


Свет Эйн-Софа был безграничен и во всех направлениях не имел начала, конца и пределов. Дабы он не проник в ранее освобожденное от него пространство, ныне наполненное гораздо менее величественным сиянием, и не заполнил его снова, было необходимо установить границу между великим и малым Сияниями; и это разделение воплотилось в Сфере Сияния и точно такой же сфере Кетер, которые были названы Сосудом Восприемлющим, содержащим в себе и включающим в себя Свет сферы. Представим себе море, заполненное прозрачной водой, а в центре его — сферическую массу более густой и темной воды. Внешняя поверхность этой сферы, то есть ее внешняя граница во всех направлениях, является содержащим ее сосудом. Каббала именует сосуды «по природе своей, менее прозрачными и не такими сияющими, как содержащийся в них Свет».
Содержащийся в сосудах Свет является их душой; он не теряет в них своей активности, подобно человеческой душе в человеческом теле. Свет Первопринципа Эманаций (Эйн-Софа) свойствен сосудам, пребывая в них в качестве Света, являющегося их внутренним светом и их душой. Кетер вместе со своей Сущностью проистекла от Первоисточника одновременно с Самой Сущностью и Сосудом, подобно тому, как пламя неразрывно связано с горящим углем и как душа существует внутри тела и присутствует в нем повсеместно. Все Счисления изначально неявленно существовали в ней.
Неявленность их истолковывается следующим образом. Когда женщина зачинает дитя во чреве своем, в эмбрион, которому суждено стать ребенком, немедленно отправляется душа, и в этой душе неявленно существуют все органы, сосуды и элементы тела, которое впоследствии из этого неявленного, внутридушевного состояния, перейдет в состояние обычного человеческого тела новорожденного ребенка.
Затем Мудрость Господа повелела, чтобы все эти Счисления из состояния неявленности в Кетер перешли в состояние явленности, реальности, дабы тем самым сотворились миры; и тогда Он снова направил букву Йод вниз, дабы она вошла в Кетер и воссияла там, а затем снова вознеслась, — что и было сделано. Через это повторное сияние и вознесение буквы Йод проявились и открылись все остальные Счисления, неявленно пребывавшие в Кетер; однако, все еще не разделенные, они оставались в Кетер, формируя круг.
Когда Бог пожелал сотворить из Кетер остальные эманации, или Счисления, Он снова отправил Йод вниз, в верхнюю часть Кетер, так, чтобы одна половина Йода проникла в сферу Кетер, а вторая его половина оставалась снаружи. Затем он отправил в Сферу Сияния букву Вав, чтобы она излила на Йод свой свет.
Таким образом, Йод обрел свет от Вава и так повернул свой лик, чтобы поделиться излишками отраженного великого света с Хохмой, все еще пребывавшей в Кетер; тем самым Йод даровал ей способность порождать другие Счисления, собирать в себе, содержать внутри себя и там же открывать и проявлять все остальные восемь Счислений, до сих пор содержавшиеся в Кетер.
Сфера Кетер раскрылась, и оттуда проистекла Хохма, которая с тех пор пребывает несколько ниже Кетер, содержа в себе все остальные сефирот.
Точно так же Бина, после пребывания в Хохме в состоянии озарения светом второго Йода, проистекла из Хохмы, содержа в себе семь низших сефирот.
И поскольку сосуд Бины был совершенен и воссиял сапфировыми лучами, столь сходными по цвету с лучами Хохмы, между ними не существовало практически никаких различий, а посему Бина не осталась под Хохмой, но поднялась и расположилась слева от нее.
И поскольку Свет свыше обильно проистек в сосуд Хохмы и собрался там в таком количестве, что в конце концов переполнил ее, он, сияя, проистек из нее вовне и направился налево, сообщая силу и изобилие сосуду Бины, ибо Бина женского рода.
Посему Бина, преисполнившись энергией, проистекшей в нее с правой стороны, от Хохмы, посредством второго Йода обрела добродетели и силы, позволяющие ей поочередно породить вовне семь оставшихся сосудов, до поры содержавшиеся в ней. Все они появились на свет, соединенные между собой и следующие один за другим, подобно звеньям одной цепи.
Прежде остальных появились три сефирот: Кетер, Хохма и Бина; и тогда еще не существовало соития. Но затем взаимное расположение Хохмы и Бины изменилось, и они оказались бок о бок друг с другом, а Кетер пребывала над ними; а уже после этого произошло соитие Мужского и Женского принципов, Аббы и Имы, Отца и Матери, еще как точек.
Тот, от Кого проистекли все принципы и вещи, сотворил Адама Кадмона, состоявшего из всех миров, чтобы вложить в него нечто свойственное высшим мирам, равно как и нечто свойственное мирам низшим. Поэтому в нем жили Нефеш (psyche, anima infima, низший духовный элемент человека, Душа), принадлежавшая к миру Асия — литере Хей Тетраграмматона; Руах (spiritus, anima media, более высокий духовный элемент, Дух), принадлежащий к миру Йецира — литере Вав Тетраграмматона; Нешама1 (mens, anima superior, высший духовный элемент), принадлежащая миру Бриа — второй литере Хей Тетраграмматона; и Нешама ле-Нешама, принадлежащая миру Ацилут — литере Йод Тетраграмматона.
Тогда же эти литеры, или сефирот, утратили сферическую форму и обрели вид личности, символом которой стали весы, потому что эта личность была и мужчиной, и женщиной. С одной стороны от нее была Хохма, с другой — Бина, а над ними — Кетер; и точно так же, с одной стороны была Гедула, с другой — Гебура, а под ними — Тиферет.
В книге «Хамишим» говорится, что некоторые исследователи полагают, будто десять сефирот следуют одна за другой постепенно, в десять шагов, пребывают одна прямо над другой, связаны между собой, от высшей до низшей. Другие же исследователи считают, что сефирот проистекли тремя параллельными лучами: направо, налево и в центр; поэтому, по мере убывания значения, Хохма, Хесед (или Гедула) и Нецах располагаются одна над другой на правом перпендикуляре; Бина, Гебура и Ход — на левом; а Кетер, Тиферет, Йесод и Малкут — на среднем; многие также полагают, что все десять сефирот имеют вид сфер, одна внутри другой, при едином, общем для всех них, центре.
Также следует отметить, что таблицы сефирот содержат и еще одно счисление, иногда также именуемое сефирой, которое называется Даат — «Познание». Оно располагается в середине между Хохмой и Биной и является продуктом их слияния.
Адаму Кадмону, идее Вселенной, Каббала приписывает обладание формой человека. Кетер — это его череп, Хохма и Бина — лобные доли головного мозга, Гедула и Гебура — руки, Тиферет — тело, Нецах и Ход — бедра, Йесод — мужской половой орган, и Малкут — женский половой орган.
Йод — это Хохма, а Хей — Бина; Вав — это Тиферет, а вторая Хей — Малкут.
Всё, как говорится в Книге Мистерий, или Сокровенного, собирается вместе так: намерение Господа Благословенного состояло в том, чтобы сотворить Свои Воплощения и тем самым уменьшить излияние Света. Посему он сотворил в Макропросопосе2 Адама Кадмона, или трехглавый Великий Лик — Арик Анпин3. Первая голова именуется «Головой вне познания», вторая — «Головой вне бытия», а третья — «Головой Самого Макропросопоса»; и эти три головы суть Corona, Sapientia и Informatio — Кетер, Хохма и Бина, существующие в Венце мира Эманаций, или в Макропросопосе; эти три головы именуются в Книге Зогар «Атика Кдоша» — Senex Sanctissimus — Святейший Старец. А семь низших царственных сущностей первого Адама именуются Ветхим Денми — Атик Йомин; и именно Ветхий Днями является внутренней частью, или Душой, Макропросопоса.
Никогда еще разум человеческий так активно не стремился понять и истолковать для самого себя процесс Творения и Божественного проявления и в то же время скрыть все результаты этих размышлений от всех, кроме узкого круга посвященных, как в Каббале. Поэтому большая часть каббалистических текстов выглядит для простого, неискушенного читателя совершеннейшей бессмыслицей. Макропросопос, или Адам Кадмон, как мы уже говорили, является единой идеей всеобщего единства Вселенной, включенной в явленного Бога и неявно содержащейся в Нем, в то время как Он Сам неявно пребывает в Абсолюте. Голова, Кетер, пребывающая «вне познания», — это Воля Бога, или Сам Бог как Воля. Хохма, Голова, пребывающая «вне бытия», — это Творческая Сила жизнепорождения, или творческая Мысль, которая пока еще пребывает во Боге, то есть не явлена, не действует вне Его, а посему фактически не имеет бытия. Бина, Голова, которая является истинной Головой Макропросопоса, — это творческая разумная способность, которая, оплодотворенная Хохмой, производит на свет Мысль. Эта Мысль есть Даат, или, скорее, результатом действия Мысли является Размышление, Мыслительный процесс, единство, многочисленными руслами истечения которого являются отдельные мысли.
Это положение можно проиллюстрировать следующим примером. Боль, испытываемая человеком, является чувством, или ощущением. Оно должно быть произведено. Для того чтобы оно было произведено, должна существовать не только способность нервов его произвести, то также и средство его произведения в них за счет вышеупомянутой способности. Эта творческая Сила, или, в нашем случае, творческое Средство, производящая пассивная Причина и сама произведенная в конечном результате боль подобны Хохме, Бине и Даат.
Четыре мира, или Вселенные: Ацилут, Бриа, Йецира и Асия, — то есть, соответственно, миры Эманаций, Творения, Произведения и Формирования, — вот еще одна великая загадка Каббалы. Первые три мира постоянно пребывают во Боге. Первый — это Вселенная как она потенциально существует во Боге, определенная и воображенная, но все еще совершенно бесформенная и безвидная, не развитая нигде, кроме как в Его эманациях. Второй мир — это Вселенная в Идее, определенно пребывающей во Боге, но отдельной от Его Сущности и все еще не наделенной какой-либо определенной формой, — это простое единство. Третий мир — это та же Вселенная, потенциально существующая во Боге, неявленная, но наделенная формами, — это Идея, развившаяся во множество и индивидуальность, последовательность видов и личностей; в то время как в четвертом мире потенциальность превращается в реальность, сформированную Вселенную; этот мир существует в пространстве точно в том же виде, в котором он существует для нас.
Сефирот, говорится в «Porta Coelorum»4, волей своего Беспредельного Источника, пользующегося ими, как мастеровой пользуется орудиями своего труда, действующего ими и через них, являются причиной существования всего сотворенного, произведенного и сформированного и в своих действиях, в свою очередь, применяют определенные средства. Этими сефирот Свет и Личности производятся не per se, а посредством предварительного сотворения идей и Лучей Беспредельного, которые, в различной степени нисходя от Высшего Источника, тем не менее, неотделимы от Него, в то время как Он через них распространяется в пространстве для того, чтобы творить все прочие вещи и, таким образом, является вселенской Единой и Совершенной Первопричиной всего сущего, хотя для выполнения той или иной задачи Он воплощается в той или иной сефире, или в том или ином виде.
Бог произвел на свет все вещи Своими Разумом, Волей и свободным Расположением. Он пожелал сотворить их посредством Своих сефирот и Ликов, ибо именно посредством них Он счел наилучшим явить Себя, и творение было тем более совершенным, ибо Он пожелал сотворить и сами причины, и Причины Причин, а не только низкие следствия.
В первом Порождении Бог сотворил все остальные причины и источники. Ибо, поскольку Сам Он является простейшим Единством, от этого простейшего Единства непосредственно может проистечь только Единый, а посему ясно, что из этого Первого и Высшего Беспредельного Единства одновременно проистекает Всё и Единый. Этот Единый, следовательно, проистекая из Простейшего Единства, уподобляется Ему; но в то же время Всё, проистекающее из этого Совершенного Единства, не могущего быть измеренным посредством никакого иного Единства, становится в некоторой степени проявленным, оставаясь, тем не менее, Абсолютным и Совершенным.
Эманация, утверждается в той же книге, — это Истечение, являемое Неистекающим, Конечное, проистекающее от Бесконечного, Множественное и Сложное, проистекающее от Совершенного Простейшего Единства, Потенциал, проистекающий от Беспредельных Мощи и Действия, Движущееся, проистекающее от Совершенно Покоящегося и Постоянного, а следовательно, это нечто несколько низшее и меньшее, по сравнению с Беспредельным Совершенством Бога. Первопричина является всеми вещами в мире в их непроявленной беспредельной форме, так что все вещи, проистекающие от Него, являются Первопричинами в конечном и несовершенном виде.
Необходимое Бытие, существующее в Себе, ибо Оно не может быть разделено на множество, тем не менее, Само по Себе разделяется на Первопричины, в зависимости от их природы, или образа существования, или сосуда, — и каждой выделяется соответствующее вместилище; поэтому Единая Беспредельная Сущность, заключенная в эти пределы, границы, или внешности, и постижимая в них, принимает на Себя определенность размеров и Сама становится множественной за счет множественности этих оболочек.
Человек (единица Человечества) — это микрокосм, в то время как Адам Кадмон — это макрокосм, содержащий в себе все Причины, проистекшие от Первопричины, точно так же, как материальный человек представляет собой конечный результат и завершение всего Творения, начало которого пребывает в Божественном Человеке. Как низший Адам получает всё от Всего, так высший Адам снабжает Всё всем. Как первый является принципом отраженного света, так второй является принципом Прямого Света. Как первый является конечной точкой Света Нисходящего, так второй является конечной точкой Света Восходящего. Как низменный человек восходит из низшей материи даже к Первопричине, так и Высший Адам нисходит из Простейшего и Беспредельного Действия даже в низшие и слабейшие потенциалы.
Триада — это возвращение двойственности к единству.
Триада — это принцип Числа, потому что, возвращая двойственность к единству, она восстанавливает в ней то же количество, за счет которого она покинула единство. Это первое нечетное число, содержащее в себе первое четное число и единство, которые суть Отец и Мать всех чисел; то есть, таким образом, оно содержит в себе начало, середину и конец.
Адам Кадмон проистек из Абсолютного Единства, а поэтому сам является единством; но также он проистекает и нисходит в свою собственную Природу, а потому является также и двойственностью. Потом он снова возвращается к Единству, которое содержит в себе, к Высшему, а следовательно, является Триадой и Тетрадой.
Поэтому Главное Имя состоит из четырех букв — двух одинарных и одной, повторенной дважды; ибо первая Хей — это супруга Йода, а вторая Хей — супруга Вава.
Эти средства проявления Первопричины, непостижимо сокрытые в Нем Самом, суть сефирот, проистекающие непосредственно от Первопричины и волей Ее Природы производящие на свет и управляющие всем остальным.
Сефирот проистекли от Первого и Простейшего Единства, так проявляющего Свое Беспредельное Благо. Они являются зерцалами Его Истины и аналогами Его Высшей Сущности, идеями, порожденными Его Мудростью, и выражениями Его Воли, вместилищами Его Потенциала и орудиями Его Действия, сокровищами Его Счастья и дародателями Его Милости, судьями Его Царства и откровениями Его Закона, а также, наконец, Названиями, Свойствами и Именами Того, Кто превыше всего и всему является Первопричиной, десятью категориями, включающими в себя все сущее, вселенскими родами, включающими в себя все вещи и проявляющими их вовне, вторичными причинами, посредством которых Первопричина порождает следствия, действует и управляет всем сущим; лучами Божества, освещающими и являющими все сущее; формами и идеями всех родов, из которых проистекло все сущее; душами и потенциалами, через которые всему сущему даруются сущность, жизнь и движение; временными стандартами, посредством которых измеряется все сущее; бестелесными пространствами, содержащими в самих себе и включающими в себя Вселенную; Высшими Монадами, из которых проистекают все множества, через них проистекающие из Простейшего Единства, и наконец, формальными Совершенствами, проистекающими из и неразрывно связанными Единым Беспредельным Высшим Царственным Совершенством, то есть Причинами всех обусловленных Совершенств, озаряющими элементарные Разумы, не соединенными с материей, и разумными Душами, равно как и Небесными, Стихийными и Стихиями Порожденными телами.
В «Идра Сута»5 говорится, что Он, Священнейший Сокровенный Старейший, отделил Себя от всего сущего и с тех пор все больше и больше удаляется от него; но Он отделил Себя от сущего не в действительности, ибо все вещи все равно остаются с Ним в неразрывном единстве, а Он — со всеми вещами. Он есть Всё сущее, Священнейший Старец Всего Сущего, сокрытый всеми средствами сокрытия.
Принимая форму, Он порождает девять Светочей, сияющих от Него вовне как Его проистечения во внешнем для Него мире. Эти светочи сияют от Него вовне, исторгая пламя и распространяясь повсюду от единого центра; подобно тому, как лучи от поднятой вверх лампы распространяются от нее во все стороны; но всякий увидевший их и приближающийся к их источнику раньше или позже постигает, что все они проистекают от одной и той же лампы.
Пространство, в котором предстоит осуществить Творение, определяется Священнейшим Старцем и освещается проистекающим от Него Светом Мудрости — Началом, от которого проистекают все воплощения.
Он предстает в виде трех голов, которые суть одна Голова; они распространяются в Микропросопоса6 и от них проистекает все сущее.
Затем Мудрость сотворила Покров, наделенный формой, посредством которого проявились ранее не явленные и бесформенные сущности, обретшие тем самым форму, в свою очередь, произведя из себя некие истечения.
Когда Его Мудрость распространяется таким образом, проистекая вовне, она обретает имя Отца Отцов, ибо в Ней пребывает и ею воспринимается вся вещественная Вселенная. Эта Мудрость является Первопринципом всех вещей, и в ней — начало и конец.
«Книга Сокрытия» («Сифра ди-цениута»)7 посвящена описанию Равновесия. Прежде чем возникло Равновесия, говорится там, лик не взирал на лик.
А в Комментарии на это произведение говорится, что Весы, или Равновесие, обладают одновременно мужской и женской природой. В духовном мире Зло и Добро пребывают в равновесии, которое восстановится, когда все Зло преобразуется в Добро и Добро пребудет повсеместно. Ибо как Весы пребывают в равновесии своих чаш, соединенных между собой рычагом, так в равновесии пребывают и Счисления, воплощенные в различных личностях в этом возрожденном мире. Хохма пребывает справа, на стороне Гедулы, а Бина — слева, на стороне Гебуры, в то время как Кетер служит для них рычагом-перемычкой и находится посредине и над ними. Так Гедула, или Хесед, находится по одну сторону, а Гебура — по другую, а под ними пребывает Тиферет; Нецах по одну сторону, Ход — по другую, а под ними — Йесод.
Высший Венец, то есть Святейший Старец, Сокровеннейший из Сокровенных, формируется внутри сокровенной Мудрости, которая обоепола, то есть является одновременно и мужчиной, и женщиной.
Хохма и Бина, или Мать, которую Хохма оплодотворяет, количественно равны. Мудрость и Матерь Размышлений проистекают одновременно и живут вместе, ибо, когда проистекает Разумная Сила, творческий Источник мышления обычно бывает включен в нее.
Перед тем, как Адаму Кадмону был придан вид Мужчины и Женщины и утвердилось состояние Равновесия, Отец и Мать не смотрели друг другу в лицо, ибо Отец — это совершеннейшая Любовь, а Мать — совершеннейшая Неподвижность, а поэтому она неизменно отворачивала от него свой лик.
В «Идра Рабба» говорится, что в Древнейшем Сокрытом Едином нет левой (женской) стороны, но весь Он состоит из правой (мужской) стороны. Вся общность всего сущего сводится к Ху — то есть понятию «Он», и Он пребывает по обе стороны.
Макропросопос (Адам Кадмон) не настолько близок к нам, чтобы говорить с нами от первого лица; он чаще определяется в третьем лице, как Ху, то есть «Он».
О буквах там же говорится, что Йод — мужского пола, Хей — женского, а Вав — обоего.
В Йоде в действительности содержатся три Йода, в верхней и нижней точках, и Вав — в середине. Верхней его точкой определяется высшая Кетер, Вавом в середине — Хохма, нижней точкой — Бина.
В «Идра Сута» говорится, что Вселенная была сформирована изначально посредством придания ей вида мужчины и женщины. Мудрость, беременная всем сущим, проистекши и воссияв, также проистекла и воссияла в форме мужчины и женщины. Хохма — это Отец, Бина — Мать; эти две сефирот пребывают в равновесии, как в равновесии пребывают мужское и женское начала, и поэтому все вообще вещи в мире существуют в двух формах — мужской и женской; и будь это не так, они вовсе не существовали бы.
Первопринцип Хохма является Творцом всех вещей, и он соединяется с Биной, и она изливает свое сияние внутрь его. Когда они сливаются таким образом, она зачинает во чреве, и в конечном итоге в свет изливается Истина.
Йод оплодотворяет Хей, и она зачинает во чреве Сына, которого впоследствии и порождает. Первопринцип под именем Отца (Мужчины, или Творческого Принципа) постигается в Йоде, который сам нисходит потоками вниз от источника энергии Священного Абсолюта.
Йод — это начало и конец всего сущего. Поток, проистекающий из него, есть вся вещественная Вселенная, которая вечно становится и никогда не прекращает быть. Весь этот становящийся мир творится Йодом, ибо Йод включает в себя две буквы. Все вещи содержатся в Йоде, и поэтому он именуется Всеотцом.
Все возможные категории проистекают из Хохмы; в ней содержатся все вещи в неявленном виде; совокупность всех вещей, или Единство, содержащее в себе множество, из которого проистекает все сущее, есть Священное Имя — ЙХВХ.
С точки зрения каббалистов, все личности содержатся в видах, все виды — в родах, и все частности — в универсалии, которая есть идея, абстрагированная от всех суждений отдельных личностей; это не совокупность отдельных личностей, но, скорее, некий Ens, Бытие, или Существо, идеал или интеллектуальное построение, тем не менее, совершенно реальное, предшествующее большинству личностей, содержащее их все в Себе, откуда все они впоследствии развились или проистекли.
Если данное положение противоречит твоим суждениям, думай о нем, как о подразумевающем, что, в случае если данная теория действительно справедлива, изначально всё содержалось и пребывало во Боге, а затем Вселенная проистекла от Него, а не была сотворена Им из ничего; имеется в виду идея Вселенной, существовавшая во Боге до того, как она, собственно, проистекла, и она была столь же реальна, сколь реален Сам Бог. Весь людской род, или человечество, например, существовал тогда во Боге, не разделенный на отдельные человеческие личности, но как единое целое, из которого суждено было проистечь всему результирующему множеству.
Всё реальное изначально обязательно должно быть возможным, чтобы лишь затем обрести реальное воплощение или претворение; и именно эта изначальная возможность, или потенциал, была для каббалистов истинным Бытием. Перед тем, как Вселенная явилась и развилась, она непременно должна была существовать потенциально в совокупности всех своих отдельных элементов и личностей, заключенных в Единство. Это была Идея, или План, Беспредельного Бога, и ему еще только предстояло придать форму. Он должен был проистечь от Беспредельного Бога и быть Его частью, хотя и не Самой Его Сущностью.
Гебура, Строгость, сефира, противоположная по значению Гедуле и состоящая с последней в половой связи, производит на свет Тиферет, Гармонию, или Красоту. Также Гебура именуется в Каббале Правосудием, или Суждением, в каковое определение включаются идеи ограничения и обусловливания, часто видящиеся ее действительным изначальным смыслом; точно так же Милость часто именуется еще и Беспредельным. Так Каббала аллегорически наставляет нас в том, что во всем сущем присутствует в той или иной степени не только Конечное, но и Бесконечное; что нерушимость сурового закона ограничения, оказывающего неизменное ограничивающее, связывающее и обусловливающее влияние на всё ниже и рядом с Беспредельным Абсолютом, все же смиряется и изменяется милостью, настолько облегчающей его бремя, чтобы Беспредельный, Неограниченный, Необусловленный также присутствовал повсюду и чтобы, таким образом, духовная и материальная природы пребывали в равновесии, Добро повсюду уравновешивало Зло, Свет повсюду уравновешивал Тьму, — из чего, в конечном итоге, проистекает Вселенская Всеобщая Гармония. В свободном пространстве, созданном для осуществления в нем Творения, все же остались следы оболочек, или следы следов Света Эйн-Софа, или Света Сущности Беспредельного. Человек, следовательно, обладает как собственно людской, так и Божественной природой, и видимое противоречие его природы в действительности, напротив, является еще одним примером равновесия, по крайней мере, так будет, если он сам того захочет; из этого равновесия проистекает Гармония, не только жизни и действия, но и добродетели и совершенства.
Для того чтобы полностью понять каббалистическую идею сефирот, необходимо помнить, что они считались пребывающими не только в мире Эманаций — Ацилут, но также и в каждом из остальных миров — Бриа, Йецира и Асия. Они не только были свойствами Неявленного Бога, не только Он Сам в свете наложенных Им Самим на Себя ограничений, но и Его истинными проявлениями, то есть Его свойствами, явленными как средства действия; также они считались свойствами Вселенской Природы — духовной, умственной и материальной, произведенной и осуществленной потоком истечения Его Самого.
С точки зрения Каббалы, Бог и Вселенная суть одно; и в этом изначальном Единстве как Источнике, или Архетипе, содержались, будучи включенным в него, а также из него потом проистекли, изверглись и воссияли вовне все многочисленные составные частицы. Где же начинается индивидуальность? Изливает ли из Себя индивидуальность сокрытый
Источник и Поток, то есть Единство, или же индивидуальности — это волны, или капли, или парообразные частицы? Море и река сами по себе суть единства, но капли воды в каждом из этих единств многочисленны. Дерево едино, но листья его многочисленны; с наступлением зимы они падают к его корням, и дерево продолжает жить, и весной на его ветвях распускаются новые листья. Разве род людской — не дерево, а отдельные люди на лице Земли — не его листья? Как еще объяснить силу воли и сочувствия, зависимость жизни каждого человека в каждую ее минуту от жизни всех остальных людей, кроме как через единство всего людского рода? Узы, связующие воедино все сотворенные в мире вещи, суть узы совершенного Единства, и вся Вселенная — это одно единое Целое, развивающееся и изливающееся во множество.
Бестолковые комментаторы утверждают, что Каббала приписывает половые свойства Самому Богу. Для такого утверждения в Каббале нет никаких оснований, будь то в самой Книге Зогар, или в каких-либо комментариях на нее. Напротив, вся каббалистическая доктрина основывается на фундаментальной посылке, что Сам Бог беспределен, распространен повсюду вне всяких ограничений и определений, а посему Ему не может быть никаких соответствий или соотношений. Для того чтобы начать процесс Творения, Ему сначала было необходимо освободить внутри Себя некое пространство. Для достижения этой цели Бог, Чья природа может быть с некоторой степенью приближенности к достоверности описана как Свет, пребывающий одновременно во всем пространстве, бесформенный, безвидный и ничем не ограниченный, сократил Сам Себя повсюду вокруг некоей центральной точки внутри Самого Себя, таким образом создав некое квази-пустующее внешнее пространство, в котором остались только оболочки Его Света; и в это сферическое пространство Он излил Свои Эманации, частицы Своего Света и Своей Природы, а уже некоторым из этих последних символически приписываются половые свойства.
Сначала Беспредельный ограничивает Сам Себя, проистекая вовне в виде Воли, решения приступить к действию. Эта Воля Бога, или Бог как Волеизъявление, есть Кетер, или Венец, первая сефира. В ней заключаются все остальные эманации. Также это философская необходимость. Беспредельный не сначала изъявляет Свою Волю, а только потом, вследствие этого волеизъявления или в результате действия Своей Воли, творит. Изъявлять волю и творить Ему не только свойственно одновременно, но, в сущности, эти два процесса суть для Него одно и то же. Точно так же Он не узнаёт в силу Своей Всеведущести, что то или иное Его действие будет мудрым, а только потом, в силу такой Своей уверенности сперва принимает решение поступить так или иначе, а затем так или иначе поступает. Его Мудрость и Его Воля также действуют одновременно, и для Него определить, что то или иное Его действие будет мудрым, — фактически значит, осуществить это действие, в частности, сотворить то или это. Таким образом, Его Воля содержит в себе все сефирот. Эта Воля, определяющая для Него необходимость действовать разумным суждением, мыслить, формировать Идею Вселенной, эта Воля побудила Его Силу побудить Разумную Способность к действию, а посему сама стала этой Силой. Его Сущность, проистекшая из Эйн-Софа как Воля, теперь проистекает далее как Творческая Сила для того, чтобы в Разумной Способности зародился Разум — Бина. Само Действие, Мысль, Размышление, порождение Идеи — это Даат; и, как говорится в «Сифра ди-цениута», Сила и Способность, творческая и производящая, активная и пассивная, Воля и Возможность, объединяющиеся для порождения Действия, или отражения Мысли, или Размышления, всегда пребывают в союзе. Как утверждается и в других текстах Каббалы, и то, и другое изначально содержатся и, в сущности, включено в конечный результат. И Воля как Мудрость, или Разумная Способность, и Возможность как Действенная Способность являются Отцом и Матерью всего сущего, ибо для того чтобы было сотворено все сущее, необходимо было, чтобы Беспредельный сформировал для Себя и внутри Себя идею того, что Он желал бы произвести или сотворить; и поскольку Он существует вне Времени, желать для Него — значит, творить; замыслить — значит, пожелать и сотворить; и в Идею, потенциальную Вселенную, была заранее включена последовательность всех вещей и явлений в ней. Из нее проистекают все возможные вещи в их развитии.
Нецах и Ход, соответственно, седьмая и восьмая сефирот, обычно именуются в Каббале Победой и Славой. Нецах — это совершенный Успех, пребывающий у Бога, для Которого будущее — это настоящее, и, следовательно, в конечном результате, свойственный всем Его тварям в силу неизменного закона Равновесия, повсеместно утвержденного Им для них. Это взаимное примирение Света и Тьмы, Добра и Зла, Свободы Воли и Необходимости, Всемогущества Бога и свободы человека, гармонический результат развития всего сущего, не будь которого, все развитие Вселенной нужно было бы признать ошибочным. Это изначальное Совершенство Бога, проявленное в Его идее Вселенной и во всех ее отделениях, или мирах: духовном, умственном и материальном; именно это Совершенство считается успешным результатом, который одновременно производит, или порождает, его и сам им является; ибо само совершенство Плана и есть успех. Это власть Необходимости над Случайностью; и она, в свою очередь, производит, или порождает, и одновременно сама является Славой и Восхвалением Великого Беспредельного Изобретателя, План Которого успешно претворяем в жизнь и победоносен.
Из этих двух сефирот, которые суть одно, то есть из совершенства Божественной Природы и Мудрости, которое считается Успехом и Славой, то есть противоположностями Неудачи и Позора, проистекает то, что Каббала называет Йесод, или Основание, и определяет как детородный орган символической фигуры человека, воплощающей в себе все десять сефирот; из Йесода, в свою очередь, проистекает Малкут — Власть, Владычество, Правление. Йесод — это Постоянство и Неизменность, которые, говоря языком непосвященного, проистекают из совершенства идеи Разумной Универсалии, из которой впоследствии развиваются все частные идеи, из успеха этой схемы и результирующих Славы и Удовлетворенности Бога Собой; однако в действительности эти Постоянство и Неизменность сами суть Совершенство, Успех и Слава, ибо беспредельно мудрый Бог, для Которого прошлое, настоящее и будущее едины и являются одним непрерывным величественным Сейчас, в то время как все пространство — единым и беспредельным Здесь, не нуждался в том, чтобы ожидать результатов претворения в жизнь Своего плана, как человек вынужден ждать результатов того или иного своего действия или предприятия, дабы увидеть, несет оно успех или поражение, и лишь затем определить, стоит ли сделать это действие или предприятие постоянным и неизменным, или же оно привело к неудаче, а потому является временным и не имеет будущего. Его Совершенство и является Успехом Его плана; Его Слава — это Постоянство и Неизменность Его плана; свойства Постоянства и Неизменности, как и прочие, принадлежат Вселенной, материальной, умственной, духовной и реальной постольку, поскольку они принадлежат Самому Беспредельному.
Эти Постоянство и Неизменность создают стабильность и порождают последовательности. Именно за счет Постоянства, или неизменно и бесконечно повторяющихся явлений, за счет неизменности последовательностей, очередная смерть порождает новую жизнь, а разложение — возрождение; Необходимость и Судьба также действуют в соответствии с законом неизменной последовательности, а значит, ему подчинены и совершенная власть и правление (Малкут) Беспредельного Бога над всем сотворенным Им, равно как и над случайностью и судьбой; и не существует и не может существовать никакой Вселенной во времени и пространстве, кроме как в единстве сил, проистекающих от Него и не действующих и не способных действовать иначе как в соответствии с Его Волей. Это утверждение, профански говоря, вытекает из предыдущего; однако в действительности Совершенство Его Плана, которое есть также и Успех, Его Слава, и сама по себе неизменность этого Плана суть также Его Совершенная Власть и полное отрицание Случая, Судьбы и Перипетии. И поскольку Беспредельная Мудрость, или Абсолютный Разум, правит в Самой Божественной Природе, точно так же он правит и в мире Его Эманаций и в мирах, или системах, Духа, Души и Материи, в каждом из которых наблюдается некоторое присутствие Случая, Судьбы или Неразумной Веры, как и в самой неявленной Божественной Природе.
Такова каббалистическая теория относительно каждого из четырех известных миров: (1) Божественная Природа, или Само Божество, количественно ограниченное и определенное, но не явленное в сущностях, — это мир Эманаций; (2) первые сущности, то есть духи, или ангелы, — это мир Творения; (3) первые формы, то есть души, или психические природы, — это мир Порождения, или Составления; (4) материя, или тела, — это мир Формирования, или Производства. В каждом из этих миров Бог присутствует как десять сефирот и через них. Первой в каждом из них является Кетер, Венец, Кольцо, или Обод, Голова. Далее, в этой Голове определены два полушария головного мозга — это Хохма и Бина, которые в своем союзе порождают Даат. Эти три сефирот также можно обнаружить и в Духовном мире; они также являются универсалиями душевного и материального миров, производя на свет остальные, низшие сефирот. Затем в полном Равновесии следуют Закон и Равенство, Справедливость и Милость, Божественная Беспредельная Природа и Человеческая Ограниченная Природа, Добро и Зло, Свет и Тьма, Милосердие и Суровость, снова Мужчина и Женщина как Хохма и Бина, которые смиряют друг друга и в своем семейном союзе порождают остальные сефирот.
Вся Вселенная и все последовательности всех вещей и явлений в ней изначально содержались в Беспредельном, то есть еще задолго до Творения; и его Милосердие и Снисходительность, смиряющие и ограничивающие закон суровой Справедливости и неизменного Воздаяния позволили Ему собственно творить; ибо будь это не так, если бы Он только установил повсеместно суровый и неизменный Закон Справедливости, это непременно заставило бы Его немедленно по сотворении уничтожить Вселенную, задуманную и сотворенную Им, а следовательно, предупредило бы ее сотворение вообще. Это Милосердие, в сущности, было и есть суть и квинтэссенция Неизменности и Постоянства высшего Плана Творения, а также составная часть Самой Божественной Природы. Каббала поэтому определяет ее как Свет и Белизну — символ Самой Сущности Бога. С этой идеей, оказывается, согласен и Св. Павел, рассуждающий о Законе и Милости, и в этом нет ничего удивительного, поскольку известно, что Павел изучал Каббалу, сидя «при ногах» Гамалиила Законоучителя8.
Высшая Власть Бога переплетается с Милостью и укрепляется за ее счет. Милость, изливаемая во Власть, является ее неотъемлемой составляющей частью и заставляет ее порождать последовательности и постоянства Вселенной. Ибо Малкут в Каббале женского рода. Это матрица, или лоно, из которого появляется на свет все сущее.
Каббала — одна из изначальных, древнейших традиций, и ее основание покоится на едином положении учения магов: «Видимое нами является пропорциональной мерой изучения Незримого». Древние, наблюдая за действием на физическом плане вселенского закона Равновесия как результата одновременного действия противоположно направленных сил, из физического равновесия выводили равновесие метафизическое и полагали, что Бог является первой активной Причиной, признавая при этом равновесие противоположных по значению основополагающих свойств всех вещей: постоянства и движения, необходимости и свободы, разумного порядка и самоуправления Высшей Воли, справедливости и любви, а следовательно, суровости и милости, милосердия, или снисходительности.
Идея равновесия во всех воплощениях, о том, что мужской принцип пребывает с одной стороны, женский — с другой, и над тем и другим пребывает Высшая Воля, Которая также есть и Абсолютный Разум, удерживающий их в равновесии. В соответствии с учением Каббалы в этом — основание всех религий и всех наук, изначальная и неизменная идея всех вещей. Сефирот — это тройной треугольник и круг, идея Триады, истолкованная через образ Весов и умноженная сама на себя в царстве Идей, а затем – реализация этой идеи в формах.
Единство способно проявляться только в Двойственности. Само Единство и Идея Единства — это уже пара.
Единство человеческой природы становится совершенным в двойственности правой и левой сторон. Изначальный человек был обоеполым.
Божество, Единое в Своей Сущности, имеет два основополагающих условия, служащие фундаментом Его бытия — Необходимость и Свободу.
Законы Высшего Разума обусловливают Свободу и управляют ею во Боге, Который, в силу необходимости, мудр и разумен.
Знание предполагает двойственность. Объект познания необходим для субъекта, то есть того, кто, собственно, знает.
Двойственность порождает общество и законы. Число 2 — это также число гносиса (это слово обычно используется вместо слова «наука» и выражает идею познания посредством интуитивного озарения). Это Единство, умножающееся Само на Себя во имя творения; именно поэтому, в соответствии со священной аллегорией, Ева родилась из груди Адама.
Адам — это Тетраграмматон в человеческом обличье, образ которого сводится к мистическому Йоду Каббалы — символу каббалистического фаллоса. Прибавьте к Йоду трехбуквенное имя Евы — и вы получите имя Иеговы, то есть Божественный Тетраграмматон, трансцендентальное и каббалистическое Великое Слово:
Таким образом, Единство достигает апогея в оплодотворенной Триаде, соединяясь с ней, и формирует Тетраду, которая есть ключ ко всем числам, движениям и формам.
Квадрат, вращаясь вокруг своей оси, порождает круг, равный себе, ведь посредством вращения четырех равных углов вокруг некоей центральной точки получается квадратура круга.
Двойственность служит мерилом Единства, а равенство между тем, что наверху, и тем, что внизу, формирует из них, вместе взятых, Тройственность.
Для нас Творение — это своего рода механический процесс; для древних он был своего рода процессом рождения. Образ Миропорождающего Яйца присутствует в космогониях всех народов; современная наука установила, что практически все животные в той или иной мере являются, в сущности, яйцекладущими. Из этой идеи зарождения жизни развилось распространенное по всему миру почитание образов животворящей силы, в образе ли Ставроса9 гностиков, в образе ли Философского Креста масонов.
Алеф — это мужчина; Бет — женщина. Один — это Принцип; два — это Мир. «А» активна, а «Б» — пассивна. Единство — это Боаз, а двойственность — это Яхин.
Две колонны — Боаз и Яхин — в соответствии с учением Каббалы, служат объяснением всех таинств природных, политических и религиозных противоречий.
Женщина сотворена Мужчиной, в то время как весь тварный мир, соответственно, является женской ипостасью Первопринципа. Когда Принцип Бытия стал Своею Волей Творцом, Он путем эманации, истечения, произвел на свет Идеальный Йод, и, дабы создать для него необходимое пространство среди полноты несотворенного Света, Он должен был освободить и погрузить в тень часть пространства, равную по размерам мирам, которые Он планировал сотворить; в это освободившееся пространство Он и излил идеальный Йод несотворенного Света.
Природа Активного Принципа состоит в постоянном рассеянии; а природа Пассивного Принципа — в постоянном собирании и оплодотворении.
Сотворенный мир — обиталище Творящего Слова. Для того чтобы осуществлять творение, Творческая Сила и Животворящая Способность должны соединиться, и тогда, в силу этого союза, Двойственность снова превратится в Единство. Слово — это Первенец, то есть перворожденный, а не первый сотворенный Сын Бога.
Повторим снова: «Sancta sanctis», то есть «Святое — святому», — и только для того, кто свят, священными будут таинства Каббалы. «Ищите, и обрящете, — гласит Писание, — стучите, и откроется вам». Если ты желаешь и ищешь быть допущенным в Святилище, мы уже достаточно сказали, чтобы указать тебе путь к нему. Если нет, бесполезно было бы говорить тебе что-либо еще, как бесполезно было бы говорить и все то, что мы уже успели сказать.
Философы-герметики также выводили свои учения из положений Каббалы, а в особенности из трактата «Бейт Элохим», то есть «Domus Dei»10, также известного под названием «Pneumatica Kabalistica»11 и принадлежащего перу рава Авраама Коэна Эрейра12, а также трактата «De Revolutionibus Animarum»13 рава Исаака Лурия.
Алхимики скрывали эту философию за своими символами и за терминологией грубой материалистической химии; этот профессиональный жаргон был практически совершенно не понятен никому, кроме истинных посвященных; однако ключ к его пониманию доступен и тебе, и эта философия вполне достойна изучения тобой. Труды разума человеческого всегда интересны и поучительны.
Быть вечно богатым, вечно молодым, бессмертным, — вот о чем во все времена мечтали алхимики.
Превращение в золото свинца, ртути14 и всех остальных металлов, создание панацеи, то есть лекарства от всех болезней, и эликсира бессмертия, — вот какими вопросами они занимались для того, чтобы удовлетворить свои устремления и реализовать мечты.
Как и все Мистерии Магии, таинства «Великого Делания» имеют в основе своего символизма тройственность: они носят одновременно религиозный, философский и природный характер.
В религии философское золото — это Абсолютный Верховный Разум; в философии это Истина; в зримой природе — Солнце; в подземном мире минералов — совершеннейшее и чистейшее золото.
Именно поэтому Великое Делание во все времена считалось стремлением к обретению Абсолюта, а сам этот труд считался аналогичным действию Солнца.
Все мастера тайной Науки признают, что невозможно добиться материального результата, если в двух высших градусах не обретаются все соответствия вселенской панацеи и философского камня.
Затем, утверждают они, работа становится легкой, необременительной и не требует особых затрат; в противном случае она не приносит плодов, поглощая при этом все сбережения и даже саму жизнь ученого.
Вселенская панацея для души — это Высший Разум и Абсолютная Справедливость; для ума — математическая и практическая Истина; для тела — Квинтэссенция, сочетание света и золота.
Materia Prima15 Великого Делания в Высшем Мире — это порыв и деятельность; в среднем мире — разум и трудолюбие; в нижнем мире — труд; в науке это сера, ртуть и соль, которые, попеременно выпаренные и сконденсированные, составляют Азот древних мудрецов.
Сера соотносится со стихией Огня; ртуть — с Воздухом и Водой; соль — с Землей.
Великое Делание — это, превыше всего прочего, творение человеком себя самого, то есть совершеннейшее и полнейшее овладение им своими способностями и своим будущим. Превыше всего прочего, это совершенное самоопределение его воли, дарующее ему власть над царством Азота, власть над магнетизмом, а именно совершенную власть над вселенским магическим агенсом.
Этот магический агенс, который древние философы скрывали под туманным термином «Prima Materia», определяет формы подверженной изменениям Сущности; алхимики утверждали, что посредством нее они могли обрести власть над превращением металлов и вселенским лекарством.
Существуют два взаимозависимых герметических действия: духовное и материальное.
Вся герметическая наука содержится в учении Гермеса, запечатленном, как говорят, на изумрудной скрижали. Например, аспекты Великого Делания, в этом тексте описываются так:
«Отдели землю от огня, тонкое — от грубого, отдели мягко и искусно.
Эта субстанция восходит от Земли к Небу и снова нисходит на Землю, и принимает в себя силу того, что наверху, и того, что внизу.
Так овладеешь славой всего мира, и всякая тьма устранится от тебя.
Эта сила превыше всех сил, ибо она преодолеет все тонкое и проникнет во все твердое.
Так был сотворен мир».
Все Мастера Алхимии, писавшие о Великом Делании, пользовались языком символов и аллегорий; они были вынуждены поступать так и отказывать в допуске к своим трудам профанам, для которых эти священные труды могли просто оказаться опасны, ограничивая участие в них только адептами, обладающими достаточными знаниями для того, чтобы открыть для себя весь мир соответствий, управляемый единым высшим учением Гермеса.
Так, например, на их языке, золото и серебро — это Царь и Царица, или Солнце и Луна; сера — летящий Орел; ртуть — Мужежена, крылатая, бородатая, восседающая на кубе и увенчанная языками пламени; материя, или соль, — крылатый Дракон; расплавленные металлы — Львы различных цветов; наконец, все Делание целиком символизировали Пеликан или Феникс.
Герметическое Искусство, таким образом, было одновременно религией, философией и естественной наукой. Как религия оно — религия древних магов и посвященных всех времен и народов; как философия оно основано на принципах Александрийской школы и теориях Пифагора; как наука оно основано на исследованиях природных процессов в трудах Парацельса16, Николя Фламеля и Раймонда Луллия17.
Наука реальна только для тех, кто признает и понимает философию и религию; и ее поиск приведет к успеху в том только случае, если ее адепт обрел свободу и самоопределение воли и тем самым стал Царем мира стихий, ибо великий посвященный в процессы деятельности Солнца осознает также и силу, о которой свидетельствуют символы учения
Гермеса, запечатленного на Изумрудной скрижали; это универсальная магическая сила, духовная, огненная, движущая; это древне-иудейский Од18, астральный Свет иных исследователей.
Это тайный огонь, живой и философский, о котором все философы-герметики говорят как о великом сокровенном таинстве; это Вселенское Семя, тайну которого они хранили и эмблемой которого служил кадуцей в руке Гермеса.
Это великий герметический Аркан. То, что посвященные называли мертвой материей, — это тела как они представлены в зримой природе; живая же материя — это сущности, ассимилированные и намагнетизированные знаниями и волей Делателя.
Дабы Великое Делание не превратилось в простую химическую процедуру, в Силу Божественного Слова должно излиться сотворенное в реальности простое человеческое слово.
Сотворение золота в процессе Великого Делания осуществляется путем перевоплощения и умножения.
Раймонд Луллий пишет, что для того, чтобы сотворить золото, нужно взять золото и ртуть; а для того, чтобы сотворить серебро — серебро и ртуть. Он добавляет: «Под ртутью я разумею минеральный дух, столь тонкий и чистый, что он золотит крупицу золота и серебрит крупицу серебра». То есть в действительности под ртутью он подразумевает или, говоря современным языком, электричество, или Од — астральный Свет.
Соль и сера в процессе этого труда служат только для приготовления ртути, и именно ртути нам следует приписывать (и, собственно, включать в нее) магнетическое действие. Видимо, только Парацельсу, Луллию и Фламелю удалось в совершенстве постигнуть это таинство.
Великое Делание Гермеса поэтому, в сущности, — магическое действо, причем, наивысшее из всех возможных, поскольку оно предполагает достижение Абсолюта в науке и в воле. Свет существует в золоте, золото — в свете, а свет — во всем.
Ученики Гермеса, прежде чем пообещать своим адептам Эликсир жизни или Порошок претворения, советовали им посвятить себя поискам Философского камня.
Древние поклонялись Солнцу в виде черного Камня, именовавшегося Элагабалом, или Гелиогабалом. Верным Апокалипсис обещает обретение белого Камня19.
Этот камень, утверждали Мастера Алхимии, и есть истинная Соль Философов, являющаяся составной частью, одной третью, Азота. Но, как мы знаем, «Азот» — это название великого Герметического Агенса, иначе говоря, истинного философского Агенса; поэтому алхимики изображали Азот в виде кубического камня20.
Философский камень лежит в основании Абсолютной философии, Верховного и неизменного Разума. Прежде чем начать размышлять о работе с металлами, мы должны твердо сфокусировать внимание на Абсолютных Первопринципах Мудрости; мы должны овладеть Разумом, который является пробирным камнем Истины. Человек, подверженный воздействию суеверий, никогда не станет Царем природы и Властелином трансмутаций. Следовательно, Философский камень ему нужнее всего в мире. Но как же его найти? Гермес пишет в своей «Изумрудной Скрижали», что мы должны отделить тонкое от грубого и неподвижного, мягко и искусно. Следовательно, мы должны отделить свои убеждения от своей веры, таким образом точно определив и разграничив в своей собственной природе области царства веры и царства науки; мы должны осознать, что мы не верим ни во что из того, что знаем, и не знаем ничего, во что верим; а посему суть веры состоит в том, что она занимается вопросами непознаваемого, неизвестного и неопределенного, в то время как ее диаметральная противоположность в том, что касается предмета рассмотрения, называется наукой. Из чего мы делаем вывод о том, что наука основывается на Разуме и опыте, а вера — на чувствах и опять-таки Разуме.
Солнце и Луна алхимиков соперничают в совершенствовании и укреплении Философского камня. Они также соответствуют двум колоннам Храма — Яхину и Боазу. Солнце служит иероглифической эмблемой Истины, ибо оно источник Света, а Грубый камень — символ неизменности, стабильности. Отсюда средневековые алхимики делали вывод о том, что Философский камень — это первое средство для производства Философского золота, то есть средство изменения всех жизненных сил шести металлов, представленных в Солнце, то есть в Истине и Свете; это первый необходимый процесс Великого Делания, ведущий к вторичному усвоению и позволяющий создателям духовного, живого золота, обладателям истинных Философских соли, ртути и серы, обнаружить при помощи природных аналогий природное, зримое и осязаемое золото.
Найти Философский камень — значит, открыть Абсолют, говорили все Мастера Алхимии. Но Абсолют не признает никаких ошибок и заблуждений, это Неизменное в Изменчивом, это Закон Воображения, это сама Необходимость Бытия, это неизменный Закон Разума и Истины. Абсолют — это Сущий.
Открыть Абсолют в Беспредельном, в Неопределенном, равно как и в Конечном, — вот в чем состоит Magnum Opus — Великое Делание мудрецов древности, которое Гермес называл «Деланием Солнца».
Обнаружить неизменную основу истинной религиозной Веры, философской Истины и перевоплощения металлов, — вот в чем состоит истинное таинство Гермеса во всей его полноте, Философский камень.
Камень этот одновременно един и множествен; он разлагается анализом и вновь составляется синтезом. В состоянии анализа это порошок — алхимический Порошок претворения; до анализа и после синтеза это твердый камень.
Камень Философов, говорят древние Мастера, никогда не должен испытывать воздействие воздуха или быть увиденным профаном; он должен храниться в полной тайне и под надежной охраной в потаеннейшем месте лаборатории, и только обладатель его должен иметь и постоянно носить с собой ключ от этого тайника.
Владыка Великого Аркана и есть настоящий Царь, и более чем просто царь, ибо ему совершенно чужды страх и несбыточные надежды. При любой болезни тела или души одной частицы священного камня, одной-единственной крупицы Божественного порошка ему хватит для того, чтобы не только совершенно излечиться, но и для гораздо большего. «Имеющий ухо слышать да слышит,» — говорят Мастера древности.
Сера, соль и ртуть — это всего лишь вспомогательные элементы, пассивные орудия Великого Делания. Как уже говорилось, все зависит от внутреннего Магнита Парацельса. Все Делание состоит в проекции; и эта проекция становится совершенной и завершенной, если достигнуто действенное и совершенное понимание одного-единственного Слова.
—