Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима
Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима
Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима

Древний и Изначальный Устав Мемфиса-Мицраима

Древний и Изначальный Устав Мемфиса-Мицраима
Масоны в России

Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима

Ахиман Резон

Вольный Каменщик любит спокойствие, во все времена повинуясь гражданским властям, при условии что они не преступают законные границы Религии и Разума. И доселе не было так, чтобы истинный Мастеровой был замечен в каком бы то ни было темном Заговоре, Плане, Замысле или Умысле на Государство, ибо первейшей Заботой его является общественное Благо, поэтому всем гражданским правителям с самого высокого уровня до самого низкого он оказывает должные уважение и повиновение.
Однако поскольку в различные времена претерпело Масонство от разрушительных последствий Войн, Кровопролитий и Опустошений, не менее важным предназначениям всякого Мастерового является соблюдение законов Мира и Верности, многочисленные примеры какового поведения встречаем мы в жизнеописаниях древних Царей, этот закон использовавших для защиты себя и своих народов. Однако же если Брат окажется столь порочен, что восстанет на Государство, не встретит он никакого вспомоществования со стороны его Собратьев, и они не станут поддерживать с ним никакого частного общения, дабы от того Государство не взревновало о них и не сочло их ему сообщниками.
В отношении самого себя Масону надлежит тщательно избегать всех видов Неумеренности и Излишеств, могущих помешать исполнению им необходимых обязанностей, его славной Должности присущих, или даже привести его к Преступлениям, которые способны навлечь Бесчестие на все древнее Братство.
Он должен обращаться с низшими так, как желал бы он, чтобы высшие обращались с ним самим, с мудростью полагая Природу человеческую одинаковой у всех без всякого исключения; и пусть Масонство никого не лишает его Чести, тем не менее, Цех признает необходимость строжайшим образом следовать Путями Добродетели, и для этого единственным Методом, достойным всякого разумного человека, является сохранение холодным Разума.
Масон должен быть настолько великодушен, чтобы никогда немилосердно не отвращать слух свой от любого стона униженной Нищеты, но ежели Брат его впал в Нужду, он в особенности обязан выслушать со вниманием все его жалобы, в ответ на которые из Груди его должно хлынуть бурным потоком Сострадание, за которым, в свою очередь, должно воспоследовать Вспоможение, безоглядное и в силу его возможностей.
Масон должен с неизменным Почтением относиться к власти своего Мастера и председательствующих Офицеров, вести себя меж Братьями смиренно, при этом не пренебрегая обычными своими Делами лишь во имя пребывания в доброй компании, перебегая из Ложи в Ложу. Не должен он и спорить с невежественной Толпой про различные безумные поклепы на Братство. Часы своего заслуженного Досуга должен он посвящать изучению Наук и Искусств и совершенствованию способностей Разума своего, дабы впредь исполнять ему свой долг не только пред великим Творцом, но и пред ближним своим, и пред самим собой. Ведь ходить смиренно пред Богом, утверждать Справедливость и любить Милосердие суть неотъемлемые черты истинного Вольного и Принятого Каменщика, и черты эти, надеюсь, все мы обретем в конце концов. Также осмелюсь уповать на то, что в этом всякий истинный Брат мой ко мне присоединится. Аминь.
Преимущества, проистекающие из строго соблюдения Принципов Цеха, настолько очевидны, что мне верится, всякий добропорядочный человек был бы рад их знать и им следовать, поскольку Принципы эти имеют целью своей обретение Счастья в Жизни, будучи основаны на прочном фундаменте Мудрости и Добродетели.
Во-первых, наши Преимущества и Наставления, будучи должным образом применены, способствуют не только нашему процветанию по сию сторону Могилы, но и жизни нашей в вечном Счастье по ту ее сторону.
Ибо Цех наш основан на прочном фундаменте, который никогда не позволит появиться никакому Кощунству, никакому Распутству, Глумлению, Злоумышлению или Раздору. И пусть Братья не во всем придерживаются одного и того же мнения в вопросах Веры, они всегда держат одну сторону в вопросах Масонства, что значит всегда трудиться по Справедливости, не есть чужой Хлеб даром, но по мере возможностей своих любить своего Ближнего и служить ему, как надлежит добрым Братьям в одной семье. Справедливо полагая, что абсурдом было бы ссориться с Человеком только потому, что он верит не так, как ты сам, ведь это все равно, что ругать его за то, что он с тобою не одного роста и т.п.
Посему приносить Утешение униженным и оскорбленным, делить свой Хлеб с трудолюбивыми Бедняками, наставлять заблудших странников на истинный Путь, — вот неотъемлемые свойства нашего Цеха, подобающие его высокому достоинству, и таковы цели, которых намереваются достигнуть все достойные Члены сего великого Общества.
Такие и подобные им Преимущества, проистекающие из строгого соблюдения Принципов Цеха (как рано или поздно понимает всякий Брат), по зрелом размышлении, не только не уступают, но и во многом превышают любые привилегии, любым Обществом своим Членам даруемые.
Ежели так, достойные члены сего великого и весьма полезного Общества не могут перестараться при тщательнейшем отборе Членов. Я имею в виду глубочайшее и подробнейшее вызнавание всех сторон Характера и Обстоятельств всякого Кандидата, просящего о чести быть посвященным в Таинства Франкмасонства.
От этого ведь зависят Благосостояние и сама Жизнь Цеха, ибо коль скоро Праведность, Добродетель и Согласие суть единственные Украшения человеческой Природы (столь склонной, однако, к противоречивым действиям), так и Счастье в Жизни зависит в значительной мере от нашего мудрого Выбора на этом этапе.
Ибо человеческое Общество не способно существовать без Согласия и постоянного исполнения взаимно взятых Обязательств, поскольку, как при возведении каменной Арки, стоит одному лишь камню выпасть на Землю, обрушится все остальное строение.
В стародавние времена далеко не всякий человек мог быть принят в наш Цех по одной лишь его личной Просьбе, пусть и был он человеком добропорядочным и нравственным. Он мог разделить все привилегии нашего древнего и достопочтенного Сообщества только в том случае, если познания и навыки его в Масонстве были таковы, чтобы бог он ими способствовать совершенствованию и обогащению всего Искусства в целом, или же если обладал он столь изобильным Состоянием, что оно позволяло ему давать Мастеровым работу, воздавая им должное, и защищать их.
Я не хотел бы, чтобы меня понимали так, что никакой добропорядочный Работник не может быть допущен к нашим высоким Преимуществам; напротив, я придерживаюсь того мнения, что все достойные члены широкого Общества воистину могли бы послужить Украшением любой нашей Ложи.
Те, кого я имею в виду, — это приземленные Негодяи, павшие на самое дно жизни (часто к ним относятся изгнанные из Общества1), часто не умеющие ни читать, ни писать. Допущенные в свое время, за счет Масонства и через него, в общество тех, кто во всем стоит их выше, они часто брали на себя больше, нежели могли исполнить, и под видом поиска Знаний часто впадали они в простые Обжорство и Пьянство, пренебрегая выполнением основного своего долга и ремеслом своим, принося урон и горе своим Семьям, которые, в свою очередь, вообразили, что имеют законное право изливать свои печали и обвинения на Общество Франкмасонов в целом, не зная и не желая знать, что Конституции и Принципы наши как раз противостоят подобным низменным проявлениям.
Здесь, мне кажется, необходимо дать добрый совет тем, кто, возможно, имеет Намерение вступить в это древнее и почтенное Сообщество. Во-первых, им следует понимать, что никакой Человек не может быть посвящен в регулярные Франкмасоны, если он не свободен от любой Зависимости, не достиг зрелого Возраста, не здоров телом и всеми его членами или не наделен всеми человеку присущими чувствами. Таков нерушимый обычай Масонов на все времена и во всех странах известного нам мира.
Здесь мне бы хотелось добавить и еще пару слов. Люди, к кому я сейчас обращаюсь, обладают определенным Образованием и Честью, но при этом находятся в стесненных Обстоятельствах. И я говорю: пусть они сперва подсчитают доходы своей Семьи и учтут, что Франкмасонство требует от своих членов материальной Состоятельности, регулярного Посещения и достойного внешнего Облика, чтобы ничем не посрамить свою древнюю Славу. Я бы и еще больше сказал по этому вопросу, но мне кажется достаточным привести здесь требования Регламента, а посему отсылаю любезного Читателя к ним.
Далее мне хотелось бы остановиться на выборе Офицеров для управления Ложей, согласно древним и единообразным Законам, записанным в наших Конституциях. Это крайне немаловажный вопрос, поскольку Офицеры в Ложах не только обязаны отстаивать и улучшать Благосостояние своих Лож, но и трудиться во имя всего Братства в целом.
Посему никакой человек не может быть выдвинут кандидатом и затем избраться на такую должность, если Заслуги его и Навыки не таковы, чтобы оказался он способен всё сие исполнять должным образом. Он должен быть отлично знаком со всеми общими и внутренними Законами и Правилами Цеха; он должен быть человеком наивысших Чести и Доброты, терпимым к обидам, умеренным в речи, осмотрительным в советах и (превыше всего) постоянным в Дружбе и умеющим верно хранить Тайну.
Лишь такие Кандидаты заслуживают избрания в Правители и Начальники своих Лож, кому повинуются и кого почитают Члены этих Лож, и кто своими мудрыми и сообразными древним Установлениям решениями могли бы смирять алчных, непокорных, самонадеянных, заносчивых и тщеславных Болтунов — позор и пятно на всяком Обществе человеческом.
Не могу также здесь удержаться и от того, чтобы сказать, что знавал я Людей, чьи намерения были самые честные и достойные, кто ничего дурного не имел в виду, однако натворил величайших Ошибок, часто ведших к упадку и краху добрых и верных Лож; причиною же этому было неосмотрительно поспешное избрание на высокие посты тех Братьев, чья недостаточная осведомленность в Масонстве лишала их возможности исполнять должным образом обязанности, вверенные их попечению, к величайшему горю всего Цеха и к их собственному Бесчестью.
Среди Требований к членам Цеха и Принципов, на коих он покоится, я упоминал про поведение Масонов в Ложе. Ныне я хотел бы добавить к сказанному еще несколько слов. Каменщик обязан с должным почтением повиноваться всем разумным распоряжениям своего Мастера и председательствующих Офицеров. Он не должен браниться, сыпать проклятиями, злоязычно клясться и заключать пари, пользоваться неучтивыми выражениями и поминать всуе Божье Имя, вообще прибегать к дурным манерам, не должен дурачиться и обращать в шутки и балаган серьезные и священные предприятия своей Ложи; не должен он также вносить в Ложу какие-либо споры или ссоры в связи с Политикой или Религией, поддерживать их или рассказывать про них, не должен заставлять кого-либо из Братьев сидеть в Ложе, есть или пить против желания того Брата, никогда не говорить ничего, что может быть сочтено оскорбительным или нарушать свободное и доброжелательное течение Братской беседы, дабы этим не нарушить Гармонию и не опорочить славные Цели и Принципы нашего древнего и достопочтенного Братства.
По чести и по совести, считаю долгом своим рекомендовать Франкмасонство как наилучшее Лекарство для искоренения уже упомянутых и всех прочих Пороков, а также его регулярные Ложи — как единственные собрания, где Люди (самым приятным и невиннейшим образом) могут совместно выслушивать, понимать и изучать Долг свой пред Богом и пред Ближними своими, причем, всё это — без обильных злобных и язвительных Слов, долгих Споров и ожесточенных Дебатов, возникших меж впавших в грех Заблуждения народов тысячелетия тому назад и вместо того, чтобы объединять всех людей в священный единый Союз служителей Господа и Собратьев в единой Семье, разделивших их на разнообразные толки и компании, начиная от времен Башни Вавилонской, и речь здесь идет не только о языках.
Говоря же о поведении Братьев вне Ложи, надеюсь, что краткий перерыв между собраниями Ложи не приводит к Забвению правил Приличия и добрых Нравов, принятых в стенах Ложи, каковые правила могут служить Братьям точно так же неизменно и нерушимо для сверения с ними своего поведения в любой другой Компании и в любом другом месте. Подобно настоящему Досточтимому Мастеру своей Ложи, обязан каждый из Братьев так наставлять свою Семью и управлять ею, чтобы дома у него царили Страх Господень и Любовь к Ближнему. А в обращении со старшими по возрасту или по положению должен он себя вести так же, как с Мастером своей Ложи, отдавая им дань уважения и т.д.
Эти рассуждения могут сподвигнуть Братьев к дальнейшим размышлениям о долге, присущем им как Франкмасонам, а также о том, как им себя вести, чтобы приблизиться к Богу, соответствовать Принципам Вольного Каменщичества и не уронить собственную Честь. Далее, к вящей радости прочих моих Читателей, я приведу главные Заповеди, или Наказы, Вольных и Принятых Каменщиков.

  1. Люди, исключенные из своих Лож за те или иные проступки и т.д., которые, обнаружив, что столь достопочтенное общество полагает их недостойными членства, тем не менее, тщатся уверить прочих людей в своих порядочности и честности, а также в своем праве принимать, посвящать и создавать Вольных Каменщиков в любое время и в любом месте, по своей единоличной воле. Эти мошенники (пусть и немногочисленные) часто собираются вместе, дабы принимать к себе фактически первых встречных, по своим собственным низменным и корыстным соображениям, и посвящать их в то немногое, что им известно о Цехе. Именно немногое, поскольку я хотел бы честью своею заверить моих Читателей, что никакой человек, верно и правильно понимающий первоосновы нашего Цеха, не может настолько быть слеп, чтобы преступить древние его Ландмарки. Поэтому посетителям различных таверн следует с особой осторожностью такие компании обходить, ибо не могут они принести добропорядочному человеку ни пользы, ни славы. См. также в Новом Регламенте гл. VIII.
Великая Символическая Ложа России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима