять в виде какой-либо фигуры, в виде какого-либо образа, в виде буквы Хей, в виде буквы Йод, в виде какой-либо иной буквы или даже точки.
Но после того, как Он сотворил идею, определенное понятие, ограниченное и доступное разумному толкованию, каковой идеей являются десять Счислений, или Сефирот, посредники Его проявления, и Адам Кадмон — Первичный, или Высший, Человек, — Он снизошел в этих посредников и, проявленный в этой идее, стал именоваться ЙХВХ, а затем сотворил по Своему образу и подобию вещи, отныне вечно сохраняющие в своем облике Его подобие.
Горе тому, кто представляет себе Бога в той или иной форме или в совокупности тех или иных свойств, даже в действительности Ему принадлежащих; и еще большее горе ему, если он представляет Его себе, уподобляя сынам человеческим, сотворенным из земной материи, а посему подверженным разложению и смерти!
О Нем вообще не может быть никакого представления, кроме такого, которое отражало бы лишь Его проявления, в которых Он через те или иные Свои свойства являет Свои Силу и Власть. Отдельно от Его проявлений не может быть никаких Его свойств, описаний, представлений или понятий. Его возможно сравнить лишь с морем, заполняющим некое огромное вместилище — свой временный бассейн на Земле, например, только что образовавшуюся скальную трещину или впадину, позволяя людям хотя бы на некоторое время составить для себя более или менее четкое представление о размерах этого моря.
Например, исток океана можно проследить, и окажется, что это нечто единое. Если из этого истока выходит некий поток, то относительно истинного пространства, занимаемого морем на территории целого полушария, он будет подобен букве Йод, которая является единым первоисточником, а также первым потоком. Это первый и второй элементы. А теперь представим себе, что искусственным путем была создана огромная впадина в земле, названная Океаном. Это третий элемент — Сосуд. Теперь представим себе, что эта впадина разделена на семь русел, то есть на семь продолговатых меньших по размеру резервуаров; и вода из Океана вытекает по семи руслам рек; вместе Исток, Поток, Океан и семь Рек составляют число 10.
Причина Причин сотворила Десять Счислений, и Исток был назван Кетер, то есть «Corona», «Венец», в каковое понятие неизменно включается идея круга, ибо истечение Света не имеет начала и конца; и посему Он назвал его беспредельным, как Он Сам; подобно Ему, Венец не имеет вида и формы, не имеет сосуда или вместилища, в котором мог бы пребывать неизменно или который мог бы придать ему ту или иную временную, видимую форму.
Таким образом сотворив Венец, Он сотворил некое меньшее по размерам вместилище, букву Йод, и заполнил ее Светом из Истока, назвав «Потоком Мудрости»; проявившись в ней, Он Сам именовал Себя Мудрым, а само вместилище — Хохмой, то есть «Sapientia», «Мудростью».
После этого Он сотворил большее по размерам вместилище, которое назвал Океаном; ему Он присвоил имя Бина, то есть «Intelligentia», «Разум». В этом Океане Он проявился, именуя Себя Разумным, или Понимающим. Он действительно является Всеведущим и Мудрейшим, но Хохма не есть сама по себе Абсолютная Мудрость: она обретает Мудрость через Бину, которая заполняет ею Его Самого; а иссякни этот источник, Хохма осталась бы пуста и неразумна.
Отсюда вытекают семь драгоценных потоков, которым были присвоены следующие имена: Гедула — «Величие», или «Благоволение» (иначе, Хесед — «Милость»), Гебура — «Суровость», «Недвижимость», или «Строгость», Тиферет — «Красота», Нецах — «Победа», Ход20 — «Слава», Йесод — «Основа» и Малкут21 — «Царство», «Власть», или «Мощь». В Гедуле Он именовал Себя Великим и Милостивым, в Гебуре — Суровым, в Тиферет — Прекрасным, в Нецах — Победителем, в Ход — Нашим Славным Творцом, в Йесод — Справедливым (именно Йесод поддерживает существование всех сосудов и всех миров), и в Малкут Он именовал Себя Царем.
В Каббале говорится, что изначально все эти счисления, или сефирот, содержались одна в другой; то есть Кетер включала в себя девять остальных, Хохма содержала в себе Бину, а Бина — семь остальных.
Все вещи в мире, как достаточно туманно и иносказательно пишет в своем комментарии рав Исаак Лурия22, пребывают, содержатся и состоят в Бине, а она, в свою очередь, изливает и отражает их вниз, вид за видом и род за родом, в миры Эманаций, Творения, Составления и Формирования; все вещи нижнего мира, таким образом, отражаются от вещей мира верхнего, а посему называются его истечениями, поскольку из верхнего мира потенциальных способностей они перешли в нижний мир реальных явлений.
Во «Введении…» говорится, что во многих местах Книги Зогар утверждается, что все проистекшие и сотворенные вещи имеют свои корни в верхнем мире. Точно так же свои корни в верхнем мире, в мире оболочек, в самой Его Сущности, имеют и десять сефирот. Эйн-Соф обладает совершенным знанием и провидением, еще задолго до их реального появления, всех будущих степеней и воплощений, сокровенно существующих внутри Его Сущности с начала времен, об их сути, свойствах и потенциальных способностях. Когда Он вошел в сефиру Воплощения, Малкут, которая ранее сокровенно существовала внутри Него, Он пришел к решению, что именно там должны быть сотворены миры; ибо схема первых девяти сефирот была так составлена, что не подходила и не требовала формирования миров на ее основе; поскольку все свойства этих девяти высших сефирот были также и Его свойствами, даже при условии отсутствия всякого Его действия вне Себя Самого; только Малкут, то есть Царство, не была его свойством, если Он не правил сущностями вне Себя Самого, — а поэтому именно в Малкут Он сформировал все миры и проявил их в реальности.
Всего существует десять кругов. Изначально будучи точками, они впоследствии приобрели вид кругов. Десять кругов, в соответствии с таинством десяти сефирот, разделены десятью пространствами; Сфера Сияния расположена в центре пространства Малкут первого сокровенного Адама.
Первый Адам именуется в десяти кругах над Сиянием Первым Сокровенным Адамом; и в каждом из этих пространств формируются многие тысячи миров. Первый Адам облачен в Первичный Эфир и аналогичен миру Бины.
Во «Введении» снова описываются первое и второе нисхождение буквы Йод в освободившееся пространство, дабы сделать Свет, пребывающий там, менее величественным и тонким; создание Техирут (Сияния) из Света, оставшегося после этих нисхождений; передача света Йоду буквой Хей; дальнейшая передача этого света Йодом в Сферу Сияния, а также формирование там, в этой сфере, «другой сферы, именуемой Высшим Венцом, Corona Summa, то есть Кетер, в которой содержатся во всей своей неявленной мощи все остальные Счисления, остающиеся, таким образом, неотличимыми от нее. Точно так же, как в человеке сосуществуют четыре стихии, во всей своей неявленной мощи и не разделенные между собой, так и в Венце во всей своей неявленной мощи сосуществуют все десять Счислений, не разделенные между собой». Также там говорится, что Венец после восстановления именуется «Причиной Причин» и «Древнейшим из Древних».
Далее во «Введении…» утверждается, что точка, или Кетер, является совокупностью всех десяти Счислений; когда она была сотворена, она состояла из всех них вместе, и Свет, проистекший из Первопринципа Эманаций, немедленно проник в нее и узрел две Универсалии (то есть Единства, из которых проистекает множественность, например, порожденная Богом и содержащаяся в Нем идея человечества как единого целого, из которой проистекают идеи всех отдельно взятых людей): Сосуд Восприемлющий, содержащий в себе привнесенный Свет, и сам этот Свет. И этот Свет есть Сущность точки Кетер, ибо Воля Бога есть Душа всего сущего.
—